Научная статья на тему 'Теория и практика аргументации в современных гуманитарных науках'

Теория и практика аргументации в современных гуманитарных науках Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2153
597
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ / УБЕЖДЕНИЕ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВО / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЛОЖНЫЙ РЕЧЕВОЙ АКТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чернова Полина Анатольевна

This article is devoted to the theory of argumentation. Argumentation is considered as a multidimensional phenomenon studied by logic, rhetoric, philosophy and linguistics. The linguistic approach is in the focus of the theoretical analysis. Within the framework of the given approach argumentation is defined as a special kind of speech activity aimed at convincing of correctness of the opinion proved and structurally representing a complex speech act functioning at the text level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория и практика аргументации в современных гуманитарных науках»

УДК 801.73:659.123.6

ЧЕРНОВА Полина Анатольевна, преподаватель кафедры теории и практики перевода Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор двух научных публикаций

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АРГУМЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

Теория аргументации, убеждение, доказательство, речевая деятельность, сложный речевой акт

Изучение аргументации как таковой и средств ее выражения актуально сегодня как для теории, так и для практики речевого общения. Аргументация, как известно, присутствует в самых разнообразных ситуациях общения: от научной дискуссии до обыденного разговора. Человек прибегает к аргументам, доказывая правоту своего мнения, и преследует при этом одну общую цель - убедить в этой правоте собеседника. Эти старания иногда приводят к положительным результатам, иногда же - к совершенно противоположным. Успех или неуспех аргументации, а тем самым и самой коммуникации, зависит от многих факторов. Например, правильность аргументов и способа их связи с точкой зрения говорящего и слушающего может иметь решающее значение в разрешении спора.

Знание принципов правильной речи, условий успешности коммуникации всегда имело и имеет огромное значение в современном обществе. Убедительность за счет удачно построенной аргументации, влияние на аудиторию, победа в

споре благодаря правильным аргументам и знанию ситуации общения - такие цели ставит перед собой человек, «играющий по правилам» дискуссионного общения, строящий свое выступление или ведущий дискуссию, основываясь на принципах успешности коммуникации.

Дать однозначное определение аргументации непросто, так как данный феномен исследуется в рамках нескольких гуманитарных дисциплин: риторики, логики, философии, лингвистики. Современная теория аргументации - интегральная научная область, использующая инструментарий теории речевых актов, философии, логики, прагматики, теории речевых действий. Метаязыки описания аргументации в первую очередь различаются по тому аспекту аргументирования, который попадает в сферу их внимания.

До недавнего времени изучение аргументации сводилось к анализу ее логической составляющей, при ее понимании как доказательства, то есть совокупности логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с

помощью других истинных и связанных с ним суждений1.

С точки же зрения философии, аргументация - это особый способ рассуждения, применяемый в качестве дополнительных средств воздействия на адресата с целью сделать передаваемую информацию приемлемой для него.

Для переживающей в наше время новый расцвет риторики аргументация - это создание публичных высказываний, приводящих к согласию и присоединению аудитории2. Задачей аргументации является выработка убеждения или веры в истинность какого-то положения, цель аргументации - воздействовать на собеседника. Тем самым, аргументация есть органическая часть риторики, науки о воздействии на человека с помощью слов.

Лингвистика также включает аргументацию в сферу своих интересов. В настоящей статье данному аспекту уделяется особое внимание. С семиотической точки зрения, аргументация - это особый вид коммуникации, суть которой заключается в специфическом воздействии на сознание адресата языковых выражений, организованных говорящим в соответствии с принятыми в данной культуре принципами убеждения3.

При коммуникативно-прагматическом подходе аргументация определяется как процесс, имеющий семантику, синтактику и прагматику. Под семантикой аргументативного диалога в этом случае следует понимать содержание аргументов и тезисов, определяемое отношением актов аргументирования к предмету беседы. Синтактика аргументации определяется последовательностью тезисов, аргументов и контраргументов в процессе диалога; для син-тактики конкретного акта аргументации весьма существенно его положение в ряду других аргументационных актов. К прагматическому аспекту аргументирования относятся те принципы и правила, которые обеспечивают уместность, действенность и успешность аргумента-ции4. Сюда же относится изучение целей аргументации.

Представители всех научных направлений едины во мнении, что аргументация есть одно из проявлений речевого общения, которое явля-

ется неотъемлемой частью социального взаимодействия людей. Основываясь на понимании общения как вида деятельности, приведем еще одно определение аргументации, предлагаемое представителями Амстердамского университета в рамках прагмадиалектической теории аргументации. Здесь под последней понимается языковая, социальная и рациональная деятельность, целью которой является убедить разумного получателя сообщения в приемлемости какой-либо точки зрения путем выдвижения ряда положений, подтверждающих или опровергающих утверждение, содержащееся в точке зрения5.

Таким образом, согласно позиции целевой обусловленности, аргументация - одно из проявлений речевого воздействия. Другими словами, «аргументация, в таком ее толковании, -одна из возможных тактик реализации замыс-ла»6.

В то же время, аргументация - это не только процесс обоснования точки зрения, но и тот текст, который возникает в результате этого процесса. Тексты, содержащие аргументацию, не существуют сами по себе, равно как и данный специфический вид речевой деятельности (устной и письменной) не совершается изолированно. Определенные виды текстов характеризуются тем, что с их помощью протекают процессы аргументирования, дискуссии или дебатов, а аргументация является только одним из их композиционно-структурных элементов. Иначе говоря, аргументация может не являться самостоятельным типом речевого действия, а включаться в более крупные, комплексные типы высказывания.

Вместе с тем аргументация является комплексным образованием, состоящим из простых речевых актов. Н. Гутенберг7 вводит понятие мезоуровня аргументации (Mesoebene), серединного уровня, обосновывая это тем, что аргументация, с одной стороны, состоит из высказываний микротипа (М^кго1ур), с другой стороны - включается в высказывания макротипа (Макго1ур). К последним относятся комплексные типы текстов (разговоры, речи, корреспонденция, научная коммуникация); им противопо-

ставлены высказывания микротипа, или высказывания уровня простых речевых актов (вопросы, упреки, утверждения). Простые речевые акты комбинируются различными путями в высказывания мезоуровня, то есть отдельные части разговоров, речей, писем и др. Исходя из данного толкования мезоуровня аргументации, можно сказать, что оно соотносится с понятиями сложного речевого акта, то есть «речевого акта на более высоком текстовом уровне»8 и «особого ценностно-ориентированного макротипа речевого акта, имеющего свои специфические условия успешности, иллокутивную цель -повлиять на выбор адресата в процессе принятия решений - и сложную внутреннюю структуру: аргументы А1, А2, ..., Ап и тезис Т»9.

Несмотря на предпринятые попытки классифицировать те типы высказываний, из которых складывается аргументация и в которых она встречается10, данный вопрос остается на сегодняшний день открытым. Виды текстов, содержащих аргументацию, многообразны: от обыденного разговора до конференций на высшем уровне. Наиболее часто встречающееся обозначение для таких комплексных и поли-субъектных текстов - дискуссия. Для дискуссии аргументация должна быть обязательной характеристикой, что, к сожалению, не всегда соответствует действительности11 .

Аргументация попадает также в сферу интересов бурно развивающейся сегодня когнитивной лингвистики. Согласно когнитивной методологии, сложные языковые феномены (такие, как аргументирование) представляют собой рефлексы соответствующих когнитивных механизмов, лежащих в основе мышления человека. С этой точки зрения, аргументация предстает как ком-

плекс языковых средств, используемых для влияния на поведение человека (то есть как фактор, воздействующий на процесс принятия решений), а также как особый тип дискурса (наряду с рассуждением, описанием, рассказыванием, обучением и т.п.), который характеризуется особыми коммуникативными и иллокутивными целями и специфическими последовательностями речевых актов, диагностируемых «аргументативными» лексемами, синтаксическими конструкциями, «аргументативным контекстом» реализации обычных лексических значений, а также и собственно аргументатив-ными значениями лексических единиц типа следовательно, таким образом, итак и др. С точки зрения когнитивного подхода, лингвистическое изучение аргументации следует рассматривать как часть общей модели мышления и коммуникативной деятельности человека, разрабатываемой в когнитивной науке и искусственном интеллекте12.

Анализ различных подходов к изучению аргументации позволяет сделать следующие выводы. В рамках логики, философии и риторики аргументация соотносится с понятиями доказательства, рассуждения и убеждения. Лингвистика рассматривает аргументацию прежде всего как коммуникативный процесс, целью которого является убеждение адресата в приемлемости какой-либо точки зрения в ходе выдвижения аргументов, подтверждающих или опровергающих содержащееся в точке зрения положение; как особый вид речевой деятельности, который имеет структуру сложного речевого акта, функционирующего на текстовом уровне и состоящего из комплекса простых речевых актов, объединенных одной целью.

Примечания

1 Логика: учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений, шк. и классов с углубл. изуч. логики, лицеев и гимназий / А.Д. Гетманова, А.Л. Никифоров, М.И. Панов и др. М., 1995.

2 ВолковА.А. Основы риторики: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М., 2005.

3 БарановА.Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1990.

4 Там же. С. 7.

5 Еемерен Ф.Х. ван. Современное состояние теории аргументации // Важнейшие концепции теории аргументации / СПбГУ СПб., 2006. С. 14-34.

6Демьянков В. З. Эффективность аргументации как речевого воздействия // Проблемы эффективности речевой коммуникации. М., 1989. С. 13-40.

7 Gutenberg N. Argumentation in der Rhetorik // Zeitschrift fur Phonetik, Sprachwissenschaft und Kommunikation. 1990. Bd. 43. H. 6. S. 772-784.

8 Еемерен Ф.Х. ван, Гроотендорст Р. Аргументация, коммуникация и ошибки. СПб., 1992. С. 32.

9 Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990. С. 41.

10 Еемерен Ф.Х. ван, Гроотендорст Р. Указ. соч; Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990.

11 Gutenberg N. Op. cit.

12 Баранов А.Н. Указ. соч.

Chernova Polina

THEORY AND PRACTICE OF ARGUMENTATION IN THE MODERN HUMANITIES

This article is devoted to the theory of argumentation. Argumentation is considered as a multidimensional phenomenon studied by logic, rhetoric, philosophy and linguistics. The linguistic approach is in the focus of the theoretical analysis. Within the framework of the given approach argumentation is defined as a special kind of speech activity aimed at convincing of correctness of the opinion proved and structurally representing a complex speech act functioning at the text level.

Рецензент - Стрелкова С.Ю., кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.