Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авласевич Д.В., Дмитриев Н.А., Шаврина О.В., Чураев В.В.

В данной статье рассмотрены подходы к классификации информационных технологий и определен их уровень по педагогическим критериям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION

This article discusses approaches to the classification of information technologies and determines their level according to pedagogical criteria.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37.016:004

Авласевич Д.В. студент магистратуры 1 курса Институт математики, физики и информационных

технологий

Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти Дмитриев Н.А. студент магистратуры 1 курса Институт математики, физики и информационных

технологий

Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти Шаврина О.В. студент магистратуры 2 курса Гуманитарно-педагогический институт Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти Чураев В.В. студент 3 курса Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский Государственный Университет

Россия, Тольятти

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в данной статье рассмотрены подходы к классификации информационных технологий и определен их уровень по педагогическим критериям.

Ключевые слова: информационные технологии, основания классификации моделей.

Avlasevich D. V. undergraduate 1 year Institute of mathematics, physics and information technology

Tolyatti State University Russia, Tolyatti Dmitriev N.A. undergraduate 1 year Institute of mathematics, physics and information technology

Tolyatti State University Russia, Tolyatti

Shavrina O. V. undergraduate 2 year Humanitarian and pedagogical Institute Tolyatti state University Russia, Tolyatti Churaev V.V. student 3th year

Institute of Finance, Economics and Management

Tolyatti State University Russia, Tolyatti

THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION

Annotation: this article discusses approaches to the classification of information technologies and determines their level according to pedagogical criteria.

Key words: information technology, the basis of classification of models.

В наше время, когда актуально непрерывное образование, новый смысл приобретают информационные технологии. Образование предполагает управление ими. Дистанционные технологии довольно многообразны, мы рассмотрим классификацию Е.С. Полата [1, 2]. По его теории каждая модель осуществляет определенный функционал:

1. Экстернат ориентирован на школьные и университетские требования, ученики которых не имеют возможности постоянно посещать очные учебные заведения.

2. Следующая модель представляет собой систему обучения студентов конкретного университета, которая осуществляется при помощи дистанционных технологий обучения.

3. Модели 3 и 4 описывают функционирующую систему программ между различными вузами.

4. Пятая модель образования актуальна в вузах США. Она функционирует при помощи интерактивных методик.

5. Шестая система действует при помощи мультимедийных устройств и представляет собой концепцию дистанционного образования, нацеленную на взрослых, которые хотят заниматься самообразованием.

Р. Танинг и И. Сейнен изучили приспособления для возможности обучения на расстоянии и реализовали их систематизацию [3]:

Отличительной характеристикой консультационной модели является посещение учениками консультационного центра.

Главной особенностью системы корреспонденции является ход обмена информацией между участниками учебного процесса различными способами, например, по электронной почте, или любыми другими, которые

исключают личный контакт.

Основной фактор осуществления концепции регулируемого самообразования - это степень восприятия и способности обучаемого к самостоятельному обучению чему-либо. Студент имеет право самостоятельно выбирать временные промежутки, в которые ему будет удобно обучаться, а также время начала своего периода обучения.

Информационные технологии внесли огромный вклад в изменение учебного процесса. Благодаря ему обучение можно разделить на очное, открытое, дистанционное [4]. Они являются одним из критериев возникновения инновационных классификаций учебного процесса.

Открытая система образования - это иная форма заочного с использованием инновационных технологий.

Изучить факторы концепций представленных моделей и проанализировать их нам позволяет ранее реализованное исследование.

Первая систематизация, выполненная Е.С. Полатом [1,2], классифицирует модели непосредственно по месту получения обучения. Следующая типология, согласно Р. Танингу и И. Сейнану [5], показывает реализацию дистанционных технологий обучения с использованием различных вспомогательных приборов, созданных для лучшего усвоения информации студентами. Последняя группа моделей образования демонстрирует развитие профессионального образования, функционирующее при помощи дистанционных технологий обучения.

Выполненный анализ различных типологий моделей образовательных процессов с применением дистанционных технологий, процесса и результата их реализации позволяют нам выделить наиболее значимые системы для формирования учебного процесса в Российской Федерации.

Произведенные классификации различных моделей дают возможность скомпоновать группы основных компетенций, которые позволяют преподавателям пользоваться современными технологиями в учебно-образовательном процессе. В их числе базовые, коммуникационные и сетевые.

Базовые компетенции позволяют внедрять в учебный процесс работу с текстовыми, графическими документами, схемами, графиками, диаграммами в различных программах, которые презентуются при помощи инновационных технологий, они предполагают использование разнообразных инструментов в работе с информацией в электронном формате. В этой компетенции важно формировать у обучающихся полное понимание и систематизацию полученных знаний о работе с компьютером, с его индивидуальным интерфейсом, с различными манипуляциями при процессе обработки информации. Первостепенная задача инициаторов курса - предоставление начальных знаний и умений работы с инновационными технологиями, формирование всех необходимых материалов и пособий, создание всех сопутствующих приложений

(портфолио, тесты).

Коммуникационные компетенции, в первую очередь, представляют собой работу с данными в сети интернет: навык быстрого нахождения нужной информации и отсеивание посторонней, работа с базами данных и другими видами хранения информации, которые находятся в удаленном доступе, например, в популярном и удобном сервисе хранения - «облаке», работа с различными онлайн-сервисами, социальными сетями, библиотеками, конференциями по видеосвязи или без нее. Важно сформировать у студентов понимание о средствах обучения, о различных сервисах, возможностях всемирной сети, как об инструменте, используемом в образовательном процессе с целью расширения круга информации и упрощения хода работы, способах навигации и поиска образовательной информации в интернете, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе, способах работы с электронной почтой. В этой компетенции главный фактор - формирование различных учебных материалов, сбор данных о студенте и преподавателе в электронной форме, создание различных тестирований на базе соц. сетей, классических компьютерных тестов, в различных сферах Интернет-ресурсов.

Сетевые компетенции - это, главным образом, умение подбирать метод взаимодействия между теми или иными лицами. Например, в одних группах: сообщества квалифицированных преподавателей, которое формируются непосредственно ими для решения каких-либо вопросов и решения возникающих в ходе работы проблем, а также обмена знаниями, навыками и приобретенным опытом, и сетевые сообщества преподавателей, которые созданы с целью повышения квалификации. Данные группы формируются, как правило, на различных интернет-форумах, в соц. сетях, мессенджерах и других платформах, созданных для общения. Главная задача развития сетевых компетенций педагога - в первую очередь, рост его профессиональной компетенции, а также развитие их, как активных участников различных сетевых сообществ, всевозможных проектов, онлайн и оффлайн конкурсов и марафонов.

Итогом данной деятельности являются накопленные знания, умения и опыт работы с базовыми сервисами и различными web-инструментами версии 2.0, а именно: создание необходимых веб-страниц, ведение профессиональных и личных блогов, принятие участий в форумах, марафонах, посещение вебинаров, создание первоначальных баз данных, участие в профессиональных преподавательских сообществах, работа в различных информационных системах, работа в онлайн-сервисах, использование различных платформ, необходимых для формирования анкет, опросов, которые могут пригодиться в ходе учебного процесса и другое. В наше время сетевые сообщества являются неотъемлемым посредником взаимодействия, так как они упростили общение и работу

педагогов, психологов, методистов, преподавателей, родителей и студентов, соединяя их в одном информационном пространстве и позволяя бесконтактный и оперативный обмен информацией.

Использованные источники:

1. Полат, Е. С. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.С. Полат, А.Е. Петров // Педагогические и информационные технологии в образовании. 2000

2. Особенности дистанционного обучения в России / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, М.Ю. Бухаркина 2002

3. Tuninga, R.S.J. The Supply and Demand of Distance Education in Russia / R.S.J. Tuninga, I.B.J. Seinen. - Bureau Cross: The World Bank, 1995

4. Воронина, Т.П. Образование в эпоху НИТ / Т.П. Воронина, В.П. Кащицын, О.П. Молчанова, 1995

5. Полат, Е. С. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.С. Полат, А.Е. Петров // Педагогические и информационные технологии в образовании 2000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.