Научная статья на тему 'Теория инвестиций в человеческий капитал г. Беккера и ее последующее применение в таможенном деле'

Теория инвестиций в человеческий капитал г. Беккера и ее последующее применение в таможенном деле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1109
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HUMAN CAPITAL / INVESTMENT INTO THE HUMAN CAPITAL / PRODUCTION FACTOR / WORK / CAPITAL / EDUCATION BRANCH / OPPORTUNITY COST / КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА / ТРУД / КАПИТАЛ / ОТРАСЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каранец Снежана Михайловна

Статья посвящена истории становления и развития общей теории инвестиций в человеческий капитал. Автор предлагает к рассмотрению теориючеловеческогокапиталаамериканскогоученого, лауреата Нобелевской премии по экономике Г. Беккера, выделив основные факторы, влияющие на величину дохода человека. Современная интерпретация теории Г. Беккера находит свое приложение в таможенном деле

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

G.S. BECKER’S THEORY OF INVESTMENT IN HUMAN CAPITAL

The article is devoted to the history of the formation and development of the general theory of investment in human capital. The author examined the theory of human capital of the American scientist, Nobel Laureate in Economics G.S. Becker. The article shows the factors affecting the amount of income. A modern interpretation of the theory of G.S. Becker finds its application in customs

Текст научной работы на тему «Теория инвестиций в человеческий капитал г. Беккера и ее последующее применение в таможенном деле»

S «

S

s О X

s

л s о

X X

w

ss

Ch

cq О

и

w

£

0

Рн

С

W

3

1

л

<

S

H «

УДК 330.88

теория инвестиций в человеческий капитал г. беккера и ее последующее применение в таможенном деле

Каранец Снежана Михайловна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры правового обеспечения внешнеэкономической деятельности, к.э.н., доцент, e-mail: [email protected]

Статья посвящена истории становления и развития общей теории инвестиций в человеческий капитал. Автор предлагает к рассмотрению теорию человеческого капитала американского ученого, лауреата Нобелевской премии по экономике Г. Беккера, выделив основные факторы, влияющие на величину дохода человека. Современная интерпретация теории Г. Беккера находит свое приложение в таможенном деле

Ключевые слова: концепция человеческого капитала; инвестиции в человеческий капитал; факторы производства; труд; капитал; отрасль образования; альтернативная стоимость; человеческий капитал в таможенных органах

G.S. BECKER'S THEORY OF INVESTMENT IN HUMAN CAPITAL

Karanets Snezhana M.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of Department of Legal Basis for Foreign Economic Activity, PhD, Docent, e-mail: [email protected]

The article is devoted to the history of the formation and development of the general theory of investment in human capital. The author examined the theory of human capital of the American scientist, Nobel Laureate in Economics G.S. Becker. The article shows the factors affecting the amount of income. A modern interpretation of the theory of G.S. Becker finds its application in customs

Keywords: human capital; investment into the human capital; production factor; work; capital; education branch; opportunity cost

Для цитирования: Каранец С.М. Теория инвестиций в человеческий капитал Г. Беккера и ее последующее применение в таможенном деле // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 4 (72). С. 54-58.

Гэри Беккер - один из самых оригинальных мыслителей в современной экономической науке. Его произведения обладают уникальным качеством: они открывают новые горизонты экономического анализа, объясняя наблюдаемые повсеместно, но внешне не связанные друг с другом явления действием некоего единого общего

принципа. Марк Блауг

Great economists since Keynes: An Introduction to the lives & works of one hundred Modern economists [1]

В 2019 г. исполнилось 55 лет со дня выхода в издательстве Колумбийского университета монографии американского экономиста Гэри Стенли Беккера (Gary Stanley Becker) «Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education», в переводе на русский язык «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ с особым акцентом на образование». Несмотря на академический стиль, книга продолжает пользоваться повышенным спросом у экономистов, социологов, философов, юристов, демографов, работников таможенных органов как это было в ХХ веке, так и сейчас в XXI веке. Она выдержала при жизни автора несколько переизданий: второе датировано 1975 г., третье - через год, после награждения её автора Нобелевской премией по экономике. Книга была переведена на многие языки: в 1975 г. - на японский,

в 1984 г. - на испанский, дважды на китайский - в 1987 и 2008 гг., в 1997 г. - на румынский, в 2007 г. -на итальянский.

В России введение и вторая глава книги были опубликованы в 1993 г. в журналах «THESIS» и «США: экономика, политика, идеология». Четыре года спустя «Школьный экономический журнал» издал в восьмом номере переработанную версию «Введения» одного из последних изданий книги Г. Беккера. Сама монография и сборник статей Г. Беккера были опубликованы ГУ ВШЭ только в 2003 г. под названием «Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории».

Книга, изданная Национальным Бюро экономических исследований (National Bureau of Economic Research, NBER), где Колумбийский университет выступил в роли распространителя (distributor), состоит из предисловия, двух частей и двух приложений. В первой части «Теоретический анализ» автор исследует непосредственно саму теорию инвестиций в человеческий капитал; она состоит из двух глав: «Инвестиции в человеческий капитал: воздействие на заработки» и «Инвестиции в человеческий капитал: норма рентабельности».

Во второй части - «Эмпирический анализ» - автор исследовал такие темы, как «Норма отдачи от обучения в колледже», «Инвестиции в образовательные услуги колледжей: достаточный

Теория инвестиций в человеческий капитал

или недостаточный уровень?», «Рентабельность обучения в старшей школе и тенденции изменения до и после 1939 года», «Возраст, заработок, богатство и человеческий капитал». В восьмой главе автор обозначил план дальнейших исследований и привел заключительный комментарий. Хочется отметить, что автор монографии проанализировал статистический материал с 1890 по 1958 гг. по США. В плане построения материала следует сказать, что книга содержит два приложения, где автор исследует доходы и расходы домохозяйств (приложение А: «Источники и методы») и выявляет корреляцию между возрастом, доходом и благосостоянием (приложение В: «Математическая взаимосвязь»).

Автор книги Гэри Стенли Беккер родился 2 декабря 1930 г. в небольшом городке Поттсвиле (штат Пенсильвания, США) в еврейской семье мелкого предпринимателя. Высшее образование - степени бакалавра и магистра - Г. Беккер получил в Принстонском университете в 1951 и 1953 гг. соответственно. Чикагский университет в 1955 г. присвоил ему степень доктора (PhD). Курс микроэкономики молодому исследователю преподавал сам М. Фридмен.

В 1992 г. Г. Беккеру вручили премию Шведского национального банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля «За исследования широкого круга проблем человеческого поведения и реагирования, не ограничивающегося только рыночным поведением» (другой вариант перевода - «За расширение области применения микроэкономического анализа к широкому кругу проблем человеческого поведения и взаимодействия, включая поведение вне рыночной сферы»).

Высоко оценили вклад ученого в развитие теории инвестиций в человеческий капитал Американская экономическая ассоциация, специальный комитет американских ученых, вручающий премию Фрэнка Сейдмана, Национальная ассоциация экономической теории и бизнеса, награждающая талантливых исследователей премией Адама Смита, Шведская королевская академия наук.

С.А. Афонцев называет главную причину, почему именно в 1950-1960 гг. возникла теоретическая концепция «человеческого капитала». В средине прошлого века необходимо было «обеспечить адекватное понимание природы необычайно высокой доли изменений совокупного выпуска, не объясненной количественным приростом используемых факторов производства - труда и капитала, а также с невозможностью предложить универсальную трактовку феномена неравенства доходов, опираясь на использование существовавшего концептуального аппарата» [2]. Сам Г. Беккер, выступая 9 декабря 1992 г. с Нобелевской лекцией, отмечал, что до средины ХХ века «экономисты предполагали, что рабочая сила есть нечто заданное и неизменное» [3]. Человеческий капитал отличается от других видов капитала тем, что «первый вкладывается (воплощается) в инвестируемого человека» [4].

Книга «Человеческий капитал» основывается на эмпирических результатах, полученных благодаря работе ученого в проекте частного неправительственного некоммерческого Национального Бюро экономических исследований (National Bureau of Economic Research, NBER). Апробация же универсальной теории инвестиций в человеческий капитал происходила на семинарах по экономике труда, когда Г. Беккер работал в должности профессора экономики Колумбийского университета.

Автор общей теории инвестиций в человеческий капитал в качестве цели своего исследования поставил оценку норм отдачи среднего и высшего образования на примере США. Капитал, по мнению ученого, создается посредством общего и профессионального образования.

Теоретической основой для написания универсальной теории инвестиций в «человеческий капитал» послужили научные труды основателей и представителей классической школы политической экономии А. Смита, Д. Милля и неоклассического направления - А. Маршалла, а также чикагской школы - М. Фридмена, С. Кузнеца и других. Г. Беккер систематизировал полученные этими учеными важнейшие результаты. Во второй главе «Инвестиции в человеческий капитал: воздействие на заработки» он выделил несколько эмпирических феноменов, которые впоследствии частично будут исследованы применительно к таможенному делу.

Феномен первый заключается в том, что зарплата работника имеет тенденцию роста по мере увеличения его трудового стажа, но затухающим темпом (рис. 1). Как темп роста зарплаты, так и степень её замедления положительно связаны с уровнем образования.

Теоретической базой для построения Г. Бекке-ром графической зависимости, иллюстрирующей первый феномен, послужила коллективная монография М. Фридмена и С. Кузнеца, опубликованная в 1945 г. под названием «Доход независимой профессиональной практики», где ученые выявили взаимосвязь «возраст-доход» для различных профессий. Работа над совместным трудом началась в 1937 г., когда М. Фридмен устроился работать ассистентом в Национальное бюро экономических исследований. Руководителем проекта был С. Кузнец. В 1940 г. М. Фридмен представил результаты их совместной работы в Колумбийский университет в качестве своей докторской диссертации.

Второй феномен Г. Беккер видел в том, что безработица находится в обратной зависимости от уровня образования.

Однако современные отечественные исследования показали, что тенденция влияния уровня образования на занятость населения не всегда проявляется, например в случае, если регион (или республика) «не позволяет использовать потенциал подготовленных специалистов» [5].

Н.Я. Новомбергский, описывая проблему избытка образования в России на рубеже XIX-XX вв.,

Рис. 1. Взаимосвязь между возрастом (трудовым стажем) работника и величиной его дохода [4, СЬ. 2.], где: ии - прямая, показывающая постоянную зарплату не прошедшего подготовку работника; ТТ - кривая, отражающая доход работника в период подготовки работника и после; Т'Т' - пунктирная линия, отражающая предельную производительность труда работника

видит главную причину «в ненормальных условиях нашей общественной жизни, когда идейному и образованному человеку или нет доступа к работе, или же делать нечего в глухой провинции, которой владеет невежество и в лучшем случае ташкентцы» [6].

Третий феномен характеризует наиболее популярную политику трудовых отношений. В развивающихся странах фирмы, как правило, поддерживают в отношении своих рабочих более «патерналистскую» политику трудовых отношений, чем в развитых. Эта политика имеет целью повысить производительность и предотвратить текучесть кадров по причине того, что предприниматель предоставляет работнику льготы, субсидии. Г. Беккер приводит пример из экономической истории Великобритании, когда компании стимулировали работников приобретать товары в собственных магазинах для «предотвращения излишнего потребления алкогольной и вредной продукции» [4].

Четвертый феномен заключается в том, что молодежь более мобильна, чаще меняет место работы и получает более высокое образование и подготовку, чем лица пожилого возраста.

Пятый феномен описывает взаимосвязь между квалификацией и оплатой: распределение заработков имеет асимметрию, особенно в пользу специалистов и других квалифицированных работников.

Шестой феномен показывает, что одаренные люди достигают более высоких уровней образования и подготовки, чем менее одаренные.

Седьмой феномен описывает объем рынка: разделение труда ограничено размерами рынка. Г. Бек-кер повторяет вывод, сформулированный еще в 1776 г. шотландским ученым А. Смитом в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Восьмой феномен затрагивает характер инвестора. Типичный инвестор в человеческий

капитал, как правило, импульсивнее, и потому больше подвержен ошибкам, чем инвестор, осуществляющий вложения в осязаемый материально-вещественный капитал.

В своей книге Г. Беккер проанализировал основные детерминанты высоких заработков. Одним из способов повышения дохода, обогащенного знаниями, ученый назвал необходимость прохождения подготовки на рабочем месте (on the job training). Главным инвестором тут выступает работодатель. Используя уравнения, Г. Беккер выводит формулу альтернативной стоимости времени, затраченного на подготовку работника:

MP'0 +G = W0 +C, (1),

где MP'0 - предельный продукт;

G - превышение будущих поступлений над будущими расходами (мера отдачи от подготовки);

W0 - заработная плата;

C - издержки подготовки.

Разность между тем, что могло быть произведено и фактическим производством (т.е. MP'0 - MP0), Г. Беккер назвал альтернативной стоимостью времени, потраченного на обучение квалифицированного работника.

Другим видом инвестирования является прохождение подготовки в учебных аудиториях или получение формального образования, причем первые два вида инвестирования Беккер исследовал с позиции услуг-субститутов.

Еще одним способом роста дохода являются инвестиции в информацию о возможном трудоустройстве. Оплачивая услуги агентств занятости, рекламы, проходя собеседование с потенциальными работодателями, домохозяйство становиться владельцем самых новейших данных. Инициатором

Теория инвестиций в человеческий капитал ...

и инвестором поиска информации могут быть работодатели и (или) сами потенциальные работники. Исторически сложилось, что в США фирмы пользуются услугами агентств по найму, а иммигранты самостоятельно оплачивают свой переезд.

Четвертая детерминанта складывается из улучшения физического здоровья и эмоционального состояния работника. Г. Беккер анализирует влияние на производительность труда и моральное состояние работника изменений условий труда, качества питания, организации медицинских осмотров.

Г. Беккер разграничивает социальные (общественные) и частные выгоды от обучения. Студент, как правило, ограничивается определением влияния образования, полученного в колледже, на его заработок. Социальные выгоды проявляются в изменении национального дохода.

Автор этого фундаментального труда противопоставляет свой экономический подход подходу, использованному классиками. «В отличие от марксистского анализа, экономический подход, к которому я обращаюсь, не предполагает, что люди мотивированы исключительно эгоизмом или выгодой», - отмечал он в Нобелевской лекции [7]. Однако в пятой главе монографии Г. Беккер показывает, что именно эгоизм студента, рассчитывающего, что в будущем его ждет повышение заработной платы, стимулирует его инвестировать в образование (рис. 2).

На начальном этапе инвестирования источниками финансирования выступают родители, близкие или государство, субсидирующее образовательные учреждения (сегмент кривой предложения). В дальнейшем, как только происходят исчерпания вышеназванных ресурсов, привлекаются

Human capital invested (dollars)

Рис. 2. Инвестиции в человеческий капитал: кривые спроса и предложения [ где: D - кривая спроса на человеческий капитал, или предельная выгода, измеренная нормой прибыли (уровнем доходности), конкретного человека на каждый дополнительно вложенный доллар; D' - кривая спроса после инвестиционного периода;

0S - кривая предложения человеческого капитала, или предельные издержки финансирования, измеренные нормой процента для каждого дополнительного доллара инвестиций. Кривая состоит из отрезков: 0 - g, g- g', g'- u, u-u', u'- h, h-h', h'-s;

0-g - сегмент кривой предложения, совпадающий с горизонтальной осью, отражает самые дешевые источники инвестиций в человеческий капитал (подарки от родителей, родственников, средства фондов, прямые государственные или частные субсидии образовательных учреждений. Их стоимость для инвестора равна нулю);

g'-u - сегмент кривой предложения, отражающий дорогие источники инвестиций в человеческий капитал (кредиты правительства, государства, университета);

u'-h - сегмент кривой предложения, отражающий инвестиции за счет собственных ресурсов (наследство, подарки); h-h' - восходящий сегмент кривой S;

h'-S - сегмент кривой предложения, имеющий восходящий наклон, отражающий использование прочих источников для инвестиций в человеческий капитал, когда предыдущие источники исчерпаны (коммерческие кредиты, сокращение собственного потребления);

р - точка равновесия, одна из координат которой отражает равновесный уровень инвестиций. В этой точке предельный доход равен предельным затратам на финансирование, предельная норма доходности равна предельной процентной ставке;

р' - точка равновесия, координата которой отражает равновесный уровень инвестиций после инвестиционного периода

специальные образовательные кредиты (сегмент g'-u). Когда исчерпывается и этот ресурс, то привлекаются собственные накопления или полученное наследство (сегмент h'-S кривой предложения -на рис. 2).

Следовательно, производительность работника фирмы зависит от его мотивации и объёма вложенного капитала как самим работником, так и его работодателем или государством.

Издание книги «Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis» («Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ») Г. Бекке-ра оказало значительное влияние на становление и развитие новой отраслевой экономической науки - экономики образования [9].

В XXI веке теория Г. Беккера стала использоваться применительно к таможенной службе. Объектом научных исследований выступил человеческий капитал в таможенных органах [10]. Так, Е.И. Комиссарова разработала рекомендации по совершенствованию воспроизводства человеческого капитала в таможне [11]. Ученые Н.Э. Бейшеналы, X. Левент, Л.А. Ормонбекова, Ч.Б. Шамшиев исследовали последствия вступления в Таможенный союз для человеческого капитала республики Кыргызстан как страны донора [12].

Основные направлением повышения эффективности использования человеческого капитала в таможенных органах РФ были рассмотрены учеными М.А. Пархомчук и О.И. Солодухиной [13].

Студенты экономического факультета РТА и ее филиалов знакомятся с теорией Г. Беккера, изучая дисциплину «Экономика и социология труда» на 4 курсе по рабочей программе к.э.н., доцента В.Н. Шаповаловой [14].

В заключение хотелось бы привести слова академика И.И. Янжула «Будет Россия образованна, будет и богата. ... Богатство даётся промышленным развитием страны, но развитие этого требует необходимой опоры в распространении образования» [15].

Библиографический список:

1. Blaug M. Great economists since Keynes: An Introduction to the lives & works of one hundred Modern economists / Mark Blaug. - Brighton: Wheatsheaf books, 1986. 280 р.

2. Афонцев С.А. Возникновение теории человеческого капитала. // Энциклопедия. URL: http://megabook.ru/ article (дата обращения: 06.05.2019 г.)

3. Беккер Г. Экономический взгляд на жизнь. Нобелевская лекция. 09.12.1992 г. / Нобелевские лауреаты по экономике: взгляд из России. К международному симпозиуму «Нобелевские лауреаты по экономике

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и российские экономические школы.» /под ред. Ю.В. Яковец. СПб.: Гуманистка, 2003. С. 567.

4. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis. N.Y.: Columbia University Press for NBER, 1964. Ch. 2.

5. Гугкаева И.Б. Совершенствование управления занятостью населения. Автореф. дис. ... к.э.н.: 08.00.05 / И.Б. Гугкаева: Моск. гуманитар. ун-т. М.: Московский гуманитарный университет, 2005. Введение.

6. Новомбергский Н. По Сибири. Сборник статей по крестьянскому праву, народному образованию, экономике и сельскому хозяйству. СПб., 1903. С. 282.

7. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ, 2003. С. 582.

8. Becker G. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with special reference to education. New York - L.: National Bureau of Economic Research, 1973. р. 98-99.

9. Каранец С.М. Теория человеческого капитала и профессиональное образование. // Девятые Ковалевские чтения: Социология и социологическое образование в России (к 25-летию социологического образования в России и Санкт-Петербургском государственном университете). Материалы научно-практической конференции 14-15 ноября 2014 г. / Отв. редактор: Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2014. С. 820-821.

10. Каранец С.М. Совершенствование кадровой работы таможенных органов. // Проблемы современной экономики. 2018. С. 118.

11. Комиссарова Е.И. Воспроизводство человеческого капитала для системы государственного управления: на примере таможенной службы РФ: дис. ... к.э.н.: 08.00.05. / Елена Игоревна Комиссарова: Акад. труда и соц. отношений. Москва, 2005. С. 5.

12. Последствия вступления Кыргызстана в Таможенный союз и ЕЭП для рынка труда и человеческого капитала страны / [Н.Э. Бейшеналы и др.]. Санкт-Петербург: Евразийский Банк Развития, 2013. 117 с. // Доклад. Евразийский банк развития, Центр интеграционных исследований 2013. № 13.

13. Пархомчук М.А., Солодухина О.И. Особенности формирования и развития человеческого капитала в таможенных органах России. // Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 4 частях. ООО «АР-Консалт». 2015. С. 90-92.

14. Шаповалова В.Н. Рабочая программа по дисциплине «Экономика и социология труда». Направление подготовки: 38.03.01 «Экономика». М.: РТА, 2015. С. 14-15.

15. Экономическая оценка народного образования: Очерки И.И. Янжула, А.И. Чупрова, Е.Н. Янжул, В.П. Вахтерова и др. В пользу школ Императорского Русского технического общества. Санкт-Петербург: Типография А. Бенке, 1899. С. II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.