НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 342.9 ББК 67.401
© 2022 г. Шевелева Светлана Викторовна,
декан юридического факультета Юго-Западного государственного университета, доктор юридических наук, доцент. E-mail: decan46@yandex.ru
Позднякова Елена Владимировна,
заведующий кафедрой административного и трудового права Юго-Западного государственного университета, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: decan46@yandex.ru
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ*
В статье рассматривается теоретико-правовая проблематика института безопасности личности в Российской Федерации. Анализируются угрозы безопасной жизнедеятельности человека. Дается авторское определение социально-правового феномена института безопасности личности.
Ключевые слова: институт безопасности, личность, деятельность, обеспечение, усовершенствование.
Sheveleva Svetlana Viktorovna - Dean of the Faculty of Law, the Southwestern State University, Doctor of Law, Associate Professor.
Pozdnyakova Elena Vladimirovna - Head of the Department of Administrative and Labor Law, the Southwestern State University, PhD in Law, Associate Professor.
THEORETICAL AND LEGAL FOUNDATIONS OFTHE INSTITUTE OF PERSONAL SECURITY
The article deals with the theoretical and legal problems of the Institute ofpersonal security in the Russian Federation. The threats to the safe life of a person are analyzed. The author's definition of the socio-legal phenomenon of the institute ofpersonal security is given.
Keywords: institute of security, personality, activity, provision, improvement.
Вопросы безопасности личности и ее обеспечение в Российской Федерации относятся к числу приоритетных государственных задач, а их содержание является достаточно объемным и включает различные не только философско-социологические, но и правовые аспекты.
В Российской Федерации правовым фундаментом обеспечения безопасности стал Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности» [1], который определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической, безопасности личности, иных видов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также полномочия и функ-
ции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности РФ.
Принятый Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [2] утвердил положение о том, что лишь только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России, где высшее значение имеют соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, повышение благосостояния народа, защита достоинства граждан Российской Федерации.
* Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания на 2020 г. № 085102020-0033 «Трансформация частного и публичного права в условиях эволюции личности, общества и государства».
Обращает на себя внимание, что под национальными интересами в данном правовом акте понимаются «объективно значимые потребности личности, общества, государства в безопасности и устойчивом развитии». Данное определение нацеливает на понимание взаимосвязи интересов личности с интересами общества и государства, а также на то обстоятельство, что Россия должна двигаться по пути своего развития с учетом двух ключевых категорий: безопасности (как состояния защищенности); устойчивого развития (как социально-экономического фундамента).
Стратегия государственной национальной политики РФ указывает, что объектами защиты системы обеспечения национальной безопасности являются: гражданин, его права и свободы; общество, его духовные и материальные ценности; государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность [3].
Для современной политико-правовой мысли является основным признание человека важнейшей ценностью общества и государства. Такой подход приводит к соответствующим изменениям в понимании самой безопасности, которое основывается, в первую очередь, на гуманистических принципах утверждения приоритета заботы о каждом отдельном индивиде во всей системе мировых общественных отношений [4]. Такой подход требует определения вопроса, связанного с возможностью ограничения личных прав и свобод для обеспечения безопасности общества, государства. Круг личных прав, определенный Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, условно можно разделить на те, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть ограничены в интересах общества и государства (ст. 3, 12, 13, 14 Конвенции), и те, которые могут быть ограничены в интересах национальной безопасности и общественного порядка, (ст. 8, 9, 10, 11 Конвенции), что соответствует принципу гуманизма.
Отметим, что гуманизм, с одной стороны, предусматривает создание обществом, государством необходимых условий для самореализации личности во всех сферах жизни, а с другой - необходимость заботы о людях, которые в ней нуждаются. Отсюда основной целью и задачей каждого демократического государства является адекватное отражение в реальности индивидуализации личности.
Обеспечение индивидуальной (личной) безопасности является отправной точкой в исследовании и обеспечении ее других уровней -общественного, государственного, регионального, международного.
В связи с многосторонностью потребностей личности, на удовлетворение которых направлена вся деятельность государства, можно выделить следующие аспекты безопасности: личная (физическая), заключающаяся в охране и защите жизни, здоровья, чести и достоинства человека; общественная (политическая) - обеспеченность реализации провозглашенных политических прав и свобод; экологическая, которая гарантирует право на благоприятную окружающую среду; имущественная - воплощается в обеспеченности и защите имущественных прав [5] и т. д.
В соответствии с общепринятой классификацией основных прав и свобод граждан, с учетом необходимости обеспечения их надлежащей реализации, охраны и защиты в демократическом обществе, выделяются такие виды безопасности личности: гражданская (личная), политическая, экономическая, социальная, культурная, экологическая. Вышеприведенная классификация позволяет утверждать, что содержание безопасности личности заключается в обеспечении благоприятных условий для жизнедеятельности и самореализации.
Таким образом, учитывая, что личность является высшей ценностью, то из всех существующих уровней безопасности - безопасность личности является главным объектом внимания и основой безопасности общества и государства. Соответственно, любое ограничение личной свободы или права человека должно, во-первых, проистекать исключительно из законодательных требований, во-вторых, основываться на следующей презумпции: ограничить свободу или право человека можно только тогда, когда для обеспечения безопасности общества и государства других способов не существует.
Признание государством правового статуса личности на индивидуальном уровне, предполагает создание условий - гарантий его реализации, т. е. создание единого государственного механизма, целью деятельности которого является недопущение, выявление и пресечение угроз в отношении каждого индивида. Содержание юридических гарантий заключается в том, что они выступают
специально-правовым средством реализации, охраны, защиты прав и свобод человека и гражданина, и, соответственно, безопасности личности.
Основой указанного механизма в Российской Федерации является система органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, проводимая ими политика в ракурсе обеспечения общественного порядка, общественной безопасности и личной безопасности каждого человека [6].
Согласимся с мнением, что среди важнейших элементов механизма обеспечения безопасности также необходимо выделять: постоянный мониторинг происходящих социальных явлений в обществе; разработку критериев, качественных и количественных индикаторов состояния социальной стабильности как всего государства, так и каждого субъекта; прогнозирование комплекса факторов, определяющих угрозу безопасности; создание моделей социально значимых проектов; разработка комплексных мер по выходу государства в целом или субъекта из зоны социальной опасности [7].
В реальной жизни человека повсеместно сопровождают различные негативные факторы и их проявления, представляющие угрозы его безопасному существованию. С этой точки зрения, безопасность личности заключается в предупреждении и противодействии угрозам его жизнедеятельности и наличии условий для его всестороннего развития.
К таким угрозам относят: угрозы среды человеческой деятельности; чрезвычайные угрозы биосферы и техносферы; угрозы, связанные с преступными посягательствами; внешние и внутренние угрозы государству (в данном случае объектом защиты выступает не отдельный человек, а совокупность людей, которые являются членами общества, нации); угрозы общечеловеческой деятельности (рост населения, распространение наркотических средств, оружия) и т. п.
Следовательно, различают виды безопасности, объектом защиты которых выступает человек или совокупность людей. Это, в свою очередь, формирует соответствующие системы, на основании которых можно выделить: безопасность (охрану) труда; физическую безопасность человека; обеспечение безопасности или защиту при чрезвычайных ситуациях; криминогенную безопасность; систему
безопасности государства; национальную безопасность; глобальную безопасность, финансовую безопасность и др. [8].
Анализ составляющих феномена безопасности, как с правовой, так и социальной точек зрения, дает основания выделить в системе безопасности соответствующие институты, регулирующие свои стороны общественных отношений: институт безопасности личности, институт национальной безопасности, институт общественной безопасности с присущими им как общими и характерными только для них особенностями.
Предлагаем институт безопасности личности рассматривать как составляющую системы безопасности государства совокупность социально-юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере обеспечения личной безопасности человека в конкретном социуме, государстве, на обеспечение которой создан и функционирует весь механизм государственной власти и местного самоуправления, а также объединения граждан.
Закрепить правовое положение понятия «институт» безопасности личности предлагаем путем его введения в соответствующие нормативно-правовые акты, что позволило бы: официально закрепить юридическую природу института безопасности личности; придать рассматриваемому понятию обязательное значение; сформировать четкие критерии для отграничения его от смежных институтов безопасности; обеспечить единство дальнейшей правотворческой и правореа-лизационной деятельности в деле обеспечения надлежащего уровня безопасности субъектов защиты системы обеспечения безопасности в РФ, прежде всего, безопасности человека и гражданина; предоставить органам обеспечения безопасности личности, а также общественным объединениям уверенности в правильности решений, принимаемых в связи с обеспечением безопасности личности; повысить уровень правовой активности граждан в борьбе с угрозами.
Наиболее целесообразным является определение безопасности личности или права безопасности в широком значении этого слова, как состояния его наиболее благополучной жизнедеятельности в определенных конкретно-исторических условиях [9].
Среди элементов института безопасности личности можно выделить безопасность этнических и социальных групп; безопасность
трудовых коллективов; безопасность общественных организаций и политических партий; безопасность государства; безопасность общества в целом. Это так называемый вертикальный или субъектный срез общей структуры безопасности государства. Каждый субъект нуждается в особом режиме безопасности.
Для решения проблемы соотношения интересов субъектов соответствующего уровня безопасности необходимо определить единую точку отсчета, приоритеты интересов в сфере безопасности, ведь вопросы ее обеспечения являются весьма сложными и многогранными.
Как было сказано, единственным и неделимым субъектом любого социума является человек, выступающий на уровне социальных связей как личность. Именно личность - точка отсчета различных социальных систем, имеющая принципиальную социальную ценность и значимость [10].
Личность выступает носителем широкого спектра общественных отношений, т. к. выполняет много социальных ролей для удовлетворения разносторонних потребностей. Она является необходимым, конечным элементом каждой из выделенных подсистем общества, одновременно участвуя в обеспечении всех уровней безопасности государства.
Таким образом, в основе государственной безопасности всех уровней (общества, социальной и этнической группы и т. п.) лежит безопасность личности, которая органично вплетена в них как составной элемент. При этом речь, соответственно, идет не о конкретном человеке, а об абстрактной совокупной модели в определенном обществе. Указанные выше соотношения наглядно подтверждают провозглашенный ранее тезис о центральном месте личности в структуре безопасности любого государства и о выделении в системе обеспечения безопасности правовой категории «институт безопасности личности».
В соответствии с этим можно сделать вывод, что интересы личности в сфере безопасности должны иметь приоритет среди интересов других объектов системы обеспечения безопасности, а институт безопасности личности - безусловный приоритет при создании соответствующей системы.
При этом надо четко представлять, что подобный подход, характерный для демократической политико-правовой традиции, не может быть абсолютным и свидетельствует
лишь о том, что интересы последующих элементов указанного соотношения не могут достигаться за счет тех, которые им предшествуют и должны быть согласованы с ними.
При рассмотрении значения института безопасности личности как подсистемы безопасности всего государства (системы, состоящей из определенных компонентов общества разных уровней), следует также обратиться к теории надежности, применяемой в управленческой деятельности. Согласно ей, достичь надежного функционирования и развития системы можно через повышение надежности ее элементов. Именно человек как сложная биоэнергетическая система (формируется с физической, психической и душевной составляющих, каждая из которых также является системой) является таким элементом. Отсюда можно предположить: только увеличивая надежность функционирования и развития человека возможно достичь цели надежности системы безопасности [11; 12].
Таким образом, сформулируем следующие основные выводы:
1. Безопасность личности на современном этапе развития государственно-правовой мысли превращается из понятия, производного от понимания безопасности других уровней и качеств, на фундаментальное, что отражает, прежде всего, потенциал общечеловеческих ценностей и интересов в условиях с любой спецификой.
2. Наличие правового статуса личности на индивидуальном уровне предполагает создание условий - гарантий его реализации, т. е. создание единого государственного механизма безопасности личности, целью деятельности которого является недопущение, выявление и пресечение угроз в отношении каждого индивида. Содержание юридических гарантий заключается в том, что они выступают специально-правовым средством реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, и соответственно, безопасности личности, а их реализация и обеспечивается в процессе применения мер государственного принуждения.
3. Институт безопасности личности предлагаем рассматривать как составляющую системы безопасности государства, совокупность социально-юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере обеспечения личной безопасности человека в конкретном социуме, государстве.
Литература
1. О безопасности: федер. закон от 28.12.2010 № 390-Ф3. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Стратегия государственной национальной политики до 2025 года: указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 (ред. 06.12.2018). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Ловцов Д. О парадигме национальной безопасности // Обозреватель. 1999. № 9.
5. Квашин А. Основные вызовы в сфере безопасности // Международная жизнь. 1999. № 12.
6. Толкачев К.Б., Хабибулин А.Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. Уфа, 1991.
7. Масанова М. Социальная безопасность государства: концептуальные подходы [Электронный ресурс]. URL: http://uk-archive.narod.ru/ 1998/n02/s98-2-11.htm (дата обращения: 14.12.2021).
8. Белорус О.Г, Лукьяненко Д.Г. Глобальные трансформации и стратегии развития. Киев, 2000.
9. Ракша Н.С., Поправко А.К. Правовое обеспечение миграционной политики Российской Федерации // Вестник Донбасской юридической академии. Юридические науки. 2019. № 10.
10. Дергачев А. Безопасность как атрибут государственности // Политическая мысль. 2007. № 1.
11. Возжеников А.В. Система обеспечения национальной безопасности и характеристика ее элементов // Бизнес и политика. 2008. № 1.
12. Лихачев С.В. Административная деятельность. Особенная часть: учебное пособие / С.В. Лихачев, Н.С. Ракша, С.П. Гончаров и др. Курск, 2016.
13. Дзлиев М.И., Потрубач Н.Н. Основы обеспечения безопасности жизнедеятельности: курс лекций. М., 1996.
14. Конституция Российской Федерации. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».
Bibliography
1. About security: feder. law of December 28, 2010 № 390-FL. Access from the legal reference system «ConsultantPlus».
2. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 № 400. Access from the legal reference system «ConsultantPlus».
3. Strategy of the state national policy until 2025: Decree of the President of the Russian Federation of December 19, 2012 № 1666 (as amended on December 6, 2018). Access from the legal reference system «ConsultantPlus».
4. Lovtsov D. On the paradigm of national security // Obozrevatel. 1999. № 9.
5. Kvashin A. The main challenges in the field of security // International life. 1999. № 12.
6. Tolkachev K.B., Khabibulin AG. Internal Affairs Bodies in the Mechanism of Ensuring Personal Constitutional Rights and Freedoms of Citizens. Ufa, 1991.
7. Masanova M. Social security of the state: conceptual approaches [Electronic resource]. URL: http://uk-archive.narod.ru/1998/n02/s98-2-11 .htm (date of access: 12.14.2021).
8. Belorus O.G., Lukyanenko D.G. Global transformations and development strategies. Kyiv, 2000.
9. Raksha N.S., Popravko A.K. Legal support of the migration policy of the Russian Federation // Bulletin of the Donbass Law Academy. Legal Sciences. 2019. № 10.
10. Dergachev A. Security as an attribute of statehood // Political Thought. 2007. № 1.
11. Vozzhenikov A.V. The system for ensuring national security and the characteristics of its elements // Business and Politics. 2008. № 1.
12. Likhachev S.V. Administrative activity. Special part: textbook / S.V. Likhachev, N.S. Raksha, S.P. Goncharov et al. Kursk, 2016.
13. Dzliev M.I., Potrubach N.N. Fundamentals of ensuring life safety: a course of lectures. Moscow, 1996.
14. The Constitution of the Russian Federation // Access from the legal reference system «Consultant-Plus».