Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРОВ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ'

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРОВ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / МАГИСТРАНТ ВОЕННОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малашенко Л.И.

Проблематика статьи связана с переходом от теории к практике развития профессионального опыта деятельности военных специалистов по разрешению кризисных ситуаций. В качестве научной задачи представляется поиск путей разрешения данной проблемы в современных кризисных условиях. Исследование базируется на философских и психолого-педагогических основах опыта личности, теориях профессионального образования и учебной деятельности, исследованиях военных ученых в области военно-профессионального образования, воинского обучения и воспитания. Используются результаты экспериментального исследования процесса подготовки офицеров, обучающихся по программам подготовки магистров, для развития у них профессионального опыта эффективной деятельности в ситуациях, обозначаемых понятием «кризисные». Автором решена научная задача - уточнены основные пути развития профессионального опыта офицеров, необходимого для предотвращения и эффективного урегулирования современных кризисных ситуаций. Показана связь теории с практикой в применении данного опыта. Подтверждается ценность профессионального опыта офицеров. Реализация предложенных путей его развития способствует созданию педагогических возможностей для формирования профессиональной готовности выпускников военных вузов к успешной деятельности в нынешних кризисных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY AND PRACTICE OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EXPERIENCE OF OFFICERS IN CRISIS SITUATIONS

The problems of the article are connected with the transition from theory to practice of the professional experience development for military specialists to tackle crisis situations. The search for ways to solve this problem in modern crisis conditions is presented as a scientific task. The research is based on the philosophical and psychological-pedagogical foundations of personal experience, theories of vocational education and training activities, researches provided by military scientists in the field of military vocational education, military training and upbringing. The results of an experimental study of the process of training officers enrolled in master’s degree programs are used to develop their professional experience of effective activity in situations designated by the concept of ‘‘crisis’’. The author has solved a scientific problem i.e. identified the main ways to develop the professional experience of officers necessary for the prevention and effective resolution of modern crisis situations. The connection of theory with practice in the application of this experience is shown. The value of the officers’professional experience is confirmed. The implementation of the proposed ways of its development contributes to the creation of pedagogical opportunities for the formation of professional readiness of graduates of military universities for successful activity in the current crisis conditions.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРОВ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ»

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

УДК 378.14

Педагогические науки

DOI: 10.57015/issn1998-5320.2023.17.2.17

Научная статья

Л. И. Малашенко1' 2

И leonid1608@mail.ru

'Международная академия информатизации Республики Казахстан, г. Алматы, Республика Казахстан 2Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация

Теория и практика развития профессионального опыта деятельности офицеров в кризисных ситуациях

Аннотация: Проблематика статьи связана с переходом от теории к практике развития профессионального опыта деятельности военных специалистов по разрешению кризисных ситуаций. В качестве научной задачи представляется поиск путей разрешения данной проблемы в современных кризисных условиях. Исследование базируется на философских и психолого-педагогических основах опыта личности, теориях профессионального образования и учебной деятельности, исследованиях военных ученых в области военно-профессионального образования, воинского обучения и воспитания. Используются результаты экспериментального исследования процесса подготовки офицеров, обучающихся по программам подготовки магистров, для развития у них профессионального опыта эффективной деятельности в ситуациях, обозначаемых понятием «кризисные». Автором решена научная задача - уточнены основные пути развития профессионального опыта офицеров, необходимого для предотвращения и эффективного урегулирования современных кризисных ситуаций. Показана связь теории с практикой в применении данного опыта. Подтверждается ценность профессионального опыта офицеров. Реализация предложенных путей его развития способствует созданию педагогических возможностей для формирования профессиональной готовности выпускников военных вузов к успешной деятельности в нынешних кризисных условиях.

Ключевые слова: кризисная ситуация, педагогический путь, профессиональный опыт, профессиональная деятельность, военный специалист, магистрант военного вуза.

Дата поступления статьи: 10 июня 2022 г.

Для цитирования: Малашенко Л. И. (2023) Теория и практика развития профессионального опыта деятельности офицеров в кризисных ситуациях. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 17, № 2, с. 174-182. DOI: l0.570l5/issm998-5320.2023.l7.2Л7.

Abstract: The problems of the article are connected with the transition from theory to practice of the professional experience development for military specialists to tackle crisis situations. The search for ways to solve this problem in modern crisis conditions is presented as a scientific task. The research is based on the philosophical and psychological-pedagogical foundations of personal experience, theories of vocational education and training activities, researches provided by military scientists in the field of military vocational education, military training and upbringing. The results of an experimental study of the process of training officers enrolled in master's degree programs are used to develop their professional experience of effective activity in situations designated by the concept of ''crisis''. The author has solved a scientific problem i.e. identified the main ways to develop the professional experience of officers necessary for the prevention and effective resolution of modern crisis situations. The connection of theory with practice in the application of this experience is shown. The value of the officers'professional experience is confirmed. The implementation of the proposed ways of its development contributes to the creation of pedagogical opportunities for the formation of professional readiness of graduates of military universities for successful activity in the current crisis conditions.

Scientific article

L. I. Malashenko1' 2

leonid1608@mail.ru

'International Academy of Informatization of the Republic of Kazakhstan, Almaty, Republic of Kazakhstan 2Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation

Theory and practice of development of professional experience of officers in crisis situations

© Л. И. Малашенко, 2023

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Keywords: crisis situation, pedagogical path, professional experience, professional activity, military specialist, graduate student of a military university.

Paper submitted: June 10, 2022.

For citation: Malashenko L. I. (2023) Theory and practice of development of professional experience of officers in crisis situations. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 17, no. 2, pp. 174-182. DOI: I0.570i5/issni998-5320.2023.17.2.17.

Введение

Современная кризисная реальность требует от военных специалистов способности оперативно реагировать на изменение обстановки во всех сферах защиты государства. Анализ практики выпускников военных вузов свидетельствует, что многие из них испытывают затруднения, связанные с недостаточным опытом профессиональной деятельности. На основе анализа данной практики выявлено противоречие в содержании профессионального обучения офицеров в магистратуре военного вуза. Имеет место потребность вооруженных сил и других силовых структур в специалистах с высокой профессиональной подготовкой и развитым профессиональным опытом. Отмечается недостаток теоретической и практической разработки методов и средств, дефицит педагогических инструментов развития опыта у магистрантов военного вуза.

Выявленное противоречие рассматривается как следствие недостаточного развития опыта деятельности офицеров при их предшествующей подготовке. Знания и навыки, получение которых включено в учебные программы военных вузов, не соответствуют умениям, не отраженным в программах, но необходимым для эффективных действий в современных кризисных условиях.

Проблема развития профессионального опыта офицеров появилась не сейчас. Она существовала и ранее. Многие военные ученые и специалисты исследовали эту проблему (И. В. Биочинский, 1991; О. Ю. Ефремов, 2000; Р. Ф. Жаксылыков, 2015; А. А. Корнилов, 2017; А. Н. Рыспаев, 2015; К. С. Серик-баев, 2014; др). Исследование по названной проблеме в разрезе антикризисной деятельности офицеров проводилось и автором настоящей статьи (Малашенко, 2019). Однако в условиях реальных кризисных ситуаций последних лет возникла потребность продолжения исследования в этом направлении. Сначала всеобщая пандемия, затем январский кризис 2022 года в Казахстане значительно актуализировали проблему развития профессионального опыта военных специалистов.

Обобщая результаты названных исследований, следует отметить, что профессиональный опыт военного специалиста представляется крайне важным показателем качества профессиональной подготовки выпускников военных вузов. Развитый профессиональный опыт позволяет офицеру объективно воспринимать окружающую кризисную обстановку, системно и эффективно действовать в ней (Малашенко, 2019). В условиях, соответствующих современным вызовам и угрозам безопасности, данная проблема выходит на первый план. Для уточнения путей развития профессионального опыта деятельности в кризисных ситуациях у офицеров-магистрантов во взаимосвязи теории и практики проводится настоящее исследование.

Методы

Совокупность системного, личностно-деятельностного и междисциплинарного методологических подходов позволяет исследовать процесс подготовки магистрантов военного вуза как систему. Система обеспечивает развитие профессионального опыта офицеров в ходе обучения. Опыт антикризисной деятельности военного специалиста рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах: философском, психологическом и социологическом.

Время неумолимо движется вперед и требует соответствующего его велению формирования человека как личности, как обновленного продукта и субъекта общественных отношений. В настоящее время, обусловленное кризисными явлениями, оформляется новая концепция отношения к человеку, предполагающая его адаптацию к новым условиям жизни. Философский аспект предполагает профессиональное становление военного специалиста в ракурсе материалистического познания мира. Поиск в духовной сфере, осмысление человеческого бытия способствует кристаллизации опыта жизненного в опыт профессиональный в ходе военно-служебной деятельности офицера.

!ssn i2587-943xPonHne) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 17 № 2 2023

Педагогические науки

Военный специалист, как любой индивидуум, обладает определенным социальным статусом, с которым связан его опыт. В свою очередь, опыт военного специалиста не следует отделять от истории, культуры, социологии. В социальном аспекте офицер находится на обеспечении государства, которое подлежит защите со стороны офицера - защите от внешних и внутренних угроз, природных и техногенных рисков, кризисных ситуаций.

Психологическая составляющая опыта отражает степень морально-психологической устойчивости офицера и его способность быть в реальной мере психологом. Психологическая часть опыта формируется в деятельности и глубоком ее осознании, через преобразование внешних воздействий в практические действия. Применение подходящих психологических подходов в работе с воинским коллективом, умение нести в управляемые людские массы принцип толерантности и этнического согласия требуются сегодня от офицера-руководителя.

Педагогический аспект выступает в качестве интегрированного ядра философского, психологического и социального аспектов развития опыта. Здесь опыт офицера не только определяет цель и содержание образования, но и выявляет способы формирования зрелой личности. История педагогической науки свидетельствует, что трансляция опыта, накопленного человечеством, передача его новым поколениям на всех этапах развития теории и практики педагогики была и остается неотъемлемой и значимой частью воспитания и обучения.

Во взаимосвязи теоретических и эмпирических методов исследования определен уровень разработанности проблемы исследования. В образовательном процессе военного вуза на различных этапах обучения диагностировалась степень развития профессионального опыта магистрантов и уровень их готовности к деятельности в кризисных условиях. Методика оценки опыта основывается на определении уровней его развития в соответствии с оценкой теоретической и практической подготовки.

Теоретическая подготовка магистранта оценивается по табл. 1 согласно показанным критериям.

Таблица 1 - Критерии оценки теоретической подготовки магистранта военного вуза Table 1 - Criteria for evaluating the theoretical training of a military university graduate student

Критерии оценки Оценка в баллах по Болонской системе оценивания Оценка по разработанной буквенной системе

Полное понимание сущности кризисных ситуаций, твердые знания подходов к их разрешению, уверенное владение теорией управления войсками, в том числе коалиционного состава 95-100 А

То же, но в ответах допущены некоторые неточности 90-94 А-

То же, но в ответах допущены несущественные ошибки и некоторые неточности 85-89 В+

То же, но в ответах допущены некоторые незначительные ошибки и ряд неточностей 80-84 В

То же, но в ответах проявлена неуверенность, допущены некоторые незначительные ошибки и ряд неточностей 75-79 В-

Частичное понимание сущности кризисных ситуаций, определенные знания подходов к их разрешению, владение теорией управления войсками. В ответах проявлена неуверенность, допущены некоторые ошибки и ряд неточностей 70-74 С+

Частичное понимание сущности кризисных ситуаций, некоторые знания подходов к их разрешению, владение теорией управления войсками. В ответах проявлена неуверенность, допущены ошибки и ряд неточностей 65-69 С

То же, в ответах допущен ряд ошибок и неточностей 60-64 С-

Некоторое понимание сущности кризисных ситуаций, некоторые знания подходов к их разрешению, частичное владение теорией управления войсками. В ответах проявлена неуверенность, допущены ошибки и неточности 55-59 D+

Некоторое понимание сущности кризисных ситуаций, слабые знания подходов к их разрешению, слабое владение теорией управления войсками. В ответах проявлена неуверенность, допущен ряд ошибок и неточностей 50-54 D-

Слабое понимание и слабое владение теорией управления войсками 0-49 F

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

В ходе участия магистрантов в учениях и других мероприятиях оперативной и боевой подготовки оценивается уровень практической подготовки (табл. 2).

Таблица 2 - Критерии оценки практической подготовки магистранта военного вуза Table 2 - Criteria for evaluating the practical training of a military university graduate student

Критерии оценки Оценка в баллах по Болонской системе оценивания Оценка по разработанной буквенной системе

Уверенное владение навыками управления войсками, в том числе коалиционного состава, умелое применение полученных теоретических знаний в решении тактических задач по разрешению кризисных ситуаций. Уверенная и качественная оценка военно-политической и военно-стратегической обстановки, расстановки военно-политических сил в районе возникновения кризисной ситуации, анализ национальных интересов и приоритетов государств (в зоне конфликта, кризисной ситуации), оценка состояния противоположных сторон, анализ систем управления войсками. Оперативное принятие обоснованных решений, умелая организация управления войсками и взаимодействия между национальными контингентами в ходе применения коалиционных сил с использованием нестандартных методов руководства 95-100 А

При выполнении всех элементов, соответствующих уровню А, допускаются некоторые неточности, не влияющие на качество управления войсками 90-94 А-

Уверенное владение навыками управления войсками, в том числе коалиционного состава, применение полученных теоретических знаний в решении тактических задач по разрешению кризисных ситуаций. Уверенная оценка военно-политической и военно-стратегической обстановки, расстановки военно-политических сил в районе возникновения кризисной ситуации, анализ национальных интересов и приоритетов государств (в зоне конфликта), оценка состояния противоположных сторон, анализ систем управления войсками. Принятие обоснованных решений, организация управления войсками и взаимодействия в ходе применения коалиционных сил с использованием нестандартных методов урегулирования кризисных ситуаций 85-89 В+

При выполнении всех элементов, соответствующих уровню В+, допускаются некоторые неточности, не влияющие на качество управления войсками 80-84 В

При выполнении всех элементов, соответствующих уровню В+, допускаются неточности, не влияющие на исход операции в целом 75-79 В-

При выполнении всех элементов, соответствующих уровню В+, допускаются некоторые неточности, не влияющие на качество управления войсками 70-74 С+

При выполнении всех элементов, соответствующих уровню В+, допускаются неточности, не влияющие на исход операции в целом 65-69 С

При выполнении всех элементов, соответствующих уровню С+, допускаются ошибки, которые несущественно снижают качество управления войсками 60-64 С-

Показано умение управлять войсками в ходе разрешения кризисной ситуации и способность к принятию решений 55-59 D+

Показаны некоторые навыки управления войсками 50-54 D-

Слабое владение навыками управления войсками и принятия решений 0-49 F

С применением таблиц 1, 2 производится отнесение опыта военного специалиста к одному из показанных уровней, каждый из которых отражает готовность офицера к профессиональной деятельности. Показатели D+, D-, F соотносятся с ориентационным уровнем, С+, С, С- - с базовым, В+, В, В- - квалификационным. Офицеры, оцененные на А, А-, обладают профессиональным опытом высокого уровня.

Исследование, проведенное на базе Национального университета обороны Республики Казахстан, показало, что обучающиеся ясно представляют себе цели обучения и специфику будущей профессиональной деятельности. В экспериментальные группы были включены состоявшиеся, зрелые офицеры с тактическим уровнем предшествующей подготовки. Первую группу составили 30 магистрантов командно-штабного факультета, вторую - 25 слушателей факультета генерального штаба. Дифференцированный подход к формированию экспериментальных групп изначально предполагал учет индивидуальных особенностей участников исследования, что позволило сделать правильный выбор форм и средств развития у них профессионального опыта деятельности и достичь высокого показателя эффективности технологии дифференцированного обучения.

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Педагогические науки

Офицер приходит в военный вуз уже с определенным опытом, до этого он учился и работал, действовал в различных жизненных ситуациях. С учетом анализа научных работ российских и казахстанских ученых в области профессионального становления офицера процесс развития его начального опыта рассматривается автором в четыре этапа, как показано на рис.

Ранние жизненные впечатления из школьного периода

Отобранные как полезные Отклоненные как ненужные

Начальный опыт

Начальная

военная подготовка

Патриотическое воспитание

Профессиональный поиск

Развитие патриотизма

Получение новых знаний и навыков Представление облика военной профессии Ориентация на жизненные устои

Ориентация на профессию, связанную с защитой Отечества

Развитие чувства личной ответственности за защиту Отечества

Закрепление и пополнение начального опыта

Профессиональная ориентация начального опыта

Выбор военной профессии

Профессиональная и социальная адаптация к условиям военной деятельности

Кристаллизация личного опыта в опыт профессиональный. Развитие профессионального опыта

Поэтапное развитие начального опыта офицера Step-by-step development of an officer's initial experience

Офицер профессионально развивается в ходе воинской службы и в процессе обучения. Его воспитание, самовоспитание, подготовка и совершенствование составляют содержательную структуру военно-педагогического процесса. Как правило, офицер получает несколько высших образований: в военном институте (училище), академии (университете), адъюнктуре (докторантуре). Высшей квалификацией офицера является образование стратегического (оперативного) уровней, получение соответствующей ученой степени.

Эксперимент по развитию профессионального опыта офицеров проводился на базе магистратуры военного вуза. Специфика военного учебного заведения позволяет магистранту пополнять свой опыт в служебной деятельности и в профессиональной подготовке. Развитие опыта опирается на теорию. Из потока получаемой информации выделяется нужное и полезное для пополнения знаний, расширения навыков и умений, применяемых офицерами на практике после окончания военного вуза. В ходе обучения офицер получает новую порцию знаний, изучает современные способы вооруженной борьбы, разрешения вооруженного конфликта, урегулирования кризисной ситуации. Теоретически он готовит себя к практическим действиям по профессиональному предназначению. Еще древнегреческий философ-софист Протагор (486-411 гг. до н. э.) отмечал, что «Теория без практики (упражнения) и практика без теории есть ничто»1. Теория находит применение на практике, в решении офицером ситуационных задач под руководством преподавателя. Обучая магистранта, педагог передает ему свой, доказанный жизнью опыт. Такая передача рассматривается как «перенос некоего нематериального предмета от одного человека к другому» (Черняева, 2009).

Основоположник российской научной педагогики К. Д. Ушинский отмечал: «Какой воспитатель, будь он самый закоренелый рутинер, отвергнет совет педагога, более опытного, или откажется подать благоразумный совет только что начинающему собрату? Практика, факт - дело единичное, и если в воспитании признавать деятельность одной практики, то даже и такая передача советов невозможна. Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт» (Ушинский, 1974).

1 Цитаты известных личностей. - URL: https://ru.citaty.net/tsitaty/656747-protagor-teoriia-bez-praktiki-prazhneniia--praktika-bez-te/.

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Осознание значимости теории для практики приходит к обучаемому офицеру в процессе решения ситуационных задач. Современная военная наука требует от военного руководителя не только принятия адекватных обстановке решений, но и логичного их обоснования, подкрепленного научными расчетами, аналитическими выводами. Теория - это источник, из которого можно черпать не только знания, но и опыт (Малашенко, 2019).

Важной особенностью развития опыта обучающегося офицера-магистранта представляется преодоление им «точек» и «барьеров», соответствующих «ранее сложившимся стереотипным действиям, не позволяющим обнаружить новые условия, требуемые для выполнения творческого задания» (Казанская, 1973). По концепции К. Роджерса, такое преодоление определяется конгруэнтностью опыта, т. е. совпадением «реального я» (геакеИ) с «идеальным я» ^еакеИ) (Роджерс, 1998).

В идеале военный руководитель нацелен на победу. Он должен выиграть бой, провести операцию с минимальными потерями. В реальности - есть противник, который тоже хочет победить и для достижения своих целей предпринимает определенные действия. Мысли, слова и действия по принципу конгруэнтности должны соответствовать друг другу. Мысли - это оценка обстановки и принятие решения, слова - это боевой приказ и распоряжения, действия - реализация решения, выполнение приказа. В конечном итоге у кого выше это соответствие, тот и одержит победу. Опыт проигранных сражений, неудачно проведенных операций следует не расценивать как барьер, а принимать как опоры, ставящие в ситуацию выбора, решения, активного действия (Френе, 1990).

Старый опыт, накопленный годами, несомненно, важен, но в новых кризисных условиях, в которых выпускнику военного вуза предстоит осуществлять свою профессиональную деятельность, на первый план выходит опыт последних войн и вооруженных конфликтов, опыт разрешения современных кризисных ситуаций, которые и исследует обучающийся в военном вузе офицер-магистрант. Хорошую базу для исследования представляют ежегодно проводимые военные учения с контингентами вооруженных сил и других воинских формирований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Военный вуз создает систему педагогической поддержки магистрантов путем наполнения образовательных программ дополнительным материалом по дипломатическому искусству в развитие у обучаемых офицеров критического мышления, способности к анализу своего видения и чужих взглядов на ситуацию, с учетом различных религиозных и этнических направлений (содержательно-аналитический путь развития опыта). В ходе решения ситуационных задач утверждается особая позиция профессорско-преподавательского состава, которая заключается в усиленном внимании к развитию опыта обучающихся офицеров (позиционно-преподавательский путь). Принимая участие в работе исследовательских групп на командно-штабных и других военных учениях, офицер-магистрант идет к развитию своего профессионального опыта исследовательским путем.

Названные пути развития опыта фокусируются в практической профессиональной деятельности. Практический путь представляется самым действенным. Такой вывод подтверждается объективной кризисной реальностью января 2022 года в Казахстане, когда офицеры и курсанты военных вузов получили практику в отражении террористических атак экстремистских формирований, пополнив тем самым свою опытно-профессиональную базу.

Основной отличительной особенностью процесса развития опыта офицера является совокупность воинской службы и профессиональной деятельности с одной стороны, воинского и профессионального обучения - с другой. Интегративный характер результатов воинского труда отражается в реальных показателях боевой готовности, способности офицера выполнять возложенные на него функции по защите государства и разрешению кризисных ситуаций. Развитие профессионального опыта офицера в образовательном процессе военного вуза проходит одновременно с выполнением им обязанностей военнослужащего.

Результаты

Основным результатом проведенного исследования стало уточнение путей развития профессионального опыта деятельности в кризисных ситуациях у магистрантов военного вуза, реализация которых позволила произвести оценку развития опыта офицеров, обучающихся в военном вузе, в

!ssn i2587-943xPonHne) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 17 № 2 2023

Педагогические науки

ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки с контингентами коалиционных сил Организации Договора о коллективной безопасности. Эксперимент проводился при участии магистрантов Национального университета обороны Республики Казахстан в учениях с Коллективными силами быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности. Оценка опыта осуществлялась по четырем уровням его развития: ориентационному, базовому, квалификационному и высокому.

Ориентационный уровень - начальный, позволяющий офицеру ориентироваться в военно-политической и кризисной обстановке, адекватно оценивать свои возможности и силы противника, принимать участие в разработке решений и мероприятиях по их реализации.

Базовый уровень опыта дает возможность военному специалисту принимать самостоятельные решения на основе оценки обстановки и действовать с применением базовых тактических стандартов.

Офицеры, обладающие профессиональным опытом квалификационного уровня, способны принимать самостоятельные решения, подкрепленные аналитическими расчетами, и эффективно действовать в разрезе их реализации.

Обладатели опыта высокого уровня претендуют на оригинальные решения, нестандартные действия, уверенность в руководстве подчиненными силами и средствами, задействованными в операции (разрешении кризисной ситуации).

Результаты оценки показаны в табл. 3.

Таблица 3 - Оценка профессионального опыта магистрантов военного вуза в практической деятельности Table 3 - Assessment of the professional experience of undergraduates of a military university in practice

Участники педагогического эксперимента Уровни развития профессионального опыта участников эксперимента

Ориентационный Базовый Квалификационный Высокий

Предшествующая оценка уровня опыта Оценка уровня опыта к концу эксперимента Предшествующая оценка уровня опыта Оценка уровня опыта к концу эксперимента Предшествующая оценка уровня опыта Оценка уровня опыта к концу эксперимента Предшествующая оценка уровня опыта Оценка уровня опыта к концу эксперимента

Первая экспериментальная группа (командно-штабной факультет, 30 чел.) 8 - 17 8 5 20 - 2

Вторая экспериментальная группа (факультет ГШ, 25 чел.) - - 9 0 13 17 3 8

Суммарный показатель за всех участников эксперимента 8 - 26 8 18 37 3 10

В проведенном педагогическом эксперименте подтверждена ценность профессионального опыта военных руководителей всех степеней. Доказано, что самой эффективной базой для развития опыта является практическая деятельность, основанная на профессиональной подготовке. Развитие опыта заключалось в переходе из одного уровня в другой, более высокий. Все участники эксперимента вышли из ориентационного уровня, 8 человек (14,5 %) осталось в базовом уровне. Абсолютное большинство магистрантов овладели квалификационным уровнем развития опыта - 37 человек (67,2 %), высокого уровня достигли 10 офицеров (18,3 %). Суммарно уровни профессионального опыта офицеров второй экспериментальной группы (факультета ГШ) выше соответствующих показателей первой группы (командно-штабного факультета). Отмечается

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

значительное повышение общей готовности офицеров, участвовавших в совместных военных учениях, к эффективной профессиональной деятельности.

Выводы

Профессиональный опыт офицера, сформированный из личного жизненного опыта, базируется на теоретических аспектах профессиональной подготовки и развивается в практической деятельности - в учебном процессе военного вуза и в условиях объективной кризисной реальности.

Военный специалист, обладающий наряду со знаниями и навыками развитым профессиональным опытом, представляется практически готовым к выполнению своей миссии по защите общества от современных угроз безопасности.

С повышением уровня опыта укрепляется уверенность выпускника военного вуза в своей профессиональной пригодности, в деятельности по предотвращению и урегулированию современных кризисных ситуаций.

Источники

Биочинский И. В. (1991) Педагогика подготовки офицеров сухопутных войск (историко-педагогиче-

ский анализ). Казань, 72 с. Ефремов О. Ю. (2000) Педагогическая диагностика в высшей военной школе России. СПб., Воен. ун-т связи, 156 с.

Жаксылыков Р. Ф. (2015) Система педагогических условий для качественной военно-профессиональной подготовки офицеров Национальной гвардии Казахстана. Теория и практика общественного развития, № 15, с. 142-145. Казанская В. Г. (1973) Психологические барьеры прошлого опыта. В кн.: Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. М., Знание, с. 74-83. Корнилов А. А. (2017) О развитии военной науки и военного образования в контексте выполнения служебно-боевых задач национальной гвардией. Сборник материалов международной теоретической конференции «Национальный университет обороны имени Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации - флагман военного образования и военной науки Республики Казахстан». Астана, 460 с. Малашенко Л. И. (2019) Педагогические пути развития профессионального опыта деятельности в кризисных ситуациях у магистрантов военного вуза. Самарский научный вестник, т. 8, № 1 (26), с. 271-277.

Роджерс К. Р. (1994) Взгляд на психотерапию. Становление человека Пер. с англ. М. М. Исениной.

М., Прогресс : Универс, 480 с. Рыспаев А. Н. (2015) Подход к выбору показателей эффективности функционирования системы обеспечения офицерскими кадрами. Научный журнал «Сардар» Центра военно-стратегических исследований Республики Казахстан, № 2 (27), с. 13-17. Серикбаев К. С. (2014) Профессиональная армия: пути подготовки воина-профессионала. Вестник Академии военных наук Республики Казахстан, № 1. URL: https://shop.avn.kz/product-category/ zhurnal-vestnik/

Ушинский К. Д. (1974) Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М., Педагогика, Т. 1, 584 с. Френе С. (1990) Избранные педагогические сочинения. Пер. с фр. М., Прогресс, 308 с. Черняева Т. Н. (2009) Формирование профессионального опыта студентов. Ученые записки, т. 2. Сер. Психология. Педагогика, № 3-4 (7-8), с. 87-94.

References

Biochinsky I. V. (1991) Pedagogika podgotovki ofitserov sukhoputnykh voysk (istoriko-pedagogicheskiy analiz) [Pedagogy of training officers of the ground forces (historical and pedagogical analysis)]. Kazan, 72 p. (In Russian)

Chernyaeva T. N. (2009) Formation of professional experience of students. Scientific notes, vol. 2. Ser.

Psychology, Pedagogy, no. 3-4 (7-8), pp. 87-94 (In Russian). Efremov O. Yu. (2000) Pedagogicheskaya diagnostika v vysshey voyennoy shkole Rossii [Pedagogical

diagnostics at the higher military school of Russia]. St. Petersburg, VUS, 156 p. (In Russian). Frenet S. (1990) Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya [Selected pedagogical works]. Trans. from fr.

Moscow, Progress Publ., 308 p. (In Russian). Kazanskaya V. G. (1973) Psikhologicheskiye bar'yery proshlogo opyta [Psychological barriers of past experience]. V kn.: Eksperimental'noye issledovaniye produktivnykh (tvorcheskikh) protsessov myshleniya [In: Experimental study of productive (creative) processes of thinking]. Moscow, Znaniye Publ., pp. 74-83 (In Russian).

Педагогические науки

Kornilov A. A. (2017) O razvitii voyennoy nauki i voyennogo obrazovaniya v kontekste vypolne-niya sluzhebno-boyevykh zadach natsional'noy gvardiyey [On the development of military science and military education in the context of the performance of service and combat tasks by the National Guard]. Collection of materials of the International theoretical conference "National Defense University named after the First President of the Republic of Kazakhstan - the Leader of the Nation - the flagship of military education and military science of the Republic of Kazakhstan". Astana, 460 p. (In Russian).

Malashenko L. I. (2019) Pedagogicheskiye puti razvitiya professional'nogo opyta deyatel'nosti v krizisnykh situatsiyakh u magistrantov voyennogo vuza [Pedagogical ways of developing pro-fessional experience in crisis situations among undergraduates of a military university]. Samara Scientific Bulletin, vol. 8, no. 1 (26), pp. 271-277 (In Russian).

Rogers K. R. (1998) Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovleniye cheloveka [A look at psychotherapy. The formation of man]. Trans. from Engl. Moscow, Progress : Univers Publ., 480 p. (In Rus-sian).

Ryspaev A.N. (2015) Podkhod k vyboru pokazateley effektivnosti funktsionirovaniya sistemy ob-especheniya ofitserskimi kadrami [Approach to the choice of indicators of the effectiveness of the functioning of the system of providing officers with personnel]. Scientific journal "Sardar" of the Center for Military-Strategic Studies of the Republic of Kazakhstan, no. 2 (27), pp. 13-17 (In Russian).

Serikbayev K. S. (2014) Professional'naya armiya: puti podgotovki voina-professionala [Profes-sional army: ways of training a professional warrior]. Bulletin of the Academy of Military Sciences of the Republic of Kazakhstan, no. 1. Available at: https://shop.avn.kz/product-category/zhurnal-vestnik/ (In Russian).

Ushinsky K. D. (1974) Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya: v 2 t. [Selected pedagogical works: in 2 volumes]. Moscow, Pedagogika Publ., vol. 1, 584 p. (In Russian).

Zhaksylykov R. F. (2015) Sistema pedagogicheskikh usloviy dlya kachestvennoy voyenno-professional'noy podgotovki ofitserov Natsional'noy gvardii Kazakhstana [System of peda-gogical conditions for high-quality military professional training of officers of the National Guard of Kazakhstan]. Theory and practice of social development, no. 15, pp. 142-145 (In Russian).

Информация об авторе

Малашенко Леонид Иванович

Член-корреспондент. Международная академия информатизации Республики Казахстан, г. Алматы, Республика Казахстан. Соискатель. Омский государственный педагогический университет, г. Омск, РФ. ORCID ID: 0000-00034699-6854. E-mail: leonid1608@mail.ru

Autor's information

Leonid I. Malashenko

Corresponding Member. International Academy of Informatization of the Republic of Kazakhstan, Almaty, Republic of Kazakhstan. Applicant. Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation. ORCID ID: 0000-0003-4699-6854. E-mail: leonid1608@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.