Научная статья на тему 'Теории международной торговли и торговая политика'

Теории международной торговли и торговая политика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6084
1667
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теории международной торговли и торговая политика»

Теории международной торговли и торговая политика

К. Г. Бородин

Кандидат экономических наук

Первые попытки теоретического обоснования процессов международной торговли относятся к ХУ-ХУ!!! векам, когда возникла и развивалась экономическая теория меркантилизма. Представления меркантилистов основывались на ограниченности мирового богатства, которое, главным образом, ассоциировалось с количеством золота и серебра. Поэтому соответствующая этим представлениям торговая политика была направлена на развитие экспорта и всякое ограничение импортных закупок, т.к. они помогали вывозить деньги за пределы страны. Такая политика способствовала притоку денег, формой аккумуляции которых были накопления (в золоте или серебре).

Исходным этапом в развитии классической теории международной торговли стали идеи либерализации торговли А.Смита. В отличие от меркантилистов он утверждал, что как в импорте, так и экспорте каждое государство имеет абсолютное преимущество и попытался ответить на вопрос - какие товары выгодно экспортировать, а какие -импортировать. Теоретический анализ внешней торговли был основан на предположении, что мировая торговля осуществляется между двумя странами, в странах производится два товара и торговля происходит без каких-либо ограничений. Исследования однофакторной модели абсолютных преимуществ позволили прийти к выводу: международная торговля будет выгодной для

двух стран тогда, когда каждая из них экспортирует товар, в производстве которого она имеет абсолютное преимущество (меньшие издержки) и импортирует товар, который с наименьшими издержками производит страна-партнёр.

Идеи А.Смита были изложены в книге "Исследования о природе и о причинах богатства народов” в 1776 году, а в 1817 году Д.Рикардо опубликовал работу "Принципы политической экономии и налогообложения”, в которой показал целесообразность международной торговли в тех случаях, когда страна не имеет абсолютного преимущества в производстве товаров. В соответствии с главной идеей работы страна обладает сравнительным преимуществом в производстве конкретного товара, если альтернативные издержки его производства, выраженные через количества других товаров, в ней будут ниже, чем в других странах. Таким образом, международная торговля приносит выгоды каждой стране, если эти страны будут иметь сравнительное преимущество в производстве экспортируемых товаров.

В основе теории сравнительных преимуществ лежит ряд исходных предпосылок. Как и в модели абсолютных преимуществ использована модель, при которой мировая торговля ограничивается как бы двумя товарами и происходит между двумя странами, издержки производства представлены только заработной платой.

Последующее развитие теория сравнительных преимуществ получила в работе Д.Милля "Принципы политической экономии” [3, с.88], в которой было установлено, что относительная цена товара будет стремиться к промежуточному значению между ценами, которые были у товаров до начала торговли.

В дальнейшем модель Д.Рикардо была расширена до большого числа товаров. На основе анализа величины соотношения удельных трудозатрат и величины отношения ставок заработной платы в двух странах выявлялось относительное преимущество каждой страны в производстве конкретного товара. Экономика одной страны будет иметь преимущество в издержках по всем товарам, по которым её относительная производительность будет превышать величину относительной заработной платы. По остальным товарам сравнительное преимущество принадлежит стране-партнёру. В этих условиях международная торговля способствует росту отраслевой специализации каждой из стран на внешнем рынке за счёт наиболее эффективного использования собственных трудовых ресурсов.

Усовершенствованная модель Д.Рикардо не учитывает транспортных расходов, которые если даже и не дают оснований к пересмотру принципов определения сравнительного преимущества, тем не менее, влияют на политику самообеспечения продукцией некоторы/х отраслей.

В числе прочих принятых условий теории сравнительных преимуществ - мобильность трудовых ресурсов, которая не позволяет сделать выводы о распределении дохода от торговли внутри страны. Если предыдущие теории иллюстрировали бесспорные выгоды от международной торговли на национальном уровне, то в реальных условиях сложного по величине затрат и времени перевода трудовых ресурсов из одной отрасли в другую доход от торговли может распределяться по группам населения неравномерно.

Таким образом, теория Д.Рикардо связывает сравнительные преимущества

с разной эффективностью использования в различных странах одного и того же фактора производства - труда.

Шведские экономисты Э.Хекшер и Б.Олин предположили, что международная торговля обусловлена, главным образом, неодинаковой ресурсной оснащённостью и интенсивностью использования ресурсов в разных странах. Теория Хекшера-Олина, в основе которой доступные в разных странах факторы производства используются при производстве данного товара в определённой, специфичной для некоторой страны, пропорции, также получила название теории пропорциональных факторов.

Модель Хекшера-Олина является моделью двухфакторной экономики (труд и земля), в соответствии с предположениями, оба фактора используются в производстве товаров (товар 1 и товар 2) в каждой из двух отраслей. Предполагается, что в двух странах (страна А и страна В) имеются одинаковые предпочтения, соответственно - относительно идентичные спрос и предложение при одинаковой относительной цене на товар; производство товаров происходит по одинаковым технологиям (один из товаров - трудоёмкий (1), другой - капиталоёмкий (2)); страна А имеет более высокое отношение объемов производства товаров 1 и 2, т.е. имеет большее относительное предложение товара 1; различие состоит в величинах каждого из двух ресурсов.

Следует отметить, что, как и предыдущие модели классической теории международной торговли, так и данная - представляет собой двустрановую модель внешней торговли, т.е. в этом случае вся международная торговля ограничена торговлей между двумя странами.

В ходе исследований взаимной торговли выяснилось сближение относительных цен, в результате чего новая относительная мировая цена на товар 1 (в соответствии с представлениями о двустрановой модели - цена в стране В) - снижается, цена в стране А - растёт. В стране А рост относительной цены на товар 1 способствует росту его производства и сни-

жению относительного потребления. Таким образом, страна А становится экспортёром товара 1 и импортёром товара

2, а страна В - экспортёром товара 2 (если провести аналогичные рассуждения для товара 2) и импортёром товара 1.

Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что страныы стремятся экспортировать те товарыы в производстве которых они имеют относительно избы/точны/е факторыI производства, и импортировать товарыы в которых использованы относительно дефицитные для страны факторы (теорема Хекшера-Олина).

В результате торговли происходит конвергенция относительных цен, которая обуславливает соответствующее изменение относительных доходов, в частности, рабочих и землевладельцев. Относительная цена товара 1 в стране А растёт и в выигрыше здесь остаются рабочие, использующие свой труд для получения дохода, а проигрывают землевладельцы.

Экономика страны В. Снижение цены на товар 1 падает и приводит к противоположному эффекту - убыткам для рабочих и росту благосостояния для землевладельцев.

Таким образом, торговля способствует росту доходов у владельцев избыточных факторов производства и приносит убытки владельцам дефицитных факторов.

Поскольку товар, экспортируемый из страны А является более трудоёмким, по сравнению с тем товаром, который она импортирует, можно говорить о том, что она экспортирует относительно избыточный фактор (труд), а импортирует - относительно ограниченный (капитал). Следовательно, в заданных условиях двустрановой модели пропорциональных факторов торговля приводит к выравниванию цен на факторы производства (теорема Хекше-ра-Олина-Самуэльсона).

Между тем, на практике выравнивания цен на факторы производства не происходит. Ответом на расхождение теории и практической экономики являются следующие предположения:

1 ) страны производят оба вида товаров;

2) страны используют одну технологию;

3) торговля вызывает равенство цен на один и тот же товар в двух странах.

Предполагается, что различия в отношении количества труда и капитала, численности квалифицированных и неквалифицированных рабочих не обязательно приведут к выравниванию цен на факторы производства.

Допущение об использовании странами одной технологии на практике нередко не выполняется. Страны, в которых широко применяются передовые технологии, как правило, предоставляют рабочим более высокую зарплату, чем в менее индустриально развитых странах, относительная цена земли здесь также выше.

Различие в ценах может быть обусловлено за счёт естественных (транспортные и некоторые другие издержки) и искусственных (торговые барьеры) ограничений.

Теория Хекшера-Олина является одной из основополагающих теорий международной торговли, поэтому её основные положения являются объектами эмпирических проверок иногда на основе весьма трудоёмкого статистического анализа данных отдельных стран.

Наиболее известной проверкой корректности теории пропорциональных факторов стало исследование В.Леонть-ева (1953), в котором он выполнил расчёт полных затрат труда и капитала на внешнюю торговлю США.

После Второй мировой войны США являлись наиболее богатой страной в мире. Капитал в то время был объективно избыточным фактором производства и первоначальную гипотезу о том, что США должны экспортировать капиталоёмкие товары и импортировать трудоёмкие, В. Леонтьев построил на анализе структуры внешней торговли США за 1947 год. Он определил соотношение затрат труда и

капитала, использованных для производства экспортной продукции стоимостью 1 млн долл. для каждой отрасли промышленности. По структуре импорта за тот же год, из которого были исключены товары, которые в стране не производились, В.Ле-онтьев рассчитал соотношение капитала и труда, необходимое для производства отечественных товаров, которые могли бы заменить импортные.

Вопреки ожиданиям результат оказался противоположным, т.е. американский экспорт был менее капиталоёмким, чем импорт. Повторный анализ данных за 1951 год подтвердил результат, который получил название парадокса Леонтьева.

В дальнейшем предпринимались неоднократные проверки теории Хекше-ра-Олина, которые доказали устойчивость парадокса Леонтьева. В частности, в 1987 году Б.Боуэн, Э.Лимер и Л.Свейка-ускас на примере 27 стран и 14 факторов производства рассчитали отношение каждого фактора производства, используемого страной, к общемировому предложению этого фактора. После чего они сравнили эти отношения с долей каждой страны в общемировом доходе.

В соответствии с теорией Хекше-ра-Олина, страна должна экспортировать факторы, доля которых превышает долю дохода и импортировать те факторы, доля которых меньше доли дохода. Почти для 2/3 факторов производства торговля происходила в теоретически обоснованном направлении менее чем на 70%.

В качестве наиболее вероятных причин, по которым были получены противоречивые результаты, рассматривались следующие:

1) США имеют конкурентные преимущества в производстве высокотехнологичных изделий (например - самолёты и компьютерные чипы), которые могут оказываться менее капиталоёмкими, чем изделия, в производстве которых используются отработанные технологии. Исходя из этого, США должны экспортировать товары, при изготовлении которых в значительной мере был использован высоко-

квалифицированный труд и передовые технологии, и импортировать товары с высокими удельными капиталозатратами [4, с.1 09].

2) США импортируют большое количество капиталоёмкого сырья, поэтому если в американских экспортных товарах используется большое количество такого сырья, то это делает капиталоёмким и американский экспорт. Когда Д.Хартигэн повторил расчёты Леонтьева, исключив отрасли, зависящие от капиталоёмкого сырья, парадокс исчез.

Несмотря на неоднозначные, иногда противоречивые результаты тестирования, теория пропорциональных факторов продолжает удерживать ведущую роль для объяснения влияния ресурсов на характер торговли, а также - влияния внешней торговли на распределение доходов.

Три рассмотренные модели образуют полный перечень классических теорий международной торговли. Каждая из них концентрирует свои возможности исследования на различных особенностях международной торговли, игнорируя при этом определённые свойства реальной экономики.

Несмотря на определённые различия, классические модели имеют общие черты:

1. производственный потенциал некоторой страны может быть задан кривой производственных возможностей. Различия производственных возможностей стимулируют развитие торговли;

2. производственные возможности конкретной страны определяют для неё кривую относительного предложения;

3. точкой мирового равновесия служит точка, определяемая кривой мирового относительного спроса и кривой мирового относительного предложения, которая находится между кривыми относительного предложения двух стран.

Таким образом, общие особенности моделей позволяют рассматривать классические модели как частный случай более общей стандартной модели экономики.

Учитывая особое значение этой модели - основного теоретического инструмента изучения процессов международной торговли, необходимо её рассмотреть более подробно.

Базовые принципы стандартной модели были разработаны Ф.Эджуортом и

Г.Хэберлером. Модель рассматривает двустрановую экономику, в которой мировая торговля представлена торговлей между двумя странами - А и В. В каждой из стран производятся два товара (1 и 2), которые вместе и образуют предмет международной торговли.

График 1

Влияние относительной цены товара 2 на относительное предложение

Производство товара 1

Источник:

П.Кругман, М.Обстфельд - Международная экономика. - СПб.: Питер, 2003. - 832 с.

Допущениями модели являются: предположение о том, что покупатели будут стремиться к потребительскому оптимуму (графически это реализовано с помощью кривых безразличия), действия производителей направлены на максимизацию прибыли, рынки функционируют в условиях совершенной конкуренции (равновесная цена соответствует предельным издержкам производства).

Если модель сравнительных преимуществ рассматривала полную специализацию стран на товарах своего относительного преимущества, то в основе стандартной модели лежит предпосылка о растущих издержках замещения, что соответствует положениям экономической теории и в большей степени отвечает экономической практике.

На графике (см.рис.1) приведена кривая ИИГ которая является линией производственных возможностей. Точки выше кривой характеризуют объём производства, который недостижим при использовании действующих технологий, точки внутри кривой интерпретируют объёмы производства, когда ресурсы страны работают неэффективно. Эконо-

мика будет обеспечивать максимальную стоимость выпускаемой продукции в точках кривой ИИГ в частности в точке 0^ (касательная к кривой в точке 0^ является т.н. линией равной стоимости). Соответствующая фактическому выпуску товаров, точка на этой кривой 0^ зависит от отношения относительных цен товаров 1 и 2: Р, /Рг

График 2

Производство, потребление и торговля в стандартной модели.

Источник:

П.Кругман, М.Обстфельд - Международная экономика. - СПб.: Питер, 2003. - 832 с.

Предположим, что величина Р1 /Р2 увеличилась. Наклон касательной (линии равной стоимости) также вырастет и её точка пересечения с кривой - 02 будет соответствовать новому значению объёма производства. Таким образом, увеличение относительной цены на товар 1 приведёт к росту его производства и сокращению производства товара 2.

График на рис. 2 характеризует взаимосвязи производства, потребления и внешней торговли страны в стандартной модели. В соответствии с допущениями модели предпочтения потребителей являются одинаковыми для страны.

Стоимость производства в модели эквивалентна стоимости потребления. Таким образом, линия равной стоимости

производства, соответствующая точке 0, достигает точки С, в которой является касательной к наивысшей из достижимых кривой безразличия (отражает предпочтения покупателей). Точка С соответствует достижению наивысшего благосостояния и определяет объёмы потребления экономики.

Как следует из рис. 2, производство товара 2 превышает его потребление, поэтому излишки производства товара 2 идут на экспорт. Соответственно потребность в товаре 1 превышает его производство, и экономика вынуждена импортировать товар 1.

Согласно теории пропорциональных факторов, в экономике страны происходит перемещение факторов производства в экспортоориентированную отрасль, которое вызывает повышение цены на экспортный товар. При увеличении Р1 /Р2 точка производства смещается из 01 в 02. Потребление переходит из точки С в точку, лежащую на новой кривой безразличия, которая располагается выше предыдущей. В этой связи можно говорить об увеличении благосостояния, которое произошло за счёт повышения дохода от экспорта (эффект дохода) и о росте потребления импортной продукции в сравнении с экспортной (эффект замещения).

Таким образом, повышение относительной цены на импортную продукцию приводит к снижению благосостояния страны, а повышение относительный цены на экспортную продукцию способствует повышению благосостояния.

В результате участия страны в международной торговле определённые выгоды получают: потребители импортных товаров, в связи с тем, что они получают возможность их покупать по более низким ценам, чем аналогичные отечественные товары; производители экспортной продукции, т.к. происходит рост объёмов производства и увеличение цен. Потери от участия страны во внешней торговле несут: производители товаров, конкурирующих с импортными. Происходит сокращение предложения отечественных товаров в связи с более высокими их издержками производства.

Стандартная модель позволяет исследовать различные частные случаи международной торговли: торговля между малой и большой страной, торговля на основе различия в предпочтениях, последствия изменения мирового предложения в результате экономического роста и т.д. Она даёт возможность изучать все основные параметры внешней торговли (специализацию страны в производстве определённых товаров, выигрыш от торговли и его распределение между странами), определять важнейшие характеристики национальной экономики (уровни производства и потребления и т.д.).

В связи с тем, что в нынешней мировой экономической практике происходят качественные структурные сдвиги, такие как увеличение в мировом производстве доли высокотехнологичной продукции, рост удельного веса внутриотраслевой торговли и т.д., которым достаточно сложно дать полное толкование на основе классического аппарата, особую роль для анализа начинают приобретать альтернативные теории международной торговли.

Альтернативные теории можно условно делить на два направления. Первое направление основывается на творческом развитии основных положений классической школы. Последователи второго, радикального направления нацелены на более решительный пересмотр классических концепций и попытку создания принципиально новых теорий.

Теория специфических факторов производства была разработана П.Самуэльсоном и Р.Джонсом в 1971 году, в которой теоретическая концепция Хек-шера-Олина получила дальнейшее развитие. В данной теории рассматривается гипотетическая экономика, которая производит два товара и распределяет один ресурс (труд) между отраслями. Два других фактора - капитал и земля не являются мобильными, и каждый из них используется только в одной отрасли.

В качестве исходной предпосылки из общей экономической теории была взят закон убывающей отдачи, в соответствии с которым каждая дополнительная

единица труда, вложенного в производство, обеспечивает меньший прирост его объёмов. Это предположение, отражающее реальную экономическую ситуацию, позволило получить важные результаты.

Различия в обеспеченности факторами производства обуславливают различия в относительных ценах на товары, которые стимулируют взаимную торговлю. В процессе международной торговли, развивается производство в экспортоориентированных отраслях, развиваются факторы, связанные с ними, в эти же отрасли происходит перемещение мобильного фактора (труда), которое способствует оттоку трудовых ресурсов из импортоориентированных отраслей.

Таким образом, совершается перераспределение доходов, характер которого приводится в теореме Самуэльсона-Джонса: увеличиваются доходы владельцев фактора, являющегося специфическим для экспортных отраслей и сокращаются доходы владельцев фактора, специфического для отраслей, конкурирующих с импортом.

Эффект масштаба в международной торговле. Истоки данной теории восходят к А.Маршаллу, который заметил три основные причины преимуществ группы компаний по сравнению с отдельной компанией:

1. способность группы оказывать поддержку специализированным поставщикам;

2. способность территориально сконцентрированных отраслей обеспечивать концентрацию рабочей силы;

3. способность территориально сконцентрированных отраслей содействовать распространению знаний.

В современную теорию эффекта масштаба наибольший вклад внесли М.Кэмп (1964) и П.Кругман (1979).

Если рассмотренные ранее теории использовали предположение о постоянной отдаче производства, то концепция эффекта масштаба даёт представление

об опережающем росте эффективности производства в сравнении с увеличением его масштаба. В дальнейшем развитии концепция обосновывает преимущества эффекта масштаба ростом специализации страны на производстве и внешней торговле ограниченным набором товаров. В условиях международной торговли такая политика будет способствовать росту благополучия на основе по крайней мере - не сокращения ассортимента потребления.

Для анализа влияния эффекта масштаба производства на структуру рынка рассматриваются типы производства, которые необходимы для снижения средних издержек.

Внешняя и внутренняя экономии (внешний и внутренний эффекты масштаба производства), возникают, когда издержки на единицу продукции определяются размерами отрасли (не обязательно зависят от размеров каждой её фирмы) и когда издержки зависят от размера и других особенностей фирмы (не обязательно - от размера отрасли в целом).

В соответствии с этим, отрасль, в которой эффект масштаба производства является внешним (большие компании лишены преимуществ), как правило состоит из большого числа фирм и имеет совершенную конкуренцию. Внутренний эффект масштаба производства позволяет крупным фирмам использовать свои преимущества и меняет структуру отрасли в сторону несовершенной конкуренции.

Внутренний эффект масштаба. Теория эффекта масштаба рассматривает монополистическую конкуренцию, на практике для большинства рынков приобретающую форму олигополии, т.е. состоит из нескольких компаний, каждая из которых является достаточно крупной, чтобы влиять на цены, но в то же время недостаточно большой, чтобы монополизировать рынок.

Используя предположение о снижении постоянных издержек с ростом объёмов производства, в модель вводится описание спроса:

0=Б[1/п - Ь(Р - Р')]. (1)

где 0 - объём продаж фирмы, Б - общий объём продаж отрасли, п - число фирм в отрасли, Ь - константа, характеризующая чувствительность продаж фирмы к цене продукции, Р - цена, устанавливаемая фирмой на собственную продукцию, Р' -средняя цена, устанавливаемая конкурентами.

Исходя из предположения, что все компании отрасли являются симметричными, т.е. функции спроса и издержек являются для всех компаний одинаковыми, для оценки последствий международной торговли достаточно определить число компаний - п и среднюю цену в отрасли -Р'.

Метод нахождения этих величин включает три этапа.

Первый этап. Определяется связь между количеством компаний и их средними издержками.

Поскольку все компании - симметричны, то Р=Р\ тогда при условии что 0=Б/ п (следует из (1)), находим:

АС = п * Р/Б + с, (2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где АС - средние издержки, с - предельные издержки компании.

Уравнение (2) позволяет сделать вывод о том, что чем больше компаний действует в отрасли, тем выше средние издержки.

Второй этап. Выясняется связь между количеством компаний и ценой.

Сравнивая формулу (1) и предположение о том, что предельный доход (МИ) может быть выражен через линейную зависимость:

МИ=Р-0/Б, (3)

получаем:

Р = с + 0/(Б * Ь), (4)

которое при условии 0=Б/п (все компании устанавливают одинаковые цены):

Р = с + 1/(Ь *п). (5)

Последнее уравнение позволяет сделать вывод о том, что чем больше компаний действует в отрасли, тем более низкой будет цена.

Третий этап. Определяется достоверность утверждения: когда цена превышает средние издержки, в отрасли появляются новые компании, когда цена ниже средних издержек - число компаний сокращается [4].

На этом этапе определяется равновесное состояние отрасли.

Модель монополистической конкуренции основана на предположении о том, что каждая компания ведёт себя так, как если бы она была монополистом. В реальных условиях олигополии возможны два вида поведения компаний: поведение на основе монополистического сговора и стратегическое поведение (создание ложного для других компаний представления о собственных намерениях).

В международной торговле модель исходит из предположения того, что торговля способствует росту масштабов рынка. В процессе торговли масштаб рынка увеличивается, происходит взаимная специализация на более узком ассортименте товаров.

Число компаний и цены зависят от размеров рынка. Поэтому на более крупных рынках действует большее число компаний, объёмы продаж которых оказываются выше, потребители покупают товары по более низким ценам и в более широком ассортименте.

Внешний эффект масштаба. Географически компактная отрасль поддерживает специализированных поставщиков, обеспечивает средоточение трудовых ресурсов, способствует распространению знаний. Однако до тех пор, пока отрасль не станет развитой, страна не сможет обеспечить в ней достаточно большого числа крупных компаний.

Предположением для внешнего эффекта масштаба является то, что по мере роста отрасли её издержки снижаются.

В результате международной торговли может играть определённую роль предыстория развития отрасли. Страна, которая смогла раньше развить конкретную отрасль, имеет преимущество перед страной, в которой эта отрасль достигла

конкурентного уровня позже, даже несмотря на то, что могла бы продавать аналогичную продукцию по более низкой цене.

Концепция торгуемых и неторгуемых товаров. Некоторые специфические случаи, связанные с участием страны во внешней торговле, привели к появлению научной концепции торгуемых и неторгуемых товаров. К числу неторгуемых товаров можно отнести продукцию, производимую в сфере строительства (например - цемент), транспорта, связи, а также некоторые товары из других сфер экономики. Так соотношение цена/вес для цемента подвергает сомнению его перспективы как предмета выгодного международного товарооборота.

Таким образом, концепция разделила товары внутреннего производства на торгуемые (предметы экспорта/импорта) и неторгуемые (товары, предназначенные только для внутреннего потребления).

Причина отсутствия неторгуемых товаров из ассортимента внешнеторговой продукции связана с большой долей сопутствующих торговле издержек (в первую очередь - транспортных) в сравнении с ценой. Уровень цен для неторгуемых товаров устанавливается на внутреннем рынке

и, как правило, не зависит от мировых цен.

В соответствии с правилом торгуемых/неторгуемых товаров повышение совокупного спроса приводит к увеличению производства неторгуемых товаров, снижению производства торгуемых товаров и росту импорта. Сокращение совокупного спроса приводит к росту производства торгуемых товаров, сокращению производства неторгуемых товаров и росту экспорта.

Теорема Рыбчинского. В 1955 году английский экономист Т.Рыбчинский обратил внимание на то, что рост производства в одной отрасли экономики, может негативно воздействовать на состояние производства в другой отрасли.

Дальнейшие исследования подтвердили первоначальную гипотезу и установленная взаимосвязь получила название "теорема Рыбчинского”, из которой следует, что растущее предложение одно-

го из факторов производства стимулирует непропорционально больший рост производства и доходов в той отрасли, для которой этот фактор используется относительно более интенсивно, и сокращение производства и доходов в той отрасли, в которой этот фактор используется относительно менее интенсивно.

В результате международной торговли страна, в соответствии с теорией Хекшера-Олина, будет экспортировать избыточные факторы. Если этот фактор не является относительно избыточным для других отраслей, его недостаток будет способствовать притоку импортных товаров. Увеличение дефицитного фактора расширит производство товаров импортозамещающих отраслей и приведёт к сокращению импорта.

Частным проявлением теоремы Рыбчинского стал феномен, получивший название "голландская болезнь”. В начале 70-х годов успешное освоение Голландией месторождений природного газа в Северном море привело к притоку ресурсов в сферу газодобывающих отраслей. Недостаток ресурсов в других отраслях (прежде всего - обрабатывающих) повлиял на сокращение в них производства, что привело к спаду промышленного экспорта и росту импорта.

Рост мировых цен на сырьевые ресурсы обострил проблему, а последующее снижение цен привело к оттоку ресурсов в отрасли промышленного производства и во многом способствовало укреплению экспортных обрабатывающих отраслей.

Теория внутриотраслевой торговли. Внутриотраслевая торговля означает двусторонний обмен родственными или похожими продуктами.

Внутриотраслевая торговля играет исключительно важную роль в торговле высокотехнологичной продукцией между промышленно развитыми странами. Это происходит по причине того, что отраслевые структуры в таких странах имеют схожий характер по уровню капиталовооружённости, квалификации рабочей силы и т.д., а межотраслевая специализация не способна создавать взаимные конкурентные преимущества.

Впервые теоретическое объяснение этой тенденции дал венгерский экономист Б.Баласса. Дальнейшее развитие теории связано с именами Г.Грубеля, П.Армингтона, П.Кругмана, К.Ланкастера, Е.Хелпмана и др.

Причинами внутриотраслевой торговли являются: различие потребительских предпочтений, эффект масштаба, пересекающийся спрос (одинаковые по уровню развития страны имеют примерно одинаково ёмкий рынок, который позволяет поставлять на экспорт успешный на внутреннем рынке продукт).

Существующий метод оценки внутриотраслевой торговли позволяет изме-

рить размеры внутриотраслевой торговли между странами с помощью индекса внутриотраслевой торговли Грубеля-Ллойда (ИТ):

11Т = 1 - IX - М1 / (Х+М), (6) где М -импорт страны (отрасли, товарной группы), X - экспорт страны (отрасли, товарной группы).

Очевидно, что индекс 11Т может изменяться в пределах от 0 до 1. Если //Т=0 - внутриотраслевая торговля отсутствует, если //Т=1, внутриотраслевая торговля принимает максимальное значение. Внутриотраслевая торговля растёт при приближении индекса Т к 1 и наоборот.

Продолжение статьи см. в следующих номерах журнала.

г^р, Е.Б. Рогатньх

^ Конспект лекций по курсу "Статистика”.

-М.: ВАВТ, 2003. - 143 с.

Книга написана доцентом ВАВТ Еленой Борисовной Рогатных и представляет собой изложение общей теории статистики, что очень важно при подготовке экономистов внешней торговли.

В книге раскрывается десять тем, а именно: 1. Понятие о статистике. 2. Статистическое наблюдение. 3. Сводка и группировка статистических показателей. 4. Статистические таблицы. 5. Графическое изображение статистических показателей. 6. Обобщающие статистические показатели. 7. Статистические ряды. 8. Экономические индексы. 9. Выборочное наблюдение. 10. Виды статистических взаимосвязей.

В конце каждой темы даются проверочные вопросы.

Книга написана четким языком, без отвлечений в сторону от темы изложения, содержит необходимые определения понятий и терминов.

Ознакомиться с “Конспектом лекций” можно в библиотеке ВАВТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.