Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение студентов специальности «Графический дизайн»'

Профессиональное самоопределение студентов специальности «Графический дизайн» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ПРОФЕССИЯ / СПЕЦИАЛИСТ / ХУДОЖНИК / КУЛЬТУРА / МЕТОДИКА / A DISIGN / A PROFESSION / A SPECIALIST PAINTER / A CULTURE / A METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егупова Н. В.

В статье рассмотрены теоретические и практические вопросы формирования профессионального самоопределения студентов специальности «графический дизайн». Раскрыты современные методы обучения студентов данной специальности. Приводятся методические рекомендации по выполнению учебных заданий студентов творческих специальностей. Рассмотрены методы и методика проведения аудиторных занятий со студентами старших курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and practical questions studentes' professional self-determination of the speciality «grafi c disign» are looked through in the article. Modern methodes of students' studing(training) this speciality are disclosed. Methodical recommendations in practic of educational tasks of students creative specialities are adduced. Methods and metodology of the condacting fi eldworks with the studentes of the seniour courses.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение студентов специальности «Графический дизайн»»

Н.В. ЕГУПОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна, скульптуры и теории искусства Орловского государственного университета Тел. 8 910 302 41 75

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН»

В статье рассмотрены теоретические и практические вопросы формирования профессионального самоопределения студентов специальности «графический дизайн». Раскрыты современные методы обучения студентов данной специальности. Приводятся методические рекомендации по выполнению учебных заданий студентов творческих специальностей. Рассмотрены методы и методика проведения аудиторных занятий со студентами старших курсов.

Ключевые слова: дизайн, профессия, специалист, художник, культура, методика.

Изучая опыт различных дизайнерских школ России и зарубежных стран, а также ведущих вузов страны в области подготовки художников - дизайнеров можно сделать вывод, что в сфере развития данной специальности практически отсутствуют методики и практики работы, направленные на формирование профессионального самоопределения студентов. Система подготовки специалистов в области художественного проектирования редко связана с системой социально-психологических, учебно-образовательных, производственных характеристик и подразумевает только ценностное отношение к профессионально-художественной деятельности, знаниям и практическим умениям.

Для того чтобы разработать свою методику, направленную на формирование профессиональной культуры личности художника-дизайнера, необходимо изучить уже имеющийся опыт работы и преподавания в этой области.

Термин «дизайн», прижившийся в нашей стране относительно недавно, в переводе с английского означает «рисование». До внедрения этого термина проектирование вещей называлось «художественным конструированием», а теория создания вещей - «технической эстетикой».

Слово «дизайн» породило и производные понятия: «дизайнер» - художник-конструктор, «дизайн-форма» - внешняя форма предмета и т. д. Профессия художника-дизайнера требует универсальных знаний, навыков, умений, научно-исследовательских, проектно-графических, творчески-ремесленных.

Умений, позволяющих самому провести предпро-ектное исследование, проделать художественнообразные зондажи проектных предложений, превратить в графически оформленную систему проектные размышления и поиски.

Владея профессионально-теоретическими зна-

ниями в области развития художественного проектирования, студент наилучшим образом может подойти к вопросу решения стилевых, художественных и культурных задач, предъявляемых в проектировании. Ориентируясь в историческом аспекте поставленной проектной задачи, учащимся представится больше времени и возможностей для выполнения эргономических, экономических, художественных задач проектной деятельности. Опираясь на опыт знаменитых художников-проектировщиков, ведущих дизайнерских школ, студенту проще осознать процесс эволюции дизайнерской мысли, сформулировать свои интересы и предпочтения в этом виде деятельности. Профессионализм любого специалиста проявляется не только в создании чего-то нового, но и в бережном отношении к истории, традициям, культуре. Перенимая опыт мастеров, художник осваивает технологии, художественные и эстетические ценности, необходимые для его профессиональной деятельности.

На современном этапе развития общества доминирующим вопросом подготовки специалистов в различных областях деятельности выступает проблема формирования профессионального самоопределения студентов. Воспитание профессионала определяют ориентиры высшего образования.

Проектная сфера деятельности художников-проектировщиков формирует уровень знаний и умений в области визуально-изобразительных средств (графика, чертеж), логико-сематических средств (символика, стилизация), образного и логического моделирования (эвристика, интуиция, ассоциация, анализ), формирует нормы ограничения проектной деятельности, формирует уровни профессиональной компетентности (межпредметные знания), а также организационно-управленческую деятельность (профессиональная и моральная этика).

© Н.В. Егупова

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Учебно-образовательная сфера деятельности художника-дизайнера направлена на формирование художественных способностей, профессиональных знаний, формирование возможностей к самоопределению и самообразованию.

Критериями и показателями сформированной профессионально-компетентной культуры личности художника дизайнера являются ценностное отношение к проектной деятельности, профессиональные знания умения и навыки в области проектирования, креативность личности, эмоционально- коммуникативные критерии, личностнопрофессиональное самосовершенствование.

Профессия дизайнера сочетает в себе познавательную, преобразовательную, ценностно-ориентированную, эстетическую, коммуникативную деятельность. Особое внимание в подготовке художников дизайнеров уделяется развитию индивидуального профессионального почерка выпускника. Из этого следует, что профессиональная культура дизайнера зависит от содержания и организации образовательного процесса в вузе.

В процессе формирования эмоциональнокоммуникативной культуры личности художника развиваются эмоционально-окрашенные, личностно-развивающиеся и личностно-значимые отношения, призванные содействовать раскрытию творческого и профессионального потенциала художника-дизайнера.

Проблема подготовки специалистов в области художественного профессионального образования пережила структурные изменения. Изменились потребности общества в специфике выпускаемых вузами специалистах. Экономика и развитие общества требуют теперь высоко-профессиональных, конкурентоспособных, компетентных, ответственных, творчески мыслящих, стремящихся к систематическому обновлению знаний и коммуникативных отношений специалистов в различных сферах и отраслях хозяйства. Большой поток продукции, поступающий на российский рынок, диктует условия к развитию отечественной индустрии и хозяйства, только высокопрофессиональные специалисты могут быстро ориентироваться и разрабатывать свои новые проекты и идеи, способные продвигать развитие отечественной экономики. Трансформация общества, рост накопленных новых знаний, появление современных информационных технологий в различных сферах деятельности, в том числе и художественно-проектной, предъявляют новые профессиональные требования к выпускникам, которые заключаются в новых знаниях и воспитании новых качеств личности.

Одна из главных проблем общества - дефицит

квалифицированных специалистов в областях дизайна. Поэтому перед высшей школой встала задача подготовки кадров в данной области художественного образования. В соответствии с этой задачей возникает необходимость в создании новых методик и технологий преподавания основных специальных дисциплин, направленных на развитие и формирование профессионально культурной личности будущих специалистов. Разрабатывая методики и средства обучения, необходимые для подготовки художников-дизайнеров, нельзя не согласиться с тем, что программа и структура подготовки данных специалистов должна в корне отличаться от системы обучения в традиционных художественных вузах. В то же время, очевидно, что в учебные планы должны входить предметы, относящиеся к инженерным и технологическим специальностям, культуре речи, естественным наукам, психологии, к компьютерным технологиям и художественным дисциплинам. Вопрос о том, как их использовать, как преподавать, - это вопрос самый важный и весьма трудный в процессе всего обучения студентов.

Качественные изменения в области художественного образования в России, в частности, дизайна отразились на взаимосвязи практики и науки с вузовской подготовкой специалистов. Наряду с выполнением главной функции воспроизводства кадров вузы все более активно включаются в процессы развития профессиональной проектной культуры, распространяющей свое влияние и на другие сферы проектной деятельности.

В связи с этим особое внимание в учебных заданиях уделяется композиционному формообразованию, поощряется раскованность в работе с формой, применяется метод кратковременных заданий, где разрешается не ориентироваться на реально существующую технологию, чтобы не сковывать фантазию студентов, и т.д. Повышению уровня художественного моделирования способствует и постепенное изменение курса архитектурной композиции в русле обучения работе с формами промышленного характера, главным образом машиностроительными.

В результате курс «Проектирование» стал ориентироваться на воспитание проектировщика-стилиста, в совершенстве владеющего навыками преобразования формы прототипа.

Художественно-проектная деятельность

является основой в формировании профессионального самоопределения студентов, профессиональной культуры дизайнеров, так как содержание его труда - это создание своеобразной социальнопроизводственной системы, реализующей потребности общества в предметно-пространственной

среде жизнедеятельности личности.

Профессиональные умения в области

эмоционально -коммуникативной деятельно сти

художника-дизайнера представляют собой умения, отражающие коммуникативную, аффективную, регулятивную и рефлексивную составляющую профессионального поведения художника. К ним относятся следующие умения: адекватно выразить и передать необходимые эстетические эмоции; использовать диапазон интонации речи, смену ритмических рисунков, динамику; жестом изобразить пульсацию и характер того или иного произведения; уметь заинтриговать слушателей своими мыслями, чувствами; очаровать, внушить доверие и симпатию; уловить изменения состояние слушателя по незначительным признакам; сопереживать, сочувствовать; оперативно уметь управлять своим психическим состоянием; снимать напряжение, волнение; поддерживать эмоциональную стабильность; держаться уверенно,

свободно и естественно; определять границы своих собственных знаний и умений; уметь находить способы и средства решения возникших художественно -коммуникативных проблем.

Формирование профессионального само-

определения студентов - процесс, требующий системы и непрерывности. Он включает в себя различные этапы: осознание сущности профессионального мастерства дизайнера, постижение путей и средств развития профессиональной позиции, воспитание эмоциональной культуры и культуры профессионального общения, формирования основ профессионального взаимодействия в заданных ситуациях. В связи с этим изучение основ эмоционально-коммуникативной культуры должно осуществляться в самых различных формах учебной деятельности: теоретических занятиях, образовательных практикумах в рамках воспитательной и внеурочной работы со студентами.

Библиографический список

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.

2. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. М.: Советский художник, 1987.

3. Архитектура Запада. Модернизм и постмодернизм, критика концепций. М.: Стройиздат, 1987.

4. Архитектура и эмоциональный мир человека (Забельшанский Б. А., Минервин Г.Б. и др.). М.: Стройиздат, 1985.

5. Барташевич А.А., Богуш В.Д. Конструирование мебели: Учебник. Мн.: Выш.шк., 1988.

6. БеляеваЕ.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект -зрительного восприятия. М., 1977.

7. Величковский Б.М., Зинченко В.П. Психология восприятия. М.: Изд. Московского университета., 1973.

8. ГибсонДж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.

9. Гинзбург М.Я. Стиль и эпоха. М., 1924.

10. ГлазычевВ. О дизайне. М.: Искусство, 1970.

11. Зинченко В., Мунипов В. Эргономические основы организации труда. М.: Экономика, 1974.

N.V. EGUPOVA

РROFESSIONAL SELF-DETERMINATION STUDENTES OF THE SPECIALITY

"GRAFIC DISIGN"

Theoretical and practical questions studentes' professional self-determination of the speciality «grafic disign» are looked through in the article. Modern methodes of students' studing(training) this speciality are disclosed. Methodical recommendations in practic of educational tasks of students creative specialities are adduced. Methods and metodology of the condacting fieldworks with the studentes of the seniour courses.

Key words: a disign, a profession, a specialist painter, a culture, a methodology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.