ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Е. К. КАРПУНИНА
В статье исследованы взгляды отечественных и зарубежных экономистов на характеристику сущности и содержания экономической политики государства в исторической ретроспективе, изучены ее структура, цели, задачи и инструментарий, обоснована необходимость разработки направлений совершенствования экономической политики на современном этапе хозяйствования.
Ключевые слова: экономическая политика государства, макроэкономическое знание, история экономической политики, инструменты экономической политики, система целепола-гания в экономической политике.
Постоянная динамика в хозяйствующих системах непременно влечет за собой перемены в механизмах формирования государственной экономической политики и, соответственно, требует выявления факторов этих изменений, осознания резервов совершенствования и разработки возможных направлений совершенствования экономической политики.
Вызовы современного этапа хозяйствования определяют необходимость совершенствования государственной экономической политики России. Вместе с тем, научная характеристика направлений государственной экономической политики должна согласовываться и с прежним опытом государственного управления, а также закладываться в оценочную базу представления о характерных для общества традициях, культурных и цивилизационных особенностях его развития.
Обратимся к исследованию теоретико-методологических основ формирования государственной экономической политики.
Под экономической политикой следует понимать взаимосвязанную систему долгосрочных и текущих целей экономического развития, которые определены государством, а также совокупность мероприятий, направленных на достижение экономических целей с использованием государственной власти в сфере экономики [18].
Главный вопрос политики - это вопрос о власти, соответственно к экономической политике -это вопрос об экономической власти.
Экономическая политика, являясь инструментом прикладной реализации макроэкономического знания, непосредственно воздействует на
хозяйственную практику. В то же время экономическая политика выступает особой сферой непосредственного соприкосновения экономической теории и хозяйственной практики. Именно поэтому экономическая политика в целом всегда вызывала повышенный интерес экономистов-теоре-тиков [8].
Для анализа экономической политики важно учитывать, что характер взаимосвязи экономической теории и экономической политики не оставался неизменным на протяжении различных эпох движения общественного производства. Длительный исторический период экономическая политика была господствующей формой экономического знания в его единственно доступном тогда эмпирическом состоянии. Однако по мере накопления, систематизации и концептуализации экономических знаний они все более приобретали логический, рациональный, абстрактный характер, так что для «выхода» на практику необходимо было специальное («конкретизирующее») опосредование, которое усложнялось, требуя дополнительных звеньев.
Сопутствуя экономической теории и оставаясь длительное время в ее «тени», экономическая политика в период эволюционного развития общества призвана доказывать (или опровергать) концептуальные гипотезы, что объективно превращает область экономической политики во вторичный элемент и экономической теории, и экономической практики [20].
Оценка соотношения позитивного и негативного в экономике обрела на долгие годы статус основного дискуссионного вопроса по всей про-
блематике, связанной с разработкой и проведением той или иной экономической политики.
Основная проблема экономического регулирования сферы общественного производства заключается в том, что существуют объективные препятствия «пространственно-временного» характера, ограничивающие возможности полной реализации регулирующего потенциала экономической политики. Главное препятствие состоит в том, что любой регулирующий экономический инструмент (включая и денежно-кредитную, и бюджетно-налоговую политику) так или иначе, влияет на состояние экономической системы. Однако это влияние осуществляется и проявляется не сразу и непосредственно, а через определенный временной интервал и опосредованно. Вот эта «временная опосредованность» эффективности экономической политики регулирования общественного производства (получившая в экономической теории наименование «временные лаги»), вызывающая бифуркации в целевой направленности регулирования, и является основным фактором, порождающим различную оценку целесообразности и прагматической ценности экономической политики.
История экономической политики такая же давняя, как и история самой экономики, история государства. Независимо от типа экономической системы главным субъектом экономической политики является государство. Поэтому, экономическая политика - это всегда государственная экономическая политика. Ее цели, инструменты и механизмы неразрывно связаны с общими функциями государства, типом экономической системы, конкретным состоянием национальной экономики, конъюнктурой мирового рынка, международным положением [4].
Меры для поднятия экономического благосостояния населения, регулирования его численности и т. д. применялись государственной властью уже на первых ступенях человеческой культуры. До конца XVII в., однако, лишь в редких случаях эти мероприятия имели характер определенной, годной для непосредственного практического применения и научно обоснованной системы.
Первой системой экономической политики, большинство положений которой было выработано чисто эмпирическим путем, является меркантилизм XVII и XVIII столетий, так как до тех пор, несмотря на применение разных мероприятий, научная систематизация в этой области почти совершенно отсутствовала.
Меркантилисты XVII в. - основатели нормативной экономической теории считали, что толь-
ко детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере, социальную справедливость.
Однако с утверждением свободной конкуренции положения меркантилистов отошли на второй план. Классическая экономика предусматривала ограниченное государственное вмешательство, на первый план выходят рынок и «свобода выбора». Однако, свобода выбора предполагает защищенное законом (государством) право частной собственности самостоятельность принятия решений. Таким образом, в XVII-XIX вв. экономическая роль государства сводилась к охране прав частной собственности. Был выдвинут тезис о том, что государство - это «ночной сторож частной собственности». Нелиберальная концепция экономической политики основана на классической экономике. Она отстаивает принципы невмешательства государства в хозяйственную деятельность и участие государства только в защите «конкурентного хозяйства». Один из ее основателей В. Ойкен [12].
XX в. был ознаменован почти повсеместным укреплением экономического присутствия государства. Джон Кейнс считал, что экономика может быть предоставлена самой себе. Экономическая политика - это государственное регулирование, которое стимулирует склонность к потреблению, воздействует на предельную эффективность капитала и норму процента, а через них - непосредственно на занятость и национальный доход. Кейнс отдает предпочтение денежно-кредитной и налоговой политике, а к огосударствлению относится скептически. Кейнсианская экономическая политика вплоть до 1970-х гг. была ведущей в странах Запада [6].
Милтон Фридмен основывается на «нормативной политической деятельности», которая базируется на позитивных экономических знаниях. М. Фридмен основывается на взаимодействии экономики и политики. Экономическая свобода является необходимым, но недостаточным условием политической свободы. Политическая свобода, в свою очередь, нужна для обеспечения свободы экономического выбора в долгосрочном плане. Монетарная концепция сосредоточена на антиинфляционных мероприятиях экономической политики, регулировании объема денежной массы и т. п. Функцией государства является контроль за темпами роста предложения денег, который должен соответствовать темпам реального экономического роста и ожидаемой инфляции [17].
Таким образом, сегодня можно с полной уверенностью говорить, что государственная экономическая политика обусловлена появлением но-
вых экономических потребностей, с которыми рынок, по своей природе, не может справиться.
Исследуя взгляды отечественных экономистов на характеристику сущности и содержания экономической политики, можно условно выделить три этапа.
На первом (1920-е гг.), когда экономическая наука еще не была политизирована столь жестко, когда во главу угла ставилась научная истина, а не идеологическое послушание, ученые объясняли природу экономической политики через пути рационализации хозяйства.
Так, В. М. Штейн писал, что время от времени человечество переживает периоды прилива реформаторской энергии, зажигаясь верой полного и всестороннего переустройства общественных организаций на разумных началах. Далее он замечает, что социальная стихия все равно разрушает стены возводимого здания и наступает жестокое разочарование. Идеологический маятник приводит тогда к торжеству идеи полного невмешательства в общественные отношения. Следовательно, степень государственного вмешательства -важнейшая характеристика осуществляемой экономической политики [19].
Второй этап (1960-1980-е гг.) характеризуется привязкой экономической политики к деятельности правящей партии, поскольку только она задает «тон» и определяет цели и задачи развития общества. «Экономическая политика партии - это совокупность научно сформулированных идей и положений, долговременных и ближайших задач, целенаправленных действий, с помощью которых партия осуществляет руководство экономикой», -говорится в изданиях тех лет.
Положение об определяющей роли экономической политики было выдвинуто еще В. И. Лениным [5]. Но главное все же в другом - государство проводит экономическую политику под контролем правящей партии. Только ликвидация соответствующей статьи в Конституции СССР (конец 1980-х гг.) отграничила систему государственного управления от партийного доминирования.
Третий этап (1990-е гг.), когда вновь вернулись к анализу государственного управления, минуя партийные институты, когда многочисленные реформаторские программы, исключавшие сильное государственное вмешательство в экономику, претерпели полный крах, ученые обратились к беспристрастному анализу сущности и содержания экономической политики. Последняя широко представлена и в переведенных популярных учебниках по экономике.
Современные западные авторы рассматривают экономическую политику как функции государства. К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю в своем «Экономикс» пишут о пяти экономических функциях правительства, в числе которых обеспечение правовой основы и социального климата, поддержка конкуренции, перераспределение доходов и материальных благ, регулирование распределения ресурсов для обеспечения общественными товарами и корректировка побочных эффектов, стабилизация экономики. Тем самым у названных авторов экономическая политика - это, прежде всего, деятельность государства по созданию определенных правил хозяйствования для субъектов рынка [10]. Это перекликается с идеями, высказанными в начале XX в. Например, В. М. Штейн указывал на то, что «государство может стремиться рационализировать народное хозяйство, вдохновляясь соображениями об общей пользе» [19].
Следовательно, цель вмешательства государства - рационализация экономики. Однако что следует понимать под последней? Рационализация экономики - это ее оптимальная организация, создание наиболее благоприятных условий для функционирования хозяйствующих субъектов.
Определяя содержание экономической политики, П. Вельфенс пишет о «целенаправленном создании рамочных условий в рыночной экономике и рациональном осуществлении мероприятий с целью оказания влияния на экономические процессы и развитие экономики [4]. Таким образом, главное в экономической политике - создание рамочных условий для хозяйствующих субъектов. Но эти условия могут иметь различные «степени свободы». Государство может либо достаточно жестко регламентировать «правовые игры», либо дать самые общие «вехи», определяющие фарватер предпринимательской деятельности. Примеры с малым бизнесом в современной России дают основание полагать, что жесткая регламентация хозяйственной деятельности на руку только чиновникам, аппетиты которых не знают границ. Экономическая политика, являясь плодом деятельности государства, не должна создавать условия для чиновничьей ренты.
В. М. Штейн считал, что политика опирается при установлении норм человеческого поведения на систему абсолютных, обязательных для всех ценностей. Указанная система - продукт длительного исторического развития, в которой синтезированы определенные этические нормы поведения, национальный экономический менталитет. Однако и эти нормы часто нарушаются, что подтверждается многочисленными экономическими
преступлениями. Политика исходит из системы абсолютных ценностей, но она же должна наказывать тех, кто эти ценности не воспринимает [19].
П. Вельфенс обращает также внимание на то, что в экономике хозяйствующие субъекты стремятся достичь для себя наибольшей полезности. Но они действуют, ориентируясь и на поведение других, и на собственные ожидания [4].
Хозяйствующий индивид живет в обществе, а не на необитаемом острове. Поэтому рамочные условия, которые определяет государство путем разработки экономической политики, не могут не учитывать общий вектор социального развития (в широком смысле). В этом контексте Дж. Стиг-лид указывал на то, что некоторые модели и рецепты современных макроэкономистов напоминают академические забавы, поскольку не учитывают особенности тех или иных стран [15].
Речь идет, таким образом, о том, что аналитическая конструкция должна обязательно учитывать национальные особенности. В современной России экономическая политика часто не учитывает и, более того, игнорирует национальные особенности.
Однако, учет особенностей национального экономического менталитета при разработке экономической политики - обязательное условие ее успешной реализации.
При этом важен выбор концептуальной модели экономического развития [16]. Экономическая наука неоднозначно отвечает на ключевые вопросы, от решения которых зависят все стороны хозяйственной жизни. Сравнительный анализ, изучающий влияние сдвигов значений экономических параметров на функцию экономической системы, является мощным аргументом в пользу обоснования экономической политики.
Целесообразность государственного вмешательства в экономику - главный вопрос разногласий между представителями «неоклассического» направления и кейнсианства. Уроки кризиса усилят аргументы в пользу сторонников государственного регулирования, но противостояние не закончится. С определенной периодичностью победу одерживают и те, и другие. Так продолжается со времен «Великой депрессии».
В учебнике Н. Г. Мэнкью «Принципы экономики» автор назвал целую главу «Основные проблемы макроэкономической политики», где рассуждает о целесообразности государственного воздействия на экономику [11]. Однако еще А. Смит, а затем и К. Маркс большое внимание уделяли экономической роли государства. А. Смит обращал внимание на несколько направлений
расходов государства, а значит и особой его роли в этом. В их числе: поддержание обороны, обеспечение правопорядка, развитие образования, содействие торговле и поддержанию достоинства. Он был сторонником развитой рыночной экономики, законы которой все расставляют по своим местам [14]. Но и по его доктрине деятельность государства и его вмешательство в экономику имеет место. У К. Маркса большое значение отводится роли государства, включая его экономическую функцию. Так, в «Капитале» есть указание на особую функцию государственного управления, вытекающую из самой природы общественного труда [5]. У В. И. Ленина государство является экономическим центром страны, отсюда и внимание к экономической политике.
В советский период много писали о роли государства. Еще в первом учебнике политической экономии под ред. акад. К. В. Островитянова утверждалось, что плановое управление народным хозяйством составляет важнейшую черту хозяйственно-организаторской функции социалистического государства. Однако рыночная экономика, основой которой является частная собственность, предполагает принципиально иной подход к определению роли государства. Но можно констатировать, что государство в условиях общественной собственности по-иному определяет рамочные правила поведения хозяйствующих субъектов. Государство на определенных этапах ослабляло диктат и расширяло оперативно-хозяйственную самостоятельность предприятий. Именно тогда речь шла о так называемом полном хозрасчете [13].
Экономическая политика, по П. Вельфенсу, имеет шесть основных областей: правовые нормы, регулирующие экономическую деятельность; экономический порядок; интеграционная и внешнеэкономическая политика; воздействие на хозяйственные процессы; политика роста (и структурная политика); охрана окружающей среды [4]. Речь идет о том, что прежде всего призвана определить экономическая политика, задавая рамочные условия.
Здесь очень большая амплитуда колебаний. Ряд авторов пишут о бюджетной, структурной инвестиционной, инновационной, аграрной, социальной и других составляющих экономической политики.
У западных авторов встречаются рассуждения о предмете теории экономической политики. Например, П. Вельфенс пишет о трех частях теории экономической политики: описательной, конструктивной и практической. В отечественной литературе советского периода теоретической осно-
вой экономической политики считалась политическая экономия. И других мнений быть не могло. Различия в подходах обусловлены не принципиальными положениями, а размытыми границами того, что П. Вельфенс назвал теорией экономической политики [4]. Чем руководствуются те, кто от имени государства разрабатывает рамочные условия? Безусловно, прежде всего теми теоретическими представлениями о закономерностях развития экономики, которые имеются в обществе. Еще В. М. Штейн писал о соотношении теории и практики, о том что политики оперируют понятиями целей и средств их достижения [19]. Теория же исследует причинную связь явлений. Напомним, что политика - это практическая деятельность. Экономическая теория дает лишь рецепты. Принимать их или не принимать - дело управленцев. В том контексте, который обозначен выше, можно утверждать, что экономическая теория (политическая экономия) есть теоретическая основа всех отраслевых и функциональных экономических дисциплин (статистики, менеджмента и т. д.). Субординация научных экономических дисциплин построена таким образом, что методологическая база у них едина. Иначе и быть не может.
Особо актуальна продуманная экономическая политика в период реформирования национального хозяйства. Роль государства при этом возрастает. Господство либеральных взглядов на начальном этапе рыночных преобразований в России 1990-х гг. нанесло только вред. Речь идет о многочисленных попытках устранения государства из экономики.
Экономическая политика имеет стратегический и тактический аспекты. Тактика и стратегия -это различные временные горизонты, отсюда и неодинаковые по масштабам цели и способы их достижения. Экономическая стратегия - это долговременная программа, ориентиры на отдаленную перспективу. Экономическая тактика ставит во главу угла ближайшие задачи современного периода. Тактика - это корректировка стратегического курса с учетом современной ситуации. Стратегия и тактика находятся в диалектической зависимости, однако первая более стабильна.
Разрабатывая экономическую политику, общество руководствуется целью, определяемой на длительную перспективу. Но на отдельных этапах, как правило, переломных, такой цели может и не быть. В этом случае горизонты стратегического планирования сужаются. Но во всех случаях экономическая политика включает цели и средства их достижения. П. Вельфенс подразделяет цели на комплементарные (дополняющие
друг друга), нейтральные и конфликтные. Поэтому важно построить иерархию целей. Здесь на помощь может прийти построение пирамиды целей.
Таким образом, экономическая политика представляет собой сознательную деятельность государства по созданию рамочных условий хозяйствования для субъектов рыночной экономики. Экономическая политика в период хозяйственных реформ и различного рода экстремальных ситуаций должна быть активной, более жесткой и определенной.
Для раскрытия содержания экономической политики государства следует рассмотреть данную категорию как систему экономических отношений, возникающих между государством, надгосударственными и негосударственными субъектами (исполнителями хозяйственных интересов, выразителями и носителями) по поводу секторальной, отраслевой и региональной структуры хозяйства, условий накопления капитала, занятости, денежного обращения, платежного баланса, цен, НИОКР, условий конкуренции, внешнеэкономических связей и других объектов в целях развития экономики и повышения благосостояния нации.
Отсюда следует, что субъектами экономической политики выступают: государство, наделенное экономической и политической властью, при помощи которой оно согласовывает хозяйственные интересы различных групп, направляет их трудовую активность на достижение определенных целей: законодательная власть определяет и утверждает основные направления экономической политики, исполнительная - отвечает за ее реализацию, негосударственные союзы и объединения, опирающиеся лишь на свой экономический потенциал, оказывающие групповое давление на те властные структуры, которые определяют экономическую политику и проводят ее в жизнь, а также институты, имеющие надгосударственный характер (например, ЕС).
С позиций хозяйственных интересов, отображаемых в экономической политике государства в качестве субъектов, выделены: исполнители - органы трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), построенные по иерархическому принципу, и Центральный Банк; носители как социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков - имущественному, по доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным интересам; выразители интересов носителей, объединенные в многочисленные группы, союзы, ассоциации [7].
С точки зрения влияния, оказываемого субъектами на экономическую политику государства, различают: государственные институты и экономические союзы, участвующие непосредственно в проведении экономической политики, и группы, институты (политические организации, средства массовой информации, авторитетные личности, экспертные советы), способные оказывать косвенное влияние на принятие решений.
Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования и реализации:
1. Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.
2. Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д.
3. Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.
В целом, в современной зарубежной и отечественной литературе экономическая политика государства рассматривается как курс действий правительства, система экономических мер и мероприятий государственного воздействия на экономические процессы.
Разработкой политики следует считать процесс определения целей, приоритетов, задач, количественных и временных характеристик, конкретных исполнителей и необходимых ресурсов.
Разработка экономической политики - это принятие государственных решений, связанных с законодательным процессом и оперативным управлением со стороны органов исполнительной власти. Разработка экономической политики государства заключается в ее научном обосновании, учете необходимости обеспечения социальноэкономической стабильности и развития страны. Это предполагает научное определение целей, задач и приоритетов, отражающих потребности и интересы общества, выбор механизмов и инструментов ее практической реализации. Сложности разработки экономической политики обусловливают необходимость соблюдения определенных требований, которым должны удовлетворять этот процесс и содержание самой политики.
Основу эффективной экономической политики государства должна составлять система принципов ее формирования [9]. При формировании экономической политики государства необходимо в первую очередь соблюдать принцип научности, под которым понимается использование достижений мировой и отечественной экономической науки и практики. На современном этапе развития общества построение экономической политики государства требует фундаментальных знаний в области механизмов действия инструментов и методов достижения поставленных целей. Современная экономическая политика государства должна стать научной, так как только основанные на теоретической базе практические меры могут иметь успех. Вместе с тем эффективность экономической политики во многом обусловлена системным подходом к ее формированию, поэтому необходимо соблюдать принцип системности, что предполагает наличие четко определенной совокупности целей, соответствующих этим целям инструментов и ответственных за достижение целей государственных органов, то есть требуется следующая модель экономической политики государства: цели - инструменты и методы - институты.
В процессе формирования экономической политики особое значение имеет выбор целей и соответствующих им инструментов.
К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение.
Целевая направленность экономической политики представляет собой постановку рациональных целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентаций, заданных публичной властью.
Формулирование целей экономической политики отражает осознанные потребности и особенно интересы общества по направлению к достижению желаемого блага, что происходит посредством управляющих усилий государства.
Вследствие того, что экономическая политика государства содержит обилие целей, между которыми существует иерархическая соподчинен-ность, предложена «пирамида целей» [2]. На глобальном уровне выявлена основная, высшая цель, которая более конкретно раскрывается через цели второго порядка. Однако в связи с тем, что и их трудно определить количественно, на практике
они развертываются в систему конкретных количественных целевых показателей. Таким образом, органическим выражением основной цели является
совокупность соподчиненных. С учетом временного, иерархического и структурного аспектов пирамида целей принимает следующий вид (рис. 1).
Цели, не поддающиеся операционному решению, обуславливающие направленность общегосударственной политики
Общественное благосостояние
Общественно-политические цели
Свобода
Правопорядок
Безопасность
Цели, поддающиеся операционному решению, определяющие направленность экономической политики
Цели экономической политики
Стабильность
ь
я
л
■е
н
ии л я нц
о
в
о
£
(О
а
р
з
еы ц - 8
я -
ео м Ю о р
н
В
нб I £
кс
-- а нр а «
1 §
3 а и й Я нв ао г
« а 1-0 ^
не
в
Экономический рост
Структура цели
а
р
ктуру
у
§
в
е
л
асл
тра
О
а
р
уктур
у
тру
с
3
н
ь
н
о
гио
е
Р
а
р
тур
к
у
&
сЗ
р
и
л
в
о
г
р
о
т
й
е
н
в
а
р
уктур
у
С
Цели экономической политики, выходящие за пределы данной классификации
Рис. 1. Пирамида целей экономической политики
На практике постановка целей зависит от достигнутого уровня социально-экономического развития страны, историко-национальных традиций. В разных странах существуют свои приоритеты, предпочтения в отношении государственных устремлений, отражающие позицию правительства, общественное мнение, господствующие политические убеждения. Цели могут быть взаимосвязаны, взаимообусловлены, но часто противоречащие друг другу. Конфликтность целей разрешается путем компромисса: приоритет отдается цели, невыполнение которой грозит наибольшей опасностью для экономики.
Исходя из системы целей, определяются основные задачи экономической политики, сформированные в две группы. Первая - обеспечение и поддержка функционирования рыночной системы: создание правовой базы (защита права собственности, законодательное регулирование взаимоотношений между потребителями, производи-
телями, наемными работниками); предоставление услуг (поддержание общественного порядка, введение системы стандартов измерения веса и качества продуктов, организация денежного обращения), способствующих эффективной работе рыночной системы; защита конкуренции и борьба с монополизмом. Вторая связана с усилением рыночной системы и модификациями ее функционирования: задачи экономической стабилизации, предполагающей стимулирование экономического роста и контроль за уровнем безработицы и инфляции; перераспределение ресурсов в случае, когда рыночная экономика не в состоянии произвести те или иные товары и услуги; решение проблемы экономического неравенства.
Цели экономической политики государства фиксируют направление качественных и количественных изменений в экономической системе общества. Для их достижения государство использует различные инструменты и методы. Под
инструментами экономической политики государства понимаются средства, рычаги государственного воздействия на экономику, а под метода-
ми - способы целенаправленного использования инструментов. В общем виде совокупность всех инструментов можно представить на рисунке 2 [9].
Цель: достижение сбалансированности в экономики за счет уравновешивания совокупного спроса и совокупного предложения
Рис. 2. Инструменты государственной экономической политики государства
Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом - в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Институциональные инструменты экономической политики воздействуют на экономику путем создания организационно-институциональных структур, включая
формирование исполнительных структур государственной власти, создание и поддержание государственного сектора, подготовку экономических программ и прогнозов, поддержку исследовательских центров и др. К важнейшим экономическим инструментам относят составляющие финансового и кредитно-денежного механизмов. В соотношении их использования многое зависит от господствующей в данный момент теоретической концепции макроэкономического регулирования.
Разработка экономической политики неотделима от интересов общества и отдельных его членов. Э. Аткинсон и Дж. Стиглиц отмечают: если интересы членов общества можно было бы рассматривать как интересы «типичного индивида», тогда роль государства сократилась бы до функции эффективного выполнения согласованных решений. Только путем точного моделирования отличий большого массива экономических интересов можно рассматривать государство в его главной роли механизма, благодаря которому конфликтующие интересы превращаются в коллективные решения [1].
В процессе разработки экономической политики должны анализироваться все интересы, которых будут касаться принятые решения. Индивиды, - писал Дж. Бьюкенен, - согласятся подчиниться принуждению со стороны государства только в том случае, если конечные результаты политического «обмена» отвечают их интересам [3]. Экономическая политика может быть успешной в случае выполнения следующих условий: учет позиций разных социальных групп и их реакции на предложенные решения; честность и прозрачность в определении реальных проблем; общественные дискуссии и общественный контроль на этапах формирования и реализации.
Таким образом, содержание разработанной политики должно быть планом соотношения целей, инструментов, ресурсов и угроз (преград).
Литература
1. Аткинсон Э. Б., Стиглиц Дж. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. М., 1995.
2. Бункина М. К., Семенов А. М. Экономическая политика. М., 1999.
3. Бьюкенен Дж. М. Сочинения. Сер.: Нобелевские лауреаты по экономике. М., 1997. Т. 1.
4. Вельфенс П. Основы экономической политики. СПб., 2002.
5. История политической экономии социализма. Очерки / под рук. Д. К. Трифонова и Л. Д. Широграда. Л., 1972.
6. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 2002.
7. Коваль А. А. Цели, методы и инструменты экономической политики государства // Предпосылки
развития экономических систем: монограф. / под ред. И. Т. Корогодина. Воронеж, 2008.
8. Лаварсланова З. М. Основные факторы и инструменты формирования региональной экономической политики // Сборник статей аспирантов, соискателей, докторантов и научных работников. Региональный вестник молодых ученых. М., № 3. 2004.
9. Лагутин В. Д. Экономическая политика государства: сущность, этапы, механизмы // Экономическая теория, 2006. № 3. иКЬ: http://www.ief.org.ua
10. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. 14-е изд. М., 2003.
11. Менкью Н. Г. Принципы макроэкономики / пер. с англ. СПб., 2004.
12. Ойкен В. Принципы экономической политики, 1952. иКЬ: http://ru.wikipedia.org
13. Островитянов К.В. [и др.]. Политическая экономия / Учебник. М., 1955.
14. Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997.
15. Стиглид Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М., 2002.
16. Федоренко Н. П. Россия: уроки прошлого и лики будущего. М., 2006.
17. Фридмен М., Фридман М. Капитализм и свобода. М., 2006.
18. Ходов Л. Г. Основы государственной экономической политики. М., 1997.
19. Штейн В. М. Экономическая политика. Пг., 1922.
20. Якунин В. И. [и др.] Постановка задачи разработки концепции экономической политики России // Научный эксперт. 2006.
* * *
THEORETICAL-METHODOLOGICAL BASIS OF FORMATION OF STATE ECONOMIC POLICY
Ye. K. Karpunina
This article examines views of domestic and foreign economists on the essence and substance characteristic of the economic policy of the state in historical retrospect, and studies its goals, objectives, and instruments. The necessity of development of the lines of improving the economic policy at the current stage of management is substantiated.
Key words: economic policy of state, macroeconomic knowledge, history of economic policy, instruments of economic policy, targeting system in economic policy.