Научная статья на тему 'Опыт исследования конверсации в новые религиозные движения (на примере Международного общества сознания Кришны)'

Опыт исследования конверсации в новые религиозные движения (на примере Международного общества сознания Кришны) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
456
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / КОНВЕРСАЦИЯ / НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНДИКАТОРЫ КОНВЕРСАЦИИ / ДЖ.ЛОФЛАНД / Р.СТАРК / У.С.БЕЙНБРИДЖ / Б.УИЛСОН / ДЖ.БЕКФОРД / Д.СНОУ / Р.МЭЧЕЛИК / Л.ЦУРХЕР-МЛ. / Ш.ЭКЛАНД-ОЛСОН / J. LOFLAND / R. STARK / W. S.BAINBRIDGE / B.WILSON / J.BECKFORD / D. SNOW / R.MACHALEK / L. ZURCHER JR. / SH.EKLAND-OLSON / SOCIOLOGY OF RELIGION / CONVERSION / NEW RELIGIOUS MOVEMENT / THE INTERNATIONAL SO- CIETY FOR KRISHNA CONSCIOUSNESS / SOCIAL NETWORKS / INDICATORS OF CONVERSION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Любимова Александра Игоревна

Статья посвящена опыту применения теоретико-методологических подходов к изучению конверсации в социологическом исследовании новых религиозных движений (НРД). В первой части работы проанализированы феномены конверсации и НРД и дан краткий обзор тех теоретико-методологических подходов, которые использовались при проведении исследования. Вторая часть посвящена результатам эмпирического исследования петербургской общины Международного общества сознания Кришны (ISKCON).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conversion into new religious movements as exemplified by the In- ternational Society for Krishna Consciousness

This paper discusses conversion in the context of sociological research of new religious movements (NRM). In the first part, phenomena of conversion and NRM are defined and a short review is given of theoretical and methodological approaches used in research. The second part deals with the results of an empirical study of the St Petersburg community of the International Society for Krishna Consciousness (ISKCON).

Текст научной работы на тему «Опыт исследования конверсации в новые религиозные движения (на примере Международного общества сознания Кришны)»

УДК 316:298.9

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2010. Вып. 2

А. И. Любимова

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНВЕРСАЦИИ В НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

(на примере Международного общества сознания Кришны)

В связи с малой теоретической и прикладной изученностью конверсации в рамках отечественной социологии религии и религиоведения назрела необходимость в анализе существующих теоретико-методологических подходов к исследованию и способов социологической концептуализации этого феномена, что естественным образом влечет за собой попытку применить их к конкретному объекту. В качестве такого объекта мы избрали конверсацию в новые религиозные движения (НРД).

Первые социологические исследования феномена конверсации относятся ко второй половине XX в., когда на Западе происходил процесс стремительного распространения нетрадиционных для европейской культуры религиозных учений — как ислама, буддизма, индуизма, так и разнообразных новых религиозных движений (НРД). Остановимся подробнее на последних.

Социологическое определение феномена НРД до сих пор остается дискуссионным. Достаточно полное описательное определение данного феномена было предложено Б. Уилсоном. Оно создано на основании исследованных им движений. По Уилсону, НРД характеризуют «экзотическое происхождение; новый культурный стиль жизни; степень вовлеченности в движение, значительно отличающаяся от степени вовлеченности в жизнь традиционной христианской церкви; харизиматический лидер; последователи — преимущественно молодые люди из образованных и обеспеченных слоев общества; необычность, привлекающая общественное внимание; деятельность на международном уровне; время возникновения — последние 1,5 десятилетия»1 [цит. по: 9, с. 6]. Описанные выше признаки могут частично или в полном объеме соответствовать любому НРД. Можно предположить, что принятие решения о вступлении в такое движение будет обладать некими универсальными характеристиками.

Определение феномена конверсации также до сих пор является дискуссионным. Концепции конверсации создавались для разных типов религиозных движений. Нам представляется необходимым проверить изложенные ниже концепции на материале НРД. Основополагающая для нашего исследования процессная модель конверсации Дж. Лофланда и Р. Старка создавалась на базе движения Церкви Объединения [2]. Используя определение, данное Уилсоном, можно сказать, что в настоящее время Церковь Объединения является одним из классических примеров НРД.

Опираясь на работы Дж. Лофланда и Р. Старка, а также Д. Сноу и Р. Мэчелика [3], можно дать следующее рабочее определение данного феномена: конверсация — это процесс изменения религиозной идентичности индивидов, характеризующийся отказом от старых систем верований и образцов поведения в пользу новых систем верований и образцов поведения. Данный процесс осуществляется путем включения в деятельность религиозного движения, являющегося нетрадиционным для того или иного общества.

1 Данное определение было дано Б. Уилсоном в 1981 г. [6].

© А. И. Любимова, 2010

На Западе проводится множество исследований по верификации тех или иных моделей конверсации, которые осуществляются чаще всего усилиями социологов. Они основаны на материале различных религиозных движений, в том числе и НРД. Кроме того, ученые пытаются осуществить попытки классификации моделей конверсации [6].

Отечественные исследования НРД [8, 10] проводятся главным образом усилиями религиоведов и имеют преимущественно описательный характер, поскольку внимание авторов сосредоточено на динамике возрастания или убывания численности, анализе вероучительских текстов, поверхностном обзоре основных доктринальных положений и структурной организации движений. В целом, работы отечественных ученых малоинформативны в смысле получения знания о специфике конверсации в новые религиозные движения.

В качестве основы для формирования дизайна исследования была взята весьма востребованная в западной социологии религии модель процесса конверсации, разработанная Дж. Лофландом и Р. Старком [2]. Модель явила собой прорыв в исследованиях конверсации. В ней удачно совместились тезис о депривации как важном факторе конверсации и концепция значимости взаимодействий между участниками движения и теми, кто находится вне движения. По мысли Лофланда и Старка, процесс конверсации состоит из семи стадий:

1. Длительное и остро переживаемое состояние напряженности.

2. Предположение, что выход из такого состояния можно осуществить при условии обращения к какому-либо религиозному учению.

3. Обнаружение предрасположенности к религиозному поиску.

4. Встреча с представителями конкретного религиозного движения в поворотный момент жизни.

5. Установление отношений с одним или несколькими последователями данного движения.

6. Ослабление связей вне движения и постепенная утрата их в процессе взаимодействия с членами движения.

7. Все более интенсивное воздействие со стороны членов движения и, как следствие, полное включение в деятельность движения.

Анализ модели позволяет заключить, что процесс конверсации делится на два этапа. Первые три стадии характеризуют депривацию и предрасположенность к членству в той или иной организации. Последующие четыре стадии описывают процесс, благодаря которому «возможный последователь» превращается в актуального конвертита. Это состояние возникает в результате взаимодействия между потенциальным обращенным и членами движения.

В ряде других зарубежных исследований положения теоретической модели Лофлан-да и Старка были либо развиты, либо подверглись конструктивной критике. В монографии «Теория религии» Р. Старк в соавторстве с У. С. Бейнбриджем изложили свой вариант функционалистской концепции религии [5]. По их мнению, феномена конверсации как такового не существует, существует лишь процесс «присоединения» к тому или иному движению. Он выполняет компенсаторную функцию для социально депри-вированных субъектов. Таким образом они намеренно пытаются заместить недостаток желаемых социальных статусов и материальных благ путем приобретения их в движении.

Интересными являются и частные теории, относящиеся к феномену конверсации. Например, концепция Дж. Бекфорда [1], согласно которой конвертиты склонны рекон-

струировать свою биографию в соответствии с идеологией движения. Этот тезис был развит Д. Сноу и Р. Мэчеликом [3, р. 173-174] в предложенной ими конструктивистской концепции индикаторов риторики конвертитов, которая является частью более общей модели индикаторов конверсации. В контексте исследования нам представляется перспективным применение «демонстративных индикаторов» для определения этапа процесса конверсации [3, р. 171].

Другая сторона феномена конверсации — вклад социальных сетей — получила развитие в коллективной монографии «Понимая религиозную конверсацию» Д. Сноу, Л. Цурхера-мл. и Ш. Экланда-Олсона. В указанной работе обнаруживается социологическая модель «каналов рекрутирования в социальном пространстве» [7].

В период с мая по октябрь 2008 г. нами было проведено исследование петербургской общины Международного общества сознания Кришны (ИКСОМ). ИКСОМ можно отнести к НРД по следующим основаниям:

1. Время возникновения ИКСОМ — 1966 г. (основатель — Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада).

2. Институционализация движения произошла в 70-80-х годах ХХ в. в США.

3. Доктрина движения является переосмыслением религиозной традиции индуизма.

Полевой этап включил в себя две последовательные стадии: проведение включенного наблюдения и полуструктурированных интервью. В ходе наблюдения удалось познакомиться с жизнью общины, установить межличностные контакты с членами движения. Восемь полуструктурированных интервью позволили получить представление о процессе конверсации в ИКСОМ.

В программе исследования были выдвинуты гипотезы, соответствующие интересующим нас теоретико-методологическим подходам:

1. Процесс конверсации в ИКСОМ соответствует эмпирической модели Лофланда и Старка.

2. Конвертиты имеют нереализованные социальные и материальные потребности и вступают в движение с намерением получить желаемые статусы и блага.

3. Интенсивная интеракция приводит будущего обращенного к прохождению ритуала инициации и, как следствие, к завершению процесса конверсации.

4. Уровень доверия к новому движению намного выше, если информация приходит через людей из социальной сети будущего конвертита.

5. Будущие обращенные, а также те, кто уже завершили этот процесс, склонны использовать свои социальные сети как каналы рекрутирования новых членов.

6. Риторика обращенных представляет собой один из ключевых индикаторов кон-версации.

На основании результатов проведенного исследования были сделаны следующие выводы о специфике процесса конверсации.

1. Перед первым контактом с членами движением будущие обращенные испытывают остро переживаемые состояния напряженности.

Такое состояние как фактор, необходимый для обращения, не является определяющим для ИКСОМ. Лишь двое информантов находились в состоянии, которое переживалось ими как напряженное. В первом случае — вследствие неудачных романтических отношений, во втором — индивидуальных психологических особенностей.

Инф.: Я страдала от этой связи и не хотела ее отпускать. Я страдала и говорила—Господи! Сделай что-нибудь (№ 6, стр. 49)2.

2Здесь и далее в оформлении цитат из интервью используются следующие обозначения. Инф.—

Инф.: Всю жизнь у меня были панические мысли, что в 21 год я должен умереть, я не знаю, откуда это пошло (№ 4, стр. 38).

Трое из информантов указали на то, что испытывали напряженность, но при этом их риторика соотносилась с идеологией движения, которое не приемлет употребление алкоголя и наркотиков.

Инф.: Если честно, мне сейчас кажется трудностью то, 'что я преодолевал наркотики, а тогда мне казалось, что все так делают, и я не испытывал затруднений (№ 8, стр. 57).

Заявления этих информантов можно рассматривать как показательные примеры биографической реконструкции, поскольку они переоценили свой предшествующий жизненный опыт в соответствии с идеологией, исповедуемой адептами движения.

2. Первый контакт с участниками движением происходит, когда начинается новый этап в жизни будущего конвертита.

У большинства информантов «поворотный момент» в жизни так или иначе связан со сменой места жительства, что ассоциировалось с началом новой жизни:

Инф.: Может быть, все это вступление в Сознание Кришны для меня пошло на волне счастья, новой жизни. Пошла волна изменений, все так хорошо — это произошло (№ 3, стр. 30).

Двое информантов указали, что, зная о движении, они приняли окончательное решение войти в 18КСО^ только сменив место жительства.

Инф.: А потом приехал в Питер, перевелся сюда <. . . > где-то через год опять переслушал лекции, и понял, что нужно что-то делать <. . . >. В Интернете нашел время, место, где проводится харинам3, пришел туда (№ 5, стр. 44).

Радикальные изменения в жизни индивидов дают возможность вовлекать этих индивидов в НРД. Снижается общий уровень социального контроля. Особенно ярко это проявляется при перемене места жительства.

3. Будущие обращенные испытывают склонность искать в происходящем в их жизни религиозно ориентированные/мистические причины и/или верить в Бога еще до начала процесса конверсации.

Все информанты интерпретируют свои биографии в религиозном/мистическом контексте. Семеро из них указали, что верили в Бога, но предрасположенность интерпретировать вещи в мистическом ключе проявлялась в склонности видеть вмешательство потусторонних сил в повседневную жизнь. В пользу этого свидетельствуют указания информантов на вещие сны, веру в то, что Бог ведет по жизни в качестве ключевых звеньев понимания и трактовки реальности.

Инф.: Меня часто Кришна ведет через сны. Мне снятся вещие сны, и знаю по ним, как мне поступать. Сон указал, какой мне отель надо было выбрать (№ 6, стр. 50).

4. Еще до начала процесса конверсации информанты разочаровались в традиционной религиозной картине мира.

Четыре человека выразили неудовлетворение традиционной религиозной картиной мира. Биографическое время осознания несоответствия картины мира в традиционной религии по представлениям информантов было разным, но причины разочарования можно свести к двум.

информант. Для обозначения коротких пауз, заминок используется многоточие. Знаком <... > обозначается пропуск в цитате. Каждая цитата сопровождается указанным в скобках номером интервью и номером страницы с расшифровкой.

3 Публичное шествие общины, сопровождающееся воспеванием имен Кришны.

Например, один из информантов верил в Бога, но, рассматривая традиционную христианскую (православную) веру как возможный вариант, еще в юношеском возрасте пришел к следующему:

Инф.: Я всегда был уверен, что есть какой-то высший разум, у меня не было сомнений, но то, что я читал, например, Библию, меня не устраивало. Как-то так случилось, что я видел много передач, в журналах что-то читал, где ученые опровергали Библию (№ 5, стр. 46).

В качестве еще одной причины отказа от православия информанты назвали недостаточную включенность в повседневные практики религиозного института:

Инф.: Не было той включенности, не получала удовлетворения того, какое бы я хотела получить <. . . >. Опять же я не получала такого общения, ну так же как и все, условно православный, наверное, уже тогда я задумывалась о других вариантах (№ 3, стр. 33).

5. Будущие адепты испытывают интерес к различным религиозным учениям и ищут наиболее удовлетворяющие их картине мира религиозные концепции.

Информанты испытывали интерес к различным религиозным учениям и искали религию, которая будет соответствовать их картине мира. Интерес к религии варьируется от простого знакомства с различными религиозными концепциями до глубокого изучения литературы и посещения собраний членов различных движений — от сект и НРД до традиционных конфессий. В целом, информанты указали на то, что религиозные доктрины, которые они рассматривали, не смогли их увлечь.

Инф.: Религиоведение всегда меня .занимало. Я прочитал до 14 лет немало литературы религиозной — я читал практически все, и то, что мне давала бабка, Свидетелей Иеговы. Какая-то некоторая ложь, недоговоренность в этом всем, в символике (№ 2, стр. 25).

Информанты продемонстрировали общую тенденцию включения религиозной картины мира в свое уже упорядоченное вйдение жизни. Все проявили себя как люди, которым требовалось вникнуть в идеологию движения, найти в нем то, что выражало бы их отношение к миру.

6. Будущие обращенные не указали на то, что искали в движении возможности достигнуть желаемых социальных статусов и материальных благ.

Никто из информантов не указал на то, что находился в состоянии, характеризующемся депривацией: отсутствием социальных связей и т. д. Несмотря на то, что многие из информантов сменили место жительства, учебное заведение, они не испытывали недостатка в общении, финансовых затруднений, имели жилье и т. д.

Все искали лишь высокой степени включенности в движение, в котором их единомышленники будут способны общаться с ними на интересующие их темы на необходимом им уровне.

Инф.: Что мне нравится —это та степень, в которой ты погружаешься в религию, то есть вот этой вот не хватало, доли истовости, здесь, внутри, и ты сам ощущаешь отдачу (№ 3, стр. 34).

7. У будущего обращенного устанавливаются прочные отношения с членами движения и ослабляются связи, существующие вне движения, либо эти связи начинают ослабевать в процессе интенсивной интеракции с участниками движения.

Все информанты подчеркивали, что в религиозной общине их приняли крайне радушно. Напомним, что большинство информантов пережили переезд, что привело к отдалению от родственников и снижению социального контроля. Так, например, одна из респонденток приняла решение стать членом движения, вдохновившись проповедью

гида на отдыхе, но этому предшествовал разрыв главной контролирующей связи — романтических отношений.

Все участники исследования подтвердили, что со временем связи с людьми, не участвующими в движении, ослабевают. Так или иначе, находя круг единомышленников и встречая непонимание со стороны некоторых друзей и знакомых, конвертиты от них отдалялись.

8. Интенсивная интеракция приводит будущего конвертита к прохождению ритуала инициации и, как следствие, к завершению процесса обращения.

В движении ИКСОМ существует ритуал инициации, прохождение которого свидетельствует о том, что вновь обращенный готов перейти на новый уровень, то есть принять учителя. Только двое из опрошенных прошли инициацию. Третий информант получил параматму4, что соответствует подготовительному к инициации этапу. Таким образом, только трое из наших информантов завершили процесс конверсации полностью, остальные пока остановились на предшествующем этапе, еще двое информантов уже выбрали себе духовного учителя, но еще не получили параматму. Информанты утверждают, что пока они не приняли инициацию, они как «пассажиры на поезде и всегда могут сойти», «только играют в настоящих верующих».

9. Круг общения обращенного состоит преимущественно из членов его движения.

Круг общения прошедших инициацию и тех, кто максимально приблизились к данному ритуалу, включает преимущественно членов движения. Например, информантка, которая вместе с мужем прошла этот ритуал пять лет назад, сейчас общается исключительно в рамках своей семьи и членов движения, у нее «не складываются отношения с обществом», потому что она не работает и «занимается служением мужу и движению». Многие информанты привели в движение друзей. Двое снимают жилье вместе с другими адептами. Остальные информанты, которые еще не задумывались серьезно об инициации, сохранили прежнюю структуру связей.

10. Первая информация о движении приходит не только через незнакомцев, но и через знакомых людей, что позволяет установить больший уровень доверия к новому движению.

Все информанты указывали, что до близкого знакомства с движением слышали в СМИ о последователях ИКСОМ либо видели их на улице. Движение не заинтересовало их в тот момент настолько, чтобы заняться самостоятельными поисками последователей движения и воспринять его концепцию всерьез. Близкое знакомство с движением произошло после образования межличностных контактов с его членами. Одному из информантов однокурсник предложил прослушать записи «научных лекций о духовности и религии». Лекции эти предназначались для начинающих, и только прослушав часть их, он осознал, что столкнулся с учением ИКСОМ. Информантка, которую изначально не привлекало учение ИКСОМ, заинтересовалась им, когда у нее образовалась романтическая связь с последователем данного движения.

Многие информанты отмечали, что, если бы к ним на улице подошел незнакомец и предложил, например, почитать Бхагавад-гиту5, они ответили бы отказом. Респондентов не привлекали публичные шествия последователей ИКСОМ, а символика и традиции движения казались им чуждыми. Доверие к данному движению возникло благодаря тому, что изначально информация исходила от знакомых людей. Большую роль сыграла и постепенность получения этой информации, то есть она поступала не сразу

4 Обет потенциальному учителю.

5 «Бхагавад-гита» является одним из священных писаний индуизма и играет особо важную роль в вайшнавизме.

в полной мере, а частями. Все сказанное позволяет сделать вывод о значимости социальных сетей для распространения информации об ISKCON и увеличения количества его последователей.

11. Будущие обращенные, а также те, кто уже завершили этот процесс, склонны использовать свои социальные сети как каналы рекрутирования новых членов.

Большинство информантов привели в движение друзей и знакомых вместе с собой. Уже став адептами движения, они продолжили активно просвещать друзей и знакомых относительно учения ISKCON.

12. Риторика позволяет установить этап процесса конверсации.

Согласно концепции риторики конвертитов [3, р. 173-174], в речи обращенных обнаруживается четыре эмпирических индикатора, свидетельствующих о конверсации. В риторике наших респондентов удалось выявить три из четырех эмпирических индикаторов: биографическую реконструкцию, использование единой схемы атрибуции, принятие роли обращенного. На основании результатов исследования можно сделать вывод, что изменения риторики свойственны и тем информантам, которые только подходят к завершающему этапу процесса конверсации — прохождению обряда инициации.

Итак, подведем итоги исследования. Полученные результаты свидетельствуют о перспективности использования модели Лофланда и Старка, а также более частных теорий индикаторов конверсации и каналов рекрутирования для получения достоверных знаний о процессе конверсации в НРД. Предположение Старка и Бейнбриджа о компенсаторной функции «присоединения» в нашем исследовании не нашло своего подтверждения. Возможно, это связано с тем, что данная концепция не способна объяснить ISKCON, либо подобный подход может объяснить только часть генеральной совокупности респондентов.

В заключение представляется необходимым отметить следующие аспекты, важные для исследования конверсации в НРД. Изменения в риторике обращенных позволяют идентифицировать наиболее осведомленных в учении и практиках движения участников. Однако появляется сомнение в возможности получения валидных данных. Данная проблема, на наш взгляд, может быть разрешена. В процессе обращения можно выявить такие компоненты (социальные характеристики информантов, их прошлые переезды, связи и т. п.), которые, если достигнут доверительный контакт с информантом, доступны для измерения. Получению валидных данных способствует детальное изучение религиозной доктрины движения.

Принимая во внимание результаты исследования и слабую разработанность данной темы в российской социологии религии, представляется необходимым проведение дальнейших исследований, способствующих разработке нового методологического инструментария для изучения конверсации.

Литература

1. Beckford J. A. Accounting for Conversion // The British Journal of Sociology. 1978. Vol. 29. N 2. P. 249-262.

2. Lofland J., Stark R. Becoming a World-Saver: A Theory of Conversion to a Deviant Perspective // American Sociological Review. 1965. Vol. 30. N 6. P. 862-875.

3. Snow D. A., Machalek R. The Sociology of Conversion // Annual Review of Sociology. 1984. Vol. 10. P. 167-190.

4. Snow D. A., Zurcher L. A., Ekland-Olson Sh. Jr. Social Networks and Social Movements: A Microstructural Approach to Differential Recruitment // American Sociological Review. 1980, Vol. 45, N 5. P. 787-801.

5. Stark R., Bainbridge W. S. A Theory of Religion. New York, 1987.

6. Wilson B. The social impact of new religious movements. New York, 1981. 235 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Wohlrab-Sahr M.. Konversion zum Islam in Deutchland und den USA. Frankfurt/Main; New York, 1999. 401 p.

8. Балагушкин Е. Г., Шохин В. К. Религиозный плюрализм в современной России: новые религиозные движения на постсоветском этапе // Мир России. 2006. Т. XV. № 2. С. 62-78.

9. Баркер А. Новые религиозные движения: Практическое введение. СПб., 1997. 282 с.

10. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России: Религиоведческий анализ. М., 2006. 472 с.

Статья поступила в редакцию 14 апреля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.