УДК 316.334
Яковлева Мария Александровна
канд. социол. наук, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва
е-mail: [email protected]
Yakovleva Mariya
Candidate of Sociological Sciences, Moscow State University of Education, Moscow
е-mail: [email protected]
DOI10.26425/1816-42 77-2018-8-34-3 7
ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ СТРУКТУР ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ НА ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Изучено взаимодействие гражданского общества со структурами публичной власти в России. Проанализированы основные виды воздействий в государственном управлении в Российской Федерации, и, в частности, определяются способы воздействия публичной власти на гражданское общество в рамках процесса управления. Рассмотрены характерные для Российской Федерации модели взаимодействия структур публичной власти и гражданского общества. Обоснован вывод о том, что существует не только воздействие публичной власти на гражданское общество, но и то, что это влияние взаимно. Ключевые слова: управление, гражданское общество, структуры публичной власти, государственное управление, общественные организации.
FEATURES OF INFLUENCE OF PUBLIC AUTHORITIES ON CIVIL SOCIETY IN THE CONTEXT OF MANAGEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The interaction of civil society with public authorities in Russia has been studied. The main types of impacts in public administration in the Russian Federation, and, in particular, determines the ways of public authorities ' impact on civil society within the governance process has been analyded. The article considers the models of interaction between public authorities and civil society structures typical for the Russian Federation. The conclusion that there is not only the impact of public authorities on civil society, but also that this influence is mutual is substantiated.
Keywords: management, civil society, structures of public authority, public administration, public organization.
В контексте управления процесс взаимодействия гражданского общества и структур публичной власти имеет определенные особенности. В первую очередь необходимо изучить формы управления и воздействия структур публичной власти на гражданское общество. Также значение имеет уровень влияния государственных структур на само гражданское общество. Гражданское общество сейчас укрепляет свои позиции на политической и социальной аренах.
Во взаимосвязи этих двух структур в России прослеживаются современные тенденции, которые нехарактерны для европейской модели взаимодействия. Данное положение обусловлено особенностями взаимосвязи гражданского общества и публичной власти, а также способов влияния структур публичной власти на гражданское общество. Рассматривая структуры публичной власти и гражданского общества в рамках управленческого процесса, стоит определить основные формы воздействия в административно-политическом управлении в Российской Федерации (далее - РФ) и, следовательно, выделить формы воздействия публичной власти на гражданское общество в рамках процесса управления.
Процесс становления и развития института гражданского общества в РФ имеет существенные особенности, которые отличают его от современных направлений за рубежом. В первую очередь можно выделить такую тенденцию, как разделение действующих в России общественных организаций на «социально ориентированные» и «политически ориентированные» [1, с. 10]. Следовательно, можно разделить дискурс исследования на политическую сферу, в которой общественные организации воспринимаются как оппозиция или как опора для действующей власти, и социальную сферу, в которой общественные организации, общественные движения ориентированы на решение социальных проблем.
© Яковлева М.А., 2018
Стоит отметить, что четко провести разделение организаций на социальные и политические довольно сложно. Это связано с тем, что влияние политической составляющей присутствует даже в социально-ориентированных организациях. Тем не менее, такое условное разграничение необходимо, поскольку отношение структур публичной власти к структурам гражданского общества зависит от направления деятельности этой структуры.
Под взаимодействием гражданского общества со структурами публичной власти в социальной сфере следует понимать все виды взаимодействия в социально-активных сферах, не имеющих отношения к политическим процессам. В деятельности институтов гражданского общества и их взаимодействии со структурами публичной власти можно выделить некоммерческие организации и гражданские инициативы.
По сравнению с политической сферой, заинтересованность граждан в социальной активности выше, особенно стоит выделить частные гражданские инициативы. Среди основных форм проявлений частных гражданских инициатив можно отметить благотворительность. Данные исследований частных пожертвований в России показывают, что более 40 % респондентов делали пожертвования благотворительным некоммерческим организациям и фондам [6].
Также достаточно развиты такие формы проявления гражданской активности как участие в товариществах собственников жилья (далее — ТСЖ), в различных социальных акциях, субботниках. Одним из наиболее активно развивающихся проявлений активности граждан является товарищество собственников жилья. Можно отметить высокую степень включенности граждан в ТСЖ, а также их активность в деятельности ТСЖ [7]. В большей мере такая активность проявляется в участии в субботниках, в ремонте и уборке подъездов, сборе подписей и пожертвований.
Такой способ самоорганизации граждан как ТСЖ в последние годы активно развивается и выполняет свою основную роль, хотя и имеет определенные недостатки на данном этапе, в частности, пассивность некоторых участников. Основная роль заключается в улучшении качества условий проживания участников ТСЖ, разрешении конфликтных ситуаций и совместного решения проблем.
Проект «Активный гражданин» является одним из примеров взаимодействия гражданского общества и структур публичной власти. Он был создан по инициативе Правительства Москвы в 2014 г. в качестве площадки для проведения открытых референдумов в электронной форме. Основной целью этого проекта было осуществление обратной связи с жителями города и решение социальных проблем [9].
Структуры публичной власти не рассматривают некоммерческие организации (далее - НКО), реализующие свою деятельность в социальной сфере, в качестве возможных оппонентов, вследствие того, что эти НКО не вовлечены в политические процессы. Публичная власть сотрудничает с «социально ориентированными» некоммерческими организациями. Как один из факторов влияния государства на НКО можно отметить финансовое стимулирование. Согласно результатам исследования две трети респондентов считают, что государственная поддержка НКО оказывает существенное влияние на развитие гражданского общества в нашей стране [2].
Взаимодействие структур публичной власти с «политически ориентированными» НКО отличается от взаимодействия с теми НКО, которые характеризуются властью как «социально ориентированные». Так называемые «политически ориентированными» НКО воспринимаются как возможность для укрепления государством своего влияния и как политическая оппозиция. В этом и состоит основное отличие данных НКО от тех, кто работает в социальной сфере. Необходимо отметить, что есть организации, которые ведут деятельность и в политической, и в социальной сферах.
Кроме НКО, личные гражданские инициативы в политической сфере отличают степень вовлеченности и реализация в политической и социальной сферах. В исследованиях отмечается низкая вовлеченность граждан в политические процессы [4]. Большинство опрошенных не участвовали в каких-либо публичных акциях за последний год. Результаты подтверждают пассивность граждан в процессе донесения мнения общества до структур публичной власти. Однако граждане частично осведомлены о происходящих массовых акциях.
Существенно отличается уровень осведомленности о различных объединениях или организациях. В частности, общероссийский народный фронт (далее — ОНФ) является общественным движением, а также крупнейшим объединением общественно-политических организаций. Осведомленность о деятельности такого общественного движения характеризует уровень заинтересованности граждан в общественно-политической
жизни страны. По результатам опроса можно сделать вывод, что чуть более половины опрошенных слышали об ОНФ и только 20 % достаточно хорошо осведомлены об его деятельности [4].
К структурам гражданского общества относят некоммерческие организации, общественные движения и организации, профсоюзы и т. д. Достаточно часто при проведении исследований гражданского общества не учитывают так называемые ГОНГО (Государством организованные негосударственные организации) -организации, созданные государством для определенных целей [5]. В России к ним можно отнести молодежное движение «НАШИ» (Общероссийская общественная организация содействия развитию суверенной демократии (ООО «СРСД») молодежное движение «НАШИ»). В эту группу организаций также входят объединения, сформированные правительственными структурами, а не самостоятельной инициативой. Тем не менее, исключать подобные организации из института гражданского общества не стоит, так как они выполняют работу по реализации интересов граждан, хотя и созданы «сверху».
Как правило, именно НКО выступают в качестве критерия выражения современных процессов в развития гражданского общества в России и проблем, с которыми оно сталкивается. Сейчас предпринимаются определенные меры для совершенствования организации и систематизации НКО. Современные НКО самоорганизуются и взаимодействуют для решения конкретных проблем и задач, а также сотрудничают с другими некоммерческими негосударственными организациями [8].
Отношение к НКО зависит от того, создана ли она «сверху» (государством и субсидируется им) или «снизу». Наиболее известным примером объединения НКО и других общественно-политических организаций «сверху» можно назвать ОНФ. Данная организация была образована в 2011 г. с целью создания коалиции различных общественно-политических организаций.
К основным задачам ОНФ относят объединение «на равных» организаций разного направления. ОНФ был призван стать площадкой для осуществления обратной связи между государством, политическими партиями и «третьим сектором» [3]. Деятельность ОНФ часто подвергается критике, в первую очередь, по причине источника финансирования. Организации ОНФ получают финансирование от различных НКО, коммерческого сектора, личных пожертвований. Многие НКО получают финансовую поддержку государства в виде грантов, что рассматривается, как попытка финансово контролировать «сверху» «третий сектор», хотя это лишь часть финансирования.
Характеризуя ОНФ можно отметить, что он является способом управления структурой публичной власти структурами гражданского общества, а также представляет собой объединение «третьего сектора» с государственными организациями. Вследствие чего взаимодействие становится только эффективнее.
Управленческий процесс ОНФ представляет собой управление остальными участниками этого объединения для решения определенных задач. Структуры публичной власти воздействуют на сектор гражданского общества, представляя собственные интересы. В состав ОНФ входят различные общественные и политические организации, между которыми существует обратная связь. Данное объединение позволяет осуществлять контроль над деятельностью НКО со стороны публичных структур власти. Но и сами структуры гражданского общества могут управлять политическими структурами. Поэтому не стоит говорить о подчинении «третьего сектора» интересам властных структур. Проекты ОНФ реализуются как на государственном уровне, например, в сфере экологии, так и на локальном уровне, в сфере сохранения культурного наследия [10]. Деятельность данного объединения широко освещается в средствах массовой информации, социально-активная часть населения имеет возможность получать информацию о реализованных проектах и участвовать в разработке новых.
Таким образом, сами структуры гражданского общества влияют и управляют деятельностью властных структур. А общественно-политические организации «третьего» сектора» регулируют деятельность структур публичной власти, оказывая влияние на принимаемые ими решения.
Библиографический список
1. Бардин, А. Л. Гражданское общество в России: опыт сравнительного анализа / А. Л. Бардин, А. Н. Кокарева, Е. В. Михайлова
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.civisbook.ru/files/File/CSM_2015.pdf (дата обращения: 05.07.2018).
2. Громова, М. Н. Государственная поддержка НКО и проблема оценки ее эффективности / М. Н. Громова,
И. В. Мерсиянова // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2016. - № 1. - С. 44-47.
3. Кожина, Ю. В. Факторы политического единства в России: элитный консенсус и поддержка власти народом. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 5-1 (55). - C. 90-93.
4. Левада-Центр. Ежегодник «Общественное мнение» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levada.ru/sbornik-obshhestvennoe-mnenie/obshhestvennoe-mnenie-2015 (дата обращения: 05.07.2018).
5. Левада-Центр. Перспективы гражданского общества в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. levada.ru/books/perspektivy-grazhdanskogo-obshchestva-v-rossii-2011 (дата обращения: 05.07.2018).
6. Ходорова, Ю. Исследование частных пожертвований в России 2014-2015 год / Ю. Ходорова, М. Черток. - М.: CAF Россия, 2015. - 8 с.
7. ЦИРКОН. Модели самоорганизации граждан с возможностью эффективного согласования частных и общественных интересов (на примере ТСЖ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zircon.ru/upload/iblock/d44/Modeli_samoorganizacii_ grazhdan_s_vozmozhnostju_soglasovanija_chastnyh_i_obshhestvennyh_interesov.pdf (дата обращения: 05.07.2018).
8. ЦИРКОН. Представительство интересов третьего сектора: возможности и барьеры для создания «отраслевого профсоюза» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zircon.ru/upload/iblock/ccb/Problemy_konsolidacii_ rossijskogo_NKO-sektora_Otchet_po_itogam_issledovanija.pdf (дата обращения: 05.07.2018).
9. Портал «Активный гражданин» (о проекте «Активный гражданин») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ag.mos.ru/info (дата обращения 10.07.2018).
10. Сайт Общероссийского Народного Фронта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://onf.ru (дата обращения: 10.07.2018).
References
1. Bardin A. L., Kokareva A. N., Mihajlova E. V Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii: opyt sravnitel'nogo analiza [Civil Society in Russia: Experience of Comparative Analysis]. Available at: http://www.civisbook.ru/files/File/CSM_2015.pdf (accessed 05.07.2018).
2. Gromova M.N., Mersiyanova I.V Gosudarstvennaya podderzhka NKO i problema ocenki ee ehffektivnosti [State support for NGOs and the problem of assessing its effectiveness] // Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii i za rubezhom [Civil Society in Russia and Abroad], 2016, no. 1, pp. 44-47.
3. Kozhina Yu. V Faktory politicheskogo edinstva v Rossii: ehlitnyj konsensus i podderzhka vlasti narodom [Factors of Political Unity in Russia: elite consensus and popular support for power]. // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie [Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History]. Voprosy teorii i praktiki [Questions of the Theory and Practice], 2015, no. 5-1 (55), pp. 90-93.
4. Levada-Centr [Levada-Center]. Ezhegodnik «Obshchestvennoe mnenie» [Yearbook of the «Public Opinion»]. Available at: http:// www.levada.ru/sbornik-obshhestvennoe-mnenie/obshhestvennoe-mnenie-2015 (accessed 05.07.2018).
5. Levada-Centr [Levada-Center]. Perspektivy grazhdanskogo obshchestva v Rossii [Prospects for Civil Society in Russia]. Available at: http://www.levada.ru/books/perspektivy-grazhdanskogo-obshchestva-v-rossii-2011 (accessed 05.07.2018).
6. Hodorova Yu.. Issledovanie chastnyh pozhertvovanij v Rossii 2014-2015 god [Research of Private Donations in Russia 20142015] / Yu. Hodorova, M. Chertok. - M.: CAF Rossiya, 2015, 8 p.
7. CIRKON [ZIRCON]. Modeli samoorganizacii grazhdan s vozmozhnost'yu ehffektivnogo soglasovaniya chastnyh i obshchest-vennyh interesov (na primere TSZH) [Models of Self-organization of Citizens with the Possibility of Effective Coordination of Private and Public Interests (on the example of HOA)]. Available at: http://www.zircon.ru/upload/iblock/d44/Modeli_sa-moorganizacii_grazhdan_s_vozmozhnostju_soglasovanija_chastnyh_i_obshhestvennyh_interesov.pdf (accessed 05.07.2018).
8. CIRKON [ZIRCON]. Predstavitel'stvo interesov tret'ego sektora: vozmozhnosti i bar'ery dlya sozdaniya «otraslevogo profsoyu-za» [Representation of the Third Sector: Opportunities and Barriers to the Creation of a «Trade Union»]. Available at: http:// www.zircon.ru/upload/iblock/ccb/Problemy_konsolidacii_rossijskogo_NKO-sektora_Otchet_po_itogam_issledovanija.pdf (accessed 05.07.2018).
9. Portal «Aktivnyj grazhdanin» [Portal «Active Citizen»] (o proekte «Aktivnyj grazhdanin») [about the project «Active Citizen»]. -Available at: http://ag.mos.ru/info (accessed 10.07.2018).
10. Sajt Obshcherossijskogo Narodnogo Fronta [The Site of the Russian Popular Front]. Available at: http://onf.ru (accessed 10.07.2018).