Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / РЫНОК ТРУДА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО / ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / LABOR MARKET / FORECASTING OF PROFESSIONAL FUTURE / FACTORS AND FORECASTING MECHANISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова Вера Степановн

В статье представлены методологические подходы к прогнозированию профессионального будущего студенческой молодежи, содержательно и структурно связанного с профессиональным становлением; выявлены объективные и субъективные факторы, детерминирующие профессиональное становление молодежи на этапе профессиональной подготовки. В качестве ведущего фактора профессионального становления автор видит определение личностью собственного предназначения в жизненном цикле, собственной позиции по отношению к базовым ценностям, одной из которых является понимание глубинных смыслов образовательной деятельности. С позиции методологии профессионального становления личности автор предлагает механизм адаптации к рынку труда в новых условиях усложнения и комплексности профессиональной деятельности - построение индивидуальной вариативной образовательной траектории профессионального и карьерного развития на основе перспективных, долговременных запросов выпускников вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьякова Вера Степановн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF PROFESSIONAL FORMATION AND PERSONAL DEVELOPMENT

The article presents methodological approaches to forecasting the professional future of students, meaningful and structurally associated with professional development; the identified objective and subjective factors determining professional career of youth 62 Современная высшая школа: инновационный аспект. Т. 12. № 1. 2020 В.С. Третьякова in the training phase. As a leading factor of professional development, the author sees the definition of a person’s own purpose in the life cycle, their own position in relation to the basic values, one of which is the understanding of the deep meanings of educational activities. From the standpoint of the methodology of professional formation of personality, the author proposes a mechanism of adaptation to the labour market in the new conditions of complication and complexity of professional activity - construction variable individual educational path of professional and career development based on promising, long-term queries graduates.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 378.14 ББК 74.484.4

DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-1-61-70

В.С. Третьякова

(Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ № 20-413-660013 р_а «Прогнозирование профессионального будущего студенческой молодежи в цифровую эпоху»

В статье представлены методологические подходы к прогнозированию профессионального будущего студенческой молодежи, содержательно и структурно связанного с профессиональным становлением; выявлены объективные и субъективные факторы, детерминирующие профессиональное становление молодежи на этапе профессиональной подготовки. В качестве ведущего фактора профессионального становления автор видит определение личностью собственного предназначения в жизненном цикле, собственной позиции по отношению к базовым ценностям, одной из которых является понимание глубинных смыслов образовательной деятельности. С позиции методологии профессионального становления личности автор предлагает механизм адаптации к рынку труда в новых условиях усложнения и комплексности профессиональной деятельности - построение индивидуальной вариативной образовательной траектории профессионального и карьерного развития на основе перспективных, долговременных запросов выпускников вуза.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, рынок труда, прогнозирование профессионального будущего, факторы и механизм прогнозирования, профессиональная подготовка.

V.S. Tretyakova

(Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia)

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF PROFESSIONAL FORMATION AND PERSONAL DEVELOPMENT

The research was supported by RFFR within project № 20-413-660013 r_a «Forecasting the professional future of students in the digital age»

The article presents methodological approaches to forecasting the professional future of students, meaningful and structurally associated with professional development; the identified objective and subjective factors determining professional career of youth

к

S

I

ф

ц

CG

О

I

га

н

о

о

о

I

_0

го S

X ^

о ш

S о

о н

о о

ф

-& ч о

о с

ср

d >s

о

2 I

S _0

Ф

го I

о о

ср с о о

СО ф

S ц го I го -& о ср с

JS S ^ ф с го

о ф н m

т го

S I

1_

о s

с; о ч о 1- н о 0 1 т

53

s с;

о ^ к s

S t» н S ш

ср о ф н со ГО ср S

in the training phase. As a leading factor of professional development, the author sees the definition of a person's own purpose in the life cycle, their own position in relation to the basic values, one of which is the understanding of the deep meanings of educational activities. From the standpoint of the methodology of professional formation of personality, the author proposes a mechanism of adaptation to the labour market in the new conditions of complication and complexity of professional activity - construction variable individual educational path of professional and career development based on promising, long-term queries graduates.

Key words: professional self-determination, labor market, forecasting of professional future, factors and forecasting mechanism.

CO m о

<D

О m

Стремительная динамика мира профессий, глобальный переход к цифровой экономике и цифровому обществу, инновационное развитие сектора экономики предъявляют новые требования к профессионалу и актуализируют необходимость прогнозирования профессионального будущего современного студента на этапе профессиональной подготовки.

Целью статьи является определение методологических подходов к прогнозированию профессионального будущего студенческой молодежи, содержательно и структурно связанного с профессиональным становлением, и выявление объективных и субъективных факторов, детерминирующих профессиональное становление на этапе профессиональной подготовки.

Проблема профессионального становления личности, прогнозирования и управления профессиональной жизнью молодого человека становится приоритетной для экономики, современного образования и самой личности. Прогнозирование признается одним из ключевых процессов развития постиндустриального общества [21]. Есть потребность и смысл в прогнозировании и проектировании социальных процессов, профессий и профессионального будущего студенческой молодежи на этапе профессиональной подготовки.

Прогнозирование профессионального будущего сегодняшнего студента - это задача, которая предполагает обучение молодых специалистов в соответствии с объективными требованиям рынка труда. Одним из показателей со-

стояния рынка труда являются данные о спросе и предложении рабочей силы в данном регионе или городе. Итоги выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование, показали: с одной стороны обнаруживается неудовлетворенный спрос на квалифицированных работников в самых различных сферах деятельности [14] и наличие возможностей и ресурсов для интеграции выпускников в социально-трудовые отношения [13], а с другой - более 50% молодых специалистов не могут устроиться на работу не только по тому направлению подготовки, к которому готовились 4-5 лет в вузе, но и по другим специальностям. Возникает противоречие между потребностью региональной экономики в кадрах, наличием ресурсов выпускников для интеграции в социально-трудовые отношения и отсутствием возможностей для реализации профессиональных планов молодых специалистов, вышедших на рынок труда.

Рынок труда - это явление, которое, с одной стороны, можно прогнозировать, то есть выявлять перспективы его развития, а с другой, получив информацию о его развитии, - определять задачи, принципы, содержание и технологии обновления профессионально-образовательной подготовки специалистов с учетом не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Сфера образования призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных, но и перспективных, долговременных запросов и человека, и общества [24].

Начало 21 века принесло человечеству новые изменения в его способах развиваться - цифровую экономику. В этих условиях сам человек и сам способ взаимодействия человека с миром должен меняться, чтобы обеспечить требования к выполнению производственных и иных функций в цифровом мире [17]. В новых условиях, чтобы обеспечить не только высокие традиционные образовательные результаты, но и востребованность выпускника в завтрашних условиях на рынке труда, необходимо обратить свой взгляд, прежде всего, на самого субъекта будущей профессиональной деятельности: изучить его интересы и потенциал, мотивы и профессиональные намерения, профессиональные планы и потребности. Это позволит объяснить, спрогнозировать и предсказать профессиональное становление человека.

Понятие «прогнозирование» в науке имеет различные толкования и обозначается соответственно различными терминами: предвидение (например, научное), предсказание (как предчувствие и предугадывание), целенаправленное осознание будущего, информационная модель будущего и др.

Проблема прогнозирования в отечественной психологии и педагогике изучается с разных позиций: как системный процесс [4], как вид целенаправленной и сознательной прогностической деятельности [6; 7; 8], как частный случай психического процесса [5], как процесс жизнедеятельности [2; 1; 3], как прогностическая способность личности [15] и др.

Однако постоянно изменяющаяся социально-профессиональная среда, нестабильность рынка труда заставляют вновь и вновь обращаться к данной проблеме. В концепциях профессионального становления практически не представлено профессиональное будущее, субъективный образ которого видится как размытый процесс целеполагания и антиципации социально-экономических условий, а не как синергетический результат профессионального становления. Учитывая

социально-профессиональную неопределенность будущего, усилившуюся в постиндустриальную эпоху, вопросы прогнозирования профессионального будущего приобретают значимость как для личности, так и для общества.

Большой вклад в развитие прогностической деятельности профессионального будущего личности в современных условиях профессиональной нестабильности и неопределенности, непредсказуемости изменений экономики внес профессор Э.Ф. Зеер [11]. Ученый вводит понятие «асимметрии профессионального будущего» как искажение образа будущего, расхождение прогноза и реальности, утрата перспектив желаемого профессионального будущего. Причины асиметрии автор видит, прежде всего, во внутренних факторах - в аморфности личности, неопределенности цели профессионального образования, в противоречиях нравственно-смысловых ориентаций прошлой жизни, настоящего времени и будущего, а также и во внешних - ускорении темпов трудовой деятельности, социально-технологическом прогрессе, изменении структуры занятости работников и т. п. [11, с. 53-53]. Автор определяет стадии становления профессионала, которые соотносятся с возрастными особенностями человека: от аморфной оптации, до становления профессионала и суперпрофессионала или эксперта [11, с. 55].

Временному описанию характеристик трансспективы личности с разным уровнем самоактуализации (А. Маслоу начал изучать людей, которых он считал наилучшими образцами здоровой личности. Он назвал этих людей «самоакту-ализующимися», поскольку их отличала потребность в деятельности, ответственности, творчестве, открытость и справедливость [21]), одной из форм которой является личностное и профессиональное самоопределение, посвящена работа А.В. Левченко [18] и Л.В. Львова [20]. В своей работе А.В. Левченко исследует полный жизненный хронотип личности

к

I

ф

ц

ш

о

I

га

н

о

о

о

I

_0

го

X ^

о со

^ о

о н

о о

ф

-& ч о

о с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с^

а

о

2 I

^ _0

Ф

го I

о о

С ^ о о

СО ф

^ Ц ГО I го -& о с

^ ф с го

о ф н т

т го

^ I

о ^

с; о ч о 1- н о 0 1 т

^

с;

о к ^

£ н ^ ш

О ф н со ГО

студента вуза и описывает временную трансспективу (термин трансспектива ввел в психологическую науку В.И. Ковалев, он означает такое «психологическое образование, в котором органически объединяются, интегрируются прошлое, настоящее и будущее личности» [16]) как совокупность ее представлений о своем прошлом, настоящем и будущем, имплицитно присутствующих в сознании на протяжении всей жизни и меняющихся в зависимости от различных факторов [18, с. 98], а в качестве отдельных компонентов трансспективы автор рассматривает ее темпоральную структуру, удовлетворенность и смысл жизни личности.

Прогнозированию профессионального будущего как системы взаимодействия личности, мира профессий и профессионального образования посвящен ряд работ Д.П. Заводчикова [9; 10]. Отмечается важность разработки гибкого прогностично-ориентированного механизма взаимодействия общественных потребностей в воспроизводстве квалификаций, востребованных в современном обществе в ближайшем будущем, и индивидуальных потребностей в профессиональном самоопределении и самореализации. Представлена психолого-педагогическая карта прогнозирования профессионального будущего субъекта постиндустриального общества, которая может служить ориентиром, задающим вектор профессионального образования и консолидации общественных и государственных усилий в политике образования [9, с. 50]. В другой своей работе автор ставит задачу изучения конкретных условий социально-психического взаимодействия человека с факторами внешней среды, при этом личность рассматривается с позиции управленца, который выбирает свой жизненный путь, руководствуясь своим жизненным опы-§ том, направленностью и социально-эко-5 номической ситуацией в той стране, в ^ которой он живет [10, с. 52], а прогнози-^ рование профессионального будущего т как опережающий взгляд личности на

проблему ее профессионального становления; установление динамики и процессов развития будущих событий на основе прогностической направленности личности [10, с. 55].

Несмотря на существующие исследования, на данный момент нет четкого определения данного феномена, он не имеет самостоятельного психологического конструкта, а само понимание профессионального будущего имеет неопределенный характер в психологической науке.

Чтобы дать определение прогнозированию профессионального будущего личности, нужно, во-первых, учитывать то, что человек живет одновременно в трех параметрах времени: прошедшем, настоящем и будущем, которые представляют собой органическое единство. И если человек субъективно их не объединяет в себе, то становится не хозяином, а рабом времени [23]. Именно так образом хронотоп наполняется смыслом: живя в сегодняшнем настоящем, человек учитывает прошедшее (память и опыт) и двигается вперед к поставленной цели (мечты, планы, надежды). Во-вторых, все временные этапы должны быть наполнены событиями, которые связывают время: «лишенное событийности физическое время <.. .> не удерживается человеческой памятью, которая событийна, а не хронографична» [12, с. 31]. В-третьих, необходим контроль над временем, иначе не человек является хозяином времени, а время хозяйничает над ним. И, в-четвертых, важно, чтобы профессиональные планы согласовывались с другими жизненными целями.

На этапе профессиональной подготовки прогнозирование профессионального будущего - это процесс планирования жизненной перспективы, задающий вектор развития личности, сущность которого заключается в качественной перестройке уровня выполнения деятельности, в определении своего места в жизни, мире профессий и конкретной профессии в соответствии с тенденци-

ями общественного прогресса. Ученые отмечают: тенденция технического прогресса растет непропорционально профессиональному прогрессу, опережая развитие временных способностей человека. «Происходит исчезновение временных перспектив, необходимых для развития цивилизации, человек утрачивает жизненные перспективы, восприятие будущего» [1, с. 13].

Логику прогнозирования профессионального будущего определяет тот комплекс профессиональных вопросов, которые встают перед личностью: правильное ли я принял решение о выборе профессии? где мое место в мире профессий? каких профессиональных успехов я достиг? какой профессиональный путь предстоит в будущем?

Таким образом, механизм прогнозирования профессионального будущего представляется нам следующим образом. Поскольку прогнозы - это продукт деятельности личности, то первоочередным объектом для анализа прогнозирования должен стать субъект прогнозирования как продуцент прогнозов [7, с. 54]. Профессиональное будущее рассматривается нами как совокупность представлений личности о своем настоящем и отдаленном будущем, имплицитно присутствующем в ее сознании как осмысление своего собственного предназначения, понимание ценностно-смысловой сути своего жизненного пути. Эти субъективные представления и смыслы о своем будущем должны приобрести реальные очертания, поэтому их необходимо эксплицировать - сформулировать в виде целеполагания с ориентацией на собственные смысложизненные ценности: представления о личностном и профессиональном самоопределении. Такая экспликация представляет собой переход идеального в материальное (см. у А.Н Леонтьева об активности субъекта: психическое отражение как «переход материального в идеальное» является процессом деятельности субъекта, которая первоначально существует во внешнем,

практическом плане, затем приобретает форму внутренней деятельности сознания [19]), поскольку прогнозирование -явление само по себе ненаблюдаемое (см. у В.П. Зинченко: хронотоп «несмотря на цельность, не обладает свойствами наглядности» [12]), оно продуцируется только в сознании личности, представляя собой информационную модель будущих событий. Важно, чтобы мысли о профессиональном будущем нашли такую форму выражения, которую бы можно было назвать прогнозом. Мы полагаем, что такой формой может стать программа достижения поставленных целей на основе осознанного и ответственного выбора в соотнесенности с ближайшими и отдаленными целями на месяц, год, пять лет и т.д. Такая программа представляет собой выстроенную личную профессиональную перспективу - индивидуальную траекторию профессионального развития ближайшего и отдаленного будущего. Она содержит не только основные вехи, этапы жизненного пути, но и взаимосвязанные актуальные события для личности. Таким образом, личность получает маршрут воплощения в жизнь актуальных событий в соответствии со своими целями и смыслом жизни.

Результат процесса прогнозирования профессионального будущего - профессиональная перспектива - это многомерный конструкт, ее построение процесс сложный, поскольку включает много компонентов:

- учет полного жизненного хронотопа личности - закономерной связи пространственно-временных координат прошлого, настоящего и будущего (в научный оборот понятие «хронотоп» ввел в 1925 г. физиолог, академик А.А. Ухтомский [23]);

- определение приоритетов жизненных ценностей и в соответствии с ними целей жизненного пути;

- осознание направленности и результативности жизненного пути;

к

S

I

ф

ц

CG

О

I

га

н

о

о

о

I

_0

го S

X ^

о ш

S о

о н

о о

ф

-& ч о

о с

ср

а JS

о

2 I

S .0

Ф

го I

о о

ср а о о

СО ф

S ц ГО I ГО -& о ср а

>s s ^ ф с го

о ф н m

т го

S I

1_

о s

с; о ч о 1- н о 0 1 т

53

s с;

о ^ к s

S <¡3 н S ш

ср о ф н со ГО ср S

- сформировать список событий, центрирующих жизненные планы;

- понимание достижимости поставленных целей;

- контроль над ситуацией.

Эту сложную работу студент должен выполнить самостоятельно, так как ни один взрослый не сможет за него определить его смысложизненные ценности, цели жизненного пути, события ближайшего и отдаленного будущего. Однако педагог сможет помочь, создавая положительную мотивацию и эмоциональный настрой к такой работе, предоставляя информацию (например, о базовых жизненных ценностях, базовых ресурсах личности), оказать поддержку в определении правильного направления движения, в планировании учебной и профессиональной деятельности в системе других видов деятельности, в готовности анализировать причины отклонений достигнутых результатов от заданных в целях, в овладении методикой организации своей жизни и деятельности, в развитии социально и личностно значимых качеств и способностей и многом другом.

Для того чтобы выстроить индивидуальную профессиональную перспективу студента, соотнесенную с другими жизненными планами, нужно ее описать на операциональном уровне: 1) определить измеряемые параметры исследования смыслообразующих компонентов личности (педагог); 2) подобрать / разработать под них соответствующий диагностический инструментарий (педагог); 3) провести исследование временной перспективы личности студента, ценностных ориентаций, сформировать список событий, центрирующих жизненные планы (педагог); 4) на основании полученных результатов разработать план проектирования профессиональной перспективы (каждый студент); 5) разработать § программу достижения поставленных 5 целей - индивидуальную временную перспективу ближайшего и отдаленно-^ го профессионального будущего (каж-т дый студент). Затем можно приступать

к следующим этапам прогнозирования: 6) планирование реализации программы достижения поставленных целей - воплощения в жизнь актуальных событий в соответствии со своими целями и смыслом жизни; 7) прогнозирование последствий при разных вариантах развития событий; 8) корректировка своих ресурсов и способов действия.

Отметим интересный подход к проблеме с позиции практико-ориенти-рованной подготовки Л.В. Львова, который справедливо полагает, что она может быть сфокусирована на формировании способности и готовности выполнять деятельность на конкретном рабочем (функциональном) месте, по направлению сферы профессиональной деятельности или в широком диапазоне профессиональных сфер деятельности непрерывно «создавая» свое рабочее место [20, с. 124].

Осмысление и переработка отдельных временных отрезков настоящего и прошлого, а также жизненного цикла в целом возможны, а порой необходимы, поскольку как любое личностное образование, профессиональные намерения и планы обладают свойством изменяться под влиянием как внешних условий, так и внутренних, личностных (например, случайных событий, кризисных ситуаций). Этот процесс продолжается в течение всей профессиональной жизни, при этом «постоянно вносятся коррективы в цели и сроки реализации прогноза» [11, с. 51].

Изучение внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов, детерминирующих профессиональное будущее, приобретает особое значение в настоящее время - в эпоху цифровой экономики, реактивного перехода от аналоговых информационных технологий к цифровым в технике, науке, производстве, быту и, конечно же, в образовании. Уже сегодня можно признать, что изменяется картина мира, роль и возможности личности; появляются новые виды деятельности, новые технологии. Эти изменения диктуют новые требо-

вания к субъекту деятельности, с одной стороны, а с другой - предоставляют дополнительные возможности для развития личности, обеспечивая непрерывность образовательного процесса, так называемого lif-long-learning - обучение в течение жизни, а также его индивидуализации на основе advanced-learning-technologies - технологии продвинутого обучения. Этот фактор определяет новую парадигму информационного взаимодействия субъектов образовательного процесса, ориентированную на развитие интеллектуального потенциала, на формирование компетенций самостоятельного приобретения знаний, овладения новыми технологиями, изменяющими профессиональные возможности субъектов деятельности.

Учет этих факторов является залогом не только открытия новых перспектив в профессиональном становлении, но и преодоления негативных влияний на профессиональное будущее, его прогнозирование и проектирование. Библиографический список:

1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

3. Березина Т.Н. Жизненный путь личности: осознаваемые и неосознаваемые аспекты // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / под ред. К. А. Абульха-новой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. -С. 314-323.

4. Богоявленская Д. Б., Чернавский С.Я. О построении прогнозирующей системы // Вероятностное прогнозирование деятельности человека / под. ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. - М.: Наука, 1977. - С. 226-241.

5. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: (логико-психологический анализ). - М.: Мысль, 1979. -230 с.

6. Гуревич И.И., Фейгенберг И.М. Какие вероятности «работают» в психологии? // Вероятностное прогнозирование деятельности человека / под. ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. - М.: Наука, 1977. - С. 9-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Журавлев Г.Е. Структура эксперимента по вероятностному прогнозированию // Вероятностное прогнозирование деятельности человека / под. ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. - М.: Наука, 1977. - С. 22-59.

8. Забегалина С.В., Чигарькова А.В. Вероятностное прогнозирование как вид прогностической деятельности: подход и стратегии // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2017. - С. 87-91.

9. Заводчиков Д.П. Прогнозирование профессионального будущего в постиндустриальном обществе: психолого-педагогическая карта [Электронный ресурс] // Личность в профессионально-образовательном пространстве: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции, 25 ноября 2015 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. унт. - Екатеринбург, 2015. - С. 45-51. -Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/ handle/123456789/10274

10. Заводчиков Д.П., Манякова П.О. Актуальность изучения прогнозирования профессионального будущего личности [Электронный ресурс] // Личность в профессионально-образовательном пространстве: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции, 25 ноября 2015 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. -С. 51-58. - Режим доступа: Ы^р://е1аг. rsvpu.ru/handle/123456789/10244

11. Зеер Э.Ф. Психология прогнозирования профессионального будущего личности [Электронный ресурс] // Личность в профессионально-образовательном пространстве: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции, 21

к

S

I

ф

ц

ш

о

I

га

н

о

о

о

I

_0

го S

X ^

о ш

S о

о н

о о

ф

-& ч о

о с

d

d JS

о

2 I

s _0

ф

го I

о о

С о о

СО ф

S ц го I го -& о С

JS s ^ ф с го

о ф н m

т го

S I

1_

о s

с; о ч о 1- н о 0 1 т

S с;

о ^ к s

S <й н S ш

О Ф н со ГО S

ноября 2014 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2014. - C. 49-59. - Режим доступа: http:// elar.rsvpu.ru/handle/123456789/2744

12. Зинченко В. П. Человек в пространстве времён [Электронный ресурс] // Развитие личности. - 2002. - № 3. С. 23-50. -Режим доступа: http://rl-online.ru

13. Интерактивный портал Департамента по труду и занятости населения по Свердловской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.szn-ural.ru

14. Итоги выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: https://www.gks.ru/ free_doc/new_site/population/trud/ itog_trudoustr/index.html

15. Китаев-Смык Л.А. Вероятностное прогнозирование и индивидуальные особенности реагирования человека в экстремальных условиях // Вероятностное прогнозирование деятельности человека / под. ред. И.М. Фейген-берга, Г.Е. Журавлева. - М.: Наука, 1977. - С. 189-225.

16. Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. - М.: Наука, 1995. -С. 179-185.

17. Куприяновский В.П. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования // International Journal of Open Information Technologies. -2017. - Том. 5. - № 1. С. 19-25.

18. Левченко А.В. Временная трансспек-тива самоактуализирующейся личности // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2011. - № 6(76). С. 97-101.

g 19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Со-5 знание. Личность. - М.: Политиздат,

£ 1977. - 304 с.

^ 20. Львов Л.В. Персональная траектория m развития в практико-ориентирован-

ном образовательно-профессиональном процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2019. - Т. 11. - № 4. С. 118-125.

21. Малинецкий Г.Г. Доклад о перспективах РФ [Электронный ресурс] // Сайт о нанотехнологиях #1 в России. - Режим доступа: http://www.nanonewsnet. ru/artides/2009/georgii-malinetskii-doklad-o-perspektivakh-rf

22. На подступах к психологии бытия: Маслоу А. Биографический очерк [Электронный ресурс] // под редакцией В. Данченко. - М.: «Рефл-бук» -Киев: «Ваклер». 1997. - Режим доступа: https://studopedia.ru/11_207830_ operatori-tsikla.html

23. Остапенко А.А. Хронотоп как перекресток прошлого и будущего, настоящего и... «понарошечного» [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. - 2010. -Том. 6. - № 1. С. 2-6. Портал психологических изданий: PsyJournals.ru. -Режим доступа: https://psyjournals.ru/ kip/2010/n1/29138_full.shtml

24. Профессии на российском рынке труда: аналит. докл. НИУ ВШЭ / отв. ред. Н.Т. Вишневская; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - 159 с.

25. Ухтомский А.А. Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях // Предисл. Г. Цуриковой, И. Кузьмичева, примеч. Л. В. Соколовой. - СПб.: Петербургский писатель, 1996. - 525 с.

Поступила 19.02.2020

Об авторе:

Третьякова Вера Степановна, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития ФГБОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Россия, г. Екатеринбург), доктор филологических наук, профессор, trenyakova1738@gmail. com

Для цитирования: Третьякова В.С. Теоретико-методологический анализ проблемы профессионального становления и развития личности на этапе профессиональной подготовки // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. - № 1. С. 61-70. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-1-61-70

References:

1. Abulkhanova K.A., Berezina T.N. Personal time and lifetime. - SP.b.: Alteiya, 2001. - 304 p. [in Russian]

2. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Life strategy. - M.: Mysl, 1991. - 299 p. [in Russian]

3. Berezina T.N. Life journey of the person: recognized and unrecognized aspects // Rossiskii mentalitet: voprosy teorii i praktiki. Ed. by Abulkhanova K.A., A.V. Brushlinsky, M.I. Volovikova. - M.: Institut psikhologii RAN, 1997. - Pp. 314-323. [in Russian]

4. Bogoyavlenskaya D.B., Chernyavsky S.Ya. On constructing a forecasting system // Veroyatnostnoe prognozirovanie deyatelnosty cheloveka. Ed. by I.V. Feigenberg, G.E. Zhuravlev. - M.: Nauka, 1977. Pp. 226-241. [in Russian]

5. Brushlinsky A.V. Thinking and forecasting: (logical and psychological analysis). - M.: Mysl, 1979. - 230 p. [in Russian]

6. Gurevich I.I., Feigenberg I.V. Which probabilities «work» in psychology? // Veroyatnostnoe prognozirovanie deyatelnosty cheloveka. Ed. by I.V. Feigenberg, G.E. Zhuravlev. - M.: Nauka, 1977. - Pp. 9-21. [in Russian]

7. Zhuravlev G.E. Structure of the experiment in probabilistic forecasting // Veroyatnostnoe prognozirovanie deyatelnosty cheloveka. Ed. by I.V. Feigenberg, G.E. Zhuravlev. - M.: Nauka, 1977. - Pp. 22-59. [in Russian]

8. Zabegalina S.V., Chigarkova A.V. Probabilistic forecasting as a prognostic activity: approach and strategies // Psikhopedagogika v pravokhranitelnykh organakh, 2017, -Pp. 87-91. [in Russian]

9. Zavodchikov D.P. Forecasting professional future in industrial society: psychological and pedagogical map // Lichnost v professionalno-obrazovatelnom prostransve. Conference proceedings. - Ekaterinburg, 2015. - Pp. 45-51. - Available at: http://elar.rsvpu. ru/handle/123456789/10274 [in Russian]

10. Zavodchikov D.P., Manyakova P.O. Topicality of studying forecasting professional future of personality // Lichnost v professionalno-obrazovatelnom prostransve. Conference proceedings. - Ekaterinburg, 2015. - Pp. 51-58. - Available at: http://elar.rsvpu. ru/handle/123456789/10244 [in Russian]

11. Zeer E.F. Psychology of forecasting profeesional future of personalty // Lichnost v professionalno-obrazovatelnom prostransve. Conference proceedings. - Ekaterinburg, 2015. - Pp. 51-58. - Available at: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/2744 [in Russian]

12. Zinchenko VP. Man in the times space // Razvitie lichnosti. - 2002. - № 3. P. 23-50. -Available at: http://rl-online.ru [in Russian]

13. Interactive portal of the Department of Labor and Public Employment of Sverdlovsk Region [Electronic resource]. - Available at: www.szn-ural.ru [in Russian]

14. Results of sample enquiry of the employment of graduates with secondary vocational and higher professional education [Electronic resource] // Federal state statistics service. - Available at: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_ trudoustr/index.html [in Russian]

к

S

I

ф

ц

ш

о

I

га

н

о

о

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

_0

го S

X ^

о ш

S о

о н

о о

ф

-& ч о

о с

ср

d JS

о

2 I

S _0

ф

го I

о о

С о о

СО ф

S ц го I го -& о С

JS s ^ ф с го

о ф н m

т го

S I

1_

о s

с; о ч о 1- н о 0 1 т

S с;

о ^ к s

S <й н S ш

О Ф н со ГО S

15. Kitaev-Smyk L.A. Prognostic forecasting and individual peculiarities of man in extreme conditions// Veroyatnostnoe prognozirovanie deyatelnosty cheloveka. Ed. by I.V. Feigenberg, G.E. Zhuravlev. - M.: Nauka, 1977. - Pp. 189-225. [in Russian]

16. Kovalev V.I. Specifics of personal organization of lifetime // Gumanisticheskie problemy psikhologicheskoi teorii. - M.: Nauka, 1995. - Pp. 179-185. [in Russian]

17. Kupriyanovsky V.P. Skills in digital economics and challenges of the education system // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. - Vol. 5. - № 1. Pp. 19-25. [in Russian]

18. Levchenko A.V. Time transspective of self actualizing person // Nauchno-teoreticheskii zhurnal «Uchenue zapiski». - 2011. - № 6(76). Pp. 97-101. [in Russian]

19. Leontiev A.N. Activities. Consciousness. Person. - M.: Politizdat, 1977. - 304 p. [in Russian]

20. Lvov L.V. Personal development path in practice focused professional education process // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - № 4. Pp. 118-125. [in Russian]

21. Malinetsky G.G. Report on the RF prospects [Electronic resource] // Site about nanotechnologies #1 in Russia. - Available at: http://www.nanonewsnet.ru/articles/2009/ georgii-malinetskii-doklad-o-perspektivakh-rf [in Russian]

22. On the brink of the psychology of being: Maslow A. Biographical character sketch. [Electronic resource] // M.: Ref-buk. - Kiev: «Vakler». 1977. - Available at: https://studopedia.ru/11_207830_operatori-tsikla.html [in Russian]

23. Ostapenko A.A. Chronotope as a crossing of the future, present and ... «pretending» [Electronic resource] // Kulturno-istoricheskaya psikhologiya. - 2010. - Vol.6. - № 1. Pp. 2-6. Portal of psychological publications: PsyJournals.ru. - Available at: https:// psyjournals.ru/kip/2010/n1/29138_full.shtml [in Russian]

24. Professions on the Russian labor market: analytical report of the Higher School of Economics. Ed. by N.T. Vishnevskaya. - M.: Izd. Dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2017. - 159 p. [in Russian]

25. Ukhtomsky A.A. Intuition of consciousness: Letters. Notebooks. Marginal notes. - SPb.: Peterburgskii pisatel, 1996. - 525 p. [in Russian]

About the author:

Tretyakova Vera Stepanovna, Head, Department of Educational Psychology and Professional Development, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), Doctor of Philology, Academic title of Professor, [email protected]

For citation: Tretyakova V.S. Theoretical and methodological analysis of the problem of professional formation and personal development // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 1. P. 61-70. DOI: 10.7442/20719620-2020-12-1-61-70

CO m о

CD

I—

О m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.