Научная статья на тему 'Теория Э. Эриксона основных стадий жизненного пути личности и формировние законопослушного поведения'

Теория Э. Эриксона основных стадий жизненного пути личности и формировние законопослушного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
14428
1365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ Э. ЭРИКСОНА ОСНОВНЫХ СТАДИЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ / ЗАКОНОПОСЛУШНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / THE THEORY OF E. ERIKSON MAIN STAGES OF THE LIFE PATH / LAW-BIDING BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колесов С. Г.

В статье совершается попытка исследовать формирование законопослушного поведения на основе теорию Э. Эриксона о делении всей жизни личности на восемь стадий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория Э. Эриксона основных стадий жизненного пути личности и формировние законопослушного поведения»

Колесов С.Г. ©

Доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат психологических наук, Кузбасский институт федеральной службы

исполнения наказаний

ТЕОРИЯ Э. ЭРИКСОНА ОСНОВНЫХ СТАДИЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ И ФОРМИРОВНИЕ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация

В статье совершается попытка исследовать формирование законопослушного поведения на основе теорию Э. Эриксона о делении всей жизни личности на восемь стадий.

Ключевые слова: теория Э. Эриксона основных стадий жизненного пути, законопослушное поведение.

Keywords: the theory of E. Erikson main stages of the life path, law-biding behavior.

Теория Э. Эриксона о делении всей жизни на восемь стадий связана со стадиями сексуального развития человека, которые предложил З. Фрейд. Научные изыскания Эриксона связаны с психосоциальными аспектами формирования «Я» [2, 203 - 215].

Каждый из восьми кризисов возрастного развития личности, как предполагал Эриксон, связан непосредственно с сексуальным развитием человеческого «Я». Речь идёт об описанных Фрейдом фазах сексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной). Эриксон утверждал, что существуют и психологические ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. С другой стороны он считал, что становление личности не заканчивается в подростковом периоде жизни, а совершается от её начала и до завершения. Наконец, на каждой стадии существуют собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения в отношении самой личности.

Однако цель написания нашей статьи связана с тем, что психосоциальное развитие личности, описанное Эриком Эриксоном, связано не только с сексуальным развитием, но и с формированием её законопослушного поведения. Это поведение формируется с раннего возраста в процессе семейного воспитания ребёнка, претерпевая влияние психосоциальных кризисов. То есть с расширением границ социальных контактов и по мере взросления ребёнок приобретает способность различать (осознавать) законопослушное и противоправное (криминальное) поведение. Это осознание законопослушания, как регулятор человеческого поведения в социуме, наряду с процессом становления личности также растягивается на весь жизненный цикл [3, 346 - 376].

Первая стадия. Основополагающая вера против основополагающей безнадежности. В качестве проявления социальной веры на этой стадии у младенца можно выделить лёгкое кормление, глубокий сон, нормальную работу кишечника. Социальный опыт отношений матери и младенца помогает понять важность внутреннего комфорта и материнской заботы, в психосоциальном аспекте формирования «Я» ребёнка. Это соответствует формированию доверия и надежды при постоянной проверке отношений с матерью. Это формирует социальное чувство собственной индивидуальности, являющееся в будущем основой доверия социальным нормам и законам. При формировании чувства безнадежности закладывается чувство недоверия -веры в безнадежность норм и законов.

©Колесов С.Г., 2012 г.

Вторая стадия. Автономность против стыда и сомнения. Внешний контроль на данной стадии должен быть для её позитивного исхода строго успокаивающим со стороны взрослых. Социальное окружение ребёнка должно поощрять его автономию («встать на ноги»), но в то же время остерегаться проявления переживания стыда и сомнения, когда со стороны социума в отношении ребёнка устанавливается жёсткий контроль над его поведением. В данном случае у ребёнка формируется чувство неуверенности в отношении соблюдения социальных норм поведения, а в последующем справедливости законов от сознания собственной неправоты относительно других людей.

Третья стадия. Инициативность против чувства вины. Чувство инициативы совместно с чувством автономности придаёт личности качество предприимчивости, которое определяет возможность индивидууму способность «атаковать» задачу ради переживания чувства «двигательной радости» и проворности при подчёркнутой в поведении независимости. Противоположным качеством инициативы при этом оказывается чувство вины в отношении предполагаемых целей и действий. Особой опасностью для индивидуума может стать инициатива, вступающая в противоречия с социальными нормами, а в более зрелом возрасте с законом. Агрессия, насилие и предрасположенность к аффекту может стать приобретением данной стадии развития социальных отношений личности уже в раннем детстве, если её своевременно не ограничат в действиях подобного плана. Без профилактических мер со стороны взрослых в период данной стадии индивидуум обретёт на более зрелых стадиях развития поведенческую тенденцию к жестокости, грубости и холодности в отношении окружающих его людей. Инициатива, выраженная в поступках, связанных с экстремальными ситуациями, с большей вероятностью выйдет за рамки закона.

Четвёртая стадия. Трудолюбие против неполноценности. В данный период развития трудолюбия очень существенно переживание чувства появления новых способностей, стимулирующих желание идти вперёд, преодолевая различные трудности. Для ребёнка важно приобретение чувства умелости, убеждённости в собственной состоятельности при решении задач технологического, социально-экономического плана, непосредственно связанных с успехами в учебной и трудовой деятельности. Роль социума, окружающего ребёнка состоит в признании, утверждении, традиционном поощрении успехов и напротив, указания на отдельные неудачи и безделье, - с другой стороны. Труд переживается при этом ребёнком как социальная ценность, защищаемая правовыми нормами общества.

Пятая стадия. Личностная индивидуальность против смешения ролей. Интеграция идентификаций на данном этапе развития личности достигается в умственных способностях, социальных ролях, влечениях к лицам противоположного пола, наконец, значимости для других людей вызывает ощущение перспективы «карьеры» наряду с освоением новых видов деятельности и успешностью самовыражения себя в социуме. В этот период формируются нравы подростковой индивидуальности, сопровождающиеся «влюблённостью», строгой избирательностью в общении, формированием идеалов, окружения своего и чужого. Подростки, как правило, находятся в состоянии перехода между моралью, усвоенной ранее и этикой, и тем, что необходимо ещё сформировать в себе. Сталкиваясь с идеологически определёнными ценностями общества и проблемой смысла жизни, у подростков возникает внутриличностный конфликт между «дозволенным» и «недозволенным», «реальным» и «фантастическим». В результате этого вырабатывается концепция поведения индивидуума, с учётом критериев «нормальности» и «законности», либо наблюдаются криминальные и психотические эпизоды, относящиеся к смешению социальных ролей.

Шестая стадия. Близость против одиночества. Люди, оказавшиеся на данной стадии, рискуют тем, что было наиболее ценным и в тоже время уязвимым на

предыдущей. Взрослый человек, личность которого готова и желает открыть свою индивидуальность перед другой индивидуальностью, стремясь к близости и сотрудничеству в социальных группах. В этом случае при такой выраженной открытости возможны жертвы и компромиссы со стороны инициаторов интимности и солидарности. Переживая погружение в своё «Я» и в то же время, чувствуя при этом неудачу в близости, у отдельных индивидуумов может возникнуть проблема в избегании подобных контактов, что приводит человека, в конечном счете, к одиночеству, как в мыслях, так и в отношениях к людям. Последствия данной ситуации могут привести к психопатологии характера, что предрасполагает отдельных индивидуумов к появлению проблем, связанных с нарушениями этических норм, крайностью которых может оказаться противоправное поведение.

Седьмая стадия. Производительность против застоя. На данной стадии индивидуум представлен Э. Эриксоном как существо зрелое, творческое, полное энергии и инициатив, наблюдаемых в различных видах деятельности. Поэтому понятие производительность на личностном уровне приобретает смысл продуктивности и креативности с одной стороны, успешно реализующей поставленные цели, впавшей в застой, личностное оскудение - с другой. Простое наличие детей или попытки их иметь ещё не говорит о полноте достижения на данной стадии производительности. Речь идёт о том, что производительность должна быть успешно осуществляемой и регулируемой рамками закона и права. Это во многом повышает шансы в достижении на последней стадии вершины периодизации Эрика Эриксона -целостности личности.

Восьмая стадия. Целостность личности против отчаяния. Личностная индивидуальность предполагает чувство интеграции (целостности), позволяющее ощутить полноту и радость содеянного, обусловленного своеобразием комплекса пережитых ранее побед, поражений, надежд и разочарований. Обладатель такого чувства целостности воспринимает жизненный путь как предел жизни, в отличие от чувства отчаяния, которое вызывает мысль о том, что времени остаётся совсем мало и, начать всю жизнь сначала уже невозможно. Соответственно такая личность испытывает чувство единения и согласия не только внутри себя, но и с внешними социальными регуляторами поведения - моралью, ценностями и системой правовых норм общества, сущность которых влияла в процессе всей жизни на её формирование.

Таким образом, согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определённых точках жизненного цикла. На каждой из восьми одна из задач развития личности, или один из таких конфликтов, приобретает существенное значение по сравнению с другими [1, 88]. Однако, несмотря на то, что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни, поэтому специфика объяснения вероятности появления противоправного поведения у человека на основании данной теории объясняется неразрешённостью внутриличностного конфликта (возрастного кризиса). Вероятность психосоциальной адаптации личности на каждой стадии развития снижается, если эта конфликтность приобретает кумулятивный (накопительный) характер в процессе проживания каждой из восьми стадий. С большой вероятностью можно предположить, что при достижении социальной неприспособленности на первых четырёх стадиях психосоциального развития личность склонна вступать в противоправные отношения с обществом. С другой стороны, если конфликты на определённой стадии не получили своего урегулирования, но этого удалось достичь на последующих стадиях, то вероятность формирования законопослушного поведения данного индивидуума должна увеличиться, так как значительно повышается его психосоциальная адаптация.

Литература

1. Крейг Г. Психология развития. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 992 с.: ил.

2. Фрейд З. Введение в психоанализ [Текст]: Лекция. - М.: Наука. 1989. - 450с.:

3. Эриксон Э. Г. Детство и общество [Текст]: пер. с англ. - СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.