Научная статья на тему 'К вопросу о вооруженном сопротивлении представителям власти участников массовых беспорядков'

К вопросу о вооруженном сопротивлении представителям власти участников массовых беспорядков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1665
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ / ВООРУЖЕННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ / СОПРОТИВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ВЛАСТИ / RIOTS / ARMED RESISTANCE / AUTHORITY / RESISTANCE TO A REPRESENTATIVE OF THE AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Багмет Анатолий Михайлович

В статье раскрывается понятие «оказание вооруженного сопротивления представителю власти» как признак массовых беспорядков, а также понятие «представитель власти» и «вооруженное сопротивление» применительно к массовым беспорядкам, формулируется необходимость расширения данного признака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF ARMED RESISTANCE TO THE AUTHORITIES OF THE RIOTS

This article expands the concept of "provision of armed resistance to a representative of the authorities", as a sign of the riots, as well as the notion of "authority" and "armed resistance" applies to crowd control, is the need to expand the topic.

Текст научной работы на тему «К вопросу о вооруженном сопротивлении представителям власти участников массовых беспорядков»

А М. Багмет,

кандидат юридических наук, Институт повышения квалификации

Следственного комитета Российской

Федерации, г. Москва

К ВОПРОСУ О ВООРУЖЕННОМ СОПРОТИВЛЕНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ВЛАСТИ УЧАСТНИКОВ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ

TO THE QUESTION OF ARMED RESISTANCE TO THE AUTHORITIES OF THE RIOTS

В статье раскрывается понятие «оказание вооруженного сопротивления представителю власти» как признак массовых беспорядков, а также понятие «представитель власти» и «вооруженное сопротивление» применительно к массовым беспорядкам, формулируется необходимость расширения данного признака.

This article expands the concept of "provision of armed resistance to a representative of the authorities", as a sign of the riots, as well as the notion of "authority" and "armed resistance" applies to crowd control, is the need to expand the topic.

Законодателем в качестве одного из призна -ков массовых беспорядков определено «оказание вооруженного сопротивления представителю власти» (ст. 212 УК РФ).

В соответствии с действующим законода-тельством под оказанием вооруженного сопротивления представителю власти понимается не -подчинение данному лицу и активное воспрепят -ствование выполнению им своих должностных обязанностей по восстановлению порядка и пресечению массовых беспорядков путем применения или угрозы применения оружия.

Содержание понятия «представитель власти» раскрыто в примечании к ст. 318 УК РФ, где им признается должностное лицо правоохранительно -го или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 поста -новления от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судеб -ной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» даёт развёрнутое оп -ределение представителей власти, к которым «следует относить лиц, осуществляющих зако -нодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделённых в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отноше-нии лиц, не находящихся от них в служебной

зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведом -ственной подчинённости».

В примечании 1 к ст. 285 УК РФ указываются и такие специальные субъекты, как воинские должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие соответствующие функции в Вооружённых Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» под военной службой понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства , в Вооруженных Силах РФ и во внутрен -них войсках МВД России, в инженерно-те хни -ческих, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполни -тельной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнитель -ной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы без -опасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Представителями власти являются не все должностные лица, а только те, которые наде -лены в установленном законом порядке распо -рядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зави -симости. Для признания лица представителем власти необходимо занятие им по результатам выборов, назначению или иным законным пу -тем должности в органах законодательной ис -полнительной, судебной власти или местного с амоупр авле ния.

Не являются таковыми представители общественности, выполняющие обязанности по охране общественного порядка или контрольные функции (например, общественные контролеры, дружинники, общественные инспекторы ГИБДД). Закон понимает под представителями власти только должностных лиц, входящих в аппарат органов власти [12. — С. 653].

Как видим, рассматриваемая категория представителей власти определена нормативными актами, хотя учеными расширяется этот ряд. На -пример, в комментарии к УК РФ под редакцией

B.В. Мозякова к ним добавляют и лиц, участ-вующих в восстановлении порядка [5. — С. 912].

Среди правоохранительных органов функциями пресечения массовых беспорядков наде -лены органы внутренних дел:

- полиция;

- сотрудники других подразделений и служб МВД России в случае привлечения их к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

- внутренние войска.

Кроме того, в пресечении массовых беспорядков могут участвовать сотрудники Федераль -ной службы безопасности (ФСБ) и Федеральной службы охраны (ФСО).

Военнослужащие могут быть потерпевшими от рассматриваемых преступных деяний только в случае выполнения ими деятельности по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Тем не менее, если представители власти определены нормативными актами, то отношение к понятию «вооруженное сопротивление» у ученых неоднозначно.

Например, в комментарии к УК РФ под редакцией АГ. Королькова под оказанием вооруженного сопротивления представителю власти понимается неподчинение данному лицу и воспрепятствование выполнению им своих должностных обязанностей путем применения огнестрельного, холодного (в том числе метательного), пневматического и газового оружия [2. — С. 1120].

В комментарии к УК РФ под редакцией В. И. Радченко и в учебном пособии А.В. Шеслера и

C.М. Малькова под этим понимается воспрепят -ствование представителю власти участниками массовых беспорядков путем применения или

угрозы применения огнестрельного или холод -ного оружия [3. — С. 862; 14. — С. 30].

В комментарии к УК РФ под редакцией В. И. Радченко это понятие расшифровывается как сопротивление представителю власти в выпол-нении возложенных на него функций путем применения или угрозы применения огнестрельного, холодного или газового оружия [4. — С. 824].

В комментарии к УК РФ под редакцией В.В. Мозякова под этим понимается неподчи-нение представителям власти и лицам, участ -вующим в восстановлении порядка, воспрепят -ствование в выполнении ими своих обязанно -стей с использованием огнестрельного оружия [5. — С. 912].

В комментарии к УК РФ под редакцией Ю.И. Скуратова и В .М. Лебедева это означает воспрепятствование осуществлению органами власти своих функций путем использования оружия участником массовых беспорядков. Это может выражаться в угрозах его применения, выстрелах на поражение, вверх и других манипуляциях, направленных на устрашение представителей власти [6. — С. 896].

В.И. Ткаченко расшифровывает это понятие как действие, состоящее в противодействии власти, заключающееся в разгоне представителей власти, лишении их возможности выполнять надлежащие функции [13. — С. 257].

A.Н. Игнатов утверждает, что вооруженное сопротивление представителям власти означает непосредственное применение огнестрельного или холодного оружия или угрозу применения оружия, адресованную представителям власти, с целью помешать им в восстановлении порядка, пресечении массовых беспорядков [1. — С. 428].

B. В. Коряковцев и К. В. Питулько уверены, что это активное воспрепятствование подавле-нию массовых беспорядков путем применения оружия к сотрудникам правоохранительных органов и должностным лицам органов власти или местного самоуправления [7. — С. 499—500].

По мнению С.В. Кудрявцева, под этим понимается воспрепятствование толпы представите -лю власти в выполнении возложенных на него функций путем применения или угрозы применения огнестрельного, холодного или иного оружия [9. — С. 243].

С точки зрения А.И. Рарога, это означает ак -тивное противодействие участником массовых беспорядков представителю власти (сотруднику полиции, военнослужащему и т .п.) путем применения или угрозы применения оружия (огнестрельного или холодного) при выполнении воз -ложенных на него обязанностей [12. — С. 487].

А. Соловьев уверен, что состав преступления образует использование против представителей власти любого оружия, подпадающего под по -ложения Федерального закона РФ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии». При этом он делает ак -

цент на том, что понятие «вооруженное сопротивление» не подлежит расширительному толко -ванию и применение предметов, используемых в качестве оружия, не может расцениваться как вооруженное сопротивление [10. — С. 48].

Обобщая мнения ученых, можно выделить следующие расхождения в толковании данного признака:

- к представителям власти, прямо указанным в диспозиции ч. 1 ст. 212 УК РФ, добавляются «лица, участвующие в восстановлении порядка»;

- под оказанием вооруженного сопротивления понимается или применение, или использо -вание оружия, причем все ученые сходятся толь -ко в наличии огнестрельного оружия;

- в качестве цели сопротивления представи -телю власти рассматривается или неподчинение данному лицу, или воспрепятствование выпол-нению им своих должностных обязанностей.

Проанализируем обобщение.

Во-первых, на мой взгляд, законодателями недостаточно точно определен круг лиц, пресекающих беспорядки, к которым отнесены представители власти. Напомним, что нормативными актами к представителям власти отнесены лица, осуществляющие законодательную, исполни -тельную или судебную власть, а также работни -ки государственных, надзорных или контроли-рующих органов.

Действительно, поддержание общественного порядка и защита общественной безопасности возложена на сотрудников МВД России, при этом, в исключительных случаях, например при чрезвычайных ситуациях, к которым и относятся массовые беспорядки, возможна помощь и воен -нослужащих. Однако даже гипотетически невоз -можно представить, чтобы разгоном бесчинст-вующей толпы занимались судьи, работники налоговых и таможенных органов, состоящие на государственной службе аудиторы, государст-венные инспекторы и контролеры. А как же то -гда квалифицировать деяния лиц, оказывающих сопротивление, даже вооруженное, отдельным гражданам, добровольно и бескорыстно оказывающим содействие представителям власти в пресечении беспорядков, или дружинникам, о возрождении которых в последнее время говорится все чаще?

Тем самым, на мой взгляд, состав массовых беспорядков должен предусматривать оказание сопротивления не только представителям власти, но и иным лицам, пресекающим рассматриваемое общественно опасное деяние.

Во-вторых, с моей точки зрения, использование термина «вооруженное сопротивление» в данном составе преступления не совсем корректно. Например, не совсем понятна роль оружия — оно должно применяться или использо -ваться, то есть не ясен момент перехода указан -ных деяний в признак массовых беспорядков —

когда стреляют в представителей власти или ко -гда оружие замечено у подходящей к сотрудни -кам полиции толпе. А как квалифицировать дей -ствия лица, наносящего удары сотруднику поли -ции, требующему разойтись, обрезком арматуры, который не является оружием, или просто уда -рившего его рукой? Представителю власти, вы -полняющему свои служебные обязанности по пресечению беспорядков, оказывается сопротив -ление, но если оно не вооруженное, в соответст -вии с действующим законодательством, оно не является таковым. Это нонсенс. Возможно, при включении этого признака в состав массовых беспорядков учитывались беспорядки, прохо-дившие на националистической почве в бывших советских республиках, однако в настоящее время не менее опасны футбольные фанаты, кото -рые при совершении рассматриваемого общественно опасного деяния вооружены камнями, палками, обрезками арматуры, цепями, горлыш -ками стеклянных бутылок и т .п.

В связи с этим, по моему мнению, признаком массовых беспорядков должно быть любое сопротивление лицам, их пресекающим. То есть сопротивление этим лицам может выражаться не только в применении или использовании в отношении них любого оружия (огнестрельного, холодного, в том числе метательного, пневматического и газового), взрывчатых веществ, взрывных и поджигающих устройств, а также предметов, используемых в качестве оружия, но и в любом физическом воздействии (нанесение ударов руками и ногами, толкание, срывание погон или знаков отличия, вырывание оружия или спецсредств и т.п.). Причем нанесение этим лицам побоев, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, а также причинение тяжкого вреда здоровью без отягчающих обстоятельств должно охватываться составом массовых беспорядков, то есть без квалификации по совокупности преступлений.

В-третьих, неоднозначное толкование учеными целей сопротивления толпы лицам, пресекающим беспорядки, вообще вызывает недоумение. Например, озвученный термин «неподчинение», по моему мнению, соотносится с понятием «неповиновение» и исключает квалификацию по сопротивлению. Другими словами, как можно отнести действия толпы к сопротивлению, если все ее участники, увидев сотрудников полиции, молча стоят и не совершают никаких противоправных деяний?

Под неповиновением понимается «отказ подчиниться чьим-нибудь приказам» [8. — С. 359, 467], а неподчинение означает отказ пови-новаться кому-нибудь [8. — С. 246]. Сопротив -ление же означает противодействие, то есть дей -ствие, препятствующее другому действию [8. —

С. 555; 11. — С. 274, 327].

Еще более странным кажется условие вменения этого признака, когда представители власти будут разогнаны толпой.

Мы солидарны с учеными, которые придерживаются мнения, что сопротивление толпы заключается в оказании воздействия на лиц, исполняющих обязанности по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности или пресекающих массовые беспорядки.

Таким образом, рассматриваемый признак необходимо изложить в следующей редакции: «оказание сопротивления представителю власти либо иному лицу, пресекающему беспорядки». Под сопротивлением должно рассматриваться любое противодействие — физическое, вооруженное, с помощью предметов, используемых в качестве оружия, — этим лицам в пресечении беспорядков или задержании ими их организаторов и участников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. Курс российского уголовного права: в 2 т. Т. 2: Особенная часть. — М., 2002. — С. 428.

2. Комментарий к УК РФ / под ред. А.Г. Королькова. — М., 2004.

3. Комментарий к УК РФ / под ред. В .И. Рад -ченко, А.С. Михлина. — М., 2000.

4. Комментарий к УК РФ / под ред. А.В. Наумова. — М., 1996.

5. Комментарий к УК РФ: расширенный уголовно-правовой анализ / под ред. В .В. Мозякова.

— М., 2004.

6. Комментарий к УК РФ / под ред. Ю. И. Скуратова и В.М. Лебедева. — М., 2000.

7. Коряковцев В. В., Питулько К. В. Комментарий к УК РФ. — СПб., 2004.

8. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. — М., 1984.

9. Российское уголовное право. Особенная часть / под ред. В.Н. Кудрявцева, А. В. Наумова.

— М., 1997.

10. Соловьев А. Массовые беспорядки: организация, участие, призывы к неподчинению // Российская юстиция. — 2000. — № 7.

11. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Осипова. — М., 1998.

12. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / под ред. А.И. Рарога. — М., 2004.

13. Уголовное право России. Особенная часть: учебник / под ред. Б. В. Здравомыслова. —

М., 1996.

14. Шеслер А.В., Мальков С.М. Преступле -ния против общественной безопасности: учебное пособие. — Красноярск, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.