Научная статья на тему 'Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки оздоровительной и адаптивной физической культуры'

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки оздоровительной и адаптивной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Е. В.

В системе образования теории и методики физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности студента сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки оздоровительной и адаптивной физической культуры»

4. Колесникова И.А. Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сла-стенина, И.А. Колесниковой. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 228 с.

5. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектировании / В.Е. Радионов. - СПб.: Просвещение, 1996. - 246 с.

6. Сериков В.В. Образованием и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Медведева Е.В.*

Оренбургский государственный институт менеджмента, г. Оренбург

В системе образования теории и методики физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности студента сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.

Цель физического воспитания - это подготовка к жизни, труду, защите Отечества.

Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управление развитием студента.

Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, особенности руководства им в образовательных учреждениях. Она вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя ее совершенствованию.

В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт. Уяснение этих понятии позволит студентам осознанно и творчески изучать педагогическую литературу, грамотно выполнять практические задания.

* Студент кафедры Экономики.

Одним из разделов, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем) является лечебная физическая культура. С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры, в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.

Большинству людей лечебная физкультура, известна по каким-то определенным элементам: массаж, плавание и т.д. Для каждого периода в состоянии здоровья существуют способы и методы лечебной физкультурной культуры. Занятия лечебной физкультурой могут помочь укрепить мышцы, кости, суставы и связки с целью профилактики травм и заболеваний, обеспечить эффективный процесс лечения (уменьшение боли и отека, быстрое сращение поврежденных тканей) способствует восстановлению всех функций организма (мышечный тонус, подвижность суставов, осанка, выносливость и сила). Причем в профилактике лечения и реабилитации лечебная физическая культура действует прямо и опосредованно, одновременно оказывая положительное воздействие на многие другие системы и функции организма. Лечебная физкультура помогает предотвратить воспаление легких, в послеоперационный период у «лежачих» больных, нормализовать артериальное давление, исправить осанку, обеспечить физическую подготовку к родам, решить множество женских и мужских проблем, лечит ожирение, а также благоприятно воздействует на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему и даже зрение. Поэтому трудно найти такие отклонения в состоянии здоровья и заболевания, где бы ни применялась лечебная физкультура на стадиях профилактики, лечения или восстановления.

Основной терапевтический метод лечебной физической культуры (ЛФК) - это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения и особенностями организма. Главным отличием ЛФК от обычной физкультуры и спорта является цель и мера.

В лечебной физкультуре очень важна точная дозировка физических упражнений в зависимости от диагноза и других индивидуальных особенностей каждого человека. Индивидуальный уровень нормы и понятия «ниже» - «выше» могут отличаться от так называемой средней.

Это не означает, что ЛФК только для лечения больных, к ней также относятся профилактическая и восстановительная физкультура. Широкое применение физкультуры в форме лечебно физической культуры в системе здравоохранения только подчеркивает серьезный подход и организации занятий и их безусловную оздоровительную направленность. Лечебной физкультурой можно заниматься самостоятельно вне стен учреждений здравоохранения. Но делать это нужно очень осторожно не форсируя нагрузок, не превышая дозировок, четко по программе и не превращая ле-

чебную физкультуру в спорт. Хотя возможен переход на более высокий уровень нагрузок по программе общей физической подготовки. Самостоятельные занятия проводятся назначению врача и под его контролем. Это понятно, речь идет о больном человеке, который не всегда может адекватно оценить сои возможности.

Составной частью ЛФК является механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средства лечебно физической культуры - это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, банные процедуры, игры, в том случае если они применяются в лечебных целях, занятия на тренажерах.

Обычно для лечения, какого-либо конкретного заболевания используют комбинацию самых различных форм и средств ЛФК. Для детей ее применяют в форме игры, направляя двигательную активность детей в нужное русло. Например, игра в мяч на берегу реки связана с необходимостью ходьбы и бега по неровному грунту и песку. Это и есть лечебный фактор - средство физической культуры, который применяется в методике при плоскостопии. В подростковом возрасте целесообразно привлечь детей к игровым видам спорта. Например, лечебное плавание при сколиозе, элементы легкой атлетики при нарушении осанки или конный спорт для лечения детского церебрального паралича. Дозировать нагрузку и акцентировать внимание на движениях, которые определяют лечебный эффект, исключая ненужные и вредные, сложные, но при участии врача и специалиста в области физической культуры и спорта это вполне возможно.

Рассмотрим подробнее применение лечебного плавания при сколиозе.

Сколиоз - прогрессирующее заболевание, которое характеризуется дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси, или торсией.

Деформация и грудной клетки приводят к нарушению деятельности многих жизненно важных систем организма больного. Поэтому обычно говорят не просто о сколиозе, а о сколиотической болезни.

По форме сколиозы различаются, простые (имеющие одну дугу искривления) и сложные (8-образные). Локализуются они в одном или нескольких отделах позвоночника (шейный, шейно-грудной и т.д.).

Лечение сколиотической болезни складывается из трех взаимосвязанных звеньев: 1) мобилизации искривленного отдела позвоночника; 2) коррекции деформации и 3) стабилизации позвоночника в положении достигнутой коррекции.

Физическая реабилитация больных, страдающих сколиозом, носит комплексный характер. Комплекс лечения сколиоза включает лечебную гимнастику, массаж, лечебно-оздоровительное плавание, методы ортопедической коррекции (корсеты), электростимуляцию, щадящий двигательный режим, обеспечивающий ограничение нагрузок на позвоночник. И все же ведущая роль в реабилитации больных сколиозом принадлежит ЛФК.

Методика лечебного плавания. На занятиях лечебно-оздоровительным плаванием при выполнении гребковых движений в воде последовательно вовлекаются в работу почти все мышечные группы, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Одновременно укрепляются мышцы живота, спины и конечностей, совершенствуется координация движений. Большое значение имеют дыхательные упражнения. Упражнения основной части занятия, направленные на силовое развитие отдельных мышечных групп, а также упражнения корригирующего характера выполняются обычно в медленном и среднем темпе. Продолжительность частей занятия зависит от физической подготовленности занимающихся, поставленных задач, а также этапа реабилитации.

Современная методика лечебного плавания разработана Л. А. Бородич, Р. Д. Назаровой.

Подбор плавательных упражнений учитывает степень сколиоза. При сколиозе I степени упор делается на симметричные плавательные упражнения: брасс на груди, длительные скольжения, плавание при помощи движений ногами кролем на груди. Методика проведения занятий аналогична методике при асимметричной осанке.

При сколиозе II-III степеней задача коррекции деформации диктует применение асимметричных исходных положений. Плавание в позе коррекции после освоения техники плавания брассом на груди должно составлять 40-50 % от всего времени занятий. Это значительно снимает нагрузку с вогнутой стороны дуги искривления позвоночника. Искривление позвоночника коррекции подбирается строго индивидуально в зависимости от типа сколиоза.

При IV степени сколиоза на первый план выдвигается задача улучшения общего состояния организма, функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем. Поэтому используются симметричные плавательные упражнения, большое количество дыхательных упражнений. Для тренировки сердечно-сосудистой системы и повышения силовой выносливости мышц применяют плавание на коротких скоростных отрезках (под строгим контролем). Особенно важно совершенствовать технику плавания у детей, имеющих симптомы нестабильности позвоночника.

ЛФК - система открытая и развивающаяся. Она принимает в себе все, что появляется в физкультуре полезного и ценного и сама обогащает физкультуру своими методами. Ограничения по средствам и по тому, как их использовать, определяются в лечебной физкультуре только их безопасностью, целесообразностью и доступностью.

Список литературы:

1. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. ВУЗов. - М.: Академия, 2003.

2. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект: книга для учителя. - Ростов-н/Д: Феникс, 2004.

3. Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2000.

4. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Пособие для учителя. - М.: Академия, 2001.

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ОПТИМИЗАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКОЙ В БОДИБИЛДИНГЕ

© Осинцев С.А.*

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

В статье рассматриваются вопросы методологического характера, имеющие отношение к принципиальной основе концепции оптимизации применительно к педагогической технологии управления спортивной тренировкой в бодибилдинге. Автором уточняются теоретические аспекты данной концепции и раскрывается ее содержание в направлении структурного моделирования педагогического процесса, включающего целеполагание, выбор способов достижения цели и оценку полученных результатов.

Важнейшей составляющей теоретического знания об изучаемом объекте, безусловно, является концепция с ее принципиальной основой. При этом принципы всегда отражают зависимости между объективными закономерностями и целями того или иного процесса. Иными словами, это выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре тренировки, выраженное в определенной форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики.

В современной дидактике выделяется несколько дефиниций понятия «принцип». Одни исследователи понимают под данной категорией утверждение, основанное на научном законе, управляющем какими-либо процессами. Другие - норму поведения, признанную обязательной. Третьи -тезис, выведенный из какой-либо доктрины [5, с. 88; 7, с. 164].

Определение принципов, на наш взгляд, является ключевым моментом построения концепции оптимизации в педагогической технологии управления тренировкой в бодибилдинге, так как, будучи базисной категорией

* Заместитель декана факультета Физической культуры и безопасности жизнедеятельности, доцент кафедры Спортивных дисциплин, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.