DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_66 УДК 349.414
ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ» THEORETICAL AND PRACTICAL PROBLEMS DEFINITIONS OF THE CONCEPT OF "IRRATIONAL USE OF LAND"
РУМЯНЦЕВ Федор Полиектович,
доцент кафедры трудового и экологического права
Национально-исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 603022, Россия, г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, 23. E-mail: odo-328@mail.ru;
RUMYANTSEV Fyodor Polyektovich,
Associate Professor of the Department of Labor and Environmental Law National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky. 23 Gagarin Avenue, Nizhny Novgorod, 603022, Russia. E-mail: odo-328@mail.ru
Краткая аннотация: в статье рассматриваются проблемы квалификации критерия нерационального использования земель, необходимого для привлечения землеообладателя к юридической ответственности, предлагаются изменения в действующий перечень критериев существенного ухудшения плодородия земельного участка, формулируется авторская редакция определения понятия «нерационального использования земель».
Abstract: the article deals with the problems of qualifying the criterion of irrational use of land, which is necessary to bring the landowner to legal liability, proposes changes to the current list of criteria for a significant deterioration in the fertility of the land plot, formulates the author's version of the definition of the concept of "irrational use of land"
Ключевые слова: нерациональное использование, существенное ухудшение, критерии почвенного плодородия.
Keywords: irrational use, significant deterioration, soil fertility criteria.
Для цитирования: Румянцев Ф.П. Теоретико-практические проблемы определения понятия «нерациональное использование земель» //Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 66-68. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_66.
For citation: Rumyantsev F.P. Theoretical and practical problems of defining the concept of "irrational use of land"// Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 66-68. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_66.
Статья поступила в редакцию: 04.05.2023
В действующем российском законодательстве по настоящее время не выработано легального определения понятия «нерациональное использование земель», что создает существенные затруднения по его применению в практической деятельности как надзорных органов, уполномоченных на осуществление функций соблюдения землеобладетелями требований рационального использования земельных ресурсов в первую очередь как незаменимого средства производства, а также не позволяет сформировать единообразную судебную практику по разрешению споров, связанных с привлечением собственников, владельцев и пользователей земельных участков к юридической ответственности по данному правовому основанию.
Следует отметить, что данную правовую проблему законодателю не удается разрешить на протяжении достаточно длительного периода времени. Хотя рекомендательные нормативные предписания, раскрывающие содержание критериев нерационального использования земель предпринимались в отдельных законодательных актах. В частности, в редакции Земельного кодекса РСФСР 1991 года предусматривалось квалифицировать нерациональное использование земельных участков исходя из снижения урожайности сельскохозяйственных культур на протяжении пятилетнего периода их возделывания.
Рекомендуемый законодателем критерий нельзя признать удачным для правоприменительной практики, поскольку урожайность выращиваемых сельскохозяйственных культур подвержена зависимости от целого ряда нерегулируемых волей самого землепользователя факторов. К таковым в первую очередь относятся метеорологические условия, складывающиеся в рекомендуемый для сравнения показателей урожайности пятилетний период производственного использования обрабатываемых площадей сельскохозяйственных земель. Наряду с неподвластными воле человека погодными условиями существенную роль на урожайность культур оказывают такие важные факторы как техническая оснащенность сельскохозяйственной организации, позволяющая своевременно провести обязательные полевые работы, предусмотренные технологиями возделывания, а также финансовые возможности землепользователя на приобретение минеральных удобрений, химических средств защиты растений от болезней и вредителей, а также ряд иных многочисленных условий, существенно влияющих на продуктивность использования пашни и иных сельхозугодий. В условиях отсутствия на тот период надлежащей государственной поддержки сельское хозяйство страны приходило в упадок [1 .С.25-37]1, многочисленные сельскохозяйственные организации разорялись [2.С.309-316; С.88-99]2, продуктивность
1 Липски С.А. Трансформация системы государственного управления земельным фондом в постсоветской России (теория, методология, практика): монография - М.: ГУЗ, 2017. - 316 с. ЕЭЫ: YRYQWB
2 Устюкова Валентина Владимировна Развитие правового статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей: поиски решений / Материалы II Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития экологического, земельного и аграрного права» .- Москва, ИГП РАН, 2019 г. - С.309 -316; Землякова Г.Л. Проблемы применения законодательства о приватизации земель сельскохозяйственного назначения // Имущественные отношения в Российской Федерации.2023.№3 (258).С.88-99
Теоретико-исторические правовые науки
возделываемых сельскохозяйственных культур существенно снижалась.
Исходя из перечисленных факторов применять рекомендуемую характеристику снижения на двадцать и более процентов от исходных значений урожайности сельхозкультур на протяжении пятилетнего периода как основание нарушения требований земельного законодательства по рациональному использованию сельскохозяйственных угодий было не вполне обоснованным и в реальной практике не находило применения. В юридической литературе по вопросу выработки критериев рационального использования земель высказываются различные точки зре-ния[3.С.207-235].1. В частности, Г.Н. Эйриян , обобщая нормативное регулирование установления показателей нерационального использования сельскохозяйственных угодий, применяемых в отдельно взятых субъектах Федерации (Воронежская [4]2, Ростовская области [5]3) и сравнивая российское законодательство с опытом Республики Казахстан отмечает, что закрепленный региональными органами исполнительной власти критерий снижения урожайности возделываемых сельскохозяйственных культур на зафиксированную величину (на пятнадцать процентов в течении пяти лет по сравнению со средне-районными статистическими значениями) оценивает подобную практику «нормирования результатов использования земельных участков существенным ограничением свободы пользования для их правообладателей»4 [6.С.540-563].
Следует согласиться с приведенным мнением исследователя, который предлагает установить подобные критерии нерационального использования сельхозугодий на общефедеральном уровне. Следует отметить, что нормативные требования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, установленные в Республике Казахстан существенно (более чем в пять раз ) превышают российские нормативы. При этом в России на федеральном уровне законодатель устанавливает нормативное регулирование понятия нерационального использования земель сельскохозяйственного назначения не на критерии снижения урожайности возделываемых культур в течении пятилетнего периода, а на характеристике существенного снижения плодородия почвы, раскрывая содержание существенности через изменение показателей содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15 процентов, ухудшения кислотности или щелочности почвы на 10 процентов и снижения содержания обменного калия (К20) и подвижного фосфора (Р205) как основных элементов минерального почвенного питания на 25 процентов [7]5.
При этом, обязательным условием для квалификации снижения почвенного плодородия как существенного требуется наличие одновременно ухудшения по трем из перечисленных показателей. Считаю, что данный вариант раскрытия содержания понятия определения нерационального использования земель не обеспечивает необходимых условий для формирования надлежащей правоприменительной практики поскольку одновременно три показателя из перечисленных четырех наступят (могут наступить) лишь теоретически.
В этой связи считаю возможным предложить внести изменения в действующую редакцию Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2011 г. N 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», заменив требование об ухудшении числовых значений установленных критериев почвенного плодородия, наступающих одновременно с трех до одного для квалификации обнаруженного факта снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения как существенного. По моему мнению, в существующем перечне показателей существенного ухудшения почвенного плодородия будет достаточным оставить вместо четырех только два базовых показателя - снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте и изменение реакции почвенного раствора (рН в сторону кислотности или щелочности).
Критерия снижения содержания органического вещества будет достаточно, поскольку именно этот показатель является интегральным отражением рациональности землепользования, его снижение убедительнее всех иных показывает либо рачительное либо истощительное использование земельных ресурсов при осуществлении землеобладателем товарного сельхозтоваропроизводтва. Вместо рекомендуемых к исключении из списка показателей существенного ухудшения почвенного плодородия (содержание обменного калия и подвижного фосфора) считаю целесообразным в качестве дополнительного критерия для объективной квалификации нерациональности землепользования при осуществлении хозяйственной деятельности включить критерий возникновения и развития водной или ветровой эрозии почвенного горизонта в границах обрабатываемого земельного участка.
Предлагаемое изменение позволит, на мой взгляд, реанимировать применение на практике предусмотренную Земельным кодексом РФ правовую обязанность осуществлять рациональное использование при осуществлении хозяйственной и иной деятельности собственниками, арендаторами, владельцами или пользователями земельных участков. Основываясь на вышесказанное предлагаю следующую редакцию определения понятия «нерациональное использование земельного участка» как «осуществление хозяйственной или иной деятельности, приведшей к возникновению и развитию эрозии пахотного горизонта почвы в границах обрабатываемого земельного участка, а также ухудшению основных показателей почвенного плодородия выше значений, установленных Правительством Российской Федерации».
1 Минина Е.Л. Правовое обеспечение рационального использования земель // Правовой механизм обеспечения рационального использования природных ресурсов: Монография / Отв. ред. Е.А. Галиновская. М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Рос. Федерации, 2018. С. 207 - 235.
2 Постановлением Правительства Воронежской области от 6 мая 2010 г. N 376 Об утверждении Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Воронежской области// СПС КонсультантПлюс
3 Постановление Правительства Ростовской области от 20 сент. 2012 г. N 905 «Об утверждении Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области»// СПС КонсультантПлюс
4 Эйриян Г.Н. Земельный участок как объект использования //Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019.№45.-С.540-563
постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2011 г. N 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» //СПС КонсультантПлюс
Библиогра фия:
Липски С.А. Трансформация системы государственного управления земельным фондом в постсоветской России (теория, методология, практика): моногра-
фия - М.: ГУЗ, 2017. - 316 с. EDN: YRYQWB
2. Устюкова Валентина Владимировна Развитие правового статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей: поиски решений / Материалы II Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития экологического, земельного и аграрного права» .- Москва, ИГП РАН, 2019 г. -С.309 -316; Землякова Г.Л. Проблемы применения законодательства о приватизации земель сельскохозяйственного назначения // Имущественные отношения в Российской Федерации.2023.№3 (258).С.88-99.
3. Минина Е.Л. Правовое обеспечение рационального использования земель // Правовой механизм обеспечения рационального использования природных ресурсов: Монография / Отв. ред. Е.А. Галиновская. М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Рос. Федерации, 2018. С. 207 - 235.
4. Постановлением Правительства Воронежской области от 6 мая 2010 г. N 376 Об утверждении Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Воронежской области// СПС КонсультантПлюс.
5. Постановление Правительства Ростовской области от 20 сент. 2012 г. N 905 «Об утверждении Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области» // СПС КонсультантПлюс.
6. Эйриян Г.Н. Земельный участок как объект использования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019.№45.-С.540-563.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2011 г. N 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» // СПС КонсультантПлюс.
References:
1. Lipsky S.A. Transformation of the state land fund management system in post-Soviet Russia (theory, methodology, practice): monograph - M.: GUZ, 2017. - 316 p. EDN:
YRYQWB
2. Ustyukova Valentina Vladimirovna Development of the legal status of agricultural producers: search for solutions / Materials of the II International Scientific and Practical
Conference "Modern trends in the development of environmental, land and agrarian law" .- Moscow, IGP RAS, 2019 - p.309 -316; Zemlyakova G.L. Problems of application of legislation on privatization of agricultural land // Property relations in the Russian Federation.2023.No. 3 (258).Pp.88-99.
3. Minina E.L. Legal support of rational use of lands // Legal mechanism for ensuring rational use of natural resources: Monograph / Ed. E.A. Galinovskaya. M.: Institute of
Legislation and Comparative Jurisprudence under the Government of the Russian Federation. Of the Russian Federation, 2018. pp. 207-235.
4. By the Decree of the Government of the Voronezh Region of May 6, 2010 N 376 On Approval of the Rules for the Rational Use of Agricultural Land in the Voronezh Re-
gion// SPS ConsultantPlus.
5. Resolution of the Government of the Rostov region of September 20, 2012 N 905 "On approval of the Rules for the rational use of agricultural land in the Rostov region" //
SPS ConsultantPlus.
6. Eyriyan G.N. Land plot as an object of use // Bulletin of Perm University. Legal sciences. 2019.No.45.-p.540-563.
7. Decree of the Government of the Russian Federation of July 22, 2011 No. 612 "On approval of criteria for a significant decrease in the fertility of agricultural land" // SPS
ConsultantPlus.