ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.А. Долотов, старший преподаватель
Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (Россия, г. Новосибирск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10385
Аннотация. В статье рассмотрены существующие точки зрения на понятие "социальная защита". На основании критического анализа выдвинута собственная позиция, которая более всего подходит для такой категории, как военнослужащие национальной гвардии. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, которые регламентируют применение данного института на практике, в результате чего удалось выяснить, что военнослужащие имеют право на получение жилых помещений, медицинское обеспечение, бесплатный проезд, продовольственное и вещевое обеспечение, а также торгово-бытовое обслуживание.
Ключевые слова: социальная защита, социальное обеспечение, право на жилое помещение, медицинское обеспечение, бесплатный проезд, торгово-бытовое обслуживание, военнослужащие, национальная гвардия РФ.
Военнослужащие в Российской Федерации всегда являлись субъектами, обладающими особым правовым статусом и наделённым целым комплексом гарантий различного характера. Это вполне логично, ведь они выполняют важную функцию по защите государства и его жителей от внешних и внутренних врагов, обеспечивают общественный порядок. Их деятельность напрямую сопряжена с особыми условиями труда, повышенным риском для жизни и здоровья. Кроме этого, занятые на военной службе, они не имеют право заниматься иными видами деятельности, которые бы приносили дополнительный доход. В этой связи государство обязуется гарантироватьвоеннослужащим правовую и социальную защиту. Учитывая вышеизложенное повышается актуальность рассмотрения вопросов, непосредственно связанных с социальной защитой военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации.
Прежде всего, целесообразно дать определение понятию социальная защита, а затем адаптировать его к анализируемой категории граждан - военнослужащим
войск национальной гвардии РФ - с учётом их особого статуса.
Каргинова Е.В. предлагает достаточно развернутое определение данного понятия: это совокупность социоэкономических мероприятий, осуществляемых государством и обществом, которые обеспечивают оптимальные условия жизни, удовлетворение ключевых потребностей, поддерживают жизнеобеспечение и деятельное существование различных социальных категорий и групп. Кроме этого, она рассматривает социальную защиту как совокупность мер, нацеленных против возможного возникновения рисковых ситуаций в обычной жизни граждан. Речь идет о таких случаях, как безработица, болезнь, наступление старости, смерть кормильца. Иными словами, анализируемая категория обеспечивает минимальный уровень материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период активных социоэконо-мических преобразований. По нашему мнению, данную точку зрения можно подвергнуть обоснованной критике, поскольку действие института социальной защиты распространяется не только на социально уязвимые слои общества. То есть если
придерживаться данной позиции, то из субъектного состава выпадает такая многочисленная категория, как государственные служащие и военнослужащие, что не является истиной.
Миронова Т.К. предлагает понимать под социальной защитой деятельность, осуществляемую государственными и негосударственными органами, которая направлена на предотвращение возможных негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных обстоятельств и смягчение их влияния. Положительной оценки заслуживает то, что помимо государства в данном определении функция по социальной защите лежит также и на негосударственном секторе. Однако содержание данной позиции резко ограничивает область применения возможностей социальной защиты. Основываясь на представленном трактовании, на социальную защиту могут рассчитывать только лица, которые в силу определенных обстоятельств оказались в сложном положении. Это, как и в предыдущем случае, исключает такие категории как государственные служащие и военнослужащие, что, в свою очередь, недопустимо.
Особый интерес представляет точка зрения, высказанная Н.А. Бондаренко и И.О. Демьяновой, которые под социальной защитой понимают систему социальных отношений, мер и правовых гарантий, которые защищают любого члена общества от экономической, социальной и физической деградации по причине внезапного и резкого ухудшения условий его благосостояния, угрозы здоровью и жизни, а также невозможности реализовать свой трудовой и гражданский потенциал. То есть в данном определении уделяется внимание реализации трудового и гражданского потенциала. Это означает, что лица, которые в силу своего правового статуса не имеют права заниматься деятельностью, приносящей дополнительный доход, должны находиться под особой защитой со стороны государства и получать от него своеобразное возмещение. Это особенно актуально для военнослужащих. Действительно, в действующем законодательстве прямо указано на то, что военнослужащий не вправе заниматься какой-либо деятельно-
стью, кроме служебной. Исключение составляют только педагогическая, научная и другая творческая деятельность. Однако делается оговорка, что перечисленные занятия не должны препятствовать исполнению служебных обязанностей.
Нам близка позиция В.Г. Павлюченко, которая утверждает, что социальная защита есть деятельность, осуществляемая государством, направленная на реализацию совокупности законодательно закрепленных правовых и социоэкономических гарантий, которые обеспечивают каждому члену общества уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности. Действительно, оно наиболее полно отражает всю сущностно-содержательную характеристику рассматриваемого явления, то есть она затрагивает все виды гарантий, в том числе правовые и социоэкономические. Единственная поправка, которую бы мы внесли, заменили формулировку "нормальное воспроизводство и развитие личности" на "достойное воспроизводство и развитие личности".
Необходимо отметить, что институт социальной защиты регламентируется целым рядом нормативно-правовых актов. Особый блок представляют собой законы и подзаконные акты, принятые в отношении военнослужащих, в том числе военнослужащих национальной гвардии. К ним целесообразно отнести следующие:
- Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
- Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации";
- Постановление Правительства РФ от 21.06.2002 N 451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" и др.
Проанализировав представленные нормативно-правовые акты, приходим к выводу, что военнослужащие национальной гвардии имеют право на получение жилых помещений, медицинское обеспечение, в том числе лечение в санаторно-курортных учреждениях, бесплатный проезд на всех видах транспорта за исключением такси.
В Федеральном законе от 27.05.1998 приятий, осуществляемых органами госу-N 76-ФЗ установлено, что военнослужа- дарственной власти и негосударственными щие имеют право на продовольственное и организациями, направленных на обеспе-вещевое обеспечение, а также торгово- чение правовых и социоэкономических бытовое обслуживание. Речь идет об орга- гарантий военнослужащим, которые в си-низации питания, выдаче продовольствен- лу специфики своей трудовой деятельно-ного пайка и выплате продовольственно- сти не могут максимально реализовать путевых денег. Кроме того, они имеют свой трудовой и гражданский потенциал. право на получение вещевого имущества с В систему социальной защиты военнослу-учетом условий несения службы, а также жащих войск национальной гвардии вхо-на банно-прачечное обслуживание. дят право на получение жилого помеще-
Таким образом, социальную защиту во- ния, медицинскую помощь, бесплатный еннослужащих войск национальной гвар- проезд, продовольственное и вещевое дии Российской Федерации можно опре- обеспечение, а также торгово-бытовое обделить как сложившуюся систему меро- служивание.
Библиографический список
1. Бондаренко Н.А., Демьянова И.О. Социальная защита населения и ее нормативно-правовое регулирование в РФ // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». 2017. Т.8. №1.
2. Каргинова Е.В. Социальная защита населения в современной России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №9-1.
3. Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» // Трудовое право. 2008. №3.
4. Павлюченко В.Г. Социальное страхование. Учебное пособие. - М.: «Дашков и К», 2007.
5. Постановление Правительства РФ от 21.06.2002 N 451 (в ред. от 29.12.2016) "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ. 01.07.2002. № 26. Ст. 2594.
6. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) "О статусе военнослужащих" // Собрание законодательства РФ. № 22. 01.06.1998. Ст. 2331.
7. Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ (в ред. от 11.10.2018) "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 04.07.2016. № 27 (Часть I). Ст. 4159.
THEORETICAL AND LEGAL BASIS OF SOCIAL PROTECTION OF TROOPS OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION
A.A. Dolotov, senior lecturer
Novosibirsk military institute named after army general I.K. Yakovlev troops national guard of the Russian Federation (Russia, Novosibirsk)
Abstract. The article considers the existing points of view on the concept of "social protection". On the basis of a critical analysis, we put forward our own position, which is most suitable for such a category as soldiers of the national guard. The basic legal acts that regulate the application of this institution in practice, as a result of which it was found out that the military have the right to housing, medical care, free travel, food and clothing, as well as trade and consumer services.
Keywords: social protection, social security, the right to housing, medical care, free travel, trade and consumer services, military personnel, the national guard of the Russian Federation.