Научная статья на тему 'Теории экономического роста'

Теории экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1006
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Розен Лариса Геннадьевна, Ли Дацзюнь, Домкин Кирилл Иванович

Посвящена экономическому росту как одной из основных целей общества. От возможностей экономического роста страны зависят уровень экономического развития, показатели жизни населения, место страны в мировом сообществе. Рассматриваются концепция «нулевого темпа роста ВВП», «человеческого капитала» и модель НТП Хикса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теории экономического роста»

ление частной собственности на землю способствовали росту производительности и повышению эффективности сельского хозяйства. Это создало предпосылки для увеличения инвестиций в сельское хозяйство, применения новых технологий, интенсификации труда, широкого использования удобрений и специализации сельского хозяйства с учетом сравнительных преимуществ.

Ситуация, однако, резко изменилась после 1984 г. Среднегодовые темпы роста зерновых стали отрицательными (-0,2 %), а производство хлопка снижалось ежегодно на 12,9 %. Падение темпов роста, хотя и не такое значительное, произошло во всех сельскохозяйственных отраслях. Исключение составило лишь лесное хозяйство.

Анализ аграрных реформ в Китае показывает, что их воздействие на ускорение экономического роста и сокращение неравенства и нищеты возможно только при осуществлении системы мер, которые не должны сводиться лишь к технико-экономическим параметрам, а должны включать в себя социально-экономическую и институциональную составляющую. Таким образом, преодоление дуализма возможно только при комплексном развитии деревни.

УДК 338.100.07

ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Л. Г. Розен, Ли Дацзюнь, К. И. Домкин

Посвящена экономическому росту как одной из основных целей общества.

От возможностей экономического роста страны зависят уровень экономического развития, показатели жизни населения, место страны в мировом сообществе. Рассматриваются концепция «нулевого темпа роста ВВП», «человеческого капитала» и модель НТП Хикса.

Экономический рост входит в число основных целей общества. Экономика, находящаяся в состоянии роста, обеспечивает возможность увеличивать благосостояние своих граждан и решать возникающие социальноэкономические проблемы. Минимальные требования к экономическому росту предполагают необходимость превышения его темпов над темпами увеличения населения. То есть речь идет о возможности разрешения основного противоречия экономики - между безграничностью общественных потребностей и ограниченностью производственных ресурсов.

Достижение устойчивого экономического роста - это одна из важнейших целей макроэкономического регулирования. Именно от возможностей экономического роста данной страны зависят: уровень ее экономического развития, показатели жизни населения, ее конкурентоспособность и место в мировом сообществе, в конечном итоге, важнейшие перспективы развития страны в будущем.

Казалось бы, чем выше темпы роста, тем лучше, но в данном случае может иметь место дисбаланс между накоплением (направлением средств на инвестиции) и потреблением, когда производство развивается ради производства. Кроме того, бурный рост производства зачастую ведет к загрязнению

окружающей среды, к нарушению баланса между человеком и природой и к другим нежелательным последствиям. В результате возникла концепция «нулевых темпов роста» ВВП на душу населения с тем, чтобы избежать всех этих негативных последствий.

Эта концепция была впервые выдвинута в начале 70-х гг. в докладе международной исследовательской организации «Римский клуб», подготовленном группой ученых под руководством известных американских футурологов Денниса и Донеллы Медоузов. Доклад быстро получил известность, поскольку предрекал глобальную катастрофу в связи с исчерпанием экономических ресурсов и загрязнением окружающей среды в течение ближайших 100 лет. Предложение о «нулевых темпах роста» оказало большое влияние на умы ученых и политиков и заставило задуматься об оптимальных темпах роста для различных групп стран.

Довольно продуктивной является идея о разработке оптимальных темпов роста применительно к особенностям определенного этапа развития той или иной страны, ее конкретных социально-экономических целей и задач и многого другого. Например, для слаборазвитых «догоняющих» стран темпы роста должны быть более высокими (практика свидетельствует, что это 7-1017 % в год), для высокоразвитых стран (постиндустриальных), решающих совершенно другие задачи социального развития, темпы роста в количественном выражении могут быть ниже (2-3 %). Важно, чтобы эти темпы роста обеспечивали решение тех социальных и экономических задач, которые стоят перед страной как в настоящем, так и в будущем, т.е. обеспечивали сбалансированное, пропорциональное развитие накопления и потребления как для нынешнего, так и для будущих поколений.

В докладе Римскому клубу (1995 г.) ставился вопрос о повышении эффективности использования ресурсов с целью поддержания необходимых темпов роста.

В последнюю четверть XX в. такое восприятие постоянно укреплялось. Конкуренция в условиях плотного рынка диктовала необходимость постоянного повышения качества продукции, обновления производства и ассортимента. При этом в работнике все больше ценилась его способность к нестандартным решениям, к поиску нового, адаптивность к постоянно меняющимся условиям производства. Только работник, отвечающий названным требованиям, способен внести вклад в обеспечение устойчивых позиций продукции на рынке, а тем самым и в рост доходов от ее реализации. В современных индустриальных странах квалификация работников становится ключевым фактором конкурентной борьбы. Наиболее эффективными считаются вложения в рабочую силу (образование, социальные программы и т.д.), или, по западной терминологии, вложения в человеческий капитал. Именно такие затраты и способны задействовать долгосрочные факторы экономического роста, основанного на НТП, так как квалифицированная рабочая сила обладает способностью к совершенствованию. Экономисты обратились к исследованию проблемы «человеческого капитала» с начала 60-х гг. Вводится понятие инвестиций в «человеческий капитал», означающее совокупность прямых денежных затрат на образование и доход, недополученный за время, затраченное на обучение.

Экономисты доказали, что образование прибыльно для индивида, если реальная стоимость издержек на образование и прибыль составляют положи-

тельную величину. В той степени, в какой зарплата отражает реальные продукты труда, вложения в «человеческий капитал» являются действительными инвестициями.

Работа Г. Беккера «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ» в 1964 г. признана Шведской королевской академией наук наиболее значительным вкладом в современную экономическую науку. Беккер проводил различие между общим образованием и специальным обучением. По его мнению, общее образование повышает в целом мастерство индивида, т.е. его предельную производительность. Однако отдельный предприниматель оплачивает это общественное благо без гарантий получения должного результата в конкретной работе и не заинтересован в оплате общего образования граждан и работников. Но любой предприниматель имеет прямую заинтересованность в специальном обучении работников, поскольку в итоге это приводит к росту производительности в конкретном бизнесе.

Беккер применил теорию «человеческого капитала» к проблеме неравенства доходов. Если конкретный индивид производит инвестиции в свое обучение, в дальнейшем это приводит к эволюции его возможностей относительно получения больших доходов. Он исследовал количественную связь между способностями и образованием, различал «человеческий капитал» вообще и специфический «человеческий капитал» фирмы. Интересно утверждение Беккера, что большая мобильность молодых работников связана не с традиционными психологическими факторами, а с тем, что старые работники располагают меньшим временем, чтобы получить прибыль от перемещения, в то время как у молодых этого времени остается гораздо больше.

В процессе своих исследований Беккер развил подход к «человеческому капиталу» в общую теорию, определяющую распределение трудового дохода. Он рассматривает поведение индивидов в данной области как рациональное: прежде чем решить, продолжать образование или нет, индивид взвешивает все выгоды и издержки. Как и любой предприниматель, индивид сопоставляет ожидаемую предельную норму отдачи от вложений в образование с доходностью альтернативных видов инвестирования. Выводы теории с учетом структуры заработной платы были сформулированы в так называемых функциях «заработной платы - человеческого капитала», которые отражают соотношение между заработной платой и человеческим капиталом.

Г. Беккером были выведены кривые спроса и предложения инвестиций в «человеческий капитал» и создана универсальная модель распределения личных доходов. Кривые спроса на человеческий капитал (О и располагаются на разном уровне, что связано с неодинаковыми природными способностями индивидов, а кривые предложения (5 и 51) отражают их неравные финансовые возможности (рис. 1). «Человеческий капитал» будет распределяться неравномерно - в зависимости от индивидуальных кривых. Наибольшая неравномерность отмечается в случае, когда более способные индивиды обладают и большими финансовыми возможностями.

Данная модель объясняет неравенство индивидов, связанное не только с трудом (доходами), но и с собственностью (имуществом). В случае изначально больших возможностей по вложению в «человеческий капитал», первоначально доход от таких вложений больше, чем от инвестиций в физический капитал, однако с дальнейшим ростом инвестиций отдача уменьшается. Таким образом, на определенном этапе следует переключаться с инвестиро-

вания в «человеческий капитал», на вложения в иные активы, с тем чтобы последующие поколения могли использовать такие активы для своего образования.

О

о,

—>

о

Рис. 1. Спрос, предложение и равновесие на рынке человеческого капитала:

I - инвестиции в человеческий капитал; Q - число человеческого капитала

На основании статистических данных Беккер подсчитал, что рентабельность вложений в человеческий капитал в части получения высшего образования составляет 10-15 %.

Беккер впервые ввел различие между общими и специфическими инвестициями в человеческий капитал. Под общими инвестициями он понимает получение знаний и навыков, которые индивид затем «может использовать на любом месте работы, поэтому данные вложения производит сам индивид. Специфические же инвестиции - это, как правило, инвестиции каждой конкретной фирмы на обучение работника тому, что он не сможет использовать где-либо еще, кроме данной фирмы (например, порядок внутреннего документооборота). Данное различие легло в основу разработки новой теории фирмы О. Уильямсоном.

Концепция «человеческого капитала», предложенная Г. Беккером, впоследствии получила мощный импульс в своем развитии в связи с исследованиями Дж. Акерлофа. Он предложил теорию ухудшающегося рыночного отбора в результате асимметричного распределения информации между экономическими субъектами. Так, было продемонстрировано, что величина «человеческого капитала» является тем дополнительным рыночным сигналом для работодателя, который частично устраняет асимметричность распределения информации между ним и наемным работником, возникающую при трудоустройстве последнего в виде так называемой проблемы «кота в мешке».

Теория «человеческого капитала» подверглась в дальнейшем серьезной эмпирической проверке. Многие экономисты на основе большого объема статистической информации пытались верифицировать гипотезу Беккера о положительной функциональной зависимости между инвестициями в «человеческий капитал» и отдачей от этих произведенных инвестиций. Задача оказалась довольно сложной. Для американской экономики были выявлены

эмпирические зависимости между сроком обучения человека за весь его жизненный цикл и среднедушевым доходом для каждого периода его возраста. В результате удалось выяснить, что среднедушевой доход не только прямо зависит от сроков обучения работника, но, что еще более важно, рост дохода опережает рост самих сроков обучения. При этом, чем больше времени расходуется человеком на приобретение дополнительных знаний, умений, навыков и репутации, тем более ярко выражена эта тенденция (рис. 2).

Рис. 2. Зависимость величины среднедушевого дохода для отдельных возрастных интервалов человека от сроков обучения

За базовый принят доход человека с неполным средним образованием (кривая А). Уже при росте сроков образования в 1,15 раза среднедушевой доход увеличивается в годы пик (возраст 40-55 лет) в 1,5 раза (кривая В). Дальнейшее увеличение продолжительности образования в 1,7 раза приводит к повышению максимальной величины среднедушевого дохода более чем в 2,3 раза (кривая С). И, наконец, рост сроков обучения по сравнению с базовым уровнем в 2,14 раза и в 2,12 раза приводит к росту «пиковых» доходов соответственно в 3,5 раза (кривая П) и в 4 раза (кривая Е). Следует также отметить, что для лиц, получивших более серьезное и качественное образование, вместе с ростом их «пиковых» доходов в трудоспособном возрасте растет и средняя величина аннуитетов (ежегодных платежей), которые они получают после выхода на пенсию.

Под научно-техническим прогрессом понимается внедрение новых, более совершенных технологий, освоение новых эффективных методов организации производства и управления, что в конечном итоге приводит к новому качеству (к более высокому результату) использования названных факторов производства.

То есть научно-технический прогресс, действуя через каждый фактор в отдельности, в целом дает синергетический эффект, НТП увеличивает возможности производства по созданию новых товаров, способствует улучшению качества уже освоенной продукции, позволяет решить многие производственные проблемы. Страна, широко применяющая научно-технические новшества, обладает большими возможностями экономического роста.

Общепризнанной является модель технического прогресса английского экономиста, лауреата Нобелевской премии Джона Хикса. В своем анализе он

рассматривает два фактора экономического роста - труд и капитал и выделяет три типа научно-технического прогресса: нейтральный, трудосберегающий и капиталосберегающий.

Нейтральный НТП основан на таких технологиях, которые одновременно и в равной мере сберегают труд и капитал (рис. 3,а). При трудосберегающем НТП обеспечивается большая производительность капитала, чем труда (рис. 3,6). В случае капиталосберегающего НТП в большей степени растет производительность труда, чем капитала (рис. 3,в).

Рис. 3. Модели НТП Хикса (К- капитал; Ь - труд): а - нейтральный; б - трудосберегающий; в - капиталосберегающий

Джон Ричард Хикс (1904-1989) - английский экономист, Нобелевский лауреат (1972 г.). Преподавал и занимался исследованиями в Лондонской школе экономики, в Манчестерском и Оксфордском университетах. Кроме трудов по теории общего равновесия ему также принадлежат работы в области теории экономики благосостояния, теории экономических циклов, по-

требления и роста. Нобелевской премии он удостоен за «пионерный вклад в теорию общего экономического равновесия и теорию благосостояния».

Поскольку НТ П в его различных проявлениях представляется важнейшим фактором современной экономической динамики, попытаемся более основательно присмотреться к тому, что происходит в этой области. Конец XX - начало XXI в. со всей наглядностью показали, что в наиболее развитых странах наступил новый этап НТП, или технологический сдвиг. Что же является главным для данного момента, подобно паровой машине Уатта для промышленной революции XVШ в.? Это прежде всего информационно-компьютерные технологии во всех их проявлениях - от суперкомпьютеров до микропроцессоров и скромных микрокалькуляторов.

Революционным феноменом для современного этапа является производство, распределение, обмен и потребление информации. Информационный комплекс стал тем рычагом, который преобразует всю экономику, ее структуру, характер и содержание труда, а также и жизнь людей. Это совершенно новый этап в общественном разделении труда.

Значение информации в современной экономике и обществе в целом необыкновенно возросло. Теоретики постиндустриального и информационного общества Д. Белл, П. Дракер, З. Бжезинский, А. Тоффлер и др. 25-30 лет тому назад предвидели переход к иному типу производства и общества на базе новых (особенно компьютерных) технологий. Сегодня этот переход -свершившийся факт. В начале XXI в. завершается создание единой информационной системы планеты. Ведущая роль информации в этом процессе очевидна. Причем речь идет как о технической, так и о содержательной ее стороне -о знаниях. Разумеется, информатизацией не исчерпывается характеристика современной экономики. Поэтому информационную экономику можно рассматривать как часть экономики постиндустриальной, которая определяется прогрессом науки и техники, сделавшим основой технико-экономического развития высокие технологии. При этом ядром экономики этого типа служит превращение информационных продуктов и услуг в объект производства и потребления.

УДК 330

ОЦЕНКА УРОВНЯ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

Ю. А. Рыжкова

Рассмотрены методические подходы к оценке и диагностике уровня инновационно-технологического развития региона. Определены преимущества и недостатки типов показателей оценки уровня инновационно-технологического развития региона. Выделены блоки, этапы оценки и диагностики. Составлена карта состояния регионов по уровню инновационно-технологического развития, способствующая постановке задачи многовариантного прогноза развития региона, выработки мероприятий, тактики и стратегии управления регионом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.