Научная статья на тему 'Психоаналитическая концепция феномена идентичности'

Психоаналитическая концепция феномена идентичности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6832
892
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентичность / психоанализ / психология / кризис идентичности / философия. / identity / identity crisis / psychoanalysis / psychology / philosophy.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алиханова Вероника Левановна

В статье рассматривается феномен идентичности как предмет психоанализа. Используются теории таких авторов, как З.Фрейд, Ж. Лакан, Э. Фромм, Э. Эриксон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the phenomenon of identity as a subject of psychoanalysis. Uses the theory of such authors as Freud, J. Lacan, E. Fromm, E. Erikson.

Текст научной работы на тему «Психоаналитическая концепция феномена идентичности»

Алиханова Вероника Левановна

Воронежский государственный университет факультет философии и психологии (магистратура, 1курс)

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФЕНОМЕНА ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация: В статье рассматривается феномен идентичности как предмет психоанализа. Используются теории таких авторов, как З.Фрейд, Ж. Лакан, Э. Фромм, Э. Эриксон.

Annotation: The article deals with the phenomenon of identity as a subject of psychoanalysis. Uses the theory of such authors as Freud, J. Lacan, E. Fromm, E. Erikson.

Ключевые слова: идентичность, психоанализ, психология, кризис идентичности, философия.

Keywords: identity, identity crisis, psychoanalysis, psychology, philosophy.

Понятие идентичности в современной науке является довольно широко применимым. Данный термин употребляют учёные различных гуманитарных дисциплин. Выступая предметом широкой области наук, понятие идентичности приобретает специфические черты в зависимости от области применения. Вопросы идентичности представляют особую актуальность в условиях глобализации, когда под влиянием одной культуры происходит унификация локальных культур, что может вести к постепенной утрате идентичности её представителей. Необходимость поиска путей сохранения идентичности диктует необходимость к изучению истории данного предмета исследования.

Впервые механизмы идентичности были рассмотрены в психоаналитической концепции австрийского психолога З. Фрейда. Свою

концепцию идентичности он наиболее полно изложил в работе «Психология масс и анализ человеческого «Я». Данная книга посвящена исследованию социальных явлений с точки зрения психоанализа. Фрейда интересует поведение толпы, он изучает особенности массового поведения, рассматривает, каким образом масса влияет на человеческую личность. Фрейд связывает феномен идентичности с предысторией Эдипова комплекса. Он пишет: «Идентичность известна психоанализу как самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом» [2, с. 531- Проявлением этой связи является желание мальчика быть таким, как его отец, стремлением стать на него похожим во всем. Ребёнок видит в образе отца некий идеал, образец для подражания. То есть он идентифицирует себя с отцом, чувствует свою связь с ним и пытается усилить её тем, чтобы сделать себя таким же, как он. При этом ребёнок идентифицирует себя и с матерью. «Одновременно с этой идентификацией с отцом, а может быть, даже и до того мальчик начинает относиться к матери как к объекту опорного типа. Итак, у него две психологически различные связи: с матерью - чисто сексуальная захваченность объектом, с отцом - идентификация по типу уподобления» [2, с. 53]. Когда эти два типа связи встречаются, возникает Эдипов комплекс и идентификация с отцом приобретает враждебный характер. Мальчик уже видит в отце не только образец для подражания, но и преграду, так как он испытывает нежные чувства к матери. Ребёнок как бы ревнует мать к отцу и поэтому ещё больше стремится перенять его черты, чтобы завоевать расположение матери.

Итак, Зигмунд Фрейд считает, что самый первый тип идентификации, с которым сталкивается человек на протяжении своей жизни - это идентификация с родителями. Идентификация здесь представляет собой попытку перенять исключительные качества отца или матери для уменьшения страха перед агрессивной действительностью. При этом, «идентификация совершенно лишена

объектного отношения к копируемому лицу» [2, с. 56]. Она выражается в том, что личность стремится сформировать собственное «Я» по подобию другого, взятого за образец, некий идеал для подражания. Именно благодаря этому механизму происходит социализация и формирование нравственных идеалов.

З. Фрейд выделяет два вида идентификации - защитную (она возникает из страха наказания за агрессивные стремления и влечения) и развивающую (возникает бессознательно, проявляется в отождествлении себя с другим лицом ввиду страха потери его любви). Фрейд полагал, что многие действия идентификации содержат элементы как непосредственного прямого принятия того, что любимо, так и защитного уподобления тому, что является пугающим.

С точки зрения психоанализа З. Фрейда особенностями феномена идентификации является то, что она имеет чисто эмоциональный характер; является единственным механизмом формирования личности, «Сверх-Я»; рассматривается как механическое воспроизведение родительскою прототипа на бессознательном уровне, структурообразующая функция идентификации ограничена детством (от 0 до 6 лет), а объект - родителями (или замещающими их лицами).

Так же понятие идентичности упоминается Фрейдом в его переписке с Альбертом Эйнштейном. Здесь идентичностью он называет «общность чувствований составляющих сообщество людей». Он высказывает убеждение, что объединяющей силой, которая заставляет людей создавать некие сообщества, является некая идея. Проблема современной культуры заключается в отсутствии такой идеи, которая имела бы объединяющий авторитет. Он пишет: «Властвующие сейчас над народами национальные идеалы работают на разъединение и на войну». [1, ^ 258]

З. Фрейд резюмирует сказанное нами выше так: «Во-первых, идентификация представляет собой самую первоначальную форму эмоциональной связи с объектом, во-вторых, регрессивным путём, как бы интроекцией объекта в «Я», она становится заменой либидонозной объектной связи, и, в-третьих, она может возникнуть при каждой вновь замеченной общности с лицом, не являющимся объектом сексуальных первичных позывов» [2, с. 57].

Однако данную теорию идентичности нельзя назвать полной и исчерпывающей, так как она была основана на психопатологических наблюдениях, которые затем были перенесены на здоровую в психическом плане личность. В таком случае можно говорить о нарушении методологического принципа - здесь неверно используется индукция.

Рассмотрим концепцию идентичности ещё одного представителя психоанализа, последователя З. Фрейда - Ж. Лакана. Им были полнее описаны этапы идентификации личности как необходимого условия вступления в культурное пространство и социализации. Лакан выделил 3 стадии развития самоидентификации личности:

1. Стадия «воображаемого»

На данной стадии происходит осознание того, что такое социальное как таковое. Это осознание формируется именно благодаря соотнесению собственного «Я» с Другим. Этим «другим» обычно выступает один из родителей.

2. Стадия «(символического»

Здесь происходит освоение запретов и рамок дозволенного. Достигается это в процессе идентификации с фигурой отца. Именно на этом этапе происходит вхождение в поле той или иной культуры и социума, осознается психологическая и эмоциональная связь с ним.

3. Стадия «<реального»

Человек выделяют те черты культуры и социума, с которыми он себя отождествляет, т. е. понимает себя как часть какого-либо сообщества, но при этом осознает и свою индивидуальность, то есть то, что отличает его от этой системы, от других ее представителей.

Из исследования Ж. Лакана мы можем заключить, что идентификация имеет непрерывный характер, протекает естественным образом, переходя из одного состояния в другое по мере накопления личностью социокультурного опыта и формированием его личности. Мы видим, что идентичность начинает формироваться с самого детства, эволюционирует из своего рода примитивных форм (соотнесения себя с сильной фигурой одного из родителей) до глобального (осознания своей принадлежности к определённому социальному и культурному организму). Процесс идентификации может быть чрезвычайно длителен, не существует каких-либо возрастных рамок в каждой из стадий. Осознание себя как полноправного члена какой-либо общности, социальной или культурной, носит глубоко индивидуальный, субъективный характер и может наступить в совершенно разных возрастах, в зависимости от особенностей рассматриваемой личности и ее окружения. Процесс идентификации пронизывает всю жизнь человека, что говорит о его исключительной важности в формировании личности человека.

Следующий учёный, которому принадлежит ещё одна оригинальная теория идентичности - неофрейдист, основатель гуманистического психоанализа - Эрих Фромм. Свой подход к проблеме идентичности он разработал в рамках теории экзистенциальных потребностей. Данная теория изложена им в работе «Здоровое общество», впервые изданной в 1955 году. Итак, рассмотрим её основные положения.

По мнению Фромма, психически здорового человека отличает от душевнобольного наличие экзистенциальных потребностей. Их он выделял пять: потребность в общении, потребность в творчестве, потребность в укоренённости, потребность в познании, потребность в идентичности.

Остановимся подробнее на последней из них. Данная потребность вытекает из страха перед окружающим миром, в который человек оказывается заброшен. Чтобы не быть потерянным в нем, личность вынуждена найти некий ориентир, некую точку опоры, которая позволила бы ей почувствовать свою принадлежность какому-либо институту или другой личности. Человек нуждается в отождествлении себя с чем-либо, что находит близким. При этом необходимо ощущать свою индивидуальность, то есть понимать, по каким признакам он будет соотносить себя с чем-либо или кем-либо. Так человек соотносит себя с социальными институтами, с определённой культурой, с набором социальных ролей.

Однако, по мнению Фромма, идентичность зачастую оказывается ложной. Человек может испытывать потребность соотносить себя с толпой, которая наоборот, как бы растворяет его индивидуальные черты в массе, даёт лишь иллюзию индивидуальности. «Для большинства людей индивидуализм оказывается лишь фасадом, за которым скрывалась неспособность достичь индивидуального чувства самотождественности». [3, 75] Кроме того, не исключена возможность ошибочной идентификации, когда человек соотносит себя с тем, что не похоже на него, является ему «чужим». Наибольшую опасность это явление приобрело с распространением массовой культуры. Зритель начинает сравнивать себя с героями, появляющимися на телеэкранах, и находит себя похожим на них. Постепенно это приводит к утрате понимания собственной индивидуальности и ориентации на несуществующий персонаж, например, супер-героя.

Итак, мы видим, что Э. Фромм рассматривает идентичность как одну из основных потребностей человека. Она, как и остальные экзистенциальные потребности, отличает психически здорового человека. Не вызывает сомнения, что в своём поведении человек руководствуется потребностями. При этом поведение человека в 8

значительном степени обусловлено тем, как он оценивает свои социальные роли, то есть тем, как он определяет себя. Именно на эти особенности человеческого поведения обратил внимание Эрих Фромм. Так же можно сказать, что Эрих Фромм сделал идентичность социальным понятием, перевёл его в социальную сферу. Если З. Фрейд понимал идентичность исключительно как качество личности, то Фромм выходит за эти рамки и даёт более широкое объяснение феномену идентичности.

Как уже было сказано ранее, впервые понятие «идентичность» раскрыл в своих трудах основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд. Однако непосредственно первая теория идентичности принадлежит Эрику Эриксону - представителю американского неофрейдизма.

Он считал, что идентичность формируется в процессе социального взаимодействия с первых дней жизни. У ребёнка формируется представление о целостности и устойчивости самого себя в процессе контактов с другими людьми. В итоге, можно сказать, что результатом идентичности на ранних этапах развития человека является появление сознание, ощущения самотождественности во времени и признание себя окружающими.

На примере указанных выше исследователей мы выяснили, что в психоанализе основное внимание уделяется противоречию между личностью и обществом. Эриксон разделяет это представление и на его основе формулирует собственную теорию, центральное место в которой занимает понятие идентичности. Свою концепцию Эриксон излагает в книге «Идентичность: юность и кризис». В работах Э. Эриксона основное внимание уделяется психосоциальной идентичности. По его мнению, идентичность это «тождественность человека самому себе». [4, с. 11] Психолог разводит понятия «идентичность» и «идентификация». Данные термины, по его мнению, вступают в отношения «процесс-

результат», то есть идентификация - это психологический механизм, а идентичность - это результат уподобления.

Большое внимание Эриксон уделял вопросу влияния социального окружения и характеристик конкретно-исторической эпохи на идентификацию.

Одной из основных черт, способствующих развитию идентичность, можно сказать, её опорной точкой, является понятие жизненного цикла. Эриксон считал, что развитие человека, а значит и его идентичности, продолжается на протяжении всей жизни, а не только в первые ее годы, как считал Фрейд. Эриксон посвятил свою работу исследованию жизненного цикла человека и выделил в нем восемь этапов, сопровождающихся кризисом идентичности:

1. Младенчество. Конфликт между доверием и недоверием.

2. Раннее детство (1-3 года). Автономия / сомнение.

3. Возраст игры (3-6 лет). Инициативность / вина.

4. Школьный возраст (6-12 лет) Трудолюбие/ неполноценность).

5. Юность (12-19 лет). Эго-идентичность / ролевое смешение.

6. Молодость (20-25 лет). Достижение близости / изоляция.

7. Зрелость (26-64 года). Продуктивность / инертность.

8. Старость (65 - смерть). Целостность эго / отчаяние.

Каждая последующая стадия сопровождается специфическим

видом кризиса, базирующимся на психологических проблемах, пережитых ранее. При этом каждый из видов конфликта несёт в себе как деструктивные, так и конструктивные последствия. Если конфликт разрешается конструктивно, то идентичность приобретает новые положительные черты, например, способность к творчеству или уверенность в себе. Если же кризис приобретает ярко окрашенный негативный характер, то идентичность либо утрачивает какой-либо элемент, то есть ее структура начинает распадаться, либо она получает

некий отрицательный, вредный компонент, например, отождествление себя с толпой и приобретение черт «массового человека» или тревожность.

Итак, мы видим, что Эрик Эриксон, опираясь на исследования представителей психоанализа, формулируют новую, оригинальную концепцию идентичности. Её оригинальность в соотнесении понятия «идентичность» с понятием «жизненный цикл», и как следствие, рассмотрением стадий развития идентичности в процессе взросления личности, перехода от одного возрастного этапа - к другому. Из вышесказанного мы заключаем, что идентификация - процесс не просто длительный, а пронизывающий всю жизнь человека, от его рождения до смерти. Заслуга Эриксона в том, что он формирует целостный, системный подход к изучению процесса формирования идентичности, рассматривает её поэтапно с выявлением особенностей каждой возрастной стадии. Ещё одна уникальная черта данной теории в формировании понятия «кризис идентичности», на основании которого Эриксон строит свои исследования, то есть стадии формирования идентичности, по Эриксону, непременно связаны с определённым кризисом, имеющем свои особенности в зависимости от рассматриваемого возрастного периода. Теория личности Эриксона демонстрирует продуктивность соединения нескольких подходов, нескольких точек зрения на личность, которые дают возможность увидеть процесс её развития под разными углами. Заслугой данной теории является формирование первого цельного и синтезированного взгляда на феномен идентичности.

Таким образом, изучение идентичности в рамках психоаналитических теорий характеризуется определёнными особенностями. Во-первых, для данных учёных чрезвычайно важна именно личность как предмет изучения, поэтому изучение идентичности

в их рамках - это изучение идентичности человека, а не группы людей или целого общества. Это отличает данные концепции от культурологических и социологических теорий идентичности. Во-вторых, внимание к детству как ключевому этапу формирования идентичности, на наш взгляд, также характеризует представителей рассматриваемого направления. По их мнению, основы идентичности закладываются не в социальной среде, не под влиянием культурных норм или особенностей деятельности, а в семье, благодаря способности ребёнка к подражанию. В-третьих, идентичность рассматривается в теориях психоаналитического направления как потребность индивида, как внутреннее, имманентное свойство личности. В философских же концепциях идентичность понимается иначе - как качество индивида, способное проявиться в процессе освоения социальных норм и ценностей. Это свойство может появиться или нет, а может и быть утрачено в течение жизни. Таким образом, вклад психоаналитических теорий в исследование идентичности является своеобразным и крайне важным. Именно в рамках психоанализа идентичность окончательно оформляется в самостоятельный предмет исследования. Представители психоанализа закладывают фундамент для дальнейшего исследования идентичности, оформляют теоретические основы разработки данного феномена.

Литература:

1. Лакан Ж. Изнанка психоанализа / Ж. Лакан. - М.: Логос, 2008. - 272 с.

2. Фрейд З. Почему война? / З. Фрейд. - М.: Прогресс, 1992. -

258 с.

3. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / З. Фрейд. - СПб.: Азбука-Аттикус, 2013. - 192 с.

4. Фромм Э. Здоровое общество / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2005. -

400 с.

5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 350 c.

№l

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.