2.5. ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННО-СОЦИАЛЬНОГО УЛЬТИМАТУМА
Ильягуев Дмитрий Михайлович, соискатель ученой степени кандидата юридических наук, преподаватель кафедры, «Государственное и международное право» Московского государственного университета приборостроения и информатики
Аннотация: Статья представляет собой оригинальную теорию происхождения государства, в которой автор предлагает свой взгляд на первопричину, побудившую человека пойти по пути социальной эволюции и преобразования первоначальных целей в средства достижения основополагающей - высшей. Предлагаемая автором теория происхождения государства не ограничивается временным или территориальным пространством, чем претендует на свою универсальность.
Ключевые слова: государство; публично-правовое образование; догосударственная система организации общества; происхождение государства; теория государства; первобытный строй
THE THEORY OF NATURAL SOCIAL ULTIMATUM
Ilyaguev Dmitriy, The applicant of the degree of Ph.D in Law, lecturer of the department "Public and International Law" of Moscow State University of Instrument Engineering and Computer Science
Annotation: The article presents an original theory of the origin of the state in which the author offers his views on the root cause that led the man to take the path of social evolution and transformation of the original goals of the means of achieving the fundamental - the highest. The proposed theory by the author of the origin of the state is not limited to temporary or territorial space, that’s why it claims to universality.
Keywords: state, public and legal education, pre-state system of social organization, the origin of the state, the theory of the state, primordial system
Вопрос происхождения государства по сей день является дискуссионным. Отсутствие единства мнений связано с рядом факторов. Это и ценностные ориентации автора теории, и его принадлежность к определенному мировоззрению, в том числе, к определенной школе права. Договорная теория происхождения государства отражает естественно-правовое мировоззрение, в то время, как теологическая - религиозное. Такие теории, как ирригационная, патримониальная и теория насилия основаны на исследовании закономерностей процесса происхождения государства в определенный исторический период и на определенной территории. Часть теорий возникла в результате заимствования форм, методов и категорий ряда популярных в свое время наук, позволяющих по-иному взглянуть на первопричину происхождения государства. Таким образом, фундаментальные доктрины психологии явились источником возникновения психологической теории, а материалистическая сложилась на базе исследований социально-экономических наук. Также, востребованность той или иной теории определяется конкретно-историческими условиями и политической ситуацией. В разные эпохи государственная идеология поддерживала теократическую теорию и теорию классовой борьбы. Безусловно, каждая из теорий заслуживает внимания, раскрывая различные факторы влияния на процесс происхождения государства, специфику его возникновения в разных странах и разные периоды, и наконец, используя методологию разных наук. Вместе с тем, чрезмерная увлеченность одной из теорий ограничивает способность увидеть объективную причину происхождения государства, единую, определяющую реалии его возникновения.
Каждая из предлагаемых авторами оригинальных теорий происхождения государства имеет право на существование, так как в своем содержании каждая из них затрагивает основные процессы социальных преобразований в разные исторические периоды в границах того или иного земного пространства. Однако, ав-
торы этих теорий претендуют на их универсальность, что может восприниматься неоднозначно. Это связано с тем, что фактор, обозначенный как причина происхождения государства, часто является не общим, а индивидуальным частным признаком, сопровождающим формирование государственности в границах одного региона или исторического периода. Не всегда и не везде исключительными причинами возникновения государства могут являться территориальные завоевания или установление личной власти, согласно теории насилия, либо сплочение людских масс для сооружения земных и водных конструкций, определяющих образования территориальных границ и формирование государственности в соответствии с ирригационной теорией.
Универсальность теории должна определить основополагающую причину формирования социальных институтов, требующих обеспечения гарантий их сохранения, независимо от временного или территориального пространства. И в целях выявления этой причины необходимо затронуть каждую из предлагаемых теорий для сопоставления ряда неотъемлемых факторов, определяющих, в первую очередь, причину возникновения человеческой мысли о создании некого института, защищающего то, что человек определяет, не просто высшей, но и безусловно необходимой ценностью. В связи с чем, целесообразно вернуться к первобытнообщинному строю и выявить причины и процессы его социального строительства.
Этап 1-й (поиск средств пропитания в целях выживания и самосохранения). Первые родовые общины, как известно истории, были достаточно малочисленными ввиду недостаточных для популяции средств пропитания. Это было связано, в первую очередь, с неспособностью человека к производящей экономике. При сборе последних съестных ресурсов это заставляло людей перемещаться по земному пространству в целях поиска средств существования. Однако, малочисленность родовых общин не требовала
Социально-политические науки
3’2012
строгой систематизации социальных установок, так как сознание человека, на тот период, было ориентировано на единственную цель - обеспечение пропитанием. Социальными регуляторами служили, так называемые, мононормы, с помощью которых регулировались элементарные, естественно сложившиеся, социальные ценности, как семья и ее основное обеспечение - пища.
Этап 2-й (освоение территорий в целях поиска средств пропитания). Для достижения основополагающей цели у родовых общин, возникла необходимость установления других целей, как освоение уже населенной территории, так и новых. В результате достижения вышеупомянутых целей, социальные установки преобразовались и усложнились, так как освоение населенных территорий организовало производящую и прогрессивную собирательную экономику, а освоение новых породило межплеменные войны. Эволюционный процесс вынудил человека упорядочить, уже сложившиеся в среде его обитания общественные отношения. Таким образом, мононормы пополнились такими социальными установками, как разделение труда, правила ведения войны и установление межплеменных связей. Это породило в сознании человека необходимость сосуществования в целях его непосредственного существования, что отражало в его стремлении естественное желание. Данные условия оказали существенное влияние на демографический рост и появление излишка в производстве питания и других средств существования. И если изначально, за отсутствием излишних средств, все добытые материальные блага являлись общими, то с их появлением возникает институт личной, а впоследствии и частной собственности. Это позволило обеспечивать человеку не только необходимые нужды, но и позволять себе разного рода роскошь.
Этап 3-й (использование излишков производства в целях политического влияния). Со временем, владельцы наиболее крупного резерва средств существования стали оказывать влияние на политическую обстановку в родоплеменных общинах.
Этап 4-й (использование политического влияния в целях обеспечения частных интересов). Если ранее политическая ориентация была направлена на обеспечение общесоциальных нужд, то с появлением держателей больших материальных ресурсов, одной из основных целей политического обеспечения стали частные интересы. Таким образом, преследуемые ранее публичные интересы отошли на задний план, в то время как частные взошли на пьедестал ценностных категорий. И именно это поспособствовало переоценке ценностей в сознании человека, так как он ушел от основополагающей первопричины. Возможно, это был один из первых революционных взрывов в сознании человека, но на данном этапе это было его естественное состояние.
Этап 5-й (единение в целях обеспечения публичных интересов). С разделением публичных и частных интересов произошел и раскол в обществе на классы имущих и нуждающихся. И вследствие того, что нуждающиеся были не способны самостоятельно обеспечить себя всем необходим для существования, они тем самым попали в материальную зависимость от тех, кто мог бы им дать то, что им было так необходимо. С одной стороны, этот раскол преобразовался в противостояние политических классов. С другой, это предопределило избранность определенной категории
лиц, способных обеспечить существование всего населения. Можно говорить о том, что лица, властьпри-держащие самостоятельно наделили себя независимостью от масс, однако нельзя забывать и то, что массы способны поглотить любую власть в случае сплочения на фоне общей беды и обиды.
История не раз показывала нам, что как бы деспот не обеспечивал свою суверенную власть, забыв о естественных нуждах подчиненного ему общества, сама природа естественно-социального правосудия обратит на него произвол уже отчаявшихся масс.
Таким образом, раскол в самоорганизации общества и нагнетание обоюдного страха заставило общество пересмотреть систему организации социального управления. Человек вернулся к пониманию того, что выжить может лишь общество, преследующее, в первую очередь, публичные интересы, единственно способные обеспечить частные.
Политический договор с установлением обоюдных обязательств (возврат к первопричине). В целях самосохранения и защиты возникших и устоявшихся социальных институтов, общество в лице управляемых подчинилось воле управленцев и возложило на них обязательство обеспечения общесоциальных нужд. Это позволило распределить обязанности по возможностям, умениям и предназначенности. Таким образом, мы можем наблюдать преобразование достигаемых целей в средство достижения основной цели -обеспечение самосохранения. И именно голод вынудил человека встать и пойти по пути социальной эволюции вплоть до создания государственности, как гарантийного института обеспечивающего возможность человека подумать над чем-нибудь еще. Так как голодный человек, есть существо, не думающее не о семье, не о любви, и уж точно, не о политике. Голод, как бы грубо и банально это ни звучало, стал первопричиной социального строительства и вынудил человека встать на путь социальной эволюции. И уже в процессе социальной эволюции общество переосмыслило подход к системе регулирования общественных отношений и пришло к выводу о необходимости создания института, обеспечивающего гарантии самосохранения и защиты высших ценностных категорий. Это и являлось основой зарождения государственности, независимо от временного или территориального пространства. При этом не следует забывать о том, что системы ценностей, побудившие созданию государств, в разные исторические периоды на тех или иных участках земли были различны (власть, частная собственность, свобода, равенство, нравственность и т.д.).
Человек всегда вынужден идти только вперед, не останавливаясь на достигнутом, так как сама природа не стоит на месте. И если общество позволит себе, добившись определенной цели, остановиться, оно утонет в ней, и рванет революционным скачком назад, что вынудит нас начать все заново с целью самосохранения. Возникает справедливый вопрос - зачем идти назад, обрекая себя на выживание, если мы можем позволить себе идти вперед чтобы жить?
Список литературы:
1. Жувенель Б. де. Власть: Естественная история ее возрастания. М., 2010
2. Васильев Л. С. История Востока: учебник для магистров: в 2 т. Т. 1. М., 2011
3. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений. М., 2010
4. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. М., 2010
5. Рубаник В. Е. История государства и права зарубежных стран. М., 2011
Reference list:
1. B. de Jouvenel. Power: The Natural History of its growth. Moscow, 2010
2. Vasiliev, L.S. History of the Orient: a textbook for the Masters in 2 T. 1. MA, 2011
3. Nersesyants V.S. History of political and legal doctrines. Moscow, 2010
4. Grafsky V. G. The general history of law and the state. Moscow, 2010
5. Rubanik V.E. History of the State and the rights of foreign countries. MA, 2011