Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ "ЦИФРОВАЯ ПРОДВИНУТОСТИ МОЛОДЕЖИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"'

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ "ЦИФРОВАЯ ПРОДВИНУТОСТИ МОЛОДЕЖИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ПРОДВИНУТОСТЬ / ИНСТРУМЕНТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Синельникова Надежда Александровна, Шаповалова Инна Сергеевна

В данной статье рассматривается эмпирическое исследование по формированию цифровой продвинутости у региональной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Синельникова Надежда Александровна, Шаповалова Инна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL SUBSTANTIATION OF THE STUDY OF THE PROBLEM OF FORMATION OF DIGITAL ADVANCEMENT OF YOUTH

This article discusses an empirical study on the formation of digital advancement among regional youth

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ "ЦИФРОВАЯ ПРОДВИНУТОСТИ МОЛОДЕЖИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"»

Синельникова Надежда Александровна Sinel'nikova Nadezhda Alexandrovna

студент student

Научный руководитель: Шаповалова Инна Сергеевна Shapovalova Inna Sergeevna

Доктор социологических наук, доцент Doctor of Sociological Sciences,, docent Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Belgorod State National Research University

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ЦИФРОВАЯ ПРОДВИНУТОСТИ МОЛОДЕЖИ БЕЛГОРОДСКОЙ

ОБЛАСТИ»

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL SUBSTANTIATION OF THE STUDY OF THE PROBLEM OF FORMATION OF DIGITAL ADVANCEMENT OF YOUTH

Аннотация: В данной статье рассматривается эмпирическое исследование по формированию цифровой продвинутости у региональной молодежи.

Abstract: This article discusses an empirical study on the formation of digital advancement among regional youth.

Ключевые слова: цифровая продвинутость, инструменты, социальные сети, интернет ресурсы.

Key words: digital advancement, tools, social networks, internet resources.

Молодые люди сегодня имеют достаточно сформированную и полноценную картинку о том, что в структуру цифровой продвинутости входят цифровая грамотность, цифровая безопасность и цифровая компетентность (см. диаграмму 1).

УДК 009

Цифровая безопасность Цифровая компетентность Цифровая грамотность

■ 4% ■ 5%

>0%

Диаграмма 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Выберите те компоненты, которые, по вашему мнению, входят в структуру цифровой продвинутости» (выберите не более 3х

ответов)

Также это подтвердили и результаты фокус-группы в рамках которой молодые люди неоднократно подчеркивали, что «цифровая продвинутость - комплексное определение совокупности, состоящий из цифровой грамотности, безопасности и компетентности».

Это является положительной динамикой, так-как только при комплексном понимании и подходе можно сформировать высокий уровень цифровой продвинутости.

Результаты исследования показали, что современные условия жизни диктуют необходимость использования цифровых технологий как в обыденной жизни, так и в образовательной/учебной деятельности.

96% респондентов отметили, что цифровые технологии в своей обыденной и образовательной/профессиональной жизни используют достаточно давно (более 5 лет). 76% респондентов подчеркнули, что

их использование увеличилось с 2020 года, что напрямую связано с введением различных ограничений и дистанционного формата обучения и работы в связи с коронавирусными ограничениями.

Современные молодые люди столкнулись с реалиями, в которых множество пар/встреч/совещаний проводится в формате ВКС, что приводит к тому, что чаще всего основным официальным каналом связи выступает электронная почта, а в редких случаях мессенджеры (см. диаграмму 2).

[ИМЯ КАТЕГОРИИ] [ПРОЦЕНТ]

[ИМЯ КАТЕГОРИИ] [ПРОЦЕНТ] [ИМЯ

КАТЕГОРИИ]

[ПРОЦЕНТ]

Переписка в социальных сетях 10%

[ИМЯ КАТЕГОРИИ]

[ПРОЦЕНТ]

[ИМЯ КАТЕГОРИИ]

[ПРОЦЕНТ]

Диаграмма 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «По-Вашему мнению, какие средства цифровой коммуникации

сегодня наиболее удобны в обыденной/образовательной/профессиональной деятельности?»

В рамках фокус-группы молодые люди подчеркнули, что «цифровизация многих сфер жизни привела к тому, что электронная почта, мессенджеры, видео-звонки (ВКС), а также социальные сети стали одними из основных каналов коммуникации, как и в образовательной/профессиональной деятельностях, так и в обыденной жизни».

Также молодые люди отметить, что «онлайн формат коммуникации является наиболее удобным для современного поколения, так как экономит значительную часть времени и снимает некоторые территориальные барьеры. Более того, современный формат онлайн коммуникации позволяет реализовывать различные проекты, исследования и учувствовать в различных мероприятиях, проектах, форумах конференциях по как по всех России, так и в мире».

Важно отметить, что 98% респондентов отметили, что положительно относятся к внедрению цифровых технологий в образовательный и профессиональный процессы и поддерживают переход в дистанционной формат учебы/работы.

«Внедрение дистанционных форматов обучения/работы полностью убрали границы. Сегодня каждый человек может проходить любой понравившийся образовательный продукт, реализовывать множество проектов. Также дистанционный мир дает возможность внедрять новые форматы обучения/работы, что значительно повышает уровень восприятия информации».

Все вышеперечисленное лишний раз доказывает, что современные молодые люди демонстрируют достаточно высокий уровень использования цифровых навыков и компетенций во всех сферах своей жизни. Также это подтверждают результаты самоанализа молодых людей, представленный ниже.

Необходимо подчеркнуть, что на вопрос «Как бы Вы оценили свои цифровые навыки и компетенции?» 75% молодых людей отмечают, что владеют продвинутыми навыками и компетенциями, 22% отмечают, что владеют среднем уровнем владения навыками и компетенциями и лишь 3% определяют свои навыки и компетенции как базовые.

Результаты фокус-группы показывают, что «современный мир диктует такие условия, при которых владение высоким уровнем цифровых навыков и компетенций является одним из основных требований для успешного построения карьеры современного молодого человека, а также комфортного уровня жизнедеятельности».

96% респондентов на вопросы «Как бы Вы оценили долю своих сокурсников/коллег, которые неуверенно используют цифровые технологии в своей образовательной деятельности?» и «Как бы Вы оценили долю своих сверстников, которые неуверенно используют цифровые технологии в своей обыденной жизни?» отметили, что эта доля равняется 3-6%.

Такие показатели также легко объяснимо тем, что сегодня молодые люди не видят своей жизни без использования цифровых технологий во всех сферах жизни.

Анализируя уровень цифровой грамотности молодых людей, хотелось бы отметить, что молодые люди проявляются достаточно низкий уровень интереса к технологическим инноваций и медиа грамотности (см. диаграмму 3).

Все ответы верны 1%

Другое

Отношение к.. Коммуникативная.. Медиа грамотность Компьютерная грамотность Информационная.

6%

Диаграмма 3. Распределение ответов респондентов на вопрос:«По-Вашему мнению, что из нижеперечисленного входит в структуру

цифровой грамотности?»

В рамках фокус-группы молодые люди выделили, что «низкий уровень интереса к технологическим инновациям и медиа грамотности связан с тем, что они не имеют полноценного представления, как технологические инновации и медиа грамотность могут помочь при использовании цифровых технологий».

К сожалению, это может выступать неким барьером при формировании высокого уровня цифровой грамотности. Так как технологические инновации позволяют облегчить привычные процессы в работе, учебе и обыденной жизни, а медиа грамотность помогает анализировать, оценивать и корректно преподносить ту или иную информацию.

Анализируя результаты самоопределения уровня цифровой грамотности у молодых людей, хотелось бы подчеркнуть, что 10 баллов смогли себе поставить только те респонденты, которые выделили, что в структуру цифровой грамотности входят информационная грамотность, компьютерная грамотность, медиа грамотность, коммуникативная грамотность и отношение к технологическим инновациями (см. диаграмму 4).

[ИМЯ [ИМЯ [ИМЯ

[ИМЯ КАТЕГОРИИ КАТЕГОРИИ КАТЕГОРИИ

КАТЕГОРИИ ] ] ]

Диаграмма 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Определите уровень свой цифровой грамотности по 10-ти

бальной шкале?»

В процессе определения уровня цифровой грамотности нами также было выявлено, что 76% респондентов на вопрос «Как бы Вы оценили уровень цифровой грамотности у ваших сверстников» отметили, что уровень цифровой грамотности их сверстников равен 9. 10% респондентов оценили уровень навыков цифровой грамотности своих сверстников на 10. 10% дали своим сверстникам оценку 8. И лишь 4% определили уровень навыков цифровой продвинутости своих сверстников на 4.

Следующий блок вопросов был направлен на определение уровня цифровой безопасности современной молодежи.

Сегодня молодые люди демонстрируют достаточно высокий уровень цифровой безопасности. Об этом свидетельствует тот факт, что они на регулярной основе обновляют пароли, использую при этом

сложное шифрование, а также обновляют программное обеспечение (см. диаграмму.

Сегодня молодые люди достаточно подкованы в вопросах проверки информации в интернете.

86% опрошенных на вопрос «Определите Ваш уровень доверия к информации в интернете (по 10-ти бальной шкале)» дали себе оценку 5. 12 % опрошенных оценили свой уровень доверия информации в интернете на 6.

И лишь 2% респондентов оценили свой уровень доверия информации в интернете на 9 и 10 баллов.

Это также подтвердили и результаты фокус-группы, так как молодые люди неоднократно отмечали, что «интернет - крайне удобный и быстрый способ поиска информации, но тут как никогда важно понимать, что не всегда информация может быть достоверной и корректной. Именно поэтому любую информацию необходимо проверять на ее корректность».

Данные показатели демонстрируют высокий уровень осознанности молодых людей.

В рамках исследования мы выявили, что высокого уровня цифровой безопасности молодые люди достигли за счет того, что в их образовательных учреждениях на регулярной основе проходят различные лекции по правильному и безопасному использованию информационных данны.

В рамках анкетирования и фокус- группы мы смогли выяснить то, что несмотря на демонстрацию высокого уровня понимания структуры цифровой продвинутости, а также достаточно высокого уровня цифровой безопасности, к сожалению, молодые люди не имеют комплексного представления о том, что является цифровыми технологиями и демонстрируют средний уровень цифровой

грамотности.

Это является проблемой, так как указывает на то, что сегодня молодые люди не имеют полного представления об основных возможностях, связанных с цифровыми технологиями.

Следующий блок вопросов был направлен на выявление способов и инструментов, которые позволят повысить уровень цифровой продвинутости молодых людей и сформировать у них полноценную картинку.

Сегодня молодые люди являются активными пользователям различных образовательных онлайн курсов.

В среднем на дополнительные онлайн курсы молодые люди тратят около 5 часов в неделю.

Среди наиболее распространенных курсов молодые люди выделяют Добро.Университет, Skillbox, Skillcup, Яндекс курсы, а также образовательную платформу Открытое образования. Но, к сожалению, очень часто структура всех этих платформ строится на методике работы в формате «теория», «статьи с теоретическим материалом», «онлайн-тренажер», «выполнение задания».

Данная методика не всегда эффективна при работе с молодыми людьми сегодня, так как она не способна удерживать внимание молодых людей. Также у молодых людей сегодня существует запрос на общение, пусть в дистанционном режиме, но оно должно присутствовать в рамках обучения.

Анализируя запрос со стороны молодых людей, хотелось бы отметить, что идеальная структура образовательного курса, нацеленного на формирование цифровой продвинутости, доложена выглядеть следующим образом:

1. Образовательный курс должен быть краткосрочным (приблизительно 1,5-2 месяца, 2 раза в неделю);

2. В рамках образовательного курса молодые люди должны получить знания по работе с основными инструментами использования цифровых технологий, изучить особенности применения цифровых технологий в профессиональной деятельности и обыденной жизни, познакомиться с основными видами и способами защиты информации, а также проработать коммуникативные навыки;

3. Курс на 80% должен реализовываться в онлайн среде.

При этом важно учитывать, что в структуре курса должны в обязательном порядке присутствовать очные встречи. Лучше всего в очном формате реализовывать ознакомительную и заключительную встречи;

4. Одним из ощутимых результатов курса должно быть создание неформального айти-кластера.

Сегодня как никогда важно создать неформальный айти-кластер для построения коммуникации между молодыми людьми. Также айти-кластер может служить некой коммуникативной площадкой для реализации различных проектов.

Помимо анкетирования, проведенного с молодыми людьми, нами было проведено интервью с десятью экспертами.

В ходе интервью эксперты выделили, что современный мир является достаточно мобильным и именно высокий уровень цифровой продвинутости может помочь социализироваться молодым людям в полной степени.

По мнению 90% экспертов, в структуру цифровой продвинутости входят такие компоненты, как цифровые знания, навыки, компетенции, а также грамотность и безопасность.

80% экспертов определили, что молодые современные молодые люди владеют средним уровнем цифровой грамотности, высоким уровнем цифровой безопасности и демонстрируют высокие

показатели использования цифровых технологий в образовательной, профессиональной и бытовой жизнедеятельность.

Все эксперты единогласно подчеркнули, что формирование цифровой продвинутости - достаточно долгий и комплексный процесс, который начинается еще в дошкольном возрасте. Но они также отметили, что основной упор выпадает на период старших классов и получения профессионального образования. Тут очень важно, чтобы молодые люди, как можно больше применяли полученные теоретические знания на практики.

По мнению экспертов, последние 3 года являются знаковыми в формировании привычки использования цифровых технологий как в образовательной деятельности, так и в обыденной жизни.

Карантинные ограничения, которые были введены в марте 2020 года, привели к тому, что молодые люди сегодня демонстрируют высокий уровень лояльности к дистанционным форматам работы/обучения и при наличии выбора стараются выбирать дистанционные форматы обучения/работы.

Важно отметить, что помимо работы и учебы в онлайн формате, молодые люди также используют информационные технологии для получения информации, как коммуникативный и развлекательный инструменты, а также при использовании технологий «умный дом».

Цифровизация общества привела к тому, что молодые люди сегодня общении стараются использовать онлайн способы коммуникации, так как это достаточно быстро и это прекрасная возможность строить общение с теми, кто живет в других городах и странах, что значительно расширяет круг общения.

Также эксперты подчеркнули, что сегодня молодые люди проводят не менее 60% свободного времени с телефоном или

ноутбуком в руках. Высокий уровень использования молодыми людьми цифровые технологии эксперты объясняют тем, что это очень быстрый и удобный способ получить необходимую информацию, найти нужные сервисы, а также облегчить бытовую деятельность.

Эксперты отметили, что современные молодые люди владеют высоким уровнем работы с цифровыми технологиями. Это аргументировалось психологическими и поколенческими особенностями. Но при этом эксперты отметили молодые люди владеют средним уровнем цифровой грамотности (по 10-ти бальной шкале приблизительно на 5-6 баллов). Это связанно с тем, что молодые люди владеют базовыми навыками использования цифровых технологий, но не проявляются углубленность.

Эксперты подчеркнули, что в какой-то степени это связанно с тем, что современная система образования не всегда может заинтересовать молодых людей и поэтому молодые люди не получают полноценный объем знаний, который должны. Также эксперты отметили, что несмотря на средний уровень цифровой грамотности, современные молодые люди демонстрируют низкий уровень доверия информации в интернете и достаточно высокий уровень цифровой безопасности.

Респонденты подчеркнули, что сегодня как никогда важно применять нестандартные и интерактивные форматы донесения образовательного материала.

Эксперты также отметили, что после активного внедрения цифровых технологий в образовательный и профессиональный процессы, повысился уровень заинтересованности к изучению особенностей использования цифровых технологий. Но, к сожалению, образовательные учреждения не всегда справляются с этим запросом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Респонденты подчеркнули, что для решения данной проблемы

необходимо вводить различные факультативные

курсы/образовательные программы.

В рамках интервью с экспертами нами были выявлены рекомендации для проектной идеи по повышению уровня цифровой продвинутости молодых людей. Эксперты отметили, что повысить уровень цифровой продвинутости молодых людей можно через внедрение факультативных курсов, которые будут охватывать образовательные материалы по цифровой грамотности, безопасности и компетентности.

Также эксперты отметили, что образовательные курсы можно разрабатывать в партнерстве с айти компаниями, так как тогда курс будет более углубленным и проработанным.

По мнению экспертов, курс должен реализовываться в дистанционном формате, но нельзя игнорировать очные встречи на торжественном открытии и закрытии образовательного курса.

Делая выводы по исследованию, можно говорить о том, что сегодня молодые люди обладают достаточно высоким уровнем цифровой безопасности и средним уровнем цифровой грамотности, что в совокупности приводит к достаточно неплохому уровню цифровой продвинутости.

Довольно высокий уровень цифровой продвинутости молодые люди достигают за счет активного использования цифровых технологий во всех сферах своей жизни.

Сегодня необходимо повышать уровень цифровой грамотности молодых людей за счет проведения различных образовательных проектов.

Важно отметить, что современные молодые люди, в силу своих поколенческих особенностей, не всегда обладают высоким уровнем усидчивости и нацелены на получение не обобщенной, а вполне

конкретной информации. А «классические» способы передачи информации и обучения не сильно интересные современным молодым людям. И тут очень важно найти правильный способ преподнесения информации, строящийся на интерактивных форматах.

Библиографический список:

1. Гамбеева, Ю.Н. Развитие электронного обучения как новой модели образовательной среды. - М.: Наука, 2018. - 110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.