САВЧЕНКО Евгений Евгеньевич
Красноярский институт железнодорожного транспорта Иркутского государственного университета путей сообщения
660028, РФ, г. Красноярск, ул. Ладо Кецховели, 89 Контактный телефон: (391) 248-08-45 e-mail: [email protected]
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики
Теоретико-методологические положения инфраструктурного развития региона ресурсного типа
Ключевые слова: система; инфраструктура; системообразующая инфраструктура; пространство; трансформация; процесс создания и движения продукта.
В статье определены понятия «региональная экономика» и «системообразующая инфраструктура региона»; обоснована возможность сопоставления содержания этапов создания, развития и трансформации регионального экономического пространства с уровнем индустриализации экономики региона, наличием на каждом уровне собственной ключевой инфраструктуры. Генезис исследований экономического пространства дополнен исследованием ключевых инфраструктур, развитие которых на различных этапах индустриализации определяет успешность функционирования и модернизации экономики; это позволило сформировать комплексный механизм решения крупной научно-экономической задачи - достижения стратегических целей государственных программ социально-экономического развития регионов и страны в целом.
Современные государственные стратегические задачи России концентрируют усилия на обеспечении перехода экономики сибирских регионов от ресурсного к промышленному, или так называемому неоиндустриальному типу развития, что, в свою очередь, актуализирует необходимость разработки и научного обоснования механизма управляемой трансформации социально-экономической системы региона с учетом принципов пространственного размещения производственных комплексов, полноты и целостности формирования экономической и социальной сфер, в том числе на территориях нового освоения, с учетом зависимости от инфраструктурных ограничений.
Пространственно-экономическая трансформация региона ресурсного типа как управляемый процесс призвана способствовать устойчивому социально-экономическому развитию, обеспечить достижение стратегических целей социально-экономического развития регионов и страны в целом, что напрямую связано с повышением уровня развития инфраструктуры, а также совершенствованием характера и усилением ее воздействия на экономику региона и вновь осваиваемых территорий - одного из важнейших направлений в современной региональной экономической науке.
В крупных регионах ресурсного типа особенно важно и целесообразно выделить в качестве стратегического приоритета развития такую инфраструктуру, которая ^ в большей мере влияет: на экономическую эффективность пространственного раз-3 мещения больших промышленных предприятий, осуществляющих добычу и перерань ботку природных ресурсов; на степень законченности их производственно-техноло-о гических циклов; на обеспечение целостности экономического пространства, включая § территории нового освоения; на трансформацию видов экономической деятельности ё в промышленности, т. е. на всё, что в совокупности призвано обеспечить достижение © утвержденных стратегических целей социально-экономического развития.
6 (56) 2014
Для этого требуется теоретически обосновать, а также методологически и методически обеспечить функционирование механизма стратегической трансформации экономического пространства региона ресурсного типа на основе поэтапного опережающего развития такой инфраструктуры, которая способна функционально воздействовать на региональную экономику в качестве системообразующей, позволяющей в полной мере раскрыть потенциал региона ресурсного типа, увеличить масштабы единого технологического и экономического пространства, сформировать новое качество экономической активности региона и перейти на новую, более прогрессивную основную специализацию путем интенсивного использования внутрирегиональных конкурентных преимуществ и за счет вовлечения территорий нового освоения.
Решая научную проблему теоретико-методологического обоснования принципов трансформации экономического пространства региона ресурсного типа на основании общепризнанных классических и современных теоретических взглядов научных школ по экономической теории и региональной экономике, автор дает определение понятия «региональная экономика» как социально-экономической системы региона, состоящей из взаимодействующих инфраструктур, обслуживающих процессы создания и движения «продукта» и, соответственно, «валового национального (регионального) продукта» с целью удовлетворения потребностей общества. Это определение позволило выявить генезис теоретических учений и методологических подходов к экономическим отношениям, сопровождающим процессы создания и движения продукта, с целью удовлетворения «спроса» общества за счет формирования «предложения» от комплекса инфраструктур, на условиях общественного «спроса», заключенных в структуре региональной экономики, а также предложить новый теоретико-методологический подход - «системно-инфраструктурный» - к исследованию и научному обоснованию управленческих решений, направленных на реализацию стратегических задач по качественному изменению экономики региона ресурсного типа и ее переходу на новую, более экономически эффективную специализацию.
Следует пояснить, что под «продуктом» понимаются все производимые товары продовольственного и народнохозяйственного назначения и все виды услуг, которые вкупе, в качестве «предложения», направлены на удовлетворение общественного потребления - «спроса».
Представители экономических школ с разных точек зрения исследуют вопросы обеспечения процессов создания и движения «продукта» (товаров и услуг), начиная со стадии получения от природы физического сырьевого и энергетического ресурса, а также интеллектуального и трудового ресурса человека, и заканчивая стадией потребления людьми готовых продовольственных и промышленных товаров и всех видов услуг.
Выявленный генезис (рис. 1) теоретических и методологических принципов успешного социально-экономического развития государства и его регионов позволяет сформировать долгосрочные стратегические задачи для страны и регионов.
Анализ фундаментальных теоретических воззрений представителей экономических школ [1; 2; 3; 4] - маржиналистов, неоклассиков, кейнсианцев и др. - в рамках осмысления новой социальной действительности и формирования идеологии развития регионов позволил констатировать их теоретическую интерпретацию (однородный фактор развития «движение товаров и услуг»): определение производственной инфраструктуры как сферы специфических услуг по созданию продукта; раскрытие зависимости спроса на деньги от скорости и объемов создания и распределения товаров и услуг; определение соотношения взаимодействия и взаимозаменяемости труда и капитала в целях достижения максимума продукции при наименьших затратах; решение проблем обслуживания капиталом процессов создания и движения «продукта» с целью удовлетворения потребностей общества; определение системы рыночных
МИКРОЭКОНОМИКА
МАКРОЭКОНОМИКА ^ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА^ ОБЩЕЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА^»
До XVII в.-середина XIX в.
Конец Х1Х-начало XX в.
Середина ХХ-конец XX в. 1
Начало XXI в.
—► Развитие вследствие поддержки идей —^ Развитие вследствие критики идей
Рис. 1. Генезис теоретических учений и методологических подходов к экономическим отношениям, сопровождающим процесс создания и движения «продукта» с целью удовлетворения потребностей общества
экономических отношений, возникших в ходе создания и движения (распределения) национального продукта.
По мнению автора, совокупность классических, современных и перспективных теоретических воззрений определяет аспекты обеспечения устойчивого развития региональной и национальной экономики и ее инфраструктуры.
Существует мнение, что общество и экономика делятся на две составляющие -структура и инфраструктура. Соответственно, к структуре экономики можно отнести законы, границы, нормы, правила, стратегии, программы развития, бюджеты, к инфраструктуре - все виды общественной и хозяйственной деятельности, так как они служат удовлетворению потребностей общества посредством обеспечения процесса создания и движения «продукта» в соответствии с правилами структуры. Именно от степени развитости и сбалансированности отдельных инфраструктур зависит уровень цивилизованности и устойчивости структуры общества.
Наличие системной сущности «региона» формализует его определение как системы, состоящей из множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность под воздействием системообразующего фактора. Развитие региона, обеспечение его целостности, формирование отраслевой структуры, взаимодействие с внешней средой также определяются наличием системообразующего фактора, т. е. ключевой инфраструктуры, способной активизировать все остальные инфраструктуры и обеспечивать устойчивое экономическое развитие.
На базе отечественных и зарубежных теоретических и методологических исследований [5; 6; 7; 8; 9; 10] представляется возможным отдельные виды экономической деятельности рассматривать в качестве одноименных инфраструктур, которые, взаимодействуя и поддерживая работоспособность друг друга, обеспечивают движение товара от стадии сырья до стадии доставки готового продовольственного либо промышленного продукта потребителю, определяют экономику как процесс превращения природных ресурсов в продукт потребления. При этом энергетическая инфраструктура обслуживает добывающую, производственную, транспортную, социальную и другие инфраструктуры; в свою очередь, транспортная инфраструктура обслуживает производственную, социальную, добывающую, энергетическую и др.; социальная в разной степени влияет на все инфраструктуры; и т. д. Иными словами, все инфраструктуры взаимодействуют со всеми.
Процесс создания и движения «продукта» может протекать как эволюция - постепенное (поступательное) изменение качества экономического пространства или революция - интенсивное (стремительное) изменение качества экономического пространства (качественный сдвиг).
Рассмотрение экономики как системы взаимодействующих инфраструктур, развитие которых связано с ключевой инфраструктурой, отличающейся наибольшей вовлеченностью в экономику (в зависимости от специализации региона) и, соответственно, способной в качестве основного элемента механизма, взаимодействующего со всеми инфраструктурами, напрямую влиять на уровень трансформации и дальнейшее устойчивое развитие экономического пространства вплоть до стадии новой трансформации, позволило определить инфраструктурный механизм обеспечения технико-технологических и социальных условий и возможностей с целью достижения нового качества экономики, обеспечивающего переход на новую региональную специализацию за счет модернизации и диверсификации экономического пространства развиваемых территорий, а также освоения новых территорий на основе инновационного подхода.
Основываясь на отечественных научных исследованиях в сфере экономики и управления региональным развитием [11; 12; 13; 14], автор предлагает дополнить генезис исследований экономического пространства (развития регионов), учитывающий теории макро- и микроэкономики и концепции национального и регионального развития,
выявленный и теоретически развитый П. Минакиром, ключевыми инфраструктурами, развитие которых на различных этапах индустриализации определяет степень успешности функционирования и модернизации экономики. Это позволило объединить общетеоретические экономические воззрения и выкладки региональной науки в некий научный потенциал для исследования теории инфраструктурного экономического развития с применением системно-инфраструктурного подхода.
По мнению автора, предложенные Минакиром этапы пространственных исследований экономики обусловлены уровнем индустриального развития отдельных национальных экономик, причем во многом соответствуют развитию научной экономической мысли в этих странах:
первый этап ассоциируется с доиндустриальным обществом и классической микроэкономической теорией;
второй этап - с индустриальным обществом и макроэкономическими научными теориями;
третий этап - с постиндустриальным развитием экономики и глобальными мир-системными теориями.
В результате рассмотрения теоретических аспектов, построенных с учетом этапов «развития» и «трансформации» экономического пространства, когда ключевую системообразующую функцию в развитии экономической системы региона выполняет инфраструктура как вид экономической деятельности в соответствии с уровнем индустриализации регионального хозяйства, раскрывается теоретическая зависимость уровня индустриального развития территории от соответствующего вида инфраструктуры, занимающего главенствующее положение: доиндустриальный - транспортная инфраструктура; индустриальный - промышленность и производственная инфраструктура; постиндустриальный - финансовая, инновационная, информационная, экологическая инфраструктуры.
В рамках проведенного автором исследования системообразующая инфраструктура региона ресурсного типа определена как инфраструктура, доминирующая по экономическим и социально значимым позициям развития региона, определяющая основные параметры реализации экономического и человеческого потенциала и конкурентные преимущества, способствующая снижению производственно-экономических рисков, определяющая направления, этапы и интенсивность пространственно-экономической трансформации региона в процессе решения стратегических задач и достижения цели - перехода экономики региона от ресурсного к индустриальному типу развития на основе инновационных принципов.
На этапе преобразования (трансформации) региона пространственно-экономическая трансформация определена как изменение содержания и формы территориального размещения производственных мощностей и производительных сил, как способ повышения качества регионального экономического пространства и эффективности использования конкурентных преимуществ, а также обеспечения структурных сдвигов региональной промышленности от ресурсного к индустриальном типу развития.
Рассмотрим основные характеристики возможного механизма стратегического инфраструктурного преобразования регионального хозяйства Сибирского федерального округа (СФО): модернизация системообразующей инфраструктуры, ее поэтапное опережающее развитие; интенсивное согласованное развитие промышленности, энергетики, социальной сферы и потребительского рынка.
Методологический подход пространственно-экономической трансформации (ПЭТ) региона ресурсного типа на основе опережающего развития системообразующей инфраструктуры (СОИ) включает в себя следующие разделы [15]:
1) анализ и оценка уровня развития территории с целью межрегиональной дифференциации и определения базовых критериев сравнения;
Рис. 2. Комплексный механизм решения научно-экономической задачи достижения стратегических целей в соответствии с принятыми государственными стратегическими программами социально-экономического развития региона и страны в целом
2) методика определения системообразующей инфраструктуры региона, а также методика формирования критериальной оценки влияния степени ее развития на процесс достижения целей региона в соответствии с такими стратегическими документами, как Концепция социально-экономического развития РФ до 2020 г., Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г., Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., а также стратегии субъектов Федерации и документы по отдельным видам деятельности;
3) апробация системно-инфраструктурного подхода к анализу и долгосрочному прогнозированию пространственно-экономической трансформации региона на основе
методики расчета прогнозных значений развития системообразующей инфраструктуры и ключевых инфраструктурных и макроэкономических показателей по Сибири и Российской Федерации на долгосрочный период, что предполагает:
а) экспертный алгоритм наращивания темпов развития системообразующей инфраструктуры СФО, заложенный государственными стратегиями развития отдельных видов экономической деятельности региона (Стратегия развития транспорта РФ до 2030 г., Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г., стратегии промышленных, рекреационных, энергетических, финансовых и прочих видов деятельности), до 7-10% величины, принятой в общемировой практике в период промышленного роста, на уровне обозначенных в стратегиях РФ;
б) устранение фактического инфраструктурного ограничения (загруженность СОИ СФО в среднем составляет до 110%) при увеличении на период до 2035 г. темпов развития системообразующей инфраструктуры на 0,5% по сравнению с принятыми государственными программами, что исключит существующее влияние инфраструктурных ограничений пропуска грузовой базы в прогнозируемом периоде на начало пика промышленного производства в регионе;
в) статистико-алгоритмическую модель соотношения хронологических показателей развития системообразующей инфраструктуры и отдельных видов экономической деятельности региона.
Разработанная методология пространственно-экономической трансформации основана на теоретических положениях исследования экономики региона ресурсного типа и его экономического пространства, включающих системно-инфраструктурный подход, позволивший синтезировать фундаментальные постулаты пространственной экономики, системную методологию и инфраструктурные концепции регионального развития. Это дало возможность установить содержательное соответствие этапов создания, развития и трансформации регионального экономического пространства уровню индустриализации экономики региона, наличию для каждого из уровней собственной ключевой инфраструктуры. В результате был сформирован комплексный механизм (рис. 2), обеспечивающий решение такой крупной научно-экономической задачи, как достижение стратегических целей в соответствии с принятыми государственными стратегическими программами социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.
Источники
1. Браунинг П. Современные экономические теории - буржуазные концепции: пер. с англ. М. : Экономика, 1987.
2. Валлерстайн И. Исторический капитализм. М. : КМК, 2008.
3. Макконнелл К. Р., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2 т.: пер. с англ. 11-е изд. М. : Республика, 1993. Т. 2.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: в 3 т. М. : Изд-во полит. литературы, 1983.
5. Анимица Е. Г., Шарыгин М. Д. Пространственно-временная парадигма в географии // Географический вестник. 2005. № 1-2.
6. Глазьев С. Ю. Конкурентные преимущества национальной культуры хозяйствования: возможности и проблемы реализации. М. : Экономика, 2007.
7. Гранберг А. Г. Движение регионов России к инновационной экономике. М. : Наука, 2006.
8. Дворядкина Е. Б., Сапожникова Е. Э. Рыночная инфраструктура региона: эволюционный подход к исследованию. Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ 2010.
9. Маслаков В. В., Зубков К. И., Пленкин В. Ю. Модель региона-квазикорпорации // Регион: экономика и социология. 2000. № 2.
10. Насретдинов И. Т. Повышение конкурентоспособности региональной системы потребительской кооперации на основе пространственно-экономической трансформации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2010.
11. Анимица Е. Г., Иваницкий В. П., Пешина Э. В. В поисках новой парадигмы регионального развития. Екатеринбург : УрО РАН, 2005.
12. Минакир П. А, Демьяненко А. Н. Эволюция подходов и методов в пространственной экономике // Пространственная экономика. 2010. № 2.
13. Никольский А. Ф. Теория устойчивого развития и вопросы глобальной и национальной безопасности. Иркутск : Сибирская книга, 2012.
14. Рогов В. Ю. Становление геоэкономической стратегии управления национальным хозяйства. Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2001.
15. Савченко Е. Е. Пространственно-экономическая трансформация региона ресурсного типа: системно-инфраструктурный подход // Известия ИГЭА. 2014. № 2.
6 (56) 2014 ■¡тшв&ЭУЕ
69