Научная статья на тему 'Теоретико-прикладные аспекты вооруженного сопротивления представителям власти при массовых беспорядках'

Теоретико-прикладные аспекты вооруженного сопротивления представителям власти при массовых беспорядках Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
357
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Багмет Анатолий Михайлович

В статье раскрывается один из составляющих признаков массовых беспорядков — «вооруженное сопротивление представителям власти», раскрывается содержание понятия «представитель власти» применимо к данному составу преступления, анализируется понятие «вооруженное сопротивление», формулируется необходимость изменения нормы УК РФ о массовых беспорядках в части рассматриваемого признака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-прикладные аспекты вооруженного сопротивления представителям власти при массовых беспорядках»

А.М. Багмет

Багмет Анатолий Михайлович — директор Института повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук

E-mail: [email protected]

Теоретико-прикладные аспекты вооруженного сопротивления представителям власти при массовых беспорядках

В статье раскрывается один из составляющих признаков массовых беспорядков — «вооруженное сопротивление представителям власти», раскрывается содержание понятия «представитель власти» применимо к данному составу преступления, анализируется понятие «вооруженное сопротивление», формулируется необходимость изменения нормы УК РФ о массовых беспорядках в части рассматриваемого признака.

In the article i s one of the components of the signs of a riot— «armed resistance to the authorities», revealed the meaning of «representative power» applies to this offence, examines the concept of «armed resistance», is the need to change the rules of the code of criminal procedure on the riots in part of the ground.

Одним из признаков массовых беспорядков является «оказание вооруженного сопротивления представителю власти» (ст. 212 УК РФ).

В соответствии с действующим законодательством под оказанием вооруженного сопротивления представителю власти понимается неподчинение данному лицу и активное воспрепятствование выполнению им своих должностных обязанностей по восстановлению порядка и пресечению массовых беспорядков путем применения или угрозы применения оружия.

Содержание понятия «представитель власти» раскрыто в примечании к статье 318 УК РФ, где им признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 2 Постановления от 10 февраля 2000 года № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»1 дает развернутое определение представителей власти, к которым «следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности».

В примечании 1 к статье 285 УК РФ указываются и такие специальные субъекты, как воинские должностные лица, постоянно, временно или по специально-

му полномочию выполняющие соответствующие функции в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»2 (ред. от 08.12.2011 г.) под военной службой понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ и во внутренних войсках МВД РФ, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Представителями власти являются не все должностные лица, а только те, которые наделены в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Для признания лица представителем власти необходимо занятие им по результатам выборов, назначению или иным законным путем должности в органах законодательной, исполнительной, судебной власти или местного самоуправления.

Не являются таковыми представители общественности, выполняющие обязанности по охране общественного порядка или контрольные функции

Багмет А. М. Теоретико-прикладные аспекты вооруженного сопротивления представителям власти при массовых беспорядках

Багмет А. М. Теоретико-прикладные аспекты вооруженного сопротивления представителям власти при массовых беспорядках

(например,общественные контролеры,дружинники, общественные инспекторы ГИБДД). Закон понимает под представителями власти только должностных лиц, входящих в аппарат органов власти3.

Как мы видим, рассматриваемая категория представителей власти определена нормативными актами, хотя учеными расширяется этот ряд. Например, в комментарии к УК РФ под редакцией В.В. Мозякова к ним добавляют и лиц, участвующих в восстановлении порядка4.

Среди правоохранительных органов функциями пресечения массовых беспорядков наделены органы внутренних дел:

— полиция5;

— сотрудники других подразделений и служб МВД России в случае привлечения их к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

— внутренние войска6.

Кроме того, в пресечении массовых беспорядков могут участвовать сотрудники ФСБ России7 и государственной охраны8.

Военнослужащие могут быть потерпевшими от рассматриваемых преступных деяний только в случае выполнения ими деятельности по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Тем не менее, если представители власти определены нормативными актами, то отношение к понятию «вооруженное сопротивление» у ученых неоднозначно.

Например, в комментарии к УК РФ под редакцией А.Г. Королькова под оказанием вооруженного сопротивления представителю власти понимается неподчинение данному лицу и воспрепятствование выполнению им своих должностных обязанностей путем применения огнестрельного, холодного (в том числе метательного), пневматического и газового оружия9.

В комментарии к УК РФ под редакцией В.И. Радченко и А.С. Михлина10 и в учебном пособии

А.В. Шеслера и С.М. Малькова11 под этим понятием понимается воспрепятствование представителю власти участниками массовых беспорядков путем применения или угрозы применения огнестрельного или холодного оружия.

В комментарии к УК РФ под редакцией А.В. Наумова это понятие расшифровывается как сопротивление представителю власти в выполнении возложенных на него функций путем применения или угрозы применения огнестрельного, холодного или газового оружия12.

В комментарии к УК РФ под редакцией В.В. Мозякова под этим понятием понимается неподчинение представителям власти и лицам, участвующим в восстановлении порядка, воспрепятствование в выполнении ими своих обязанностей с использованием огнестрельного оружия13.

В комментарии к УК РФ под редакцией Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева это означает воспрепятствование осуществлению органами власти своих

функций путем использования оружия участником массовых беспорядков. Это может выражаться в угрозах его применения, выстрелах на поражение, вверх и других манипуляциях, направленных на устрашение представителей власти14.

В.И. Ткаченко расшифровывает это понятие как действие, состоящее в противодействии власти, заключающееся в разгоне представителей власти, лишении их возможности выполнять надлежащие функции15.

A.Н. Игнатов утверждает, что вооруженное сопротивление представителям власти означает непосредственное применение огнестрельного или холодного оружия или угрозу применения оружия, адресованную представителям власти, с целью помешать им в восстановлении порядка, пресечении массовых беспорядков16.

B.В. Коряковцев и К.В. Питулько уверены, что это активное воспрепятствование подавлению массовых беспорядков путем применения оружия к сотрудникам правоохранительных органов и должностным лицам органов власти или местного са-моуправления17.

По мнению С.В. Кудрявцева под этим понимается воспрепятствование толпы представителю власти в выполнении возложенных на него функций путем применения или угрозы применения огнестрельного, холодного или иного оружия18.

С точки зрения А.И. Рарога, это означает активное противодействие участником массовых беспорядков представителю власти (сотруднику полиции, военнослужащему и т. п.) путем применения или угрозы применения оружия (огнестрельного или холодного) при выполнении возложенных на него обязанностей19.

А. Соловьев уверен, что состав преступления образует использование против представителей власти любого оружия, подпадающего под положения Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (ред. от

06.12.2011 г.)20. При этом он акцентирует, что понятие «вооруженное сопротивление» не подлежит расширительному толкованию и применение предметов, используемых в качестве оружия, не может расцениваться как вооруженное сопротивление21.

Обобщая мнения ученых, можно выделить следующие расхождения в толковании данного признака:

— к представителям власти, прямо указанным в диспозиции части 1 статьи 212 УК РФ, добавляются «лица, участвующие в восстановлении порядка»;

— под оказанием вооруженного сопротивления понимается или применение, или использование оружия, причем все ученые сходятся только в наличии огнестрельного оружия;

— в качестве цели сопротивления представителю власти рассматривается или как неподчинение данному лицу, или как воспрепятствование выполнению им своих должностных обязанностей и даже их разгон.

Проанализируем обобщение.

Во-первых, на наш взгляд, законодателями недостаточно точно определен круг лиц, пресекаю-

щих беспорядки, к которым отнесены представители власти. Напомним, что нормативными актами к представителям власти отнесены лица, осуществляющие законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работники государственных, надзорных или контролирующих органов22.

Действительно, поддержание общественного порядка и защита общественной безопасности возложена на сотрудников МВД, при этом в исключительных случаях, например при чрезвычайных ситуациях, к которым и относятся массовые беспорядки, возможна помощь и военнослужащих. Однако даже гипотетически невозможно представить, чтобы разгоном бесчинствующей толпы занимались судьи, работники налоговых и таможенных органов, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры. А как же тогда квалифицировать деяния лиц, оказывающих сопротивление, даже вооруженное, отдельным гражданам, добровольно и бескорыстно оказывающим содействие представителям власти в пресечении беспорядков или дружинникам, о возрождении которых в последнее время говорится все чаще.

Тем самым, на наш взгляд, состав массовых беспорядков должен предусматривать оказание сопротивления не только представителям власти, но и иным лицам, пресекающим рассматриваемое общественно опасное деяние.

Во-вторых, с нашей точки зрения, использование термина «вооруженное сопротивление» в данном составе преступления не совсем корректно. Например, не совсем понятна роль оружия — оно должно применяться или использоваться, то есть не ясен момент перехода указанных деяний в признак массовых беспорядков, когда стреляют в представителей власти или достаточно, чтобы оружие было замечено у подходящей к сотрудникам полиции толпе. А как квалифицировать действия лица, наносящего удары сотруднику полиции, требующему разойтись, обрезком арматуры, который не является оружием, или просто ударившего его рукой. Представителю власти, выполняющему свои служебные обязанности по пресечению беспорядков, оказывается сопротивление, но если оно не вооруженное, в соответствии с действующим законодательством оно не является таковым. Это нонсенс. Возможно, при включении этого признака в состав массовых беспорядков учитывались беспорядки, проходившие на националистической почве в бывших советских республиках, однако в настоящее время не менее опасны футбольные фанаты, которые при совершении рассматриваемого общественно опасного деяния вооружены камнями, палками, обрезками арматуры, цепями, горлышками стеклянных бутылок и т. п.

По нашему мнению, признаком массовых беспорядков должно быть любое сопротивление лицам, их пресекающим. То есть сопротивление этим лицам должно выражаться не только в применении или использовании в отношении них любого оружия (огнестрельного, холодного, в том числе метательного,

пневматического и газового оружия), взрывчатых веществ, взрывных и поджигающих устройств, а также предметов, используемых в качестве оружия, но и в любом физическом воздействии (нанесение ударов руками и ногами, толкание, срывание погон или знаков отличия, вырывание оружия или спецсредств и т. п.). Причем, нанесение этим лицам побоев, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, а также причинение тяжкого вреда здоровью без отягчающих обстоятельств должно охватываться составом массовых беспорядков, то есть без квалификации по совокупности преступлений.

В-третьих, неоднозначное толкование учеными целей сопротивления толпы лицам, пресекающим беспорядки, вообще вызывает недоумение. Например, озвученный термин «неподчинение», по нашему мнению, соотносится с понятием «неповиновение» и исключает квалификацию по сопротивлению. Другими словами, как можно отнести действия толпы к сопротивлению, если все ее участники, увидев сотрудников полиции, молча стоят и не совершают никаких противоправных деяний.

Под неповиновением понимается «отказ подчиниться чьим-нибудь приказам»23, а неподчинение означает отказ повиноваться кому-нибудь24. Сопротивление же означает противодействие, то есть действие, препятствующее другому действию25.

Еще более странным нам кажется условие вменения этого признака, когда представители власти будут разогнаны толпой.

Мы солидарны с учеными, которые придерживаются мнения, что сопротивление толпы заключается в оказании воздействия на лиц, исполняющих обязанности по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности или пресекающих массовые беспорядки.

Таким образом, рассматриваемый признак необходимо изложить в следующей редакции: «оказание сопротивления представителю власти либо иному лицу, пресекающему беспорядки».

При этом под сопротивлением должно рассматриваться любое противодействие — физическое, вооруженное, с помощью предметов, используемых в качестве оружия, — этим лицам в пресечении беспорядков или задержании ими их организаторов и участников.

Примечания

1. Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2000. — № 4. — С. 5.

2. СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.

3. См.: Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. — М., 2004. — С. 653.

4. См.: Комментарий к УК РФ: Расширенный уголовно-правовой анализ / Под ред. В.В. Мозякова. — М., 2004. — С. 912.

5. См.: Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-Ф3 «О полиции» (ред. от 06.12.2011 г.) // СЗ РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.

6. См.: Федеральный закон от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внут-

Багмет А. М. Теоретико-прикладные аспекты вооруженного сопротивления представителям власти при массовых беспорядках

Багмет А. М. Теоретико-прикладные аспекты вооруженного сопротивления представителям власти при массовых беспорядках

ренних дел Российской Федерации» (ред. от

05.04.2011 г.) // СЗ РФ. — 1997. — № 6. — Ст. 711.

7. Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (ред. от

08.12.2011 г.) // СЗ РФ. — 1995. — № 15. — Ст. 1269.

8. Федеральный закон от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране» (ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 1996. — № 22. — Ст. 2594.

9. См.: Комментарий к УК РФ / Под ред. А.Г. Королькова. — М., 2004. — С. 1120.

10. См.: Комментарий к УК РФ / Под ред. В.И. Радченко, А.С. Михлина. — М., 2000. — С. 862.

11. См.: Шеслер А.В. Преступления против общественной безопасности: Учебное пособие / А.В. Шеслер, С.М. Мальков. — Красноярск, 2000. — С. 30.

12. Комментарий к УК РФ / Под ред. А. В. Наумова. — М., 1996. — С. 824.

13. См.: Комментарий к УК РФ: Расширенный уголовно-правовой анализ / Под ред. В.В. Мозякова. — М., 2004. — С. 912.

14. См.: Комментарий к УК РФ / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. — М., 2000. — С. 896.

15. См.: Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. Б.В. Здравомыслова. — М., 1996. — С. 257.

16. См.: Игнатов А.Н. Курс российского уголовного права: В 2 т. / А.Н. Игнатов, Ю.А. Красиков. — М., 2002. — Т. 2: Особенная часть.

17. См.: Коряковцев В.В. Комментарий к УК РФ /

B.В. Коряковцев, К.В. Питулько. — СПб., 2004. —

C. 499—500.

18. См.: Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. — М., 1997. — С. 243.

19. См.: Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. — М., 2004. — С. 487.

20. СЗ РФ. — 1996. — № 51. — Ст. 5681.

21. См.: Соловьев А. Массовые беспорядки: организация, участие, призывы к неподчинению // Российская юстиция. — 2000. — № 7. — С. 48.

22. См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2000. — № 4. — С. 5.

23. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. — М., 1984. — С. 359,467.

24. См. там же. — С. 246.

25. См. там же. — С. 555, 666; Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. — М., 1998. — С. 274, 327.

М.В. Баранова, А.В. Козлов

Баранова Марина Владимировна — профессор кафедры теории и истории государства и права Нижегородской

академии МВД России, доктор юридических наук, кандидат культурологии, профессор

E-mail: [email protected]

Козлов Александр Викторович — начальник отдела академического развития, доцент кафедры уголовного права

и уголовного процесса Нижегородского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», судья третейского суда при Автономной некоммерческой организации «Центр третейского разбирательства», кандидат юридических наук, доцент

E-mail: [email protected]

О соблюдении авторских прав при производстве и распространении рекламы

В целом ряде случае в реклама является объектом авторского права. Поэтому при производстве и распространении рекламы необходимо соблюдать законодательство об авторском праве. В статье авторы рассматривают вопросы регулирования авторских прав между рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем и третьими лицами при производстве и распространении рекламы.

In many cases, advertising is the subject of copyright. Therefore, the production and distribution of advertising must comply with copyright laws. In this article the authors consider the regulation of copyright between advertisements and third parties in the production and distribution of advertising.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-Ф3 (далее — Закон о рекламе) под рекламой понима-

ется информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.