Научная статья на тему 'Теория дизайна в процессе формирования профессиональной культуры личности художника-проектировщика'

Теория дизайна в процессе формирования профессиональной культуры личности художника-проектировщика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ХУДОЖНИК-ПРОЕКТИРОВЩИК / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / DESIGN / ARTIST-DESIGNER / ART CULTURE / ESTHETIC EDUCATION / NATIONAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова С. М.

В статье рассматриваются вопросы теоретической подготовки художников-проектировщиков в области дизайна.Взаимосвязь теории и практики в формировании профессионально-проектной деятельности учащихся, развитие эстетической и культурной составляющей, а также влияние национальных особенностей на профессиональную деятельность художников-дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DESIGN THEORY IN THE COURSE OF FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF THE IDENTITY OF THE ARTIST-DESIGNER

In article questions of theoretical preparation of artists-designers in the fi eld of design are considered. Interrelation of the theory and practice in formation of professional and design activity of pupils, development of an esthetic and cultural component, and as infl uence of national features on professional activity of artists-designers.

Текст научной работы на тему «Теория дизайна в процессе формирования профессиональной культуры личности художника-проектировщика»



УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

С.М. ЧЕРНИКОВА

доктор педагогических наук, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государ -ственного университета E-mail: [email protected] Тел. 8 920 086 93 69

ТЕОРИЯ ДИЗАЙНА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ХУДОЖНИКА-ПРОЕКТИРОВЩИКА

В статье рассматриваются вопросы теоретической подготовки художников-проектировщиков в области дизайна.Взаимосвязь теории и практики в формировании профессионально-проектной деятельности учащихся, развитие эстетической и культурной составляющей, а также влияние национальных особенностей на профессиональную деятельность художников-дизайнеров.

Ключевые слова : дизайн, художник-проектировщик, художественная культура,эстетическое образование, национальные традиции.

Термин «дизайн», прижившийся в нашей стране относительно недавно, в переводе с английского означает «рисование». До внедрения этого термина проектирование вещей называлось «художественным конструированием», а теория создания вещей «технической эстетикой».

Слово «дизайн» породило и производные понятия: «дизайнер» - художник-конструктор, «дизайн-форма» - внешняя форма предмета и т. д. Дизайн и художественное конструирование мы будем рассматривать как синонимы.

До сих пор ведутся дискуссии о самом содержании дизайна, его целях и возможностях. Так, известный итальянский архитектор и дизайнер Д. Понти считает, что цель дизайна - создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации.

Другой известный теоретик дизайна Т. Маль-донадо утверждает, что предмет потребления не может выполнять функции художественного произведения, а судьбы искусства не могут совпадать с судьбами промышленных изделий. В наше время широко распространено мнение, что главная задача дизайна - создание вещей, которые легко было бы продавать, дизайн становится в прямую зависимость от потребностей и запросов рынка.

Время на наших глазах предъявляет все более высокие требования к эстетическому содержанию предметов. В нашей стране дизайн рассматривался как деятельность художника-конструктора в области проектирования массовой промышленной продукции и создании на этой основе предметной среды. В центре внимания художественного конструирования (дизайна), направленного на создание удобных и красивых изделий, всегда должен быть человек с его общественными и индивидуаль-

ными потребностями, утилитарными и духовными запросами.

Определить область дизайна не всегда просто. Дизайн трудно отделить от архитектуры (когда идет речь о проектировании интерьеров), от скульптуры (когда проектируются, скажем, детские площадки или аттракционы), от прикладного искусства (создание новых видов посуды или мебели).

Качественные изменения в области художественного образования в России, в частности дизайна, отразились на взаимосвязи практики и науки с вузовской подготовкой специалистов. Наряду с выполнением главной функции воспроизводства кадров вузы все более активно включаются в процессы развития профессиональной проектной культуры, распространяющей свое влияние и на другие сферы проектной деятельности.

Разнообразие стилевых концепций, не всегда бесспорных, - основная черта современного периода дизайнерского движения. Постмодернизм, фристайл, ретро, хай-тек, практика экологического опрощения и «мусорной моды», текучесть «органических» форм, колючесть деконструктивизма и многое другое - все это сосуществует одновременно, создавая у потребителя своего рода беспредел всеядности, моральной, эстетической и вкусовой неразберихи, давая вместе с тем возможность современному человеку ощутить вкус свободы выбора в своих эстетических предпочтениях.

Особая система эстетических ценностей складывается в так называемых «региональных дизайнах», считающихся здоровым началом нынешней проектной культуры. Они опираются на синтез местных, национальных традиций и новаторских достижений мирового опыта. Рафинированная артистичность и ироничность итальянской школы,

© С.М. Черникова

^^^^ПЕДАгогакАипсихшогая

доведенная до символа «простота» японского дизайна, функциональная старомодность английского, грубоватая практичность немецкого придают им ни с чем не сравнимое своеобразие «провинциальных» достопримечательностей, своеобразие, которое все более и более ценится на мировом дизайнерском рынке.

Наконец, дизайн сегодня активно ориентируется на применение сверхсовременных технологий и достижений науки, которые непрерывно вводят в обиход дизайнерского формотворчества: электронные средства решения бытовых задач, то природно-экологические подходы, то мотивы космизма или, наоборот, микромира. И это позволяет дизайну осваивать все новые и новые области и сферы, порожденные социальными или техническими поворотами жизни. Всеобщая подвижность современного населения земного шара, смена «века Гутенберга» эпохой телекоммуникаций, «театрализация» образа жизни, встречные потоки феминизации и маскулинизации - лишь часть примет «нового образа жизни», требующих нестандартного дизайна, потому что свойства и параметры этих процессов слишком разнообразны, чтобы их можно было «обслужить» внешне единой системой частных решений.

Обстоятельный научный и творческий анализ этих и множества других проблем и тенденций истории дизайна еще впереди. Но некоторые вехи весьма поучительны. Первый этап истории дизайна - начало века - отмечен стихийным выбросом идей и манифестов нового вида искусства, призванного соединить изобразительное и техническое творчество созданием школ, экспериментально разрабатывающих соответствующие профессиональные технологии (Баухауз, ВХУТЕМАС). Второй этап - это обстоятельные искания наилучших организационных форм внедрения дизайна в жизнь и производство. Третий - разработка системы дизайнерских взглядов на мир, поиски кардинальных направлений их интеграции в искусстве формирования среды. Дизайн до бесконечности развил технологию проектирования, проник в тончайшие секреты мастерства, разобрал взаимосвязь отдельных его ветвей, его отношение к национальным традициям и нацелил «свою» науку на изучение корней дизайнерского творчества: умение превращать прагматические потребности человечества из явлений утилитарно-технических в образно-эстетические. Все вышеперечисленное выдвинуло Дизайн (с большой буквы) на первое место в ряду других форм проектной культуры, преобразующих нашу цивилизацию. А успешность, авторитетность мирового дизайнерско-

го движения позволяет проверить истинность выдвигаемых с помощью истории дизайна теоретических моделей.

Профессия художника-дизайнера требует универсальных знаний, навыков, умений, научно-исследовательских, проектно-графических, творчески-ремесленных... Умений, позволяющих самому провести предпроектное исследование, проделать художественно-образные зондажи проектных предложений, превратить в графически оформленную систему проектные размышления и поиски.

Владея профессионально-теоретическими знаниями в области развития художественного проектирования, студент наилучшим образом может подойти к вопросу решения стилевых, художественных и культурных задач, предъявляемых в проектировании. Ориентируясь в историческом аспекте поставленной проектной задачи, учащимся представится больше времени и возможностей для выполнения эргономических, экономических, художественных задач проектной деятельности. Опираясь на опыт знаменитых художников-проектировщиков, ведущих дизайнерских школ, студенту проще осознать процесс эволюции дизайнерской мысли, сформулировать свои интересы и предпочтения в этом виде деятельности. Профессионализм любого специалиста проявляется не только в создании чего-то нового, но и в бережном отношении к истории, традициям, культуре. Перенимая опыт мастеров, художник осваивает технологии, художественные и эстетические ценности, необходимые для его профессиональной деятельности.

Обстоятельный анализ научной, учебно-методической, историко-культурной литературы помог определить факторы, влияющие на становление художественного проектирования в контексте истории отечественного и зарубежного дизайна, принципы преемственности традиций в творчестве художников, новых черт в разработке проектных композиций, приемы модернизации и новых технологии проектной деятельности.

В настоящее время широко представлена литература в области изучения дизайн-проектирования, к тому же она носит разобщенный характер, что не позволяет студентам отследить логику развития истории проектирования и ее взаимосвязи между различными областями художественного и прикладного дизайна. Еще один недостаток имеющихся источников информации по затронутой нами теме - это направленность учебников и монографий на преподавателей, а не на учащихся. Большая часть изданий носит методический характер, более понятный для преподавателей. Литература, адаптированная для учащихся, для самостоятельного

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

освоения информации студентами практически отсутствует. Различные аспекты данной темы имеют разную степень разработанности: наиболее полно изучены вопросы, посвященные истории развития дизайна, его теории, в работах: В. Глазычева «О Дизайне», А.В. Ефимова «Дизайн архитектурной среды», В. Т. Шимко «Архитектурно-дизайнерское проектирование», В.Ф. Рунге и Ю.П. Манусевич

«Эргономика в дизайне среды» и т.д.

Одной из задач по формированию профессиональной культуры личности художника-проектировщика является формирование его профессиональной эстетики, чувства красоты, знаний и понимания профессии, бережного отношения его к традициям и истории художественного проектирования, профессиональной эрудиции.

Библиографический список

1. Ефимов А.В. Формообразующее действие полихромии в архитектуре. М.: Стройиздат, 1984. 118 с.

2. Ефимов А.В и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб.для вузов.: Архитектура. 2005. 504 с., ил.

3. Калишевский М. Училище барона Штиглица: у истоков Русского « Дизайнерства».// file://F:\ Интернет\ Zarplata_ ru

4. Кузьмичёв Л.А. Дизайн-программа: понятие, структура, функции: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1983. - 16 с.

5. Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм. М.: ВНИИТЭ, 1970.

6. Минервин Г.Б. О красоте машин и вещей / Г. Б. Минервин, В. М. Мунипов. М.: Просвещение, 1975. 150с.

7. Минервин Г.Б. О красоте машин и вещей / Г. Б.Минервин, В. М. Мунипов. М.: Просвещение, 1981. 143с.

8. МинервинГ.Б., ФедоровМ.В. О технической эстетике // Вопросы философии. 1965. № 7. С. 105-113.

S.M. CHERNIKOVA

THE DESIGN THEORY IN THE COURSE OF FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF THE IDENTITY OF THE ARTIST-DESIGNER

In article questions of theoretical preparation of artists-designers in thefield of design are considered. Interrelation of the theory and practice in formation of professional and design activity of pupils, development of an esthetic and cultural component, and as influence of national features on professional activity of artists-designers.

Key words: design, artist-designer, art culture, esthetic education, national traditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.