ОТРАСЛЕВЫЕ РЫНКИ И РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
УДК 338.22:502.35
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОНСТРУКТИВНОГО ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕСА, ОБЩЕСТВА В ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ СФЕРЕ
Н. В. МЕДЯНИК
Северо-Кавказский федеральный университет г. Пятигорск
e-mail:
В статье предпринята попытка теоретического обоснования ключевой роли государства, бизнеса и общества, а также необходимости между ними партнерских отношений в природохозяйственной сфере. Рассматриваются конструктивные формы экологического сотрудничества ключевых субъектов в формате New Public Management, ГЧП, экологически ориентированных госзакупок и бизнес ассоциаций, механизма субконтрактации, «экономики участия», или партисипативной демократии домохозяйств, интернет-технологий.
Ключевые слова: экономика природопользования, природохо-зяйственная сфера, субъект природохозяйственных отношений, государство, бизнес, общество, партнерство, экологическая ответственность, экологическое сотрудничество.
Экологизация всех сторон общественной жизни и наблюдаемый в последние два десятилетия переход от осознания экологического фактора к его активному учету в хозяйственной практике и экономической политике, сопровождающийся повсеместным становлением «зеленого» сегмента мировой и национальных экономик, экологически ориентированной трансформацией поведения бизнеса и домохозяйств, ценностных ориентиров в общественном сознании, экологически детерминированных механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования актуализируют научный поиск природохозяйственной проблематики в контексте активизации субъектной статус-ности, а также конструктивного партнерства государства, бизнеса и домохозяйств (общества) в системе экономических отношений по поводу присвоения, использования, охраны и воспроизводства экосистемных благ, обеспечивающих бесконфликтное взаимодействие общества и природы.
В свое время Д.А. Медведев справедливо отметил: «Право на нормальную окружающую среду - одно из основных прав человека. Создание подобной среды - это наша общая задача. Решить её без поддержки гражданского общества государство не в состоянии, и поэтому диалог между властью, с одной стороны, бизнесом и общественными организациями, с другой стороны, по этой весьма и весьма непростой проблематике крайне необходим» [24].
Между тем, генетико-исторический анализ теоретических воззрений по поводу субъектной статусности государства в общественных отношениях свидетельствует, что «роль государства в развитии экономики и общества в целом всегда рассматривалась, ... сквозь призму взаимоотношений интересов индивидуума и государства» [13] и, более то-
го, в попытке определить меру их компромиссного взаимодействия как основы для конструктивного партнёрства.
Подобные теоретические воззрения со всей очевидностью проявляются на практике, конституируя ключевую роль государства в природохозяйственной сфере, состоящую в:
- субъектности национально-государственных и персонификации общих интересов. Так, А.А. Пороховским справедливо замечено, что «экономическая роль государства, проявляет себя как выражение общественных интересов, а потому дальнейшее развитие рыночной экономики в значительной мере становится зависимым ... от оптимального для каждого отрезка времени сочетания общественных и частных интересов» [20]. Во внутренней экологической политике речь идет о сочетание интересов государства, бизнеса и общества по поводу сохранения качественных и количественных параметров экологических систем страны в целях удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений россиян, а во внешнеэкономическом аспекте реализации национально-государственных интересов полагает, что «здесь неуместны как умолчание, так и извинительный тон» [1], в особенности, когда речь идет о незаконном изъятии биологических ресурсов экономической зоны и континентального шельфа РФ, контрабандном вывозе охраняемых биологически объектов, трансграничном привносе на территорию страны загрязнителей, безвозмездном предоставлении мировому сообществу «экологических услуг», обеспечивающих благополучие мирового сообщества, пр.;
- нивелировании «рыночных провалов», поскольку, как известно, природохозяй-ственная сфера характеризуется имманентной несостоятельностью рынка, проявляющейся в ограниченности товарно-денежного обмена, стоимостных отношений, частной собственности; в территориальной локализации природных объектов и их ресурсном дефиците, ведущих к монополизации и деформациям в конкурентных отношениях. Например, государственное регулирование последних с учетом природохозяйственных интересов бизнеса позволяет в рамках механизма ценообразования, с одной стороны, возместить затраты на воспроизводство экологического блага, а с другой —, обеспечить получение рентного дохода: дифференциальной ренты 1 рода собственнику (государству) и дифференциальной ренты 2 рода хозяйствующему субъекту, в случае повышения доходности природопользования за счет разного рода инноваций;
- спецификации отношений присвоения, которая в экономической литературе [17, 33], в том числе применительно к природохозяйственной сфере, рассматривается в качестве прерогативы государства, особенно в условиях рынка, где наряду с объективным доминированием полной монополии присвоения обществом экосистемных благ возрастает роль отношений частной собственности по поводу их в качестве факторов и результатов производства, опосредованных рыночным обменом. С учетом отмеченных обстоятельств в аспекте партнерства общества, государства и бизнеса полагаем оправданным обеспечение государством консенсусной публично-приватной модели присвоения экоси-стемных благ в качестве объектов собственности и хозяйствования. В первом случае присвоение будет носить непосредственно общественный характер, а во втором - частнопредпринимательский. В рамках данной модели государством посредством создания институциональной среды обеспечивается консенсус экономических интересов по поводу природопользования - общества в качестве субъекта собственности и бизнеса в качестве субъекта хозяйствования. Конструктивная практика реализации подобной модели хорошо зарекомендовала себя на Аляске (США), где с конца 50-х годов ХХ в. отрабатывалась модель общественной собственности, распространившаяся почти на треть нефтесодер-жащей суши штата (103 млн акров), экономической формой реализации которой служит Постоянный фонд Аляски [27].
- стимулировании экологического бизнеса и рынка, взаимная обусловленность которых заключается в том, что бизнес, обеспечивая товарное наполнение рынка экологической продукции, работ (услуг), формирует рыночное предложение, а экологический рынок, посредством спроса, предложения, цены и конкуренции, стимулирует развитие подобного направления предпринимательства;
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. №21 (192). Выпуск 32/1
- институциональном проектировании, где роль государства состоит в формировании институционального поля природохозяйственной деятельности бизнеса и домохо-зяйств в императивах воспроизводственного подхода, устойчивого развития, инновационной доминанты. Подобная институциональная среда должна являть собой релевантность мер по разработке формальных законов и целенаправленному воздействию на формирование конструктивных неформальных природохозяйственных практик и, как результат, обеспечивающих полиморфизм форм собственности и хозяйствования, многоукладность природопользования, оптимальное сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования, в полной мере учитывающих социально-экономические и культурно-исторические особенности территорий, наконец, обеспечивающих баланс экономических интересов ключевых субъектов природохозяйственных отношений - государства, бизнеса, домохозяйств. Очевидно, в институциональном проектировании за федеральным центром должно доминировать развитие формальных норм, причем без учета неформальных региональных практик, а регионы в большей степени должны корректировать неформальные практики, влияя на них, прежде всего, посредством регионального законодательства. Подобное является актуальным, например, для регионов Северного Кавказа, изобилующих уникальным природно-адаптированным этнохозяйственным опытом1, предполагающим адекватное институциональное оформление.
Между тем, обеспечению конструктивного диалога государства, бизнеса и общества в природохозяйственной сфере должно способствовать совершенствование системы государственного управления (New Public Management), осуществляемое, как показывает зарубежная практика и ряд российских инициатив, по следующим направлениям [25]:
- предоставление государственных услуг на основании административных регламентов и в электронном формате. Например, по результатам мониторинга перевода федеральных услуг в электронный вид в 2012 году Росприроднадзор занял 2 место в рейтинге ведомств по числу разработанных и работоспособных интерфейсов для 17 государственных услуг, размещаемых по адресу http://rpn.gov.ru/node/116 [6]. Для бизнеса с учетом высоких издержек предоставления государством природохозяйственных услуг2, подобные инициативы являются весьма значимыми;
- широкое применение передовых информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении. В частности, на сайте Минприроды РФ функционирует портал публичного обсуждения экологических законопроектов http://www.mnr.gov.ru/online/, а их независимая экспертиза осуществляется по адресу http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=77. В рамках подобного направления реформ стимулированию партнерства государства, бизнеса и общества может способствовать применение краудсорсинговых технологий, позволяющих властным структурам привлекать общественность в обсуждение экологических инициатив и/или организовать общественную экологическую экспертизу. Например, позитивный пример реализации краудсорсинг-проектов явил Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, проведя в период 3.09. - 25.11.2014 года по адресу http://www.greenoffice.msk.ru эколого-просветительскую акцию «Зеленый офис 2014», направленную на оказание помощи бизнесу во внедрении офисных энерго-, ресурсосберегающих технологий и выявление способов уменьшения экологического следа от функционирования офисных помещений;
- повышение открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти. В фарватере данного направления реформ, например, Минприроды РФ размещает по интернет-адресам http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1101 ежегодные Государственные доклады «О состоянии и об охране окружающей среды РФ», http://www.geomonitoring.ru данные о состоянии недр РФ,
1 Например, террасирование горных склонов в верховьях рек Черека, Чегема, Баксана, Кубани, Зеленчука, сооружение оросительных систем у балкарцев и карачаевцев, феномен адыгских садов, пр.
2 По оценкам, ежегодные издержки отечественного бизнеса на получение эмиссионных разрешений составляют порядка 30 млрд. рублей (нижняя оценка). Ист.: Ховавко И.Ю. Система платежей за загрязнение в РФ как институциональная ловушка //Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России. 2012. № 61.
С. 34.
http://www.rosleshoz.gov.ru/docs/other/79 Ежегодный доклад о состоянии и использовании лесов РФ за 2012 год. Следует признать, что экологическая информированность россиян, в частности по поводу реализации природоохранных инициатив государственными структурами неизменно растет. Так, проведенный ВЦИОМ опрос населения по вопросам развития водохозяйственного комплекса страны показал, что, например, о существовании государственной программы «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012 -2020 гг.» («Вода России») знают 42% россиян, при этом отмечается рост доли (с 33% в октябре 2013 г. до 39% в марте 2014 г.) осведомленных об информационной работе с населением - пропаганде водосбережения и стимулировании участия в экологических программах [3];
- повышение уровня удовлетворенности населения результатами деятельности органов власти, качеством предоставления востребованных государственных (муниципальных) услуг, качеством жизни. Как известно, подобные публичные оценки деятельности местных администраций введены в России с 01.01.2014 года в ранге показателя - Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) (процент от числа опрошенных), оцениваемого в ходе опроса местного сообщества по трем критериям удовлетворённости жилищно-коммунальным, транспортным обслуживание, качеством дорог [11]. Между тем полагаем оправданным введение в оценочные параметры эффективности деятельности не только местных, но также региональных администраций1 экологических показателей, с учетом значения которых осуществлять оказание грантовой помощи местному сообществу в реализации экологических проектов;
- повышение эффективности и результативности деятельности органов государственной власти. В рамках данного реформаторского направления, имея в виду дефицитность кадрового состава, обеспеченность которого, например, в Росприроднадзоре в 2012 году по инспекторским должностям составила 49,2%2, и, как следствие, необходимость повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности в природохозяйствен-ной сфере целесообразно предусмотреть более широкое привлечение экспертного сообщества и восстановление института общественных инспекторов.
Кроме того, как показывает мировая практика3, государство в статусе крупнейшего потребителя разнообразной продукции и услуг обладает стимулирующим экологически ориентированный спрос потенциалом, с одной стороны, и через него экологического бизнеса, с другой стороны. Подобным целям может служить система «зеленых» государственных закупок, организовать которую целесообразно в рамках Федеральной контрактной системы, обособив в ней «зеленое» направление и предусмотрев в Федеральных законах №94-ФЗ и №44-ФЗ регламентацию процедуры и требований к размещению экологически ориентированных госзаказов.
Ключевой функцией бизнеса как субъекта природохозяйственных отношений выступает корпоративная экологическая ответственность, теоретическое обоснование которой правомерно вести в рамках двух подходов: менеджериалистского -, обосновывающего
1 В соответствие с указом Президента РФ от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» в шкале оценочных показателей деятельности региональных администраций отсутствуют экологические критерии, в то время как в раннем указе Президента РФ от 28.06.2007 № 825 (ред. от 13.05.2010 № 579) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» значились 6 экологических показателей.
2 От плановой численности в соответствие с Постановлением Правительства РФ «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» от 28.01.2011 года № 39.
3 Так, в ЕС действуют как экологические требования при госзакупках (public procurement policies)на уровне Директивы Европейского Парламента 2004/17/EC от 31 марта 2004 года, так и правила экологически приемлемых госзакупок (green procurement policies) в большинстве стран-членов (в Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Нидерландах, Франции). Аналогичная практика существует и во многих других странах, включая Канаду, Японию, Новую Зеландию, Мексику и США. Ист.: Устойчивое развитие в России /под ред. С. Бобылева, Р. Перелета. Берлин - Санкт-Петербург: Русско-немецкое бюро экологической информации, 2013. С. 22.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. №21 (192). Выпуск 32/1
экологическую ответственность бизнеса в рамках теорий корпоративного экологического менеджмента [18, 35], и теорий социальной ответственности бизнеса (corporate social responsibility), рассматривающих взаимоотношения компаний с окружающей, в том числе природной средой, обществом в контексте эколого-ресурсных проблем и позиционирующих экологическое поведение бизнеса как составную часть корпоративных социальных инициатив [5, 12].
Содержательный смысл понятия «экологическая ответственность бизнеса», или корпоративная экологическая ответственность (corporate ecological responsibility) персонифицирует предпринимательские структуры в качестве субъектов не только отношений присвоения экосистемных благ, но также отношений их рационализации, воспроизводства и природоохраны, обеспечивая выполнение экологических обязательств бизнеса перед обществом и государством. Учет их интересов позволяет, с одной стороны, обосновать субъектность предпринимательских структур в природохозяйственных отношениях в рамках теории стейкхолдер-менеджмента [10 ,22], а с другой-, говорить об институте экологически ответственного корпоративного гражданства, как модели хозяйствования, в которой бизнес как субъект природохозяйственных отношений (среди других) обеспечивает бесконфликтное взаимодействие общества и природы [7, 19]. Как справедливо замечено «защита окружающей среды и успешная предпринимательская деятельность - это две стороны одной медали, мера прогресса нашей цивилизации» [30].
В природохозяйственной практике подобные трансформации ориентируют бизнес на консолидацию совместных усилий предпринимательских структур, партнерство с государством, привлечение населения к реализации экологических бизнес инициатив и проектов.
Конструктивным субъектом партнерских отношений, как показываем мировая практика [32, 24], в том числе в природохозяйственной сфере выступают ассоциированные структуры в формате бизнес-союзов. В РФ положительный пример подобных отраслевых объединений являют ассоциация <^геепСтрой», Союз органического земледелия, Ассоциации экологически ответственных лесопромышленников, Ассоциация экологического туризма, традиционными представителями отечественного бизнеса в экологическом диалоге с государством выступают Торгово-Промышленная Палата РФ, «Деловая Россия», Объединение предпринимательских обществ России, Российский союз промышленников и предпринимателей. Например, последний активно экспертирует законодательные новации в природохозяйственной сфере1, при поддержке Правительства РФ является со-организатором ежегодной конференции «Экологическая и промышленная безопасность: роль бизнеса и государства в снижении рисков». В перспективе подобным предпринимательским объединениям государство может передать часть регулятивных функций, например, в области экологических аттестации, сертификации, лицензирования, подготовки кадров, мониторинга, экспертизы, аудита.
Эффективным инструментом реализации «сопряженных активностей» государства и бизнеса в природохозяйственной сфере может выступать государственно-частное партнерство (ГЧП), которое правомерно представить как качественно новую модель при-родохозяйствования, формы реализации которого отражены в таблице.
В формате подобного механизма целесообразно оказание инвестиционной поддержки экологическим бизнес-проектам территориально рассредоточенными институтами развития, например, ассоциированными партнерами и филиалами федеральных структур таких, как Внешэкономбанк, ОАО «Российская венчурная компания», ГК «Фонд
1 См.: Доклад об оценке регулирующего воздействия на проект ФЗ № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» URL.: http://media.rspp.rU/document/l/e/f/ef970dli0d7d723da7cabed24ei7ic8e.pdf, Замечания и предложения к проекту ФЗ «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на согласование в федеральные органы исполнительной власти (от 23.0l.20l2№03-l3-53/694) URL.: http://media.rspp.rU/document/l/f/8/f82f05b0730d6c94d9499dd44c56892d.pdf.
содействия реформированию ЖКХ», Фонд ЖКХ, ОАО «ОЭЗ», а также создаваемыми с 01.01.2013 года региональными инвестиционными фондами.
Таблица
Механизм реализации государственно-частного партнерства в природохозяйственной сфере
Формы ЧГП Собствен ствен-ность на объект ЧГП Эксплуатация и содержание Инвестиции Коммерческие риски Сроки Сфера применения
Сервисные контракты (аутсорсинг) Государственная Государственный и частный секторы Государственный сектор Государственный сектор 1-3 года Зеленый маркетинг, поставка экопро-дукции для государственных (муниципальных) нужд, благоустройство, озеленение территорий, сбор и транспортировка отходов, энергосбережение, установка и обслуживание ресурсных счетчиков, экологические туры, организация экологических выставок, конференций, зеленая реклама, др.
Управляющие контракты (менеджмент-контракты) Государственная Частный сектор Государственный сектор Государственный сектор 3-5 (8) лет Обслуживание и содержание парковой инфраструктуры, архитектурных, природных памятников, зон отдыха, ООПТ, пр.
Аренда и временная передача прав Государственная Частный сектор Государственный сектор Государственный и частный секторы 5 (8) -15 лет Транспортные услуги (муниципальный пассажирский транспорт), переработка отходов, водопроводно-канализационная инфраструктура, теплоснабжение
Концессионные соглашения (различные типы) Государствен-ная-частная Частный сектор Частный сектор Частный сектор 15-30 лет Недропользование, дорожное хозяйство, строительство и эксплуатация объектов экологической инфраструктуры, систем водоснабжения, водоот-ведения, энергообеспечения, очистных сооружений, пр.
Очевидно, что партнерские экологические инициативы сопряжены с разработкой, реализацией и координацией многочисленных общественно и бизнес значимых программ/проектов, систематизация которых может быть осуществлена в рамках отраслевых, региональных и/или субфедеральных «Экологических проектных (дорожных) карт» с указанием источников финансирования, а также бизнеса и населения в качестве исполнителей. Равным образом подобным инструментом, с одной стороны, позволяющим идентифицировать инновационные возможности отраслей, регионов, стимулировать активность бизнеса, научного и местного сообщества в сфере экологических инноваций, а с другой -, выявлять приоритеты и согласовывать усилия бизнеса, государства, общества в целях экологической модернизации производства, выпуска экологически чистой продукции, оказания экологических услуг может служить создание региональных и/или отраслевых эко-технологических платформ1 или интерактивных электронных площадок для взаимодействия экологически инициативных субъектов в формате бирж экологических решений2.
1 Подобные институты могут являться ассоциированными членами Технологической платформы РФ «Технологии экологического развития» См. подробно URL.: http://tp-eco.ru/o-platforme.
2 См. проект ПРО ООН Биржа инновационных решений URL.: http://www.undp.m/mdex.phtml?iso=RU&Hd=2&pid=223.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. №21 (192). Выпуск 32/1
Полагаем, этим целям может служить актуальная ныне концепция «зеленой» экономики, которую, например, на юге страны целесообразно реализовать в рамках комплексного мегапроекта «Устойчивый «Зеленый» Южный метарегион», охватывающего зеленые направления во всех сферах жизнедеятельности местного сообщества. Подобные зеленые проекты могли бы служить основой партнерских отношений государства, бизнеса и общества, а также инновационного развития Юга России, стимулируя предпринимательство и научные исследования в таких перспективных «зеленых» областях, как фармацевтика, натуральная косметика, органическое земледелие, агроэкотехнологии, энергосбережение, Бшай-технологии, рециклинг, зеленый дизайн, производство экосистем-ных услуг, пр.
С целью стимулирования межотраслевых, межфирменных коммуникаций в реализации экологических производственных проектов целесообразно развивать механизм субконтрактации, являющийся формой производственной кооперации, как правило, крупных и малых предприятий, поиск и квалификационный отбор которых в качестве партеров ныне осуществляется на виртуальной бирже субконтрактов на общероссийском портале Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства http://www.subcontract.ru, поддерживаемом НП «Национальное партнерство развития субконтрактации» в сотрудничестве с ЮНИДО, а также Евразийским экономическим сообществом. Полагаем, подобный механизм экологических бизнес -инициатив в рамках производственной кооперации целесообразно создать, например, на юге страны в формате единой виртуальной площадки (биржи) на базе самого емкого на сегодняшний день виртуального рынка субконтрактной продукции Центра Субконтрактации Ставропольского края по адресу: http://www.stavropol.subcontract.ru/, обособив в субконтрактном перечне экологический раздел производственных и сервисных заказов.
В декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 года поименовано: «Принцип 10 - Экологические вопросы рассматриваются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне» [21].
Этому есть многочисленные основания как в экономической теории, так в экономической политике и хозяйственной практике.
Как известно, эволюция теоретических воззрений на эколого-экономическую роль человека ведет отсчет с основанных на методологическом индивидуализме традиционных представлений о «человеке экономическом», должном «добывать» обильный доход себе и доставлять государству или обществу доход, достаточный для удовлетворения общественных потребностей [23]. Подобный подход был развит в неоклассической теории, где «человек экономический», наделенный функциями субъекта, стремящегося максимизировать функцию полезности и минимизировать издержки, т.е. действующего рационально [2], был облечен в статус «человека рационального». Методологический холизм институционально-социального направления позволил рассматривать человека как биосоциальное существо, действия которого не только рациональны, но и являются производными формальных норм и неформальных правил - общественных институтов, которые отражают объективные структуры внешнего мира и субъективные стороны человеческой деятельности [28].
Между тем, современные теоретические воззрения все в большей мере основываются на синтезе перечисленных выше подходов, поскольку «человек экономический» и «человек институциональный» — «это не разные люди, а разные мотивы и ориентиры человека. Рационализм первого, в конечном счете, стоит на фундаменте ценностей второго» [29].
Кроме того, постиндустриальная стадия развития характеризуется глубокими изменениями в гражданском обществе, инициированными кризисностью экологических проблем и, как следствие, сопряженными с необходимостью экологизации общественного производства и формированием экологических потребностей, конституирующими новый тип человека «экологического» [4].
Следовательно, правомерно вести речь о возрастающем осознании человеком своего единства с природой, необходимости бережного отношения к ней, познания законов естественного мира.
Вслед за подобным осознанием назревает насущная необходимость в формировании системы участия гражданского общества, становлении механизма общественной поддержки, стимулировании общественной активности и гражданских инициатив в природохозяй-ственной сфере, тем самым речь идет о новом статусе домохозяйств, об «экономике участия» (participative economy, т.е. «партисипативная экономика»)1, в известном смысле являющейся синонимом «экономической или производственной демократии» [9].
Например, в известном документе «Глобальная хартия зелёных» партисипативная демократия (демократия участия) поименована следующим образом: «Мы стремимся к демократии, в которой все граждане имеют право выражать свои взгляды и могут принимать прямое участие в экологических, экономических, социальных и политических решениях, которые затрагивают их жизни» [26].
В контексте природохозяйственной проблематики и роли общества в их решении заслуживают внимания исследования Элинор Остром, лауреата Нобелевской премии в области экономики 2009 года за «анализ методик управления в экономике», доказавшей на основе убедительных теоретических выкладок и исторических данных, что коллективные объединения людей, вырабатывая определенные правила совладения и хозяйственного распоряжения общими ресурсами (пастбища, рыбные запасы в водоемах, почвенные воды, леса), способны обеспечивать длительное их сохранение и воспроизводство, согласовывать интересы членов сообщества и вырабатывать эффективные механизмы для принятия решений и принуждения к выполнению совместно установленных правил [31].
В рамках теоретических положений Э. Остром полагаем оправданным рассматривать различные формы коллективных сообществ граждан в природохозяйственной сфере в качестве эффективных субъектов собственности, управления и хозяйствования.
В этой связи созвучной нашему исследованию является сформулированная Д.С. Львовым идея института национального имущества, или института национального дивиденда [15]. Следует отметить, что институт национального имущества и дивидендного доход может являть собой консенсусной механизм согласования интересов государства и общества, связанных с обеспечением социальных гарантий, ростом благосостояния и качества жизни граждан, отрывающимися возможностями их саморазвития и бизнес активности, а также сопричастности в форме индивидуальной собственности к национальным богатствам [8].
Наиболее очевидными формами гражданского участия в природохозяйственной сфере могут являться общественные экспертиза и контроль, благотворительность и самообложение граждан в рамках фондов целевого капитала, краудфандинг (сбор средств на адресные экологические проекты), механизм государственно-частного партнерства, национальные экологические лотереи, экологически ответственное потребление, разного рода кооперативные практики2, молодежные инициативы3.
Между тем конструктивность подобных гражданских активностей во многом зависит от адекватной интересам общества государственной экологической политики, разработка и реализация которой с позиции поведенческой экономики осложняется рядом «ограничений», влияющими на человеческое поведение: «ограниченная сила воли» (bounded willpower), «ограниченный эгоизм» (boundedself-interest) и ограниченные когнитивные способности (bounded cognition) [14]. Так, «ограниченная сила воли», не позволяет человеку противостоять «искушению», формируя, например, расточительное потребление экосистемных благ (текущая под напором и капающая из крана вода, много-
1 Как известно, теоретические основы подобной экономики были заложены в трудах американских учёных Джона Дьюи, Луиса Кэлсо, Элинор Остром, адаптированы к российской специфике в трудах Бузгалина А.В., Колганова А.И., Иншакова О.В., Львова Д.С.
2 Например, в Германии популярна инициатива совместного использования автомобилей, в США -установка автоматических прачечных. См.: Гришанова С.В., Татаринова М.Н. Проблемы экологизации потребления и экологическая маркировка продукции // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2013. № 9 (107). С. 148.
3 Например, в Австралии на протяжении ряда лет успешно реализуется национальный проект «Зеленая армия», объединяющий низовые экологические программы действий, участниками которых являются граждане в возрасте 17-24 лет, заинтересованные в защите их местной окружающей природной среды. URL.: www.environment.gov.au/green-армия.
численные источники освещения, нежелание сортировать мусор, еще), и обязывая государство рационализировать потребительское поведение домохозяйств, например, посредством лимитирования, налогообложения присваиваемых экосистемных благ.
Ограниченные когнитивные способности, все более доминирующие в силу нивелирования экологического образования и воспитания, а также по причине ограниченности знаний об естественных процессах, не позволяют человеку не только в полной мере осознать экологически ориентированные интересы, но и с их учетом принять оптимальное решение в быту и хозяйственной практике. Подобные обстоятельства делают значимыми образовательный, научно-технический, информационный компоненты государственной экологической политики как среди населения, так и бизнес сообщества. Этим целях, а также конструктивному диалогу государства, бизнеса и населения могут способствовать облачные интернет-технологии, позволяющие охватывать, в том числе в онлайновом режиме, многочисленную аудиторию в формате конкурсов, тематических обсуждений, видео-конференций, семинаров, профессиональных консультаций, в организации работы проектных команд, экспертных групп, пр.
Наконец, «ограниченный эгоизм», обусловливающий, в отличие от стандартных моделей экономического поведения, жертвенность индивида частью своего дохода, что, например, в природопользовании проявляется в готовности населения платить за не свойственные рынку экосистемные блага. Например, население балтийских стран, признавая ценность Балтийского моря, готовы ежегодно жертвовать на улучшение его состояния в среднем 17,4 евро/чел., или около 4 млрд. евро [16]. Подобную жертвенность населения государству, с одной стороны, следует поощрять, например, в рамках добровольных экологических трансфертных схем, лотерей, благотворительных программ.
Таким образом, современным трендом общественного развития служат сопряженные активности, партнерство, равноправный диалог ключевых субъектов при-родохозяйственных отношений - государства, бизнеса, общества, иначе консолидированное разделение между ними бремени экологической ответственности. В рамках подобной схемы государство выступает активным субъектом адекватной экологическим императивам экономической политики, а бизнес и общество (домохозяйства) хозяйственной практики. Кооперативно-партнерская модель отношений между государством, бизнесом и обществом в природохозяйственной сфере, институционально интегрированная, встроенная в экологические системы и обеспечивающая их структурную и функциональную целостность, предполагает, что общество существует благодаря природе, а природа благодаря обществу, всецело ответственному за природу. Подобная модель экологического сотрудничества все более осознается современным обществом, становясь существенным ориентиром его развития и дальнейшего благополучия.
Список литературы
1. Абалкин, Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л. Абалкин // Вопросы экономики. 1994. №12. С.6.
2. Автномов, В.С. Модель человека в экономической науке / В.С. Автномов. - СПб.: Экономическая школа, 1998. С.42.
3. Водное хозяйство России: проблемы и пути решения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=ll4787.
4. Газизуллин, Н.Ф. «Человек экологический»: к вопросу о новой методологии государственного управления развитием России / Н.Ф. Газизуллин, И.З. Гафиятов //Проблемы современной экономики. 2002. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.m-economy.ш/art.php?nArtId=l2.
5. Гизатуллин, А.В. Корпоративное управление, социальная ответственность и финансовая эффективность компании / А.В. Гизатуллин // Российский журнал менеджмента. 2007. Т. 5. № 1. С. 35-66.
6. Доклад «Итоги деятельности Росприроднадзора в 2012 году и приоритетные задачи на 2013 год» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rpn.gov.ru/sites/all/files/documents/doklady/doklad_kirillova_itogi_2012_goda.docx.
7. Дынкин, А. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские перспективы / А. Дынкин, Д. Пискунов, С. Перегудов. - М.: ИМЭМО, 2004. 245 с.
8. Иншаков, О.В. Институциональная теория в современной России: достижения и задачи развития / О.В. Иншаков, Н.Н. Лебедева / в кн. Ежегодник. Вып. 1. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. С. 11.
9. Конарева, Л.А. Трансформация экономики участия в XXI веке. Причины и последствия / Л.А. Конарева // США - Канада. Экономика, политика, культура. 2013. № 8. С. 96.
10. Косякова, И.В. Влияние стейкхолдеров на повышение экологической ответственности бизнеса организации в условиях рыночной конкуренции / И.В. Косякова // Вестник СамГУ. 2012. № 7 (98). С. 52-56.
11. Российская Федерация. Правительство. Критерии оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов российской федерации или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований: постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317.
12. Кричевский, Н.А. Корпоративная социальная ответственность / Н.А. Кричевский, С.Ф. Гончаров. - М.: Дашков и Ко, 2008. 216 с.
13. Кузнецова, О.П. Об эволюции теоретических представлений о роли государства в обществе и экономике / О.П. Кузнецова, А.Д. Косьмин // Проблемы современной экономики. 2013. № 1 (45). С. 41-44. [Электронный ресурс]:- Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4422.
14. Либман, А.М. Социальный либерализм, общественный интерес и поведенческая экономика / А.М. Либман // Общественные науки и современность. 2013. № 1. С. 32.
15. Львов, Д. Экономика России на перепутье веков / Д. Львов, В. Макаров, Г. Клейнер. -М.: Управление Мэра Москвы, 2000. 87 с.
16. Люди готовы платить за улучшение состояния Балтийского моря//Пресс-релиз ЦЭФИР 02.07.2012. [Электронный ресурс]:- Режим доступа: http://www.cefir.ru/ index.php?l= rus&id=385 (дата обращения25.01.201з).
17. Мудрецов, А. Экономико-правовые проблемы природопользования / А. Мудрецов // Экос-информ. 2001. №10. С.29-39.
18. Пахомова, Н.В. Экологический менеджмент / Н.В. Пахомова, К. Рихтер, А. Эндерс. -СПб: Питер, 2004. 544 с.
19. Перегудов, С.П. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии / С.П. Перегудов, И.С. Семененко. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. 448 с.
20. Пороховский, А.А. Эпоха смешанной экономики / А.А. Пороховский // Политэкономия. 2001. 26 июня. С. 85.
21. Декларация по окружающей среде и развитию. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl .shtml.
22.Сергиенко, О.И. Формирование корпоративной социально-экологической ответственности бизнеса на основе анализа заинтересованных сторон / О.И. Сергиенко, А.С. Павлова // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2011. № 1. С. 299-307.
23. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - М.: Эксмо, 2007. С. 419.
24. Стенографический отчёт о заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека, 15 марта 2012 года г. Самара [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/14776.
25. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2338.
26.Хартия Всемирных Зелёных. Перевод с английского Аппаратом партии «Альянс Зелёных - Народная партия». С.3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian-greens.ru/sites/default/files/filepicker/781/hartiya_vsemirnyh_zelenyh.pdf.
27. Хикл, У.Д. Проблемы общественной собственности. Модель Аляски — возможности для России? / У.Д. Хикл. - М.: Прогресс; Анкоридж: Институт Севера, 2002. 359 с.
28. Ходжсон Дж. Институты и индивиды: взаимодействие и эволюция / Дж. Ходжсон // Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 58.
29.Человек институциональный. Волгоград / Под ред. д-ра экон. наук О.В. Иншакова: Изд-во ВолГУ, 2005. С. 13-14.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. №21 (192). Выпуск 32/1
30. Шмидхейни, С. Смена курса. Перспективы развития и проблемы окружающей среды: подход предпринимателя / С. Шмидхейни: Пер.с англ. М. : Геликон, 1994. С. 25.
31. Элинор Остром. Управляя общим: эволюция институтов коллективных действий. М.: ИРИСЭН, Мысль, 2010. 447 с.
32.Andrew A. King And Michael J. Lenox Industry Self-Regulation Without Sanctions: The Chemical Industry'S Responsible Care Program //The Academy Of Management Journal. 2000. Vol. 43. №. 4. Р. 698-716.
33. Demsetz H. Toward a Theory of Property Rights // American Economic Review. 1967. Vol. 57. № 2. P. 347—359.
34. Sally Eden Regulation, Self-Regulation and Environmental Consensus: Lessons From The Uk Packaging Waste Experience // Business Strategy And The Environment. 1997. Vol. 6. P.232-241.
35. Welford R., Couldson A. Environmental Management and Business Strategy. London. 1993.
224 с.
THEORY AND PRACTICE OF CONSTRUCTIVE PARTNERSHIP OF GOVERNMENT, BUSINESS AND SOCIETY IN NATURE-ECONOMIC SPHERE
North-Caucasian Federal University Pyatigorsk
N.V. Medyanik
The article attempts a theoretical substantiation of the key roles of government, business and society, and the need for partnerships in nature-economic sphere. Considered constructive forms of environmental cooperation of key stakeholders in the format of the New Public Management, public-private partnership, environmentally friendly procurement and business associations, subcontracting, "economic participation", or participatory democracy household, Internet technologies.
e-mail:
Key words: environmental economics, nature-economic sphere, subject of nature-economic relations, government, business, society, partnership, environmental responsibility, environmental cooperation.