Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРА В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРА В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / CRISIS SITUATION / ВОЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛ / MILITARY PROFESSIONAL / ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / STATE SECURITY / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / COLLECTIVE SECURITY / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / PROFESSIONAL EXPERIENCE / ФАКТОР / FACTOR / MILITARY-POLITICAL ATMOSPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малашенко Леонид Иванович

В статье актуализируется роль профессионального опыта в подготовке военного специалиста к деятельности в современных кризисных условиях. Показано, что офицер приобретает и развивает свой опыт в течение жизни, в процессе обучения и в профессиональной деятельности по обеспечению национальной безопасности. Подготовка специалистов, способных эффективно действовать в кризисных ситуациях и разрешать их, приобретает характер актуальной педагогической проблемы, требующей исследования. Соответственно, офицер должен обладать способностями: к оценке военно-политической обстановки; определению угроз государственной безопасности; к планированию и проведению операций по разрешению кризисных ситуаций. Обучение офицера в военном вузе предполагает формирование его профессиональной компетентности, развитие профессионального опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EXPERIENCE AS A FACTOR OF SUCCESSFUL ACTIVITY OF THE OFFICER IN CRISIS SITUATIONS

The role of professional experience in military specialist’s training to the work of modern crisis conditions is discussed in this article. It’s noted that the officer gains and develops itself experience during its life, while training and in itself professional activity on national security support of itself state. Specialists’ training which effectively functions in crisis situations and solves its obtains the issue of actual pedagogical problem which demands global research. According to that the officer who is a newly graduate of military institute must have some abilities: to the estimation of military political situation; to the designation of main areas of international tension; to the determination of threats of state security; to the planning and conducting operations on crisis situations solution. Officer’s training in military high school is supposed to create itself professional competency, professional experience development as a phenomenon necessary for successful activity of military professional.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРА В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ»

УДК 355.359

МАЛАШЕНКО Л.И.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОФИЦЕРА В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

Ключевые слова: военно-политическая обстановка, военный профессионал, государственная безопасность, деятельность, коллективная безопасность, компетентность, кризисная ситуация, профессиональная подготовка, профессиональный опыт, фактор.

В статье актуализируется роль профессионального опыта в подготовке военного специалиста к деятельности в современных кризисных условиях. Показано, что офицер приобретает и развивает свой опыт в течение жизни, в процессе обучения и в профессиональной деятельности по обеспечению национальной безопасности. Подготовка специалистов, способных эффективно действовать в кризисных ситуациях и разрешать их, приобретает характер актуальной педагогической проблемы, требующей исследования. Соответственно, офицер должен обладать способностями: к оценке военно-политической обстановки; определению угроз государственной безопасности; к планированию и проведению операций по разрешению кризисных ситуаций. Обучение офицера в военном вузе предполагает формирование его профессиональной компетентности, развитие профессионального опыта.

MALASHENKO, L.I.

PROFESSIONAL EXPERIENCE AS A FACTOR OF SUCCESSFUL ACTIVITY OF THE OFFICER

IN CRISIS SITUATIONS

Keywords: military-political atmosphere, military professional, state security, activity, collective security, competency, crisis situation, professional training, professional experience, factor.

The role of professional experience in military specialist's training to the work of modern crisis conditions is discussed in this article. It's noted that the officer gains and develops itself experience during its life, while training and in itself professional activity on national security support of itself state. Specialists' training which effectively functions in crisis situations and solves its obtains the issue of actual pedagogical problem which demands global research. According to that the officer who is a newly graduate of military institute must have some abilities: to the estimation of military political situation; to the designation of main areas of international tension; to the determination of threats of state security; to the planning and conducting operations on crisis situations solution. Officer's training in military high school is supposed to create itself professional competency, professional experience development as a phenomenon necessary for successful activity of military professional.

Профессиональная деятельность офицера, как специалиста, ответственного за безопасность страны, сопрягается сегодня с новыми кризисными условиями. Необходимость защиты государства - от войны, от природной стихии, от кризисов - предъявляет высокие требования к подготовке профессионала, обладающего готовностью к действиям военного и антикризисного характера. Особенностью процесса профессиональной подготовки военного специалиста является то, что на выходе получается зрелая личность с высоким уровнем образования, устоявшейся психологической организацией, кристаллизованным жизненным и профессиональным опытом. Накопление опыта рассматривается, как необходимая часть интеллектуального и эмоционального развития личности в течение всей жизни.

Исследование проблемы развития профессионального опыта антикризисной деятельности у офицеров в дидактике профессионального образования следует увязывать с изучением опыта, как фактора успешной деятельности военного специалиста в современных кризисных условиях. Успех в профессиональной деятельности проявляется, прежде всего, в достижении значимой цели, преодолении или преобразовании условий, препятствующих ее достижению [1, с.221]. Это требует высокого уровня готовности к разрешению кризисных ситуаций с применением накопленного и развитого опыта профессиональной деятельности.

Рассмотрение сущности опыта в содержательно-структурном аспекте позволяет определить профессиональный опыт, как динамический процесс, в котором совокупный опыт практически воздействует на профессиональную деятельность, и непосредственный результат этого воздействия, проявляющийся в виде полученных знаний, приобретенных умений и навыков [2, с. 96]. При этом особое внимание следует уделять многообразию профессионального опыта и проблеме восприятия, описания и трансляции его форм. (рис. 1).

Сферы дифференцирования

Природа субъекта получения

(накопления) опыта

Сфера получения опыта военного профессионала

Приоритетно активизированная личностная сфера

Предметное содержание деятельности

Целенаправленность формирования

Полученный результат

Степень осознания

опыта

Степень новизны

опыта

- Передовой

Массовый

£

Творческий |

I

Традиционный

I '

Совокупный

Индивидуальный

Интегративный опыт

Теоретический

Практический

Исследовательский

Экспериментальный

Когнитивный

Эмоциональный

Коммуникативный

Дисциплинарный

Принятия решений

Реализации решений

Антикризисных действий

Технологический

Организованный

Стихийный

Успешный

Неуспешный

Осознанный

1

Неосознанный

Инновационный

I

Рисунок 1. Схема дифференцирования многообразия форм профессионального опыта офицера.

Индивидуальный опыт военного специалиста определяется, как его личностный опыт, приобретенный в предшествующей практике и сформированный в ходе обучения и профессиональной деятельности. Офицер приходит в военный вуз с определенным уровнем опыта. Ранее он уже обучался, служил, действовал в различных жизненных ситуациях. Вполне возможно, что действовал и в боевых, либо максимально к ним приближенных, условиях. Теперь ему предстоит имеющийся опыт развивать, доводя его до уровня высокого профессионализма.

Опыт профессионала, безусловно, зависит от его возраста. К выбору профессии человек подходит с некоторым жизненным опытом, который в определенной мере способствует правильному самоопределению. Далее начинается набор уже профессионального опыта, для формирования которого необходимо время. Во многих профессиональных сферах, связанных с производством и реализацией, бизнесом и управлением, обороной и безопасностью, именно накопленный годами многогранный опыт является ведущим фактором, влияющим на успешность специалиста в выбранной им области бытия. Готовность офицера к деятельности в своей профессиональной сфере обуславливается самой средой, в которой ему предстоит действовать, применяя на практике совокупность компетенций и опыта. Среда характеризуется обстановкой, пронизанной кризисами в политической, экономической, социальной, военной сферах (рис. 2).

Окружающая Сферы деятельности среда —Кризисные ситуации

1

1

Политическая Экономическая Социальная Военная

1 1 1

Профессиональная компетентность 1 Профессиональный опыт

Профессиональная готовность £

£

Антикризисная деятельность

Рисунок 2. Структура готовности военного специалиста к профессиональной деятельности в кризисных ситуациях

Совокупный опыт представляется как опыт организации, воинского коллектива, определенной группы специалистов. Опыт отдельно взятого субъекта, имеющего дискретный во времени и пространстве характер, является интегративным. Такой опыт квалифицируется как: национальный, т.е. развивающий способность работы с интернациональными воинскими коллективами; сетевой, применяемый в управлении коалиционными силами различной ведомственной принадлежности.

В процессе совершенствования общей профессиональной компетентности военного специалиста формируется этнокультурная компетентность и этническая толерантность. Названные составляющие необходимо развивать в разрезе подготовки офицера к руководству многонациональными воинскими коллективами, многочисленными и сложными по личностному составу. Выпускнику военного вуза предстоит работать с представителями других государств, наций, этносов. Осуществлять эту работу следует деликатно и профессионально, соблюдая и грамотно применяя международное право, принципы и традиции межгосударственных отношений, а также приобретенный на практике национальный опыт. Интеграция национального и сетевого видов опыта, с учетом закономерностей развития межнациональной толерантности, является совокупным, системообразующим фактором, механизмом, обеспечивающим целостность системы

подготовки военных специалистов. Здесь используются дифференцированный, комплексный, индивидуальный подходы к формированию данного интегративного качества, преемственность в педагогической деятельности по обучению офицеров.

Учеными отмечено, что простое накопление опыта не обеспечивает успешность профессиональной деятельности. Можно хорошо знать профессиональные нормы, но не следовать им, можно видеть ошибки в своей профессиональной деятельности, но не стремиться их исправить [3, с. 25]. Сфера получения опыта военного профессионала строится в его практической деятельности, участии в мероприятиях оперативной и боевой подготовки, в том числе и совместной, с контингентами войск (сил) других государств. В ходе командно-штабных учений офицеры получают хорошую практику в принятии и реализации решений, проводят исследования и эксперименты, моделируя различные варианты ведения боевых и специальных действий и наполняя свой практический, исследовательский и экспериментальный опыт. Структурное и содержательное наполнение опыта динамично. Оно проявляется и оценивается в ходе практической деятельности «здесь и сейчас» [4, с. 86]. Базовое профессиональное образование создает лишь предпосылки для формирования профессиональной компетентности, включающие обучение целому комплексу «деятельностей», необходимых для решения насущных задач [5, с. 138]. Если компетентность не подпитывать опытом, то со временем ее уровень в значительной степени может понижаться.

Коммуникативный оттенок опыта проявляется на фоне взаимодействия субъектов профессиональной деятельности, которое организуется с целью повышения эффективности профессиональных действий. В ходе такого взаимодействия происходит не только обмен опытом в традиционном смысле, но и взаимное адекватное восприятие субъективного опыта, как своего, так и чужого. Процесс правильного восприятия опыта во многом обуславливает его возможность становиться источником дальнейшего профессионального роста [6. 7]. Наиболее продуктивные действия из контекста деятельности одного субъекта переносятся в контекст деятельности другого по определенным закономерностям и правилам. Кроме верного восприятия опыта названная проблема усиливается описанием и трансляцией всех его видов.

Более точному обмену информацией о новых способах (приемах) эффективных действий специалистов способствует применение определенных технологий трансляции опыта. Так, в образовательной практике военного вуза повсеместно используется публичное представление опыта генералов и офицеров, реально участвовавших в боевых (специальных) действиях, в том числе по урегулированию кризисных ситуаций. В ходе обмена опытом проводятся встречи с иностранными специалистами, открытые занятия, мастер-классы с применением информации, фиксированной па современных мультимедийных носителях [8, с. 193, 237], об опыте проведения операций, например коалиционными силами в так называемых «горячих точках» (Ирак, Афганистан, Чечня, др.). По-прежнему «в силе» испытанные на практике литературно-художественная и научно-методическая (вербальная) формы культурного закрепления и передачи профессионального опыта.

Практикуется пополнение опыта через действие, например, в режиме игротехнических событий, командно-штабных учений, где офицеры действуют как в роли обучаемых, так и в роли руководителей, принимают решения и проводят мероприятия по соответствующему замыслу.

Позиция, которую может занять обучаемый офицер по отношению к транслируемому опыту, может быть различной: он может принять продемонстрированный опыт как данность и при этом отказаться от его оценки и фиксации аналогичного опыта, например своего собственного; может критично оценить показанный опыт с учетом показателей успешности профессиональной деятельности (боевой работы); проанализировать способы боевых (специальных) действий, чтобы на основе данного анализа определить суть их эффективности (неэффективности); найти аргументы, принижающие значимость транслированного опыта и педагогическую роль его носителей.

Вместе с тем, военный специалист находит момент зарождения своего профессионального опыта и определяет степень его развития на текущий момент, проводя сравнительный анализ уровней своего опыта и опыта коллег.

Когда накопленный опыт воспринят, отрефлексирован и получил оценку, офицер определяет, какую стратегию дальнейшей работы с ним следует избрать. Годы воинской службы, обучения и практики формируют профессиональный облик офицера. К определенному возрасту он, как правило, испытывает полноту (избыток) позитивного опыта, отчего возникает потребность в его передаче другим лицам, а в ситуации ограниченности (неудачности) индивидуального или совокупного опыта у офицера формируется потребность продолжать его пополнение.

Продуктивность объединения своих действий с действиями сотрудников порождает задачу интеграции опыта. Классифицируя опыт профессиональной деятельности, как успешный и неуспешный, военный специалист приходит к выводу о необходимости научиться работать с любым, в том числе и негативным, опытом. Тем самым офицер развивает умение воспринимать отрицательный результат деятельности тоже, как результат, и оценивать себя в его контексте. В связи с этим представляется логичным изучение и обобщение причин неудачного опыта (профессионального неуспеха) [9]. Такой опыт можно принять осознанно или неосознанно, но в любом случае его надо воспринять как данность. Варианты восприятия обусловлены различием исходных установок субъекта относительно функционального назначения взаимодействия с опытом. Установки могут быть на успешность и креативность, и, наоборот - на непродуктивность, неэффективность.

Офицеру следует направить восприятие в «нужное русло». Для этого он должен представить, какую пользу для о профессионального развития можно извлечь из неудачного опыта, используя принцип обучения «на чужих ошибках», а также четко определить, что именно в структуре опыта представляется нужным для развития собственной системы профессиональных действий. В качестве основы можно воспользоваться структурой педагогической деятельности, в рамках которой выделяются соответствующие элементы восприятия. Такими элементами представляются методы и технологии обучения, стили и виды деятельности, а также специально направленные действия по решению ситуационных задач. Ориентирование на восприятие доминант профессионального поведения поможет офицеру реально определить стратегическое направление своей военно-специальной деятельности, выделить ее эффекты, риски и деформации. Динамика доминанты рассматривается как механизм изменения структурирования старого, ранее освоенного опыта [10, с 306], что в свою очередь подчеркивает регулятивное значение восприятия для процессов общения и самопознания [11, с. 68].

Старый опыт может быть традиционным, принадлежать к определенным, устоявшимся традициям, и иметь, в этом смысле, массовый характер. В новых, кризисных условиях, у офицера зачастую возникают трудности с определением его надобности. В процессе повышения квалификации он приобретает новый опыт, научные изыскания приводят его к творческому, инновационному опыту, который побуждает забыть опыт старый. Однако не следует торопиться. Чтобы опыт стал источником профессионального развития, его нужно применять во всем многообразии, ничего не «отметая», а использовать все формы и все виды для совершенствования своей готовности к деятельности в кризисных ситуациях. Являясь рычагом практического воздействия на изменение военно-политической (кризисной) обстановки, опыт офицера выступает и как результат этого воздействия в виде компетенций, применение которых способствует урегулированию текущей ситуации.

Таким образом, профессиональная деятельность специалиста в определенной области является базовой основой для формирования профессионального опыта, сопряженного с видом деятельности [12]. Специалист лишь тогда становится профессионалом, когда сформированный опыт становится неотъемлемой частью его профессиональной компетентности. С учетом научного знания и военной специфики, можно определить

профессиональный опыт офицера, как совокупность практически приобретенных компетенций, умение осуществлять профессиональную деятельность (рисунок 3).

Рисунок 3. Структура научного понятия профессионального опыта антикризисной деятельности военного специалиста.

Опыт военного специалиста в целом рассматривается, как результат его взаимодействия с объективным миром, способность к оценке военно-политической обстановки в этом мире и определению угроз своему государству, готовность к эффективным профессиональным действиям по их нейтрализации, один из основополагающих компонентов профессиональной компетентности. Во всей своей многогранности опыт офицера вливается в его деятельность и направляется на достижение результата в виде высокого профессионализма, необходимого для эффективного решения ситуационных задач по проведению антикризисных мероприятий

Обобщая научное знание о профессиональном опыте, следует отметить, что оно характеризуется тремя основными показателями: полнотой охвата, глубиной содержания и действенностью применения.

Полнота профессионального опыта офицера охватывает все исследования и работы, связанные с рассмотрением изучаемого объекта. В рассматриваемом аспекте, для офицера-профессионала объектом исследования является кризисная ситуация, которую ему согласно своему профессиональному предназначению, следует уметь предвидеть, предотвратить или разрешить. Предметом исследования представляется опыт деятельности в кризисной ситуации.

Глубина знаний об опыте - это показатель поступательного освоения опыта, предполагающий достижение его определенных уровней:

демонстрационный - когда опыт демонстрируется, траслируется, передается, описывается;

функционально-компонентный - формируется структура опыта, определяются его основные составляющие (компоненты) и их функции;

системный - совершенствование опыта приобретает системный характер без «права остановки в своем развитии».

Осмысливая показанные уровни, офицер делает самооценку собственной готовности к профессиональной деятельности и определяет действенность приобретенного опыта.

Действенность в данном случае заключается в способности военного специалиста выполнять профессиональные задачи на требуемых методическом и технологическом уровнях, обеспечивающих широкое применение сформированного опыта, который проявляется в специальных действиях и характеризуется профессиональной квалификацией, в том числе этнокультурной компетентностью, мастерством специалиста, продуктивностью решений. Названные понятия отражают определенные грани профессионализма офицера и в целом заполняют технологический диапазон военного специалиста.

От уровня и действенности профессионального опыта напрямую зависит успешность деятельности офицера в современных кризисных условиях, его способность влиять на обстановку и, в конечном счете, обеспечивать национальную безопасность своей страны.

Литература и источники

1. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Экмос, 1999. 352 с.

2. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 191 с.

3. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Педагогика, 1985. 247 с.

4. Вершловский С. Г., Лесохина Л. Н. Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический аспект. М.: Просвещение, 1982. 210 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб.: Радом, 1997. 226 с.

6. Бодалев A.A. Личность и общение: избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.

7. Бодалев A.A. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Педагогика. 1990. № 12. С. 65-71.

8 Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 256 с.

9. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. СПб.: Изд-во СПбГУ им. А. Герцена, 2001. 243 с.

10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 339 с.

11. Бодалев A.A. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Педагогика. 1990. № 12. С. 65-71.

12. Серкпаев М. О. Правовые основы создания и развития Вооруженных Сил Республики Казахстан // Вестник Академии военных наук Республики Казахстан. Астана. 2015. № 1. С. 88.

References and Sources

1. Samoukina N.V. Psihologiya i pedagogika professional'noj deyatel'nosti. M.: EHkmos, 1999. 352 s.

2. Markova A.K. Psihologiya truda uchitelya. M.: Prosveshchenie, 1993. 191 s.

3. Kulyutkin YU.N. Psihologiya obucheniya vzroslyh. M.: Pedagogika, 1985. 247 s.

4. Vershlovskij S. G., Lesohina L. N. Professional'naya deyatel'nost' molodogo uchitelya: Social'no-pedagogicheskij aspekt. M.: Prosveshchenie, 1982. 210 s.

5. Belyaeva A.P. Integrativno-modul'naya pedagogicheskaya sistema pro-fessional'nogo obrazovaniya. SPb.: Radom, 1997. 226 s.

6. Bodalev A.A. Lichnost' i obshchenie: izbrannye psihologicheskie trudy. M.: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 1995. 328 s.

7. Bodalev A.A. Psihologicheskie usloviya gumanizacii pedagogichesko-go obshcheniya // Pedagogika. 1990. № 12. S. 65-71.

8 Kolesnikova I.A., Titova E.V. Pedagogicheskaya prakseologiya: Ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenij. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2005. 256 s.

9. Kolesnikova I.A. Pedagogicheskaya real'nost': opyt mezhparadigmal'noj refleksii. SPb.: Izd-vo SPbGU im. A. Gercena, 2001. 243 s.

10. Anan'ev B.G. CHelovek kak predmet poznaniya. L.: Izd-vo LGU, 1968. 339 s.

11. Bodalev A.A. Psihologicheskie usloviya gumanizacii pedagogichesko-go obshcheniya // Pedagogika. 1990. № 12. S. 65-71.

12. Serkpaev M. O. Pravovye osnovy sozdaniya i razvitiya Vooruzhennyh Sil Respubliki Kazahstan // Vestnik Akademii voennyh nauk Respubliki Kazahstan. Astana. 2015. № 1. S. 88.

МАЛАШЕНКО ЛЕОНИД ИВАНОВИЧ - магистр педагогики, старший научный сотрудник управления исследования военного искусства научно-исследовательского института военного искусства Военного научно-исследовательского центра Национального университета обороны имени Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации

MALASHENKO, LEONID IVANOVICH - Master's in Pedagogy, Senior scientific worker of military art research department of scientific-research Institute of military art of Military scientific-research Center of National Defense University named after the First President of the Republic of Kazakhstan - the Leader of the Nation (leonid1608@mail.ru).

УДК 378:796.05

ВАСИЛЬЕВ В.В.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗАХ МВД РОССИИ: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Ключевые слова: непрерывное образование, вуз МВД РФ, территориальный орган МВД РФ, образовательные организации высшего образования, компетенция, сотрудник органа внутренних дел, воспитательно-обучающий процесс, взаимодействие, сотрудничество.

В статье рассматривается такой аспект организации непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел, как взаимодействие образовательных организаций высшего образования МВД РФ с территориальными органами МВД России. Исследуются основные направления взаимодействия, раскрываются имеющиеся проблемы и пути их разрешения. Автор констатирует, что основное взаимодействие вузов МВД РФ реализуется центральным аппаратом Министерства в рамках единоначальной модели администрирования. Сотрудничество на муниципальном уровне в рамках непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел в настоящее время минимально. Отсутствие должного взаимодействия на муниципальном уровне зачастую приводит к тому, что дополнительное профессиональное обучение в форме повышения квалификации могут проходить одни и те же сотрудники ОВД, тогда как другие сотрудники практически «выпадают» из системы непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел.

VASILIEV, V.V.

CONTINUOUS EDUCATON IN THE UNIVERSITIES OF MIA OF RUSSIA: QUESTIONS OF INTERACTION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND TERRITORIAL AGENCIES OF INTERNAL

AFFAIRS

Keywords: continuous education, university of MIA of Russia, territorial agency of MIA of Russia, educational organizations of high education, competence, policemen of agency of internal affairs, educational-training process, interaction, cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.