Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ'

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / функции / социальная функция / социальная политика / социальное государство / право / закон / state functions / social function / social policy / social state / law / law

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Андреева О. А., Макартычан Э. А.

Актуальность теоретико-правового анализа социальной функции современного государства базируется на обобщении имеющегося опыта и учета влияния на неё экономических, политических, правовых и других условий. Рассмотрены теоретико-правовые аспекты формирования социальной политики государства в процессе ее становления в истории государства и права. Методологической основой исследования явились такие методы познания, как сравнительно-правовой, анализ и синтез, формально-юридический и другие, позволившие выявить направленность социальной функции государства на создание условий, необходимых для самореализации всех граждан. Социальное государство является сохранение человеческого капитала и повышение уровня его потенциала Установлено, что социальное государство является закономерным результатом развития цивилизации; социальная политика не патернализм, а ответственность гражданин за свое будущее и последующих поколений. Целью социальной функции государства является: снижение уровня социальной напряженности; исключение большого разрыва между богатством и бедностью; обеспечение равных возможностей и условий для старта всех граждан; достижение максимально возможной социальной справедливости, основанной на праве и законе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS OF THE SOCIAL FUNCTIONS OF A MODERN STATE: FORMULATION OF THE RESEARCH PROBLEM

The relevance of the theoretical and legal analysis of the social function of a modern state is based on a generalization of existing experience and taking into account the influence of economic, political, legal and other conditions on it. Theoretical and legal aspects of the formation of the state's social policy in the process of its formation in the history of state and law are considered. The methodological basis of the study was such methods of cognition as comparative legal, analysis and synthesis, formal legal and others, which made it possible to identify the focus of the social function of the state on creating the conditions necessary for the self-realization of all citizens. The social state is the preservation of human capital and increasing the level of its potential. It has been established that the social state is a natural result of the development of civilization; social policy is not paternalism, but the responsibility of the citizen for his future and subsequent generations. The purpose of the social function of the state is to: reduce the level of social tension; eliminating the large gap between wealth and poverty; ensuring equal opportunities and starting conditions for all citizens; achieving the maximum possible social justice based on law and law.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-6-3 УДК 340

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Андреева О.А., Макартычан Э.А.

Таганрогский институт управления и экономики

Аннотация. Актуальность теоретико-правового анализа социальной функции современного государства базируется на обобщении имеющегося опыта и учета влияния на неё экономических, политических, правовых и других условий. Рассмотрены теоретико-правовые аспекты формирования социальной политики государства в процессе ее становления в истории государства и права. Методологической основой исследования явились такие методы познания, как сравнительно-правовой, анализ и синтез, формально-юридический и другие, позволившие выявить направленность социальной функции государства на создание условий, необходимых для самореализации всех граждан. Социальное государство является сохранение человеческого капитала и повышение уровня его потенциала Установлено, что социальное государство является закономерным результатом развития цивилизации; социальная политика не патернализм, а ответственность гражданин за свое будущее и последующих поколений. Целью социальной функции государства является: снижение уровня социальной напряженности; исключение большого разрыва между богатством и бедностью; обеспечение равных возможностей и условий для старта всех граждан; достижение максимально возможной социальной справедливости, основанной на праве и законе.

Ключевые слова: государство, функции, социальная функция, социальная политика, социальное государство, право, закон.

THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS OF THE SOCIAL FUNCTIONS OF A MODERN STATE: FORMULATION OF THE RESEARCH PROBLEM

Olga A. Andreeva, Eduard A. Makartychan

Taganrog Institute of Management and Economics

Abstract. The relevance of the theoretical and legal analysis of the social function of a modern state is based on a generalization of existing experience and taking into account the influence of economic, political, legal and other conditions on it. Theoretical and legal aspects of the formation of the state's social policy in the process of its formation in the history of state and law are considered. The methodological basis of the study was such methods of cognition as comparative legal, analysis and synthesis, formal legal and others, which made it possible to identify the focus of the social function of the state on creating the conditions necessary for the self-realization of all citizens. The social state is the preservation of human capital and increasing the level of its potential. It has been established that the social state is a natural result of the development of civilization; social policy is not paternalism, but the responsibility of the citizen for his future and subsequent generations. The purpose of the social function of the state is to: reduce the level of social tension; eliminating the large gap between wealth and poverty; ensuring equal opportunities and starting conditions for all citizens; achieving the maximum possible social justice based on law and law.

Keywords: state functions, social function, social policy, social state, law, law.

Введение.

Социальная функция государства регулирует отношения между государственными органами, населением, гражданским обществом с целью достижения максимальной социальной справедливости, основанной на праве и законе. Она определяет политическую концепцию государства, содержащую идею равного распределения благ и обязанностей между всеми гражданами.

В п. 1 ст. 7 Конституции РФ указано, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Функция российского государства в социальной сфере заключается в обеспечении защиты и поддержки населения, особенно тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Государство также стремится обеспечить общественное благополучие через создание равных возможностей для всех граждан. Это достигается через реализацию государственной политики в таких областях, как здравоохранение, образование, наука, культура и другие.

Важно, чтобы государство содействовало формированию благоприятной социальной среды для всех слоев населения, чтобы каждый человек имел равные шансы на развитие и самореализацию.

Появление цифровых технологий изменило жизнь людей, под угрозой исчезновения оказываются некоторые профессии, которые может заменить нейросеть - математическая модель способная решать интеллектуальные задачи.

К.М. Карнаухова пишет, что «в течение ближайших 10-15 лет предполагается уход большой массы трудоспособных граждан из области материального производства.

Перед государствами встают абсолютно новые социальные задачи, а концепции, предлагающие их решение на рынке философских теорий, отсутствуют в принципе» [1, с. 68].

Следовательно, требуется анализ правовых механизмов оказания помощи и защиты нуждающемуся населению. Можно согласиться с мнением И.С. Панкратоваи М.Д. Баровских, о том, что в настоящее время «...социальная функция в полной мере выполняет свое предназначение нельзя, достаточно выделить такой момент, как не выплаченная заработная плата, пособия людям вовремя, до сих пор «действует» бюрократическая система, все предпринимаемые меры со стороны государства не всегда выполняются» [2, с. 66-69].

Социальная политика государства направлена на создание таких условия, которые бы гарантировали достойную жизнь всем слоям населения, но в исключительных случаях- наиболее нуждающимся.

Обсуждение.

Функции государства охватывают различные сферы, подверженные угрозам из-за различных кризисов, возникающих в жизни государства. В настоящее время государство обеспечивает распределение основных благ для тех, кто нуждается в этом больше всего, согласно Конституции РФ.

Законодательство РФ действительно гарантирует социальную помощь населению, включая предоставление субсидий, федеральных программ и социальных доплат. Реализация мер софинансирования также играет важную роль в поддержке нуждающихся. Подобные гарантии помогают смягчить негативные последствия экономических и политических кризисов, связанных с инфляцией и замедлением экономического

роста, а также предотвращать социальные противоречия, вызванные неравенством доходов в обществе.

Важным аспектом является эффективное функционирование и контроль за реализацией таких мер, чтобы обеспечить равный доступ к социальной помощи и справедливое распределение ресурсов. На основе развитой экономической базы, возможно в бол обеспечение бы «жизненные потребности населения и гарантировала им защиту от рыночных рисков, связанных со старостью, безработицей, несчастными случаями и болезнями [3, с. 135].

Теоретико-правовой анализ социальной функции государства, а также функционирование возможностей и пределов проводился на основе методологии юридической науки. Для этого использовались как общетеоретические методы, такие как диалектический метод, так и специально юридические методы, например системно-структурный анализ и синтез. Этот подход позволил выявить тенденции и механизмы становления социальной функции государства, а также оценить перспективы его будущего развития. Комбинация различных методов позволяет глубже понять взаимосвязи между социальными функциями государства, правовыми нормами и общественными отношениями, что важно для эффективного управления социальными процессами и обеспечения благополучия граждан.

Степень научной разработанности проблемы.

Как отмечал О.Е. Кутафин, «главная задача социального государства - достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное существование» [4, с. 345]. Однако социальная модель государства - не патернализм, когда перераспределение социальных благ осуществляется без учета ответственности гражданина за свое будущее, и будущее последующих поколений. Поэтому актуальность приобретает воспитание такой личности и общества, которая бы заботилась о своем будущем благосостоянии, учитывая уровень возможных гарантий, предоставляемых государством с цель достижения социальной справедливости.

Платон в своем сочинении «Государство» выразил критику по отношению к богатству и бедности, утверждая, что умеренность и средний достаток являются основой стабильности государства. Он подчеркнул политическое значение социально-экономического расслоения общества, указав на него как главный аспект, отличающий идеальное государство от других форм управления.

Платон призывал к преодолению разделения на богатых и бедных, отмечая, что обычное госу-

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

дарство может быть по сути разделено на множество враждебных государств, каждое из которых представлено богатыми и бедными. Он выделял необходимость объединения и гармонии в обществе, чтобы избежать конфликтов и обеспечить устойчивое развитие государства [5, с. 217].

Для того, чтобы построить идеальное государство, необходимо выяснить те цели, которые объединяют людей как блага жизни, но это не только удовольствия, а разумные сочетания физических и духовных благ, которые по мнению Аристотеля должно быть: «.всем на пользу, то и есть право» [6, с. 415].

Следовательно, в основе античной идеи социального государства лежал принцип, что справедливо- то и законно, поэтому право шире, чем закон, а социальные идеалы того времени были связаны:

- во-первых, с понятиями справедливости, порядка и добродетели;

- во-вторых, с представлениями о достойной жизни человека;

- в-третьих, с взаимоотношениями между социальными группами, обществом и государством и так далее.

Следовательно, идея социального государства берет начало от справедливого распределения материальных благ и на этой основе социальной стабильности.

Понятие «социального государства» было введено в научный оборот немецким политиком и экономистом Лоренцем фон Штейном в 1850 году. В тот же период, Э.П. Хэннок в своем труде «Происхождение государства всеобщего благосостояния в Англии и Германии, 1850-1914 гг.: сравнение социальной политики», отмечает, что концепция социального государства стала актуальной на Западной Европе в период предшествующий революция на фоне проблем социальной несправедливости и необходимости социальной реформы.

Концепция социального государства предполагает, что государство обязано заботиться о социальном благополучии своих граждан, обеспечивать социальную защиту и поддержку тех слоев населения, которые нуждаются в помощи.

Эта идея стала базой для развития системы социального обеспечения и крыла появлению таких учреждений, как пенсионные фонды, медицинская страховка и другие формы государственной социальной защиты.

Отдаленным истоком идеи о социальной функции государства являются идеи античных философов, которые считали идеальным государством то, в котором в наибольшей степени учи-

тываются интересы всех граждан, а законы действуют во имя всеобщего блага.

Концепция социального государства, направленная на помощь наиболее нуждающимся слоя м населения, разрабатывалась еще в античном мире и до настоящего времени остается актуальной в индустриальных и постиндустриальных обществах.

Теоретические аспекты реализации функций государства были изучены российскими учеными XIX века, такими как Н.И. Лазаревский, Б.А. Кистя-ковский, С.А. Котляревский, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов.

В частности, Б.А. Кистяковский отмечал, что «...вся деятельность государства выполняется в интересах подвластных. Государство при осуществлении своих задач признает за индивидуумом правовую способность привлекать в своих интересах государственную власть и пользоваться государственными учреждениями» [7, с. 310].

Н.М. Коркунов понимал под функциями государства основные направления его деятельности. Он писал, что «...государство есть постоянное общение, объемлющее не одно наличное, но целый ряд сменяющихся поколений. Поэтому оно не может руководиться в своей деятельности только интересами наличного поколения, только потребностями настоящего времени. Напротив, оно является естественным охранителем интересов грядущих поколений против одностороннего эгоизма настоящего... оно оберегает население от вырождения и вымирания, обеспечивает нарастающему поколению необходимое образование и т.д.» [8, с. 21-22].

Таким образом, не употребляя термина «социальная функция государства», Н.М. Коркунов фактически раскрывал его содержание.

С середины XIX по начало XX века в России произошли значительные общественные трансформации, которые коснулись социальной, экономической, политической и духовной сфер жизни. Эти изменения повлияли на развитие социальной функции государства. Ученые в этот период начали проявлять интерес к социальным проблемам в условиях ускоренного развития буржуазных отношений в России.

Авторы до революции использовали различные термины, такие как: государственное благоустройство, государственная благотворительность, государственная попечительская деятельность и другие, чтобы описать социальную функцию государства.

Один из первых исследователей теоретических аспектов социальной деятельности государства в истории и теории государства и права России был А.И. Васильчиков. Он провел анализ французского социального законодательства, выявив различия между правом (авэ^еапсе^даЬ) и

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

частной благотворительностью (сИагйёрпуее). Такой подход позволил ему осмыслить зарубежный опыт совместного осуществления социальной помощи, как со стороны государства, так и местного самоуправления, с целью приблизить российскую модель благотворительности к современной социальной функции государства. В ее компетенцию было введено управление продовольственным делом, медицинская помощь населению, поддержка не защищенных членов общества [9, с. 254].

Таким образом, его научная деятельность оказала влияние на формирование теоретической модели социального государства, главной целью которого является достижение справедливости, консенсуса в процессе достижения благополучия личности и благоденствия общества.

Результаты.

Постановка проблемы исследования важна, так как социальная функция государства представляет собой специально разрабатываемую политико-правовую структуру, которая направлена на обеспечение равномерного распределения материальных благ и сокращение социальных различий, что способствует обеспечению социальной стабильности в обществе.

По мнению Ю.Н. Беляевой, изначально социальная функция государства ограничивалась обеспечением социальной защиты наиболее бедных и уязвимых слоев населения. Однако в настоящее время основными задачами государства в социальной сфере становятся повышение уровня жизни населения, обеспечение каждому гражданину достойного уровня жизни и снижение уровня социального неравенства. Эти цели обусловлены стремлением к созданию справедливого общества, где каждый человек имеет равные возможности для развития и самореализации. [10, с. 99-106]».

Выбор модели социального государства - это действительно сложный процесс, который требует учета множества факторов и особенностей конкретной страны.

В контексте современной России, определение модели социального государства представляет собой комплексный и компромиссный процесс, который учитывает разнообразные социально-экономические и политические аспекты.

Реформирование социальной сферы с использованием принципов либерализма или "новых правил" может столкнуться с определенными рисками и вызвать негативную реакцию в обществе. Общественные изменения, основанные исключительно на либеральных принципах, могут привести к сокращению социальных гарантий, увеличению социального неравенства и ухудшению условий жизни для уязвимых категорий населения.

В заключении следует отметить, что социальное государство, обеспечивая защиту интересов населения, посредством перераспределения национальных богатств обеспечивает социальное равенство. В настоящее время активно ведутся дискуссии по поводу указанной политики с целью достижения общественного консенсуса. Основной упор делается на том, что социальная модель государства не должна быть патернали-стической в грубой форме, а должна основываться на ответственности каждого гражданина за свое собственное будущее и будущее следующих поколений.

При этом приоритетной становится идея воспитания личности и общества, которые заботятся о будущем благосостоянии общества в целом. Государство призвано предоставлять определенные гарантии и уровень социальной защиты, чтобы обеспечить максимально возможную социальную справедливость.

Такой подход подразумевает активное участие граждан в формировании своего будущего, а также осознанное принятие ответственности за обеспечение устойчивого социального развития. Важное значение при этом придается обеспечению равных возможностей для всех членов общества и содействию их личностному и профессиональному росту.

Основываясь на базовых принципах демократического социального государства, перестройка социальной сферы должна быть направлена на создание устойчивой, справедливой и эффективной системы, которая бы учитывала приоритеты прав человека и основных свобод, солидарности и ответственности граждан, общества и государства, а также принципы оптимальной поддержки и субсидиарности.

Рассмотрим каждый из указанных принципов более подробно: приоритет прав человека и свобод, гарантия основных прав и свобод каждого человека является неотъемлемой частью демократического социального государства.

Создание условий для свободного развития личности, защита прав собственности, права на образование, здоровье, труд и другие социальные права должны быть в центре внимания при перестройке социальной сферы.

Принцип солидарности предполагает взаимопомощь, поддержку и взаимное уважение между гражданами, обществом и государством. Солидарность способствует социальной стабильности, поддерживает уязвимых групп населения и укрепляет социальную справедливость.

Принцип субсидиарности означает, что решение социальных проблем должно приниматься на том уровне, где оно наилучшим образом может быть реализовано. При этом государство должно поддерживать и обеспечивать деятельность свободных ассоциаций граждан, которые могут взять на себя ответственность за решение социальных задач.

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Внедрение вышеупомянутых принципов в перестройку социальной сферы позволит создать более гуманную, ответственную и эффективную систему социальной защиты, обеспечивая гармоничное сочетание индивидуальных прав и обязанностей граждан, справедливость и поддержку со стороны государства и общества в целом.

Кроме того, укрепление солидарности и принципа субсидиарности способствует формированию здорового и устойчивого общества, способного эффективно справляться с социальными вызовами и неравенством.

Заключение.

Основные принципы социальной справедливости и равенства, а также обеспечения социальных гарантий на основе исторических и социаль-

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

но-этических норм являются основой легитимации социальной функции государства и способствуют укреплению социальной солидарности и стабильности общества.

В результате исследования установлено, что:

- уровень социальной обеспеченности государства позволяет представить перспективное его развитие в последующей истории;

- рост благосостояния всех граждан страны связан с основными направлениями современной социально-экономической политики государства;

- основной задачей социальной функции государства является сохранение человеческого капитала и повышения уровня его потенциала и т.д.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Корнаухова К.М. Социальная функция Российской Федерации / К.М. Корнаухова // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2019. № 3. С. 68.

2. Панкратов И.С. Правовой анализ функций государства / И.С. Панкратов, М.Д. Баровских // Юридическая наука. 2023. № 5. С. 66-69.

3. Соловьёва В.В. Государство всеобщего благосостояния: философско-правовой аспект / В.В. Соловьёва // Актуальные проблемы государства и права. 2023. № 26. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/gosu darstvo-vseobschego-blagosostoyaniya-filosofsko-pravovoy-aspekt.

4. Кутафин О. Е. Избранные труды : в 7 т. Т. 7: Российский конституционализм : монография. М. : Проспект, 2021. С. 345.

5. См.: Платон. Государство. URL : http://www.civisbook.ru/files/File/Platon.Gosudarstvo.pdf

6. Аристотель. Сочинения : в 4-х т. М. : Мысль. Т. 4. С. 415.

7. Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб. : РХГИ, 1999. С. 310.

8. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. I: Введение и общая часть. СПб. : Типография М.М. Стасюлевича, 1893. С. 21-22.

9. См.: Васильчиков А.И. О самоуправлении: Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб. : Типография В.В. Прац, 1872. С. 254.

10. Беляева Ю.Н. О социальных функциях государства / Ю.Н. Беляева // Журнал российского права. 2016. № 1. С. 99-106.

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Kornaukhova K.M. Social function of the Russian Federation / K.M. Kornaukhova // International Journal of Applied Sciences and Technologies «Integral». 2019. № 3. P. 68.

2. Pankratov I.S. Legal analysis of the functions of the state / I.S. Pankratov, M.D. Barovskikh // Legal science. 2023. № 5. P. 66-69.

3. Solovyova V.V. Welfare state: philosophical and legal aspect / V.V. Solovyova // Current problems of state and law. 2023. № 26. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvo-vseobschego-blagosostoyaniya-filosofs ko-pravovoy-aspekt.

4. Kutafin O.E. Selected works : in 7 vol. Vol. 7: Russian constitutionalism: monograph. M. : Prospekt, 2021. P. 345.

5. See: Platon. State. URL : http://www.civisbook.ru/files/File/Platon.Gosudarstvo.pdf

6. Aristotle. Works : in 4 vol. Vol. 4. M. : Thought. P. 415.

7. Kistyakovsky B.A. Philosophy and sociology of law. SPb. : RKhGI, 1999. P. 310.

— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —

8. Korkunov N.M. Russian state law. Vol. I: Introduction and general part. SPb. : Printing house M.M. Stasyule-vich, 1893. P. 21-22.

9. See: Vasilchikov A.I. On self-government: A comparative review of Russian and foreign zemstvo and public institutions. SPb. : Printing house V.V. Prats, 1872. P. 254.

10. Belyaeva Yu.N. On the social functions of the state / Yu.N. Belyaeva // Journal of Russian Law. 2016. № 1. P. 99-106.

Информация об авторах

Андреева Ольга Александровна

доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, Таганрогский институт управления и экономики о1-апс1г1 @уапс1ех.ги

Макартычан Эдуард Алексеевич

аспирант кафедры теории и истории государства и права, Таганрогского института управления и экономики [email protected]

Olga A. Andreeva

Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Taganrog Institute of Management and Economics ol-andr1 @yandex.ru

Eduard A. Mkrtychan

Postgraduate Student of the Department of Theory and History of State and Law, Taganrog Institute of Management and Economics [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.