Научная статья на тему 'Компьютерные средства обучения студентов по биологическим наукам'

Компьютерные средства обучения студентов по биологическим наукам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джабаева М.Д., Сарбашева М.М., Биттиров А.М.

Модульно-рейтинговый комплекс создает условия для регулярной работы студентов в течение семестра. Надежность обучения обеспечивается организацией учебного процесса. Высокий уровень посещаемости учебных занятий, который поддерживается только системой бальности, без каких-либо внешних санкций, свидетельствует о росте уровня самосознания и самоконтроля студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer means of training of students on biological sciences

One represent computer means of knowledge control of students in field of biological sciences and their advantages and perspectives.

Текст научной работы на тему «Компьютерные средства обучения студентов по биологическим наукам»

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО БИОЛОГИЧЕСКИМ НАУКАМ

Джабаева М.Д., Сарбашева М.М., Биттиров А.М.

ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова»

Методы оценивания знаний и умений студентов по ветеринарным дисциплинам, курсу, разделу, теме или фрагменту с учетом установленных квалификационных требований во многом не совершенны [1,2]. В этом плане компьютерные средства обучения (программно - технический комплекс), предназначены решать определенные педагогические задачи, имеющие предметное содержание. Предметное содержание подразумевает, что компьютерные средства обучения должны включать учебный материал по определенной дисциплине. Под учебным материалом следует понимать информацию декларативного характера и задания для контроля знаний и умений, а также модели и алгоритмы, представляющие изучаемые процессы. В современном учебном процессе все чаще используются компьютерные средства обучения в образовании. Однако, по биологическим дисциплинам они представлены единичными образцами. Особенностью текущего контроля, например, должно быть совмещение в нем функций проверки знаний и обучения. Для улучшения положения в методах оценки знаний обучаемого (тестируемого), на кафедре идет работа по созданию компьютерной системы контроля знаний. Составной частью этой системы является тестовая программа TEST MASTER 2002. Эта программа включает встроенные средства контроля знаний по паразитологии. Она служит для организации входного, текущего и итогового контроля. TEST MASTER 2002 - это пакет программного обеспечения для проверки входного, текущего и итогового контроля знаний студентов, обучающихся на любой специальности, по любому предмету. Особенностью контроля является совмещение в нем функций проверки знаний и обучения. Цель текущего контроля - получение оперативной оценки успешности усвоения учебного материала по паразитологии, выявление пробелов в знаниях и формирование рекомендаций по коррекции учебного процесса. Программа позволяет преподавателям, проводящим занятия, определить количество, состав и степень сложности вопросов, включаемый во входной и итоговый контроли, а также показатели, отражающие требования к знаниям обучаемого по паразитологии. Программа TEST MASTER 2002 имеет базу данных с вопросами, каждый из которых оценен, то есть имеет свой весовой коэффициент сложности по 5-и бальной шкале. TEST MASTER 2002 учитывает средний балл за сложность вопросов, общее число правильных ответов и время, за которое пользователь принимает решение. Средства контроля с развитыми сервисными функциями позволяют регулировать состав и степень детальности представления информации, включаемой в протокол. По завершении тестирования имеем наглядную

153

информацию о знаниях студента по паразитологии. Отличительной чертой программы является способность формировать отчеты о тестировании в виде базы данных. Такая база данных набирает информацию о тестируемых студентах, и позволяет проследить динамику их обучения. По такой базе данных можно легко определить среднюю успеваемость, как одной группы, так и целого факультета. Встроенный модуль TEST VIEW в TEST MASTER 2002 помогает это делать автоматически: быстро профильтрует базу данных отчета, и передаст конкретную информацию в MS Excel или Word. Наполнение базы данных вопросами осуществляется из модуля TEST EDITOR. Он позволяет быстро и наглядно работать с информацией, при чем его интерфейс сделан таким же, как и у TEST MASTER, что облегчает ввод в базу данных. Пользователь сразу видит, как графическая и текстовая информация будет выглядеть при тестировании. TEST MASTER имеет гибкую систему настроек, называемую сценарием теста. При помощи таких настроек администратор тестирования может установить системные параметры и следующие опции: время для выполнения теста, ограничение числа задаваемых вопросов, выбор верхнего и нижнего предела по сложности (сложность в пределах 1 - 5 обозначает, что будут задаваться вопросы любой сложности, а в пределах 3 - 5 будут задаваться вопросы 3-ей, 4-ой и 5-ой сложности). Также есть опция вопросов в случайном порядке. Если ее включить, то программа будет загружать вопросы в случайном порядке, при этом работает проверка на повторения - то есть один и тот же вопрос не будет задан два раза. Для сетевых компьютерных классов есть возможность сохранять настройки тестирования, базу данных вопросов и базу данных отчета на сервере. Это значительно упрощает работу по обслуживанию программы. Модуль TEST SERVER может настроить все параметры теста, и они автоматически будет применены для всего курса. Помимо вопроса и четырех вариантов ответа программа может отображать картинку. Это позволяет базу данных вопросов (созданный специально для этого в формате PARADOX 7.0), сопоставлять вопросу графическое сопровождение и хранить его прямо файле базы данных.

Заключение. Модульно-рейтинговый комплекс создает условия для регулярной работы студентов в течение семестра. Надежность обучения обеспечивается организацией учебного процесса. Высокий уровень посещаемости учебных занятий, который поддерживается только системой бальности, без каких-либо внешних санкций, свидетельствует о росте уровня самосознания и самоконтроля студентов.

Литература: 1. Осипов Б.А. Компьютерные средства обучения в образовании //Сб. научн статей ГНУ Всеросс. НИИ информатизации. -Москва.- 2006. - С. 189-191. 2. Фуников В.И. Метод использования компьютерных технологий (Программа TEST MASTER, 2002) в качестве средства экспериментирования, прогнозирования и моделирования учебного процесса в вузе //Материалы координационного совещания ГНУ Всеросс. НИИ информатизации. - Москва.- 2005. - С. 215-216.

154

Computer means of training of students on biological sciences. Dzhabaeva M.D., Sarbasheva M.M., Bittirov A.M. Kabardino-Balkarian V.M. Kokov State Agricultural Academy.

Summary. One represent computer means of knowledge control of students in field of biological sciences and their advantages and perspectives.

ГЕЛЬМИНТОФАУНА ДОМАШНЕЙ И СИНАНТРОПНОЙ ПТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ

Дзармотова З.И., Плиева А.М.

Ингушский государственный университет

Введение. Пожалуй, нет ни одного частного дома, где не содержалась бы домашняя птица, и особенно, куры. В сельских местностях нашей республики мы чаще всего наблюдаем свободный выгул домашней птицы. Это в свою очередь влечет более обширный контакт ее с животным миром данного биотопа. Длительно сформировавшиеся пищевые цепи повлекли к закреплению за домашней птицей особых видов паразитических червей, часть из которых совершают сложные биологические циклы, связанные с цепями питания, как домашних, так и синантропных птиц.

Паразитические черви могут поселяться в органах и тканях птицы, питаться ее соками и, выделяя продукты своей жизнедеятельности, отравлять организм. Гельминты, повреждая ткани, способствуют проникновению инфекционного начала и подавляют сопротивляемость организма, и таким образом создают условия для развития инфекции.

Каждое стадо птиц, практически. является единым биологическим объектом и оценку состояния птицы делают по всему стаду в целом: продуктивность, сохранность, здоровье, диагноз, оплата корма и т.д. Больные птицы могут заражать здоровых. У больного молодняка задерживается рост и развитие, у кур снижается или прекращается яйценоскость (П.А. Володин, О.В. Теплов, 1972, П.А. Величкин, В.П. Голубков, 1973).

Ряд исследователей отмечают большую зараженность птицы аскаридиями на Северном Кавказе. 3.И.Пухов и др. (1963) в Георгиевском районе Ставропольского края копрологическим исследованном 750 кур, яйца аскарид выявили у 75,2%. При вскрытии 116 кур в колхозе им. Шаумяна того же района аскаридиоз установлен у 88,69% кур со средней интенсивностью 15 экз.

В республике распространено как промышленное так и домашнее птицеводство. В основном развито частное птицеводство. Жители сел, выращивают птицу в небольшом количестве по 10-25 птиц на двор. Чаще всего отмечается свободный выгул и напольное содержание. В таких условиях

155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.