DOI 10.26170/po19-07-19 ГРНТИ 04.41.61; 15.81.21
УДК 37.015:378.14 ББК Ю962.3
Код ВАК 19.00.05; 19.00.07; 22.00.04
Зеер Эвальд Фридрихович,
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620002, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11; e-mail: [email protected]
Сыманюк Эльвира Эвальдовна,
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620000, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected]
Сыманюк Нина Васильевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620000, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected]
Сущенко Анастасия Дмитриевна,
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Научно-исследовательская лаборатория по проблемам университетского развития,Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620000, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected]
Степанова Анастасия Александровна,
ассистент кафедры общей и социальной психологии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620000, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected]
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: молодежь; профессиональное будущее; прогнозирование профессионального будущего; педагогическая психология; психолого-педагогическое прогнозирование; городская среда.
АННОТАЦИЯ. Современные социально-политические н экономические условия создают городскую среду, характеризующуюся высокой профессиональной динамичностью, политической нестабильностью и непредсказуемым будущим. Данный фактор порождает не всегда осознаваемую неуверенность молодежи в желаемом будущем и в неоправданной надежде на случайный возможный успех. При этом желаемое будущее, как правило, связывается с трудовой занятостью, которая обеспечила бы человеку достойную жизнь. Конечно, представление о достойной жизни меняется со временем. Но в самом общем смысле это престижная (элитная) профессия, материальная обеспеченность, чувство собственной значимости и комфорта. Для развития городской среды безусловно важно наличие не только высокой динамики профессиональной деятельности, но и наличие стратегии профессионального развития у молодежи, прогнозируемое профессиональное развитие и прогнозирование профессиональной деятельности. Авторы статьи, анализируя специальную литературу по методологии психолого-педагогического прогнозирования, основываясь на целевой ориентации прогнозирования профессионального становления, выделяют следующие принципы исследования проектирования профессионального будущего человека: логико-эволюционный, системно-динамический, проектный (проектно-ориентированный) и личностный подходы. Авторы статьи рассматривают проблему профессионального становления в ракурсе транспективы. В зависимости от нзмепепня социально-экономических условий профессионального развития, смены ведущей деятельности авторы определяют н характеризуют несколько стадий становления, которые соотносятся с возрастными особенностями человека: стадия аморфной оптации, стадия профессиональной подготовки, стадия профессиональной адаптации, стадия первичной профессионализации, второй уровень профессионализации, акмепрофессионализм.
Zeer Evald Fridrihovich,
Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of Psychology of Education and Professional Development, Russian State Professional and Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Symaniuk Elvira Evaldovna,
Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of General and Social Psychology, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.
Symaniuk Nina Vasil'evna,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Theory, Methodology and Legal Support of State and Municipal Management, Institute of Public Administration and Entrepreneurship, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.
Sushchenko Anastasia Dmitrievna,
Candidate of Sociology, Senior Researcher, Research Laboratory for University Development Issues, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.
Stepanova Anastasia Alexandrovna,
Assistant Professor of the Department of General and Social Psychology, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.
PREDICTING A PROFESSIONAL FUTURE OF YOUTH AS FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE URBAN ENVIRONMENT
KEYWORDS: youth; professional future; forecasting the professional future; pedagogical psychology; psychological and pedagogical forecasting; urban environment.
ABSTRACT: Modern socio-political and economic conditions create an urban environment characterized by high professional dynamism, political instability and unpredictable future. This factor generates uncertainty among young people in the desired future and the hope for a possible random success. At the same time, the desired future is associated with employment, which would provide a person with a decent life. Of course, the idea of a decent life changes with time. But in the most General sense it is a prestigious profession, material security, a sense of self-importance and comfort. For the development of the urban environment is certainly important not only the presence of high dynamics of professional activity, but also the presence of a strategy of professional development of young people, the projected professional development and forecasting of professional activity.
Профессиональное будущее имплицитно подразумевает существование нескольких альтернатив будущего и возможность человека влиять на выбор желаемого будущего, важную роль в котором играет прогнозирование профессионального будущего.
Прогнозирование профессионального будущего — это опережающее отражение перспектив своего развития, психологическая подготовка к новым событиям, процессам жизни человека. Большое значение в опережающем отражении профессионального будущего принадлежит сформированному представлению о мире профессии, знанию своих способностей (аутокомпетентности), возможностей трудоустройства, а также способов построения перспектив своего развития, проектирования карьеры [6].
Целью прогнозирования профессионального будущего является самоопределение личности в постоянно изменяющемся социально-профессиональном обществе, предвосхищение желательных результатов, перспектив развития. В соответствии со своими социально-профессиональными ценностями, психофизиологическими особенностями, а также потребностями экономики.
Прогнозирование структурируется ближайшими и дальними целями. Важное значение придается их согласованию с другими жизненными целями. При проектировании профессионально обусловленных перспектив учитываются также конкретные выбираемые цели: учебные заведения, профессии (специальности), места работы и др. Осуществляется прогнозирование в течение всей профессиональной жизни, при этом постоянно вносятся коррективы в цели и сроки реализации прогноза. Оформляется прогноз в форме личной профессиональной перспективы или индивидуального маршрута (траектории) профессионального развития, которая структурируется в определенных возрастных и временных интервалах.
Психолого-педагогическое сопровождение профессиологического прогноза
включает диагностику социально-экономической ситуаций, опережающее отражение развития рынка труда, изучение спектра образовательных услуг, оценку возможностей получения профессионального образования и трудоустройства, коррекцию профессиональных планов, путей и способов преодоления негативных явлений и процессов профессиональной жизни, толерантность к возможным нарушениям (отклонениям) профессиональног развития.
Основными функциями прогнозирования социально-профессионального будущего являются его опережающее отражение, прогнозирование (планирование), адаптация к знаковым событиям, рефлексия прошлого и настоящего, построения временной транспективы (отображение знаковых событий прошлого, настоящего и прогнозируемого), согласования желаемого и возможного, оценка реальных достижений и мобилизация активности (усилий) по осуществлению своих планов.
Сроки реализации (исполнения) прогнозов определяется периодом упреждения, промежутком времени от настоящего до будущего, на который планируется прогноз. В зависимости от срочности прогноза различают следующие временные формы прогнозов: оперативные — с периодом упреждения до одного месяца; краткосрочный — до одного года; среднесрочный — до пяти лет; долгосрочный — до пятнадцати лет и дальнесрочный — свыше пятнадцати лет [Ошибка! Источник ссылки не айден.]. Для профессионально обусловленных прогнозов наиболее распространенным является краткосрочный прогноз, оптимальным же будет среднесрочный.
Непредвиденные или непреднамеренные последствия прогнозов обусловливают асимметрию профессионального будущего [Ошибка! Источник ссылки не айден.].
Анализ специальной литературы по методологии психолого-педагогического прогнозирования позволяет выделить совокуп-
© Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э., Сыманюк Н. В., Сущенко А. Д., Степанова А. А., 2019
ность подходов и принципов исследования проектирования профессионального будущего человека. Основываясь на целевой ориентации прогнозирования профессионального становления, мы выделили следующие подходы: логико-эволюционный, системно-динамический, проектный (про-ектно-ориентированный) и личностный.
Логико-эволюционный подход предполагает рассмотрение прогнозирования профессионального становления на основе закономерностей этого непрерывного процесса проектирования и саморазвития человека. В основе этого подхода лежит положение о том, что суть психических явлений может быть понята лишь при изучении его происхождения. Следовательно, чтобы составить психологически компетентный прогноз профессионального будущего, нужно проанализировать его прошлое и настоящее, понять логику субъективного отражения человеком своей жизни и на основе обобщения эволюции аксиологической, ценностно-смысловой направленности прогнозировать образы будущего в контексте конкретной социально-экономической ситуации.
Системно-динамический подход основывается на концепции синергетики, ядром которой является положение об ускорении социальных изменений, неустойчивости, неравновесности, разнообразии. Многова-риативность, саморазвитие и самоорганизация процессов становится предметом анализа в постнеклассической психологии. Эволюция линейных динамических систем определяется прошлыми и настоящими событиями, нелинейных систем — направленностью развития в будущее. Объединение прошлого, настоящего и будущего в один системно-динамический процесс позволяет его рассматривать как открытую систему прогнозирования профессиональной жизни человека.
Проектный подход предусматривает реализацию прогнозирования отдельным человеком, организациями, предприятиями и общественными учреждениями. Проектный подход можно рассматривать как совокупность индивидуальных и коллективных проектов. Каждый проект прогнозирования профессионального становления от возникновения замысла до полного его завершения проходит этапы проектирования, выполнения программы, оценки реализованного проекта, определения его коррекции и выдвижения нового варианта профессионального становления.
Личностный подход предполагает признание главной движущей силой прогнозирования саму личность, ее потребность в саморазвитии и самоактуализации своего
профессионально-психологического потенциала. Ориентация на будущее личности означает, что прогнозирование подчинено удовлетворению потребности личности в реализации, выполнении себя в профессиональной деятельности.
Другим теоретическим основанием прогнозирования выступают принципы профессионального развития на всех стадиях (периодах упреждения) транспективы личности: принцип соразвития личности, образования и профессии, принцип взаимодействия индивидуального, личностного и профессионального развития, принцип социально-профессиональной мобильности, принцип альтернативности и поливариантности.
Важное значение в методологии придается объекту и предмету прогнозирования. В качестве объекта нашего анализа выступает профессиональное самоопределение - самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованием профессиональной деятельности и мира труда, а также нахождение личностного смысла в выполняемой деятельности. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей жизни и выступает внутренним механизмом прогнозирования профессионального становления человека.
Предметом прогнозирования выступает проектирование и реализация профессионального становления человека, комплекс его качественно-количественных характеристик, обозначаемых термином транспек-тива - в форме индивидуальных траекторий развития.
Транспектива профессионального становления
Уточнение своего места в мире профессий, выборе конкретной специальности, осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами прогнозирования своего профессионального будущего. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает ею тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности), места работы. То есть, индивидуальные траектории отличаются большой вариативностью и имеют вероятностный характер.
Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и кор-
рекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем определяет логику прогнозирования профессионального становления личности.
В зависимости от изменения социально-экономических условий профессионального развития, смены ведущей деятельности выделяют стадии становления, которые соотносятся с возрастными особенностями человека. Для каждой стадии становления присущи свои особенности профессионального самоопределения и форм профессиональной ориентации.
Началом данного процесса является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжет-но-ролевых игр и учебных предметов (0-12 лет). Это стадия аморфной оптации.
Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональное училище, техникум, вуз). Социальная ситуация характеризуется новой социальной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятельность — профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведения, а в случае поступления на работу сразу после окончания школы ее продолжительность может быть значительно сокращена (до од-ного-двух месяцев).
После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер.
По мере освоения профессии личность все больше погружается в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работника способами. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию новой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностносообразными технология-
ми выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста.
Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации, на котором происходит становление профессионала.
На этой стадии профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления индивидуализируется и зависит от психологических особенностей личности. Но в целом каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности.
И лишь часть работников, обладающих творческими потенциями, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации, переходит на следующую стадию — акмепрофессионализма и становления супер-профессионала.
Мы рассмотрели логику транспективы профессионального становления в рамках одной профессии, однако, по данным Министерства труда Российской Федерации, до 50% работников меняют в течение трудовой жизни профиль своих профессий, то есть последовательность стадий нарушается. В условиях безработицы человек вынужден повторять отдельные стадии вследствие вновь возникающих проблем профессионального самоопределения, профессиональной переподготовки, адаптации к новой профессии и новому профессиональному сообществу.
Это порождает огромное количество альтернативных траекторий профессионального развития, которые одних приводят к самореализации в профессиональной деятельности, других — к постепенному угасанию профессиональных функций, а третьих — к саморазрушению личности.
Вариативность транспектив профессионального становления обусловливает вероятностный характер его прогнозирования.
Психологическая основа прогнозирования выступают механизмы антиципации, то есть способности человека предвидеть будущее, отражение в сознании в схематической форме (представлений) ответа на какую-либо проблему еще до того, как она реально будет решена.
Прогнозирование один из видов познавательной деятельности, основным результатом которой является получение прогноза — обоснованного суждение о возможных состояниях объекта в будущем и об альтернативных путях и сроках его достижения. Существенной характеристикой прогнози-
рования является его цель. Направленность на будущее, опосредованность прошлым, регуляция настоящего — это те характеристики цели, которые обеспечивают достижение желаемого результата.
Исследуя психологические особенности прогностической деятельности Л.А. Регуш подчеркивает единство содержательных, операционных и мотивационных компонентов. Содержательная сторона прогнозирования включает знания о тенденциях развития объекта прогноза в прошлом и знание текущей информации о нем.
В операционный состав прогнозирования входят как необходимые и достаточные следующие умственные действия: установление причинно-следственных связей, реконструкция и преобразование представлений, выдвижение и анализ гипотез, планирование.
Источником мотивации познавательной прогностической деятельности является «потребность выходить за свои пределы», экстраполировать себя в будущее и необходимость использовать знания о будущем для наиболее целесообразной организации своей жизнедеятельности и оптимального преобразующего воздействия на природу и общество. Познавательная прогностическая деятельность сама является источником мотивации [Ошибка! Источник ссылки не найден.].
В основе любого прогнозирования лежит опережающее отражение медленно развивающихся событий профессионального становления человека. Предвидение будущего обеспечивает человеку возможность адаптации к новым социально-профессиональным условиям жизнедеятельности; психологически готовит его к преодолению возможных трудностей.
При анализе событийной структуры профессиональной жизни, психологи обращают внимание на ее субъективный образ, в котором отражены социально и профессионально обусловленные пространственно-временные характеристики. В. И. Ковалев эти особенности обобщил в понятии «индивидуальная временная транспек-тива» [2]. В сознании человека транспекти-ва представлена чувственно-мысленными образами, отражающие значимые моменты жизни — события.
Проектирование индивидуальной тран-спективы опирается на закономерности (логику) профессионального становления отражает событийную структуру жизни человека и обобщается в форме индивидуальных траекторий (маршрутов) становления.
Прогнозирование индивидуальных траекторий профессионального будущего
Традиционно профессиональное становление рассматривается как процесс, имеющий линейный характер. Такое рассмотрение допустимо лишь для эвристических моделей. Реальное протекание профессионального становления отличается неустойчивостью, неупорядоченностью. Не все стадии последовательно сменяют друг друга, отдельные стадии, например, вторичной профессионализации или акмепро-фессионализма, в индивидуальной профессиональной жизни могут вообще отсутствовать. А учитывая процессы самоорганизации и иррациональные тенденции развития, следует допустить наличие множества реальных нелинейных траекторий профессионального становления личности. Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку сознания личности.
Переход от одной стадии к другой выводит сложившуюся систему взаимодействия личности с социально-профессиональной средой из состояния подвижного равновесия. Неравновесность и неустойчивость профессионального становления сопровождаются флуктуациями, личность как бы «колеблется» перед выбором дальнейшего сценария профессиональной жизни. Нарушение равновесия может инициироваться одним из факторов профессионально-образовательного пространства: возрастными изменениями, социально-экономической ситуацией, ростом уровня профессионального образования и квалификации, перестройкой способов выполнения деятельности, а также случайным стечением обстоятельств.
На формирование индивидуальных траекторий профессионального становления решающее значение влияет многообразие видов профессиональных квалификаций, институционально представленных в профессиональных стандартах и логике освоения конкретной специальности (должности). Траектории формируются в системе непрерывного образования в процессе освоения (государственных) образовательных стандартах, обучающих модулей и учебных программ. Смыслообразующим фактором формирования траектории является самостоятельный и осознанный выбор вектора направления развития из возможных альтернативных вариантов. В основе выбора и построения траекторий лежат социально-экономические условия и ситуация на рынке образовательных услуг, потребности экономики региона в кадрах, а также
индивидуальные характеристики оптанта (лат. optatio — желание, выбор) принятие решения о выборе пути (траектории) развития): социально-профессиональная направленность, опыт, уровень образования, индивидуально-психологические способности, здоровье.
Проектирование индивидуальных траекторий обусловливает необходимость самоопределения личности — нахождение личностного смысла в осваиваемых профессионально-образовательных программах и выполняемой профессиональной деятельности. В качестве интегрирующей характеристики мотивов, потребностей, ценностных ориентаций выступает социально-профессиональная идентичность — психологический компонент, определяющий конгруэнтность индивидуальной траектории Я-концепции и учебно-профессиональной деятельности. Изменение, динамика профессиональной идентичности сопровождает формирование индивидуальных траекторий и построение временной транс-пективы — создание желаемого образа профессионального будущего.
Индивидуальные траектории профессионального становления объединяют прошлое, настоящее и будущее личности. Развертывание этих траекторий происходит во времени, а изменение их направления (вектора) развития обусловлено значимыми для личности событиями: внешними — поступление в учебное заведение, его окончание, трудоустройство, смена места жительства и т.п.; внутренними — психологическими кризисами, внутриличностными конфликтами, утратой профессиональной идентичности и др.
На становление временной транспекти-вы влияют точки бифуркаций индивидуальных траекторий, знаковые события, многовариантность и вероятность настоящего и возможного будущего.
В начале данной статьи мы указали, что, анализируя современную ситуацию, мы можем констатировать: профессиональное будущее молодежи чревато непредсказуемостью, неопределенностью и отсутствием перспектив максимально реализовать, выполнить себя в профессиональной жизни, в результате чего возникает асимметрия профессионального будущего, то есть несовпадение желаемого и реального будущего.
Факторов, деформирующих профессиональное будущее, выделяют достаточно много:
— существенно изменилось психологическое время человека, возросли его ритм, скорость. Переживание динамики этого времени порождают психическую напряженность;
— неопределенность профессионального будущего затрудняет его планирование и определение перспектив карьеры. Отсутствие образа будущего затрудняет прогнозирование (планирование) своего профессионального будущего;
— профессиологическая некомпетентность приводят к ошибкам профессионального самоопределения, вследствие неумения принимать решения в ситуациях, характеризующихся амбивалентными потребностями будущего.
В современной городской среде проявлений асимметрии существует достаточное количество:
— в аморфности, неопределенности цели профессионального образования. В настоящее время полученная профессия, специальность не является основой (условием) его трудовой занятости. Нормой становится смена профессии (специальности), что приводит к утрате профессиональной идентичности и обусловливает профессиональную депривацию;
— в противоречиях нравственно-смысловых ориентаций прошлой жизни, настоящего времени и будущего. В общественном сознании молодежи доминирует ориентация на настоящее, сегодняшнее время. Будущее время утратило свою значимость. Преобладают ориентации на краткосрочный успех;
— в ускорении темпов трудовой деятельности прошлого и настоящего времени, обусловленных социально-технологическим прогрессом. В жизни предшествующего поколения эти изменения происходили намного медленнее;
— в изменении (перестройке) структуры занятости работников. В современном постиндустриальном обществе идет сокращение числа людей, занятых производительным трудом в промышленности и сельском хозяйстве. Резко увеличилась доля людей занятых в сфере услуг.
При этом отметим, что асимметрия профессионального развития не является необратимым явлением. Существуют методы корректировки и преодоления данной асимметрии.
Проектирование индивидуальных траекторий — это смыслопорождающая деятельность прогнозирования своего будущего. Выполнение этой деятельности предполагает прогностическую компетентность, которая определяет построение возможных маршрутов достижения будущего.
Последовательность проектной деятельности включает следующие этапы:
— актуализацию потребности в лич-ностно значимом достижении какого-либо результата: социально-профессиональном
признании, квалификации, должности, звания и др.;
— рефлексия ретроспекции профессионально-образовательного прошлого;
— конструирование образа желаемого будущего;
— выработку целей, задач деятельности на разных временных отрезках траекторий;
— осуществление мониторинга реализации индивидуальной образовательной траектории и ее корректировка;
— составление портфолио профессионально-образовательных достижений и верификация прогноза будущего — определение степени его достоверности и обоснованности.
Выводы
1. Проектирование индивидуальных траекторий — это смыслопорождающая деятельность прогнозирования своего будущего. Выполнение этой деятельности предполагает прогностическую компетентность, которая определяет построение возможных маршрутов достижения будущего.
2. Прогнозирование будущего на основе психологики осуществляется в ситуациях, характеризующихся неопределенностью,
этот процесс требует освоения методики разработки социально-профессионального прогноза. Предметом психологики являются субъективные переживания своего бытия, прогнозирование своего будущего на основе рефлексии прошлого и настоящего, проектирование желаемого будущего.
3. Психологика «подсказывает» человеку принятие ошибочного прогноза, искажающего логику будущего. Коррекция деструктивных тенденций формирования образа профессионального будущего возможна в процессе индивидуальных профкон-сультаций.
4. В заключение подчеркнем, что в условиях постоянно меняющейся городской среды формирование профессионального будущего детерминировано закономерностями социально-профессионального развития личности как процесс и результат ее движения к реализации собственной индивидуальности [8]. При этом создание устойчивой городской среды современного полиса требует, в первую очередь от молодежи, умения грамотно выстраивать и прогнозировать свое профессиональное будущее.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Асимметричное профессиональное будущее современной молодежи // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 4. — С. 258-263.
2. Ковалев В. И. Категория времени в психологии (личностный аспект) / Категории материалистической диалектики в психологии. — М. : Наука, 1988. — С. 216-230.
3. Никитина Л. Е., Липский И. А., Майорова-Щеглова С. Н., Наместникова Г. А. Педагогическое прогнозирование / под ред. Л .Е. Никитиной. — М. : МПСИ, 2009. — 288 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бада. — М.: Большая российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
5. Регуш А. А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика. — Киев : Вища шк., 1997. — 88 с.
6. Schmid K. L., Phelps E., Lerner R. M. Constructing positive futures: Modeling the relationship between adolescents' hopeful future expectations and intentional self regulation in predicting positive youth development // Journal of Adolescence. — 2011. — Vol. 34. — Iss. 6, December. — P. 1127-1135.
7. Florencio C. B. S., Da Costa Silva S. S., Ramos M. F. H. Adolescent perceptions of stress and future expectations / / Paideia. 2017. — Vol. 27. — Iss.66, January-April. — P 60-68.
8. Bibri S. E., Krogstie J. Smart sustainable cities of the future: An extensive interdisciplinary literature review // Sustainable Cities and Society. 2017. — Vol. 31. — 1 May. — P. 183-212.
REFERENCES
1. Zeer E. F., Symanyuk E. E. Asimmetrichnoe professional'noe budushchee sovremennoy molodezhi // Ped-agogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2013. — № 4. — S. 258-263.
2. Kovalev V. I. Kategoriya vremeni v psikhologii (lichnostnyy aspekt) / Kategorii materialisticheskoy di-alektiki v psikhologii. — M. : Nauka, 1988. — S. 216-230.
3. Nikitina L. E., Lipskiy I. A., Mayorova-Shcheglova S. N., Namestnikova G. A. Pedagogicheskoe prognozi-rovanie / pod red. L .E. Nikitinoy. — M. : MPSI, 2009. — 288 s.
4. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' / pod red. B. M. Bim-Bada. — M.: Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya, 2002. — 528 s.
5. Regush A. A. Psikhologiya prognozirovaniya: sposobnost', ee razvitie i diagnostika. — Kiev : Vishcha shk., 1997. — 88 s.
6. Schmid K. L., Phelps E., Lerner R. M. Constructing positive futures: Modeling the relationship between adolescents' hopeful future expectations and intentional self regulation in predicting positive youth development // Journal of Adolescence. — 2011. — Vol. 34. — Iss. 6, December. — P. 1127-1135.
7. Florencio C. B. S., Da Costa Silva S. S., Ramos M. F. H. Adolescent perceptions of stress and future expectations / / Paideia. 2017. — Vol. 27. — Iss.66, January-April. — P 60-68.
8. Bibri S. E., Krogstie J. Smart sustainable cities of the future: An extensive interdisciplinary literature review // Sustainable Cities and Society. 2017. — Vol. 31. — 1 May. — P. 183-212.