Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ПРОДВИНУТОСТИ МОЛОДЕЖИ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ПРОДВИНУТОСТИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Цифровая наука
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ПРОДВИНУТОСТЬ / ИНСТРУМЕНТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синельникова Надежда Александровна, Шаповалова Инна Сергеевна

В данной статье рассматриваются особенности формирования цифровой продвинутости современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL SUBSTANTIATION OF THE STUDY OF THE PROBLEM OF FORMATION OF DIGITAL ADVANCEMENT OF YOUTH

This article discusses the features of the formation of digital advancement of modern youth.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ПРОДВИНУТОСТИ МОЛОДЕЖИ»

УДК 009

Синельникова Надежда Александровна Sinel'nikova Nadezhda Alexandrovna

студент student

Научный руководитель: Шаповалова Инна Сергеевна Shapovalova Inna Sergeevna

Доктор социологических наук, доцент Doctor of Sociological Sciences,, docent Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Belgorod State National Research University

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ПРОДВИНУТОСТИ МОЛОДЕЖИ

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL SUBSTANTIATION OF THE STUDY OF THE PROBLEM OF FORMATION OF DIGITAL ADVANCEMENT OF YOUTH

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности формирования цифровой продвинутости современной молодежи.

Abstract: This article discusses the features of the formation of digital advancement of modern youth.

Ключевые слова: цифровая продвинутость, инструменты, социальные сети, интернет ресурсы.

Key words: digital advancement, tools, social networks, internet resources.

Последние 20 лет можно наблюдать активную фазу цифровизации множества мировых процессов. Это в свою очередь приводит к высокому запросу на формирование цифровой продвинутости молодых людей.

Важно понимать, что в структуру цифровой продвинутость

входят такие компоненты как цифровая компетентность и цифровая грамотность.

Понятие «цифровая грамотность» было впервые внедрено в научный оборот в 1997 году П. Гилстером. Далее определение «цифровая грамотность» было конкретизировано А. Мартином.

Г.У. Солдатовой была предложена четырехкомпонентная структура цифровой компетентности (см. диаграмму 1) [1].

Диаграмма 1. Компоненты цифровой компетентности

«Цифровая компетентность - это не только сумма общепользовательских и профессиональных знаний и умений, которые представлены в различных моделях ИКТ, но и установка на эффективную деятельность и личное отношение к ней, основанное на чувстве ответственности.

«Цифровая компетентность должна позволять молодым людям использовать интернет максимально безопасно и критично. Так как эффективное использование всех возможностей ИКТ для

1.

Знания

Цифровая комптетностность

3.

Мотивация

обучения и самообразования возможно лишь в сочетании со стремлением минимизировать риски, которые могут нести новые технологии».

Анализируя тот факт, что цифровая продвинутость -комплекс, состоящий из цифровой грамотности и цифровой компетентности, то в цифровую продвинутость входят следующие компоненты:

1. Цифровое потребление;

2. Цифровые навыки;

3. Цифровая безопасность.

Важно понимать, что «цифровая безопасность - это комплекс мер, направленных на защиту конфиденциальности, целостности и доступности информации от вирусных атак и несанкционированного вмешательства».

Существует ряд факторов, требующих высокий уровень цифровой продвинутости у молодых людей:

1. Применение современных технологий при коммуникации:

2. Внедрение цифровых технологий в образовательные процессы:

3. Массовое внедрение цифровых технологий в различных сферах общества.

Анализируя исторический путь формирования цифровой продвинутости молодых людей, следует отметить, что на мировой арене советская система образования стояла у истоков формирования цифровой компетенции молодых людей.

На сегодняшний день развитие системы формирования цифровой продвинутости молодых людей прошло 5 основных этапов.

Первым знаковым этап в развитии системы формирования цифровой продвинутости нового поколения начался в

1959 году.

Именно в 1959 году впервые в мировой педагогике был зафиксирован экспериментальный опыт обучения старшеклассников из специализированных математических классов в качестве программистов вычислителей и операторов ЭВМ. Обучением старшеклассников занимался С.И. Шварцбург.

К середине 60-х годов факультативные курсы стали обычным явлением.

В регионах на постоянной основе начали работать летние школыпрограммистов, в рамках которых талантливые школьники изучали основы программирования.

К сожалению, на этом развитие было приостановлен вплоть до 1985 года, так как общество не понимало полностью масштаб происходящих перемен.

Вторым этапом активного развития системы формирования цифровой продвинутости молодых людей начался в 1985 году и продлился до 1990 года.

В этот период во всех средних учебных заведениях ввели общеобразовательный учебный предмет «Основы информатики и вычислительной техники». Учебные заведения начали активно оснащаться компьютерными классами (вычислительной техникой), так как это стало рассматриваться как обязательная составляющая оборудования школы.

Третий этап развития системы формирования цифровой продвинутости молодых людей выпал на 2000 годы и продлился до 2005 года.

В рамках этапа была сформирована инфраструктура, но у этапа не было задач по совершенствованию существующей организации образовательного процесса.

Четвертым этапом развития системы формирования цифровой продвинутости молодых людей начался в 2005 и продлился до 2017 года. Знаковым событием этапа является внедрение Федерального проекта «Информатизация системы образования» в 2005 года.

Этап был нацелен на устранение неравенства в доступе к качественному образованию и неравенства региональных возможностей сфере образования.

Также в рамках четвертого этапа в 2006 г. в России начал реализовываться Приоритетный национальный проект «Образование».

С 2017 года и по сегодняшний день мы можем наблюдать реализацию пятого этапа модернизации системы формирования цифровой продвинутости молодых людей.

С 2017 года на государственному уровне неоднократно поднимается вопрос о повышении степени цифровой продвинутости молодых людей через призму формирования цифровой грамотности и цифровой продвинутости. Первостепенно это связанно с тем, что современный рынок диктует переход к производству общедоступной индивидуализированной продукции, получение которой возможно только при синтезе использования автоматизированного проектирования и цифровых технологий. Важно отметить, что именно сфера образования может выступать активным агентом формирования цифровой продвинутости молодых людей.

Все вышеперечисленные приоритеты ставят перед обществом следующие задачи, которые должны быть использованы при формировании цифрового продвинутости молодых людей:

- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;

- внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «технология»;

- модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практикоориентированных и гибких образовательных программ, направленных на формирование цифрового мышления у молодых людей;

- формирование системы непрерывного образования молодых людей, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;

- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

цифровой продвинутости современной молодежи.

Анализируя вышеприведенный анализ хотелось бы отметить, что формирование цифровой продвинутости молодых людей на всех этапах проходило не гладко. В рамках всех этапов были свои проблемы и особенности, которые необходимо учитывать во время последующих реализаций программ. Но современный мир диктует ряд требований к молодым людям и основное требование -сформованное цифровое мышление и цифровая продвинутость, именно поэтому со стороны государства сегодня создаются максимальные условия для решения этого вопроса, так как информационное общество нацелено на потребителя электронных услуг, а цифровая продвинутость содействует обретению жизненно

важных навыков.

Библиографический список:

1. Солдатова Г.У. Цифровая компетентность подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. - М.: Наука, 2013 - 102-144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.