Научная статья на тему 'ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ / УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ / ПОТРЕБНОСТЬ / ОПТИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ЗАПАСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрельникова Е.С.

В статье определены понятия «товарные запасы» и «управление товарными запасами», указаны основные факторы, влияющие на величину товарных запасов, описана значимость управления товарно-материальными ценностями в коммерческой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF TRADE ORGANIZATION MANAGEMENT

In the article there are definitions of concepts: «commodity stocks», «inventory management», the main factors affecting the value of commodity stocks, it is described the importance of managing commodity-material values in commercial companies.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

 VII 11 1.0000 0.1766 0.1241 0.0576 0.2687 0.5841

VIII 13 1.0000 0.2091 0.4576 0.0466 0 0.8602

В данной работе автор не ставит перед собой цель раскрытия деятельности некоей региональной финансовой системы под действием изменения внешних и внутренних условий (о некоторых динамических аспектах данной системы банков можно посмотреть на сайте [4]), а лишь желает на конкретном числовом примере показать элементы анализа эволюции некоторой системы как материалистического объекта в философском содержании понятия [5], исходя из фундаментальности основного метрического тождества.

Использованные источники:

1. http://gorodn.ru/archive/2017 g/

2. http://iupr.ru/domains data/files/zurnal 41/Solovev.pdf

3. http://iupr.ru/domains data/files/zurnal 36/Solovev.pdf

4. http://socialphysics.narod.ru/Banks/ContentSection.htm

5. http://iupr.ru/domains data/files/zurnal 33/Solovyov%20A%20.pdf

УДК 65.658

Стрельникова Е.С. магистрант 2 курса направление «Экономика коммерческой организации»

ТФ РЭУ им. Г.В. Плеханова научный руководитель: Бабанов В.Н., доктор экономических наук

профессор Россия, г. Тула

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: В статье определены понятия «товарные запасы» и «управление товарными запасами», указаны основные факторы, влияющие на величину товарных запасов, описана значимость управления товарно-материальными ценностями в коммерческой организации.

Ключевые слова: товарные запасы, управление товарными запасами, товарно-материальные ценности, потребность, оптимальный размер запаса.

Strelnikova E.S. 2-d year magistrand "Economies of commercial Organization " Tula Branch of Plekhanov Russian University of Economics

Tula, Russia Scientific Superviser: Babanov V.N. Doctor of Economics, Professor

THEORETICAL ASPECTS OF TRADE ORGANIZATION

MANAGEMENT

Annotation: In the article there are definitions of concepts: «commodity stocks», «inventory management», the main factors affecting the value of commodity stocks, it is described the importance of managing commodity-material values in commercial companies.

Key words: commodity stocks, inventory management, commodity-material values, demand, optimal stock size.

Управление товарными запасами - это экономико-математическая модель, реализуемая на предприятии для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение эффективного управления запасами организации. В современных экономических условиях благополучие и коммерческий успех торгового предприятия всецело зависят от эффективности применяемых оптимизационных методов, реализуемых в системе управления товарными запасами, которые позволяют ускорить оборачиваемость оборотных средств, предотвратить дефицит и затоваривание, обеспечить наиболее полное и качественное удовлетворение спроса потребителей, высвободить средства организации и оптимизировать издержки обращения.

Учитывая сложившуюся экономическую обстановку и дальнейшие перспективы развития мирового рынка, для предприятия, осуществляющего коммерческую деятельность как внутри страны, так и за рубежом, управление товарными запасами, является одним из наиболее приоритетных и значимых направлений, которое позволяет:

- обеспечивать безопасность материально-технической системы и бесперебойность работы производственных, торговых и обслуживающих систем;

- качественно обслуживать клиентов при возможных значительных колебаниях спроса;

- минимизировать издержки, связанные с обслуживанием товарных запасов;

- избегать потери денежных средств предприятия, затраченных на очередную нерациональную закупку товаров.

Товарный запас - это определенное количество товаров, которое находится в торговых предприятиях, на складах, в пути, выраженное в натуральном или денежном выражении на определенный момент времени. В логистике термин «запас» применим только относительно движения материальных потоков, которые, в свою очередь, называются товарно-материальными ценностями. В зависимости от этапа бизнес-процесса различают следующие группы объектов товарно-материальных ценностей:

1. Категория сырье и материалы, используемые в процессе производства в качестве исходных составляющих (материалы, сырье, полуфабрикаты, детали и комплектующие, сборочные единицы, тара и

упаковка);

2. Категория незавершенное производство - товарно-материальные ценности, находящиеся в пределах технологических процессов производства готовой продукции;

3. Категория готовая продукция - это товарно-материальные ценности, полностью готовые к реализации. Основным отличием готовой продукции от незавершенного производства является прохождение всех стадий технологической обработки, наличие полной комплектации, прохождение контроля качества и принятие ее на склад готовой продукции;

4. Категория товары представляет собой готовую продукцию в каналах сферы обращения (за пределами производственных предприятий);

5. Категория отходы - товарно-материальные ценности, которые частично или полностью утратили потребительские качества.

Наличие товарных запасов на любом торговом предприятии практически всегда связано со значительными капиталовложениями. Именно поэтому они являются одним из показателей степени эффективности использования материальных ресурсов и произведенного продукта, а также определяют торговую политику предприятия и оказывает воздействие на уровень логистического обслуживания в целом.

Товарные запасы, выступая в качестве категории товарного обращения выполняют следующие функции:

- обеспечивают стабильный процесс обращения товаров;

- удовлетворяют платёжеспособный спрос потребителей;

- обеспечивают стабильность расширенного производства и обращения, в результате чего происходит их систематическое образование и расходование;

- характеризуют соотношение между объёмом и структурой спроса и предложения.

Товарные запасы обеспечивают устойчивую работу торговых систем. В этом и заключается их основная роль в экономике. Однако такой способ обеспечения устойчивости весьма затратный. По оценкам зарубежных экспертов, в течение года на содержание единицы продукции в качестве запаса стоимостью в $1 затрачивается, в среднем, от 20 до 30% от их закупочной стоимости.

Таким образом, товарные запасы выступают в качестве регулятора между поставками и потреблением, осуществляемых в разном ритме, а также служит гарантией непрерывности товарного обращения при возникновении непредвиденных факторов (нарушение сроков поставок товаров, изменение покупательского спроса, отсутствие денежных средств для пополнения запаса и так далее). Однако избыточное количество товарных запасов приводит к неизбежным убыткам предприятия.

На величину товарных запасов оказывают влияние многие факторы. Одни из них увеличивают скорость товарного обращения, уменьшая

необходимую величину запасов, а другие, наоборот, замедляют товарооборачиваемость, увеличивая, уровень товарных запасов. Учитывая данный факт, можно улучшить снабжение населения товарами потребления, снизить затраты на образование товарных запасов, выявить резервы ускорения их оборачиваемости. К основным факторам, влияющим на величину товарных запасов, относятся:

- Соотношение спроса и предложения товаров: если спрос превышает предложение, то резко увеличивается оборачиваемость товаров. По мере насыщения рынка и увеличения предложения товаров происходит некоторое замедление их обращения. Нормализации товарных запасов способствует изучение покупательского спроса, расширение ассортимента, воздействие на поставщиков с целью улучшения качества товаров;

- Объем розничного товарооборота;

- Сложность ассортимента товаров. На величину товарных запасов влияют широта и обновляемость ассортимента товаров: чем шире ассортимент, тем выше величина товарных запасов; товары сложного ассортимента превышают скорость обращения товаров простого ассортимента;

- Наличие и площадь складских помещений;

- Потребительские и физико-химические свойства товаров. По товарам, «стойким» в хранении и относящимся к категории нескоропортящихся, создают, как правило, большие товарные запасы. На отдельные группы товаров в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, которые могут достигать всего лишь несколько часов. Большие запасы по таким категориям товаров создавать не рекомендуется;

- Сезонность производства. Многие товары (крупы, сахар, овощи, фрукты и т.д.) имеют сезонный характер производства, который обуславливается сезонностью производства сельскохозяйственного сырья: в сезон производства таких товаров организации имеют более выгодные условия их приобретения, нежели вне сезона;

- Уровень цен. Ожидание повышения уровня цен на товары и достаточно высокие темпы инфляции способствуют формированию больших товарных запасов в целях сбережения организацией своих финансовых ресурсов;

- Насыщенность товарных рынков;

- Организация и частота завоза товаров. Если имеется возможность частого пополнения товарного ассортимента, то выполнить план товарооборота можно и с меньшим уровнем товарных запасов. В свою очередь, частота поставок зависит от размещения предприятий, условий транспортировки, местонахождения торговых организаций;

- Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Развитая сеть, наличие современного оборудования

для хранения товаров позволяют создать высокий уровень товарных запасов, обеспечивая их сохранность и качество;

- Курс валют, в которых происходит расчет между поставщиком и покупателем. Современный валютный рынок характеризуется достаточно высокой волатильностью. В связи с этим, предприятиям, имеющих иностранных поставщиков, необходимо отслеживать динамику изменения курсов валют, в которых они производят расчеты: при наличии тенденции к увеличению курса валюты следует увеличить запасы товаров, чтобы сократить издержки будущих периодов;

- Условия поставки продукции;

- Скидки, предоставляемые поставщиками при закупке больших объемов.

Перечисленные факторы оказывают прямое влияние на уровень товарных запасов, увеличивая или уменьшая значение этого показателя. Принимая данный факт во внимание, предприятие имеет возможность оперативно и качественно управлять уровнем товарных запасов, не допуская их затоваривания или дефицита.

Управление товарными запасами направленно на повышение рентабельности и скорости обращения вложенного капитала, предусматривающее контроль уровня товарных запасов и обоснования оптимального объема заказов на стадии формирования товарных запасов, изменение объемов и обоснование причин создания товарных запасов и разработка политики реализации сверхнормативного уровня запасов на стадии их реализации.

Особое значение данный вид деятельности приобретает в современных условиях рыночной экономики, когда торговое предприятие самостоятельно может производить и продавать то, что считает целесообразным, а потребители, в свою очередь, свободны приобретать то, что предпочитают. Поскольку величина дохода ограничена покупатель не может купить все товары, которые ему хотелось бы, он выбирает такой набор товаров, который максимизировал бы удовлетворение его потребностей.

В связи с этим, товарная структура запасов должна быть подобрана таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить запросы покупателей, при этом, ускоряя оборачиваемость запасов, увеличивая выручку и улучшая финансовые показатели предприятия.

Управлять товарными запасами - это значит планировать определенный объем и структуру запасов в соответствии с поставленными перед торговой организацией целями и контролировать, чтобы товарные запасы постоянно отвечали установленным критериям. Денежные средства, затраченные на форматирование запасов и их содержание, могут и должны приносить прибыль предприятию - такого мнения придерживается абсолютное большинство владельцев и финансовых директоров компаний товарного бизнеса различных стран мира. Однако эффективное управление товарными запасами - непростая задача, которая требует достаточно

высокой квалификации сотрудников финансового отдела и складского комплекса.

Для непрерывного процесса реализации товаров требуется постоянное наличие на торговых предприятиях необходимого размера товарных запасов. Это позволяет проводить определенную ценовую политику, обеспечивать постоянство товарного ассортимента, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей.

Осуществляя процесс управления запасами, специалисты сталкиваются с классическим противоречием - выбором между расходами на содержание дополнительного количества товарных запасов и расходами на более частую закупку, т.е., с одной стороны, запасы должны иметь минимальное значение, т.к. они замедляют оборот денежных средств организации и занимают значительное часть текущих активов, а с другой -максимальное, они не должны стать причиной перебоев в производстве и поставках продукции.

Решить эту проблему позволит систематический мониторинг товарной номенклатуры и, при необходимости, своевременный вывод неликвидных позиций из ассортимента. Для осуществления данного процесса необходима четко налаженная система управления товарными запасами.

Международная практика показывает, что большое количество ведущих предприятий США и Западной Европы строят взаимодействия структурных звеньев в цепочке «снабжение ^ производство ^ сбыт» на основе концепции «пулл» («точно в срок»). Она базируется на том, что основным задающим подразделением в организации является отдел сбыта. На основе программы сбыта последовательно формируется стратегия управления запасами - их максимизация, минимизация или оптимизация.

Механизм управления товарными запасами строится на основе планирования объема и их нормировании. Цель установления нормативов -определение оптимальных размеров запаса для выполнения планового объема продаж при минимальных затратах на их формирование, хранение и регулирование. Данный процесс основан на принципах оптимальности, надежности, научности, реальности и эффективности.

Таким образом, в условиях острой конкуренции, когда предприятие не может применить премиальное ценообразование и «зажато» отраслевой маржей, формируемой, с одной стороны, поставщиками, желающими продать дороже, и, с другой стороны, покупателями, желающими купить дешевле, управление запасами позволяет достичь большей прибыльности от деятельности компании. В современных экономических условиях одним из наиболее приоритетных направлений в деятельности предприятий, действующих как на внутренних, так и осуществляющих внешнеэкономическую деятельность является пристальный контроль за уровнем товарных запасов на своих складах. Это обуславливается тем, что, с одной стороны, товарные запасы должны минимизироваться, т.к. они представляют собой «замороженные» финансовые средства организации, с

другой - их недостаток не должен стать причиной перебоев в производстве и продаже продукции.

Использованные источники:

1. Аникина Б. А. Логистика. - М.: ИНФРА - М, 2013. - 368с.

2. Каменева Н. Г. Логистика. - М.: КУРС: ИНФРА - М,2014. - 202с.

3. Степанов В. Г. Основы информационных технологий управления бизнес-процессами // Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, AV Academikerverlag GmbH&Co. KG/Saarbruken, Deutschland/ Германия, 2013. -336с.

4. Стерлигова А. Н. Управление запасами в целях поставок. - М.: ИНФРА -М, 2015 - 430с.

5. Чамбухчиянц О. В. Основы коммерческой деятельности. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. - 284с.

УДК 033.2964

Суслова В.И. студент 4 курса факультет «Экономический» Куцуева Д.А. студент 4 курса факультет «Экономический» Яковлева А.В. студент 4 курса факультет «Экономический» Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет научный руководитель: Зайнуллина С.Ф.

старший преподаватель ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТА О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ В СООТВЕТСТВИИ С МСФО Все изменения в отчете о финансовых результатах, с которыми сталкивается российский бухгалтер на сегодняшний день, связаны с переходом российского бухгалтерского учета и отчетности на международные стандарты учета. Вследствие этого, сущность отчета о финансовых результатах, которые применяется в России, в значительной степени приближается к требованиям международных стандартов учета. По этой причине необходимо изучить особенности формирования отчета о финансовых результатах согласно международным стандартам и провести сравнение с российской формой данного отчета.

Ключевые слова: финансовые результаты, отчет о финансовых

результатах, международные стандарты учета и отчетности, МСФО,

бухгалтерская отчетность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.