Научная статья на тему 'Теоретико-практические подходы к изучению социальной проблемы насилия в семье'

Теоретико-практические подходы к изучению социальной проблемы насилия в семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3253
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально значимая проблема / домашнее насилие / кризисные центры / реабилитационные службы

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кучумова Елена Александровна, Овчаренко Светлана Алексеевна

Проблема насилия в семье является сравнительно новой социально значимой проблемой. Домашнее насилие подрывает основы жизнедеятельности не только семьи, но и социальной, национально-государственной безопасности общества. Изучение этого социального феномена свидетельствует о появившемся внимании к ней со стороны государства и общественности. Это представлено количеством специальных (государственных и негосударственных) учреждений, деятельность которых направлена на ее разрешение (кризисные центры, реабилитационные службы, телефоны доверия, детские дома, социальные приюты и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-практические подходы к изучению социальной проблемы насилия в семье»

УДК 364.28 ББК 65.272

ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

Е.А. Кучумова, С.А. Овчаренко

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская, 7, лит.А

Происходящие в настоящее время цивилизационные изменения, радикальные транформации современного российского общества, условий жизни людей неизбежно влияют на развитие и функционирование всех основополагающих социальных институтов, в том числе и семьи, традиционно признанной основы социальной организации деятельности и воспроизводства общества. При этом семейное (домашнее) насилие является одной из самых сложных, противоречивых, латентных и актуальных социальных проблем современных сообществ, включая и Россию.

С развитием и становлением гражданского общества насилие в семье становится социально значимой проблемой, все более получающей выраженную негативную оценку со стороны общества. Насилие подрывает основы жизнедеятельности не только семьи, но и социальной, национально -государственной безопасности общества. По данным отечественных ученых (Н.М. Платонова и Ю.П. Платонов, В.А. Сенюхин, М.В. Смагина, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.), ежегодно в России от 12 до 16, 5 тыс. женщин гибнет от насилия в семье; 2 млн детей (до 15 лет) избиваются родителями; 50 тыс. - бегут из дома, еще 6 тыс. - из детских домов и интернатов (до 10% из них гибнет), 25,0 тыс. находятся в розыске, 2,0 тыс. - совершают самоубийства, 7,0 тыс. становятся жертвами сексуального насилия.

А.В. Лысова (2008 г.) указывает, что 50% женщин хотя бы однажды подвергались насилию со стороны мужчин; 18 % - регулярно и свыше 60% получили травмы различной степени тяжести. Насилие в семье наблюдается в той или иной форме в каждой 4-й, и около 30% от общего числа умышленных убийств совершается в российской семье. Аналогичные сведения приводит в своей монографии А.О. Мильшин (2009 г.) указывающий, что 30-40% всех насильственных преступлений совершается в семье. Лица, погибшие или получившие телесные повреждения на почве семейных бытовых конфликтов, прочно занимают 1 -е место среди различных категорий потерпевших от насильственных преступлений. Значительная часть потерь численности населения в РФ происходит из-за высочайшего уровня насильственных смертей, а не по причине низкой рождаемости и эмиграции. По количеству убийств (только по официальным сводкам) наша страна входит в первую пятерку стран мира, на территории которых по

международным стандартам не ведется широкомасштабных военных действий.

Эта проблема имеется в любом социуме и носит глобальный (общемировой) характер. Вместе с тем в РФ насилие (жестокое обращение) в семье не было долго предметом изучения специальных, в том числе научных социологических исследований. Оно латентно, до настоящего времени отсутствует тенденция к его сокращению. Широкой общественностью насилие в семье не в полной мере осознается как серьезная социальная проблема. До сих пор существует определенное сопротивление со сторон социума обращению к данной проблеме. Ее острота свидетельствует о нездоровой социально-нравственной обстановке, сложившейся в современном обществе. Однако отсутствие четких определений, теоретических и методологических подходов, адекватных исследуемым социальным явлениям, теоретической базы, исчерпывающей информации о видах, уровне распространения, причинах и факторах риска, единства оснований в отношении взаимодействия супругов (партнеров), детей и родителей в обществе, нехватка квалифицированных специалистов по оказанию помощи - жертвам насилия, информации о проблеме семейного насилия, а также адекватной системы специальных мер профилактики насилия в семье, осмысления общественностью социального феномена насилия в семье является существенным препятствием в ее решении.

Семейное насилие, согласно платформе 4 Всемирной конференции ООН по положению женщин (Пекин, 14-15 сентября 1995 г.), признано «эпидемией» в большинстве стран мира. Сегодня в России оно тоже приобрело такие масштабы и глубину, что начинает угрожать безопасности не только конкретной личности, но и обществу в целом. Следовательно, насилие как социальное явление требует серьезного внимания специалистов, государства в целом и незамедлительного решения. Вместе с тем сейчас, из-за несовершенных методов сбора статистической информации, отсутствия систематических исследований в этой области мы не располагаем полной и достоверной информацией о фактических масштабах домашнего насилия в России. Поэтому проведенное нами исследование посвящено этой важной, социально значимой научной проблеме, практически мало изученной в отечественной науке. Имеется несоответствие между широким распространением данного явления в российском обществе - в брачно-семейных отношениях - и степенью его научного осмысления с разработкой соответствующих превентивных мер.

Следует отметить, что проблема насилия в семье является сравнительно новой социальной проблемой, признанной таковой в западном сообществе только в последние три-четыре десятилетия ХХ века. Отечественные ученые взялись за детальное изучение проблемы насилия в семье только около 15-20 лет назад. Проблематика насилия в семье -обширная область, изучаемая и разрабатываемая в различных областях научного знания: философии, психологии, криминалистике, социологии, медицине, педагогике, культурологии, социальной работе, праве и др.

Поэтому в нашем исследовании данная проблема изучалась системно, комплектно, междисциплинарно, с использованием институционального, структурно-функционального и виктимологического подходов.

В 2000-е годы появились первые работы российских ученых в области социологии: Л.С. Алексеевой (2003), С.М. Васильевой (2008), Ю. Градсковой

(2006), Е. Забадыкиной (2000), А.И. Ильяшенко (2003), О.Б. Качановой (2008), И.И. Осиповой (2006), М.В. Смагиной (2006), В.В. Солодовникова

(2007), Н.С. Сыроед (2006), Н.А.Фроловой (2006), Т.В. Шипуновой (2002) и т.д., посвященные изучению этой проблемы. Были изданы соответствующие книги таких авторов, как А.О. Мильшина (2009), Ю.И. Пиголкин с соавторами (2008), М. Писклакова и А. Синельников (2004), Э.И. Слепян (2005) и др. Из иностранных исследователей следует назвать Дж. Г. Барнз (2003), Н. Болдмаа (2004), Б. Леннер-Аксельссон (2006), А. Миллер (2003), Дж.Г. Мэнделл (1998), Энн Л. Гэнли (2005) и другие. Однако на сегодняшний день опубликованные труды не позволяют всесторонне осветить эту проблему с широких теоретико-методологических и практико-ориентированных позиций. До настоящего времени не получили полного организационно-практического развития системно-комплексные и программно-целевые подходы к изучению сущностно-содержательного, категорийного понятия социального феномена насилия в семье; нормативно -правового регулирования решения данной проблемы; оценки деятельности специализированных государственных и негосударственных социальных служб в отношении жертв семейного насилия; выявление степени информированности различных социальных групп населения об этой проблеме и проведение репрезентативных социологических опросов по определению социальных условий, причин, факторов риска, способствующих возникновению и распространению семейного насилия среди детей, женщин и мужчин. Это в свою очередь затрудняет проведение научных исследований в данном направлении, диктует настоятельную необходимость изучения проблемы семейного насилия как современного социального феномена, что и легло в основу проведения нами научного социологического исследования.

В начале работы был определен понятийный аппарат, который использован в настоящем исследовании. Начнем с дефиниции агрессия. Это понятие (от лат. aggredio - нападать) используется для определения разнообразных видов и форм поведения - от реплик до мер физического воздействия. Чаще всего это понятие ассоциируется с действием, нарушающим физическую или психическую целостность другого человека, наносящим ему материальный ущерб, препятствующим осуществлению им своих намерений.

Термин гендер (от греч. ^еуоя - происхождение, род) - утвердился в научных источниках в 60-е годы ХХ века. В социологическом контексте «гендер» как демографическая характеристика равнозначен понятию «пол». По Н. Смелзеру, социальная суть явления выступает тогда, когда развивается социальное взаимодействие гендерных общностей с социальными

институтами, группами, формируются социогендерные отношения, определяется их мобильность и социальный статус, действуют факторы, обусловливающие разные формы социальной и индивидуальной адаптации, изучаются социальные последствия этих процессов.

Девиация (от лат. deviation - отклонение) - термин, обозначающий различные отклонения от нормы (нарушение социальных норм). Девиантное поведение противоречит принятым в обществе правовым или нравственным нормам и является результатом асоциального развития личности. Ранние социологи (Э. Дюркгейм и др.) считали такие отклонения разновидностями патологического поведения индивида (результат физической или умственной болезни), а девиантное поведение рассматривалось как социальная патология («девиантность»).

Насилие (физическое воздействие на кого-либо), или принуждение -воздействие средствами авторитета, власти, силы и т.д., чтобы добиться желаемого. По В. Далю, насилие - принуждение, неволя... с целью завоевания тех или иных прав или привилегий, господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа. В качестве основы для определения насилия в семье выделяют три уровня: юридическое, исследовательское определение и обыденное рассуждение. Такая вариативность понятия «насилие в семье» обусловлена неразработанностью понятийного аппарата и сложностью восприятия, описания изучаемой проблемы. В цикле насилия выделяют три фазы: 1) напряженное - отдельные вспышки оскорблений; 2) острое насилие - всплеск напряжения в самой негативной форме; 3) «медовый месяц».

Преступность - социальный феномен, проявляющийся в совершении членами общества деяний, которые в соответствии с действующим уголовным законом расцениваются как преступления. Научное определение преступности практически отсутствует в современной науке. В последние годы появилось более конкретное определение: «Преступность -отрицательное социально-правовое явление, существующее в человеческом обществе». Как социальный феномен преступность характеризуется статистической устойчивостью. Она выполняет ряд социальных функций и в любом обществе (по Э. Дюркгейму) необходима как разновидность девиантности, достигает степени опасности, определяемой законодателем в уголовном законе.

Имеется зарегистрированная и незарегистрированная (латентная) преступность, источниками сведений о ней в мировой практике являются виктимологические опросы (victimologysurve) населения для выявления реального количества жертв, а также «самоотчеты» (seef-report) - анонимные опросы населения с целью получить добровольные сведения о преступлениях, совершаемых опрашиваемыми лицами (респондентами).

При этом под виктимностью (от англ. victima - жертва, комплекс жертвы) понимается подверженность риску стать жертвой насилия; повышенная способность человека в силу некоторых качеств (духовных,

физических, профессиональных и т.д.) становиться в определенных обстоятельствах объектом (жертвой) преступления.

Паттерн (англ. раИвпп от лат.ра^опш - модель, образец для подражания, шаблон, стиль и др.) - в современной методологии социальный термин, близкий по смыслу к понятию «концепция». Паттерн, «гнездясь в сознании» культуры, обеспечивает устойчивость, повторяемость, фиксируемость «естественных конфигураций», обеспечивающих видение мира.

Другой не менее важной дефиницией, изучаемой различными дисциплинами с научными традициями, в первую очередь философией, психологией и социологией, одним из теоретико-методологических оснований настоящего исследования является понятие конфликта (от лат. еоп/Н^аз - столкновение, борьба) - столкновение целей, интересов, потребностей в процессе взаимодействия сторон. В социологии существует различные методологические подходы к трактовке этого понятия. Один из них, поведенческий, характеризует конфликт как социальный процесс, в котором индивид (группа) стремится к достижению собственных целей и интересов путем устранения или подчинения себе другого индивида. Конфликты рождаются на основе антагонизма, неприятия иной системы ценностей, негативного предубеждения по отношению к противнику. В определении конфликта как борьбы подчеркивается напряженность взаимодействия субъектов, которая может принять форму открытого противостояния.

Проблема насилия в семье нами рассматривалась в рамках целостной системы, с учетом всего многообразия возможных взаимосвязей законодательных, гендерных, социальных и других аспектов изучаемого явления. При этом теоретико-методологическими основаниями работы выступали теории: функционализма, конфликта, патриархальности, неомарксистские, неопсихоаналитические, гендерные, феминистические, аномии (пренебрежения существующими в обществе нормами), символического материализма, социальных ролей, другие социологические концепции, разработанные зарубежными классиками социологических теорий. С их позиций оценивалась комплексность причин, факторов риска возникновения и распространения насилия в семье.

Эмпирической базой послужили проведенные (2008-2010 гг.) репрезентативные исследования среди жертв насилия в семье (968 человек); специалистов социальных учреждений, призванных заниматься решением вопросов лиц, подвергшихся домашнему насилию (59 человек); прочего населения - на степень информированности по проблеме семейного насилия (около 500 человек). Общий объем эмпирического материала составил более 1,5 тысячи человек. Он был дополнен сведениями вторичного анализа по данным первичной информации о лицах, обратившихся за помощью по «телефону доверия» - 1504 чел.

Научная работа проводилась поэтапно:

- на первом, аналитико-поисковом этапе (2008 г.), осуществлялось изучение, анализ разносторонней научной теоретической, методологической, официальной, статистической, нормативно-правовой и другой информации;

- на втором, научно-практическом (2009 г.), проводилось прикладное исследование в государственных, негосударственных учреждениях, организациях и социальных службах, призванных заниматься проблемой семейного (домашнего) насилия и оказанием различных видов, форм помощи его жертвам (пострадавшим);

- на третьем, системно-обобщающем этапе (2010 г.), систематизировались, интерпретировались и обобщались полученные материалы работы, уточнялись и формулировались теоретические и практические выводы, давалось научное обоснование, разрабатывались рекомендации по социальной профилактике насилия в семье.

Таким образом, применение в работе теоретико-практических подходов позволило разработать теоретические и эмпирические основания определения социальных характеристик насилия в семье, а также сделать выводы, научно обосновать и разработать практические рекомендации по социальной профилактике, снижению уровня насилия в российских семьях.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы

1. Внимания российского научного сообщества заслуживает актуальная социально значимая проблема семейного (домашнего) насилия. Это широко распространенное в нашей стране явление, требующее признания и изучения.

2. Насилие - это принуждение, направленное на ущемление (нарушение, ограничение) ценностных интересов личности, находящейся в кровнородственных или семейно-брачных отношениях с субъектом насилия. Оно проявляется на трех микро-, мезо- и макро уровнях и определяется качеством социальных отношений в системах «родство» - «содружество» -«родительство», связанных с разногласиями между членами семьи, несходством интересов, ценностей, устоев и т.п., приводящих к социальному конфликту.

3. Семейное насилие - неоднородное явление, в научной литературе предложено множество дефиниций «насилия в семье»: домашнее, агрессия, жестокое обращение, асоциальное поведение, девиация, деструктивные социальные отношения, негативные трансформации семьи и другие. Теоретико-практические подходы к изучению семейного насилия как социального феномена возможны лишь на основе синтеза и анализа гендерных, функционалистских, культурологических, герменевтических, коммуникативных, социально-правовых, экономических, политических и т.п. теорий.

4. Насилие в семье является одной из форм технологий негативного управления взаимоотношениями между членами семьи (или совместно проживающими в семье людьми) в их повседневной жизнедеятельности.

Семейное насилие - это достижение власти и контроля со стороны одного (нескольких) человека (насильника) в отношении других, что влечет за собой повторяющиеся случаи физической жестокости, морально-психологического давления, сексуального насилия, ущемления прав, подавления свободы личности.

5. Социальные условия, причины и факторы риска возникновения, распространения последствий семейного насилия, приводящие к нарушению социальной безопасности жертвы насилия (микроуровень), членов семьи и близкого окружения (мезо-) и в целом социума (макроуровень) могут быть объединены в единую концептуальную модель с идентификацией прямых и косвенных влияний на вероятность совершения насилия. Наиболее значимыми, абсолютными факторами риска в совершении насилия являются тяжелые условия социальной среды жизни, конфликтность в отношениях между членами семьи, психологические особенности личности, антисоциальное поведение.

Полученные результаты позволили нам выделить основные стратегические направления социальной профилактики насилия в семье: (организационно-институциональные, мотивационно-ценностные,

координационно-взаимодействующие, социально-реабилитационные,

информационно-статистические, нормативно-правовые, программно-целевые); научно обосновать и дать практические рекомендации по предотвращению насилия в семье комитетам администрации (на примере Санкт-Петербурга): по вопросам законности, правопорядка и безопасности; по социальной политике; по здравоохранению; по науке и высшей школе; по образованию, а также руководителям исполнительных органов государственной власти города.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Л. С. О насилии над детьми в семье // Социологические исследования. 2003. №4. С. 78-85.

2. Барнз Дж. Г. Социальная работа с семьями в Англии / Пер. с англ. М., 2003.

3. Болдмаа Наран. Социально-историческая обусловленность повседневного насилия в семье (на примере российских и монгольских семей): Автореф. дис. ... канд. соц. наук. Ростов н/Д, 2004.

4. Васильева С. М. Проблемы насилия в общеобразовательной школе (по данным социологического обследования в СПб) // Критерии качества социальной работы с жертвами семейного насилия: опыт России и Финляндии: Сб. статей. СПб.: СПБГУ, Факультет социологии, 2008. С. 50-59.

5. Градскова Ю. Домашнее насилие в отношении женщин в российском контексте: стереотипы и реальность // Женщина в зеркале социологии. СПб., 2006.

6. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон +: РООН «Реабилитация», 2006.

7. Забадыкина Е. Помощь жертвам домашнего насилия в современной России // Насилие и социальные изменения: теория, практика, исследования. М.: Центр «АННА», 2000. Ч. П-Ш. С. 113-143.

8. Ильяшенко А. Н. Борьба с насильственной преступностью в семье. М., 2003. С. 5-6.

9. Качанова О. Б. Насилие и его жертвы: правовые и социальные аспект // Критерии качества социальной работы с жертвами семейного насилия: опыт России и Финляндии: Сб. статей. СПб: СПБГУ, Факультет социологии, 2008. С. 25-35.

10. Леннер-Аксельссон Б. Кризисный центр для мужчин в системе социальной защиты (опыт Швеции, г. Гетеборг) // Социальное образование России XXI века: традиции и вызовы времени, достижения и проблемы: Сб. статей. М., 2006. С. 34-357.

11. Лысова А. В. Концептуально-теоретические предпосылки формирования реакции социальных институтов на насилие в семье: Дис. ... канд. соц. наук. Владивосток, 2002.

12. Миллер А. В начале было воспитание / Пер. с англ. М.: Академический проект, 2003.

13. Мильшин А. О. Насилие и жестокость в семье как актуальная проблема современного общества: Монография. Брянск: ООО « Ладомир», 2009.

14. Мэнделл Дж. Г. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие / Пер. с англ. М.: Генезис, 2000..

15. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации:Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой и Ю.П. Платонова. СПб.: Речь, 2004.

16. Никулина Э.А. Организационно-педагогическая система профилактики насилия над детьми в семье: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2004.

17. Осипова И.И. Социально здоровая семья - основа государства // Социальная политика и социология. 2006. №4. С.89-98.

18. Пиголкин Ю.И., Дмитриева О.А., Щитов Н.Г., Дерягин Г.Б. Сексуальное насилие. Теория, подходы и методы исследования. СПб., 2008.

19. Писклакова М., Синельников А. Между молчанием и криком. История, культура, политика и домашнее насилие. М.: Изд-во «Эслан», 2004.

20. Сенюхин В.А. Остановить насилие в быту//Вестник МВД России.1998. №5,6. С. 85-86.

21. Слепян Э.И. Категории насилия и насилие // Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество. М., 2005.

22. Смагина М.В. Насилие над детьми в семье как социокультурное явление современной России: Автореф. дис. ... канд. соц. наук. Ставрополь, 2006.

23. Солодовников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи. СПб., 2007.

24. Сыроед Н.С. Проблема домашнего насилия в дискурсе гендерной толерантности // Социальное образование России XXI века: традиции и вызовы времени, достижения и проблемы: Сб. статей. М., 2006. С.229-233.

25. Фролова Н.А. Социальная безопасность российской семьи: социально-правовой аспект // Социальная политика и социология. 2006. №3. С.181-189.

26. Шипунова Т. В. Системное насилие // Социология и общество: Труды I Всерос. социол. конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб, 2002.

27. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П. В., Антонова Е.П. Домашнее насилие над детьми. Стратегия объяснения и противодействия // Социс. 2008. №1. С. 57-64.

28. Гэнли Энн Л. Домашнее насилие: что, почему и кто. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.