Научная статья на тему 'Истоки и динамика становления теории внешнеэкономического маркетинга'

Истоки и динамика становления теории внешнеэкономического маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
890
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТЕОРИЯ ХЕКШЕРА-ОЛИНА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / TRADE / WORLD TRADE ORGANIZATION / HECKSCHER-OHLIN THEORY / INTERNATIONAL TRADE / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ягубов Шакир Рагимович

Рассматривая современные экономические процессы в международной торговле, автор изучает их методологическую основу в экономической науке. Анализируются труды А. Смита, Д. Риккардо, Дж. Милля, Э. Хекшера, Б. Олина, В. Леонтьева. Приводятся доводы в пользу необходимости развивать международную торговлю на глобальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sources and Dynamics of the External Economic Marketing Theory Formation

Considering modern economic processes in the international trade the author studies their methodological basis in the economic science. Works by A. Smith, G. Ricardo, G. Mill, E. Heckscher, B. Ohlin, V. Leontev are analyzed. Arguments for the necessity of international trade development at a global level are suggested.

Текст научной работы на тему «Истоки и динамика становления теории внешнеэкономического маркетинга»

мещений на региональных и межрегиональных рынках труда и для занятости в сфере предпринимательства;

возрастающими масштабами платности образования;

дисбалансом спроса и предложения на «молодую» рабочую силу;

несоответствием уровня квалификации молодых специалистов требованиям работодателей;

отсутствием госзаказа на выпускников учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования;

низкой оплатой и неудовлетворительными условиями труда, низким качеством рабочих мест.

Все это необходимо учитывать при разработке политики занятости. Государственная политика содействия занятости молодежи может и должна осуществляться по линии специальных государственных программ, таких, например, как «Молодежь России», «Адаптация молодежи, вступающей на рынок труда», «Субсидирование занятости молодежи».

Библиографический список

1. Дунаева, Н. Молодежь на рынке труда [Текст] / Н. Дунаева // Вопросы экономики. -1998.- № 1. - С. 81-91.

2. http://www.kavkazonline.ru/csrip/elibrary/uro/uro_31/uro_31_02.htm

3. Скутнева, С. В. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере [Текст] / С. В. Скутнева // Социс. - 2006. - № 10. - С. 88-94.

4. http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2004/vestniksf251 -31/vestniksf251 -31150.htm

5. http://chelt/main.html

6. www.ronl.ru.htm

7. Семенов, В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи [Текст] / В. Е. Семенов // Социс. - 2007. - №> 11. - С. 37-43.

УДК 33:364 ББК 65.272

Ш.Р. Ягубов

ИСТОКИ И ДИНАМИКА СТАНОВЛЕНИЯ ТЕОРИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА

Торговля является традиционной и древнейшей формой международных экономических отношений. Возникнув много столетий назад, она и поныне продолжает сохранять важные позиции в общем комплексе мирохозяйственных связей. После Второй мировой войны международная торговля развивалась очень высокими темпами, намного превышающими темпы роста

мирового производства. По данным Всемирной торговой организации (ВТО) в 1950-1994 гг. объем международной торговли ежегодно увеличивался более чем на 6%, тогда как мировое производство - только на 4%. За 45 лет объем торгового оборота вырос в 14 раз, а объем производства - в 5,5 раза [1, с. 259]. По имеющимся прогнозам, этот разрыв в дальнейшем будет нарастать.

Первой попыткой теоретического осмысления проблем международной торговли была доктрина меркантилизма. Отождествляя богатство с благородными металлами, меркантилисты полагали, что обогащение той или иной страны возможно только за счет снижения благосостояния других наций, поэтому государство должно всемерно поощрять экспорт и ограничивать импорт. Несмотря на ограниченность и внутреннюю противоречивость доктрины меркантилизма, она впервые связала торговые отношения с экономическим ростом, заложила основы понятий и категорий, используемых современной теорией торговли.

В отличие от меркантилистов А. Смит утверждал: богатство нации зависит не только и даже не столько от накопленного запаса благородных металлов, сколько от потенциальных возможностей экономики производить конечные товары и услуги [2, с. 322-354]. Он полагал, что каждая из стран всегда производит один или несколько товаров с меньшими издержками, чем за рубежом; в производстве и обмене подобных товаров такая страна будет располагать абсолютным преимуществом, следовательно, именно такие товары должны экспортироваться и быть объектом международной торговли. Модель А. Смита предполагает возможность полной специализации стран на производстве товаров, по которым они располагают абсолютным преимуществом.

Выводы А. Смита базировались на трудовой теории стоимости, в соответствии с которой обмен товаров осуществляется в той же пропорции, что и количество труда, необходимое для их производства. А. Смит исходил из наличия в национальном хозяйстве рынка совершенной конкуренции, где труд является абсолютно мобильным фактором производства, свободно переходящим из одной отрасли в другую. Выгоду, полученную от международной торговли, развивающейся на основе абсолютного преимущества, страны могут приумножить на путях углубления специализации производства. В результате торговых отношений каждая из стран выходит на такой уровень потребления, который был недостижим в условиях автаркии, поэтому странам выгодно проводить специализацию производства на международном уровне и осуществлять торговлю на основе принципа абсолютного преимущества.

Однако теория абсолютного преимущества А. Смита не является универсальной. Она оставляла открытыми ряд вопросов, возникающих в ходе внешнеторговых отношений. Ответы на них дал сформулированный Д. Рикардо закон сравнительных преимуществ [3]. Развивая теорию абсолютного преимущества, Д. Рикардо доказал, что международная торговля взаимовыгодна для двух стран даже в том случае, когда ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом ни по одному товару. Содержание закона сравнительных преимуществ можно свести к следующему утверждению: основанием для возникновения и развития международной торговли может служить исключительно разница в

относительных издержках производства товаров, независимо от абсолютной величины этих издержек. Введение в анализ международной торговли денег не повлияет на конечные выводы. Д. Рикардо достаточно корректно доказал существование относительного преимущества и выгод от торговли в условиях использования национальных валют.

Другой выдающийся экономист классической школы Дж. С. Милль, развивая теорию международной торговли, вывел закон интернациональной стоимости, показав, при какой цене осуществляется обмен товарами между странами. Соотношение спроса и предложения устанавливает такой уровень мировой цены, который должен быть достаточен, чтобы доход от совокупного экспорта страны позволил ей оплатить весь импорт. При анализе сравнительных преимуществ объектом анализа выступает не рынок отдельного товара, а отношения между рынками двух товаров, производимых одновременно в двух различных странах. Таким образом, традиционный равновесный анализ спроса и предложения нужно скорректировать с учетом взаимосвязей двух рынков. Это означает, что в центре внимания будут находиться не абсолютные объемы спроса и предложения товаров, а их относительный спрос и предложение.

Теория Д. Рикардо совершенствовалась и дополнялась в работах его последователей. Так, исходная посылка «две страны - два товара» была расширена и распространена на большее количество стран и большее количество товаров, в модель Д. Рикардо были введены транспортные расходы и неторгуемые товары, постоянные издержки заменены возрастающими. С этими дополнениями и расширениями базовой модели идеи Д. Рикардо на многие десятилетия вперед предопределили господствующие взгляды в теории международной торговли и оказали сильное воздействие на экономическую теорию в целом.

Вместе с тем исследования показали, что указанная модель не носит универсального характера и не объясняет все процессы и явления в международной торговле. В настоящее время принято считать, что закон сравнительных преимуществ справедлив для объяснения общих тенденций в структуре международных товарных потоков, но отнюдь не конкретных причин, по которым данная страна экспортирует или импортирует вполне определенный товар или услугу.

Действительно, крупный прорыв в развитии теории международной торговли был сделан в середине 20-х годов XX столетия, когда шведские экономисты Эль Хекшер и Бертил Олин доказали, что данное объяснение связано с различной обеспеченностью стран факторами производства. Теория Хекшера - Олина базируется на утверждении: неодинаковая относительная обеспеченность стран производственными ресурсами порождает разницу в относительных ценах на товары, что создает предпосылки для возникновения и развития международной торговли [1, с. 266-267]. Суть теоремы Хекшера - Олина можно сформулировать следующим образом: страны стремятся экспортировать те фактороинтенсивные товары, при создании которых они используют относительно избыточные производственные ресурсы, и импортировать товары, для изготовления которых требуются относительно дефицитные для них ресурсы.

Поскольку теория соотношения факторов производства с момента своего возникновения являлась одной из наиболее значимых в международной эконо-

мике, она стала объектом многочисленных проверок на базе статистических данных по ряду стран, применительно к различному набору производственных ресурсов. Результаты такого тестирования были противоречивы: иногда они не соответствовали теории, а иногда подтверждали ее. Наиболее известное тестирование теории соотношения факторов производства было проведено Василием Леонтьевым на базе статистических данных по США за 1947 г. [4, с. 87-88].

США в послевоенный период были одной из богатейших стран мира, в избытке обеспеченной капиталом. В. Леонтьев, приступая к расчетам, ожидал, что они в полном соответствии с теоремой Хекшера - Олина подтвердят позиции США в экспорте капиталоемких и импорте трудоемких товаров. Используя метод «затраты - выпуск», он подсчитал затраты труда и капитала в расчете на представительный пакет американского экспорта объемом 1 млн долларов. Что касается импорта, то им были использованы данные по субститутам импорта, так как он не располагал сведениями о фактическом импорте США. Субститутами импорта являются такие товары, которые как производятся в стране, так и ввозятся из-за границы. Сделанные В. Леонтьевым подсчеты позволяли сопоставить соотношение труда и капитала в расчете на единицу американского импорта и экспорта.

В соответствии с теоремой Хекшера - Олина важнейший показатель -отношение капитал - труд (К / Ы) в представительном товарном пакете американского экспорта к отношению К / N в пакете импортозамещающих товаров должен был иметь значение, превышающее 1. По данным же В. Леонтьева, он составил всего лишь 0,77. В академических кругах полученные результаты вызвали большой резонанс и стали известны как парадокс Леонтьева. Полученные результаты тестирования теории соотношения факторов производства поставили экономистов в трудное положение. Одни пытались доказать ошибочность результатов, полученных В. Леонтьевым, другие рекомендовали вернуться к идеям Д. Рикардо, считая, что международная торговля лучше объясняется различиями в применяемых технологиях, чем разницей в обеспеченности отдельных стран производственными ресурсами.

Наиболее плодотворными оказались попытки разрешить парадокс Леонтьева на путях разукрупнения факторов производства вплоть до самых мельчайших. В теории Хекшера - Олина учитываются только два фактора: труд и капитал. Оперирование столь общими понятиями затрудняет анализ международной торговли и часто приводит к ошибочным выводам. Исследования, проведенные на основе разукрупнения факторов производства, позволили внести определенную ясность в выводы В. Леонтьева. Выяснилось, что капитал не являлся для США самым избыточным фактором производства. В наибольшей степени страна была обеспечена сельскохозяйственными угодьями и квалифицированными кадрами, поэтому в экспорте США велик удельный вес сельскохозяйственной продукции и высокотехнологичных товаров, а импорт представлен трудоемкими товарами, требующими для своего изготовления применения дешевого малоквалифицированного труда (текстиль, обувь), а также сырьем и полезными ископаемыми, поступающими из стран, богатых природными ресурсами.

Исследования, проведенные в связи с парадоксом В. Леонтьева, позволили обогатить и развить теорию Хекшера - Олина, добавить новые знания в общую теорию международной торговли. Тем не менее вопрос о том, насколько адекватно она отражает реалии мирового рынка, не снят с повестки дня. Более того, в некоторых отношениях этот вопрос стал актуальнее, чем несколько десятилетий назад. Изучение причин изменения конкурентоспособности ряда развитых стран свидетельствует, что происходящие в данной сфере подвижки далеко не всегда согласуются с теорией Хекшера - Олина.

В связи с этим возникло другое направление исследований, представители которого убеждены, что теория Хекшера - Олина нуждается не в совершенствовании, а в полной замене на принципиально иной основе. В рамках указанного направления создан ряд новых моделей, развивающих и обогащающих теорию международной торговли как со стороны предложения, так и со стороны спроса. В их числе можно назвать теории экономии от масштаба, несовершенной конкуренции, жизненного цикла продукции, различий в предпочтениях потребителей. Они объясняют происхождение отдельных товаропотоков, но ни одна из них не может претендовать на роль универсальной.

При всем значении предложения оно отражает лишь одну сторону рыночных отношений. Равновесные цены и равновесные объемы, как известно, определяются совместным воздействием спроса и предложения. Это положение справедливо для внутреннего национального рынка и для рынка мирового. В свое время данная проблема широко обсуждалась в рамках специального раздела микроэкономики, посвященного анализу общественного благосостояния. Выход из этих противоречий возможен только при одном довольно жестком предположении -каждый потребитель имеет одни и те же вкусы и предпочтения и наделен одними и теми же факторами производства. В таком случае распределение дохода остается неизменным, каждый богатеет или беднеет в одной и той же степени.

Несмотря на большую условность сделанного предположения, только при этом условии возможно получить непересекающиеся общественные кривые безразличия, которые можно использовать для оценки эффекта международной торговли и влияния проводимой торговой политики на общественное благосостояние. В условиях отсутствия торговли страна должна найти такое сочетание внутреннего производства двух товаров, которое бы максимизировало благосостояние общества. Подобное сочетание обеспечивается точкой касания границы производственных возможностей с одной из кривых безразличия.

Международная торговля и специализация стран на изготовлении товаров, по которым они располагают сравнительным преимуществом, расширяют возможности производства и потребления благ торговли. Сдвиг границы производственных возможностей приведет к установлению нового равновесного состояния. Новое равновесие установится в точке касания линии производственных возможностей с общественной кривой безразличия, дальше отстоящей от начала координат. При этом страна не может выйти на любую, более высокую, точку в потреблении благ. Каждая из стран выигрывает от международной торговли ровно столько, сколько она получает в результате перехода на более высокую кривую безразличия.

После выявления факта взаимовыгодности международной торговли для всех участвующих в ней сторон следующим шагом анализа должна стать проблема распределения полученного выигрыша. Она имеет две стороны. Необходимо выяснить, во-первых, как распределяется полученный выигрыш между отдельными категориями экономических агентов внутри страны. Во-вторых, следует рассмотреть вопрос о том, каким образом происходит распределение полученного выигрыша между самими торгующими странами.

В условиях автаркии излишек потребителей составлял незначительную сумму. С началом торговли чистый выигрыш потребителей существенно вырастет. В отличие от потребителей, которые, несомненно, выиграли от торговли, производители товара, конкурирующего с импортным, понесут известные потери, их благосостояние ухудшится. Введя в качестве допущения принцип равноценности денег, можно утверждать, что благосостояние страны в целом повысилось. Действительно, если из выигрыша потребителей вычесть потери производителей, то чистый выигрыш нации составит значительную сумму.

Международная торговля выгодна не только для отдельно взятой страны, но и для ее торговых партнеров. Выгода, получаемая странами от торговых отношений, прямо пропорциональна изменению внутренних цен на товары после начала торговых отношений. В связи с этим важное значение приобретает соотношение цен экспорта и импорта. Под условиями внешней торговли принято понимать отношение экспортных цен данной страны к ее импортным ценам. Исчисленные таким образом условия торговли принято называть товарными или чисто бартерными условиями торговли.

Если полученное число больше 1, то условия торговли улучшаются, так как за каждую единицу экспортируемого товара становится возможным купить больше импортных товаров. В этом случае благосостояние страны растет. И наоборот, если полученное число меньше 1, то общественное благосостояние ухудшается. Анализ условий торговли позволяет получить важную информацию о положении страны в системе международной торговли, о характере тенденций его изменения. Мировая статистика свидетельствует, что условия торговли за последние годы для развитых стран в целом улучшаются, а для развивающихся стран и стран с переходной экономикой продолжают ухудшаться.

Библиографический список

1. Овчинников, Г П. Экономика [Текст] / Г. П. Овчинников. - М., 2002.

2. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Текст] / А. Смит. - М. ; Л., 1935. - Т. 1.

3. Рикардо, Д. Начала политической экономии и налогообложения [Текст] / Д. Рикардо. -Ростов н/Д, 2000.

4. Леонтьев, В. Экономические эссе [Текст] / В. Леонтьев. - М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.