Научная статья на тему 'Теоретико-прикладные аспекты деятельности музея детского дома'

Теоретико-прикладные аспекты деятельности музея детского дома Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева И. А.

В статье, охарактеризованы задачи, принципы, особенности деятельности музея детского дома и его возможности в социализации детей-сирот.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article problems, principles, features of activity of a museum of children's home and its possibility in socialization of children-orphans are characterized.

Текст научной работы на тему «Теоретико-прикладные аспекты деятельности музея детского дома»

ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ ДЕТСКОГО ДОМА

Макеева И.А., кандидат педагогических наук, доцент Вологодский государственный педагогический университет г. Вологда, Россия

В статье, охарактеризованы задачи, принципы, особенности деятельности музея детского дома и его возможности в социализации детей-сирот.

In article problems, principles, features of activity of a museum of children's home and its possibility in socialization of children-orphans are characterized.

Социально-исторические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа.

В настоящее время значительно возрастает роль учреждений культуры, в частности, музеев, являющихся неотъемлемой частью системы социального воспитания. Музей как фактор позитивной социализации, способствует реализации основных функций развития личности в обществе: нормативно-регулятивной, личностно-преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативно-информационной, творческой, компенсаторной [1] .

Одной из стратегий решения данной проблемы может стать реализация инновационного проекта, в рамках которого музей становится центром воспитательной работы, средством воспитания общественной активности, патриотизма, развития творчества, воспитания нравственности и сохранения традиций.

Исходным положением является понимание того, что музей рассматривается не только как институт социальной памяти - «хранилище древностей», коллекция предметов старины, а становится динамичным, интегративным пространством, участвующим в реализации важной задачи - социализации воспитанников детского дома, осуществляя механизм обратной связи между ребенком и обществом, между личным опытом и культурно- историческим знанием, процессами индивидуализации и социализации личности, формируя и восстанавливая целостность восприятия реального мира.

Методологической основой воспитательной деятельности музея могут послужить как фундаментальные, так и частные педагогические принципы:

-принцип природосообразности, требующий учета индивидуальных, возрастных, половых особенностей, специфических индивидуально-психологических характеристик детей-сирот и соотношения данных факторов с условиями социальной среды, имеющегося негативного жизненного опыта;

-принцип культуросообразности, предполагающий, что воспитание осуществляется в определенных культурно-исторических, социально-этнических, региональных условиях, которые нельзя игнорировать;

-принцип активного гуманизма, предполагающий признание ценности ребенка как личности, его естественных прав, создание условий для его развития и интеграции в общество; ориентация на всестороннюю поддержку ребенка в различных жизненных ситуациях, включение его в самостоятельное решение проблем, формирование актив-

ной жизненной позиции, социальной ответственности посредством музейной деятельности;

-принцип открытости, предполагающий активное взаимодействие со средой и использование ее потенциала в воспитательном процессе для расширения представлений детей об окружающем мире, о жизненных проблемах и путях их решения;

-принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных ценностей предполагает гуманизацию системы ценностных ориентаций детей-сирот; подготовку детей к необходимости ориентации в проблемных жизненных ситуациях; упрочение норм уважительного отношения к другим людям независимо от их социального положения;

-принцип самореализации детей предполагает формирование активного отношения ребенка к миру и к себе, формирование самосознания; добровольность включения ребенка в музейную деятельность; наличие четких перспектив, последовательность и поэтапность решения задач;

-принцип включенности детей в реальные социально-значимые отношения предполагает соответствие уровня социальных отношений, в которые включаются дети возрастным и индивидуальным возможностям; обеспечение возможности выбора вида и содержания деятельности; стимулирование деятельности детей.

Осуществление деятельности музея детского дома возможно по всем основным направлениям деятельности музея как такового: поисково-собирательная, фондовая, экспозиционная работа, комплектование, научно-исследовательская деятельность, экскурсионная практика.

Участие воспитанников в краеведческой деятельности: в поиске и обработке материалов, создании экспозиций музея, проведении экскурсий, воспитательных мероприятиях на базе музея, праздниках с использованием фондов музея, встречах с людьми - чрезвычайно благоприятны для включения механизма развития творческих сил, реализации нравственного потенциала, выявления дополнительных ресурсов личности, формирования разнообразных практических навыков - исследовательских, коммуникативных, организационных, трудовых и др.

Музейная работа позволяет решать целый комплекс задач (воспитательная, учебная, научно-исследовательская, творческо-досуговая, презентативная коммуникативная), связанных с обеспечением условий, которые способствуют повышению эффективности процесса формирования личности.

Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности музея детского дома от государственного музея заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как его активный создатель. Основу музейного комплекса детского дома могут составить музеи исторического, военно-патриотического, этнографического, музыкального, художественного или иных подобных профилей [2].

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что при обращении музея к проблемным детям он обретает новые, прежде неведомые ему функции: социального ориентирования, адаптации и коррекции, не только значительно расширяя границы своей деятельности, но и создавая благоприятную среду для социализации личности. Все это в целом, способствует преодолению «закрытости» интернатного учреждения, активизации контактов и взаимодействия воспитанников детского дома со сверстниками, социальными институтами, социумом, что в перспективе, повышает успешность социальной адаптации выпускников.

Литература

1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы: пособие. М.: SvR-Аргус, 1994. 207 с.

2. Нагорский Н.В. Музей как открытая педагогическая система // Педагогика.- 2005.- № 5. - С. 27-34

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МОЛОДЕЖИ - ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Маркова Н.Г., д-р пед. наук, доцент Нижнекамский муниципальный институт г. Нижнекамск, Россия

Главным в развитии межнациональных отношений и в целом человечества был и остается диалог культур. Взаимодействие культур, их диалог - это та благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений.

Dialogue of cultures has always been and still remains the most important factor in the development of international relations and mankind on the whole. Interaction of cultures, or their dialogue, is the favorable ground for the development of international, interethnic relations.

Главная задача российской образовательной политики - создание оптимальных условий для организации осмысления значимости подготовки молодежи к трудовой деятельности; обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности. Важно, чтобы молодые люди были готовы к изменениям извне, при этом проявляли гибкость, конфликтоустойчивость и руководствовались в своих действиях нравственными принципами. Для того, чтобы они стали ориентиром, их жизненной установкой, молодежь надо целенаправленно приобщать к ценностям, формировать у них систему ценностных ориентаций.

Обращенность современного общества к человеку, его культуре и духовному миру ставится доминантой цивилизованного развития. В образовании должна происходить ориентация на нравственное и творческое развитие будущего специалиста. Для продуктивного взаимодействия каждому необходимо знать общие правила общения, которых целесообразно придерживаться при ведении бесед в деловой или неформальной обстановке. Залог успешного общения обуславливается компетентностью, тактичностью и доброжелательностью его участников.

Перед высшим образованием встает комплекс проблем, связанных с формированием культуры межнациональных отношений у студентов в поликультурном образовательном пространстве. Среди них - развитие аксиологических установок личности посредством обогащения сознания личности национально-специфическими ценностями разных культур, этнопедагогическое просвещение молодежи с целью расширения и углубления её этнокультурных представлений; формирование мировоззрения, толерантности, интеллекта межнациональных взаимоотношений, предполагающих гармонию межкультурного взаимодействия студентов. В настоящее время ситуация усугубляется тем, что низкая культура межнациональных отношений студентов препятствует конструктивности межкультурного диалога, влияет на проявление толерантности в межнациональных отношениях. Причинами подобной ситуации являются наличие таких деструктивных элементов в межнациональных взаимодействиях, как нетерпи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.