УДК 34.01
Ходукин Дмитрий Витальевич Dmitriy Khodukin
CАКРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
THE SACRED THEORY OF THE ORIGIN OF PUBLIC POWER
Рассмотрены различные позиции теоретического осмысления происхождения государства и права как одной из проблем юриспруденции. Отмечено, что на протяжении многих десятилетий доминирования марксистской идеологии в отечественной науке господствовала классовая теория происхождения публичной власти, которую обосновал Ф. Энгельс.
Изложены основные положения так называемой «сакральной» теории происхождения государства и права, которая была выдвинута известным английским религиоведом и этнологом Дж. Фрэзером в его научно-популярной работе «Золотая ветвь. Исследование магии и религии». Выявлено, что Дж. Фрэзер, исследуя этнографические и культурологические вопросы (обряды, суеверия, запреты и т. п.) первобытного человека, пытается понять мировоззрение первобытных людей и в результате делает вывод о том, что магия предшествовала религии в эволюции мышления. Прослежена доказываемая Дж. Фрезером логическая связь эволюции мировоззрения древнего человека от магии к религии и от неё к науке: «магия — религия — наука». Делается вывод о роли магии в публичной власти первобытного общества
Ключевые слова: государство, сакральная теория, публичная власть, магия, религия
Various theoretical understandings of the origin of the state and law's position as one of the problems of jurisprudence are observed. It is noted that for many decades the dominance of Marxist ideology in domestic science prevailed over the class theory of public power origin, which had proved Engels.
The basic provisions of the so-called «sacred» theory of the state and the law's origin, which was introduced by the famous English religious scholar and ethnologist George Frazer in his non-fiction work, «The Golden Bough. The study of magic and religion» are proved. It was revealed that J. Frazer, exploring ethnographic and cultural issues (rituals, superstitions, taboos, etc.) of primitive man, tries to understand the world of primitive people and as a result concludes that magic has preceded religion in the evolution of thinking. The logical connection of worldview evolution of an ancient man from magic to religion and from it to the science, «Magic — religion — science» proved by J. Frazer, is traced out. The conclusion about the role of magic in public power of primitive society is made.
Key words: state, sacred theory, public power, magic, religion
В опрос о причинах происхождения государства и права с полным основанием можно отнести к числу «вечных». Как справедливо отмечает В.А. Совальский, государство и право, как явление, уже с глубокой древности привлекало умы и заставляло задумываться философов и ученых [8, С. 13]. Несомненно одно — в процессе
длительной эволюции первобытного общества постепенно создавались предпосылки для перехода к форме государственного социума.
Процесс возникновения государства и права как особой формы публичной власти в человеческом обществе отличается значительным многообразием — как с точ-
ки зрения реальных исторических путей формирования государственности в тех или иных регионах земного шара, так и с позиций теоретического осмысления общих причин зарождения и развития. Научная мысль находится в постоянном движении и каждая теория, объясняющая государство и право, является закономерным этапом на пути познания. Профессор Т.В. Кашанина в своем исследовании «Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы» дает развернутую характеристику пятнадцати наиболее популярным теориям происхождения государства и права [3; С. 51-103]. В то же время, по мнению автора указанной работы, проблема происхождения государства и права вовсе не решена, и ее изучение необходимо для дальнейшего развития науки. Указанные теории и иные теории, которые возникнут, будут объединяться такими признаками, как наличие человека в процессе создания государства, наличие воли человека и стремление человека к усовершенствованию механизма управления обществом. Данные признаки свидетельствуют о том, что без человека, его физического и морального участия государство невозможно, т.е. государство является делом человеческих рук и сознания, а следовательно, уже само по себе представляет каждый раз уникальный образ — произведение искусства [7; С. 109]. Теоретический плюрализм по одному из принципиальных вопросов эволюции общества можно объяснить следующими причинами:
1) формирование государства у разных народов шло различными путями, что обусловило разную трактовку условий и причин его возникновения;
2) неодинаковая мировоззренческая и идеологическая позиция авторов теорий и стремление «подогнать» теорию происхождения в рамки определенного политического учения;
3) существенная временная давность этого процесса, ограниченность эмпирического материала.
Как известно, государство — это относительно молодая форма организации соци-
ума. Земля образовалась приблизительно 4,7 млрд лет назад, жизнь на Земле — около 3,5...5 млрд лет назад, люди появились на Земле около 2 млн лет назад, человек как разумное существо оформился примерно 40 тыс. лет назад, а первые государственные образования — около 5 тыс. лет назад [6; С. 33]. Таким образом, даже приблизительный хронологический период первобытности в истории общества в семь раз превышает период цивилизации с ее классическими атрибутами (публичная власть, государство, законодательство и т.д.).
Кратко остановимся на основных моментах так называемой «сакральной» теории происхождения государства и права, которая была в общем плане выдвинута известным английским религиоведом, этнологом и культурологом Дж. Фрэзером в его научно-популярной работе «Золотая ветвь. Исследование магии и религии» [2].
В советский период работы Дж. Фрэзера публиковались главным образом с целью атеистической пропаганды. Так, профессор С.А. Токарев отмечает, что книги «Золотая ветвь» и «Фольклор в Ветхом завете» говорят сами за себя. Они могут и должны использоваться в деле научно-атеистического воспитания масс. С их помощью широкие круги читателей смогут заинтересоваться «сознательным отношением к религиозным вопросам и сознательной критикой религии» [9; С. 3]. Однако в работе Дж. Фрэзера собран богатый фактический материал, и автор, широко используя сравнительно-этнографический метод, опирающийся на эволюционную концепцию истории человека и его культуры, делает обоснованные выводы по вопросам генезиса публичной власти и возникновения государственных институтов. Эти выводы представляются весьма поучительными в современных условиях, когда отечественная наука теории государства и права, освободившись от излишней заидеологизированности, пересматривает многие вопросы, в том числе и подходы к проблеме возникновения публичной власти, государства и права.
Дж. Фрэзера, в первую очередь, интересуют этнографические и культуроло-
гические вопросы: обряды, суеверия, запреты и т. п. первобытного человека. На основе этих данных он пытается понять мировоззрение первобытных людей. Таким образом, двигаясь от частного к общему своеобразным индуктивным методом, Дж. Фрэзер доказывает и формулирует логическую связку в эволюции культуры и мировоззрения древнего человека, от магии к религии и от неё к науке — «магия-религия-наука». Вообще, методологический подход к описанию культурного пространства через всеобщие философские категории, сопровождающийся выявлением его онтологической сущности, стал реализовывать-ся в работах философов и культурологов в конце XX в. Взаимосвязь «культурного» и «социального» образует универсальную парадигму, обеспечивающую комплексность исследования сложных социокультурных феноменов, сообразную их онтологической сущности [4; С. 124].
На фоне этой триады своеобразного культурогенеза Дж. Фрэзер и формулирует основные причины появления института власти, государства и права. Кратко остановимся на принципиальных положениях этой теории.
Древний человек в отличие от цивилизованного почти не отделял естественного от сверхъестественного. При таком воззрении на мир дикарь не видел предела своей способности воздействовать на ход природных процессов и обращать их в свою пользу. Поэтому, по мнению дикаря, событиями окружающего мира можно руководить двумя путями: либо через обращение к богам и духам, которые посылают дикарю хорошую погоду и обильный урожай в обмен на молитвы, обещания и угрозы, либо можно самому уподобиться богу и, благодаря исполнению определенных действий, в основе которых лежит принцип симпатической магии, суть которого отражается в тезисе «подобное производится подобным», вызвать желаемые события.
Второй способ воздействия на события окружающего мира, по словам Дж. Фрэзера, и является симпатической магией. Она имеет две стороны: позитивную и не-
гативную. Правила позитивной магии, или колдовства гласят: «Поступай так-то, чтобы произошло то-то и то-то». Например, когда индеец племени оджибвеев хочет навлечь на кого-то напасть, он изготовляет деревянное изображение своего врага и вгоняет в его голову иглу в уверенности, что стоит игле пронзить куклу, как враг почувствует в этой части тела острую боль [2; С. 22]. Правила негативной магии (или табу) гласят: «Не делай того-то, чтобы не случилось то-то и то-то». Например, воин или охотник должен воздерживаться от употребления в пищу мяса животных, погибших в схватке с другими животными, ибо в противном случае он неминуемо погибнет в бою или на охоте [2; С. 33]. Цель позитивной магии — сделать так, чтобы желаемое событие произошло. Цель негативной магии или табу — сделать так, чтобы нежелательное событие не произошло.
Вообще магия играет важную роль в большинстве ранних религий, её элементы можно наблюдать и в современных мировых религиях. Однако главное и основное, чем отличается маг от служителя культа, это то, что он упрашивает высшую силу, не ищет благорасположения своевольного существа, не унижается перед грозным божеством, а сам пытается вызвать нужное явление, так как убежден, что одни природные события порождают, вызывают или следуют за другими. То, что отличает магию от религии, в свою очередь, генетически связывает её с наукой, а именно — вера в закономерность природных явлений.
По мнению Дж. Фрэзера, магия предшествовала религии в эволюции мышления. В магии человек первоначально нашел понятные и доступные принципы, с помощью которых можно обратить себе на пользу порядок природных явлений, поэтому магия являлась совершенно обыденным и повседневным занятием дикаря. Кроме того, как и любой вид социальной деятельности, она имела две стороны: индивидуальную и общественную. Индивидуальная, или частная магия представляла собой обряды и заклинания, направленные на принесение вреда или пользы отдельным лицам. Обществен-
ная магия практиковалась на благо и в интересах всей общины. Главная цель этой магии — создание благоприятных условий для добывания достаточных запасов пищи через магический контроль над погодой (вызывание дождя, воздействие на солнечную активность и т.п.).
Сам образ жизни первобытного человека, а именно — господство присваивающей экономики и тотальная зависимость от климатических условий, заставили древнего человека постоянно заниматься отправлением обрядов общественной магии. Понятно, что вся община постоянно и одновременно не могла заниматься этим процессом, поэтому постепенно функции общественной магии по преимуществу перешли узкому кругу лиц (маги-кол дуны), у которых по тем или иным причинам (как правило, в силу чисто случайных стечений обстоятельств) эта деятельность получалась более удачной. В примитивном обществе, где господствует однородность занятий и разделение труда еще не существует, выделение особой профессиональной группы, занимающейся исключительно общественной магией, стало первым важным шагом на пути к общественной эволюции.
По мнению Дж. Фрэзера, это было первое в своем роде разделение труда в истории человеческого общества, повлекшее необратимые изменения в его социальной структуре. «Великий шаг вперед был сделан тогда, когда колдуны выделились в особый класс, то есть когда они были отделены от остальных соплеменников для того, чтобы своим искусством — будь оно направлено на излечение болезней, предсказание будущего или на другую общественно значимую цель — приносить пользу всему обществу. Негодность средств, которые большинство из этих профессионалов употребляло для достижения своих целей, не должна умолять в наших глазах огромную значимость самого этого института [2; С. 75].
Занятие общественной магией — поскольку оно оказывало большое влияние на жизненный ритм и устройство первобытного общества — способствовало передаче контроля над делами общины в руки магов
и колдунов. В результате демократия сменилась олигархией старейшин. Теперь общиной стало управлять не собрание всех взрослых членов племени мужского пола, а совет старейшин, который преимущественно или исключительно состоял из профессиональных магов, ибо кто, как не они, в преставлении древнего человека, могли лучше решить общие дела. В совете обязательно выделялся лидер, который становился главным отправителем общественной магии и тем самым сосредоточивал у себя власть сакральную (духовную) и власть светскую.
Средоточие власти в руках одного человека, если к тому же этот человек был незаурядного ума и энергии, давало ему возможность за время своей жизни провести такие преобразования, которые не смогли осуществить целые предшествующие поколения. Господство абсолютного традиционализма в условиях первобытной демократии не давало возможности для прогресса, теперь же, когда большую власть получила конкретная личность, открылась возможность для динамичных преобразований.
Напомним, что Ф. Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» так же связывал появление государства и права с разделением труда и указывал, что вождь обладал жреческими полномочиями как верховный представитель племени или союза племен [5; С. 108]. Но в марксисткой теории первое разделение труда, взорвавшее основы первобытного общества, — отделение скотоводства от земледелия, и причина этого — исключительно материальные факторы. Дж. Фрэзер основу появления института власти видит в эволюции занятия магией, то есть у него идеалистическая в своей основе причина рассмотрена через призму материализма.
В дальнейшем функции общественной магии, а вместе с ней, и функции светской власти начнут передаваться по наследству и на этой основе будут зарождаться ранне-монархические режимы. Однако положение главного общественного мага было довольно непрочно. Народ был твердо уверен, что в его власти вызвать дождь, заставить
засиять солнце, созревать плоды. Поэтому естественная засуха и недостаток съестных припасов приписывались его преступной небрежности или злонамеренному умыслу. И маги повсюду несли за это должное наказание, в лучшем случае их отлучали от занятия магией, а в худшем — просто убивали.
Для наиболее проницательных умов ложность магии с течением времени становится все более очевидной, и она постепенно вытесняется религией. Другими словами, колдун уступает место жрецу, который отказывается от стремления непосредственно управлять ходом природных процессов на благо человека, но старается достичь той же цели косвенным путем — путем обращения к богам. Верховный правитель постепенно отказывается от магии в пользу чисто жреческих функций — молитв и жертвоприношений. Представление человека о равноправии с богами начнет исчезать, а магии, конечно же, не без вмешательства жреческой касты, отведут роль бесплодного и нечестивого вмешательства в сферу влияния богов. Более того, мы знаем многочисленные примеры, когда маги и колдуны в период средневековья объявлялись первейшими еретиками со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В период развитых (государственных) политических и экономических отношений «стадия религии» постепенно вытесняется «стадией науки»: человек познает законы природы и пытается управлять ими в своих интересах. Дж. Фрэзер усматривал при этом некую формальную общность между магией и наукой: та и другая исходят из представления о неизменности течения природных явлений о способности человека управлять или хотя бы воздействовать на явления природы, тогда как религия оставляет все на откуп богам и допускает воздействие на законы
природы только через чудесное вмешательство божества.
Итак, магия являлась важнейшей стороной культуры древнего человека. Занятие общественной магией было естественным культурным условием для признания управленческих способностей человека [1; С. 16]. Через магические обряды отдельные представители рода достигали власти, и именно маги, по мнению Дж.Фрэзера, составляли первый слой профессиональных управленцев (публичную власть). А табуит и позитивные предписания, выработанные общественной магией, стали частью обычного права первобытного общества. Благодаря своей естественной природе, они и сегодня отражены в законодательных системах различных государств мира ( например, табу на инцест). И хотя магия была дочерью заблуждений, но объективно в силу собственных принципов она стала матерью научной культуры и будущего прогресса. В этой связи следует согласиться с мнением профессора М.Н. Фоминой, что исследования в области культуры отражают основные тенденции ее развития. Это объясняет следующие доминирующие позиции: культура — вторая природа (речь идет о человеке культуры) и культура — детерминированное поведение человека ( как результат следования культурному образцу — человек культурный). Культура, как качественный показатель жизнедеятельности, в равной степени относится к характеристике сущности и существования человека, так как возникает как историческая необходимость, становясь особой инфраструктурой мира, что обусловлено всем ходом исторического развития и становления человека. Это позволяет говорить, что культура несет в себе память веков, которая трансформируется в нормах современности и воплощается в настоящем бытие человека, обеспечивая ему связь времен [10; С. 111].
Литература_
1. Белоусова Е.В. Магия как форма жизни и способ «приручения» мира в культуре: автореф. дис. канд. культурологии. Екатеринбург, 2011. 30 с.
2. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980. 832 с.
3. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М.: Юрист, 1995. 335 с.
4. Кучинская Т.Н. Философско-культуроло-гическое осмысление социокультурного пространства в условиях транснационального межкультурного взаимодействия // Вестник ЗабГУ. 2013. № 06 (97). С. 122-129.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. М.: Политиздат, 1986. 639 с.
6. Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Эскмо, 2010. 521 с.
7. Садовникова Е. Государство как произведение искусства // Государство как произведение искусства: 150-летие концепции. Ин-т философии РАН; Московско-Петербургский философский клуб. М.: Летний сад, 2011. 288 с.
8. Совальский В.А. Государственное право. Общее и русское. Ч. 1. Варшава, 1912. 430 с.
9. Токарев С.А. Предисловие к книге Дж. Фрэзера Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.: Политиздат. 1980. 832 с.
10. Фомина М.Н. Культура: логико-методологическое обоснование // Вестник ЗабГУ. 2012. № 12 (91). С. 111-116.
_References
1. Belousov E.V. Magic as a form of life and a way of «taming» of the world in culture [Magiya kak forma zhizni i sposob «prirucheniya» mira v kulture]: Abstract dis. ... candidate cultural sciences. Ekaterinburg, 2011. 30 p.
2. Fraser J.J. Zolotaya vetv. Issledovanie magii i religii [The Golden Bough. The study of magic and religion]. Moscow: Politizdat, 1980. 832 p.
3. Kashanina T.V. Proishozhdenie gosudarstva i prava. Sovremennye traktovki i novye podhody [Origin of state and law. Modern interpretations and new approaches]. Moscow: Lawyer, 1995. 335 p.
4. Kuchinskaya T.N. VestnikZabGU (Transbaikal State University Journal), 2013, no. 6(97). P. 122129.
5. Marx K. and Engels F. Izbrannye proizvedeni-ya [Selected Works]. In 3. Vols. Vol. 3. Moscow: In litizdat, 1986. 639 p.
6. Morozova L.A. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of state and law]. Moscow: ESCMO, 2010. 521 p.
7. Sadovnikov E. Gosudarstvo kak proizvedenie iskusstva [The state as a work of art]: the state as a work of art: the 150th anniversary of the concept. Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences; Moscow-Petersburg philosophical club. Moscow: Summer Garden, 2011. 288 p.
8. Sovalsky V.A. Gosudarstvennoe pravo. Obsh-hee i russkoe [State law. General and Russian.] Part 1, Warsaw, 1912. 430 p.
9. Tokarev S.A. Predislovie kknigeDzh. Fryezera Zolotaya vetv. Issledovanie magii i religii [Preface to J. Frazer Golden Bough. The study of magic and religion]. Moscow: Politizdat, 1980. 832 s.
10. Fomina M.N. Vestnik ZabGU (Transbaikal State University Journal), 2012, no. 12 (91). P. 111116.
Коротко об авторе _
Ходукин Д.В., канд. юрид. наук, доцент, каф. «Теория государства и права», Забайкальский государственный университет, Чита, Россия [email protected]
Научные интересы: общая теория государства и права, юридическая техника, административное право
_ Briefly about the author
D. Khodukin, candidate of law sciences, associate professor, Theory of State and Law department, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: general theory of state and law, legal technology, administrative law