Научная статья на тему 'Теоретико-методологические подходы к устойчивому развитию социально-экономических систем'

Теоретико-методологические подходы к устойчивому развитию социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМАЦИОННО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ЧЕЛОВЕКО-ЦЕНТРИЗМ / УСТОЙЧИВОЕ СОЦИО-ЭКОНОМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / FORMATION AND CIVILIZATION APPROACH / HUMAN-CENTRISM / SUSTAINABLE SOCIALECONOMIC-ENVIRONMENTAL DEVELOPMENT / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Т. Л.

Рассмотрена проблема формирования современной парадигмы устойчивого развития в контексте постулатов цивилизационной концепции, человекоцентризма, взаимосвязи техногенного и социокультурного феноменов, которые в единстве представляют собой фундамент выживания человечества в долгосрочной перспективе. Социо-экономико-экологическое равновесие и развитие СЭС на основе цивилизационного подхода имеет своей целью создание новой модели функционирования экономики, способной упреждать и элиминировать реальныеугрозы и опасности окружения с помощью стратегического планирования и управления системами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS

The problem of the formation of the modern paradigm of sustainable development in the context of the tenet of a civilizational concept, human-centrism, and the relationship of the anthropogenic and sociocultural phenomena, which combined represent the foundation of human long-term survival, has been considered. The social-economic-environmental balance and the development of SES on the basis of a civilizational approach has the creation of a new model the functioning of the economy as its goal, that can anticipate and eliminate real threats and dangers of the environment through strategic planning and systems management.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические подходы к устойчивому развитию социально-экономических систем»

УДК 330.341.4:342.35.33.01

Т.Л. ИВАНОВА, д-р экон. наук, профессор кафедры экономики предприятия, e-mail: [email protected]

ГОУ ВПО «ДонАУиГС», г. Донецк, ДНР

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Рассмотрена проблема формирования современной парадигмы устойчивого развития в контексте постулатов цивили-зационной концепции, человекоцентриз-ма, взаимосвязи техногенного и социокультурного феноменов, которые в единстве представляют собой фундамент выживания человечества в долгосрочной перспективе. Социо-экономико-эколо-гическое равновесие и развитие СЭС на основе цивилизационного подхода имеет своей целью создание новой модели функционирования экономики, способной упреждать и элиминировать реальные угрозы и опасности окружения с помощью стратегического планирования и управления системами.

Ключевые слова: формационно-цивилизационный подход, человеко-центризм, устойчивое социо-экономико-экологическое развитие, стратегия.

Ivanova T.L. Theoretical and methodological approaches to sustainable development of social and economic systems.

The problem of the formation of the modern paradigm of sustainable development in the context of the tenet of a civiliza-tional concept, human-centrism, and the relationship of the anthropogenic and soci-ocultural phenomena, which combined represent the foundation of human long-term survival, has been considered. The social-economic-environmental balance and the development of SES on the basis of a civili-

zational approach has the creation of a new model the functioning of the economy as its goal, that can anticipate and eliminate real threats and dangers of the environment through strategic planning and systems management.

Keywords: formation and civilization approach, human-centrism, sustainable social-economic-environmental development, strategy.

Процессы устойчивого развития сложных социально-экономических систем (СЭС) носят ярко выраженный нелинейный характер и подвержены действию флуктуаций, хаотичных структурных изменений, бифуркаций, которые неизбежно подводят исследователя к использованию методологических принципов равновесия общественных систем на основе динамического подхода, стратегических изменений их социально-экономических параметров, синергетики. С точки зрения синергетики, интегральной целью устойчивого развития сложных СЭС выступает триединство социальной, экологической и экономической устойчивости, последняя из которых, на наш взгляд, является базисной и в значительной степени детерминирует состояние первых двух. Принципы и постулаты системно-синергетического подхода, применяемые для анализа функционирования социоэкономических систем и

© Т.Л. Иванова, 2020

обеспечения их устойчивого развития, предполагают проведение неординарных междисциплинарных исследований в контексте современных концептуальных подходов ряда наук и объединяющих их методов стратегического планирования и управления.

В этой связи актуальным является исследование соотношения формацион-ной и цивилизационной концепций развития в единстве и противоположности их принципиальных основ.

С позиций сегодняшнего дня установлено, что формационный подход как теоретический анализ на базе общественно-экономической формации и ее определяющей составляющей - способа производства, основоположником которой считается К. Маркс, оставаясь важным, несколько исчерпал себя в условиях разнообразия проявлений реальных процессов модернизации национальных экономик [1]. Тем не менее, он требует внимания с точки зрения сопоставления с цивилизационным, который является доминантным в современной экономической науке. В формации, как известно, выделяют базис, которым является экономика, и надстройку, в качестве которых рассматриваются политика, право, духовность, мораль, религия, быт и т.д., а

ведущим критерием классификации формаций на различные виды выступает способ производства. Цивилизационная концепция восходит к понятию «цивилизация» (от лат. «Gvilis» - гражданский, государственный), которое отражает совокупность материальных и духовных достижений общества на определенном этапе его исторического бытия [2, с. 61]. Ее сторонники Еллинек, Кельзен, Корку-нов, Крюгер, Гэлбрейт, Тойнби рассматривают государство прежде всего как оплот духовно-нравственного и культурного развития общества.

Цель работы - синтезировать классические основы экономической и социальной концепций общественного развития и обозначить научно-методологические подходы, позволяющие выявить глубинные закономерности развития современных сложных СЭС и обеспечить эффективное решение многочисленных проблем, возникающих в ходе многоаспектных трансформационных процессов, в контексте постановки и реализации задач устойчивого развития.

Сопоставим взгляды представителей различных школ историко-цивилизационного развития, объединив их в табл. 1.

Таблица 1

Признаки Формационный подход Цивилизационный подход Мир-системный подход

1 2 3 4

Родоначальники К. Маркс, Ф. Энгельс М. Еллинек, Г. Кельзен, Н. Коркунов, Г. Гэлбрейт, А. Тойнби, С. Хартингтон И. Валлерстайн, А.Г. Франк, С. Амин и Дж. Арриго, Ф. Бродель

Период появления и доминирования Утвердился в XVI-XVШ вв. и доминировал в XIX в. Возник в литературе в XVIII в., сформировался в середине XIX - начале XX в. Возник в семидесятые годы ХХ-го в. как закономерное развитие модели модернизации, доминировал в 1950-1960-х годах

Системообразующие теоретико-методологические основы базовой парадигмы Унитарно-стадиальный подход к познанию всемирной истории, в основе которого лежит линейно-прогрессивный процесс изменения низших общественных форм высшими Культурно-исторический, локально-релятивистский подход, многолинейного, циклического и дискретного исторического развития Плюрально-циклический, мир-системный подход, на основе многолинейной парадигмы осмысления истории

Сравнительная характеристика школ историко-цивилизационного развития

Окончание табл. 1

1 2 3 4

Объект исследования Все общество Локальные цивилизации Миры-системы

Основные структурные элементы анализа Социально-экономическая формация, господствующая форма собственности, способ производства в составе производительных сил и производственных отношений, классовая структура общества (социальный класс), государство как надстройка над экономическим базисом Множество культур и цивилизаций, для которых характерны локальность и разно качественность; человек как неотъемлемый элемент культуры, цивилизации, творец истории Стратификационные системы, социальная система, способ производства, формы распределения и обмена, основанные на трех основных формах «экономической интеграции»: реципрокации (recip-rocity), редистрибуции (redistribution) и рыночном обмене

Подход к типологии государств Ядром типологии является общественно-экономический базис, то есть определенная формация, в основе которой лежат материальные факторы Определяется превалированием культурных факторов, которые влияют на уровень научно-технологического прогресса и жизни населения («технологическое» направление) Осуществляется исходя из понятий «глобальная цивилизация», «глобальное сообщество», государства-нации всех аспектов и уровней, локальные культуры, цивилизационные блоки, культурные и этнические анклавы

Факторы, лежащие в основе периодизации Преимущество экономического и технического характера по критерию развития производительных сил Экономические, социополити-ческие, культурные, персона-листические и технологические факторы самоорганизации способности развития Доминирование в экономической стороне: финансовое доминирование, доминирование в торговле, доминирование в производительности

Объект исследования Все общество Локальные цивилизации Миры-системы

Динамика развития Линейный однонаправленный вектор развития (от худшего к лучшему) Цикличность полилинейного (разнонаправленного) развития локальных цивилизаций Цикличность развития

Отношения человек-общество Сведение индивидуального к социальному Сведение социального (общественного) к индивидуальному Сведение индивидуального к социальному

Современное понятие «цивилизация» имеет множество толкований, которые обобщенно возможно продемонстрировать с помощью блок-схемы, представленной на рис. 1 [3-7]. Основы цивилизационного подхода были фундаментально разработаны его основателями - О. Шпенглером [3], Н.Я. Данилевским [4], А. Дж. Тойнби [5], М. Вебером [6], Л. Февром [7]. Современные ученые Ф. Фукуяма [8] и С. Хантингтон [9] так же объясняют всемирно-исторические тенденции и процессы с позиций цивили-зационного подхода.

Концепция миросистемного анализа (World-system), представленная в табл. 1, выделяет пространственно-временную модель социальной структуры со свойствами полилинейности и многофакторности по принципу определения ядра, стратификации, доминирования экономических факторов в периодизации, возведения индивидуального к социальному. В ней современные национальные государства рассматриваются как результат выделения узлов «миро-экономики».

Обращаясь к фундаментальным основам современной методологии устойчивого развития цивилизации, следует обратить внимание также на то обстоятельство, что в природе и обществе осуществляются коэволюционные процессы кумулятивных изменений в контексте взаимосвязей «человек - биосфера» (рис. 2), которые традиционно воспринимаются как гармоничное развитие различных основ [10, с. 12].

Результаты научного обобщения и анализа теорий общественного развития на основе ряда системных признаков позволяют сделать выводы о том, что процессы, которые протекают в русле цикличности социоисторичного развития, в эпоху глубоких трансформационных преобразований невозможно отделить от общеэкономических процессов, в связи с чем актуализируется роль единой теории универсального социоэкономиче-ского цикла эволюционного общественного развития, элементы которого схематично представлены на рис. 3-4.

Рис. 1. Плюралистический подход к определению сущности цивилизации

Рис. 2. Диалектическое единство коэволюции и революции как составляющих эволюционного общественного развития в едином контексте социо-эколого-экономических исследований

Рис. 3. Идея универсального социоэкономического цикла в линейной модели общественного эволюционизма

Стадии экономической и социальной

активности общественного развития

Общая линия эволюции

Экономические циклы

Революция

Рис. 4. Идея универсального социоэкономического цикла в эволюционной модели

общественного развития

В социоисторическом измерении коэволюционные процессы кумулятивных изменений в природе и обществе, по сути, представляют собой дискретные точки на общем полотне эволюции систем, а их особенностями являются накопление отдельных изменений в пределах одного социального исторического цикла и трансформация только системных качеств и векторов социального развития, что отличает их от «революции» как коренного качественного изменения общества. Ведущими постулатами нелинейного эволюционного цикла являются техногенное развитие и одновременный переход к информационной экономике, экономике знаний, которые в единстве способны обеспечить высокий уровень технического развития производства и новое состояние общественно-экономической формации, центром которой является человек как ее главная ценность [11, 12]. По мнению выдающегося английского историка и мыслителя Арнольда Джозефа Тойнби, «цивилизация» - это состояние общества, отличающееся единством культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других признаков [5].

Процессы эволюции политической и экономической национально-государственной и международной среды чрезвычайно усложнили социально-психологическую природу человека как их центрального субъекта и носителя социально-экономических отношений. Учеными доказано, что цивилизация как целостная историческая система должна сочетать социальную, экономическую, политическую и культурно-психологическую подсистемы, и именно это объединяет историко-цивилизационный подход и универсальную парадигму устойчивого развития [13-14]. По нашему глубокому убеждению, несмотря на то, что определение цивилизации содержит множество компонентов, цементи-

рующим и созидательным сегодня выступает культурно-духовный фактор. Его симбиоз с прочими факторами устойчивого развития, их общее исследование и использование на практике способно создать синергетический эффект интегрированной деятельности структурных звеньев системы управления СЭС, функционирующих в условиях неравновесности, необратимости и нелинейности динамики внутренних явлений и процессов. Стратегическое планирование и управление ими должно быть ориентировано на достижение согласованности во времени, скоординированности по направлениям и интенсивности действия отдельных составляющих векторов управляющих воздействий, организованных по специальным схемам и алгоритмам управления новой парадигмы устойчивого развития общества. Сформировалась и продолжает совершенствоваться наднациональная ноосферная парадигма бытия, которая базируется на постулатах цивилизацион-ной концепции трансформации национальных экономик и циклического характера общественного развития. Она предусматривает движение от локальных аспектов функционирования СЭС к всеобщим глобальным связям и выдвигает на первый план фактор знаний как стержень единого универсального интеллекта.

Таким образом, обретает особую ценность новое, не до конца познанное и реализованное свойство современных общественных систем - единство циви-лизационного и социокультурного феноменов развития с их антропологическими, гуманистическими, информационными, инновационными контекстами, которые рассматриваются как фундамент выживания человечества в долгосрочной перспективе. Формой его воплощения является цивилизационная парадигма, позволяющая преодолеть несовершенства формационной концепции и реали-

зовать нелинейно-целостный подход к исследованию социо-экономико-экологи-ческих преобразований.

Как известно, особенностью фор-мационного подхода является то, что он базируется преимущественно на условиях экономического характера, а в категории «формация» основными составляющими являются производительные силы и производственные отношения. Согласно формационной концепции переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем. В ней культурно-духовным и нравственным аспектам жизнедеятельности общества и государства отводится роль производных категорий, определяемых базисом, в то время, как в цивилизационной концепции лич-

ность выдвигается на первый план, рассматривается как важнейший фактор экономической эволюции, значение которого в современных условиях усложнения общественно-политических отношений, а также активных процессов интеграции и глобализации национальных экономик нельзя переоценить. Ключевыми в цивилизационных теориях современных ученых являются идеи, согласно которым цивилизация представляет собой прежде всего социокультурную общность, в основе формирования которой лежат универсальные, надлокальные ценности, имеющие выражение в мировых религиях, системах морали, права и искусства, которые обретают особый смысл при их едином рассмотрении в концепте единого универсального эволюционного цикла (табл. 2).

Таблица 2

Определяющие признаки формационной и цивилизационной парадигм развития общества

Формационная парадигма | Цивилизационная парадигма

Неочевидные сходства

1 2 3

Хронологический подход к 3-м стадиям исторического развития К Маркс: периодизация согласно принципам личной зависимости, вещной зависимости и свободной индивидуальности Д. Белл: доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная стадии развития

Критерии доминирования стадий развития Марксисты: по принципу более высокой производительности труда Постиндустриалисты: по источникам энергии и формами производственного процесса

Методологические принципы построения фаз исторического развития Основоположники марксизма: архаичная, экономическая и коммунистическая общественные формации Сторонники постиндустриализма: аграрное, индустриальное и постиндустриальное общество, или первая, вторая и третья «волны» в истории цивилизации

Переход от одной формации к другой Революционный путь: социальные революции с гражданскими войнами, вооруженными восстаниями и жестокой классовой борьбой Революционный путь: технологические, научно-технические революции

Идентифицированное единство

Цель Общество, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком, творчество - основной вид деятельности, созданы условия для лучшей самореализации личности

Источник прогресса цивилизации Совершенствование форм и методов материального производства

Окончание табл. 2

1 2 3

Очевидные отличия

Парадигма Концепция поступательно-линейного развития общества: по принципу от низшего к высшему Концепция принципиально нелинейного социоисторичного развития: рассмотрение цивилизаций как равноценных, хотя и самобытных исторических форм существования людей

Методологическая основа Универсальный закон развития человечества, абсолютизация экономических факторов развития и в определенной степени игнорирование других, в первую очередь культурных факторов и человека как субъекта исторического процесса Плюралистичность, разделен-ность, центробежность, замкнутость локальных цивилизаций, неповторимость, уникальность социокультурного индивида исторического масштаба

Базовый статус Классовая дифференциация общества, основанного на различных формах собственности, эксплуатация одного класса другим, присвоение одним классом результатов труда другого Существенная роль и исключительная значимость научно-технической революции, научных знаний в целом в социально-экономическом и духовном развитии личности и общества

Главная роль Материального производства, производительных сил, прежде всего средств труда, производственных отношений Коренные изменения техники, технологии и организации производства, то есть развитие производительных сил, прежде всего человека как такового

Основные признаки Исторический характер производственных отношений Технико-экономические, политические, социально-культурные, территориальные, демографические и национальные своеобразия конкретного типа цивилизации

Формы общественных отношений Социальные формы эксплуатации, присущие определенной исторической эпохе Важное значение традиций, обычаев, морали, религиозных взглядов в культурном развитии народа

Характер межличностных отношений Личная зависимость, вещественная зависимость, свободная индивидуальность Наличие общечеловеческих общественных ценностей в контексте определенной цивилизации

Основа трансформационных изменений Характер и способ соединения работников и средств производства: развитие производительных сил требует изменения производственных отношений Важнейшие преобразования, происходящие в пределах определенной социальной общности, изменение форм и методов управления обществом, экономикой

Подходы к разработке теоретико-методологических основ парадигмы устойчивости СЭС, ориентированной на формирование стратегии коэволюции человека и природы, представлены на рис. 5.

Универсальная стратегия человечества, с нашей точки зрения, в целом должна иметь инновационный вектор

развития, который совмещает две очень сложные и разнородные компоненты -техногенную и социокультурную, значением ни одной из которых невозможно пренебречь.

Выводы

Теоретико-методологические основы устойчивости экономики и общества могут быть раскрыты в наибольшей мере,

Подход к разработке концепций теоретической экономики

:5

¡я

я

я я

я о

о я

Я я

я 2 2 ч

ч о

о (И

(И (D

СО Сц

¡Я

¡Я я

а

я а

а я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

« я

я ч

я я

ч я

я я

я о

я я

о

я

(D 2

Неомарксистский

Постмодернистский

____J

Лозунг: воспитание j homo sapiens spiritualitus

Рассматривает признаки функционирования территорий как целостных образований

Рис. 5. Парадигмальныйряд как основа современных экономических исследований

устойчивого развития

если они будут увязаны с подходами, постулатами, принципами, критериями и характеристиками цивилизационной парадигмы их развития, которая уже утвердила себя в процессе эволюционного выбора. С позиций цивилизационного подхода, в настоящее время человека необходимо рассматривать как высшую ценность и непосредственную самоцель общественного развития, что позволяет раскрыть многообразие личности и его роль как основного источника повышения устойчивости социально-экономических систем.

Весьма важным в пределах цивили-зационной концепции является акцентирование внимания на причинно-следственной зависимости между ценностно-культурными ориентирами общества, социально-экономическим и экологическим развитием. Человечество должно найти оптимальные соотношения между их целями, задачами, ресурсным обеспечением, реализуемым в условиях их значительных общепланетарных ограничений, чтобы разработать и внедрить программы социоэкономического, экологического и технико-технологического перевооружения цивилизации, эндогенной основой которых является гуманитарный, социокультурный, нравственный контекст устойчивого развития цивилизации.

Возрастает значение междисциплинарного подхода к проблеме устойчивости, преимуществом которого является значительное обогащение терминологического аппарата экономической теории понятиями, принципами, законами и методами других наук, на фундаменте которых можно построить общие цели и задачи динамического развития как отдельных национальных экономик, так и мирового сообщества в целом.

Парадигмальный ряд современных экономических исследований устойчивого развития, с одной стороны, в опреде-

ленной степени опровергает тезис о том, что постулаты и методы экономической науки являются застывшими и значительно отстают от потребностей сегодняшнего дня. С другой - перечисленные теоретические накопления новейших подходов к исследованию устойчивого развития не решают основной проблемы экономической теории, которая состоит в неотвратимой необходимости изменения его научной парадигмы на основе глубокой теоретико-методологической проработки и обоснования с привлечением ряда современных методов частных наук, таких как когнитивный анализ и прогнозирование, синергетический подход, экономико-математическое моделирование, которые учитывают множественную альтернативность будущих результатов функционирования СЭС. Они могут быть построены на оценке научных фактов, влияющих на изменчивость результатов, как способе изучения различных рыночных ситуаций и проблем с помощью, в частности, мощной математической теории игр, распределения Ховельмо, который является методом оценки системы измерений и информации моделей конкуренции; ARIMA-анализа временных рядов как нового метода прогнозирования, основанного на анализе вероятностных или стохастических характеристик временных рядов и ряде других, которые могут лечь в основу создания современной выскокоэффективной системы оценивания устойчивого развития сложных социально-экономических систем в настоящем и будущих периодах.

Список использованной литературы

1. Иванкина, Л.И. Современная ци-вилизационная парадигма транзитивной потенциальности образования: автореф. дис. ... на соиск. учен. степ. д-ра философ. наук (09.00.11) / Любовь Ивановна

Иванкина; Бурятский государственный университет. - Улан-Удэ, 2006. - 30 с.

2. Алексашина, В.В. Развитие постиндустриальной цивилизации и эволюция биосферы [Электронный ресурс] / В.В. Алексашина // Градостроительство. - 2011. - № 3. - С. 61-74. - URL: https://cyb erleninka.ru/arti cle/v/razvitie-postindustrialnoy-tsivilizatsii-i-evolyutsiya-biosfery

3. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер; [авт. вступит. статьи А.П. Дубнов, авт. комментариев Ю.П. Бубенков и А.П. Дубнов]. - Новосибирск: Наука, 1993. - 592 с.

4. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н.Я. Данилевский. -М.: Книга, 1995. - 574 с.

5. Тойнби, А.Дж. Цивилизация перед судом истории / А.Дж. Тойнби. - М: Айрис-Пресс, 1990. - 592 с.

6. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма [Электронный ресурс] / М. Вебер. - URL: https://chisineu. files.wordpress.com/2012/09/biblioteca_prot estanskaya_etiketa_weber.pdf

7. Февр, Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей / Л. Февр. - М., 1991. - 282 с.

8. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. - М.: АСТ, 2004. - 592 с.

9. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 603 с.

10. Афонин, Э. Великая коэволюция. Глобальные проблемы современности: историко-социологический анализ / Э. Афонин, А. Бандурка, А. Марты-

нов. - К.: Парламент. изд-во, 2003. -383 с.

11. Джелаухян, Л.А. Тенденции исторического развития социально-экономических систем / Л.А. Джелаухян, Н.Х. Палян, Д.С. Танцура // Экономика и управление в XXI веке: стратегии устойчивого развития: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦМС «Наука и Просвещение». - 2019. - 254 с.

12. Фурин, А.Г. Методика применения формационного и цивилизационного подходов к анализу экономики знаний / А.Г. Фурин // Приволжский научный вестник. Экономика и экономические науки. - 2014. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/metodika-primeneniya-format sionnogo-i-tsivilizatsionnogo-podhodov-k-analizu-ekonomiki-znaniy

13. Осипов, Н.Е. Формационный и цивилизационный аспекты анализа категории «производительные силы» общества [Электронный ресурс] / Н.Е. Осипов // Философия и общество. -2004. - С. 80-99. - URL: https:// cyb erleninka.ru/article/n/formatsionnyy-i-tsivilizatsionnyy-aspekty-analiza-kategorii-proizvoditelnye-sily-obschestva

14. Щукина, А.Я. Формационный и цивилизационный подход к социально экономическому развитию: общее понимание и их соотношение [Электронный ресурс] / А.Я. Щукина, А.Н. Васильев, Я.В. Орлов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Экономика и экономические науки. - 2011. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formatsionn yy-i-tsivilizatsionnyy-podhod-k-sotsialno-ekonomicheskomu-razvitiyu-obschee-poni manie-i-ih-sootnoshenie

Статья поступила в редакцию 16.01.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.