Научная статья на тему 'Теория и практика борьбы с «Черной археологией» в России'

Теория и практика борьбы с «Черной археологией» в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
743
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория и практика борьбы с «Черной археологией» в России»

бенно этому способствовала его работа по разбору архивных фондов и описанию документов, связанная с его служебной деятельностью. В конце концов, страсть к истории заполнила всю жизнь П.В. Хавского.

П.В. Хавский был одним из тех исследователей, деятельность которых является связующим звеном между прошлым и настоящим. Работая долгие годы в архивах, он совмещал в одном лице архивиста, источниковеда и историка, т.е. выполнял черновую работу, выявляя и систематизируя материалы, и изучал их. Его труды, основанные на многочисленных архивных документах, на опубликованной к тому времени исторической литературе, на разнообразных источниках, являются ценнейшим источником в общем процессе сохранения и передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Занимаясь составлением описаний документальных собраний, извлекая на свет новые или уже забытые источники, он подводил твердую основу под изучение прошлого. В этом заключается одна из его основных заслуг.

Библиографический список

Пиотровский Б.Б. Значение культурного наследия для развития культуры и формы его сохранения // Новая и новейшая история. 1976. №1. С. 93-100.

Хавский П.В. Генеалогические исследования родословной росписи рода Романовых. М., 1863.

Хавский П.В. Об источниках истории Москвы и императорского Московского университета. М., 1852.

Хавский П.В. Указатель источников истории и географии Москвы с древним ее уездом, расположенный в Хронологическом порядке, по княжениям и царствованиям российских государей, со включением царствования государя императора Николая Павловича. М., 1839.

Хавский П.В. Семисотлетие Москвы 1147-1847, или Указатель источников, ее топографии и истории за семь веков. М., 1847.

Хавский П.В. Указатель дорог от Кремля Московского к заставам и к границам Московского уезда. М., 1839.

С.С. матренин, д.П. Панфилов

Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия

теория и практика борьбы с «черной археологией» в россии

Под термином «черная археология» в настоящий момент понимается вид противоправной деятельности физических лиц, связанный с незаконными раскопками древних поселений и могильников, а также вынимание археологического материала со дна естественных водоемов с целью добычи древних артефактов для продажи, коллекционирования и других не научных задач. В современной России данное явление стало приобретать значительные масштабы с конца 1990-х гг. и обнаруживает

тенденцию прогрессивного роста, несмотря на качественное изменение законодательства в области охраны объектов историко-культурного наследия (ИКН). Преобладающая масса незаконных раскопок проводится в Европейской части нашей страны. Однако в начале XXI в. в географию «черной археологии» попадает Сибирь и, в частности, Алтайский край с его многочисленными археологическими объектами.

Рост грабительской «археологии» в современной России обусловлен тремя взаимообусловленными факторами. Во-первых, - это становление в стране антикварного рынка, являющегося частью рыночной экономики. Во-вторых, - возможность свободной покупки и использования металло-детекторов. Третьим фактором, подпитывающим деятельность «черных копателей», стал рост заинтересованности общества стариной, желание определенных социальных групп «приобщиться к прошлому» [Материалы круглого стола..., 2002]. Условия для успешного существования незаконного «псевдоархеологического» бизнеса создает доступность специальной археологической литературы (справочников, журналов, сводов), хорошего картографического материала. немаловажным фактором развития «черной археологии» является неоднозначность толкования понятия «археологическая находка» в действующем российском законодательстве, в частности в гражданском кодексе [Зубенко, 2012, с. 10-26], а также редкость в отечественной юридической практике прецедентов пресечения незаконных деяний, связанных с изъятием археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой.

Обзор отечественных интернет-ресурсов дает основания утверждать, что на сегодняшний день действительно существует хорошо организованная криминальная система добычи археологических предметов с последующим их сбытом российским и зарубежным коллекционерам для пополнения частных коллекций. Эта деятельность не имеет никакого права называться археологией, хотя не исключается участие в ней и отдельных археологов-профессионалов в качестве консультантов прежде всего по соображениям материальной выгоды. Знакомство с сайтами «черных археологов» показывает, что грабительская «археология» стремится к легализации и борется за общественное признание. Так, отдельные ресурсы представляют деятельность нелегалов как спасение отечественных древностей от слабой и инертной «академической» археологии, не способной выполнить возложенные на нее обязанности. Большой проблемой является возродившийся в последние годы романтизм кладоиска-тельства, стремление «любителей истории» прикоснуться к прошлому. Стоит признать, что рост «черной археологии» в России обусловлен отсутствием у большинства современных граждан адекватного представления о различиях раскопок ученых - археологов и «черных» копателей, а также знаний о том, что такое сам археологический памятник.

С точки зрения законодательства в Российской Федерации существуют все формальные основания для пресечения деятельности «черных

археологов». Федеральный закон ФЗ №73 от 25.06.2002 г. в статье 49 однозначно трактует что «.. .объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно» и «...объекты археологического наследия находятся в государственной собственности» [Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ФЗ №73, 2002]. Несанкционированные археологические раскопки и разведки являются административным правонарушением (ст. 7.15 КоАП РФ) [Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 Ш95-ФЗ, 2002]. Разрушение и уничтожение археологического памятника является уголовным преступлением (ст. 164, 243 УК РФ) [Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 Ш3-ФЗ, 1997]. В 2015 г. в силу вступает норма (ст. 243.3 УК РФ), предусматривающая уголовную ответственность за уклонение специального субъекта (исполнитель земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ либо законных археологических работ) от обязательной передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую ценность, или культурных ценностей в крупном размере. Реальная ситуация с защитой памятников археологии от «черных» копателей выглядит намного сложнее.

Для эффективного противодействия «черным археологам», на наш взгляд, требуется комплекс целенаправленных мероприятий, предполагающих реализацию конкретных действий всех субъектов, занимающихся охраной историко-культурного наследия (администрация районов и муниципальных образований, учреждения, связанные с охраной объектов историко-культурного наследия, организации, занимающиеся проведением полевых археологических работ, районные отделы внутренних дел).

Во-первых, установка информационных табличек на особо ценных памятниках археологии с предупреждением о запрете производства на их территории любых видов земляных работ. Практика показывает, что отсутствие на памятниках археологии информационных щитов является препятствием для того, чтобы довести до суда даже те случаи, когда грабители пойманы на памятниках археологии с поличным. Для признания их вины сложно доказать умысел. Установка таких знаков становится реально необходимым инструментом защиты памятников - иначе невозможно доказать, что грабитель знал, что копает на памятнике [Материалы круглого стола..., 2002]. Данная мера позволит оптимизировать организацию контроля за территориями, на которых расположены археологические памятники, районными органами внутренних дел, а также даст конкретные юридические основания для привлечения лиц, занимающихся «черным копом» к административной и уголовной ответственности.

Во-вторых, ускорение процесса постановки археологических памятников на государственную охрану. Общеизвестно, что компетенция органов, уполномоченных в сфере охраны археологического наследия,

распространяется как на выявленные, так и неизвестные, и не поставленные на государственный учет памятники археологии. Однако памятники археологии, временно не поставленные на государственный учет (данный процесс занимает определенное время, а при наличии большого количества новых объектов может быть растянутым во времени), юридически не существуют. Данное обстоятельство кладоискатели используют для оправдания своих действий в случае задержания представителями государственных служб. В обязательном порядке на государственную охрану должны быть поставлены сельские поселения ХУШ-Х1Х вв. На них должны распространяться ограничения и запреты на проведение поисковых работ, аналогичные тем, что предусмотрены для объектов, древность которых превышает 300 лет.

В-третьих, продолжить на законодательном уровне ужесточения в области продажи и использования металлодетекторов частными лицами с учетом положительного опыта ряда стран Западной Европы. Так, например, в Австрии использование металлоискателя возможно только после официального разрешения Министерства охраны памятников старины. Частным лицам обычно это разрешение не выдают. Данная процедура должна идти параллельно с лицензированием поисковой деятельности в конкретном субъекте Российской Федерации.

В-четвертых, поставить под контроль рынок древностей. Специалисты-археологи справедливо высказывают мысль о законодательном запрете оборота древних вещей, возраст которых превышает 300400 лет [Материалы круглого стола., 2002, с. 7].

В-пятых, вести борьбу с пропагандой не законного кладоискатель-ства и циничного взгляда на «черных копателей» как «благородных любителей древностей», помогающих археологам спасать от разрушения памятники и изучать историю. Необходимо внятно и открыто объявлять обществу, что происходит сегодня с археологическим наследием, стремиться к распространению правильных знаний через средства массовой информации и интернет-ресурсы. Так, отдельные ресурсы представляют деятельность нелегалов как спасение отечественных древностей от слабой и инертной «академической» археологии, не способной выполнить возложенные на нее обязанности. Организация и осуществление просветительской работы в сфере сохранения объектов археологического наследия должна быть возложена на администрацию районов и муниципальных образований, субъектов РФ, учреждениями, занимающимися охраной памятников историко-культурного наследия, с привлечением сотрудников органов внутренних дел. Благодаря совместным усилиям можно будет возродить практику общественного контроля над культурным наследием. Перспективным мероприятием является популяризация археологического наследия в рамках познавательного и этнического туризма. Это позволит включить археологические объекты в экскурсионные и образовательные маршруты с целью постоянного мониторинга.

В-шестых, следует проводить большую работу по информированию сельского населения с целью формирования у граждан осознанной необходимости защиты культурного наследия. В рамках данного аспекта эффективным средством может стать проведение лекций, агитаций, издание памяток, плакатов, листовок, в которых в доступной форме будут объясняться признаки официальных и незаконных раскопок, а также действия при обнаружении грабительских «раскопок».

Признаки официальных и несанкционированных раскопок (составлено по листовке общества охраны памятников археологии «Дружина» в Удмуртской Республике [Кириллов, 2011])

Официальные раскопки Грабительские раскопки

- наличие разрешения (Открытого листа); - ровные раскопы, ориентированные по сторонам света и размеченные на правильные квадраты или одинаковые участки; - использование металлодетектора лишь на отвалах и при обследовании памятника без выборки предметов; - фиксация и упаковка всех предметов из земли; - предоставление информации об организаторе экспедиции, целях, проведение по раскопу обзорной экскурсии; - использование фото-, видео-аппаратуры, геодезических приборов, измерительной рейки, ведение чертежей; - наличие экспедиционного лагеря - отсутствие разрешительной документации; - беспорядочная закладка шурфов и раскопок; - бессистемное перекапывание участков земли; - активное использование металлоде-текторов на площадях и выемка металлических предметов; - выбрасывание малоценных предметов, осколков керамики, костей; - нежелание идти на контакт, уклончивые ответы о целях раскопок и организаторе экспедиции; - отсутствие измерительной и фиксирующей аппаратуры; - отсутствие организованного лагеря

Просветительская работа с местным населением должна включать в себя следующие направления [Кириллов, 2011]:

1. Самоидентификация жителей с древностями, расположенными на территории их проживания.

2. Привитие устойчивого восприятия их как наследия, оставленного предками.

3. Информирование людей о размещении археологических объектов и юридической ответственности за их разрушение.

Особое внимание должно быть уделено таким категориям людей, как лесники, представители экологических служб, охотники, рыболовы, то есть тем, кому в силу своих служебных обязанностей или хобби часто приходится бывать в лесу, на берегах рек, где чаще всего располагаются археологические памятники.

В-седьмых, совершенствование деятельности правоохранительных органов, прежде всего в районных отделах полиции, в сфере охра-

ны объектов историко-культурного наследия. Работа районных органов внутренних дел должна включать следующие направления:

- проведение профилактических мероприятий с населением в населенных пунктах, расположенных поблизости от уязвимых памятников археологии;

- контроль за деятельностью лиц, использующих металлодетекто-ры, установление их личностей, проверка на предмет законной деятельности, составление базы данных кладоискателей как лиц, представляющих потенциальную угрозу для объектов ИКН;

- сбор информации о нарушениях законодательства в области охраны историко-культурного наследия;

- мониторинг археологических объектов и информирование представителей государственного органа охраны памятников и МВД о зафиксированных нарушениях;

- задержание лиц, нарушающих законодательство в области сохранения ИКН, проведение оперативно-розыскных и следственных мероприятий;

Система повышения качества знаний и навыков сотрудников органов внутренних дел в борьбе с «черной археологией» предполагает:

1) включение курса специальных лекций по археологии в систему правового информирования сотрудников. Лекции должны содержать основные понятия по теме, признаки незаконных раскопок, информацию о видах и содержании Открытых листов и т.д.

2) создание подразделений по борьбе с незаконными раскопками там, где проблема стоит особенно остро;

3) создание специальных реестров учета лиц владеющих метал-ло-детекторами, кладоискателей, а также лиц, представляющих непосредственную угрозу для объектов историко-культурного наследия.

По любым фактам грабительских раскопок должны приниматься своевременные меры.

В-восьмых, создание положительных прецедентов борьбы с «черными» копателями. Тщательно изучив практику судов по правонарушениям, предусмотренным ст. 7.15 КоАП мы пришли к выводу, что большая часть судебных заседаний проходит в отношении археологов, ведущих раскопки на законных основаниях и с соблюдением всех норм и требований, либо же в отношении представителей археологических организаций, выполняющих работы, предусмотренные договором подряда, также работающих в рамках закона. Конечно, данные лица судом признаются невиновными, в силу того, что правонарушений не совершали. Факт задержания вышеупомянутых лиц, ведущих раскопки в рамках установленных требований, говорит о неграмотности сотрудников органов внутренних дел в данном вопросе. Справедливости ради стоит отметить, что есть и исключения, когда сотрудники задерживают ученых, действительно, нарушивших нормы законодательства и совер-

шивших административное правонарушении, но это случается крайне редко, и, скорее, накладывает тень на самих археологов, чем позволяет нам говорить о каком либо прогрессе в борьбе с «черной археологией». Заставляет задуматься тот факт, что задержание рядовых граждан, не имеющих установленного разрешения на проведение археологических работ (открытого листа), доведении их дела до суда и тем более признание их виновными является большой редкостью. Исключения составляют единичные случаи, когда имеются все признаки правонарушения и соблюдены все процессуальные нормы.

Ярким примером такого исключения может служить дело 5-1754/14 от 24 ноября 2014 г., проходившее в г. Подольске Московской области. Некий Бородулев Ю.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ. Гражданин был задержан должностными лицами ОМВД России по Валдайскому району Новгородской области РФ в момент ведения на территории сельского поселения археологических раскопок без получения в установленном порядке разрешения. Согласно постановления по делу, Бородулев вину свою признал, а также дал письменное объяснения об отсутствии разрешения на проведение археологических раскопок. Суд назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 1.500 рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для раскопок. Данное дело является примером слаженной работы сотрудников ОВД, их подготовленности и компетентности.

В заключении необходимо подчеркнуть, что «черная археология» - это противоправное деяние, являющееся административным, а в отдельных случаях уголовным преступлением. Самовольные грабительские раскопки уничтожают источники для воссоздания прошлого и лишают нас истории.

Библиографический список

Зубенко Ю.С. Археологическая находка: гражданско-правовой аспект. Горно-Алтайск, 2012. 136 с.

Кириллов А.Н. Охрана археологических объектов Удмуртской республики от несанкционированных раскопок: методическое пособие // Удмуртская Республика. Ижевск, 2011. 64 с.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 Ш95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. №1.

Материалы круглого стола «Незаконные раскопки и Археологическое наследие России», проведенного редакцией и редколлегией журнала «Российская археология» // Российская археология. 2002. №4. С. 70-89.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 Ш3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. №12.

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». ФЗ №73 от 25.06.2002 г. // «Собрание законодательства РФ». 2002. №26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.