Научная статья на тему 'Теоретико-правовой анализ правосознания государственных гражданских служащих в контексте совершенствования правовой культуры юриста в сфере государственного управления'

Теоретико-правовой анализ правосознания государственных гражданских служащих в контексте совершенствования правовой культуры юриста в сфере государственного управления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
303
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРАВО / ПРАВОПОНИМАНИЕ / ЮРИСТ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арутюнов Эрик Каренович, Улитин Илья Николаевич

Государственный гражданский служащий является одним из важнейших компонентов должного функционирования государственного аппарата страны. В работе авторы рассматривают теоретико-правовые аспекты правосознания и правовой культуры государственных гражданских служащих в контексте совершенствования их, как юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-правовой анализ правосознания государственных гражданских служащих в контексте совершенствования правовой культуры юриста в сфере государственного управления»

УДК 340.12

Арутюнов Эрик Каренович,

доктор исторических наук, профессор, Кубанский государственный университет. Milena. 555@mail .ru Улитин Илья Николаевич преподаватель,

Институт начального и среднего профессионального образования,

Кубанский государственный университет.

[email protected]

Eric K. Arutyunov

doctor of historical sciences, professor,

Kuban State University

Milena.555@mail .ru

Ilya N. Ulitin

Teacher,

Institute of primary and secondary professional education, Kuban State University Milena.555@mail .ru

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРАВОСОЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЮРИСТА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

THEORETIC AND LEGAL ANALYSIS OF THE CONSCIENCE OF STATE CIVIL SERVANTS IN THE CONTEXT OF IMPROVING THE LEGAL CULTURE OF THE LAWYER IN THE SPHERE OF GOVERNMENT

MANAGEMENT

Аннотация. Государственный гражданский служащий является одним из важнейших компонентов должного функционирования государственного аппарата страны. В работе авторы рассматривают теоретико-правовые аспекты правосознания и правовой культуры государственных гражданских служащих в контексте совершенствования их, как юристов.

Ключевые слова: государственный гражданский служащий, правосознание, правовая культура, правовой нигилизм, правовая грамотность, право, правопонимание, юрист, юриспруденция.

Abstract. The state civil servant is one of the most important components of the proper functioning of the state apparatus of the country. Legal culture and legal awareness of a civil servant on the quality ofparticipation in governance. In the work the authors consider the theoretical and legal aspects of the legal consciousness and legal culture of civil servants in the context of their improvement as lawyers.

Keywords: state civil servant, legal consciousness, legal culture, legal nihilism, legal literacy, law, legal understanding, lawyer, jurisprudence.

Сознание и культура государственной гражданской службы является условием эффективного функционирования всей системы государственного аппарата[1], а управление современным российским государством требует высокой организованности, компетентности и профессионализма со стороны работников государственных органов страны [2].

От уровня и качества профессионального правосознания и правовой культуры служащих во многом зависит результат их деятельности.

Разумность субъекта управления при осуществлении возложенных полномочий видится не в необходимости четкого очертания рамок его правовых действий и обязанностей, тем самым подавляя усмотрение в правоприменительной деятельности, а в повышении уровня правовой культуры и правосознания субъекта управления [3].

Можно заключить, что только внутреннее суждение и правильное законное поведение государственного гражданского служащего поможет решить проблемы в системе управления.

Как верно отмечал В.С. Нерсесянц, от уровня развитости правосознания, от содержания и характера, присущих ему юридико-ценностных установок и ориентации, а также от развитости правовой культуры во многом зависит качество деятельности государственного аппарата и в целом надлежащее осуществление государственных функций [4].

Согласно ст. 10 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», государственный гражданский служащий - это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы в государственном органе [5].

Понятие несколько абстрактно и спектр должностей государственной гражданской службы весьма разнообразен, ввиду чего достаточно затруднительно подобрать и выделить универсальные комплектующие правосознания и правовой культуры государственного служащего.

Особенности формирования правовой культуры государственных служащих обусловлены, прежде всего, их статусными характеристиками, спецификой положения в механизме государственной власти, степенью информированности о социальных процессах [6].

В работе И.Н. Барциц указан обзор статистики, где было опрошено 2500 респондентов - по следующему вопросу «Уверены ли Вы в государственных гражданских служащих РФ?». 41.2% опрошенных ответили «В некоторой степени», а 31.3% респондентов отметили «Не очень» [7].

Как видно из проведенных статистик, доверие со стороны населения государства к государственным гражданским служащим остается ниже среднего.

Отрицательная деформация правосознания (правовой нигилизм), а также низкая правовая культура государственных гражданских служащих выражается в сознательном мотивированном отторжении норм права и выборе другого, как

правило, незаконного и неправомерного способа урегулирования общественных отношений с использованием служебного положения и имеющихся властных полномочий.

Согласно правовой статистике, за 2016 год зарегистрировано 2273 преступлений, которые связаны со злоупотреблением должностным положением со стороны государственных служащих[8]. В районные суды было подано 102 373 исковых заявлений на действия (бездействия) должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Из указанного числа было удовлетворено 49 863 заявлений[9]. Эти цифры показывают, что почти в половине случаев должностные лица выбирают неверное решение по урегулированию общественных отношений.

Для выявления корня названых проблем, связанных с негативной деформацией правосознания и низкой правовой культурой государственных гражданских служащих следует обратиться к структурам названых элементов.

Как известно, правосознание состоит из правовой психологии и правовой идеологии. И вполне логично, что особенности формирования правового нигилизма связаны, в первую очередь, с правовой психологией служащего.

В психологии существует теория личности Зигмунда Фрейда, в которой личность поделена на 3 компонента, такие как: ид, эго и суперэго[10].

Каждый из названых компонентов взаимосвязан друг с другом. Компонент «ид» формируется с рождения, он указывает на удовлетворение желаний человека, «эго» образует взаимодействие личности с реальностью, «суперэго» отвечает за моральные и религиозные установки человека, нормы поведения и моральные запреты.

Можно предположить, что у некоторых государственных служащих в компоненте «суперэго» имеются противоречия и несовершенства. На наш взгляд, негативная деформация правосознания служащего может формироваться еще на ранних этапах взросления, тем самым, изначально разрушая те главные и основополагающие моральные принципы, которые отражены в нормах права.

Близкая связь общегражданской и специальной форм правового нигилизма, раскрывающаяся в их взаимном влиянии друг на друга, показывает, что должностному лицу с нарушенным правосознанием присущи две формы правового нигилизма одновременно [11].

Нехватка целостно выраженной общенациональной правовой идеологии болезненно ощущается на всем правовом пространстве России [12]. Существенную роль в правовой идеологии играет уровень правовой культуры служащего.

Нам представляется, что противодействию отрицательному правосознанию и низкой правовой культуры государственных гражданских служащих, осуществляющих юридическую деятельность, могли бы способствовать следующие меры: повышение уровня требований к лицам, поступающим на государственную гражданскую службу; проверка знаний норм права при проведении аттестации, а также ежегодные направления на повышения квалификации; ежегодное психологическое тестирование на

профессиональную пригодность; повышения заработной платы для снижения коррупционных действий; поощрение служащих премиальными выплатами за выполнения заданных планов.

Разрешение выявленных проблемы - процесс длительный, предполагающий изменение объективных условий жизни всего современного российского общества, среди которых выделяются наиболее приоритетные инструменты по повышению правовой культуры и правосознания служащих в нашем сильном государстве.

Литература:

1. Акимова Т.И. Правосознание государственных гражданских служащих российской федерации: традиции и новации // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 4. 241-245.

2. Улитин И.Н. О противодействии проявлениям правового нигилизма государственными гражданскими служащими Российской Федерации // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2017» М.: МАКС Пресс, 2017.

3. Слюсарева Т.Г. Проблемы определения пределов административного усмотрения государственных служащих // Административное и муниципальное право. 2013. № 4. С. 327 - 332.

4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник. М., 2012. С. 269

5. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ // Российская газета, № 162, 31.07.2004.

6. Берзегова С.А. Правовая культура государственных служащих в Российской Федерации: социологический аспект // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2012. № 3. С. 116-121.

7. Барциц И.Н. Мониторинг общественного доверия: российский и зарубежный опыт (Серия «Аналитические обзоры Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». № 5/2016). М., 2016 г. 49 с.

8. Портал правовой статистики // http://crimestat.ru/

9. Данные судебной статистики Верховного суда Российской Федерации // http://www.cdep.ru/

10. Дружинин В.Н. Психология. СПб., 2009.

11. Месилов М.А. Правовой нигилизм государственных служащих в современной России: теоретико-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 180 с.

12. Байниязов Р.С. Мировоззренческие основы общероссийской правовой идеологии // Журнал российского права. 2001. № 11. С. 46.

Literature:

1. Akimova T.I. Sense of justice of the public civil servants of the Russian Federation: traditions and innovations//Social and economic phenomena and processes. 2013. No. 4. 241-245.

2. Ulitin I.N. About counteraction to manifestations of legal nihilism by the public civil servants of the Russian Federation//Materials of the International youth scientific forum "LOMONOSOV-2017" M.: MAX. Press, 2017.

3. Slyusareva T. G. Problems of definition of limits of an administrative discretion of public servants/Administrative and municipal law. 2013. No. 4. Page 327 - 332.

4. Nersesyants V.S. General theory of the right and state. Textbook. M, 2012. Page 269

5. About the public civil service of the Russian Federation: Federal law from 7/27/2004 No. 79-FZ//Russian newspaper, No. 162, 7/31/2004.

6. Berzegova S.A. The legal culture of public servants in the Russian Federation: sociological aspect//Messenger of the Maykop state technological university. 2012. No. 3. Page 116-121.

7. Bartsits I.N. Monitoring of public trust: Russian and foreign experience ("State-of-the-art Reviews of Institute of Public Service and Management of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration" series. No. 5/2016). M, 2016 of 49 pages.

8. Portal of legal statistics//http://crimestat.ru/

9. Data of judicial statistics of the Supreme Court of the Russian Federation//http://www.cdep.ru/

10. Druzhinin V.N. Psychology. SPb., 2009.

11. Mesilov M.A. Legal nihilism of public servants in modern Russia: teoretiko-legal research: yew.... edging. wpuó. sciences. M, 2008. 180pages.

12. Bayniyazov R.S. World outlook fundamentals of the all-Russian legal ideology//Magazine of Russian law. 2001. No. 11. Page 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.