УДК 332.1 Е. Е. САВЧЕНКО
кандидат экономических наук, доцент, Красноярский институт железнодорожного транспорта Иркутского государственного университета путей сообщения
ПРОСТРАНСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНА РЕСУРСНОГО ТИПА: СИСТЕМНО-ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД
В статье рассматривается экономика региона как совокупность взаимодействующих инфраструктур с позиций теории управления экономическими системами. Это позволило сформулировать и применить системно-инфраструктурный подход к исследованию пространственно-экономической трансформации региона ресурсного типа. Доказана прямая зависимость развития экономики от системообразующей инфраструктуры. Выделены основные позиции научного исследования пространственно-экономической трансформации региона ресурсного типа на основе системно-инфраструктурного подхода. Обоснована методология, позволяющая провести функциональную классификацию видов инфраструктур; определить системообразующую инфраструктуру в регионе; выявить пропорционально-функциональную вовлеченность видов региональной инфраструктуры в экономику региона. Приведенные прогнозные расчеты отражают развитие железнодорожной инфраструктуры как системообразующей инфраструктуры Сибирского федерального округа и ее влияние на изменение специализации округа с ресурсной на промышленную.
Ключевые слова: регион; межрегиональная дифференциация; инфраструктурное развитие; системно-инфраструктурный подход; системообразующая инфраструктура; территории нового освоения; модернизация; индустриализация; опережающее развитие; Сибирский федеральный округ.
E. E. SAVCHENKO
PhD in Economics, Associate Professor, Krasnoyarsk Railway Institute of Irkutsk State University of Railway Transport
SPATIAL AND ECONOMIC TRANSFORMATION OF THE REGION OF THE RESOURCE TYPE: A SYSTEM AND INFRASTRUCTURAL APPROACH
The article condiders the region's economy as a set of interacting infrastructures from the point of view of the economic systems management theory that enables to formulate and apply the system and infrastructural approach to studying the spatial and economic transformation of the region of the resource type. It is proved that economic development is determined by the system forming infrastructure. The author defines basic positions of the scientific research of spatial and economic transformation of the region of the resource type on the basis of the system and infrastructural approach. The methodology intended for functional classification of infrastructure; determination of the system forming infrastructure in the region; identification of functional involvement of types of regional infrastructure in the region's economy. The projected calculations reflect the development level of railway infrastructure as the system forming infrastructure of the Siberian Federal District and its impact on the shift from specialization on resources to industry development.
Keywords: region; interregional differentiation; infrastructure development; system and infrastructural approach; system forming infrastructure; areas of new development; modernization; industrialization; advanced development; Siberian Federal District.
Успешное исследование любой социаль- водиться на единой методологической базе
но-экономической системы и протекающих [16; 17; 19; 20], поэтому мы считаем необ-
в ней процессов зависит от правильного ходимым соблюдение основных принципов
выбора метода. Как отмечается учеными, системного анализа и его основы — систем-
процесс исследования систем должен про- ного подхода.
© Е. Е. Савченко, 2014
Наличие системной сущности хозяйственной единицы «регион» позволяет определять его как систему, состоящую из множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность под воздействием системообразующего фактора. Развитие региона, обеспечение его целостности, формирование отраслевой структуры, взаимодействие с внешней средой также обусловлено наличием системообразующего фактора, которым, на наш взгляд, является ключевая инфраструктура, способная активизировать все остальные инфраструктуры и обеспечивать возможность устойчивого экономического и, следовательно, социального развития.
Учитывая отечественные и зарубежные теоретические и методологические исследования [2; 3; 5-8; 11-13; 15; 17], автор предлагает рассматривать экономику региона как систему взаимодействующих инфраструктур. В качестве примера определен регион ресурсного типа — Сибирский федеральный округ (СФО), в рамках которого можно сформировать инфраструктурный состав по субъектам федерации. Экономики субъектов РФ в составе СФО в подавляющем большинстве являются экономиками ресурсного типа, в них преобладают виды экономической деятельности, направленные на добычу, первичную переработку и транспортировку полезных ископаемых и других природных ресурсов за пределы региона.
Выделим следующие инфраструктуры макрорегиона:
- инфраструктуры добывающей промышленности: нефтедобывающая, газодобывающая, горнорудная, угольная, редкоземельная, строительно-сырьевая, лесозаготавливающая;
- энергетические инфраструктуры: гидроэнергетическая (ГЭС, МГЭС), атомно-энергетическая (АЭС), теплоэнергетическая (ТЭЦ), автозаправочная (АЗС), мобильно-энергетическая, альтернативно-энергетическая;
- производственные инфраструктуры: машиностроительная, лесоперерабатывающая, химическая, промышленно-медицинская, нефтехимическая, металлургическая, строительная, автомобилестроительная, судостроительная, авиастроительная, агропромышленная, сельскохозяйственная;
- социальные инфраструктуры: здравоохранительная, общеобразовательная, спор-
тивная, молодежная, культурная, конфессиональная, городская (жилищно-коммунальная), силовая (ведомственная), туристско-рекреационная, правовая (общественная);
- инфраструктуры связи: почтовая, сотовая, радиотелефонная, общеинформационная (СМИ, интернет, радио, телевидение);
- инновационные инфраструктуры: академическая (РАН), научно-исследовательская (НИИ), высшего профессионального образования (вузы), среднего профессионального образования, высшего образования (ССУЗы), консалтинговая, техно-парковая, инжиниринговая;
- финансовые инфраструктуры: бюджетная (казначейская, пенсионная, налоговая), банковская, страховая, фондовая (венчуры, ПИФы, НПФ), биржевая финансовая, таможенная;
- рыночные инфраструктуры: рознич-
но-торговая, оптово-торговая, товарно-биржевая, общественного питания;
- транспортные инфраструктуры: автомобильная, железнодорожная, магистральная трубопроводная, морская, речная (внутренняя водная), авиационная, космическая, телекоммуникационная (включая линии электропередач — ЛЭП).
Доминирование экспортно-сырьевой специализации в экономике региона ресурсного типа отражается на потенциале смежных видов деятельности, что проявляется в ограничении развития социальной сферы, низкой диверсификации производственных сфер деятельности. Зависимость экономики региона от конъюнктуры внешних сырьевых рынков ограничивает темпы экономического роста региона в целом.
Раскрывая аспекты пространственно-экономической трансформации (ПЭТ) в рамках системно-инфраструктурного подхода, необходимо опираться на общепринятые определения пространственно-экономической трансформации. Так, И. Т. Насретдинов определяет ее как объективный процесс, включающий в себя реструктуризацию и интеграцию предприятий. Он предлагает определение комплексной поддержки процесса пространственно-экономической трансформации как целенаправленной деятельности заинтересованных участников процесса трансформации в целях создания и обеспечения нормативных, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности, направленных на Известия ИГЭА. 2014. № 2 (94)
экономическое оздоровление, становление, развитие и самореализацию конкурентного потенциала предприятий [9].
В соответствии с определением С. А. Су-спицына, под пространственными трансформациями экономики понимается процесс изменения долговременно устойчивых
показателей развития многорегиональной экономической системы России, очищенной от национальных трендов. Трансформация экономического пространства Российской Федерации рассматривается в рамках нормативного подхода как движение к заданной территориальной структуре экономики, а также в позитивистских традициях [18].
Исследование сущности пространственно-экономической трансформации региона ресурсного типа позволяет выявить основные научные проблемы, возникающие при переходе регионального хозяйства на новый функциональный уровень, в связи с чем возникают потребности теоретического осмысления и разработки их возможных научно обоснованных решений.
К основным научным проблемам пространственно-экономической трансформации для регионов ресурсного типа можно отнести следующие: обеспечение устойчивого развития, устранение высокой межрегиональной дифференциации, формирование и реализация стратегии региона, а также самую сложную из проблем — теоретическое обоснование, методологическую разработку и методическое раскрытие механизма, обеспечивающего наиболее эффективный переход экономики региона на новый уровень развития с учетом территориальной специфики и общегосударственных стратегических установок.
Переход от локального экономически неравномерного развития отдельных территорий региона к устойчивому пространственному развитию, повышению инвестиционной привлекательности и росту экономической активности способствует структурному сдвигу экономики территорий, обеспечивает основу развития человеческого капитала, повышает эффективность использования конкурентных преимуществ. Достижение этого возможно за счет координации экономики субъектов РФ в составе исследуемого региона по оси системообразующей инфраструктуры.
С позиций географической науки, пространство (географическое) приобретает
временное изменение только тогда, когда оно превращается в поле взаимодействия различных движущих сил [2]. В этой связи преодоление высокой межрегиональной дифференциации по социально-экономическому развитию зависит от интенсивности изменения качества экономики регионального пространства, формируемого уровнем развития транспортной, производственной, энергетической, финансовой, рекреационной, социальной и других сфер жизнедеятельности региона, которые требуют концентрации стратегических усилий для обеспечения устойчивого развития на субрегиональном уровне на основе опережающего развития ключевой инфраструктуры, приобретающей системообразующую функцию.
Представим отдельные виды экономической деятельности в виде одноименных инфраструктур, которые, взаимодействуя между собой и обслуживая работоспособность друг друга, обеспечивают движение товара от стадии сырья до стадии доставки готового продовольственного либо промышленного продукта к потребителю, определяют понятие экономики как процесса превращения природных ресурсов в продукт потребления. В процессе этого движения энергетическая инфраструктура обслуживает добывающую, производственную, транспортную, социальную и другие инфраструктуры; в свою очередь транспортная обслуживает производственную, социальную, добывающую, энергетическую и другие; социальная в разной степени влияет на все инфраструктуры и так далее. Все инфраструктуры взаимодействуют друг с другом.
В соответствии с инфраструктурным делением экономики региона автором сформулирован системно-инфраструктурный подход к исследованию пространственно-экономической трансформации региона ресурсного типа, предполагающий рассмотрение экономики как системы взаимодействующих инфраструктур, развитие которых в различной степени связано с ключевой инфраструктурой, имеющей наибольшую вовлеченность в экономику в зависимости от специализации региона, способной в качестве основного элемента механизма во взаимодействии со всеми инфраструктурами прямым образом влиять на пространственную трансформацию и экономическое развитие, обеспечивать
технологические инфраструктурные возможности и условия для перехода на новую региональную специализацию с учетом освоения новых территорий и модернизации экономики на инновационных принципах. Тем более, что государственная власть в настоящее время делает ставку на СФО как на регион новой индустриализации и опережающего развития.
Методика определения степени влияния инфраструктурного развития на пространственно-экономическую трансформацию региона ресурсного типа опирается на методы выявления пропорционально-функциональной вовлеченности всех видов региональной инфраструктуры в обеспечение процесса пространственной трансформации и экономической реструктуризации, а также общего инфраструктурного взаимодействия.
Выделим этапы определения влияния инфраструктурного развития на пространственно-экономическую трансформацию региона ресурсного типа.
Во-первых, сравнение пропорционально-долевого участия инфраструктур в формировании и распределении валового регионального продукта (ВРП) за прошедший период.
Во-вторых, определение «инфраструктурных предпочтений» производящих видов деятельности в части распределяющих инфраструктур, согласно их функций, в разрезе отдельных территорий, с последующим обобщением долей в целом по региону.
В-третьих, определение функционально и технологически приемлемых инфраструктурных решений на территориях нового освоения в соответствии с их инвестиционными проектами, с обобщением всех полученных весовых характеристик на уровне региона в разрезе инфраструктур, с целью выявления ключевой инфраструктуры, имеющей наибольшую вовлеченность в производственно-технологические циклы экономики региона ресурсного типа, с учетом его стратегических задач.
В процессе пространственно-экономической трансформации целесообразно применять классификацию инфраструктуры по признаку функционального воздействия на экономику региона, учитывающему внутреннюю и внешнюю среду региона, а также его центральный инфраструктурный элемент:
- системообразующая инфраструктура (создающая новый образ региона) является наиболее активной и функциональной
инфраструктурой на этапах социально-экономического и пространственного преобразования (трансформации) территории региона от прежнего к будущему типу развития (в СФО — транспортная инфраструктура: региональный, межрегиональный и транзитный железнодорожный транспорт);
- интеграционная инфраструктура определяет взаимодействие внутренней среды региона с процессами в соседних и в удаленных территориальных системах (в СФО — рыночная и финансовая инфраструктуры, связь, а также транспортная: межрегиональный грузовой и пассажирский транспорт);
- локальная инфраструктура обеспечивает внутренние производственные процессы в регионе и их экономическую эффективность (в СФО — добывающая, производственная, энергетическая, инновационная, социальная, финансовая (региональный сегмент), рыночная инфраструктуры и связь, а также транспортная: внутрирегиональный грузовой и пассажирский железнодорожный, автомобильный, трамвайный, троллейбусный, речной, авиационный, трубопроводный транспорт).
Системообразующая инфраструктура (СОИ) региона ресурсного типа определена нами как инфраструктура, доминирующая по экономическим и социально значимым позициям развития региона и обеспечивающая взаимодействие локальной и интеграционной инфраструктур. Она определяет основные параметры реализации экономического и человеческого потенциалов и конкурентных преимуществ, способствует снижению производственно-экономических рисков, влияет на направления, этапы и интенсивность пространственно-экономической трансформации региона в ходе решения стратегических задач и достижения главной экономической цели, для СФО — переход экономики региона от ресурсного к индустриальному типу развития.
Определение стратегического направления социально-экономического развития региона ресурсного типа в целях выравнивания социально-экономического уровня, устранения межсубъектной и межрегиональной качественных диспропорций обеспечения общего устойчивого развития и уверенного экономического роста требует формулирования принципов пространственно-экономической трансформации региона.
Под устойчивым развитием понимается развитие, при котором обеспечивается расширенное воспроизводство и качественное совершенствование всех трех составляющих общественной системы — человеческого, экономического, природного капитала [10]. Ранее сложившиеся принципы базируются на следующих концепциях:
- концепция размещения производительных сил и пространственной организации экономики территории на основе межстранового разделения труда, с учетом географических и этноконфессиональных особенностей и использования способности капитала и трудовых ресурсов к свободному межотраслевому перемещению;
- социоприродная концепция, предполагающая экономическое вовлечение природных ресурсов территорий при локализации развития в зонах добычи природных ресурсов и перспективного недропользования, концентрируя экономические ресурсы территории для достижения регионального «эффекта масштаба» за счет промышленных и городских агломераций;
- концепция развития факторов производства, основанных на новых технологиях, инновациях, стимулировании развития «точек роста» отдельных регионов и перспективных отраслей, что в современных условиях также сопряжено с «глобализацией».
Специфика регионов Сибири делает приемлемым комбинированный принцип пространственно-экономической трансформации в направлении стратегии нового промышленного освоения на инновационных принципах, обозначенных приоритетными на уровне государства.
В настоящее время, на наш взгляд, возможно применение следующих основных механизмов стратегического структурного преобразования регионального хозяйства СФО:
- постепенное наращивание объемов промышленного производства в условиях дефицита инвестиций и усиления международной конкуренции;
- финансирование точек экономического роста и социальных программ развития региона;
- активизация системообразующей инфраструктуры, ее поэтапное опережающее развитие и интенсивное согласованное разви-
тие промышленности, энергетики, социальной сферы и потребительского рынка на уровне инфраструктурного развития субъектов РФ в составе СФО с применением передовых технологий, привлечением высококвалифицированных миграционных трудовых ресурсов и обеспечением финансирования на основе государственно-частного партнерства (участие в инвестиционных проектах государства, населения, региональных частных и общественных организаций, инвестиционных фондов и зарубежных инвесторов).
Таким образом, автор согласен с утверждением, что «условием развития вовлекаемой территории должно являться повышение интенсивности хозяйственных связей» [1].
Приоритетным, на наш взгляд, должен стать третий механизм пространственно-экономической трансформации на основе развития системообразующей инфраструктуры, способствующей формированию экономически активного региона (территории опережающего роста), реализации «фактора инфраструктурного комплекса межрегионального значения» [14].
В этой связи сформулируем методические принципы построения критериальных оценок, соответствующих характеристикам системообразующей инфраструктуры региона:
- принцип «экономической эффективности» предполагает широкий спектр построения оценок в зависимости от наиболее значимых видов инфраструктурной деятельности (по доли функционального участия) и от количественного развития инфраструктуры, влияющей на экономические макропоказатели региона в разрезе инфраструктур по видам экономической деятельности;
- принцип «социально-экономической значимости» предполагает построение оценок, определяющих значимость инфраструктурной деятельности (по доли функционального участия) и влияющих на изменение качественных показателей развития экономики региона, ориентированных как на экономическую эффективность, так и на показатели уровня потребления в регионе;
- принцип «соответствия стратегическим ориентирам» предполагает выделение видов региональных инфраструктур по функциональным характеристикам и их ранжированию, соответствующим требованиям государственных программ развития федерального и ре-
гионального уровня, выступающих в качестве целевых ориентиров развития региона;
- принцип «чувствительности» предполагает построение оценок на основе корреляционно-регрессионного анализа взаимосвязи показателей количественного развития предприятий инфраструктурной деятельности региона (количества занятого населения в инфраструктурной деятельности, величины инвестиционных ресурсов, направляемых на инфраструктурную деятельность) и величины ВРП. Оценка формируется для различных видов инфраструктур, имеющих наибольшую долю функционального участия в экономике региона;
- принцип «адаптивности», учитывающий способность системы приспосабливаться к различным условиям окружающей среды, предполагает построение методики, на базе
которой возможно анализировать и формировать оценку функциональной согласованности отдельного вида инфраструктуры с комплексом инфраструктур региона, определяющих темпы производства валового регионального продукта, а также оценивать возможности функциональной интеграции и кооперирования, выявлять зависимости между развитием инфраструктур региона. Экспертная оценка наличия инфраструктурных ограничений осуществляется на основе сформированных ключевых гетерогенных факторов региона. Гетерогенные факторы консолидируют условия формирования определенного вида системообразующей инфраструктуры региона, способной изменять условия экономической деятельности, вовлекая внешние ресурсы и усиливая потенциал внутренних конкурентных преимуществ территории (рис. 1);
о
а
о
I-
*
ГО
ъ
ГО
*
X
н
и
г
а
ф
н
*
ГО
а
го
X
Наличие определенного вида «конкурентных преимуществ региона», использование которых возможно путем развития определенной формы инфраструктуры, обеспечивающей эффективное вовлечение «преимуществ» в производственную и непроизводственную сферу деятельности региона
Наличие существенных ограничений на использование и развитие отдельных видов инфраструктуры
Особенности географического расположения регионов определяют:
— вынужденную потребность или отсутствие таковой в перемещении на значительные расстояния товаров и услуг до рынков потребления или производства;
— естественное участие в транзитном перемещении товаров и услуг
Глобализация мировой экономики обусловливает рост обращения сырья, готовых товаров, сферы услуг финансового, информационного, туристического секторов
Консолидация конкурентных преимуществ региона и опережающее развитие отдельного вида инфраструктуры формирует потенциал экономического развития территории, определяя специализацию региона по приоритетному развитию отдельных отраслей, трансформируя стратегические цели экономического развития Приоритетное развитие определенной формы инфраструктуры, обусловливающее специфику технологического и экономического влияния на производственные системы региона Существенная доля расходов по перемещению на значительные расстояния товаров и услуг ограничивает транспортоемкие виды хозяйственной деятельности в регионе и формы инфраструктурного обеспечения. Возможность транзитного участия в перемещении товаров и услуг увеличивает потребность в соответствующей форме инфраструктурного обеспечения, создавая предпосылки ее опережающего развития Возможность использовать увеличение потенциала внутренних и внешних факторов экономической деятельности, консолидируя хозяйствующие объекты для реализации их индивидуальных конкурентных преимуществ, активизирует внешнеторговый товарооборот материальной и нематериальной сфер, объективно усиливая потребность в транспортных, коммуникационных видах инфраструктуры
Факторное влияние на выявление вида инфраструктуры как системообразующей
Рис. 1. Структурно-функциональная схема влияния ключевых гетерогенных факторов на экономическое развитие региона
- принцип «идентификации и сопоставимости» предполагает формирование критериальных оценок: экономической эффективности, социально-экономической значимости, соответствия стратегическим ориентирам, чувствительности, адаптивности на основе сравнения результирующих показателей деятельности различных инфраструктур по видам экономической деятельности. Данный принцип предполагает соответствие базовых вычисляемых показателей отечественным и зарубежным индикаторам и методикам сравнения деятельности инфраструктур;
- принцип «комплексности показателей»
предполагает формирование критериальных оценок: экономической эффективности,
социальной значимости, соответствия стратегическим ориентирам, чувствительности, адаптивности, которые обеспечивают типизацию формируемых функций инфраструктуры для каждого субъекта РФ в составе региона ресурсного типа и формирование на базе всех критериальных оценок комплексной оценки влияния системообразующей инфраструктуры на пространственно-экономическую трансформацию рассматриваемого региона (СФО).
На основе принципа «чувствительности», а также использования гипотезы о корреляции стоимостных показателей валового внутреннего продукта с объемом перевозок грузов
на всех видах магистрального транспорта Г. А. Гольца [4] определим вид инфраструктуры, в наибольшей степени влияющий на рост ВРП СФО по исходным данным табл. 1.
Исходя из представления пространственно-экономической трансформации региона как изменения содержания и формы территориального размещения производственных мощностей и производительных сил, улучшения качества регионального экономического пространства, повышения эффективности использования конкурентных преимуществ, а также обеспечения структурных сдвигов региональной промышленности от ресурсного к индустриальному типу развития, автор разработал методологические основы пространственно-экономической трансформации региона ресурсного типа на основе системно-инфраструктурного подхода (рис. 2).
Ключевые этапы реализации методологии инфраструктурного развития экономики и их содержание представлены:
- анализом и оценка состояния уровня экономического развития территории с целью определения межрегиональной дифференциации и базовых критериев для сравнения;
- определением стратегического направления пространственно-экономической трансформации территории на основе теории и концепций размещения производительных сил
Таблица 1
Исходные данные для расчета коэффициента корреляции динамики количественного развития предприятий, относящихся к инфраструктурной сфере деятельности Сибирского федерального округа и ВРП региона в 2002—2010 гг.
Сфера деятельности 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Коэф- фициент корреляции
Гостиницы и рестораны 2 930 3 267 3 307 6 904 7 502 7 987 8 319 8 977 8 187 0,899 9
Транспорт и связь 14 139 15 814 17 697 21 487 22 500 24 806 27 770 29 819 31 549 0,987 8
Финансовая деятельность 6 957 7 382 7 881 11 450 11 460 11 932 11 452 11 734 11 007 0,799 8
Операции с недвижимостью 4 390 6 424 8 188 61 581 65 562 73 553 81 880 87 685 90 633 0,930 8
Государственные органы управления и обеспечения военной безопасности; социальное обеспечение 12 584 13 176 13 311 14 724 15 384 15 527 15 648 15 404 14 907 0,833 4
Образование 22 122 22 973 23 847 25 424 25 346 25 302 24 841 24 486 24 033 0,547 6
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 11 455 12 524 13 678 9 617 9 521 10 149 10 284 10 629 10 417 -0,539 2
Предоставление коммунальных услуг 6 818 7 868 8 961 37 735 37 486 36 387 35 617 34 704 32 641 0,759 9
Валовой региональный продукт, млрд р. 991 1209 1 631 1 951 2 442 2 990 3 442 3 391 4 093 —
Составлено по данным официального сайта
Федеральной службы статистики РФ.
и пространственной организации экономики территории;
- разработкой и реализацией методики определения системообразующей инфраструктуры региона на основе выявления пропорционально-функциональной вовлеченности всех видов региональной инфраструктуры в обеспечение процесса пространственной трансформации и экономического развития, а также методики формирования критериальной оценки влияния степени ее развития на процесс достижения целей региона в соответствии со стратегическими документами развития;
- обоснованием механизма, обеспечивающего пространственно-экономическую
трансформацию СФО на основе опережающего развития системообразующей инфраструктуры;
- созданием долгосрочного прогноза пространственно-экономической трансформации СФО на основе поэтапного опережающего развития системообразующей инфраструктуры;
- разработкой предложений и рекомендаций по актуализации стратегических документов страны, СФО и входящих в его состав субъектов РФ в части внедрения методологии и методик инфраструктурного развития на основе системно-инфраструктурного подхода.
Рис. 2. Структурно-логическая схема реализации методологии пространственно-экономической трансформации территории СФО на основе системообразующей инфраструктуры
Известия ИГЭА, 2014. № 2(94)
Таблица 2
Матрица доминирования системообразующей инфраструктуры СФО (по ОКВЭД) в соответствии с оценкой инфраструктурной адаптивности по основным гетерогенным факторам
Виды экономической деятельности Гетерогенные факторы Удельный вес в ВРП,%
Средообразующий Природно-климатический Пространственный Интеграционный
Виды инфраструктур*
ЖД А Тр В э С Ф Ито- го ЖД А Тр в э С Ф Ито- го ЖД А Тр в э С Ф Ито- го ЖД А Тр В э С Ф Ито- го
Добывающая 1 0 1 0 0 0 0 2 1 0 1 0 0 0 0 2 1 0 1 0 0 0 0 2 1 0 1 0 0 0 0 2 19,6
Обрабатывающая 1 0 1 0 1 0 0 3 1 0 0 0 1 0 0 2 1 0 0 0 1 0 0 2 1 0 1 0 0 0 0 2 33
Производство и распределение электроэнергии 1 0 1 0 1 0 0 3 1 0 1 0 1 0 0 3 1 0 1 0 1 0 0 3 1 0 1 0 1 0 0 3 12,4
Сельское хозяйство 0 1 0 0 1 0 0 2 0 1 0 0 1 0 0 2 0 1 0 0 1 0 0 2 0 1 0 0 1 0 0 2 4,8
Строительство 1 1 0 0 1 0 0 3 1 1 0 0 1 0 0 3 1 1 0 0 1 0 0 3 1 1 0 0 1 0 0 3 5,9
Транспорт 1 1 1 1 1 1 0 6 1 1 1 1 1 1 0 6 1 1 1 1 1 1 0 6 1 1 1 1 1 1 0 6 5,2
Связь 0 0 0 1 1 0 2 0 0 0 1 1 0 2 0 0 0 1 1 0 2 0 0 0 1 1 0 2 1,3
Финансовая деятельность 0 1 0 0 1 1 1 4 0 1 0 0 1 1 1 4 0 1 0 0 1 1 1 4 0 1 0 0 1 1 1 4 3,1
Оптовая и розничная торговля 0 1 0 0 0 0 1 2 0 1 0 0 0 0 1 2 0 1 0 0 0 0 1 2 0 1 0 0 0 0 1 2 10,0
Услуги 1 1 0 0 0 1 1 4 1 1 0 0 0 1 1 4 1 1 0 0 0 1 1 4 1 1 0 0 0 1 1 4 4,7
Величина критерия, всего 7,2 3,0 6,5 0,2 5,4 0,9 1,74 - 8,6 3,0 3,7 0,2 6,8 0,86 1,74 - 8,6 3,0 4,0 0,2 6,8 0,86 1,74 - 8,61 3,0 8,0 0,2 2,7 0,8 1,7 - 100,0
* ЖД — железнодорожная; А — автомобильная; Тр — трубопроводная; В — водная; Э — энергетическая; С — инфраструктуры связи; Ф — финансовая.
РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
На основе изложенной методологической последовательности сформируем матрицу доминирования системообразующей инфраструктуры СФО и осуществим оценку инфраструктурной адаптивности по основным гетерогенным факторам, определив наиболее высокое значение критерия у отдельного вида инфраструктуры, имеющей наибольший коэффициент корреляции в рамках формирования принципа «чувствительности» (табл. 2).
Практическая реализация методологии пространственно-экономической трансформации СФО как региона ресурсного типа позволяет решить крупную экономическую задачу определения стратегического приоритета инфраструктурного развития региона на основе выявления системообразующей инфраструктуры, функционально влияющей на систему взаимодействующих инфраструктур, обеспечивая пространственную трансформацию и экономическое развитие за счет освоения новых территорий и активизации действующего экономического пространства.
В рамках реализованной методологии ПЭТ региона ресурсного типа, включающей методику выявления системообразующей инфраструктуры СФО, теорию ее опережающего развития, влияющей на ПЭТ, в результате чего меняется региональная структура ВРП по видам экономической деятельности, произведем расчет прогнозного значения развития системообразующей инфраструктуры и ее влияния на структуру экономики СФО.
Расчет прогнозных оценок строится с учетом зависимости темпов производства
ВРП СФО в разрезе основных видов экономической деятельности и темпов строительства системообразующей железнодорожной инфраструктуры при стратегическом ориентировании на цели Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г., соответственно, обеспечении принципа «соответствия стратегическим ориентирам».
Опираясь на «схему неоднозначного влияния модернизации инфраструктуры на экономику региона» П. Ритвельда и П. Нийкампа [21], мы разработали статистико-алгоритмическую модель соотношения хронологических показателей за 2000-2012 гг. изменения статистических величин прироста основных видов экономической деятельности (составляющих 100 % ВРП СФО) и величин прироста железнодорожной инфраструктуры — системообразующей инфраструктуры СФО; получили результирующий показатель, определяющий величину роста процентных пунктов соответствующего вида деятельности, приходящийся на один километр ежегодного прироста системообразующей инфраструктуры региона. Таким образом, в основу прогноза заложен механизм зависимости индустриального развития от темпов роста системообразующей железнодорожной инфраструктуры региона.
Дальнейший этап алгоритма прогноза учитывает полученное соотношение результирующего коэффициента по каждому виду деятельности, умноженный на прогнозную величину прироста системообразующей инфраструктуры региона (табл. 3, 4).
Таблица 3
Прогноз пространственно-экономической трансформации СФО на основе поэтапного опережающего развития системообразующей инфраструктуры до 2035 г.
Показатель Сценарий 2010 2013 2016 2020 2025 2030 2035 2035/2010, раз
ВВП РФ, млрд р. Програм- мный 56 831 63 230 69 623 95 602 142 038 211 224 313 821 5,5
ВРП СФО, млрд р. 4 094 5 294 5 694 7 819 11 617 17 275 25 667 6,3
Темпы роста, % 5,6 1,4 4,5 8,3 8,2 8,3 8,3 -
Протяженность железнодорожных путей СФО, км Научно-стра- тегический* 14 594 15 236 15 430 15 962 17 262 19 511 21 520 1,48
Темпы строительства железнодорожных путей, % 0,01 0,15 0,7 0,9 2,5 2,4 1,5
Плотность железнодорожных путей СФО, км/км2 2,85 2,98 3,02 3,12 3,37 3,66 4,04
* Этапы научно-стратегического сценария: I этап — 2016 г., II этап — 2020 г., III этап — 2025 г., IV этап — 2030 г., V этап — 2035 г.
Таблица 4
Соотношение результирующего коэффициента по видам деятельности по научно-стратегическому сценарию прогноза развития системообразующей инфраструктуры Сибирского федерального округа до 2035 г., %
Вид деятельности Коэффициент соотношения 2007 2010 2013 2016 2020 2025 2030 2035
СФО РФ СФО РФ
Добыча полезных ископаемых 0,160 19,6 10,4 10,6 14,6 14,2 13,2 12,0 10,8 9,6 8,0
Обрабатывающая промышленность 0,189 32,6 19,1 31,6 31,9 34,3 37,1 39,8 42,3 42,3 32,0
Производство электрической энергии, газа и воды 0,277 7,8 3,1 9,5 10,6 11,9 13,4 15,1 16,8 16,8 6,0
Строительство 0,205 6,9 5,9 7,1 6,5 5,5 4,5 3,7 2,9 2,9 10,0
Сектор услуг 0,238 38,8 56,7 33,5 33,6 32,6 31,0 29,3 27,4 27,4 37,0
Сельское хозяйство и рыболовство 0,030 3,3 4,8 3,7 3,2 2,5 1,9 1,4 1,0 1,0 7,0
В результате составления прогноза рассчитана прогнозная величина ВРП в разрезе укрупненных видов экономической деятельности. Итоговой величиной прогноза является суммарная величина ВРП, учитывающая все виды деятельности, рассчитанная на основе соотношения результирующего
показателя темпа строительства системообразующей инфраструктуры региона, отражающая трансформацию структуры экономики СФО — снижение доли добывающей и рост обрабатывающей промышленности в условиях различных темпов ежегодного прироста.
Список использованной литературы
1. Андрюшин С. Проблемы эволюционной экономики / С. Андрюшин // Вопросы экономики. — 1997. — № 3. — С. 153-158.
2. Анимица Е. Г. Пространственно-временная парадигма в географии / Е. Г. Анимица, М. Д. Шарыгин // Географический вестник. — 2005. — № 1-2. — С. 11-14.
3. Глазьев С. Ю. Конкурентные преимущества национальной культуры хозяйствования: возможности и проблемы реализации / С. Ю. Глазьев. — М. : Экономика, 2007. — 220 с.
4. Гольц Г. А. Инфраструктура и общество: принципы стратегии опережающего развития России / Г. А. Гольц // Экономическая наука современной России. — 2000. — № 2. — С. 5-21.
5. Гранберг А. Г. Движение регионов России к инновационной экономике / А. Г. Гранберг. — М. : Институт экономики РАН : Наука, 2006. — 408 с.
6. Гранберг А. Г. Теоретические проблемы региональной экономики / А. Г. Гранберг // Регион: экономика и социология. — 1994. — № 1. — С. 13-24.
7. Леонтьев Р. Г. Транспорт и логистика Дальнего Востока РФ: Транспортные коридоры и пограничные переходы / Р. Г. Леонтьев. — Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2008. — 182 с.
8. Маслаков В. В. Модель региона — квазикорпорации / В. В. Маслаков, К. И. Зубков, В. Ю. Пленкин // Регион: экономика и социология. — 2000. — № 2. — С. 17-36.
9. Насретдинов И. Т. Повышение конкурентоспособности региональной системы потребительской кооперации на основе пространственно-экономической трансформации : автореф. дис. ... канд. экон. наук / И. Т. Насретдинов. — М., 2010. — 43 с.
10. Никольский А. Ф. Теория устойчивого развития и вопросы глобальной и национальной безопасности / А. Ф. Никольский. — Иркутск : Сибирская книга, 2012. — 358 с.
11. Последствия вступления России во Всемирную торговую организацию для региональной экономики / А. П. Киреенко, Д. Ю. Федотов, Л. В. Санина [и др.]. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 252 с.
12. Принципы хозяйственной самоорганизации / под ред. Ю. М. Осипова. — М. : Изд-во МГУ, 1993. — 144 с.
13. Промышленность Иркутской области: проблемы, потенциал и перспективы развития / М. А. Винокуров,
А. П. Суходолов, С. В. Чупров, Л. В. Гуляева [и др.] ; под общ. ред. М. А. Винокурова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — 272 с.
14. Рогов В. Ю. Становление геоэкономической стратегии управления национальным хозяйства / В. Ю. Рогов. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2001. — 265 с.
15. Самаруха А. В. Долгосрочное прогнозирование социально-экономического развития региона в условиях перехода на инновационную модель экономики : дис. ... д-ра экон. наук / А. В. Самаруха. — Иркутск, 2010. — 358 с.
16. Самаруха В. И. Основы регионального менеджмента / В. И. Самаруха, Т. Г. Краснова. — Красноярск : Изд-во КГТУ, 2002. — 135 с.
17. Самаруха В. И. Управление финансово-экономическим механизмом железнодорожного транспорта /
B. И. Самаруха, М. А. Мальсагов. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2006. — 119 с.
18. Суспицын С. А. Развитие методов измерения пространственных трансформаций экономики / С. А. Су-спицын // Регион: экономика и социология. — 2007. — № 4. — С. 3-18.
19. Чупров С. В. Нелинейность и устойчивость поведения экономических систем / С. В. Чупров // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). — 2011. — № 6. — URL : http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=14001.
20. Чупров С. В. Управление устойчивостью производственных систем: теория, методология, практика /
C. В. Чупров. — 2-е изд., испр. и доп. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — 354 с.
21. Rietveld P. Transport and Regional Development / P. Rietveld, P. Nijramp // European Transport Economics / ed. by J. Polak, A. Heerje. — Blackwell Publishers, 1993. — P. 134.
References
1. Andryushin S. Problems of evolutionary economics. Voprosy ekonomiki — Issues of Economics, 1997, no. 3, pp. 153-158 (in Russian).
2. Animitsa E. G., Sharygin M. D. Spatiotemporal paradigm in geography. Geograficheskii vestnik — Geographical Bulletin, 2005, no. 1-2, pp. 11-14 (in Russian).
3. Glaziev S. Yu. Konkurentnye preimushchestva natsionalnoi kultury khozyaistvovaniya: vozmozhnosti i proble-my realizatsii [Competitive advantages of national culture of management: opportunities and challenges for implementation]. Moscow, Economics Publ., 2007. 220 p.
4. Golts G. A. Transport and Society: Strategic Principles of Look-into-the-future Development of Russia. Ekonomi-cheskaya nauka sovremennoi Rossii — Economic science of modern Russia, 2000, no. 2, pp. 5-21 (in Russian).
5. Granberg A. G. Dvizhenie regionov Rossii k innovatsionnoi ekonomike [Movement of Russian regions to innovative economy]. Moscow, Institute of Economics of the RAS Publ., Nauka Publ., 2006. 408 p.
6. Granberg A. G. Theoretical issues of regional economics. Region: ekonomika i sotsiologiya — Region: Economics and Sociology, 1994, no. 1, pp. 13-24 (in Russian).
7. Leontiev R. G. Transport i logistika Dalnego Vostoka RF: Transportnye koridory i pogranichnye perekhody [Transportation and logistics of the Russian Far East: transport corridors and border crossings]. Khabarovsk, DVGUPS Publ., 2008. 182 p.
8. Maslakov V. V., Zubkov K. I., Plenkin V. Yu. Quasi-corporation as a regional model. Region: ekonomika i sotsiologiya — Region: Economics and Sociology, 2000, no. 2, pp. 17-36 (in Russian).
9. Nasretdinov I. T. Povyshenie konkurentosposobnosti regionalnoi sistemy potrebitelskoi kooperatsii na osnove prostranstvenno-ekonomicheskoi transformatsii. Avtoref. Kand. Diss. [Increasing the competitiveness of the regional system of consuming cooperation on the basis of spatioeconomic transformation. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2010. 43 p.
10. Nikolskii A. F. Teoriya ustoichivogo razvitiya i voprosy globalnoi i natsionalnoi bezopasnosti [The theory of sustainable development and the issues of global and national security]. Irkutsk, Sibirskaya kniga Publ., 2012. 358 p.
11. Kireenko A. P., Fedotov D. Yu., Sanina L. V. et al. Posledstviya vstupleniya Rossii vo Vsemirnuyu torgovuyu organizatsiyu dlya regional'noi ekonomiki [The consequences of Russia's entry to the World Trade Organization for the regional economy]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 252 p.
12. Osipov Yu. M. (ed.) Printsipy khozyaistvennoi samoorganizatsii [Principles of economic self-organization]. Moscow, MGU Publ., 1993. 144 p.
13. Vinokurov M. A., Sukhodolov A. P., Chuprov S. V., Gulyaeva L. V. et al. Promyshlennost Irkutskoi oblasti: problemy, potentsial i perspektivy razvitiya [Industry in Irkutsk region: problems, potential and prospects]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012. 272 p.
14. Rogov V. Yu. Stanovlenie geoekonomicheskoi strategii upravleniya natsionalnym khozyaistva [Formation of the geonational strategy of economy management]. Irkutsk State Economics Academy Publ., 2001. 265 p.
15. Samarukha A. V. Dolgosrochnoe prognozirovanie sotsia'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona v usloviyakh perekhoda na innovatsionnuyu model ekonomiki. Dokt. Diss. [Long-term forecasting of regional socio-economic development under transition to an innovative model of economy. Doct. Diss.]. Irkutsk, 2010. 358 p.
16. Samarukha V. I., Krasnova T. G. Osnovy regionalnogo menedzhmenta [Basics of regional management]. Krasnoyarsk, KGTU Publ., 2002. 135 p.
17. Samarukha V. I., Malsagov M. A. Upravlenie finansovo-ekonomicheskim mekhanizmom zheleznodorozhno-go transporta [Management of financial and economic mechanism of railway transport]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2006. 119 p.
18. Suspitsyn S. A. Development of economy spatial transformation assessment methods. Region: ekonomika i sotsiologiya — Region: Economics and Sociology, 2007, no. 4, pp. 3-18 (in Russian).
19. Chuprov S. V. Nonlinearity and stability in the behavior of economic systems. Izvestiya Irkutskoy gosudarstven-noy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) (elektronnyy zhurnal) -
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law) (online journal), 2011, no. 6. Available at: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=14001 (in Russian).
20. Chuprov S. V. Upravlenie ustoichivostyu proizvodstvennykh sistem: teoriya, metodologiya, praktika [Managing the sustainability of production systems: theory, methodology, practice]. 2nd ed. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012. 354 p.
21. Rietveld P., Nijramp P. Transport and Regional Development. In Polak J., Heerje A. (eds) European Transport Economics. Blackwell Publishers, 1993. Pp. 134.
Информация об авторе
Савченко Евгений Евгеньевич — кандидат экономических наук, доцент, докторант, Красноярский институт железнодорожного транспорта Иркутского государственного университета путей сообщения, 660028, г. Красноярск, ул. Ладо Кецховели, 89, e-mail: eesvch@yandex.ru.
Author
Savchenko Evgeniy Evgenievich — PhD in Economics, Associate Professor, Candidate for a Doctoral Degree, Krasnoyarsk Railway Institute of Irkutsk State University of Railway Transport, 89 Lado Ketshoveli St., 660028, Krasnoyarsk, Russia, e-mail: eesvch@yandex.ru.