Научная статья на тему '«ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ» С. С. УВАРОВА КАК ПРОЕКЦИЯ КОНСЕРВАТИВНОЙ ДОКТРИНЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА'

«ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ» С. С. УВАРОВА КАК ПРОЕКЦИЯ КОНСЕРВАТИВНОЙ ДОКТРИНЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
18
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. С. Уваров / национальная идея / самодержавие / православие / народность / министр народного просвещения / консерватизм / S.S. Uvarov / national idea / autocracy / Orthodoxy / nationality / Minister of Public Education / conservatism

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зарубина Кристина Александровна

Рассматриваются основные положения «теории официальной народности», разработанной министром народного просвещения Российской империи С. С. Уваровым в первой половине XIX в. Определено, что Сергей Семёнович считал православную веру основой российского государства, на которой держится всё общество. Самодержавие, по С. С. Уварову, – это единственно верная форма организации политической власти. Народность интерпретировалась министром народного просвещения как «показатель» индивидуальности и своеобразия России. Все эти три элемента Сергей Семёнович определял как национальные начала российского государства. Установлено, что и в настоящее время часть исследователей считают уваровскую формулу источником жизнеспособной идеологии современной России, находя в ней полезные для российского общества идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THE THEORY OF OFFICIAL NATIONALITY” BY S.S. UVAROV AS A PROJECTION OF THE CONSERVATIVE DOCTRINE OF THE RUSSIAN STATE

The search for a unifying principle to strengthen modern Russian society forces us to turn to the historical foundations of the formation of a national ideology. For the Russian Empire, since the XIX century, such a unifying beginning has been the conservative doctrine, reflected in the so-called “theory of official nationality”, proclaimed by a prominent Russian statesman, senator, Minister of Public Education, real privy councilor of the Russian Empire, Sergei Semenovich Uvarov. Uvarov believed that the government of the country should “be carried out in the united spirit of Orthodoxy, Autocracy and Nationality”. Contemporaries called these three elements the triune beginning of the historical existence of the Russian Empire. The love of faith, as S.S. Uvarov believed, is characteristic of the Russian people since ancient times. And to deprive him of this faith would be to tear out his heart. Autocracy is an integral component of the political existence of the Russian state. Nationality according to Uvarov is an indicator of the individuality and originality of Russia, a magnitude that is not subject to any progressive changes. In general, the Minister of Public Education calls these constants national principles, emphasizing that following these constants is the only way to the civilizational maturity of the Russian state. Many researchers still consider the “theory of official nationality” to be the source of a viable ideology of modern Russia. Thus, despite the fact that the “theory of official nationality” is still perceived as a model of reactionary views developed by S.S. Uvarov constants can still be useful to Russian society today in the formation of a unified national idea, the formulation of new geopolitical tasks of the country.

Текст научной работы на тему ««ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ» С. С. УВАРОВА КАК ПРОЕКЦИЯ КОНСЕРВАТИВНОЙ ДОКТРИНЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 1 (41). С. 29-34. УДК 93/94

Б01 10.24147/2312-1300.2024.11(1).29-34

К. А. Зарубина

«ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ» С. С. УВАРОВА КАК ПРОЕКЦИЯ КОНСЕРВАТИВНОЙ ДОКТРИНЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА*

Рассматриваются основные положения «теории официальной народности», разработанной министром народного просвещения Российской империи С. С. Уваровым в первой половине XIX в. Определено, что Сергей Семёнович считал православную веру основой российского государства, на которой держится всё общество. Самодержавие, по С. С. Уварову, - это единственно верная форма организации политической власти. Народность интерпретировалась министром народного просвещения как «показатель» индивидуальности и своеобразия России. Все эти три элемента Сергей Семёнович определял как национальные начала российского государства. Установлено, что и в настоящее время часть исследователей считают уваровскую формулу источником жизнеспособной идеологии современной России, находя в ней полезные для российского общества идеи.

Ключевые слова: С. С. Уваров; национальная идея; самодержавие; православие; народность; министр народного просвещения; консерватизм.

«Тут представляется во всём объёме Государственная задача, которую мы принуждены решить без отлагательства, задача, от коей зависит судьба Отечества - задача столь трудная, что одно простое изложение оной приводит в изумление всякого здравомыслящего...»

С. С. Уваров, 1833 г.

Международная социально-экономическая дестабилизация, разрастание существующих и появление новых общественных расколов, рост экстремистских настроений, терроризма, формирование очагов политической напряжённости и вооружённых конфликтов в мире, утрата национальной идентичности отдельными странами - это и многое другое в настоящее время является неотъемлемыми «спутниками» современного развития мирового сообщества. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема укрепления национального самосознания, формирования у каждого члена общества чувства гражданственности и патриотизма, единого культурного и духовно-нравст-

венного фундамента развития личности, осознающей самобытность и особенности исторического пути своего государства. Как справедливо отмечается в Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», для российского государства эта проблема также остаётся актуальной, и только осмысление и укрепление традиционных российских ценностей с опорой на накопленный многовековой культурно-исторический опыт позволит народу России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы современности1. Однако определение общей национальной идеи - дело не будущего, а сегодняшнего дня.

Поиск объединяющего начала для укрепления современного российского общества заставляет обратиться к историческим основам формирования общегосударственной идеологии. Для Российской империи, начиная с XIX в., времени расцвета русской культуры, выработки основных принципов на-

* Работа выполнена в рамках реализации программы развития ФГБОУ ВО «Юго-западный государственный университет» проекта «Приоритет 2030».

© Зарубина К. А., 2024

ционального самосознания, таким объединяющим началом стала консервативная доктрина, нашедшая отражение в так называемой «теории официальной народности», провозглашённой видным русским государственным деятелем, сенатором, министром народного просвещения, действительным тайным советником Российской империи С. С. Уваровым. Именно эта доктрина является объектом настоящего исследования.

С. С. Уваров родился в 1786 г. в Санкт-Петербурге. Его мать - Д. И. Уварова (Головина) - имела прекрасное образование, знала несколько языков. Отец - С. Ф. Уваров -представитель древнего дворянского рода, погибший в русско-шведской войне 17881790 гг. [1, с. 298]. С раннего детства С. С. Уваров воспитывался в духе консерватизма. Начал службу в Коллегии иностранных дел, работал в посольстве. По справедливому замечанию некоторых современных исследователей, дипломатическая служба для Сергея Семёновича стала хорошей эстетической, интеллектуальной, политической школой, подготовившей его к активной государственной деятельности на посту министра народного просвещения [2, с. 131-191].

В 1810 г. С. С. Уваров оставил дипломатию и перешёл на службу в Министерство народного просвещения - ведомство графа А. К. Разумовского (тестя С. С. Уварова), став попечителем Санкт-Петербургского учебного округа [3, с. 161-173]. Важным инструментом просвещения народа С. С. Уваров считал историю2.

В 1833 г. Сергея Семёновича назначают на пост министра народного просвещения Российской империи, где он и разворачивает свою активную деятельность по преобразованию российского государства. В том же году С. С. Уваров представляет императору Николаю I знаменитую Записку «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (далее - Записка), содержащую основные положения идеологии российских консерваторов XIX в., обосновывающей особый исторический путь развития России, государства-цивилизации, сохранившего христианскую мораль, способного дать «отпор» «индивидуалистическому» Западу. Позднее эту доктрину русский литературовед

и академик А. Н. Пыпин назовёт «теорией официальной народности» [4, с. 47-62], или «системой официальной народности»3.

С. С. Уваров считал, что управление страной должно «совершаться в соединённом духе Православия, Самодержавия и Народности». Эти три элемента современники называли триединым началом исторического бытия Российской империи4. Министр народного просвещения разъяснял: «Посреди всеобщего падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, не взирая на повсеместное распространение разрушительных начал, Россия к счастию сохранила доселе тёплую веру к некоторым религиозным, моральным, и политическим понятиям, ей исключительно принадлежащим. В сих понятиях, в сих священных остатках её народности, находится и весь залог будущего её жребия ,..»5. Основная задача правительства, по утверждению С. С. Уварова, - собрать все эти начала воедино.

Любовь к вере, как полагал Сергей Семёнович, свойственна русскому народу издревле. И лишить этой веры означало бы вырвать у него сердце. Человек, преданный Отечеству и Государю, по замечанию С. С. Уварова, так же был предан и догматам церкви. Обратим внимание на то, что именно православие стояло на первом месте в известной уваровской триаде, ведь именно в православной вере были заложены такие ценности, как покорность воле Бога и верховной власти, имеющей божественное происхождение, что отлично вписывалось в существовавшую в данный период времени охранительную доктрину императорской власти [5, с. 33-35].

Самодержавие, как излагается в Записке, - неотъемлемая составляющая политического существования российского государства. На этом краеугольном камне и стоит «русский Колосс», отмечал министр. Так же как и известный русский историк Н. М. Карамзин Сергей Семёнович указывал, что первоосновой российской государственности является абсолютная монархия [6, с. 9-19]. В отчёте об итогах работы Министерства народного просвещения С. С. Уваров писал: «Мощь самодержавной власти представляет

необходимое условие существования Импе-

6

рии в её настоящем виде...» .

«Теория официальной народности» С. С. Уварова как проекция консервативной доктрины..

Наряду с ранее перечисленными объединяющими началами Сергей Семёнович выделяет народность как связующее звено между церковью и троном. Однако министр подчёркивает, что народность совершенно не означает неподвижность в идеалах, они должны меняться так же, как и меняется внешность человека по мере взросления, т. е. постепенно. Народность, по С. С. Уварову, является показателем индивидуальности и своеобразия России, величины, не подверженной каким-либо прогрессистским изменениям [7, с. 83-88].

В целом, названные константы министр народного просвещения именует национальными началами, подчёркивая, что следование данным константам - это единственный путь к цивилизационной зрелости российского государства [8, с. 21, 25].

В завершении Записки С. С. Уваров заключает: «Образование настоящего и будущих поколений в соединённом духе Православия, Самодержавия и Народности составляет бессомненно одну из лучших надежд и главнейших потребностей времени и вместе одно из труднейших поручений, коим доверенность Монарха могла бы почтить верноподданного, постигающего и важность оного, и цену каждого мгновения и несоразмерность своих сил, и ответственность свою перед Богом, Государем и Отечеством...»7.

Примечательно, что ставшее впоследствии крылатым выражение «Православие, Самодержавие, Народность» воспринималось в этот период как антитезис лозунга «Свобода, равенство и братство», провозглашённого Великой французской революцией. При этом некоторые считали, что ува-ровская триада - это усовершенствованный военный лозунг конца XVIII в.: «За Веру, Царя и Отечество!»

Сторонниками консервативной доктрины С. С. Уварова можно считать многих известных учёных XIX в. Например, ранее упомянутого русского историка Н. М. Карамзина, поскольку в «Записках о древней и новой России» учёный не раз обращается к проблеме русской народности, необходимости укрепления самодержавной власти и православной веры.

Другим известным русским историком, разделявшим взгляды С. С. Уварова относи-

тельно особого пути развития российского государства, стал профессор М. П. Погодин, утверждавший в статье «Пётр Великий» в 1841 г. в газете «Москвитянин», что с триады Сергея Семёновича начался новый период русской истории, именуемый им как национальный [9, с. 233, 242, 620]. Последователями теории также стали редактор московских ведомостей М. Н. Катков, русский государственный деятель и правовед К. П. Победоносцев и многие другие видные государственные, общественные деятели, учёные.

Так, с начала 1830-х гг. до крушения самодержавия «теория официальной народности» стала идеологическим обоснованием внутренней и внешней политики России. Эта теория стала знаменем для консолидации внутри страны политических сил, которые выступали за самобытный путь развития российского государства. «Теория официальной народности» в это время оказывает большое влияние на русскую интеллигенцию, особенно на консервативные круги. Последователи этой теории считали, что только так можно защитить российское государство от революционных потрясений. Последователями данной теории стали черносотенцы (представители крайне правых организаций, выступавших за сохранение незыблемости самодержавия в России). Однако после революционных событий 1917 г. и утверждения советской власти идеи С. С. Уварова, не вписывающиеся в новую «концепцию» развития российского государства, подверглись забвению.

После крушения Советского Союза и провозглашения политического и идеологического плюрализма государственная власть в России отказалась от господствующей идеологии. Однако отказавшись от коммунистических установок и дореволюционной консервативной доктрины, новые объединяющие начала не выработала, что привело к дестабилизации развития российского общества и государства во всех сферах жизни. При этом в поиске нового объединяющего начала многие исследователи и сегодня считают «теорию официальной народности» источником жизнеспособной идеологии. Например, некоторые учёные справедливо подчёркивают [10, с. 343-350], что несмотря на то, что императорская власть в России прекратила своё существование ещё в 1917 г., в современном

российском государстве наблюдается тенденция к сильной единолично осуществляемой власти. Это наложило отпечаток на формирование структуры государственного аппарата, организующих начал управления страной. Иные исследователи находят в теории С. С. Уварова истоки евразийского учения [11, с. 747-749], обосновывающего самобытный путь развития России как государства-цивилизации, объединяющего Запад и Восток. А народность как консолидация традиционных духовно-нравственных ценностей российского государства и сегодня частью научного сообщества воспринимается как неотъемлемая константа развития России.

Таким образом, национальная идея России дореволюционного периода нашла свою лапидарную формулировку в известной ува-ровской триаде «Православие, Самодержавие, Народность». Созданная в 1830-х гг. министром народного просвещения С. С. Уваровым «теория официальной народности» вплоть до крушения самодержавия стала надёжным оплотом в выстраивании внутренней и внешней политики российского государства. Данная формула стала основой для формирования консервативно-охранительной доктрины в стране, обоснованием монархической формы правления. Однако несмотря на то, что «теория официальной народности» до сих пор воспринимается как образец реакционных взглядов, разработанные С. С. Уваровым положения и сегодня актуальны для российского государства. Отдельные тезисы данной теории могут быть полезны при формировании единой национальной идеи, формулировании новых геополитических задач страны. В связи с этим считаем, что в поиске

объединяющих для российского общества начал необходимо обращать внимание не только на новаторские разработки современных учёных, но и на исторический опыт формирования единой национальной идеи, в том числе на некоторые положения отчасти незаслуженно забытой «теории официальной народности» XIX в.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». - URL: https://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_430906/24f1a051389c864bb9c7af 53538a2a674b0a5416/ (дата обращения: 18.08.2023).

2 Уваров С. С. О преподавании истории относительно к народному воспитанию. - СПб. : Тип. Ф. Дрехслера, 1813. - С. 2, 23-24.

3 Пыпин А. Н. Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов : ист. очерки. - СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1906. -С. 27.

4 Татищев С. С. Император Николай и иностранные дворы. - СПб. : Тип. И. Н. Скороходова, 1889. - С. 13.

5 Уваров С. С. О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения. 1833 г. // Музей истории российских реформ имени П. А. Столыпина. - URL: http://museumreforms.ru /node/13652 (дата обращения: 18.08.2023).

6 Уваров С. С. Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833-1843 (записка, представленная государю императору Николаю Павловичу министром народного просвещения гр. Уваровым в 1843 г.). - СПб. : Тип. Имп. акад. наук, 1864. - С. 33.

7 Уваров С. С. О некоторых общих началах...

ЛИТЕРАТУРА

1. Шевченко М. М. Опыт автобиографии Сергея Уварова. 1852 // Тетради по консерватизму. - 2018. -№ 1. - С. 281-298.

2. Гаврилов И. Б. Сергей Семёнович Уваров. Жизнь. Труды. Мировоззрение // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. - 2019. - № 2 (4). - С. 131-191.

3. Гаврилов И. Б. К характеристике философии образования С. С. Уварова // Христианское чтение. -2019. - № 5. - С. 161-173.

4. Замостьянов А. А., Чумаков В. Т. Граф С. С. Уваров - министр народного просвещения // Народное образование. - 2013. - № 5. - С. 47-62.

5. Ильин В. Н. Триада С. С. Уварова «Православие - самодержавие - народность» // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. - 2018. - № 16. - С. 33-35.

6. Заболотная А. С. Теория официальной народности как идейно-теоретическое и философско-правовое обоснование самодержавия в России // Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 4. - С. 9-19.

7. Власов В. А . «Радетель российской самобытности» граф Сергей Семёнович Уваров // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. - 2008. - № 13. - С. 83-88.

«Теория официальной народности» С. С. Уварова как проекция консервативной доктрины...

8. Уваров С. С. Государственные основы / отв. ред. О. А. Платонов. - М. : Ин-т рус. цивилизации, 2014. - 608 с.

9. Погодин М. П. Избранные труды. - М. : Рос. полит. энцикл., 2010. - 776 с.

10. Садохина Н. Е. Теория официальной народности как основа системы принципов формирования и деятельности государственного аппарата в России // Вестник ТГУ. - 2012. - № 4. - С. 343-350.

11. Шапошников Л. Е. С. С. Уваров как предтеча евразийства // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. - 2022. - № 5-1. - С. 747-749.

Сведения об авторе

Зарубина Кристина Александровна - преподаватель кафедры теории и истории государства и права

Юго-Западный государственный университет (Курск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 305040, Россия,

Курск, ул. 50 лет Октября, 94

E-mail: kris1996z@mail.ru

РИНЦ AuthorlD: 1058731

ORCID: 0000-0003-2725-6906

WoS ResearcherlD: AAF-4165-2022

Информация о статье

Дата поступления 5 сентября 2023 г.

Дата принятия в печать 22 января 2024 г.

Для цитирования

Зарубина К. А. «Теория официальной народности» С. С. Уварова как проекция консервативной доктрины российского государства // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 1 (41). С. 29-34. й01: 10.24147/2312-1300.2024.11(1).29-34.

K.A. Zarubina

"THE THEORY OF OFFICIAL NATIONALITY" BY S.S. UVAROV AS A PROJECTION OF THE CONSERVATIVE DOCTRINE OF THE RUSSIAN STATE

The search for a unifying principle to strengthen modern Russian society forces us to turn to the historical foundations of the formation of a national ideology. For the Russian Empire, since the XIX century, such a unifying beginning has been the conservative doctrine, reflected in the so-called "theory of official nationality", proclaimed by a prominent Russian statesman, senator, Minister of Public Education, real privy councilor of the Russian Empire, Sergei Semenovich Uvarov. Uvarov believed that the government of the country should "be carried out in the united spirit of Orthodoxy, Autocracy and Nationality". Contemporaries called these three elements the triune beginning of the historical existence of the Russian Empire. The love of faith, as S.S. Uvarov believed, is characteristic of the Russian people since ancient times. And to deprive him of this faith would be to tear out his heart. Autocracy is an integral component of the political existence of the Russian state. Nationality according to Uvarov is an indicator of the individuality and originality of Russia, a magnitude that is not subject to any progressive changes. In general, the Minister of Public Education calls these constants national principles, emphasizing that following these constants is the only way to the civilizational maturity of the Russian state. Many researchers still consider the "theory of official nationality" to be the source of a viable ideology of modern Russia. Thus, despite the fact that the "theory of official nationality" is still perceived as a model of reactionary views developed by S.S. Uvarov constants can still be useful to Russian society today in the formation of a unified national idea, the formulation of new geopolitical tasks of the country.

Keywords: S.S. Uvarov; national idea; autocracy; Orthodoxy; nationality; Minister of Public Education; conservatism.

REFERENCES

1. Shevchenko M.M. Opyt avtobiografii Sergeya Uvarova. 1852 [The experience of Sergey Uvarov's autobiography. 1852]. Tetradi po konservatizmu [Notebooks on conservatism], 2018, no. 1, pp. 281-298. (in Russian).

2. Gavrilov I.B. Sergei Semenovich Uvarov. Zhizn'. Trudy. Mirovozzrenie [Sergey Semenovich Uvarov. Life. Proceedings. Worldview]. Trudy kafedry bogosloviya Sankt-Peterburgskoi Dukhovnoi Akademii [Proceedings of the Department of Theology of the St. Petersburg Theological Academy], 2019, no. 2 (4), pp. 131-191. (in Russian).

3. Gavrilov I.B. K kharakteristike filosofii obrazovaniya S.S. Uvarova [To the characteristics of the philosophy of education of S.S. Uvarov]. Hristianskoe chtenie [Christian reading], 2019, no. 5, pp. 161-173. (in Russian).

4. Zamost'yanov A.A., Chumakov V.T. Graf S.S. Uvarov - ministr narodnogo prosveshcheniya [Count S.S. Uvarov - Minister of Public Education]. Narodnoe obrazovanie [Public education], 2013, no. 5, pp. 4762. (in Russian).

5. Il'in V.N. Triada S.S. Uvarova «Pravoslavie - samoderzhavie - narodnost'» [S.S. Uvarov's Triad "Orthodoxy - autocracy - nationality"]. Altaiskii vestnik gosudarstvennoi i munitsipal'noi sluzhby [Altai Bulletin of State and Municipal Service], 2018, no. 16, pp. 33-35. (in Russian).

6. Zabolotnaya A.S. Teoriya ofitsial'noi narodnosti kak ideino-teoreticheskoe i filosofsko-pravovoe obosnovanie samoderzhaviya v Rossii [The theory of official nationality as an ideological-theoretical and philosophical-legal justification of autocracy in Russia]. Gumanitarnye i sotsial'nye nauki [Humanities and social sciences], 2009, no. 4, pp. 9-19. (in Russian).

7. Vlasov V.A. «Radetel' rossiiskoi samobytnosti» graf Sergei Semjonovich Uvarov ["Guardian of Russian identity" Count Sergey Semenovich Uvarov]. Izvestiya PGU im. V.G. Belinskogo [News of PSUnamed after. V.G. Belinsky], 2008, no. 13, pp. 83-88. (in Russian).

8. Uvarov S.S. Gosudarstvennye osnovy [State foundations], Moscow, Institut russkoi tsivilizatsii Publ., 2014, 608 p. (in Russian).

9. Pogodin M.P. Izbrannye trudy [Selected works], Moscow, Rossiskaya politicheskaya entsiklopediya Publ., 2010, 776 p. (in Russian).

10. Sadohina N.E. Teoriya ofitsial'noi narodnosti kak osnova sistemy printsipov formirovaniya i deyatel'nosti gosudarstvennogo apparata v Rossii [The theory of official nationality as the basis of the system of principles of formation and activity of the state apparatus in Russia]. Vestnik TGU [TSUBulletin], 2012, no. 4, pp. 343350. (in Russian).

11. Shaposhnikov L.E. S.S. Uvarov kak predtecha evraziistva [S.S. Uvarov as the forerunner of Eurasianism].

Bol'shaya Evraziya: razvitie, bezopasnost', sotrudnichestvo [Greater Eurasia: development, security, cooperation], 2022, no. 5-1, pp. 747-749. (in Russian).

About the author

Kristina A. Zarubina - Lecturer at the Department of Theory and History of State and Law South-West State University (Kursk, Russia)

Postal address: 94, 50 let Oktjabrja ul., Kursk, 305040, Russia

E-mail: kris1996z@mail.ru

RSCI AuthorlD: 1058731

ORCID: 0000-0003-2725-6906

WoS ResearcherlD: AAF-4165-2022

Article info

Received

September 5, 2023

Accepted January 22, 2024

For citations

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zarubina K.A. "The Theory of Official Nationality" by S.S. Uvarov as a Projection of the Conservative Doctrine of the Russian State. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2024, vol. 11, no. 1 (41), pp. 29-34. DOI: 10.24147/ 2312-1300.2024.11(1).29-34 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.