Научная статья на тему 'Теория и практика подготовки студентов по паразитологии с применением модульно-рейтинговой системы'

Теория и практика подготовки студентов по паразитологии с применением модульно-рейтинговой системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джабаева М.Д., Сарбашева М.М., Биттиров А.М.

Модульно-рейтинговый комплекс создает условия для регулярной работы студентов в течение семестра. Надежность обучения обеспечивается организацией учебного процесса. Высокий уровень посещаемости учебных занятий, который поддерживается только системой бальности, без каких-либо внешних санкций, свидетельствует о росте уровня самосознания и самоконтроля студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theory and practice of training of students on parasitology using module-rating system

One represents the original scheme of modul-rating system for training of students in field of parasitology. The reliability of training is provided by organization of educational process.

Текст научной работы на тему «Теория и практика подготовки студентов по паразитологии с применением модульно-рейтинговой системы»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ПАРАЗИТОЛОГИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ

Джабаева М.Д., Сарбашева М.М., Биттиров А.М.

ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова»

Самостоятельная работа студентов по паразитологии с учебниками, учебными пособиями затруднена из-за недостаточной расчлененности учебного материала, сухости языка изложения, полного отсутствия эмоционального воздействия и контроля усвоения знаний [1,2]. Компьютерные технологии располагают большими возможностями для совершенствования объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методов, которые дополняются методами, непосредственно базирующимися на использовании компьютеров:

1. метод использования компьютера как инструмента, позволяющего значительно расширить иллюстративную базу вузовского курса по паразитологии;

2. метод использования компьютера для формирования алгоритмической культуры студентов;

3. метод использования компьютера при решении ситуационных

задач;

4. метод использования компьютерных технологий в качестве средства экспериментирования, прогнозирования и моделирования паразитарных систем зоонозов по элементам климата и др.

Средства обучения. В проектируемой методической системе роль средств обучения многократно возрастает. Учебники и учебно-методические пособия по паразитологии традиционно играют важную роль. Компьютерные обучающие средства, применяемые в разных 4-5 курсах, можно разбить на два вида:

1) обучающие программные средства с элементами моделирования. Предназначаются для организации и поддержки учебного диалога студента с компьютером, предоставляют среду для компьютерного моделирования, необходимую учебную информацию по курсу «паразитология», направляют обучение (электронные учебники и компьютерные практикумы по паразитологии);

2) учебно-демонстрационные средства обучающего характера. Предоставляют наглядную учебную информацию, как статического, так и динамического характера (демонстрационные блоки с элементами мультимедиа).

Модульно-рейтинговый комплекс

150

Модульно-рейтинговый комплекс представляет собой совокупность модульной программы и рейтинговой оценки знаний студентов. В основу разработанной рейтинговой системы положена концепция, заключающаяся в том, что подготовка специалиста с прочными базовыми знаниями зависит от способа их формирования. Прочность и надежность знаний по паразитологии всегда выше, если их формирование происходит не в авральной форме, что мы часто наблюдаем, а систематически, на протяжении всего периода обучения.

В методической системе модульно- рейтинговый комплекс выполняет две функции: средства управления учебным процессом (реализуется через модульную структуру курса) и система контроля (которая основывается на оценивании всех видов учебной работы с учетом качества и своевременности выполнения). В основу системы контроля положена пятибалльная оценка. Чтобы отразить «вес» каждого вида контроля, вводятся весовые коэффициенты: для текущего, промежуточного и итогового контроля -соответственно 1, 2, 4; для учебно-исследовательской работы - 4, 6, 8.

Уже в первые годы обучения с применением рейтинга по паразитологии были получены хорошие результаты. Исследовалось состояние учебного процесса в двух потоках студентов: один - контрольный, другой -экспериментальный. Показатели экспериментального потока по отношению к контрольному выглядели следующим образом:

• получили допуск к экзамену на начало сессии 92% (против 37%);

получить допуск к экзамену по курсу паразитология - значит сделать,

сдать, и защитить необходимо число лабораторных работ в

установленные учебной программой сроки;

• успеваемость составила 94% (против 66%);

• средний балл 3,85 (против 3,23).

Данные нашего исследования подтвердили исходное положение, что рейтинговая система создает условия для регулярной работы студентов в течение семестра. Надежность обучения обеспечивается организацией учебного процесса. Высокий уровень посещаемости учебных занятий, который поддерживается только системой бальности, без каких-либо внешних санкций, свидетельствует о росте уровня самосознания и самоконтроля студентов.

Модель автоматизированной обучающей системы по паразитологии

Модель автоматизированной обучающей системы по паразитологии представлена на рис.1

151

Электронные учебники содержит курсы лекций, демонстрационные модели. По каждой главе электронных учебников подготовлены тесты нескольких уровней. Учебники выполнены в технологии Internet. В структуру учебника по паразитологии входят оглавление и предметный указатель, связанный с лекциями гиперссылками. Навигация реализована с использованием функций на языке Java Script и элементами динамического HTML. Тексты учебников соответствует государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования по предмету «паразитология».

Заключение. Модульно-рейтинговый комплекс создает условия для регулярной работы студентов в течение семестра. Надежность обучения обеспечивается организацией учебного процесса. Высокий уровень посещаемости учебных занятий, который поддерживается только системой бальности, без каких-либо внешних санкций, свидетельствует о росте уровня самосознания и самоконтроля студентов.

Литература: 1. Осипов Б.А. //Сб. научн статей ГНУ Всеросс. НИИ информатизации. - Москва.- 2006. - С. 185-188. 2. Столетников Д.И. //Материалы координационного совещания. ГНУ Всеросс. НИИ информатизации. - Москва.- 2005. - С. 211-214.

Theory and practice of training of students on parasitology using module-rating system. Dzhabaeva M.D., Sarbasheva M.M., Bittirov A.M. Kabardino-Balkarian V.M. Kokov State Agricultural Academy.

Summary. One represents the original scheme of modul-rating system for training of students in field of parasitology. The reliability of training is provided by organization of educational process.

152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.