УДК 340.1
ЛАРИНА О.Г., ЛАРИНА Е.А. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ
ПОДХОДОВ1
Ключевые слова: политическая система, гражданское общество, государство, правовые отношения, общественный контроль.
Проблема взаимодействия, взаимоотношения, взаимовлияния институтов гражданского общества и политической системы является дискуссионной, вызывающей массу трактовок и подходов. Для выяснения сущности и значения взаимодействия институтов гражданского общества и политической системы необходимо рассмотреть научно-методологические основы и исследовать многообразные подходы по данному вопросу. Вместе с тем, анализ политической системы общества и той роли, которую занимает в ней гражданское общество, предполагает изучение и исследование для оптимизации современного развития России. Вaжнейшими нaправлениями в рaботе государствa и всего общестга должны стать усиление института общественного контроля, зaщитa демократических ценностей, aнтикоррупционнaя политика, повышение ^товой и политической культуры rраждaн.
LARINA, O.G., LARINA, E.A.
THEORETICAL-LEGAL BASIS OF THE DEVELOPMENT OF THE POLITICAL SYSTEM OF SOCIETY AND CIVIL SOCIETY: CLASSIFICATION OF SCIENTIFIC APPROACHES
Keywords: political system, civil society, state, legal co-ielations, public control.
The Problem of interaction, relationship, interaction of institutes of civil society and the political system is very controversial, causing a lot of interpretations and approaches. For identify of the essence and value of the interaction between civil society and political system need to be considered scientifically-methodological bases and explore diverse approaches to this issue. However, the analysis of political system of society and the role that it occupies in civil society involves the study and investigation for modern development of Russia. The most important directions in the work of the state and the whole society should be the strengthening of the institution of public control, protection of democratic values, anti-corruption policy, and the increase of the political and legal culture of citizens.
Изучение политической системы современной России, определяет необходимость исследования строения и категории дaнного института, особенно в тастоящий период. Если в советское время можно было констaтировaть, что политичес^я системa обществa нaличествовaлa только в рaмкaх «пaтернaлистского» государствa, то в современной России достаточно сложно однозтачно разрешить проблему о месте и роли гражданского общества в политической системе [1, с. 5].
Рaспaд Советского Союзa вызвал необходимость создания новой политической системы российского общества. Приоритетное значение в решении данной задачи приобрела направленность на выработку и внедрение демократических институтов. Достижение данной цели анализировалось ранее и на сегодняшний период рассматривается в нераздельной связи с построением гражданского общества. Замена политической системы, демократизация не могли никоим образом отразиться на динамике данного процесса. Более того, на наш взгляд, эволюция политической системы в России противоречиво воздействует на вырабатывание институтов гражданского общества.
В целях аргументации данного тезисного рассуждения обратимся к проблеме соотношения категорий «гражданское общество» и «политическая система». Отрадно отметить высокий уровень материалов представленных публикаций. В своих исследованиях ученые по данной тематике стремились максимально полно и всесторонне изучить актуальные вопросы соотношения понятий «гражданское общество» и «политическая система», для чего ими использовалось значительное количество доктринальных источников и материалов. В учебной литературе тематика гражданского общества является довольно
1 Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки России на 2017 год (№ 29.8958.2017/БЧ)
разработанной, в том числе в юридическом смысле слова [2; 3; 4; 5]. Вследствие этого, тезисно остановимся на понятии, признаках, структуре политической системы общества.
В числе признаков политической системы ученые выделяют следующие: 1) тесная связь с государственной властью, борьба за власть и ее осуществление; 2) выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп; 3) наличие организованных форм выражения политических интересов; 4) урегулированность отношений между институтами политической системы, правовыми, политическими нормами и политическими традициями [6, с. 276].
В правовой науке находит парирование и вопрос структуры политической системы. Ученые включают в нее политические отношения; политическое сознание и политическую культуру, политическую идеологию; политические и правовые нормы, а также политическую организацию [7, с. 274]. Другими словами, политическая система представляет собой сложное многогранное явление, отображающее политическую жизнь общества.
Немалой дискуссионностью в науке государствоведения характеризуется вопрос соотношения гражданского общества и политической системы. Он решался и решается крайне неоднозначно. Согласно одной из точек зрения, ибо государство является главным элементом политической системы, соотношение изучаемых понятий концентрируется в рамках взаимоотношений государства и гражданского общества [8].
Небесспорность заявленной позиции несомненна. Общепринятым является подход, в котором государство признается ведущим звеном политической системы [9, с. 149], которая включает в себя множество составляющих. Поэтому не следует отождествлять понятия «государство» и «политическая система», подменять их при решении вопроса о соотношении гражданского общества и политической системы [10, с. 48]. Другая группа ученых-юристов, в числе которых профессор В.В. Лазарев, утверждают, что «соотношение гражданского общества и его политической системы - это соотношение содержания и формы» [11, с. 10]. Данное доктринальное суждение отмечает профессор М.И. Байтин: «...Развитая политическая система является формой гражданского общества и включает государство как основной ее элемент» [11, с.5]. Другими словами, приведенные мнения по проблеме соотношения политической системы и гражданского общества сводятся к проведению исследования через содержание и форму.
Каким же способом влияет политическая система российского общества на формирование гражданского общества? Вероятнее всего, существует закономерность между эволюцией современной политической системы и динамикой институтов гражданского общества в России. Данная закономерность заключается в наличии общей тенденции сочетания демократических и авторитарных черт в политическом режиме современной России.
Остановимся досконально на политике-правовых особенностях российской политической системы. Она формировалась на фоне глобальных социальных трансформаций, проистекающих в обществе с разрушением советской модели управления и определением демократических воззрений. Отсутствовала необходимая, достаточная политико-правовая база функционирования гражданского общества.
Политическая система российского общества известно, что устанавливается Конституцией 1993 г. В ней содержатся положения, характеризующие наше государство как демократическое. Тем не менее, по взгляду отдельных ученых, например, Н. А. Баранова, политическая система нашей страны во многом не соответствует общеустановленным критериям демократий, существенные из которых - репрезентативность власти, ее ответственность перед обществом, наличие эффективного общественного контроля за властью. Формирование политической системы связывается со слабостью государства и незрелостью гражданского общества. В ее рамках уживаются как демократические, так и недемократические методы реализации власти, что позволяет сообщать об амбивалентности современного политического режима [12, с. 55].
Данную точку зрения поддерживал и один из реформаторов перестроечной волны академик А.Н. Яковлев [13, с. 8]. В начале 1990-х гг. доминирующей тенденцией обнаруживалось движение страны в сторону представительной демократии, что формулировалось в значительно высокой политической инициативности граждан, формировании легальной оппозиции, в направлении
представительной демократии, что проявлялось в значительной политической активности граждан, формировании легальной оппозиции, децентрализации власти, становлении системы выборов. Тем не менее, к середине 1990-х гг. начала наблюдаться противоположная тенденция. Демократизация общественной жизни приобрела неоднозначный характер.
Ученый А. С. Мадатов обоснованно утверждает, что до настоящего периода времени существуют элементы хрупкой демократии и мощные авторитарные тенденции. С одной стороны, сохраняются демократические конституционные нормы, функционирует механизм альтернативных выборов на многопартийной основе (хотя нередко он носит чисто формальный характер), с другой стороны, программные установки современного российского центризма состоят из эклектического синтеза идей умеренного популизма и умеренного либерализма [14, с. 59].
Примечательно, что и высшие государственные деятели не отвергают наличествующего положения дел. Так, в частности, Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев отмечает, что «...в Российской Федерации, вне всякого сомнения, есть демократия. Да, она молодая, незрелая, несовершенная, неопытная, но это все-таки демократия. Мы в самом начале пути. И в этом плане нам есть над чем работать» [15].
Обозначенные выше суждения вольно или невольно наводят на размышления о том, что начавшаяся в 90-х гг. XX в. смена политической системы, ее развитие и функционирование не только надлежащим образом не способствуют формированию гражданского общества в нашей стране, но и являются ключом противодействия этим процессам. Сказанное подтверждается фактами политико-правового характера. В числе их, например, слабость многопартийной системы и низкий уровень контроля за деятельностью государственной власти.
В жизни гражданского общества партии играют ключевую роль. Следует отметить, что многопартийность составляет основу устойчивости политической системы современного общества, обеспечивает функционирование механизма смены и рекрутации политических элит, плюрализм взглядов и представительство многообразных справедливых интересов.
В юридической науке отмечается, что главную связующую и объединяющую роль во взаимоотношениях между гражданским обществом (как неполитической сферой) и государством (как политической сферой) призваны сыграть политические партии [16, с. 5-13]. Формулируя многообразные потребности и легальные интересы гражданского общества в политической форме, партии, тем самым, реализуют право гражданского общества на развитие государственной власти, участие в ее осуществлении.
Действующая система многопартийности еще не служит легитимным средством идейно-политической консолидации общества. В должной степени партии не являются посредниками между обществом и властью. «Пока для населения роль и значимость партий невелика. Рейтинги доверия к политическим партиям традиционно очень низки. Более трети (35 %) наших сограждан считают, что без парламента вполне можно было бы обойтись. При этом общество, граждане не осознают и не рассматривают деятельность партий как полезную и нужную обществу. И это -показатель реальной ситуации в стране» [16, с. 42-46].
В связи с этим, доцент Е.Г. Лукьянова справедливо подчеркивает, что политические партии, являясь пограничным институтом между обществом и государством, подорвали доверие к себе бессилием в решении не только общественных проблем, но и своей собственной судьбы. [17, с. 99].
В этом контексте весьма показательной является зависимость развития гражданской инициативы и гражданского общества от той или иной партийной системы. Политические партии являются институтами, представляющими в политической системе общества те или иные интересы групп и социальных слоев. Основной функцией партий является защита интересов гражданского общества. В идеале классическая политическая партия стремится к завоеванию или же участию во власти именно для реализации интересов соответствующих слоев общества, то есть власть для них является не самоцелью. Таким образом, именно целеполагание делает политические партии структурами гражданского общества [18, с. 6].
Сегодняшнее положение политических партий отличается наличием противоречий и проблем. Во-первых, повсеместно в обществе прослеживается падение влияния авторитета партий
на массы, во-вторых, главным образом поменялись тенденции работы многих партий: на первое место выдались трудности борьбы за избирателей, парламентской работы. Забастовки, стачки и др. формы классовой борьбы отклонились на задний план. В-третьих, идет активный поиск линий повышения производительности своей политики: главное внимание уделяется борьбе за средства массовой информации, компьютерные системы. В-четвертых, происходит облегчение организационных структур, наблюдается стремление создать гибкие, мобильные системы управления. [19, с. 316].
Но наиболее важным явлением последних лет является повсеместное распространение многопартийности. Даже если политические партии часто рассматриваются как «необходимое зло», они по-прежнему играют важную роль в правительстве и государстве сегодня. В широком смысле политические партии играют роль фильтров между социумом и государством, решая какие требования пропустить через свои ячейки [19, с. 316].
В чем же состоят причины указанных особенностей? Видимо, российский менталитет и политическая культура не допускают формирования реальной многопартийной системы и поддерживают тенденцию возникновения системы, в рамках которой имеется одна сильная партия-лидер и несколько вспомогательных. Ученый А. А. Вилков полагает, что при целенаправленном формировании партийной системы можно упростить систему государственного управления, но вряд ли это будет способствовать укреплению основ гражданского общества в современной России [19, с. 316]. Иными словами, современные политические партии России - не всегда сильные и эффективные институты гражданского общества. Влияние их на власть весьма ограниченно.
Не менее сложной по праву следует считать проблему отсутствия должного контроля со стороны формирующегося гражданского общества за государственной властью. Закрытость государственной власти от народа, закрытость тотальная, порождающая коррупцию и злоупотребления - существенное препятствие на пути формирования гражданского общества в России. При этом следует отметить, что гражданское общество, в принципе, постигается как сложившаяся социальная общность, членов которой объединяют корпоративные интересы (не противоречащие, но и не совпадающие с государственными интересами), реализуемые при помощи внутренних ресурсов [20, с. 317].
Несомненно, что положительные преобразования в Российской Федерации начала XXI столетия ни в коей мере не лишают остроты доктринального постижения государственной власти, так как между степенью теоретического осмысления проблемы наблюдается взаимосвязь государственной власти, государства, действенностью его функционирования [21], гражданского общества и политической системы. Бесспорно, данные обстоятельства, на наш взгляд, придают немаловажную теоретическую и практическую значимость необходимости изучения взаимодействия этих проблем.
Попутно заметим, что необходимым представляется создание надлежащих условий, при которых гражданское общество и государственная власть будут существовать в сбалансированном правовом, общесоциальном формате, тем самым оказывая конструктивное, стимулирующее воздействие на государственно-правовое развитие политической системы страны.
Усиление и оптимизация общественного контроля за деятельностью государственной власти объективно необходимы. К сожалению, сегодня уровень и качество такого контроля, как и в 1990-е гг. не внушают особого оптимизма. Б.И. Зеленко в 2003 году был прав, когда справедливо подчеркивал следующее обстоятельство: «Важная особенность нынешнего периода заключается в том, что в России возникла парадоксальная ситуация, которая определяется противоречием между слабостью государства и гипертрофией государственного аппарата, фактически неподконтрольного общественности и парламенту» [22, с. 57].
В связи с этим, потребность в контроле со стороны населения за государственной властью не вызывает сомнений. Контроль является одним из механизмов ее совершенствования, улучшения качества в интересах каждого человека. «Без действенной государственной власти не будет ни прав человека, ни гражданского общества. Этот урок очевиден» [23, с.140].
Зеленко Б.И. и Усольцев Д.В. были правы, в том, что общественный контроль складывается в нашей стране очень медленными темпами и «реальным», к сожалению, его назвать нельзя. В современных условиях существенно важно консолидироваться вокруг такого приоритета, как взаимодействие гражданского общества и политической системы общества, поскольку от степени реализации данного взаимоотношения во многом зависит социальное устройство, благополучие населения, состояние правовой организации общественной жизни.
Наличие проблем развития демократии и, соответственно, становления гражданского общества подтверждают и данные статистических исследований. Неудовлетворенность жизнью в целом и тем, как работает демократия, в России заметно выше, чем в странах Запада, ее высказывают более 55 % опрошенных [24, с. 140], почти 60 % россиян полагают, что демократия в России терпит поражение [25]. Более 66 % населения считают, что в России не сложилась многопартийная система [26]. Наблюдается тенденция к увеличению числа респондентов, утверждающих, что людям у власти нет никакого дела до простых людей: 66 % в 1994 г., 80 % - в 2005 г. [27, с. 158]. Указанные показатели и сегодня не внушают особого оптимизма.
Таким образом, современные институты политической системы и развитие гражданского общества находятся в тесной взаимосвязи. Конвергенция обеспечивает взаимные влияние и развитие, далеко не всегда прогрессивные и отвечающие интересам общества. Важнейшими направлениями в работе государства и всего общества должны стать усиление института общественного контроля, защита демократических ценностей, антикоррупционная политика, повышение правовой и политической культуры граждан.
Литература и источники
1. Яруллин И.И. Модернизация политической система российского общества: политико-правовое исследование. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. Казань, 2005. С.5.
2. Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. № 3. С. 83-93.
3. Мордовец А.С. Человеческое измерение модернизации в России // Право и политика: теоретические и практические проблемы: материалы Междунар. науч.-практ, конф. г. Рязань. 2 ноября 2012 г. Рязань, 2013. С. 100-104.
4. Становление гражданского общества в России. Правовой аспект/ под ред. О. И. Цыбулевской. Саратов, 2000.
5. Ахметова Д. И., Грандонян К. А. Политическая конкуренция и структура гражданского общества// Бизнес. Право. Образование. 2013. № 1. С. 273-276.
6. Грандонян К.А. К вопросу о понятии гражданского общества как юридической категории // Вестник института законодательства Республики Казахстан. 2012. V:4. С.15-20.
7. Богатырев В. В. Политическая система современного российского общества: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1998. С. 12.
8. Кожевникова Ю.С. Право в политической системе современного российского общества: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1998. С. 7.
9. Гражданское общество и политическая система. URL: http: // Ка7Ъоок.паго±гц. Tgp/leg_tgp10.htm ( дата обращения 07.09.2013).
10. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. М., 2003. 345 с.
11. Байтин М. И. О понятии государства // Правоведение. 2002. № 3 (242). С.4-16.
12. Баранов Н.А. Политический режим современной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т.8. № 35.
13. Яковлев А. Н. Реформация в России // Общественные науки и современность. 2005. №2.
14. Мадатов А.С. Проблемы периодизации современного политического процесса в России после 1985 года // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2006. № 1.
15. Медведев Д.А. Пять стандартов демократии // Российская газета. 2010. 15 октября.
16. Великая Н.М., Голосева Л.А Роль институтов гражданского общества в общественном диалоге в современной России // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2009. № 2.
17. Лукьянова Е.Г. Глобализация и правовая система (основные направления развития). М., 2006. 199 с.
18. Гудков. Д. Партийная система и гражданское общество // Обозреватель. 2011. № 8.
19. Вилков А.А. Введение пропорциональной избирательной системы и перспективы становления гражданского общества в современной России // Известия Саратовского университета. 2005. Т. 5.
20. Ларина О.Г., Киреева А.И. Гражданское общество и парадигма государственного строительства, или двадцать лет спустя // Ценности и нормы правовой культуры: сборник научных статей международного круглого стола, посвященного дню рождения И.А. Ильина, русского философа и юриста. Курск, 2011. 534 с.
21. Макаренко Н.В. Государственная власть: понятие и признаки // СПС Консультант Плюс.
22. Зелепко Б.И. Политические партии и гражданское общество в Российской Федерации (некоторые политико-правовые аспекты) // Право и политика. 2003. M 3.
23. Холмс С. Чему Россия учит пас теперь? Как слабость государства угрожает свободе // Proet Contra. Гражданское общество. 2007. 367 с.
24. Официальный сайт «Федеральной службы государственной статистики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.
25. Левада-Центр 2008: 30, таблица 3.35. [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/ sites/default/files/levada_2008_rus.pdf (дата обращения 12 мая 2015).
26. Общественное мпепие - 2014 (табл. 4.2.5.) // [электронный ресурс: режим доступа] http: // www.levada.ru/sbornik-obshhestvennoe-mnenie/obshhestvennoe-mnenie-2014/ (дата обращения 10. 12. 2014).
27. Баранова Г. В. Социально-политическая активность как фактор развития гражданского общества // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. N°11(55).
References and Sources
1. YArullin I.I. Modernizaciya politicheskoj sistema rossijskogo obshchestva: politiko-pravovoe issledovanie. Avtoref. diss... kand. yurid. nauk. Kazan', 2005. S.5.
2. Matuzov N.I. Grazhdanskoe obshchestvo: sushchnost' i osnovnye principy // Pravovedenie. 1995. M 3. S. 83-93.
3. Mordovec A.S. CHelovecheskoe izmerenie modernizacii v Rossii // Pravo i politika: teoreticheskie i prakticheskie problemy: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt, konf. g. Ryazan'. 2 noyabrya 2012 g. Ryazan', 2013. S. 100-104.
4. Stanovlenie grazhdanskogo obshchestva v Rossii. Pravovoj aspekt/ pod red. O. I. Cybulevskoj. Saratov, 2000.
5. Ahmetova D. I., Grandonyan K. A. Politicheskaya konkurenciya i struktura grazhdanskogo obshchestva// Biznes. Pravo. Obrazovanie. 2013. M 1. S. 273-276.
6. Grandonyan K.A. K voprosu o ponyatii grazhdanskogo obshchestva kak yuridicheskoj kate-gorii // Vestnik instituía zakonodatel'stva Respubliki Kazahstan. 2012. V:4. S.15-20.
7. Bogatyrev V. V. Politicheskaya sistema sovremennogo rossijskogo obshche-stva: Avtoref. diss.... kand. yurid. nauk. N. Novgorod, 1998. S. 12.
8. Kozhevnikova YU.S. Pravo v politicheskoj sisteme sovremennogo rossij-skogo obshchestva: Avtoref. diss.... kand. yurid. nauk. N. Novgorod, 1998. S. 7.
9. Grazhdanskoe obshchestvo i politicheskaya sistema. URL: http: // Kazbook.narod.ru. Tgp/leg_tgp10.htm ( data obrashcheniya 07.09.2013).
10. Abdullaev M.I., Komarov S.A. Problemy teorii gosudarstva i prava. M., 2003. 345 s.
11. Bajtin M. I. O ponyatii gosudarstva // Pravovedenie. 2002. M 3 (242). S.4-16.
12. Baranov N.A. Politicheskij rezhim sovremennoj Rossii // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. 2007. T.8. M 35.
13. YAkovlev A. N. Reformaciya v Rossii // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2005. N°2.
14. Madatov A.S. Problemy periodizacii sovremennogo politicheskogo processa v Rossii posle 1985 goda // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Ser.: Politologiya. 2006. M 1.
15. Medvedev D.A. Pyat' standartov demokratii // Rossijskaya gazeta. 2010. 15 oktyabrya.
16. Velikaya N.M., Goloseva L.A. Rol' institutov grazhdanskogo obshchestva v obshchestvennom dialoge v sovremennoj Rossii // Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2009. M 2.
17. Luk'yanova E.G. Globalizaciya i pravovaya sistema (osnovnye napravleniya razvitiya). M., 2006. 199 s.
18. Gudkov. D. Partijnaya sistema i grazhdanskoe obshchestvo // Obozrevatel'. 2011. M 8.
19. Vilkov A.A. Vvedenie proporcional'noj izbiratel'noj sistemy i perspektivy stanovleniya grazhdanskogo obshchestva v sovremennoj Rossii // Izvestiya Saratovskogo universiteta. 2005. T. 5.
20. Larina O.G., Kireeva A.I. Grazhdanskoe obshchestvo i paradigma gosudarstvennogo stroitel'stva, ili dvadcat' let spustya // Cennosti i normy pravovoj kul'tury: sbornik nauchnyh statej mezhdunarodnogo kruglogo stola, posvyashchennogo dnyu rozhdeniya I.A. Il'ina, russkogo filosofa i yurista. Kursk, 2011. 534 s.
21. Makarenko N.V. Gosudarstvennaya vlast': ponyatie i priznaki // SPS Konsul'tant Plyus.
22. Zelenko B.I. Politicheskie partii i grazhdanskoe obshchestvo v Rossijskoj Federacii (nekotorye politiko-pravovye aspekty) // Pravo i politika. 2003. M 3.
23. Holms S. CHemu Rossiya uchit nas teper'? Kak slabost' gosudarstva ugrozhaet svobode // Proet Contra. Grazhdanskoe obshchestvo. 2007. 367 s.
24. Oficial'nyj sajt «Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/.
25. Levada-Centr 2008: 30, tablica 3.35. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.levada.ru/ sites/default/files/levada_2008_rus.pdf (data obrashcheniya 12 maya 2015).
26. Obshchestvennoe mnenie - 2014 (tabl. 4.2.5.) // [ehlektronnyj resurs: rezhim dostupa] http: // www.levada.ru/sbornik-obshhestvennoe-mnenie/obshhestvennoe-mnenie-2014/ (data obrashcheniya 10. 12. 2014).
27. Baranova G. V. Social'no-politicheskaya aktivnost' kak faktor razvitiya grazhdanskogo obshchestva // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (ehlektronnyj nauchnyj zhurnal). 2015. N°11(55).
ЛАРИНА ОЛЬГА ГРИГОРЬЕВНА - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Юго-Западного государственного университета (г. Курск).
ЛАРИНА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА - старший преподаватель кафедры административного и трудового права Юго-Западного государственного университета (г. Курск)
LARINA, OLGA G. - Doctor of Law, Professor, Head of the department of theory and history state and law? Southwest State University (Kursk).
LARINA, ELENA A. - Senior Lecturer, Department of administrative and labor law, Southwest State University (Kursk).