Научная статья на тему 'Теория организаций - от «Основы» в «Будущее»'

Теория организаций - от «Основы» в «Будущее» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория организаций - от «Основы» в «Будущее»»

является важным, однако, возможно, ученые, работающие в области теории менеджмента, должны быть меньше озабочены достижением немедленных практических эффектов и больше заняты созданием базовых концептуальных подходов для понимания управленческих проблем»1.

Книга Георгия Борисовича Клейнера -блестящий пример сочетания базовых концептуальных подходов к решению сложнейших проблем реформирования экономической деятельности на уровне страны, обусловленной этими реформами деятельности предприятий, с практическими рекомендациями для менеджеров, разрабатывающих и реализующих стратегию предприятий.

Несомненным достоинством рецензируемой книги является системная методология разработки базовых концептуальных положений общетеоретического характера и использования этих положений для решения широкого круга проблем стратегического менеджмента. Эта книга должна стать объектом изучения не только в высших экономических учебных заведениях, но и в федеральной программе подготовки менеджеров высокой квалификации.

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ -ОТ «ОСНОВЫ» В «БУДУЩЕЕ»

В.А. Цветков

1 Огье М., Тис Д.-Дж. Научные исследования, публикации и образование в области менеджмента // Российский журнал менедж-мента. 2004. Т. 2. № 4. С. 15.

Рецензия на учебник Б.З. Мильнера «Теория организаций» (7-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 864 с.).

Подготовить рецензию на новое издание книги Б.З. Мильнера «Теория организаций» - одновременно почетное и ответственное дело.

Во-первых. Борис Захарович Мильнер, академик РАЕН, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники РФ, заведующий кафедрой Государственного университета управления, широко известен в нашей стране как крупный ученый. Мильнер - один из основателей российской научной школы организации и управления производством, с трудами которого хорошо знакомы несколько поколений научных работников, руководителей предприятий и организаций, аспирантов и студентов.

Во-вторых. Учебник «Теория организаций», получивший широкую известность, выдержал уже седьмое издание и входит в число 16 лучших книг за 16 лет издательства «ИНФРА-М» (http://www.infra-m.ru/live/ topbestsellers.asp). Поэтому сказано и написано о книге уже почти все.

И тем не менее хочется еще раз отметить: «Теория организаций» представляет собой фундаментальное исследование теории и практики управления производством. В книге на основе анализа современных мировых тенденций и результатов исследований, обобщающих передовую практику, впервые подробному разбору подвергаются механизмы функционирования новых типов организаций.

Приводится углубленная трактовка современных аспектов теории организаций, среди которых особое место занимает прогнозирование перспективных форм и методов деятельности организаций будущего. На высоком профессиональном уровне рассмотрены теория организаций, ее место в системе наук, эволюция взглядов на ее сущность и структуру, роль и место человеческого фактора, формирование организационных структур, функционирование, использование информационных технологий, адаптация их в российских условиях.

Важным научным результатом автора явилась реальная возможность перейти от рассмотрения частных моделей состояния или развития объектов управления к установлению взаимосвязи и взаимодействия моделей, сложным процессам функционирования систем, отображению взаимовлияния и взаимозависимости многих факторов - экономических, социальных, правовых, организационных, психологических, информационных и др.

Несомненным достоинством рассматриваемой книги является ее опора на основные концепции теории фирмы. Удачным представляется выбор автором теории ресурсной базы для описания фирм и их различий. Такой подход ориентирует на ключевые компетенции фирмы, обусловленные ее ресурсами, и позволяет вычленить роль знаний как одного из наиболее важных ресурсов для создания конкурентных преимуществ. Особое внимание уделено межпредметным связям и теоретическому объяснению наиболее сложных вопросов и тем.

В рамках небольшой рецензии невозможно подробно охарактеризовать все важнейшие аспекты, рассмотренные автором, поэтому кратко укажем основные моменты.

В первой части («Основы») автор рассматривает теорию организаций, ее место в системе наук, эволюцию научных взглядов на ее сущность и структуру. Представлены основные теоретические исследования, научные принципы и модели организации производства - от работ классиков (Ансоффа, Богданова, Вебера, Дракера, Саймона, Тейлора,

Файоля и др.) до современных теорий системного подхода, социальных систем, бихевиористских концепций и т.д. При этом основной упор в изложении сделан на научную и практическую значимость рассматриваемых теорий в условиях перехода к рыночным отношениям. Дополнительно автор рассматривает вопросы, связанные с понятием и сущностью организации, уделяя особое значение их классификации и выявлению особенностей каждого типа организационных систем.

Во второй части («Структуры»), которая также является теоретической, автор подробно анализирует принципы формирования и функционирования организационных структур. Рассматриваются как условия и формы их построения, так и преимущества и недостатки различных видов организационных структур (линейно-функциональные, дивизиональные, продуктовые, проектные, матричные), а также возможные варианты их сосуществования и взаимного дополнения. Заканчивается данный раздел главой об организационном проектировании, в которой представлены основные подходы и способы формирования управленческих структур.

В третьей части («Человеческий фактор») рассматриваются вопросы, связанные с ролью и местом человеческого капитала в профессиональном управлении организацией в условиях постоянных организационных и экономических изменений, динамичного технологического развития и высокой степени неопределенности внешней среды. Приводится интересный и практически важный материал о лидерстве, искусстве и мастерстве управления, формах проявления межгрупповых отношений, путях преодоления межгрупповых конфликтов.

В четвертой части («Культура организации»), которая впервые включена в новое седьмое издание, автор знакомит читателя со всем комплексом вопросов организационной культуры, роль которой в обеспечении эффективной деятельности организацией неизменно повышается. В данной части подробно рассматриваются вопросы, связанные

Цветков В.А.

с сущностью и понятием культуры в организационных структурах, культуры как фактора деловой активности. Большое внимание уделяется вопросам имиджа и репутации, они рассматриваются через призму безусловной достоверности и открытости данных о деятельности организации.

В пятой части («Функционирование») освещаются вопросы координации и коммуникаций, а также их эффективности при принятии решений в организациях, т.е. дается представление об основных методах и организационных механизмах, приводящих в действие субъекты хозяйствования и обеспечивающих их устойчивую работу.

В шестой части («Управление знаниями») Б.З. Мильнер приводит принципиальный вывод, к которому стоит прислушаться: инновационный характер развития присущ сегодня всем сферам хозяйственной деятельности. В эпоху динамичных изменений в хозяйственной жизни, вызванных революционными достижениями в науке и технике, использованием информационных технологий, знания превращаются в поистине основной стратегический ресурс предприятий. И тот, кто умеет собирать, наращивать и успешно применять этот ресурс, приобретает устойчивое и перспективное конкурентное преимущество. Производство знаний становится важным фактором экономического роста, а продажа знаний в разных видах, в разных упаковках превращается в мощный локомотив развития экономической системы страны - ее технологических, организационных, социальных, инфраструктурных элементов. Все предприятия сталкиваются с проблемами управления знаниями: надо управлять кадрами, специалистами - носителями знаний, надо управлять интеллектуальными активами, принадлежащими предприятиям, надо управлять созданием новых продуктов, расширением клиентской базы, чтобы укреплять свое положение на рынке, полнее удовлетворять запросы потребителей. На основании теоретических разработок и обобщения практики многих компаний излагается весь спектр вопросов - от

значения, отбора, накопления и распространения знаний до их различных группировок, оценки эффективности управления ими, изменения роли менеджеров. Вместе с тем автор обращает внимание на то, что в управлении знаниями важен системный подход, сочетающий организационные, личностные и технологические компоненты.

В седьмой части («Информационные технологии») автор убедительно показывает, что общемировые тенденции постиндустриального развития привели к необходимости существенно изменить информационные отношения в обществе. Информация и информационные технологии из вспомогательного фактора общественного производства превращаются в фактор, решающим образом влияющий на экономику организации. Информационные технологии становятся непосредственным фактором экономического развития. Поэтому в данном разделе важное место отводится использованию новейших технических средств управления и информационных технологий, оказывающих непосредственное влияние на повышение продуктивности и эффективности деятельности организации в целом.

В восьмой части («Адаптация к рынку») автор, освещая вопросы, связанные со структурной перестройкой российской экономики, отмечает, что они стали серьезным испытанием способности производственных организаций адаптироваться к динамичным изменениям внешней среды. Возникающие у предприятий в связи с этим проблемы устойчивости, платежеспособности, финансирования и, как правило, управляемости разрешаются, если им удается упорядочить процесс выбора новых конфигураций своих системных связей. В данном разделе рассматривается влияние форм собственности на организацию управления применительно к разным видам хозяйствующих субъектов, соответствующие типы структур управления и методы их адаптации к рыночным отношениям.

В девятой части («Малые предприятия») читатель знакомится с новыми материалами,

которые автор впервые включил в данное издание. На примере анализа мирового опыта раскрываются важные практические формы и методы организации малого бизнеса, особенности его управления и перспективы развития.

В десятой части («Интеграция») на основе анализа изменений в производстве, экономике и организации воспроизводства четко показано, что мировая экономическая система постепенно приобретает качественно новые черты. Прежде всего существенные изменения претерпела организация производственной деятельности. Растущее значение в мировой экономике приобретают крупные корпорации, финансово-промышленные группы (ФПГ), транснациональные компании (ТНК), которые, по сути, превратились в основу общехозяйственного устройства, став своеобразными центрами глобализации, оказывающими решающее влияние на мировой рынок товаров, услуг и капиталов. В этой связи автор уделил большое внимание современным формам интеграции предприятий: корпорациям, холдингам, консорциумам, синдикатам, картелям, совместным предприятиям и др.

В одиннадцатой части («Государство и предприятие») дается представление обо всем комплексе вопросов, касающихся взаимодействия государства с предприятиями. Это и современные формы государственного регулирования, и принципы организации и функционирования федеральных органов власти. Особое место отведено освещению вопросов формирования рыночной инфраструктуры. Приводится материал о государственно-частном партнерстве.

В двенадцатой части («Преобразования и изменения») проводится анализ и сопоставления основных методологических принципов, процессов и собственно методов перестройки организаций, а также критериев оценки организационных решений, основных направлений корректировки организационных структур. Особый интерес представляет материал, связанный с процедурами и правовыми вопросами слияния предприятий, вклю-

чая постановку и решение задач, связанных с определением эффективности организационных изменений.

В тринадцатой части («Будущее») рассматриваются объективные требования к организациям будущего. Приводятся основные характеристики возникших в последнее время организаций «с внутренними рынками». Подробно раскрываются основы построения и механизмы функционирования таких новых типов организаций, как виртуальные, сетевые, многомерные, круговые, интеллектуальные. Большое внимание уделяется обучающимся организациям, выступающим в роли ключевого фактора организационного развития. Тема раскрывается полно, доходчиво, наглядно и интересно.

Заканчивая рассмотрение, хочется еще раз отметить, что в каждом разделе содержатся серьезные методические и практические рекомендации - как работать, если вы хотите, чтобы ваше предприятие и вы сами шагали в ногу со временем, опирались на достоверные, систематизированные и новейшие знания в соответствующей сфере, эффективные информационные технологии и коммуникационные системы.

Книга предназначена для практических работников, преподавателей, студентов и аспирантов экономических вузов. Одновременно она, несомненно, будет интересна и полезна тем читателям, которые привыкли, не упуская из виду практическую, коммерческую сторону дела, вести свой бизнес, сообразуясь с тенденциями развития мировой и российской экономики - одним словом для всех, кто интересуется актуальными проблемами организации и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.