Научная статья на тему 'Теории религиозной конверсии и новые религиозные движения в России'

Теории религиозной конверсии и новые религиозные движения в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1579
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ КОНВЕРСИЯ / НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / У. С. БЕЙНБРИДЖ / Д. ЛОФЛАНД / Л. Р. РАМБО / Р. СТАРК / W. S. BAINBRIDGE / J. LOFLAND / L. R. RAMBO / R. STARK / RELIGION / RELIGIOUS CONVERSION / NEW RELIGIOUS MOVEMENTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Любимова Александра Игоревна

В статье рассматриваются ключевые теории религиозной конверсии, а именно процессная теория Джона Лофланда и Родни Старка, «теория присоединения» Родни Старка и Уильяма Симса Бейнбриджа, процессная теория Льюиса Р. Рамбо. На примере Международного общества сознания Кришны выявляется их применимость к исследованиям новых религиозных движений в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theories of Religious Conversion and new Religious Movements in Russia

There are key theories of religious conversion, namely, John Lofland's and Rodney Stark's process theory, Rodney Stark's and William Sims Bainbridge's «affiliation theory», Lewis R. Rambo's process theory examined in the article. The study of the International society for Krishna consciousness demonstrates their applicability to researches of new religious movements in Russia.

Текст научной работы на тему «Теории религиозной конверсии и новые религиозные движения в России»

А. И. Любимова

ТЕОРИИ РЕЛИГИОЗНОЙ КОНВЕРСИИ И НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

Российское общество пережило длительный период маргинализации религиозных институтов и практик в советский период своей истории. США и большинство европейских стран не испытали на себе такого состояния. Более того, доминирующей тенденцией в США (в большей степени) и в ряде государств Европы (в меньшей степени) стало распространение религиозного плюрализма. Научная аналитика этого явления привела к формированию ряда теоретических моделей, объясняющих многообразие религиозного выбора, причины и содержание того, что получило название религиозной конверсии. Специфика условий и обстоятельств развития религиозности в российском обществе побуждает к постановке вопроса о применимости западных теорий к российской действительности. Особый интерес в этой связи представляет использование научного аппарата теорий религиозной конверсии при изучении новых религиозных движений (НРД) в России.

Опираясь на существующие исследовательские работы, религиозную конверсию можно охарактеризовать как процесс изменения религиозной идентичности индивидов, при котором происходит их отказ от старых систем верований и образцов поведения в пользу новых систем верований и образцов поведения посредством включения в деятельность религиозного движения, являющегося нетрадиционным для того или иного общества. С этой точки зрения НРД выступают как религиозные объединения, которые формируют инновационную модель религиозной жизни, по отношению к действующим в обществе религиозным традициям, и при этом рекрутируют членов данного общества. Масштабное распространение этого феномена относится ко второй половине двадцатого века1. В современной социологии религии наиболее авторитетными теоретическими подходами в рассматриваемой области можно считать концепцию религиозной конверсии Джона Лофланда и Родни Старка, «теорию присоединения» Родни Старка и Уильяма Симса Бейн-бриджа, процессную модель конверсии Льюиса Р. Рамбо.

Теоретическая модель Д. Лофланда и Р. Старка появилась в 1965 г.2 Модель основана на изучении группы последователей движения Церкви Объединения, основателем которого является Сон Мен Мун. Лофланд и Старк называли данное дви-

70

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2009. Том 10. Выпуск 1

жение культом, хотя сейчас общепринято классифицировать его как НРД. Модель явила собой качественный прорыв в теориях конверсии, а именно — она совместила в себе идею о депривации как важном факторе конверсии и концепцию значимости межличностных взаимодействий между участниками движения и людьми, находящимися вне движения. Свою интерпретацию исследователи выразили в семиступенчатой схеме, с помощью которой описали последовательность стадий конверсии. Согласно этому описанию, чтобы процесс конверсии был успешным человек должен: 1) испытывать длительное и остро переживаемое состояние напряжения; 2) видеть возможный выход из такого состояния в следовании какому-либо религиозному учению; 3) испытывать предрасположенность к религиозному поиску; 4) встретиться с движением в поворотный момент своей жизни; 5) установить межличностные связи с одним или несколькими последователями данного движения; 6) иметь ослабленные связи вне движения и постепенно утрачивать их в процессе взаимодействия с членами движения; 7) подвергаться все более интенсивному воздействию со стороны членов движения и вследствие этого прийти к полному включению в деятельность движения, т. е. к полному обращению.

Из сказанного следует, что процесс религиозного обращения делится на два этапа. Пункты 1, 2, 3 можно отнести к этапу, характеризующему предрасположенность к членству в той или иной организации. Пункты 4, 5, 6, 7 можно отнести к тому состоянию, которое делает возможного последователя действительным. Данное состояние возникает из взаимодействия между потенциальным обращенным и членами движения.

Модель Лофланда и Старка вызвала много споров и обсуждений в научном сообществе. Очевидным минусом является ее эклектичность, на которую в 1987 г. указал сам Старк, развивая свой подход в соавторстве с Уильямом Симсом Бейн-бриджем3. Они рассмотрели процесс обращения с точки зрения теории рационального выбора. Старку и Бейнбриджу принадлежит вклад в активное развитие тезиса о важности социальных связей для процесса обращения индивидуума. В своей теории они заменили термин «конверсия» на понятие присоединения. По их мнению, люди обращаются к религии, потому что она предоставляет компенсаторы при недостатке какой-либо «награды». Поиск религиозной организации, способной предоставить необходимые компенсаторы, может стать причиной смены религии.

При уточненном объяснении значительным дополнением к предыдущей модели (Лофланда и Старка) служит предположение о том, что к религиозной организации могут присоединяться и индивиды, которые не испытывали потребности в религиозном поиске. Люди принимают компенсаторы, предоставляемые религией, но воспринимают их вне связи с собственно религиозным содержанием, а как факторы поддержания желаемых социальных состояний. Такие люди могут присоединяться к религиозным движениям на основании своих социальных связей, потому что уже находятся в позитивно оцениваемых ими социальных отношениях с теми, кто решил присоединиться по религиозным мотивам.

Старк и Бейнбридж обсуждали процесс обращения в так называемые культы, но следует сказать, что их понимание культового движения во многом совпадает с современным пониманием НРД. Многие движения, которые было принято называть культами во время появления их концепции, сейчас полноправно можно назвать НРД. Старк и Бейнбридж указали на такой макросоциальный аспект, как сила традиционной религиозной организации в обществе, а также на важность такой

индивидуальной характеристики, как уровень образования человека. По наблюдению ученых, люди, наиболее склонные к участию в культах, обладают высоким уровнем образования и открытостью взглядов. Они указали на то, что культы, имея тенденцию распространяться через социальные сети, быстрее всего будут расти, используя каналы, которые наиболее благоприятны для инновационных образований в жизни общества.

Теоретическая модель Льюиса Р. Рамбо (1993 г.) является синтезом и развитием предшествовавших теорий, связанных с религиозной конверсией4. Рамбо рассматривал не просто конкретные проявления конверсии в культы, НРД или религиозные секты, а сам феномен конверсии как универсальный процесс. Согласно его подходу, исследование должно проводиться путем последовательного и комплексного анализа семи стадий религиозной конверсии, получивших названия «контекст», «кризис», «поиск», «столкновение», «интеракция», «приверженность», «последствия».

В определенной мере эта модель повторяет описанные выше теории Лофланда и Старка, Старка и Бейнбриджа. Остановимся на тех ее моментах, которые являются дополнением к ним. Вслед за Старком и Бейнбриджем Рамбо указывает на значимость макросоциальных явлений при изучении первой стадии («контекста»). Важна не только главенствующая в обществе традиционная религиозная организация, но и все институты общества — они дают структурную возможность для всех остальных стадий. На стадии «приверженности», по мнению Рамбо, человек неизбежно сталкивается с необходимостью выбора (присоединяться ли к движению полностью) и публичного свидетельствования о данном выборе. Усвоение новых ролей, изменение языка и участие в ритуалах движения, по концепции Рамбо, на стадии «интеракции» являются индикаторами того, что идет процесс усвоения норм и традиций движения. Таким образом, обращение, по его мнению, полностью завершается на стадии «приверженности», которая отличается окончательным принятием решения, публичным подтверждением совершенного выбора (в процессе ритуала или иным способом), принятием власти группы, биографической реконструкцией и мотивационным переформулированием в соответствии с общепринятыми в движении нормами.

По-своему дополняющим теорию Рамбо стало выявление еще одного индикатора религиозной конверсии — риторики обращенных, которое было предпринято Дэвидом Сноу и Ричардом Мэхэлеком. По их мнению, обращенного можно считать таковым, если его риторика претерпела такие изменения, как: 1) биографическую реконструкцию; 2) отказ от аналогических метафор; 3) принятие роли обращенного; 4) принятие единой схемы атрибуции5. Если совместить это с теоретизированием Рамбо, то получается, что на стадии «интеракции» обращенный частично учится изменениям риторики, в то время как на стадии «приверженности» они являются полностью интернализированными.

Риторика важна не только как индикатор процесса конверсии. Важно учитывать ее свойства при сборе и анализе данных, так как высока возможность получения неистинной информации о процессе конверсии от самих обращенных. Одним из первых на данную проблему обратил внимание Джеймс Бекфорд при исследовании деноминации «Свидетели Иеговы»6. Обращенные рассказывали о своем личном опыте в соответствии с официальной доктриной движения. Их биография была сконструирована или реконструируема в соответствии с ней. Применение индикатора риторики позволило отследить возможные искажения информации.

В 2008 г. автором данной статьи было проведено полевое исследование с целью выяснения применимости положений приведенных теорий к изучению НРД в России. Теоретические концепции тестировались на примере Международного Общества Сознания Кришны (ККСОМ/МОСК). Данное движение для России можно отнести к НРД по следующим основаниям: 1) время возникновения ККСОМ — 1966 г. (основатель — Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада); 2) институционализация движения произошла в 1970-1980-х годах в США; 3) доктрина движения берет свое начало в бенгальском вайшнавизме, который, в свою очередь, находится в русле традиции индуизма. Это позволяет сделать вывод о том, что ККСОМ является выражением инокультурной и инновационной религиозной традиции как для США и Европы, так и для России.

Методом исследования было выбрано полуформализованное интервью. Этот метод помогает наиболее адекватно исследовать деликатные темы, к которым, несомненно, относится проблематика конверсии в НРД. Вследствие труднодоступно-сти объекта выборка была построена методом «снежного кома», но были предприняты процедуры предотвращения ее гомогенности. Выборка включила в себя последователей ККСОМ, которые познакомились с движением и присоединились к нему как в Санкт-Петербурге, так и в других городах России. Длительность участия информантов в движении варьировалась от полутора до десяти лет. Возраст информантов был от 21 до 41 года. Процентное соотношение мужчин и женщин — 60% к 40%.

Исследование выявило возможность определенного использования теоретических положений зарубежных концепций религиозной конверсии к изучаемому отечественному материалу. Было установлено, что обращенные последовательно проходят этапы конверсии, представленные в модели Лофланда и Старка. В тех случаях, когда информантам не был присущ высокий уровень напряжения, действенным оказывался другой фактор конверсии, описанный в рассмотренных концепциях, — побудительное влияние межличностного взаимодействия и социальных связей будущих обращенных. Важно и то, что информанты продемонстрировали свою предрасположенность к религиозному поиску, который выступил как их личностное свойство, вне зависимости от наличия или отсутствия состояния депривации.

Однако данная модель не дала детального понимания содержания процесса конверсии, а также не разрешила проблему определения этапа конверсии, на котором находится человек. Более того, исследование не подтвердило, что освоение доктрин НРД является компенсатором не связанных с религией неудовлетворенных потребностей. Все информанты позиционировали себя как успешных, социально активных людей как «до», так и «после» знакомства с движением. Все они указали на то, что нашли в Международном Обществе Сознания Кришны именно цель своей «духовной жизни».

В то же время использование концепции социальных связей Старка и Бейн-бриджа помогло объяснить, как те информанты, которые не испытывали склонности к поиску новых религиозных форм, стали последователями ККСОМ. Подтвердилось, что информация о движении, приходящая от знакомых людей, воспринимается более доверительно, чем презентованная незнакомцем на улице. Многие информанты указали на то, что изначально они воспринимали посыл движения из рассказов своих знакомых, а только потом знакомились с самой организацией. Интересно отметить, что все информанты, участвовавшие в исследовании, имели вы-

сокий уровень образования и заявляли, что такая ситуация типична для ISKCON. Необходимо отметить, что в процессе наблюдения было выявлено действительное значение для роста данного НРД каналов, передающих инновации. Среди молодежи движение растет благодаря последовательному рекрутированию представителей различных субкультур через социальные сети.

Проведенное исследование показало также и применимость концепции Рамбо для выявления стадий конверсии. В движении существует обряд инициации, когда члены движения получают духовного учителя и новое имя. Как правило, этот обряд производится по прошествии нескольких лет участия в деятельности движения. Все обращенные заявили, что, пока не пройден этот этап, они — «как пассажиры на поезде, и всегда могут сойти». Проверка риторики как индикатора обращения дала основание для вывода о том, что ее свойства действительно присущи стадиям интеракции и полного включения в движение. При этом еще на стадии интеракции начинается биографическая реконструкция, принимается единая схема атрибуции в русле религиозной концепции.

В процессе обращения существует много моментов, таких как социальные характеристики информантов, их прошлые переезды, связи и т. п., которые, если достигнут доверительный контакт с информантом, можно отследить и измерить. Чтобы максимально увеличить возможность получения валидных данных, следует детально ознакомиться с учением движения. Даже если обстоятельства не позволяют проводить исследование на основании полуформализованных интервью и исследование предполагается основывать на анкетировании, автору представляется важным личное проведение анкетирования либо исследователем, либо интервьюером.

Общим выводом может служить то, что представленные теоретические модели конверсии находят свою применимость при исследовании НРД в России. Предполагается необходимым использовать их в совокупности, так как они являются взаимодополняющими. Одним из интересных аспектов применения рассмотренных теорий является возможность с их помощью анализировать на макросоциальном уровне те факторы, которые способствуют религиозной конверсии или, наоборот, препятствуют ей. При этом необходимо особо тщательно разрабатывать план исследования и уделять внимание особенностям доктринальной составляющей НРД.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В данной работе автор придерживается объяснения времени возникновения и классификационных признаков НРД, содержащегося в известных трудах таких зарубежных и отечественных исследователей, как А. Баркер, Г. Мелтон, Б. Уилсон, Е. Балагушкин, И. Кантеров.

2 Lofland J., Stark R. Becoming a World-Saver: A Theory of Conversion to a Deviant Perspective // American Sociological Review. 1965. Vol. 30. No. 6. P. 862-875.

3 Stark R., Bainbridge W. S. A Theory of Religion. New York: Peter Lang, 1987. P. 202.

4 Rambo L. R. Understanding Religious Conversion. New Haven (CT): Yale University Press. 1993.

P. 17.

5 Snow D. A., Machalek R. The Sociology of Conversion // Annual Review of Sociology. 1984. Vol. 10. P. 173.

6 Beckford J. A. Accounting for Conversion // The British Journal of Sociology. 1978. Vol. 29. No. 2. P. 249-262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.