Преподавателю социально-гуманитарных дисциплин
Ю.В. ИРХИН доктор философских наук, профессор РАНХиГС, профессор РГГУ, академик АГН и АПН РФ*
Теория и методология анализа консерватизма и
неоконсерватизма
"У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет сердца; у того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы" Б. Дизраэли
"Консерватор - это человек, который с надеждой смотрит в прошлое и сожалеет о будущем" Л. Луис
К числу широко распространенных и авторитетных идеологий современности относят три известные "исторические", или "классовые", идеологии (либерализм, консерватизм, социализм), а также религиозные, националистические, технократические и экологические доктрины и воззрения.
Указанные выше три "классовые" идеологии изначально (в ХУШ-Х1Х вв.) выражали интересы соответствующих больших социальных групп: либерализм - средней и мелкой буржуазии; консерватизм - крупных собственников; социализм - рабочего класса и трудового крестьянства. Вместе с тем, за прошедшие века эти идеологии. в связи с генезисом общественно-экономических и политических отношений неоднократно модифицировались: они обогатились рыночно-монетаристскими, технократическими и глобализационными идеями; в них учитывается базовая роль среднего класса, используются новые, широкие
* Ирхин Юрий Васильевич, е-таП: [email protected]
** Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития РГГУ на 2012-2014 гг. (проект 2.1.1.); автор является профессором кафедры теоретической и прикладной политологии ф-та истории, политологии и права РГГУ.
политические смыслы - "риска", "защищенности", "возможностей" общественного развития и др.1. В то же время доктринальные и дискурсивные потенциалы этих идеологий, их роли в политике имеют свои отличия.
В различные исторические периоды рассматриваемые идеологии и соответствующие им институции, как бы соревнуясь между собой, приобретали большее или меньшее влияние в мире, макрорегионе, стране. Так, если буржуазные революции XVN-XVIN вв. проходили под знаменем либерализма, то их "откатные волны" - консерватизма. Для середины и второй трети XX в. было характерно широкое распространение идей социализма, для 30-х - начала 40-х гг. -фашизма, а после Второй мировой войны - национально-освободительных идей и движений в Азии и Африке. В конце XX -начале XXI в. наблюдается глобальное распространение неолиберальных идей и практик, активизация неоконсерватизма,
этнонационализма, религиозного фундаментализма, антиглобализма,
2
экологических воззрений и др.2.
Ф. Фукуяма писал в конце ХХ в. о триумфе "либеральной идеи" и
о
"мировой либеральной революции"3. Однако он же заметил, что "имеется множество свидетельств возвращения консервативных социальных норм и выхода из моды наиболее крайних форм ин-дивидуализма4. Либеральные идеи вступают в разных цивилизациях и странах в сложное и противоречивое взаимодействие с религиозной этикой, консерватизмом, традиционализмом и др. 2.
1 См.: Schwarzmantel J. Ideology and Politics. SAGE, 2008, р. 75.
2 См.: Алексеева Т.А. Современные политические теории. М., 2007; Vincent A. Modern Political Ideologies. N.Y. - L., 2007.
Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004; Fukuama F. The End of History? / The National Interest. Summer, 1989.
4 См.: Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2003, с. 7-8.
2 См.: Ирхин Ю.В. Ценности и смыслы основных форм и модификаций либеральной идеологии // Социально-гуманитарные знания, 2012, №6.
В современных условиях стабилизационные идеи неоконсерватизма актуализируются в связи с провалами неолиберальных реформ в ряде стран мира, а также с тяжелыми последствиями всемирного финансового кризиса (падение производства, безработица, длительная рецессия), явившегося во многом следствием безудержной и безответственной монетаристской политики в духе неолиберализма.
Консерватизм: структура, принципы, типологии
Консерватизм (от лат conservo - сохраняю) - направление политической философии, одна из ведущих политических идеологий, для которых характерны приверженность к традиционным национальным и/или цивилизационным ценностям, порядкам и основаниям. В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже "предрассудков", хотя при этом не отвергается развитие общества, если оно является постепенным, эволюционным. Предполагается социально-имущественное неравенство. В политике в целом - направление, отстаивающее ценность государственного, национального и общественного порядка, неприятия "радикальных" реформ и экстремизма; во внешней политике - ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях - протекционизм.
Можно выделить три структурных уровня (слоя) консерватизма: идеологический, психологический и поведенческий.
Таблица 1
Структура консерватизма
Срез, уровень Содержание
Идеологиче ский уровень Ценностная и идеологическая система, некий "общественный проект"; идеологическая
позиция со своим философским основанием, содержащим известные социальные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и ассоциирующаяся с определенными политическими действиями, партиями, союзами.
Психологиче ский уровень Психологическая установка, стиль мышления, связанный с доминированием инерции и привычки, определенный жизненный темперамент, система охранительного сознания, предпочитающая прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания).
Поведенчес кий уровень Консервативная модель поведения в политике и жизни вообще, определяемая системой социализации, традиций, статусов.
Свои теоретические истоки консерватизм берёт в доктрине тори и оформляется как теория во второй половине XVIII - первой половине XIX в. (Э. Бёрк, де Местр, де Бональд, А Гамильтон, Дж. Кэлхун). Этот период можно определить как классический. Оформляется и русский консерватизм. Дальнейшее развитие теория консерватизма получает во второй половине XIX - первой половине ХХ в. Здесь формируется легитимистский (де Бональд, де Местр, К. Леонтьев, К. Победоносцев, Н. Данилевский), жёсткий консерватизм (лорд Солсбери) и др. В конце ХХ в. консерватизм оформляется как неоконсерватизм, что явилось следствием кризиса либеральных и социалистических идей, негативных явлений в экономике, государственном управлении и духовной сфере.
Представители консерватизма (термин впервые употребил Ф. Шатобриан в конце XVIII в.) исходят из приоритета общества над человеком. Основоположник консерватизма Э. Берк считал, что сохранение прошлого в настоящем должно рассматриваться в качестве морального долга перед будущими поколениями. Опираясь на тезис Э. Бёрка о несовершенстве человеческой природы, консерваторы рассматривают закон как необходимое средство для обеспечения прав
человека. Такая трактовка консерватизма ставит порядок выше индивидуальной свободы и базируется на праве общества ограничивать свободу; предполагает веру в сильное государство, готовое защищать общество от разрушительного воздействия быстрых изменений, сдерживать греховные наклонности человека. Консерватизм основывается скорее на целостном, чем на индивидуалистическом восприятии общества. Но при этом восприятие общества как органического целого предполагает иерархию внутри него и наличие привилегированного меньшинства. Утверждается, что каждый член общества должен находиться на предопределённом ему месте. Идеалом консерваторов является "упорядоченное общество". Концепция либерального консерватизма, сформулированная Э. Бёрком, базировалась на его убеждении в том, что последовательная программа реформ может стать основой политического и социального развития, сплотить общество и противодействовать радикальным проектам. Э. Бёрк являл собой тип консерватора в либерализме, который был обеспокоен как угрозой ревизии сложившегося общественного порядка, так и опасностью разрушения либеральных институтов.
В консерватизме признаётся необходимость перемен и реформ как естественный ход вещей. Понимание этих изменений осуществляется в традиционалистской парадигме. Главное в ней состоит в том, чтобы реформы не нарушали "естественные" традиционные основы общества. "Честный реформатор не может рассматривать страну всего лишь как чистый лист, на котором он может писать всё, что ему заблагорассудится. Стандарту государственного деятеля должны быть
свойственны: предрасположенность к сохранению и способность к улуч-
»1
шению, взятые вместе '.
1 Burke E. The Works. L., 1872, vol. 2, р. 553, 427-428.
Любая модернизация с точки зрения консерваторов должна опираться на традицию и авторитет. Стремление к стабильности политических институтов сочетается у консерваторов с призванием важной регулирующей роли государства и государственной собственности в развитии страны при соответствующей поддержке рыночных отношений.
Личные права и свободы в консерватизме признаются приоритетными как выражение фундаментальных законов природы, но дополняются обязанностями человека перед обществом и государством. В духовном факторе приоритет отдаётся религии. В ней консерваторы видят необходимые основания морали, взаимосвязи человека, общества, культуры и власти, стабильности государственного развития.
Классическая консервативная идеология базируется на концепциях Э. Бёрка, явившихся синтезом торийской и либеральной теорий1. Консерватизм - это система принципов, которая в различных условиях может использоваться по-разному соответствующими силами.
Таблица 2
Доктринальные основы классического консерватизма
№ Основные принципы и идеи
1 Общество является гармонично функционирующим и естественно возникшим социальным организмом.
2 Поскольку общество не имеет договорной основы, а развивается на основе законов природы, то подходить к изменению социальных порядков следует осторожно, менять следует то, что явно не работает во благо общества.
3 Государство вторично по отношению к гражданс-
1
См.:Вигке E. Reflections on the revolution in France. L., 1790 (рус. пер. 1992, с. 56).
кому обществу, однако, общество всегда нуждается в эффективном государственном управлении и сильном государстве.
4 Политика подчинена морали и не может считаться самостоятельной сферой деятельности со своими собственными законами.
5 Помимо законодательства обществом управляют привычки, традиции и эмоции.
6 Нации (цивилизации), как и отдельные люди, имеют свои характеры, особенности генезиса.
7 Человек от природы несовершенен, неразумен, подвержен различным порокам, в каждом своем поступке человек должен стремиться к согласованию своих действий с существующими законами и обычаями, с общественным благом.
8 Человек есть существо религиозное и религия образует основу гражданского общества.
9 Люди от рождения неравны в материальном отношении, равенство существует только перед законом.
10 Существование различных социальных групп и порядка во взаимоотношениях между ними необходимо для социальной стабильности.
11 Обладание собственностью играет главную роль в достижении личной свободы и защите социального порядка.
12 Существование элиты (аристократии) является залогом разумного общественного устройства.
Для консерваторов государство - это источник и защитник закона и морали. Характерное для консерваторов позитивное, часто авторитарное, отношение к государству предполагает или порождает антииндивидуализм. "Хотя, - пишет Н. Бэрри, - защита частной собственности, рынка, личной свободы является формальным выражением консерватизма, она редко имеет своим основанием индивидуалистическую философию и почти всегда подчинена требованиям стабильности и преемственности"1.
В то же время сильное государство может оказаться инструментом подавления индивидуальной свободы. В этой связи теоретики
1 Бэггу N. ТИе пеш пдМ. 1.,1987, р. 25.
неоконсерваторов постоянно подчеркивают важность ассоциаций людей, меньших по размеру, чем государство. Они приводят доводы и аргументы в пользу восстановления традиционных ценностей и идеалов, с акцентом на семью, общину, церковь и иные промежуточные институты, в которых единство между различными компонентами осуществляется родственными, экономическими, культурными и географическими узами, обеспечивающими преемственность материальных и духовных ценностей.
Эволюция и классификация консерватизма
Консервативная идеология прошла долгий путь развития и выразилась в национальных моделях, которые опираются на традиции политического развития, политическую культуру. Консерватизм подвержен внутренней эволюции и модернизации, обусловленной, с одной стороны, реальной динамикой социальных процессов, общественными трансформациями, конкуренцией с другими идеологиями, с другой - внутренним развитием идейного доктринального наследия.
Идеи и концепции консерватизма находятся в развитии, что говорит о его применимости к различным социальным условиям, появляющимся в ходе исторического развития. Положение консерватизма устойчиво и вследствие его инверсии к другим идеологиям. Все это позволяет ему вырабатывать новые идеи, воплощаться и трансформироваться в новых практиках. В то же время ему присущи доктринальные матрицы и принципы.
Как идеология и политическая доктрина консерватизм эволюционировал от защиты феодально-аристократических слоев к защите класса предпринимателей и финансового капитала, воспринял ряд принципов либерализма. На определённых этапах развития общества к консерватизму обращались разные группы населения. Идеологические позиции этих групп накладывали свой отпечаток на
консервативные установки на каждом данном отрезке времени. Параллельно происходил процесс эволюции социально-философских и идейно-политических концепций консерватизма. Взаимодействие указанных процессов привело к тому, что консервативные программы претерпели серьёзные изменения.
Выделяют пять стадий или этапов "вертикальной" социальной и идейной динамики консерватизма.
Таблица 3
Основные стадии генезиса консерватизма
Периоды Содержание
Первый этап (2-я пол. XVIII -первая пол. XIX в). В научный оборот и политику вводится понятие консерватизм; его содержание раскрывается в трудах основоположников: Бёрка, Местра, Бональда и др. (в России -А.С. Шишков, С.Н. Глинка, славянофилы и др.). Выделяются три направления в консерватизме: традиционалистский, реформистский и праворадикальный (на первом этапе доминировал традиционалистский).
Второй этап (2-я пол. XIX - нач. XX в.) Консерватизм накопил солидный теоретический и практический багаж, но многие его установки стали архаичными в условиях революционных преобразований, сдвигов в социальной структуре (разложение крестьянства). Развивается реформаторский консерватизм, активизируются католические организации, поддерживавшие социальные требования. В России доминирует традиционный консерватизм (К.П. Победоносцев, К.Н. Леонтьев), оформилось либерально-консервативное направление (Б.Н. Чичерин).
Третий этап (первая пол. XX в.) Появление "нового консерватизма", младоконсерваторов - курс на создание
государства-суверена с единой волей, общество-корпорацию. В России формируется "евроазийский" проект консерватизма, с конца 30-х годов -"советский консерватизм".
Четвертый этап (60-70-е гг. XX в.) Становление и развитие неоконсервативной волны (неоконсерватизма), с 60-70-х гг. (Г.-К. Кальтенбруннер, М. Новак, Д. Мойнихен, И. Кристол). В политике: Р.Рейган, М. Тэтчер и др. В России идеи неоконсерватизма были восприняты позже.
Пятый этап (с нач. XXI в.). Рост охранительно-фундаменталистских настроений и поддержания сложившегося мирового порядка; активизация финансово-менеджеристской роли государства в условиях мирового экономического кризиса и последовавшей рецессии, учет глобальных проблем и вызовов.
Наряду с этой общей историко-генетической классификацией консерватизма, осуществленной на основе его генезиса, целесообразен также анализ его основных идеальных внутренних направлений. При горизонтальном подходе к анализу содержательных течений внутри консерватизма обычно вычленяются его основные направления.
Таблица 4
Горизонтальная типология консерватизма
Тип Содержание
Традиционалистский консерватизм В нем превалирует фундаменталистский подход к происходящему, особо подчеркиваемая ориентация на сохранение устоявшихся порядков, на историческую преемственность, воспринимаемую как воспроизведение сложившихся образцов, стремление максимально подавить ту функцию, которая связана с получением новой информации и адаптацией к ней. Этно-
центрический консерватизм делает акцент на цивилизационно-культурных корнях общества.
Реформистский консерватизм Проявляется в разных вариантах: в консервативно-либеральном, обновленческом, технократическом. Для всех них характерно стремление сочетать основополагающую ориентацию на традиции и преемственность с умеренным приспособлением к переменам, происходящим в обществе. За государством признается задача обеспечения экономического роста и ограничения инфляции.
Социальный консерватизм Признает важную роль государства в укреплении традиционных социальных, семейных и моральных ценностей. Разделяет концептуальное значение теории и практики "государства всеобщего благоденствия".
Либертарианский консерватизм Проблема справедливости и равенства рассматривается через призму свободной конкуренции в условиях рыночной экономики. Обеспечение прав свободных членов общества устанавливается законодательством, а применение насилия преследуется в законном порядке. Нежелательность государственного вмешательства в свободные экономические отношения индивидов.
Радикальный консерватизм ("левый" и правый). В его основе лежит неприятие сложившегося общества, готовность разрушить или преобразовать его решительными действиями во имя первичных, исконных ценностей данного типа консерватизма.
Неоконсерватизм
Неоконсерватизм явился своеобразным ответом на вызовы общества в связи с переходом к постиндустриальному развитию. Он был востребован разочарованием в левых установках, неэффективностью государственного аппарата, бюрократии, потребностью в более гибких формах управления обществом и экономикой. Неоконсерватизм - это сложный и противоречивый конгломерат идей, принципов, норм, отражающих современные подходы различных сил к политике с учетом консервативной парадигмы.
Теория и практика неоконсерватизма имеет определённые отличия, новации по сравнению с предшествующей историей консерватизма. Изменения определялись характером политических и социально-экономических проблем, начиная с 60-х - 70-х гг. XX в. Неоконсерватизм явился своеобразным ответом на вызовы общества в связи с переходом к постиндустриальному развитию. Он был востребован разочарованием в левых установках, неэффективностью государственного аппарата, бюрократии, потребностью в более гибких формах управления обществом и экономикой. Многое было заимствовано у либералов - сокращение государственных структур, ставка на
л
рынок, современные финансовые институты и т.д.1. "Неоконсерватор -это либерал, который схвачен за горло реальностью", - отмечал один из
о
его идеологов И. Кристол2.
Характерные черты неоконсерватизма: обращение к науке как к средству решения стоящих перед обществом проблем и защите существующего положения; использование ряда неолиберальных ценностей, менеджеризация государственного и глобального правления;опора индивида на собственные силы и гражданское общество; ограничение социальных программ при ответственности государства за обеспечение необходимых для гражданина жизненных условий на основе правопорядка, морали и религии; признание права каждого народа на собственную культуру, традиции; важность этических норм в функционировании экономики и политики.
Современный консерватизм из противника научно-технического прогресса превратился в его сторонника. Сложилась ситуация, когда обращение к науке как средству решения стоящих перед обществом проблем стало рассматриваться как защита существующего положения. Неоконсерваторы могут быть инициаторами технологических и иных
См.: Жирное Н.Ф. Политическая доктрина консерватизма и неоконсерватизма // Социально-гуманитарные знания, 2008, №5, с. 280-283.
2 Kristol I. Reflections of a Neooonservative. N.Y., 1983, р. 7.
инноваций, но без "антиисторической спешки" и не методами "толпы -снизу".
Неоконсерватизм воспринял некоторые положения классического либерализма, ставшие политико-идейной платформой ряда социальных групп современного общества; представляет собой синтез ряда либеральных и традиционных ценностей, подходов, установок. Он предлагает различные формы приспособления к традиционным социальным нормам и институтам стран с разной политической культурой. Им признается, что каждый народ имеет собственную историю, культуру, характер, психологию, традиции.
Неоконсерваторы по новому сформулировали модель отношений между индивидом и обществом, гражданином и государством. В современных установках индивид должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан, в то время как государство, основываясь на моральных принципах сохранения целостности общества, должно обеспечивать необходимые гражданину жизненные условия на основе правопорядка, морали и религии, предоставляя ему возможность участвовать в организации институтов гражданского общества, сохраняя сбалансированность взаимоотношений общества с природой и т. д.; неоконсерватизм сегодня выступает защитником частной собственности, свободного рынка, личной свободы индивида в обществе, но всегда подчиняет их требованиям стабильности и преемственности. Права человека рассматриваются при этом с точки зрения их естественного и социального обоснования.
Неоконсерваторы отмечали, что государство 60-х-70-х гг. XX в. оказалось перегруженным социальными обязательствами и стало малоэффективным. Оно перестало должным образом справляться со своими функциями - соблюдением законности и правопорядка внутри страны, обеспечением оптимальных условий функционирования
экономики, отстаиванием национальных интересов на мировой арене. В качестве основного рычага новой политики неоконсерваторы предложили соответствующую налоговую политику государства, усилили его менеджеризацию. Экономический неоконсерватизм высоко ценит роль денежного фактора как одного из регуляторов в экономике; делает ставку на идею стимулирования предложения через снижение налогов (эффективным, богатым производителям) для развития производства. Деятельность институтов государства в значительной степени ограничивалась денежной сферой. Нравственные, этические нормы провозглашаются как принципиально важные для нормального функционирования экономики и политики. Все это нацелено на укрепление системы стимулов к труду, усиление стремления к продвижению по служебной лестнице и достижение экономического процветания страны.
Неоконсерваторы конца XX в. обеспечили весомое влияние партийно-парламентского механизма, что должно было, по их мнению, укрепить институты демократии. Данная мера должна была привести к расширению контрольных функций парламентов, повысить роль парламентских комиссий и комитетов, усилить значение законотворчества. Неоконсерваторы повели борьбу с преступностью, наркоманией, моральной распущенностью; выстроили новые отношения власти с заинтересованными группами, профсоюзами, лоббистскими группами и предпринимательскими организациями, где уменьшилась роль вторых и повысилась роль первой.
Правящие партии ряда постиндустриальных стран, используя рациональные концепции либерального консерватизма, провели успешную модернизацию государственного управления в конце XX в. Неоконсерваторы отказались от многих социальных программ, которые осуществляли либералы и/или социал-демократы. Их правительства сократили социальные расходы, часть программ в здравоохранении,
просвещении были переданы в частный сектор. В конце XX в. правительства ряда стран Запада, реализовавшие программы неоконсервативного направления, добились устойчивого экономического развития. На передний план выдвинулись задачи повышения конкурентоспособности национальной экономики, достижение долговременных стратегических целей, связанных с развитием высоких и наукоемких информационных технологий, глобализацией мировой экономики. По сути, неоконсерватизм явился фактором спасения либеральной демократии консервативными средствами.
Вместе с тем, предлагавшиеся в первом десятилетии XXI в. радикальными неоконсерваторами (правые республиканцы периода правления 43-го Президента США Дж. Буша) и неолибералами программы практически неограниченного финансового заимствования и потребления провалились1. Резкий рост расходов на военные цели, ослабление в США и Европе государственного и общественного контроля над финансовыми институтами привело к созданию "финансовых пирамид", кризису института ипотеки, разорению ряда крупных банков, росту безработицы, снижению доходов и т.д. Критический анализ деятельности "радикальных консерваторов" дает в своей книге и 44-й Президент США Б. Обама.
В условиях мирового финансового кризиса руководство США, ряда других стран было вынуждено использовать институты государственного финансового регулирования, сильной финансовой политики, что не свойственно как традиционному консерватизму, так и либерализму, делающим акцент на частные инициативы, финансово-экономические привилегии крупных собственников или ведущих менеджеров.
Характерно в этой связи избрание в ноябре 2008 г., а затем и переизбрание в 2012 г. президентом США Б. Обамы - лидера
1 См.: Примаков Е.М. Мир без России? М., 2009.
демократической партии, сторонника ответственного контроля государства над финансами, взаимодействия демократов и республиканцев по жизненно важным проблемам развития страны, обеспечения интересов среднего класса; сторонника сложного и противоречивого антикризисного "либерально-неоконсервативного консенсуса".
Этапы становления консервативной идеологии России
Начало формирования и становления консервативной идеологии в России можно отнести к концу XVIII - началу XIX в. как реакции на либеральную идеологию (идеи Французской революции, французского Просвещения), зависимость России от Европы и было связано с культурными российскими традициями.
Российский (русский) консерватизм формировался как специфическая консервативная идеология. Заимствуя многие концепции из европейского консерватизма, он имел свои национальные особенности, выражавшиеся в утопично-мифологической направленности своей теории. Ещё К.Н. Леонтьев заметил, что это либерализм - общий для всех народов, а консерватизм - у каждого свой.
В идейных истоках русской консервативной идеологии лежали идеи и ценности православного христианства. Так, присущий русским консерваторам иррационализм опирался на православный принцип непостижимости бога рациональным путём. При этом именно православие придавало русскому консерватизму своеобразный, самобытный характер, так как идеи, воспринимавшиеся у западных мыслителей, во многом трансформировались под его влиянием. Можно назвать следующие основные ценности русского консерватизма.
- Уважение к органическим, естественным формам жизни, приоритет общего, государственного, национального интереса над личным.
- Сильный властный порядок, реализованный в иерархически организованной государственности, отражающей естественное социальное неравенство. Иерархия порядка власти выступала альтернативой горизонтальной упорядоченности права. Политическим идеалом было монархическое или конституционно-монархическое государство, подобное семье, где все домочадцы добровольно подчиняются главе семьи.
- Просвещённый авторитаризм, где реализуется приоритет обязанностей над индивидуальными свободами и правами: социальный порядок оказывается мерой свободы.
- Сильное государство как опора социальной стабильности и нравственного воспитания. Государственный патриотизм консерватизма противостоял космополитизму, подчеркивалась этика служения государству, обществу. Индивидуальная свобода связывалась с формированием нравственно-религиозного самосознания личности и нравственной культурой общества. Консерваторы были противниками либеральной демократии как не отражающей органические потребностей жизни.
- В русском консерватизме значимой признаётся ценность нации, цивилизации. Особое значение придается решению национальной проблемы.
В российском консерватизме существовало несколько течений (видов). Одно из них представлено "охранителями" рубежа XIX - XX вв., которые выступали против каких-либо изменений в политической и социально-экономической сферах (Н.М. Карамзин, К.П. Победоносев), отстаивали мессианскую роль России (славянофилы).
Л.А. Тихомиров разделял консерватизм на "ложный" и "истинный". "Ложный" - это социально политическое течение, которое господствовало в течение XVIII-XIX вв. среди защитников существующего строя и выражалось в том, что "из боязни поколебать основы общества сковывает их, не дает им возможности расти и развиваться". "Истинный консерватизм" совершенно совпадает с истинным прогрессом в одной и той же задаче - поддержание жизнедеятельности общественных основ, охранение свободы их развития, поощрение их роста".
В конце XIX - начале ХХ в. в России формируется "умеренный консерватизм". Его сторонники признавали необходимость перемен в обществе, но допускали их проведение только под контролем государства. Либеральный консерватизм представлен в трудах Б.Н. Чичерина, который видел задачи государства в "управлении
л
совокупными интересами народа"1. Его главная формула - гармония либерального мира и сильной власти (конституционная монархия). Охранительные либеральные реформы в парадигме: семья - церковь -гражданское общество (выборное местное самоуправление) -государство.
Консерваторы советского периода (включая евроазийцев) уделяли большое внимание вопросам исторической преемственности, российской цивилизационной традиции.
В современной России исследователи условно выделяют три идеальных "семейства консерватизма": 1) фундаментальный консерватизм (монархизм, православный проект, националистический проект и евразийский фундаментальный проект); 2) социал-консерватизм (ностальгический, коммунистический проект и версия в форме социал-демократии); 3) либеральный консерватизм, востребованный
1 Чичерин Б.Н. Собственность и государство. М., 1882, ч.1, с. 29-30.
официальными структурами и провозглашенный идеологической платформой партии "Единая Россия".
Появившийся в России интерес к неоконсервативной идеологии, "консервативный сдвиг" в общественном сознании с конца 90-х гг. являются не случайными. Идеи неоконсерватизма привлекают принципами устойчивого развития, суверенитета и т.д. "Поворот" к неоконсервативной идеологии возрос, в частности, и вследствие кризиса неолиберальной экономики.
Отдельные принципы консерватизма в духе российского традиционализма - идея порядка и сильной вертикали власти, развития национальной государственности, укрепления державы, инновационных реформ с учетом национальных ценностей и традиций, развития российской цивилизации, роли самостоятельного "игрока" на мировой арене и другие - в той или иной мере используются в официальных кругах и соответствующих программах развития России. В партии "Единая Россия" функционирует центр "социально-консервативной политики"1. Идеи либерального консерватизма с учетом цивилиза-ционных и традиционных российских ценностей стали часто позиционироваться. В программе, утвержденной на XI съезде (21 ноября 2009 г.),"Единая Россия" обозначила свою идеологию как "российский консерватизм".
Депутат Госдумы РФ, политолог С.А. Марков обращал внимание на неоднозначность понятия "российский консерватизм" и предлагал четко изложить ценности, которые нужно "консервировать". Это должны быть традиционные консервативные ценности: здоровье, семья, нравственность, единство народа (национальное, поколенческое и т.д.), цивилизационные особенности России"2.
1
См.: Духовные основы развития страны. Центр социально-консервативной политики. М., 2008.
2 См.: Дискуссии "Идеология и программный документ Партии", в рамках V Всероссийского Медиафорума "Единой России" в г. Санкт-Петербурге, 2009.
К консервативным аспектам деятельности российских властей можно отнести построение сильной вертикали власти, введение системы федеральных округов, высокий порог избрания Государственной Думы (7%), теорию и практику "суверенной демократии", понимание России как самостоятельной уникальной цивилизации со своими интересами, активное сотрудничество государства и РПЦ и т.д.
Актуализируется внимание государственных деятелей к консервативной проблематике и наследию русских философов и политиков этого направления: И.А. Ильина, П.А. Столыпина, А.И. Солженицына. Президентом России В.В. Путиным выдвинуто предложение о подготовке единого учебника по истории для средней школы. Интересна постановка А.Г. Дугиным и А. де Бенуа вопроса о формировании "четвертой политической теории", основывающейся на консервативных и цивилизационных ценностях соответствующих обществ1.
Современный консерватизм может выступать в различных конфигурациях - либерального консерватизма, социального, евразийского фундаментального проекта. Для всех этих направлений интересы государства, нации, общества выше, чем интересы личности или социальной группы.
Обращение ведущей партии к идеям консерватизма с учётом особенностей российской цивилизации, ее культуры и особенностей административного управления является понятным. Однако в нем заложены и известные проблемы. Ведь консерватизм - это многослойное и сложное образование, в котором соседствуют порой конфликтующие между собой идеи, концепции, установки и принципы. Консерваторы являются одновременно индивидуалистами и
1 См.: Дугин А.Г. Четвертая политическая теория. М., 2009; Бенуа де А. Против либерализма. К четвертой политической теории. М., 2009.
коллективистами, приверженцами авторитаризма и свободы, мистиками и разумными практическими людьми, традиционистами и сторонниками ряда неолиберальных принципов. Соответственно среди консерваторов существуют разнородные и неоднозначные идеи и рецепты решения возникающих в современной России проблем. Так, существуют противоречия между либерально-консервативным и социально-консервативным подходами, выражающими интересы различных социально-классовых сил и позиций. У них разные отношения к постиндустриальным проектам развития современной России, социальной стратификации и ответственности. Понятие неоконсерватизм (предполагающее признание и внедрение достижений НТР) практически не используется. Акцент в основном делается на охранительные задачи политического режима, осторожные реформы, минимальные социальные дотации, неолиберальные подходы, консервативную модернизацию.
Характерна в этой связи активизация деятельности либеральной платформы в составе партии "Единая Россия", которая выступила с критикой "псевдолиберализма" (авторитарного, радикального, космополитического, либертарианства) и призвала вернуться к
о
"истинному либерализму" с идей "сильного государства"3. Речь идет об актуализации охранительного либерализма (либерального консерватизма) в противоречивых "неолиберально-консервативных практиках" правящего режима.
В целом обращение к рациональным элементам политической доктрины неоконсерватизма с учётом особенностей российской цивилизации и культуры расширяет его аналитические возможности и практики. В то время очевидны социальные и иные ограничения консерватизма и неоконсерватизма, которые должны дополняться и
1 См.: Плигин В., Зубарев В., Фаддеев В. Против дискредитации либерализма. Заявление
Либеральной платформы в составе партии "Единая Россия" 30 января 2013 г.
преодолеваться позитивными достижениями других идеологий. В подлинно интегративной идеологии, которая весьма актуальна для современной России, должно быть место для всех рациональных идеологических ценностей и традиций, отвечающих интересам большинства россиян и российской цивилизации.
Ирхин Ю.В. Теория и методология анализа консерватизма и неоконсерватизма. В статье предложен теоретический и методологический анализ ценностей и смыслов основных форм, модификаций и национальных особенностей консервативной идеологии. Автор исследует классический и современный консерватизм (неоконсерватизм). Показаны достижения, преимущества, проблемы, противоречия и ограничения консерватизма, его особенности в России.
Ключевые слова: политический анализ, ценности, смыслы, модификации, цивилизационные и национальные особенности консерватизма, классический и современный консерватизм (неоконсерватизм).
Irhin Y.V. Theory and Methodology of the Analysis of the Conservatism and Neoconservatism. The article proposes theoretical and methodological analyses values and sense of the basic forms and modifications of the conservatism ideology. The author researches nations and civilizations peculiarities of neoconservatism. He shows achievements, advantages, problems, contradictions and limits of the conservatism, its peculiarities in Russia.
Key words: analysis, basic forms, modifications, nations and civilizations peculiarities of conservatism, classical and contemporary conservatism (neoconservatism).