Научная статья на тему 'Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры'

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5716
561
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирова Е. В.

В данной статье идёт описание одной из фундаментальных наук, такой как физическое воспитание, которая имеет свои чёткие границы изучения, также тесно связана с такими науками как анатомия, физиология, педагогика, биомеханика и др. Теория и методика физического воспитания – это научная и учебная дисциплина, представляющая собой систему знаний о роли и месте физического воспитания в жизни человека и общества, особенностях и общих закономерностях его функционирования и развития. Теория и методика физического воспитания как наука продолжает развиваться в направлении физического воспитания и охватывает всё новые и новые границы современных течений в физкультуре и спорте, как массовом так и профессиональном. Как учебная дисциплина теория и методика физического воспитания способствует подготовке квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта. Представленная статья раскрывает нам основные понятия, методы, принципы и задачи теории и методики физического воспитания как учебной дисциплины и показывает фундаментальность теории и методики физического воспитания как науки, которая формировалась и развивалась достаточно длительно, прежде чем стать наукой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»

вание подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования: Тезисы докладов VI Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Физическая культура, 2008. - С. 96-98.

5. Прогонюк Л.Н., Мустафина Л.Н. Исследование мотивации достижения в условиях спортизированного физического воспитания в общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 4. - С. 15-16.

6. Физическая культура студента: учебник / Под ред. В.И. Ильинича. -М.: Гардарики, 2003. - 408 с.

7. Якимович В.С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи на основе личностно ориентированного образования: дисс. ... д-ра. пед. наук. - Волжский, 2002. - 385 с.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Кирова Е.В.*

Оренбургский государственный институт менеджмента, г. Оренбург

В данной статье идёт описание одной из фундаментальных наук, такой как физическое воспитание, которая имеет свои чёткие границы изучения, также тесно связана с такими науками как анатомия, физиология, педагогика, биомеханика и др. Теория и методика физического воспитания - это научная и учебная дисциплина, представляющая собой систему знаний о роли и месте физического воспитания в жизни человека и общества, особенностях и общих закономерностях его функционирования и развития. Теория и методика физического воспитания как наука продолжает развиваться в направлении физического воспитания и охватывает всё новые и новые границы современных течений в физкультуре и спорте, как массовом так и профессиональном. Как учебная дисциплина теория и методика физического воспитания способствует подготовке квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта. Представленная статья раскрывает нам основные понятия, методы, принципы и задачи теории и методики физического воспитания как учебной дисциплины и показывает фундаментальность теории и методики физического воспитания как науки, которая формировалась и развивалась достаточно длительно, прежде чем стать наукой.

* Студент. Научный руководитель: Смольянов А.В., доцент кафедры Физической культуры и безопасности жизнедеятельности.

Теория физического воспитания, как и всякая обобщающая научная дисциплина, требует чёткого определения наиболее общих понятий при изучении. Речь идёт о таких понятиях как «физическое воспитание», «система физического воспитания», а также включая «физическое совершенство», «физическое развитие», «спорт» и «физическая культура».

Отличительная особенность физического воспитания заключается в том, что это процесс, направленный, прежде всего, на развитие физических качеств человека и формирование двигательных навыков, которые в совокупности определяют физическую работоспособность человека.

В теории физического воспитания накоплен огромнейший материал, который характеризует стабильность, согласованность и информативность различных наборов физических упражнений, наиболее часто применяемых в практике физического воспитания.

В физическом воспитании различают две стороны: воспитание физических качеств - регулирование развития путём функциональных нагрузок, связанных с физическими упражнениями; и обучение движениям, т.е. освоением человеком в процессе обучения рациональных способов управления своими движениями, необходимых для жизни.

Теория и методика физического воспитания как наука продолжает развиваться в направлении физического воспитания и охватывает всё новые и новые границы современных течений в физкультуре и спорте, как массовом, так и профессиональном. Как учебная дисциплина теория и методика физического воспитания способствует подготовке квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта.

Овладевая движениями, важные для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. В то же время с этим, они познают закономерности движений своего тела.

По степени освоенности техника двигательного действия может выполняться в двух формах - в форме навыка и в форме двигательного умения. Поэтому часто вместо словосочетания «обучение движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков». Воспитание физических качеств также является существенной стороной физического воспитания.

Все физические качества являются врожденными, т.е. эти качества даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо совершенствовать и развивать.

В процессе физического воспитания приобретается огромнейший круг физкультурных и спортивных знаний гигиенического, социологического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более прогрессивным и результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

1. Показатель телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), который характеризует, прежде всего, морфологию человека.

2. Показатель (критерий) здоровья, который отражает морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека.

3. Показатель развития физических качеств (силы, выносливости и скоростных способностей и др.).

Характер физического зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, которые благоприятны или, наоборот, препятствуют физическому совершенствованию человека. Наследственность должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей человеческого организма в различные возрастные периоды.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение функций и форм организма. Также известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.

Так как организм функционирует как единое целое, поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

Показателями физического состояния являются: уровень максимального потребления кислорода, уровень максимальной физической работоспособности, параметры деятельности функциональных систем организма, морфологического и психического статуса, физической подготовленности, состояния здоровья.

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Физическое совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются:

- крепкое здоровье;

- высокая общая физическая работоспособность;

- пропорционально развитое телосложение;

- всесторонне и гармонически развитые физические качества;

- владение рациональной техникой основных жизненно важных движений;

- физкультурная образованность.

Спорт. Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие.

Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.

Специальная подготовка в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

Изучая этапы становления и развития Теории и методики физической культуры, можно выделить несколько этапов:

1. Эмпирические знания, полученные человеком в результате повседневной деятельности;

2. Создание первых методик по физическому воспитанию, примером которого может служить воспитание молодежи в городах Спарте и Афинах, древней Персии и Египте;

3. Интеграция научных знаний в единую теорию и методику физического воспитания, охватывающую период от эпохи Возрождения до конца XIX века;

4. Создание теории и методики физического воспитания, как самостоятельной научной и учебной дисциплины в России с конца XIX века до 1917 года;

5. Биологическое обоснование двигательной активности и педагогические принципы использования;

6. Развитие методик использования традиционных видов гимнастики, акробатики, плавания, тяжёлой атлетики в рекреационно-оздоро-вительных целях.

Физическая культура как часть общей культуры направлена на развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека. в системе всестороннего самосовершенствования она составляет основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческой деятельности.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, поэтому его нужно всячески поддерживать, укреплять и улучшать. Для этого необходим плодотворный труд, активный отдых, искоренение вредных привычек, рациональное питание, закаливание, личная гигиена, снижение стрессовых ситуаций и т.д. Здоровье во многом зависит от образа жизни человека.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из них способствует укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней нужно совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

Эффективность закаливания повышается при применении специальных температурных процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру.

В заключении можно отметить, что Теория и методика физического воспитания - это научная и учебная дисциплина, представляющая собой систему знаний о роли и месте физического воспитания в жизни человека и общества, особенностях и общих закономерностях его функционирования и развития, объектом которой являются физические возможности и способности человека, изменяющиеся при целенаправленном воздействии средствами физического воспитания.

Предметом исследования выступают общие закономерности управления процессом физического воспитания человека.

В педагогическом направлении данной теории изучаются общие закономерности управления процессом физического воспитания и его разновидностей (профессионально-прикладная физическая культура, рекреация, реабилитация).

В биологическом направлении изучается влияние двигательной активности на процесс жизнедеятельности организма человека.

Список литературы:

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: пособие для учителя. - М.: Академия, 2001.

2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет: учеб. для высших специальных физкультурных учеб. заведений / Л.П. Матвеев. - 4-е изд., стер. - М.: Лань, 2004. - 160 с.

4. Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев [и др.]; под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. -М.: Физкультура и спорт, 1976. - Т. 2. - 256 с.

5. Артемьев В.П., Шутов В.В. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: учеб. пособ. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 284 с.: ил.

6. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник. -М.: Физическая культура, 2005. - 544 с.

7. Теория физической культуры: учеб. / Ю.Ф. Курамшин [и др.]; под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.

8. Шпак В.Т., Синютич А.А. Теория и методика физического воспитания краткий курс лекций для специальности 1-030201 «Физическая культура со специализациями». - 2 изд., доп. и перераб. - Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. Машерова», 2007 - 168 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Печко А.Н.*

Черниговский государственный институт экономики и управления, Украина, г. Чернигов

Показано состояние профессионального мышления студентов факультета физического воспитания 3 года обучения по количественным показателям предложенных способов решения педагогической ситуации. Принята во внимание успешность учебы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам. Рассмотрена необходимость использова-

* Преподаватель кафедры Физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.