Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

КЛАССИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
дистанционнное обучение / современные модели / образование / классификации / передача знаний / организация взаимодействия / distance learning / modern models / education / classifications / knowledge transfer / organization of interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратьева Сардана Афанасьевна

В последние годы информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие и уверенно завоевывают свое достойное место в образовательном процессе наряду с традиционными формами обучения. Развитие дистанционного обучения признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ. В данной статье рассматриваются классификации моделей дистанционного обучения. В данной работе даются определения современных моделей дистанционного обучения, а точнее представлены модели дистанционного обучения по версиям таких авторов как I.B.J. Seinen и R.S.J. Tuning-a, по версии А.А. Андреева, Е.С. Полат, Т.П. Ворониной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF DISTANCE LEARNING MODELS

In recent years, information educational technologies have been intensively developed and are confidently gaining their rightful place in the educational process along with traditional forms of education. The development of distance learning isrecognized as one of the key areas of the main educational programs. This article discusses the classifications of modern distance learning models. In this paper, definitions of modern models of distance learning are given, or rather, models of distance learning are presented according to the versions of such authors as I.B.J. Seinen and R.S.J. Tuning-a, according to A.A. Andreeva, E.S. Polat, T.P. Voronina.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

КЛАССИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

CLASSIFICATION OF DISTANCE LEARNING MODELS

St

УДК 371.3

Кондратьева Сардана Афанасьевна, Магистрант 1 курс, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета, Россия, г. Владивосток

Kondrateva Sardana Afanasevna, e-mail: sardkond@mail .ru

Аннотация

В последние годы информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие и уверенно завоевывают свое достойное место в образовательном процессе наряду с традиционными формами обучения. Развитие дистанционного обучения признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ. В данной статье рассматриваются классификации моделей дистанционного обучения. В данной работе даются определения современных моделей дистанционного обучения, а точнее представлены модели дистанционного обучения по версиям таких авторов как I.B.J. Semen и R.S.J. Tuning-a, по версии А.А. Андреева, Е.С. Полат, Т.П. Ворониной.

Annotation

In recent years, information educational technologies have been intensively developed and are confidently gaining their rightful place in the educational process along with traditional forms of education. The development of distance learning isrecognized as one of the key areas of the main educational programs. This article discusses the classifications of modern distance learning models. In this paper, definitions of modern models of distance learning are given, or rather, models of

distance learning are presented according to the versions of such authors as I.B.J. Seinen and R.S.J. Tuning-a, according to A.A. Andreeva, E.S. Polat, T.P. Voronina. Ключевые слова: дистанционнное обучение, современные модели, образование, классификации, передача знаний, организация взаимодействия. Keywords: distance learning, modern models, education, classifications, knowledge transfer, organization of interaction.

Говоря о дистанционном образовании чаще всего имеют в виду обучение с использованием Интернет-технологий, но технология здесь - это инструмент передачи знаний и организации взаимодействия, на основе которого выделяют модели образования. В словаре методических терминов и понятий модель обучения определяется как «индивидуальная интерпретация преподавателем на занятиях метода обучения применительно к конкретным целям и условиям работы». В этой статье мы представим некоторые классификации моделей дистанционного обучения различных авторов:

Модели дистанционного обучения по версии I.B.J. Seinen и R.S.J. Tuning-a: консультационная - организация данной модели осуществляется при условии регулярного посещения учащимися специальных консалтинговых центров, где сними взаимодействуют тьюторы (преподаватели-кураторы). Задача учителя - это консультация и предоставление разных рекомендаций. Контроль обучения реализуется посредством проверки выполненных заданий для самостоятельной работы. Переписка - в этой модели отсутствует личный контакт между преподавателем и учеником. Обмен учебными материалами осуществляются через почты, факсов, телефонов и.т.д. Регулируемое обучение - в данной модели образовательные материалы изучаются самостоятельно, а качество усвоения контролируется посредством системы тестирования [1].

Модели дистанционного обучения по А.А. Андрееву: Корреспонденская - взаимодействие между тьюторами и учащимися проходит

полностью почтовой переписки и исключает как очное общение, так и общение с помощью средство видео- или аудиосвязи, кейсовая - основывается на самостоятельном освоении учащимся комплексов образовательных материалов, которые содержат методико-программный набор, где все знания структурированы и логически объединены между собой. Вахтовая - в сочетании с технологиями дистанционного обучения вахтовый метод организации учебного процесса реализует принципы движения образования навстречу потребителю и сетевой организации образовательных услуг. Телевизионное обучение - для организации образовательного процесса подразумевается применение мощностей, возможностей и ресурсного потенциала радиотрансляционных сетей и телевидения. Телеприсутствие -позволяет пользователю, например с помощью специальных устройств (телеуправляемых роботов), получить впечатление того, что он находится и воздействует на место, отличное от его физического местоположения. Сетевое обучение - образовательный процесс реализуется исключительно при помощи возможностей Интернета [2].

Модели дистанционного обучения по версии Е.С. Полат: Обучение по аналогии с экстернатурой - программы обучения соответствуют государственным образовательным стандартам и ориентированы на лиц, не имеющих возможности обучаться стационарно, в стенах учебного заведения. Университетское обучение на базе одного университета - эта модель может быть реализовано ВУЗом, обладающим классическим очным отделением. Таким образом, дистанционное обучение с применением ИКТ будет являться дополнительным по отношению к основному, очному. Консорциум-работники организаций-компаньонов совместно создают учебные планы дистанционного обучения, используя общие методические и образовательные материалы. В качестве компаньонов могут выступать не только вузы или их структурные подразделения, но также радио- и телекомпании, другие общественные, информационные и образовательные институции.

Дистанционное обучение на базе специализированных образовательных организаций, учрежденных специально и исключительно для реализации программ дистанционного обучения. Автономные системы обучения - данная модель базируется на использовании материалов на компьютерных носителях, а также радио- и телепрограмм, дополнительной печатной продукции [6]. Неформальное обучение с применением мультимедийных комплексов -главным инструментом для реализации образовательных процессов выступают программы, сконцентрированные на самообразовании, при этом модель предполагает возможность получения обучающимся квалифицированных консультаций [3].

По версии Т.П. Ворониной рассматриваются четыре модели дистанционного обучения: заочное образование в традиционном российском формате, удаленное обучение открытого типа как усовершенствованная разновидность заочного, реализуемого при помощи ИКТ, телеобразование -модель, предполагающая применение озвученных презентаций, видео-, аудио-и опЛпе-конференций для обеспечения контакта между учащимися и преподавателями, виртуальные классы и учебные заведения, применяющие телеконференции и обучающее программное обеспечение [4].

Часто используются три действующих модели обучения: традиционная, дистанционная, смешанная. Традиционная модель подразумевает классно-урочную систему преподавания с посещением очных занятий. Это организация учебного процесса при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода (классы или группы), а ведущей формой обучения является урок. Дистанционная модель заключается в том, что преподаватели и обучающиеся разделены в процессе обучения пространством и (или) временем. Технологии, на которых базируется дистанционное обучение, проходили разные этапы: использовались телефон, факс, обычная почта, телевидение. Теперь в основе дистанционной модели лежат интернет-

технологии. [5]. Смешанная модель обучения представляет собой некий компромисс между двумя вышеописанными. Продуктивность реализации данной модели напрямую зависит от оптимального сочетания технологий, методов и средств обучения. Преимущество смешанной модели в том, что ученики получают и отрабатывают первичные знания и навыки на электронных курсах; на аудиторных занятиях они имеют возможность получить дополнительные, более глубокие знания под руководством учителя.

Литература

1. Tuninga R.S.J., Semen I.B.J. The supply and demand of distance education in Russia // The World Bank Report, N.Y., 1995.

2. Андреев А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М., 1999.

3. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е., Бухаркина М.Ю., Аксенов Ю.В., Горбунькова Т.Ф. Дистанционное обучение М., 1998.

4. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху НИТ. М., 1995.

5. Вайндорф-Сысоева М. Е. Методика дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов. — М : Издательство Юрайт, 2018.

6. Модели дистанционного обучения URL: https: //edunews. ru/onlaj n/info/klassifikacij a-modelej-do. htm^ (дата обращения 14.05.2021).

Literature

1. Tuninga R.S.J., Seinen I.B.J. The supply and demand of distance education in Russia // The World Bank Report, N.Y., 1995.

2. Andreev A.A. Distance learning: essence, technology, organization. - M., 1999.

3. Polat E.S., Moiseeva M.V., Petrov A.E., Bukharkina M.Yu., Aksenov Yu.V., Gorbunkova T.F. Distance learning M., 1998.

4. Voronina T.P., Kashitsin V.P., Molchanova O.P. Education in the NIT era. M., 1995.

5. Weindorf-Sysoeva ME Method of distance learning: textbook. manual for universities. - M: Yurayt Publishing House, 2018.

6. Models of distance learning URL: https://edunews.ru/onlajn/info/klassifikacija-modelej-do.htmlT (date of treatment 05/14/2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.