Научная статья на тему 'Дистанционное обучение и его статус в мировом образова- тельном пространстве'

Дистанционное обучение и его статус в мировом образова- тельном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / E-LEARNING / DISTANCE EDUCATION / MODELS OF DISTANCE EDUCATION / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таратухина Ю. В.

За последние несколько десятилетий словосочетание «дистанционное образование» довольно прочно вошло в мировой образовательный лексикон и стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры. Возникла и бурно развивается целая индустрия образовательных услуг, объединяемых общим названием "дистанционное образование", впечатляющая огромным числом обучающихся, количеством образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры. Данная работа посвящена обзору специфики моделей дистанционного образования и особенностям дистанционных форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение и его статус в мировом образова- тельном пространстве»

Таратухина Ю.В.

Доцент кафедры «Инновации и бизнес в сфере ИТ» Государственный университет - Высшая школа экономики

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО СТАТУС В МИРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация

За последние несколько десятилетий словосочетание «дистанционное образование» довольно прочно вошло в мировой образовательный лексикон и стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры. Возникла и бурно развивается целая индустрия образовательных услуг, объединяемых общим названием "дистанционное образование", впечатляющая огромным числом обучающихся, количеством образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры. Данная работа посвящена обзору специфики моделей дистанционного образования и особенностям дистанционных форм обучения.

Ключевые слова: образовательное пространство, дистанционное образование, модели дистанционного образования, дистанционные формы обучения

Keywords: educational environment, e-learning, distance education, models of distance education, distance learning

Очевидно, что информационные технологии в настоящее время широко используются как в традиционной модели образования, так и в набирающей популярность новой модели -дистанционного обучения (e-learning). В данном контексте под термином дистанционное образование понимается целая индустрия образовательных услуг, с огромным числом обучающихся, количеством образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры и т.д.

В дистанционном образовании применяются как синхронные так и диахронные модели педагогической деятельности. В ряде случаев, процесс обучения осуществляется только посредством дистанционной модели; где-то дистанционное обучение используется частично для повышения эффективности традиционной системы.

На настоящий момент принято считать, что не существует однозначного терминологического определения дистанционного образования. По мнению Густырь А. В.[3], дистанционное образование может и должно рассматриваться с различных позиций:

1. С формально-логической точки зрения дистанционное образование представляет собой не технологию или особую информационно-образовательную среду, а непосредственно форму образования.

2. Что касается видового отличия дистанционного образования от некоторых других образовательных форм, то здесь основным критерием выступает способ получения информации через опосредованную интерактивную коммуникацию, но при этом следует обязательно учитывать тот факт, что набор средств наряду с телекоммуникациями может быть представлен на различных носителях.

По мнению данного исследователя, форма дистанционного образования в некоторой степени совпадает с форматом заочного обучения и в некотором урезанном виде с экстернатом. Общие принципы дистанционного образования традиционно принято формулировать следующим образом:

- Дистанционное образование преимущественно основывается на самостоятельном изучении с обязательным использованием специфических учебно-методических материалов и форм аттестационного контроля в интерактивной мультимедийной среде.

- Характерной чертой дистанционного образования является минимизация очных форм образовательной коммуникации, специфический формат очных занятий.

- Для дистанционного образования характерна дифференциация профессиональных

дидактических ролей: преподавателя с функционалом профессионально-предметной направленности и тьютора, стратегически контролирующего самостоятельное изучение материала и направляющего обучаемых в нужное русло.

- Многие крупные предприятия также перестраивают работу своих учебных подразделений с традиционных методов подготовки и повышения квалификации персонала на более мобильные и эффективные дистанционные формы обучения, основанные на электронных технологиях.

Что касается международной ситуации в контексте дистанционного образования, то можно говорить о том, что она: нередко позволяет получить доступ к лучшим мировым образовательным ресурсам; существенно увеличивает возможности традиционного образования за счет формирования образовательной информационной среды; снижает стоимость обучения за счет широкой доступности лучших образовательных ресурсов; позволяет формировать уникальные образовательные программы за счет комбинирования курсов, предоставляемых образовательными учреждениями, в том числе, университетами разных стран; имеет большое социальное значение, так как позволяет удовлетворить в полной мере образовательные потребности населения.

В настоящий момент дистанционное образование функционирует в различных формах:

1.Подразделения дистанционного образования в традиционных университетах. В большом количестве дистанционных университетов в настоящее время развиваются подразделения дистанционного образования. Данные подразделения выполняют функцию разработки дистанционных курсов в рамках традиционных программ для филиалов. Как недостаток данной формы можно выделить предвзятое и нередко сомнительное отношение к качеству дистанционного образования и его эффективности.

2. Дистанционные и открытые университеты. Функционирование данной модели дистанционного образования происходит с опорой на модель заочного образования, c учетом тех модернизационных изменений, вызванных использованием современных ИКТ в учебном процессе. Наряду с традиционными печатными материалами в учебном процессе все больше используются аудио и видеоматериалы, Интернет.

3. Консорциумы университетов представляют собой новую институциональную модель университетского образования, которая сегодня развивается наиболее активно. Консорциум университетов это, как правило, коммерческое предприятие, оказывающее услуги по предоставлению учебных курсов, разработанных входящими в консорциум традиционными университетами для дистанционного обучения на базе разнообразных образовательных технологий. Наиболее важно то, что консорциум университетов дает возможность дистанционно получить степени и сертификаты тех университетов, которые в него входят.

4. Виртуальные университеты. Виртуальный университет представляет собой институт, обучение в котором осуществляется только посредством дистанционных курсов. Данная модель еще полностью не реализована, отчасти из-за ряда существенных сложностей: проблема аккредитации виртуального университета и сложная структурная специфика.

В зависимости от доминирующих в обучении технологий, а также от общего подхода к обучению, можно выделить несколько различных моделей дистанционного обучения. Разработка таких моделей была приведена, например, Тунингой и Сейненом (R.S.J. Tuninga и I.B.J. Seinen) [4] . Рассматривая различные варианты организации деятельности зарубежных образовательных учреждений, использующих дистанционные технологии, авторы выделяют следующие модели дистанционного образования:

- Консультационная модель

- Модель корреспонденции

- Модель регулируемого самообучения

Основной отличительной чертой консультационной модели является регулярное посещение студентом консультационного (учебного) центра. В центре студенты прослушивают лекции, встречаются с другими студентами и преподавателями, получают необходимые им разъяснения и результаты оценки предыдущих работ. Преподаватели дают рекомендации о том,

как и что необходимо выучить в ближайшее время; студенты приносят свои эссе и домашние задания. Оценки могут быть выставлены и сразу, но обычно результаты объявляются в течение двух-трех недель. Учебный процесс контролируется в консультационном центре тьюторами,

Условия, необходимые для реализации данной модели:

1. Наличие времени для регулярного посещения консультационного центра;

2. Необходимое условие - наличие в центре специальных наставников -тьюторов;

3. Формальная сторона - сформированные группы слушателей;

4. Психолого - педагогическая сторона процесса обучения - наличие соответствующей мотивации.

В основе модели корреспонденции лежит процесс постоянного обмена между преподавателем и студентом учебными материалами, домашними заданиями и результатами по почте или каким-то другим способом, без личного контакта. Студенты получают (по почте) учебные материалы, которые они должны изучить за определенный промежуток времени, задания, которые необходимо выполнить, и вопросы, на которые необходимо ответить. Затем студент посылает все выполненные задания преподавателю и получает ответ, в котором содержится не только формальная оценка, но и анализ содержания ответов, рекомендации. Обмен информацией может происходить как по почте, так и по другим каналам связи: телефону, факсу, компьютерным сетям.

Необходимыми условиями для существования такой модели являются:

1. Надежная система связи;

2.Наличие преподавателей, способных дать быструю и квалифицированную оценку работы студента;

3. Как и в консультационной модели, асинхронная модель может быть дополнена личными встречами, отдельными лекциями (по выбору). Важное дидактическое условие -хорошая структура учебных материалов.

Основной характеристикой модели регулируемого самообучения можно назвать большую самостоятельность студента - свобода выбора времени и места учебы, количества времени, затраченного на учебу, выбор даты начала курса и экзамена. Обучение происходит с помощью заданий, вопросов и структурированного материала (последний должен быть опять же очень хорошо структурирован). Качество усвоения знаний оценивается самим студентом с помощью вопросов с «ключами».

Необходимыми условиями для этой модели являются следующие:

1. Высокая мотивация слушателей.

2. Учет методической и дидактической специфики при разработке учебного материала.

Другими авторами - Т.П. Ворониной, В.П. Кашициной, О.П. Молчановой [3]-

рассматриваются четыре модели дистанционного образования, которые представлены как этапы в развитии дистанционного образования:

- традиционное заочное обучение;

- открытое обучение;

- телеобразование;

- виртуальные классы и виртуальные университеты.

Вышеуказанные модели достаточно полно описывают многообразие образовательных процессов ДО и технических средств, используемых для доставки и представления учебной информации, но, по мнению некоторых специалистов, в них не выделено основание для классификации. Однако, считается, что эти модели можно взять за основу в анализе, обобщении и выработке типов моделей с учетом российской специфики.

Густырь А.В. в своей работе описывает три основных модели дистанционного обучения

Британская модель (корреспондентское обучение) Американская модель (радиотелевизионная модель) Модель заочного обучения (консультационная модель)

А.А.Андреев и В.И.Солдаткин [2], в свою очередь, предлагают пять моделей организации дистанционного образовательного процесса. За основание для классификации берутся средства доставки и представления материалов. В моделях по умолчанию предполагается, что студент уже выбрал образовательное учреждение, прошел вступительные испытания и оформил необходимые документы. Предложенные модели представлены ниже.

1. Модель «кейс»-технологии ДО (модель КТ)

2. Модель корреспондентского обучения (модель КО)

3. Радиотелевизионная модель обучения (модель РТ)

4. Модель сетевого обучения (модель СО)

5. Модель обучения с использованием мобильного персонального портативного компьютера (модель МТ)

Модель КТ подразумевает, что после прохождения вступительных испытаний студент получает набор (кейс, комплект) учебных материалов. Обычно формируется группа студентов, компактно поживающих в районе (хотя он может учиться по этой модели и автономно, без контактов с другими обучающимися).

На установочном занятии по каждому предмету тьютор объясняет, как работать с учебно-методическими пособиями, на что обращать внимание при изучении предмета, инструктирует по организации самостоятельной работы, по расписанию или графику занятий и др. Затем периодически проводится консультирование и проверка тестов. Контролируемая самостоятельная работа составляет основу учебного процесса. Завершается изучение предмета обычно заключительным занятием, на котором обсуждаются наиболее трудные вопросы и проводится экзамен. Экзамены проводятся, как правило, очно, ответы - в письменной форме.

Основу комплекта средств обучения составляют бумажные (печатные) учебные пособия, которые могут дополняться аудио- и видеоматериалами, компьютерными программами на CD или других носителях.

Образовательный процесс может происходить как в базовом ВУЗе, так и в его региональном филиале. Для проведения учебного процесса преподаватели могут выезжать в центр, или проживать в данном регионе.

Модель КТ напоминает схему заочного обучения. Видимые отличия заключаются в том, что разрабатываются и используются специальные учебные комплекты средств обучения, предоставляются более свободные временные рамки процесса и обязательность посещения занятий. По каждой дисциплине за студентом закрепляется преподаватель-консультант (тьютор), который в обязательном порядке проходит сертификацию в базовом вузе и проводит со студентами занятия по индивидуальному, согласованному с администрацией вуза графику.

Хорошо известное заочное обучение можно рассматривать как разновидность модели КТ. По такой модели обучаются, например, в ИДО МЭСИ, МИЭП и др. учебных заведениях.

При корреспондентской модели обучения после оформления необходимых документов студент получает учебные материалы и к нему прикрепляется преподаватель, который консультирует и проверяет контрольные работы. Очные контакты не планируются. Основа информационного обмена чаще всего ложится на традиционную или электронную почту.

Описываемая схема мало претерпела изменений от известного варианта, используемого за рубежом еще с 20-х годов и носящего название «обучение по переписке» или «корреспондентское обучение». Отличие современной модели можно заметить в формировании комплекта средств обучения (сюда включаются, кроме печатных учебных пособий, компьютерные программы, учебные пособия на аудио- и видеоносителях), а также использование телефона и других средств связи для дидактического и организационного взаимодействия студента с ВУЗом.

Таким образом, в основе данной модели лежит процесс постоянного обмена между преподавателем и студентом учебными материалами, домашними заданиями и результатами по почте или каким-то другим способом. Описываемая модель обучения применяется, к примеру, в Европейской школе корреспондентского обучения (ЕШКО).

Для доставки к обучающемуся учебной информации с использованием

радиотелевизионной модели обучения могут использоваться телевидение, радио. Используя эти средства, проводятся установочные занятия, лекции. Консультации, экзамены и другие организационные формы занятий реализуются в очной форме или удаленно.

Такая модель находит применение в системе дистанционного образования Японии, Китая, в Институте телеобразования Франции и др.

Модель сетевого обучения базируется на использовании сети Интернет. Такая модель наиболее активно развивается в последнее десятилетие. Общение с преподавателем при такой организации обучения реализуется посредством электронной почты, чатов, форумов, теле- или видеоконференцсвязи. Экзамены (для выдачи сертификата) реализуются чаще всего с помощью тестов и различных выпускных работы, или с помощью видеоконференцсвязи.

Представление учебного материала может быть выполнено по степени сложности от простого гипертекста до гипермедиа, также могут использоваться различные видео и аудиоматериал, программное обеспечение, а лекции и семинары могут проводиться в реальном времени при помощи видео- или аудиоконференций.

Модель МТ представляет собой вариант такого обучения, при котором студент использует мобильный персональный портативный компьютер (МППК). В случае применения его в режиме плейера, он используется для чтения учебных материалов, выполненных в электронном виде. МППК может быть приобретен студентом в личное пользование или взят на прокат. Электронные варианты курсов могут быть записаны в память МППК для последовательного во времени изучения учебного материала. По мере изучения учебный материал обновляется.

Модель МТ не отличается, по сути, от проведения учебного процесса по модели СО.

Как уже было сказано выше, такой подход представляется мне наиболее рациональным, разносторонним и полным.

Однако стоит еще отметить, что некоторыми специалистами концептуально выделяется в отдельную категорию так называемая модель открытого образования. Такая модель основывается на следующих принципах:

- Бесконкурсное поступление в высшее учебное заведение;

- Открытое планирование обучения, т.е. свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов;

- Свобода в выборе времени и темпов обучения, т.е. прием студентов в вуз в течение всего года и отсутствие фиксированных сроков обучения;

- Свобода в выборе места обучения: студенты могут физически отсутствовать в учебных аудиториях основную часть учебного времени и могут самостоятельно выбирать, где обучаться.

- Переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь".

- Переход от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу - знания доставляются человеку.

- Свободное развитие индивидуальности, являющееся основополагающим фактором, тогда как классическая модель образования предполагает жесткие нормы, унифицирующие человеческую индивидуальность.

Кроме того, открытое обучение предполагает открытость образования будущему, свободное пользование различными информационными системами, развитие информационной культуры и изменение роли преподавателя.

Для того чтобы дать оценку состояния отечественного рынка услуг дистанционного обучения, необходимо обладать данными о технической и экономической готовности образовательных учреждений к внедрению систем электронного образования, о причинах высокой востребованности этих систем в сфере бизнеса и государственных учреждениях, обозначить проблемы при внедрении электронных систем обучения и определить перспективы развития электронных форм обучения в России.

О постоянно возрастающем интересе к дистанционному обучению как у образовательных учреждений, так и у абитуриентов свидетельствует тот факт, что повсеместно в вузах открываются центры дистанционного обучения. По прогнозам специалистов, в ближайшие

годы более половины студентов в развитых странах будут учиться дистанционно.

По мере признания того, что система традиционного обучения уже не в состоянии удовлетворять современные потребности в образовании и соответствовать новым требованиям, возрастает значение дистанционных методов в качестве стратегических инструментов мирового образовательного прогресса. При дистанционном обучении не имеет значения, где живет обучающийся, материалы высылаются по почте или электронной почте. Общение с преподавателем - разбор домашних заданий, консультации и т.п. - происходит через Интернет. Дистанционное обучение - это заочное обучение плюс общение с преподавателем через Интернет.

В настоящее время приоритетными являются следующие инновационные решения в области создания и использования электронных образовательных ресурсов:

- образовательные Интернет-порталы, электронные библиотеки;

- стандартизация, сертификация, регистрация образовательных информационных ресурсов, программных сред;

- дистанционное обучение: организационное, нормативное, технологическое, учебно-методическое обеспечение;

- IT-инновации в управлении образовательными учреждениями;

- защита информации: право в Интернете, информационная безопасность;

- роль информационных технологий в управлении качеством образования в условиях перехода к экономике знаний;

- организационные и технологические аспекты информатизации образования в регионе;

- анализ и принятие решений в области развития единой образовательной информационной среды.

На сегодняшний день основными проблемами дистанционного образования в России являются:

1. Проблема доступа к глобальной сети.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Проблема создания и поддержки учебно-методической базы

3. Проблема подготовки преподавателей.

4. Проблема финансирования.

5. Проблема создания нормативно-правовой основы дистанционного образования.

6. Проблема недостаточной технической оснащенности населения.

Литература

1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология,

организация. - М.: МЭСИ, 1999 - 196 С.

2. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху НИТ. - М.: АМО,

1995. - 220 С.

3. Овсянников В.И., Густырь А.В. Введение в дистанционное образование. М.: РИЦ

«Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001. - 184 С.

4. R.S.J. Tuninga, I.B.J. Seinen. The Supply and Demand of Distance Education in Russia -The

World Bank, Bureau Cross, 1995, Р. 110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.