Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НЕЛИКВИДНЫХ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ'

ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НЕЛИКВИДНЫХ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЛИКВИДНЫЕ ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ / ЛИКВИДНОСТЬ / ЗАКУПКИ / ПРОДАЖИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ / СПРОС / ILLIQUID INVENTORY / RETAIL / TURNOVER / LIQUIDITY / PURCHASES / SALES / CONSUMER GOODS / DEMAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конычева А.В.

В статье поднимаются вопросы, связанные с управлением запасов в розничной торговле. В частности, рассматривается тема образования неликвидных товарных запасов и методы их устранения. Автор дает определение понятию «неликвидность», указывает почему необходимо бороться с неликвидными товарами и как определять их на практике. Отмечается на что стоит обращать внимание при работе с неликвидными товарными запасами. Для анализа ассортимента предложены два показателя: рентабельность инвестиций в товарные запасы и критический срок хранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS AND METHODS OF ELIMINATION OF NON-LIQUID STOCKS IN RETAIL

This article raises questions related to inventory management in retail. In particular, the topic of the formation of illiquid commodity stocks and methods of their elimination are considered. The author defines the concept of "illiquidity", indicates why it is necessary to deal with illiquid goods and how to define them in practice. It is noted what is worth paying attention to when working with illiquid inventories. For the analysis of the assortment, two indicators are proposed: the return on investment in inventory and the critical shelf life.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НЕЛИКВИДНЫХ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ»

ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НЕЛИКВИДНЫХ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

А.В. Конычева, магистрант

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10923

Аннотация. В статье поднимаются вопросы, связанные с управлением запасов в розничной торговле. В частности, рассматривается тема образования неликвидных товарных запасов и методы их устранения. Автор дает определение понятию «неликвидность», указывает почему необходимо бороться с неликвидными товарами и как определять их на практике. Отмечается на что стоит обращать внимание при работе с неликвидными товарными запасами. Для анализа ассортимента предложены два показателя: рентабельность инвестиций в товарные запасы и критический срок хранения.

Ключевые слова: неликвидные товарные запасы, розничная торговля, оборачиваемость, ликвидность, закупки, продажи, потребительские товары, спрос.

В экономике каждой страны ключевую роль в сфере рыночных отношений играет розничная торговля. Предприятия розничной торговли занимаются продажей потребительских товаров напрямую населению для личного потребления. Реализуемый товар при этом отличается глубиной и широтой ассортимента, его изменения напрямую зависят от спроса покупателей. Для того чтобы оставаться конкурентоспособным, быть гибким и подстраиваться под колебания спроса на рынке, необходимо проводить правильную политику управления запасами и не допускать образования неликвидных запасов.

В розничной торговле под неликвидным подразумевают товар, который в течение определенного промежутка времени не пользуется спросом у потребителя и не реализуется. Период, в течение которого товар становится неликвидным, каждая организация для каждого конкретного товара или группы товаров определяет самостоятельно.

Изучению вопросов, являющихся предметом данной статьи, посвящены работы зарубежных и отечественных авторов, раскрывающие различные аспекты теории управления запасами, построения оптимизационных моделей, прикладным методам управления запасами на складе. Проблема образования неликвидных товарных запасов нашла отражение в научных трудах

российских ученых-экономистов: Гаджин-ского А.М., Долгова А.П., Лукинско-го В.С., Лукинского В.В., Плетневой Н.Г., Стерлиговой А.Н. и др.

В практической плоскости одним из основных финансовых показателей компаний является ликвидность активов. Она показывает, насколько быстро те или иные активы могут превращаться в средства платежа. По сути, ликвидность можно рассматривать и как вероятность продажи товара за номинальную стоимость, и как реальную цену, выраженную в процентах от номинала, за которую может быть продан товар, лежащий на складе или на полке.

В чем проявляются негативные стороны образования неликвидных товарных запасов?

Неликвидный товарный запас:

- занимает место, которое может быть использовано под ликвидный товар;

- «омертвляет» денежные средства компании;

- негативно влияет на показатели оборачиваемости;

- не способствует продажам, создает негативный имидж в глазах покупателей (теряется внешний вид, неактуален).

Для определения неликвидности товара не существует конкретной схемы. Каждая компания сама устанавливает критерии для определения неликвидности (эти критерии могут разниться в подразделениях

даже внутри одной компании). Выбор критериев зависит от сегмента рынка, в котором осуществляет свою деятельность розничное предприятие. Для одних ключевым фактором является прекращение продаж, для других - низкая оборачиваемость остатков. Для целей анализа могут браться и разные периоды - чаще всего оценивают продажи за сезон/квартал, реже - за год. Пока не будут четко определены нормативы отнесения товара к неликвидным запасам, невозможно будет разработать методы борьбы с ними. Желательно закрепить эти нормативы на стратегическом уровне.

Обычно, в качестве такого критерия выбирают оборачиваемость номенклатуры, поддерживаемой на складе. Однако, оборачиваемость не в полной мере характеризует эффективность использования оборотного капитала. Действительно, различный товар может иметь разную наценку, а значит, обладая одинаковой оборачиваемостью, вносить разный вклад в прибыль с единицы денежных средств. Поэтому показателем, более соответствующим задаче измерения «неликвидности», является рентабельность инвестиций в товарные запасы (ROI), рассчитываемая по каждой позиции номенклатуры как:

_Прибыль за период_^ ^^

Средняя стоимость запасов за период

Для полноты анализа ассортимента расчет ROI необходимо проводить отдельно по каждому товару и выявлять позиции с наиболее низким показателем. Причинами неудовлетворительного показателя рентабельности инвестиций может быть низкая прибыль от продаж, недостаточный уровень продаж или же вовсе их отсутствие.

Следующий показатель, на который стоит обратить внимание - это критический срок хранения. При его расчете учитываются затраты на хранение, отсрочка платежа по поставщику, торговая наценка и возможность получения альтернативной прибыли. Расчет данного показателя необходимо производить в разрезе отдельно взятой номенклатуры и тогда можно будет отследить момент, когда хранение товара перестанет приносить прибыль компании.

Для расчета такого критического срока хранения рекомендуется использовать следующую формулу:

М = ^^ [ 1] , г^ н+г 1 1

М - критический срок хранения товара, месяцы;

Я - средняя маржинальная рентабельность продаж по выбранной позиции, %;

Н - альтернативная доходность вложенных в запасы денег, в качестве которой может быть использована средняя доходность организации, % в месяц;

Ъ - условно-переменные затраты (в месяц) на хранение товара на складе, выраженные в % к себестоимости единицы продукции;

У - средняя отсрочка платежа покупателям, месяцы;

W - отсрочка платежа по данному товару от поставщика, месяцы.

Здесь следует обратить внимание, что в результате расчета полученные предельные сроки хранения могут различаться даже для одного и того же товара, но поставляемых от разных контрагентов. И это логично, учитывая насколько отличаются коммерческие условия от поставщика к поставщику. Чем больше предоставляется отсрочка платежа по договору и коммерческий кредит, тем дольше компания не тратит свои денежные средства, а работает за счет поставщика.

В отдельный блок неликвидных запасов можно выделить товары, которые поставляются под заказ клиента. Если у розничного предприятия есть практика работы с такими заказами, то нужно всегда помнить об экономических рисках: клиент может отказаться от заказа, а товар останется на складе и зависнет на остатках. В особенности, если товар обладал специфическими свойствами и мало пользовался спросом. Для того, чтобы избежать таких ситуаций и не накапливать на складе неликвидные запасы, необходимо заранее продумать систему, где отказ клиента будет невозможен или сопряжен со штрафами, которые в дальнейшем покроют все убытки.

На практике помимо термина «неликвидные запасы» встречается еще термин

«излишки товаров» - к ним относят товары с низкой оборачиваемостью и большим запасом на складе. Излишки со временем реализуются со склада и не являются в прямом смысле неликвидными, однако они отрицательно сказываются на экономической эффективности предприятия ввиду «замораживания» денежных средств и не оптимально используемых складских площадей (только если наличие излишков на складе не является стратегией компании). Для того, чтобы в компании не скапливалось излишков, устанавливают определенный уровень запаса, превышение которого приведет к образованию неликвидного запаса.

Определение допустимого уровня запаса по каждому товару сводится к так называемой норме оборачиваемости. В этом случае компания просчитывает по всем

товарам (или по группам товарам) нормативы оборачиваемости в днях и далее контролирует, чтобы товарный остаток не превышал установленного уровня. Следует учесть, что норма оборачиваемости не может быть установлена одна на весь ассортимент, т.к. разные товары имеют разные характеристики (стоимость, сроки хранения, этап жизненного цикла, размеры и т.д.). Отдельно необходимо выделять новинки и сезонные товары - эти две категории имеют свою специфику и должны иметь норму оборачиваемости больше, нежели товары регулярного ассортимента. Установление норм оборачиваемости текущего товарного остатка - один из методов, используемых розничными сетями для прогнозирования неликвидных материальных запасов.

Таблица. Причины неликвидности и действия в зависимости от установленных причин

Причины возникновения неликвидности товаров Действия по устранению причин неликвидности

Товар не выставлен (выставлен не в том месте/неподобающим образом) Проверить выкладку товара в магазине своими силами или направить для этого мерчендайзера (представителя поставщика)

Розничная цена на товар завышена Оценить обоснованность наценки на данный товар; в случае превышения над нормативной наценкой, снизить розничную цену. Оценить уровень цен на аналоги, возможно в ассортименте имеются аналоги по более низкой цене

Закупочная цена на товар слишком высока, что не дает возможность продавать товар по конкурентно способной цене Провести с поставщиком переговоры на предмет снижения закупочной цены и переоценки остатков с последующим снижением розницы

Остаток товара не позволяет сделать единичную покупку, нет необходимых комплектующих Стабилизировать ситуацию с товарным запасом и необходимыми комплектующими

Товар устарел, не интересен покупателю, не соответствует ценовому позиционированию (старая серия/коллекция/модификация, слишком дорогой товар, много более интересных аналогов и проч.) Произвести обновление ассортимента, вывести неликвидный товар, завести новый

Неэффективная стратегия закупок и управления товарным запасом Пересмотреть на стратегическом уровне планирование и прогнозирование товарного запаса

В любом случае, любой товар имеет свой срок жизни. Как правило, для высокотехнологичных, отделочных и декоративных товаров/материалов, он короче. Необходимо достаточно часто обновлять коллекции, чтобы простимулировать покупателей на новые покупки, а также в це-

лях создания положительного имиджа, новинки всегда приветствуются.

При выведении из ассортимента неликвидных товаров следует обращать внимание на следующие аспекты:

- коллекционность (является ли данный товар частью серии, которой нельзя пожертвовать);

- сопутствующий фактор (является ли данный товар сопутствующим, без которого могут прекратиться продажи основного товара);

- уникальность, «имиджевость» товара (возможно, данный товар является эксклюзивным в своем роде и служит для создания имиджа товарной группы);

- сезонность (нередко на полках в магазинах остаются товары из сезонного ассортимента по причине особых договоренностей с поставщиком - такому товару просто следует дождаться своего сезона).

Учитывая текущую ситуацию, связанную с эпидемией COVГО-19, следует отметить, что логистика ритейла подстраивается и адаптируется под изменяющийся спрос и сбои в цепочках поставок в 2020 году. В розничной торговле продовольственного сектора произошел скачок спроса в марте-апреле: увеличение спроса произошло на товары первой необходимости и товары длительного срока хранения. Непродовольственному сектору пришлось закрыться и перейти на онлайн-продажи.

В цепочках поставок произошли сбои -часть сырья и комплектующие поставляются из зарубежа (в большей степени из Китая). Границы были закрыты, товар задерживался на таможне, в связи с этим возникал дефицит на полках в магазинах. Розница была вынуждена перестроить всю цепь поставок и закупать товар в большом количестве на склады или распределительные центры.

Закупки в большом объеме производились в первую очередь по товарам первой необходимости и по высоко оборачиваемым товарам. Однако при падении заболеваемости стал падать и спрос на уже закупленные товары. Это привело к образова-

стью, превышающей нормативы. Розничный сектор столкнулся с ситуацией, когда прогнозировать спрос на квартал и даже на месяц уже невозможно, что приводит к вынужденному образованию неликвидных запасов.

В данном случае бороться с неликвидными запасами нет причин - если торговому предприятию позволяют складские площади и товар имеет длительный срок хранения, то необходимо дождаться очередного скачка или изменения спроса. В дальнейшем, когда ситуация в стране и на рынке стабилизируется, оставшийся товар можно будет быстро реализовать с минимальной наценкой при использовании промо-поддержки.

Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод, что в части работы с неликвидными запасами необходимо:

- регулярно анализировать ассортимент;

- проверять наличие и выкладку;

- определять ассортимент к ротации;

- выводить неликвидные товары из ассортимента;

- формировать перечень товаров на уценку, переоценивать товар;

- регулярно контролировать сумму неликвидного товарного запаса по магазинам в абсолютном выражении, соотносить с плановыми показателями;

- принимать меры - просматривать потенциальные неликвиды, формировать ряд мероприятий для стимулирования продаж;

- контролировать скорость товародвижения в части логистики;

- своевременно и регулярно осуществлять ротацию.

Совсем избавиться от неликвидных запасов вряд ли получится, но сократить их можно и нужно (приблизиться к минимальному порогу и поддерживать его на заданном уровне вполне реально).

нию больших остатков с оборачиваемо-

Библиографический список

1. Как выявить неликвиды и излишки товаров. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uppravuk.net/kak-vyyavit-nelikvidy-i-izlishki-tovar/ (дата обращения 15.11.2020).

2. Ликвидация неликвидов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://upravlenie-zapasami.ru/statii/likvidaciya-nelikvidov/ (дата обращения 15.11.2020).

3. Замятин И.В. Что считать неликвидными запасами в вашей компании - техника расчета // Современная экономика: проблемы и решения. - 2019. - №5 (113). - С. 55-65.

4. Гаджинский А.М. Логистика. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 472 с.

5. Лукинский В.С. Управление запасами в цепях поставок в 2 ч. / В.С. Лукинский, В.В. Лукинский, Н.Г. Плетнева, Н.И. Воробьева, А.Г. Маевский. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 308 с.

6. Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок. - М.: Инфра-М, 2008. -430 с.

REASONS AND METHODS OF ELIMINATION OF NON-LIQUID STOCKS

IN RETAIL

A.V. Konycheva, Graduate Student Saint-Petersburg State University of Economics (Russia, Saint-Petersburg)

Abstract. This article raises questions related to inventory management in retail. In particular, the topic of the formation of illiquid commodity stocks and methods of their elimination are considered. The author defines the concept of "illiquidity", indicates why it is necessary to deal with illiquid goods and how to define them in practice. It is noted what is worth paying attention to when working with illiquid inventories. For the analysis of the assortment, two indicators are proposed: the return on investment in inventory and the critical shelf life.

Keywords: illiquid inventory, retail, turnover, liquidity, purchases, sales, consumer goods, demand.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.