Научная статья на тему 'ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ ОХРАНЫ'

ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ ОХРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
336
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Земельный кодекс РФ / земли сельскохозяйственного назначения / рациональное использование / Land Code of the Russian Federation / agricultural land / rational use

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Т.К. Петровская, А.А. Евсеева, В.А. Федулова, Э.Ю. Суслова

Охрана земель сельскохозяйственного назначения является приоритетной задачей в сфере экономики и экологии. Сельскохозяйственные угодья являются источником продовольствия, следовательно, призваны обеспечивать население качественной продукцией. Нерациональное использование приводит к уменьшению продуктивности земель, снижению их плодородия и сокращению сельскохозяйственного производства, а также ухудшению экологической ситуации. Земельные угодья продолжают выходить из хозяйственного оборота, при этом деградирует почвенное плодородие, оно перестает являться лимитирующим фактором производства. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации. Показана система правовых, организационных, экономических и других мер по рациональному использованию земель и их охране. Рассмотрены проблемы рационального и нерационального использования земель, являющихся следствием дисбаланса между ожидаемым экономическим воздействием, экологическими нормами и государственными постановлениями. В статье рассмотрены вопросы совершенствования земельного законодательства, направленные на охрану сельскохозяйственных земель в истории Российской Федерации, пути решения поставленных проблем, например, создание оптимального пользования землей посредством практического нормотворчества. Рассмотрены полномочия органов государственной власти в сфере использования и охраны природных ресурсов, включая земли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Т.К. Петровская, А.А. Евсеева, В.А. Федулова, Э.Ю. Суслова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICULTURAL LANDS AS OBJECTS OF PROTECTION

The protection of agricultural land is a priority in the field of economy and ecology. Agricultural land is a source of food; therefore, it is designed to provide the population with highquality products. Irrational use leads to a decrease in land productivity, a decrease in its fertility and a reduction in agricultural production, as well as a deterioration in the environmental situation. Land continues to go out of economic circulation, while soil fertility degrades, it ceases to be a limiting factor of production. This article discusses the current issues of rational use of agricultural land in the Russian Federation. The system of legal, organizational, economic and other measures for the rational use of land and its protection is shown. The problems of rational and irrational use of land resulting from the imbalance between the expected economic impact, environmental standards and state regulations are considered. The article deals with the issues of improving land legislation aimed at protecting agricultural land in the history of the Russian Federation, ways to solve the problems posed, for example, creating optimal use of land through practical rule-making. The author considers the powers of state authorities in the field of use and protection of natural resources, including land.

Текст научной работы на тему «ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ ОХРАНЫ»

УДК 502.34, 504.06

БОТ: 10.24412/1728-323Х-2021-2-15-18

ЗЕМЛИ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ ОХРАНЫ

Т. К. Петровская, кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры географии Института естествознания Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского, tamarakpet@list.ru, Калуга, Россия,

A. А. Евсеева, кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники, микробиологии

и экологии Института естествознания Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского, annahabarova@yandex.ru, Калуга, Россия,

B. А. Федулова, студентка 4-го курса Института естествознания, Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского, fedulovava@studtksu.ru, Калуга, Россия,

Э. Ю. Суслова, кандидат геолого-минералогических наук, ведущий специалист ООО «НК Роснефть», elli23@bk.ru, Краснодар, Россия

Охрана земель сельскохозяйственного назначения является приоритетной задачей в сфере экономики и экологии. Сельскохозяйственные угодья являются источником продовольствия, следовательно, призваны обеспечивать население качественной продукцией. Нерациональное использование приводит к уменьшению продуктивности земель, снижению их плодородия и сокращению сельскохозяйственного производства, а также ухудшению экологической ситуации. Земельные угодья продолжают выходить из хозяйственного оборота, при этом деградирует почвенное плодородие, оно перестает являться лимитирующим фактором производства. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации. Показана система правовых, организационных, экономических и других мер по рациональному использованию земель и их охране. Рассмотрены проблемы рационального и нерационального использования земель, являющихся следствием дисбаланса между ожидаемым экономическим воздействием, экологическими нормами и государственными постановлениями. В статье рассмотрены вопросы совершенствования земельного законодательства, направленные на охрану сельскохозяйственных земель в истории Российской Федерации, пути решения поставленных проблем, например, создание оптимального пользования землей посредством практического нормотворчества. Рассмотрены полномочия органов государственной власти в сфере

Введение. Проблема рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения затрагивалась еще в Древней Руси. Однако мероприятия в государстве, направленные на охрану сельскохозяйственных земель, начали проводить позже в связи с загрязнением и деградацией почвенно-земельных ресурсов.

Регулирование использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с ведением федеральных законов и других нормативно правовых актов. Основу законодательной базы земель сельскохозяйственного назначения составляет Земельный кодекс РФ [1]. В статье 1 ЗК РФ закреплен один их основных принципов земельного законодательства. Он гласит, что «приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде».

В ЗК РФ Глава II «Охрана земель» посвящена целям и содержанию охране земель. В статье 13 ЗК РФ отмечается, что все собственники земель, землепользователь, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по охране земель. А именно мероприятия по сохранению плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, загрязнения вредными веществами и отходами, а также других негативных процессов и последствий; мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранение достигнутого уровня мелиорации.

На основе принципов, находящихся в ЗК РФ, разрабатываются другие законы, нормативно-правовые акты, по регулированию использования и охране земель сельскохозяйственного назначения, а также федеральные и региональные программы, которые включают в себя мероприятия по охране сельскохозяйственных земель.

использования и охраны природных ресурсов, включая земли.

The protection of agricultural land is a priority in the field of economy and ecology. Agricultural land is a source of food; therefore, it is designed to provide the population with high-quality products. Irrational use leads to a decrease in land productivity, a decrease in its fertility and a reduction in agricultural production, as well as a deterioration in the environmental situation. Land continues to go out of economic circulation, while soil fertility degrades, it ceases to be a limiting factor of production. This article discusses the current issues of rational use of agricultural land in the Russian Federation. The system of legal, organizational, economic and other measures for the rational use of land and its protection is shown. The problems of rational and irrational use of land resulting from the imbalance between the expected economic impact, environmental standards and state regulations are considered. The article deals with the issues of improving land legislation aimed at protecting agricultural land in the history of the Russian Federation, ways to solve the problems posed, for example, creating optimal use of land through practical rule-making. The author considers the powers of state authorities in the field of use and protection of natural resources, including land.

Ключевые слова: Земельный кодекс РФ, земли сельскохозяйственного назначения, рациональное использование.

Keywords: Land Code of the Russian Federation, agricultural land, rational use.

Основным законом по регулированию правового режима использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения является Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ. Данный закон регулирует и контролирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения. Устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, и определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность [2].

Действие Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» распространяется не на все сельскохозяйственные земли. В пункте 1 статьи 1 данного Закона указано, что его действия не распространяются на относящиеся к сельскохозяйственным землям садоводческие и огороднические земельные участки, участки для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Из этого можно сделать вывод, что данный закон действует на сельскохозяйственные угодья.

В законе определены основные принципы оборота сельскохозяйственных земель: сохранение целевого использования; установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий на территории одного муниципального района; установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения разным категориям граждан, а также некоторым юридическим лицам.

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» строго регулирует правила и процедуру продажи и предоставления в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Установление правовых норм по обеспечению государственного регулирования воспроизводства плодородия сельскохозяйственных земель при ведении хозяйственной деятельности собственниками, пользователями и арендаторами в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Данный закон устанавливает права и обязанности физических и юридических лица, которые пользуются сельскохозяйственными землями.

Так в статье 7 Закона установлено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, для воспроизводства плодородия могут проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные и другие мероприятия против эрозии земель сельскохозяйственного назначения.

В статье 8 Закона приведены обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов [3].

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» для охраны земель сельскохозяйственного назначения «устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятного окружающей среды и улучшения ландшафтов» [4]. Данный закон в целях охраны сельскохозяйственных земель предполагает разработку Генеральной схемы землеустройства

16

№ 2, 2021

территории РФ, отдельно территорий субъектов РФ, муниципальных образований.

Ряд федеральных законов Российской Федерации дополняют и уточняют использование и охрану земель сельскохозяйственного назначения. Так в статье 13 «Государственная поддержка мероприятий по повышению плодородия, охране сельскохозяйственных земель» Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» установлено, что физические и юридические лица, занятые в сельском хозяйстве, «в ц елях реализации государственной политики, направленной на обеспечение экологического равновесия, охрану сельскохозяйственных земель, повышения их плодородия» получают поддержку со стороны государства [5].

Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию закреплены в Федеральном законе от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию возможен в исключительных случаях (статья 7 Закона): консервация земель; создание особо охраняемых природных территорий; отнесение непригодных сельскохозяйственных земель к другим категориям; размещение объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования, если нет других вариантов размещения этих объектов; добыча полезных ископаемых при наличии плана рекультивации земель; установление или изменение границ населенных пунктов [6].

Результаты и обсуждение. Организация охраны земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации ведется органами общей компетенции (Президент РФ, Федеральное собрание и Правительство РФ), которые осуществляют деятельность в области охраны земель совместно с другими своими полномочиями, и органы специальной компетенции (Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство экономического развития, Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и другие ведомства).

Охрана земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

На федеральном уровне управление в области охраны земель сельскохозяйственного назначения осуществляют органы общей и специальной

компетенции. Так, охрана земель сельскохозяйственного назначения не относится к прямым обязанностям Президента РФ и Правительства РФ, а осуществляется на ряду с решением других задач. Так, Президент РФ издает указы, регулирующие отношения в области охраны земель, обязательные для исполнения. Полномочия Правительства РФ в области осуществления охраны земель определяются ЗК РФ (ст. 2, 8, 13, 14, 22, 54, 60 и др.), а также федеральными законами. Например, Правительство РФ осуществляет перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую.

Министерство сельского хозяйства РФ является федеральным органом исполнительной власти и в соответствии с Конституцией РФ, законами и актами Президента и Правительства РФ осуществляет функции:

— разработки нормативно-правовых актов в сфере земельных отношений (земель сельскохозяйственного назначения) и государственного мониторинга этих земель;

— разработки государственной политики и нормативно-правового регулирования проведения мелиоративных работ и повышения плодородия.

Минприроды России осуществляет свои полномочия по выработке государственной земельной политики и нормативно-правовых актов в сфере использования охраны природных ресурсов, включая земли.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Минприроды России, осуществляет государственный надзор за соблюдением проведения мероприятий по охране сельскохозяйственных земель от водной, ветровой эрозии и других негативных процессов; требований по запрету уничтожения плодородного слоя. Деятельность Минприроды России и Росприроднадзора для земель сельскохозяйственного назначения носит рекомендательный характер.

На уровне субъекта РФ организация охраны земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, осуществляется территориальными подразделениям федеральных органов власти. Так полномочия Министерства сельского хозяйства РФ на уровне субъектов осуществляют министерства или департаменты сельского хозяйства. Они наделены полномочиями Минсельхоза России.

Полномочия Россельхознадзора в регионах России осуществляют территориальные управления Россельхознадзора.

На муниципальном уровне организация использования и охраны земель сельскохозяйствен-

ного назначения осуществляется органами местного самоуправления, главой администрации и подразделениями сельского хозяйства муниципальных районов. Подразделения сельского хозяйства муниципальных районов наделены полномочиями Минсельхоза региона. Органы муниципальной власти реализуют свои полномочия на основании ЗК РФ, федеральных законов, законов и актов органов власти субъектов РФ, в которых содержатся нормы земельного права [7]. В их полномочия входит разработка и реализация местных программ по мониторингу и охраны земель; осуществление государственного надзора в сфере

использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения. Органы местного самоуправления вправе изымать и перераспределять сельскохозяйственные земли, если они не используются или используются не целевому назначению.

Заключение. Таким образом, организация охраны земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на трех уровнях несколькими органами власти. Такая организация охраны земель создает трудности в управлении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, т. к. у каждого органа власти свои полномочия и функции в этой области.

Библиографический список

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 (ред. от 10.12.2021) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4147.

2. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ (последняя редакция) http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37816/, дата обращение 19.12.2021.

3. Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.1998 № 101-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_19434/, дата обращение 21.12.2021.

4. Федеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.2001 № 78-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 32132/, дата обращение 21.12.2021.

5. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ (последняя редакция) http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_64930/, дата обращение 21.12.2021.

6. Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 № 172-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50874/, дата обращение 21.12.2021.

7. Ибрагимов Ш. М. Эволюция развития государственного земельного контроля и государственного земельного надзора // Научно-практический электронный журнал «Аллея науки». 2018. — № 5 (21) https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=35233321, дата обращение 21.12.2021.

AGRICULTURAL LANDS AS OBJECTS OF PROTECTION

T. K. Petrovskaya, Ph. D. (Geology), K. E. Tsiolkovsky Kaluga State University, tamarakpet@list.ru, Kaluga, Russia,

A. A. Evseeva, Ph. D. (Biology), Associate Professor of the Department of Botany, microbiology and ecology, K. E. Tsiolkovsky Kaluga

State University, annahabarova@yandex.ru, Kaluga, Russia,

V. A. Fedulova, Undergraduate student, Institute of Natural Sciences, K. E. Tsiolkovsky Kaluga State University, fedulovava@studtksu.ru, Russia, Kaluga,

E. Yu. Suslova, Ph. D. (Geology and Mineralogy) Leading Specialist for Rosneft Oil Company LLC, elli23@bk.ru, Krasnodar, Russia References

1. Land Code of the Russian Federation of 25.10.2001 No. 136-FZ (ed. of 10.12.2021). Zemelnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 25.10.2001 No. 136-FZ. Collection of Legislation of the Russian Federation, 29.10.2001, No. 44, article 4147 [in Russian].

2. Federal law "On turnover of agricultural lands" of 24.07.2002 No. 101-FZ (latest edition). Federalnyjzakon "Ob oborotezemel selskohozyajstvennogo naznacheniya" ot 24.07.2002 No. 101-FZ(poslednyaya redakciya). http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_37816/, date of access 19.12.2020 [in Russian].

3. Federal Law "On State regulation of ensuring the fertility of agricultural land" of 16.07.1998 No. 101-FZ (latest version). Federalnyj zakon "O gosudarstvennom regulirovanii obespecheniya plodorodiya zemel selskohozyajstvennogo naznacheniya" ot 16.07.1998 No. 101-FZ (poslednyaya redakciya) http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19434, date of access 20.12.2020 [in Russian].

4. Federal Law "On Land Management" of 18.06.2001 No. 78-FZ (latest version) Federalnyj zakon "O zemleustrojstve" ot 18.06.2001 No. 78-FZ (poslednyaya redakciya) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32132/ [in Russian].

5. Federal Law "On the Development of Agriculture" of 29.12.2006 No. 264-FZ (latest version). Federalnyj zakon "O razvitii selskogo hozyajstva" ot 29.12.2006 No. 264-FZ (poslednyaya redakciya) http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_64930/, date of access 20.12.2020 [in Russian].

6. Federal law "On transfer of land or land plots from one category to another" 21.12.2004 No. 172-FZ (latest edition). Federalnyj zakon "O perevode zemel ili zemelnyh uchastkov iz odnoj kategorii v druguyu" ot 21.12.2004 No. 172-FZ (poslednyaya redakciya) http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_50874/, date of access 20.12.2020 [in Russian].

7. Ibragimov Sh. M. Evolyuciya razvitiya gosudarstvennogo zemelnogo kontrolya i gosudarstvennogo zemelnogo nadzora. Nauchno-prakticheskij elektronnyj zhurnal Alleya Nauki. [Scientific and practical electronic journal Alley of Science]. 2018. No. 5 (21) https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35233321, date of access 20.12.2020 [in Russian].

18

№ 2, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.