Научная статья на тему 'Опыт антикризисной деятельности как важный компонент профессиональной подготовки офицеров'

Опыт антикризисной деятельности как важный компонент профессиональной подготовки офицеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ANTI-CRISIS ACTIVITY / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ / CRISIS SITUATION / ВОЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛ / MILITARY PROFESSIONAL / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / PEDAGOGICAL PROBLEM / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА / SITUATIONAL TASK / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ETHNICAL TOLERANCE / MILITARY AND POLITICAL SCENARIO / ETHNO CULTURAL COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малашенко Леонид Иванович

В статье рассматривается профессиональный опыт деятельности офицера в современных условиях. Показано, что подготовка специалистов, способных нестандартно разрешать кризисные ситуации, приобретает сегодня характер актуальной педагогической проблемы, которая требует всестороннего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малашенко Леонид Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of anticrisis activity as important component in professional officer’s training

Professional experience of officer’s activity in modern conditions is considered in this article. It is shown that training of specialists capable of solving non-standard situations in crisis situations acquires today the character of an actual pedagogical problem that requires all round research

Текст научной работы на тему «Опыт антикризисной деятельности как важный компонент профессиональной подготовки офицеров»

Л.И. Малашенко

(Казахстан, Астана)

опыт антикризисной деятельности как важный компонент профессиональной подготовки офицера

experience of anticrisis activity as important component in professional officer's training

В статье рассматривается профессиональный опыт деятельности офицера в современных условиях. Показано, что подготовка специалистов, способных нестандартно разрешать кризисные ситуации, приобретает сегодня характер актуальной педагогической проблемы, которая требует всестороннего исследования.

Ключевые слова: антикризисная деятельность, военно-политическая обстановка, военный профессионал, кризисная ситуация, национальная безопасность, педагогическая проблема, профессиональная подготовка, ситуационная задача, этнокультурная компетентность, этническая толерантность.

Professional experience of officer's activity in modern conditions is considered in this article. It is shown that training of specialists capable of solving non-standard situations in crisis situations acquires today the character of an actual pedagogical problem that requires all round research.

Key words: anti-crisis activity, military and political scenario, military professional, crisis situation, national security, pedagogical problem, professional training, situational task, ethno cultural competency, ethnical tolerance.

Обострение военно-политической обстановки в различных регионах мира, противоречивый характер современных международных отношений могут способствовать и, как правило, приводят к возникновению явления общественной жизни, обозначаемого понятием «кризисные ситуации». Их развитие пронизывает все сферы жизни общества и отражается на мероприятиях, проводимых государствами по защите своих суверенитета и территориальной целостности, по сохранению конституционного строя.

Анализ природы, сущности, форм проявления и особенностей кризисных ситуаций позволяет утверждать, что данное явление представляется как негативное, дестабилизирующее обстановку внутри страны и извне, сводится к однородным, но не тождественным понятиям: «исключительные

условия», «экстраординарная ситуация». На определенном этапе кризисная ситуация становится предвестником военного конфликта, который при его пассивном разрешении может перерастать в конфликт вооруженный [1, с. 68].

Поиск путей предотвращения кризисных ситуаций неразрывно связан с подготовкой специалистов, способных их разрешать как военными, так и другими, специальными методами. Таким специалистом может выступать офицер высшей квалификации, совмещающий в одном лице способность к военной и антикризисной деятельности. Компетентность данного специалиста предполагает обязательное наличие его профессионального опыта.

Исследование проблемы антикризисной деятельности у офицеров в дидактике

профессионального образования следует увязывать с изучением опыта как фактора успешной деятельности военного специалиста в современных кризисных условиях. Успех в профессиональной деятельности проявляется прежде всего в достижении специалистом значимой цели, преодолении или преобразовании условий, препятствующих достижению этой цели [2, с. 55].

Теоретический анализ процесса подготовки офицеров, а также практика деятельности военных вузов позволяют выявить противоречия между объективной потребностью формирования у офицеров способности научно обоснованно и эффективно проводить антикризисные операции и недостаточной подготовкой магистрантов в военных вузах к действиям в кризисных ситуациях.

Решение вытекающей отсюда проблемы сопряжено с рядом факторов политического, экономического, демографического, военного, технического, духовного характера. Главная задача здесь видится в отборе из непрерывного потока информации самого необходимого для практики ее применения. При этом на выходе получается зрелая личность с устоявшейся психологической организацией, кристаллизованным жизненным опытом [3, с. 66].

Накопление опыта рассматривается, как важный фактор жизнедеятельности общества, как необходимая часть интеллектуального и эмоционального развития личности. Целью данного развития представляется высокий уровень готовности офицера к эффективному разрешению кризисных ситуаций с применением накопленного и развитого профессионального опыта.

Формирование опыта профессионала -процесс длительный. Он определяется как личностный опыт, приобретенный в предшествующей практике, сформированный в ходе обучения и профессиональной деятельности. Офицер приходит в военный вуз с определенным уровнем жизненного и учебного опыта. Ранее он уже обучался, служил, действовал в различных жизненных ситуациях, возможно и в боевых, либо максимально к ним приближенных, условиях. Теперь ему предстоит имеющийся опыт

развивать, доводя его до уровня высокого профессионализма.

Для профессионального и управленческого опыта необходимо время. Существуют профессиональные области, в которых именно богатый, накопленный годами деятельности, развернутый опыт является ведущей характеристикой, непосредственно влияющей на успешность специалиста. К таким сферам относятся производство, консалтинг, управление, в том числе военное и антикризисное. Готовность офицера к профессиональной деятельности обуславливается самой средой, в которой ему предстоит действовать, применяя на практике совокупность компетенций и опыта. Среда характеризуется обстановкой, пронизанной кризисами в политической, экономической, социальной, военной сферах (Рис. 1. с- 110).

Рассмотрение сущности опыта в содержательно-структурном аспекте позволяет определить профессиональный опыт офицера как динамический процесс практического воздействия совокупного опыта специалиста на профессиональную деятельность и как непосредственный результат этого воздействия в виде знаний, умений и навыков. При этом отдельное внимание следует уделить многообразию форм профессионального опыта и проблеме правильности их восприятия, описания и трансляции [4. с. 44]. Данное многообразие дифференцируется, как показано в таблице 1 (с.- 110)

В области развивающейся деятельности опыта офицера имеет место совокупный опыт, представляемый как опыт организации, воинского коллектива, определенной группы специалистов. Опыт отдельно взятого субъекта имеет дискретный во времени и пространстве характер и является ин-тегративным. Такой опыт квалифицируется как национальный, т.е. развивающий способность работы с интернациональными воинскими коллективами, и сетевой, применяемый в управлении коалиционными силами различной ведомственной принадлежности.

В процессе совершенствования общей профессиональной компетентности формируется этнокультурная компетентность и этническая толерантность специалиста. На-

Кризисные ситуации

Окружающая среда

т

Военно-политическая обстановка

Сферы деятельности

1 1 1 1

Политическая Экономическая Социальная Военная

Профессиональная компетентность

Профессиональная готовность

I

Профессиональный опыт

Антикризисная деятельность

Рис. 1. Структура готовности военного специалиста к профессиональной деятельности

в кризисных ситуациях.

званные составляющие необходимо развивать в разрезе подготовки офицера к руководству многонациональными воинскими коллективами, многочисленными и сложными по составу. Офицеру предстоит работать с представителями других государств, наций, этносов. Осуществлять эту работу следует деликатно и профессионально, соблюдая и грамотно применяя международное право, принципы и традиции межгосударственных отношений, а также приобре-

тенный на практике национальный опыт с опорой на этнографические знания. К примеру, Л. Н. Толстой, уделяя много внимания сбору и пропаганде северокавказского устного народного творчества, среди приоритетов в образовании поставил этнографию своего и других народов в один ряд с религией и нравственностью [5].

Интеграция национального и сетевого видов опыта, с учетом закономерностей развития межнациональной толерантно-

Таблица 1

Дифференцирование многообразия форм профессионального опыта офицера

Сферы дифференцирования Формы опыта

Природа субъекта получения опыта Совокупный, индивидуальный, интегративный

Сфера получения опыта военного профессионала Теоретический, практический, исследовательский, экспериментальный

Приоритетно активизированная личностная сфера Когнитивный, эмоциональный, коммуникативный, дисциплинарный

Предметное содержание деятельности Принятия решений, реализации решений, антикризисных действий,технологический

Целенаправленность формирования Организованный, стихийный

Полученный результат Успешный, неуспешный

Степень осознания опыта Осознанный, неосознанный

Степень новизны опыта Массовый, передовой, творческий, традиционный, инновационный

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2017. № 4 (53) 113

сти, является совокупным, системообразующим фактором, механизмом, обеспечивающим целостность системы подготовки военных специалистов. Здесь используются дифференцированный, комплексный, индивидуальный подходы к формированию данного интегративного качества, преемственность в педагогической деятельности по обучению офицеров.

Простое накопление опыта не обеспечивает более продуктивной или успешной профессиональной деятельности. Можно хорошо знать профессиональные нормы, но не следовать им, можно видеть ошибки в своей профессиональной деятельности, но не стремиться их исправить. Получение опыта военного профессионала происходит в его практической деятельности, участии в мероприятиях оперативной и боевой подготовки, в том числе и совместной с контин-гентами войск (сил) других государств. В ходе командно-штабных учений офицеры

получают хорошую практику в принятии и реализации решений, проводят исследования и эксперименты, моделируя различные варианты ведения боевых и специальных действий по разрешению кризисных ситуаций и наполняя свой практический и исследовательский опыт [6, с. 26].

Структурное и содержательное наполнение динамично. Оно проявляется и оценивается в ходе практической деятельности. Базовое профессиональное образование создает лишь предпосылки для формирования профессиональной компетентности, включающие обучение целому комплексу деятельностей, необходимых для решения насущных задач. Если компетентность не подпитывать опытом, то со временем ее уровень может существенно снижаться [7, с. 19].

Коммуникативный оттенок опыта проявляется на фоне взаимодействия субъектов профессиональной деятельности, которое должно быть специальным образом

Рис. 2. Структура научного понятия профессионального опыта антикризисной деятельности военного специалиста.

организовано, чтобы стать источником развития продуктивности действий.

Профессиональная деятельность специалиста в определенной области является базовой основой для формирования профессионального опыта, сопряженного с видом деятельности. Специалист лишь тогда становится профессионалом, когда сформированный опыт становится неотъемлемой частью его профессиональной компетентности. С научной точки зрения опыт военного профессионала отличается полнотой, глубиной и действенностью (Рис. 2. с.-111).

С учетом научного знания и военной специфики можно определить профессиональный опыт офицера как совокупность практически приобретенных компетенций, умение осуществлять профессиональную

деятельность. Опыт военного специалиста в целом рассматривается как результат его взаимодействия с объективным миром, способность к оценке военно-политической обстановки в этом мире и определению угроз своему государству, готовность к эффективным профессиональным действиям по их нейтрализации, один из основополагающих компонентов профессиональной подготовки. В рассматриваемом аспекте профессиональный опыт офицера является динамическим процессом практического воздействия совокупного опыта на профессиональную деятельность, непосредственный результат этого воздействия в виде компетенций, необходимых для эффективного решения ситуационных задач по проведению антикризисных мероприятий.

Литература

1. Рыспаев А. Н. Геополитика и войны нового типа: информационно-справочный сборник по материалам прессы: в 2 ч. Ч.1. - Астана, 2015. - 489 с.

2. Керимбаев Б. М. О некоторых вопросах применения силовых структур в социально-политическом конфликте // Вестник Национального университета обороны.- Астана, 2014.- № 4. - 95 с.

3. Тауланов С.С. Профессионально-ценностное ориентирование будущих офицеров в процессе обучения военной педагогике в условиях информатизации образования: дис. ... д-ра пед. наук.- Алматы, 2005. - 212 с.

4. Кириченко А. И. О некоторых аспектах подготовки научно-педагогических кадров в современных условиях // Ориентир. Астана, 2015. - № 2. - 98 с.

5. Толстой Л. Н. Казаки; Хаджи-Мурат (повести). О воспитании: письмо В. Ф. Булгакову. -М., 1981. - 304 с.

6. Чувакин С. А. Анализ совместного комплексного учения с Коллективными силами оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности «Взаи-модействие-2009» // Материалы Объединенного штаба ОДКБ. М., 2010. - 54 с.

7. Мухаметов А.Ф. Демонстрация военной силы как одна из форм ее проявления // Ориентир. - Астана, 2015.- № 2. - 94 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.